🗊Презентация Биосфера. Границы биосферы

Категория: Окружающий мир
Нажмите для полного просмотра!
Биосфера. Границы биосферы, слайд №1Биосфера. Границы биосферы, слайд №2Биосфера. Границы биосферы, слайд №3Биосфера. Границы биосферы, слайд №4Биосфера. Границы биосферы, слайд №5Биосфера. Границы биосферы, слайд №6Биосфера. Границы биосферы, слайд №7Биосфера. Границы биосферы, слайд №8Биосфера. Границы биосферы, слайд №9Биосфера. Границы биосферы, слайд №10Биосфера. Границы биосферы, слайд №11Биосфера. Границы биосферы, слайд №12Биосфера. Границы биосферы, слайд №13Биосфера. Границы биосферы, слайд №14Биосфера. Границы биосферы, слайд №15Биосфера. Границы биосферы, слайд №16Биосфера. Границы биосферы, слайд №17Биосфера. Границы биосферы, слайд №18Биосфера. Границы биосферы, слайд №19Биосфера. Границы биосферы, слайд №20Биосфера. Границы биосферы, слайд №21Биосфера. Границы биосферы, слайд №22Биосфера. Границы биосферы, слайд №23Биосфера. Границы биосферы, слайд №24Биосфера. Границы биосферы, слайд №25Биосфера. Границы биосферы, слайд №26Биосфера. Границы биосферы, слайд №27Биосфера. Границы биосферы, слайд №28Биосфера. Границы биосферы, слайд №29Биосфера. Границы биосферы, слайд №30Биосфера. Границы биосферы, слайд №31Биосфера. Границы биосферы, слайд №32Биосфера. Границы биосферы, слайд №33Биосфера. Границы биосферы, слайд №34Биосфера. Границы биосферы, слайд №35Биосфера. Границы биосферы, слайд №36Биосфера. Границы биосферы, слайд №37Биосфера. Границы биосферы, слайд №38Биосфера. Границы биосферы, слайд №39Биосфера. Границы биосферы, слайд №40Биосфера. Границы биосферы, слайд №41Биосфера. Границы биосферы, слайд №42Биосфера. Границы биосферы, слайд №43Биосфера. Границы биосферы, слайд №44Биосфера. Границы биосферы, слайд №45Биосфера. Границы биосферы, слайд №46Биосфера. Границы биосферы, слайд №47Биосфера. Границы биосферы, слайд №48Биосфера. Границы биосферы, слайд №49Биосфера. Границы биосферы, слайд №50

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Биосфера. Границы биосферы. Доклад-сообщение содержит 50 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Биосфера
Описание слайда:
Биосфера

Слайд 2





Биосфера - это совокупность частей земных оболочек (лито, гидро и атмосфер), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности. 
Биосфера - это совокупность частей земных оболочек (лито, гидро и атмосфер), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности. 
 
Биосфера - или сфера жизни Земли, не занимает обособленного положения, а располагается в пределах других оболочек, охватывая гидросферу, тропосферу и верхнюю часть земной коры - ее приповерхностный и почвенный слои. Живые организмы встречаются и ниже почвенного слоя - в глубоких трещинах, пещерах, подземных водах и даже в нефтеносных слоях на глубине в сотни и тысячи метров.
 
В состав живых организмов входят не менее 60 химических элементов, главные из которых (биогенные элементы) - это C, O, H, N, S, P, K, Fe, Ca и некоторые другие.
Описание слайда:
Биосфера - это совокупность частей земных оболочек (лито, гидро и атмосфер), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности. Биосфера - это совокупность частей земных оболочек (лито, гидро и атмосфер), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.   Биосфера - или сфера жизни Земли, не занимает обособленного положения, а располагается в пределах других оболочек, охватывая гидросферу, тропосферу и верхнюю часть земной коры - ее приповерхностный и почвенный слои. Живые организмы встречаются и ниже почвенного слоя - в глубоких трещинах, пещерах, подземных водах и даже в нефтеносных слоях на глубине в сотни и тысячи метров.   В состав живых организмов входят не менее 60 химических элементов, главные из которых (биогенные элементы) - это C, O, H, N, S, P, K, Fe, Ca и некоторые другие.

Слайд 3





Границы биосферы
В 1926 г. В. И. Вернадский впервые поставил вопрос о границах биосферы; он вернулся к нему в специальной статье "О пределах биосферы" в 1937 г. 
Однако вопрос, как тогда, так и сейчас, не имеет однозначного ответа. 
Какие же физико-химические условия наиболее благоприятны для существования жизни?
Достаточное количество углекислого газа и кислорода.
Достаточное количество воды (причем обязательно - в жидком состоянии).
Температурный режим, исключающий как слишком высокие температуры (вызывающие свертывание белков), так и слишком низкие (прекращающие работу ферментов).
Наличие "прожиточного минимума" элементов минерального питания.
Определенная соленость водной среды.
Описание слайда:
Границы биосферы В 1926 г. В. И. Вернадский впервые поставил вопрос о границах биосферы; он вернулся к нему в специальной статье "О пределах биосферы" в 1937 г. Однако вопрос, как тогда, так и сейчас, не имеет однозначного ответа. Какие же физико-химические условия наиболее благоприятны для существования жизни? Достаточное количество углекислого газа и кислорода. Достаточное количество воды (причем обязательно - в жидком состоянии). Температурный режим, исключающий как слишком высокие температуры (вызывающие свертывание белков), так и слишком низкие (прекращающие работу ферментов). Наличие "прожиточного минимума" элементов минерального питания. Определенная соленость водной среды.

Слайд 4






Жизнь появилась локально в водоемах, а затем распространилась все шире и шире, заняв все материки. 
Крайние пределы температур, которые выносят некоторые формы жизни, - от практически абсолютного нуля до +180°С.
 Давление, при котором существует жизнь, - от долей атмосферы на большой высоте до тысячи и более атмосфер на больших глубинах.
Описание слайда:
Жизнь появилась локально в водоемах, а затем распространилась все шире и шире, заняв все материки. Крайние пределы температур, которые выносят некоторые формы жизни, - от практически абсолютного нуля до +180°С. Давление, при котором существует жизнь, - от долей атмосферы на большой высоте до тысячи и более атмосфер на больших глубинах.

Слайд 5





 
 
Совокупная биомасса Земли составляет примерно 2,4 ∙ 1012 т (около 0,01% массы всей биосферы). 97 % из этого количества занимают растения, 3 % – животные. В настоящее время на Земле известно несколько миллионов видов живых организмов.

Биосфера, ее биохимическая деятельность обеспечивает планетарное равновесие на Земле - равновесное состояние газов, состава природных вод, круговорот вещества. 
Образование живого вещества и аккумуляция им энергии сопровождается
одновременным протеканием  диаметрально противоположных процессов
 – фотосинтез - процесс превращения углекислого газа и воды в углеводы и кислород под действием энергии солнечного света. 
                                                                                                                                         
 – распад органических соединений и превращение их в простые минеральные соединения - СО2, воду, аммиак (NH4) с освобождением энергии; в этом и состоит сущность биологического круговорота вещества.
 
Описание слайда:
    Совокупная биомасса Земли составляет примерно 2,4 ∙ 1012 т (около 0,01% массы всей биосферы). 97 % из этого количества занимают растения, 3 % – животные. В настоящее время на Земле известно несколько миллионов видов живых организмов. Биосфера, ее биохимическая деятельность обеспечивает планетарное равновесие на Земле - равновесное состояние газов, состава природных вод, круговорот вещества. Образование живого вещества и аккумуляция им энергии сопровождается одновременным протеканием диаметрально противоположных процессов – фотосинтез - процесс превращения углекислого газа и воды в углеводы и кислород под действием энергии солнечного света. – распад органических соединений и превращение их в простые минеральные соединения - СО2, воду, аммиак (NH4) с освобождением энергии; в этом и состоит сущность биологического круговорота вещества.  

Слайд 6





Черные курильщики
Живые организмы приспосабливаются к жизни при экстремальных условиях. 
Споры некоторых низших растений выдерживают температуры до -100 - -200°С.
 Бактерии встречаются в горячих источниках при Т=100°С и даже в океанских гидротермах при Т=200-250°С.
Описание слайда:
Черные курильщики Живые организмы приспосабливаются к жизни при экстремальных условиях. Споры некоторых низших растений выдерживают температуры до -100 - -200°С. Бактерии встречаются в горячих источниках при Т=100°С и даже в океанских гидротермах при Т=200-250°С.

Слайд 7





        Внутри, как предполагается, состоит из 
        Внутри, как предполагается, состоит из 
внутреннего ядра (железо, никель, диаметр около 2600 км),
 внешнего ядра (расплавленные железо и никель, толщина около 2250 км) и
 мантии из твердых пород (толщина около 2900 км), отделенной от земной коры поверхностью Мохоровичича. 
 
Поверхность Мохоровичича - граница раздела между земной корой и мантией Земли; выявлена в 1909 югославским сейсмологом А. Мохоровичичем (1857-1936). 
Скорость продольных сейсмических волн при переходе через поверхность Мохоровичича возрастает скачком с 6,7-7,6 до 7,9-8,2 км/с, а плотность с 2,9-3,0 до 3,1-3,5 т/м3.
Кора и верхний слой мантии состоят из 12 основных постоянно движущихся плит, некоторые из которых несут континенты.
Описание слайда:
Внутри, как предполагается, состоит из Внутри, как предполагается, состоит из внутреннего ядра (железо, никель, диаметр около 2600 км), внешнего ядра (расплавленные железо и никель, толщина около 2250 км) и мантии из твердых пород (толщина около 2900 км), отделенной от земной коры поверхностью Мохоровичича.   Поверхность Мохоровичича - граница раздела между земной корой и мантией Земли; выявлена в 1909 югославским сейсмологом А. Мохоровичичем (1857-1936). Скорость продольных сейсмических волн при переходе через поверхность Мохоровичича возрастает скачком с 6,7-7,6 до 7,9-8,2 км/с, а плотность с 2,9-3,0 до 3,1-3,5 т/м3. Кора и верхний слой мантии состоят из 12 основных постоянно движущихся плит, некоторые из которых несут континенты.

Слайд 8





Гидросфера
В общем виде принято деление гидросферы на 
Мировой океан, 
континентальные воды и 
подземные воды. 
     Большая часть воды сосредоточена в океане, значительно меньше — в континентальной речной сети и подземных водах. 
     Также большие запасы воды имеются в атмосфере, в виде облаков и водяного пара. Свыше 96 % объёма гидросферы составляют моря и океаны, около 2 % — подземные воды, около 2 % — льды и снега, около 0,02 % — поверхностные воды суши. 
     Часть воды находится в твёрдом состоянии в виде ледников, снежного покрова и в вечной мерзлоте, представляя собой криосферу.
Описание слайда:
Гидросфера В общем виде принято деление гидросферы на Мировой океан, континентальные воды и подземные воды. Большая часть воды сосредоточена в океане, значительно меньше — в континентальной речной сети и подземных водах. Также большие запасы воды имеются в атмосфере, в виде облаков и водяного пара. Свыше 96 % объёма гидросферы составляют моря и океаны, около 2 % — подземные воды, около 2 % — льды и снега, около 0,02 % — поверхностные воды суши. Часть воды находится в твёрдом состоянии в виде ледников, снежного покрова и в вечной мерзлоте, представляя собой криосферу.

Слайд 9


Биосфера. Границы биосферы, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Биосфера. Границы биосферы, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





ЭКОЛОГИЯ - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
ЭКОЛОГИЯ - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи:
* живые организмы, * популяции, * сообщества, * экосистемы,*экосфера.
 
Живой организм – это любая форма жизнедеятельности.
 
Популяция – это группа организмов одного вида, проживающих в определенном районе (местообитании).
Популяция минимальная самовоспроизводящаяся группа особей одного вида, достаточно долго (в течение многих поколений) населяющая определенную территорию (ареал), постоянно изолированная, свободно скрещивающаяся и в определенной степени изолированная от других популяций того же вида той или иной формой изоляции.
Примерами популяций являются все окуни в пруду, белки в лесах Московской области, население в отдельной стране или население Земли в целом.
 
Вид – это совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях.
Описание слайда:
ЭКОЛОГИЯ - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. ЭКОЛОГИЯ - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи: * живые организмы, * популяции, * сообщества, * экосистемы,*экосфера.   Живой организм – это любая форма жизнедеятельности.   Популяция – это группа организмов одного вида, проживающих в определенном районе (местообитании). Популяция минимальная самовоспроизводящаяся группа особей одного вида, достаточно долго (в течение многих поколений) населяющая определенную территорию (ареал), постоянно изолированная, свободно скрещивающаяся и в определенной степени изолированная от других популяций того же вида той или иной формой изоляции. Примерами популяций являются все окуни в пруду, белки в лесах Московской области, население в отдельной стране или население Земли в целом.   Вид – это совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях.

Слайд 12





Биоценоз (сообщество) – совокупность популяций и особей, длительное время обитающих на одной и той же территории и характеризующиеся тесными, устойчивыми взаимосвязями друг с другом, в которых происходит передача веществ и энергии. 
Биоценоз (сообщество) – совокупность популяций и особей, длительное время обитающих на одной и той же территории и характеризующиеся тесными, устойчивыми взаимосвязями друг с другом, в которых происходит передача веществ и энергии. 
Большинство естественных биоценозов формируются в процессе эволюционного развития. 
Каждая популяция, входящая в биоценоз, выполняет в нем определенную функцию. Эта функция называется экологической нишей данного вида.
 В состав любого биоценоза входят фитоценоз (совокупность растений), зооценоз (совокупность животных), микоценоз (совокупность грибов), ми
кробоценоз (совокупность бактерий).

Группировки совместно обитающих и взаимно связанных организмов называют биоценозами (от латинского bios - жизнь, cenos - общий).
Описание слайда:
Биоценоз (сообщество) – совокупность популяций и особей, длительное время обитающих на одной и той же территории и характеризующиеся тесными, устойчивыми взаимосвязями друг с другом, в которых происходит передача веществ и энергии. Биоценоз (сообщество) – совокупность популяций и особей, длительное время обитающих на одной и той же территории и характеризующиеся тесными, устойчивыми взаимосвязями друг с другом, в которых происходит передача веществ и энергии. Большинство естественных биоценозов формируются в процессе эволюционного развития. Каждая популяция, входящая в биоценоз, выполняет в нем определенную функцию. Эта функция называется экологической нишей данного вида. В состав любого биоценоза входят фитоценоз (совокупность растений), зооценоз (совокупность животных), микоценоз (совокупность грибов), ми кробоценоз (совокупность бактерий). Группировки совместно обитающих и взаимно связанных организмов называют биоценозами (от латинского bios - жизнь, cenos - общий).

Слайд 13





Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодейству-ющих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой.
Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодейству-ющих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой.
Экосистема - понятие очень  широкое и применимо как к естественным (тундра, океан), так и к искусственным комплексам (аквариум). 
Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи также используют термин "биогеоценоз".
Биогеоценоз - это составная часть природного ландшафта и элементарная биотерриториальная единица биосферы.
Все экосистемы Земли составляют экосферу.
Экосфера – совокупность живых и неживых организмов (биосфера), взаимодействующих друг с другом и со своей неживой средой обитания (энергией и химическими веществами) в планетарном масштабе.
 
Описание слайда:
Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодейству-ющих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой. Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодейству-ющих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Другими словами, экосистема - это система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой. Экосистема - понятие очень  широкое и применимо как к естественным (тундра, океан), так и к искусственным комплексам (аквариум). Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи также используют термин "биогеоценоз". Биогеоценоз - это составная часть природного ландшафта и элементарная биотерриториальная единица биосферы. Все экосистемы Земли составляют экосферу. Экосфера – совокупность живых и неживых организмов (биосфера), взаимодействующих друг с другом и со своей неживой средой обитания (энергией и химическими веществами) в планетарном масштабе.  

Слайд 14





АБИОТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМ

Экосистема состоит из различных живых и неживых компонентов. Неживые, или абиотические, компоненты экосистемы включают различные физические и химические факторы. К важным физическим факторам относятся:  солнечный свет; тень;  испарение; ветер; температура; водные течения.
Главными химическими факторами являются питательные элементы и их соединения в атмосфере, гидросфере и земной коре, необходимые в больших или малых количествах для существования, роста и размножения организмов:
наиболее важные для жизни химические элементы, необходимые в больших количествах, называются макроэлементами (С, О, Н, N, P, S, Ca, Mg, K, Na).
элементы, необходимые для жизни в малых или следовых количествах – микроэлементы (Fe, Cu, Zn, Cl).
Описание слайда:
АБИОТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМ Экосистема состоит из различных живых и неживых компонентов. Неживые, или абиотические, компоненты экосистемы включают различные физические и химические факторы. К важным физическим факторам относятся: солнечный свет; тень; испарение; ветер; температура; водные течения. Главными химическими факторами являются питательные элементы и их соединения в атмосфере, гидросфере и земной коре, необходимые в больших или малых количествах для существования, роста и размножения организмов: наиболее важные для жизни химические элементы, необходимые в больших количествах, называются макроэлементами (С, О, Н, N, P, S, Ca, Mg, K, Na). элементы, необходимые для жизни в малых или следовых количествах – микроэлементы (Fe, Cu, Zn, Cl).

Слайд 15





Изменения в составе атмосферы Земли
Описание слайда:
Изменения в составе атмосферы Земли

Слайд 16





БИОТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМ
Описание слайда:
БИОТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМ

Слайд 17





       Основные типы организмов, которые формируют живые, или биотические, компоненты экосистемы, принято подразделять по преобладающему способу питания на продуцентов, консументов и редуцентов.
       Основные типы организмов, которые формируют живые, или биотические, компоненты экосистемы, принято подразделять по преобладающему способу питания на продуцентов, консументов и редуцентов.

Продуценты - это организмы, производящие органические соединения из неорганических. Продуценты (в большинстве своем зеленые растения) создают органические вещества в процессе фотосинтеза или хемосинтеза. Эти органические вещества используются продуцентами как источник энергии и как строительный материал для клеток и тканей организма.
 
Фотосинтез может быть представлен следующим образом:
 

Хемосинтез – преобразование неорганических соединений в питательные органические вещества в отсутствие солнечного света, за счет энергии химических реакций.
Хемосинтез — способ автотрофного питания, при котором источником энергии для синтеза органических веществ из CO2 служат реакции окисления неорганических соединений. Подобный вариант получения энергии используется только бактериями или археями. Явление хемосинтеза было открыто в 1887 году русским учёным С. Н. Виноградским. 
Консументы – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию, питаясь живыми организмами - продуцентами или другими консументами.
 
Редуценты – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию питаясь останками мертвых организмов (животных, растений).
 
Только продуценты способны сами производить для себя пищу. Более того, они непосредственно или косвенно обеспечивают питательными элементами консументов и редуцентов.
Описание слайда:
Основные типы организмов, которые формируют живые, или биотические, компоненты экосистемы, принято подразделять по преобладающему способу питания на продуцентов, консументов и редуцентов. Основные типы организмов, которые формируют живые, или биотические, компоненты экосистемы, принято подразделять по преобладающему способу питания на продуцентов, консументов и редуцентов. Продуценты - это организмы, производящие органические соединения из неорганических. Продуценты (в большинстве своем зеленые растения) создают органические вещества в процессе фотосинтеза или хемосинтеза. Эти органические вещества используются продуцентами как источник энергии и как строительный материал для клеток и тканей организма.   Фотосинтез может быть представлен следующим образом:   Хемосинтез – преобразование неорганических соединений в питательные органические вещества в отсутствие солнечного света, за счет энергии химических реакций. Хемосинтез — способ автотрофного питания, при котором источником энергии для синтеза органических веществ из CO2 служат реакции окисления неорганических соединений. Подобный вариант получения энергии используется только бактериями или археями. Явление хемосинтеза было открыто в 1887 году русским учёным С. Н. Виноградским.  Консументы – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию, питаясь живыми организмами - продуцентами или другими консументами.   Редуценты – организмы, получающие питательные вещества и необходимую энергию питаясь останками мертвых организмов (животных, растений).   Только продуценты способны сами производить для себя пищу. Более того, они непосредственно или косвенно обеспечивают питательными элементами консументов и редуцентов.

Слайд 18





Только продуценты способны сами производить для себя пищу. Более того, они непосредственно или косвенно обеспечивают питательными элементами консументов и редуцентов.
Только продуценты способны сами производить для себя пищу. Более того, они непосредственно или косвенно обеспечивают питательными элементами консументов и редуцентов.
 
По типу питания все продуценты являются автотрофами - сами производят органические вещества из неорганических. Консументы и редуценты по типу питания являются гетеротрофами - питаются органическим веществом, произведенным другими живыми организмами. 
В зависимости от источников питания консументы подразделяются на три основных класса:
 - фитофаги (растительноядные) – это консументы 1-го порядка, питающиеся исключительно живыми растениями. Например, птицы едят семена, почки и листву.
- хищники (плотоядные) – консументы 2-го порядка, которые питаются исключительно растительноядными животными (фитофагами), а также консументы 3-го порядка, питающиеся только плотоядными животными.
-    эврифаги (всеядные), которые могут поедать как растительную, так и животную пищу. Примерами являются свиньи, крысы, лисы, тараканы, а также человек.
 
Существует два основных класса редуцентов:
1.  Детритофаги – напрямую потребляют мертвые организмы или органические остатки. (пример: шакалы, грифы, дождевые черви).
2. Деструкторы – разлагают мертвую органическую материю на простые неорганические соединения (процесс гниения и разложения). Примером могут служить грибы и микроскопические одноклеточные бактерии.
 
Описание слайда:
Только продуценты способны сами производить для себя пищу. Более того, они непосредственно или косвенно обеспечивают питательными элементами консументов и редуцентов. Только продуценты способны сами производить для себя пищу. Более того, они непосредственно или косвенно обеспечивают питательными элементами консументов и редуцентов.   По типу питания все продуценты являются автотрофами - сами производят органические вещества из неорганических. Консументы и редуценты по типу питания являются гетеротрофами - питаются органическим веществом, произведенным другими живыми организмами. В зависимости от источников питания консументы подразделяются на три основных класса: - фитофаги (растительноядные) – это консументы 1-го порядка, питающиеся исключительно живыми растениями. Например, птицы едят семена, почки и листву. - хищники (плотоядные) – консументы 2-го порядка, которые питаются исключительно растительноядными животными (фитофагами), а также консументы 3-го порядка, питающиеся только плотоядными животными. - эврифаги (всеядные), которые могут поедать как растительную, так и животную пищу. Примерами являются свиньи, крысы, лисы, тараканы, а также человек.   Существует два основных класса редуцентов: 1.  Детритофаги – напрямую потребляют мертвые организмы или органические остатки. (пример: шакалы, грифы, дождевые черви). 2. Деструкторы – разлагают мертвую органическую материю на простые неорганические соединения (процесс гниения и разложения). Примером могут служить грибы и микроскопические одноклеточные бактерии.  

Слайд 19





Пример пищево
Описание слайда:
Пример пищево

Слайд 20





ПОТОКИ ЭНЕРГИИ В ЭКОСИСТЕМАХ 
Химическая энергия, накопленная в глюкозе и других углеводородах, используется продуцентами, консументами и редуцентами для поддержания жизнедеятельности, что является частью одностороннего движения энергии через организмы в экосистеме.
 
Преобразование органических соединений в энергию происходит за счет клеточного дыхания в митохондриях клетки. Получение органических соединений происходит в основном за счет фотосинтеза:
Описание слайда:
ПОТОКИ ЭНЕРГИИ В ЭКОСИСТЕМАХ  Химическая энергия, накопленная в глюкозе и других углеводородах, используется продуцентами, консументами и редуцентами для поддержания жизнедеятельности, что является частью одностороннего движения энергии через организмы в экосистеме.   Преобразование органических соединений в энергию происходит за счет клеточного дыхания в митохондриях клетки. Получение органических соединений происходит в основном за счет фотосинтеза:

Слайд 21


Биосфера. Границы биосферы, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22





ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ И ПИЩЕВАЯ СЕТЬ
В функционирующей природной экосистеме не существует отходов. Все организмы, живые или мертвые, потенциально являются пищей для других организмов: гусеница ест листву, дрозд питается гусеницами, ястреб способен съесть дрозда. Когда растения, гусеница, дрозд и ястреб погибают, они в свою очередь перерабатываются редуцентами.
Пищевая цепь – последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Пищевые цепи – это также движение питательных веществ от продуцентов, консументов (травоядных, плотоядных и всеядных) к редуцентам и обратно к продуцентам.
Описание слайда:
ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ И ПИЩЕВАЯ СЕТЬ В функционирующей природной экосистеме не существует отходов. Все организмы, живые или мертвые, потенциально являются пищей для других организмов: гусеница ест листву, дрозд питается гусеницами, ястреб способен съесть дрозда. Когда растения, гусеница, дрозд и ястреб погибают, они в свою очередь перерабатываются редуцентами. Пищевая цепь – последовательность организмов, в которой каждый из них съедает или разлагает другой. Пищевые цепи – это также движение питательных веществ от продуцентов, консументов (травоядных, плотоядных и всеядных) к редуцентам и обратно к продуцентам.

Слайд 23


Биосфера. Границы биосферы, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24





Организмы природных экосистем вовлечены в сложную сеть многих связанных между собой пищевых цепей. Такая сеть называется пищевой сетью.
Организмы природных экосистем вовлечены в сложную сеть многих связанных между собой пищевых цепей. Такая сеть называется пищевой сетью.
Описание слайда:
Организмы природных экосистем вовлечены в сложную сеть многих связанных между собой пищевых цепей. Такая сеть называется пищевой сетью. Организмы природных экосистем вовлечены в сложную сеть многих связанных между собой пищевых цепей. Такая сеть называется пищевой сетью.

Слайд 25





      Движение энергии в экосистемах происходит посредством двух связанных типов пищевых сетей: пастбищной и детритной.
      Движение энергии в экосистемах происходит посредством двух связанных типов пищевых сетей: пастбищной и детритной.
Описание слайда:
Движение энергии в экосистемах происходит посредством двух связанных типов пищевых сетей: пастбищной и детритной. Движение энергии в экосистемах происходит посредством двух связанных типов пищевых сетей: пастбищной и детритной.

Слайд 26





Поток энергии через пастбищную пищевую цепь
Описание слайда:
Поток энергии через пастбищную пищевую цепь

Слайд 27





ПИРАМИДЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ
      С каждым переходом из одного трофического уровня в другой в пределах пищевой цепи или сети совершается работа и в окружающую среду выделяется тепловая энергия, а количество энергии высокого качества, используемой организмами следующего трофического уровня, снижается.
 
     Правило 10%: при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии теряется, и 10% передается на следующий уровень.
     
      Чем длиннее пищевая цепь, тем больше теряется полезной энергии. Поэтому длина пищевой цепи обычно не превышает 4 - 5 звеньев.
Описание слайда:
ПИРАМИДЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ С каждым переходом из одного трофического уровня в другой в пределах пищевой цепи или сети совершается работа и в окружающую среду выделяется тепловая энергия, а количество энергии высокого качества, используемой организмами следующего трофического уровня, снижается.   Правило 10%: при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии теряется, и 10% передается на следующий уровень. Чем длиннее пищевая цепь, тем больше теряется полезной энергии. Поэтому длина пищевой цепи обычно не превышает 4 - 5 звеньев.

Слайд 28





Пирамиды численностей и биомасс
     Мы можем собрать все образцы организмов в экосистеме и подсчитать численность всех видов, обнаруженных на каждом трофическом уровне. 
    Такая информация необходима для создания пирамиды численностей для экосистем.
Описание слайда:
Пирамиды численностей и биомасс Мы можем собрать все образцы организмов в экосистеме и подсчитать численность всех видов, обнаруженных на каждом трофическом уровне. Такая информация необходима для создания пирамиды численностей для экосистем.

Слайд 29





Упрощенный вариант экологической пирамиды
Описание слайда:
Упрощенный вариант экологической пирамиды

Слайд 30





            Сухой вес всех органических веществ, содержащихся в организмах экосистемы, называется биомассой. 
            Сухой вес всех органических веществ, содержащихся в организмах экосистемы, называется биомассой. 
      Каждый трофический уровень пищевой цепи или сети содержит определенное количество биомассы. Ее можно вычислить, если собрать все живые организмы с различных произвольно выбранных участков. Собранные экземпляры необходимо рассортировать по трофическим уровням, высушить и взвесить. Полученные данные в дальнейшем используются для построения пирамиды биомасс для определенной экосистемы.
 
Описание слайда:
Сухой вес всех органических веществ, содержащихся в организмах экосистемы, называется биомассой. Сухой вес всех органических веществ, содержащихся в организмах экосистемы, называется биомассой. Каждый трофический уровень пищевой цепи или сети содержит определенное количество биомассы. Ее можно вычислить, если собрать все живые организмы с различных произвольно выбранных участков. Собранные экземпляры необходимо рассортировать по трофическим уровням, высушить и взвесить. Полученные данные в дальнейшем используются для построения пирамиды биомасс для определенной экосистемы.  

Слайд 31





КРУГОВОРОТЫ 
ВЕЩЕСТВ В ЭКОСИСТЕМАХ
Описание слайда:
КРУГОВОРОТЫ ВЕЩЕСТВ В ЭКОСИСТЕМАХ

Слайд 32





I. Круговорот углерода
Описание слайда:
I. Круговорот углерода

Слайд 33


Биосфера. Границы биосферы, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34






     Углерод является основным «строительным материалом» молекул углеводов, жиров, белков, нуклеиновых кислот (таких как ДНК и РНК) и других важных для жизни органических соединений.
      Вмешательство человека в круговорот углерода резко возрастает, особенно начиная с 1950-х годов, из-за быстрого роста населения и использования ресурсов, и происходит оно в основном двумя способами:
-    сведение лесов и другой растительности без достаточных лесовосстановительных работ, в связи с чем уменьшается общее количество растительности, способной поглощать СО2.
-    сжигание углеродосодержащих ископаемых видов топлива и древесины. Образующийся при этом углекислый газ попадает в атмосферу.
 
Описание слайда:
Углерод является основным «строительным материалом» молекул углеводов, жиров, белков, нуклеиновых кислот (таких как ДНК и РНК) и других важных для жизни органических соединений. Вмешательство человека в круговорот углерода резко возрастает, особенно начиная с 1950-х годов, из-за быстрого роста населения и использования ресурсов, и происходит оно в основном двумя способами: - сведение лесов и другой растительности без достаточных лесовосстановительных работ, в связи с чем уменьшается общее количество растительности, способной поглощать СО2. - сжигание углеродосодержащих ископаемых видов топлива и древесины. Образующийся при этом углекислый газ попадает в атмосферу.  

Слайд 35





II. Круговорот азота
Рис. Упрощенная диаграмма круговорота азота.
 
Описание слайда:
II. Круговорот азота Рис. Упрощенная диаграмма круговорота азота.  

Слайд 36


Биосфера. Границы биосферы, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37





     Вмешательство человека в круговорот азота состоит в следующем:
     Вмешательство человека в круговорот азота состоит в следующем:
 
     Сжигание древесины или ископаемого топлива (NO). Оксид азота затем соединяется в атмосфере с кислородом и образует диоксид азота (NO2), который при взаимодействии с водяным паром может образовывать азотную кислоту (HNO3).
     
     Производство азотных удобрений и их широкое применение.
     
     Увеличение количества нитрат-ионов и ионов аммония в водных экосистемах при попадании в них загрязненных стоков с животноводческих ферм, смытых с полей азотных удобрений, а также очищенных и неочищенных коммунально-бытовых канализационных стоков.
Описание слайда:
Вмешательство человека в круговорот азота состоит в следующем: Вмешательство человека в круговорот азота состоит в следующем:   Сжигание древесины или ископаемого топлива (NO). Оксид азота затем соединяется в атмосфере с кислородом и образует диоксид азота (NO2), который при взаимодействии с водяным паром может образовывать азотную кислоту (HNO3). Производство азотных удобрений и их широкое применение. Увеличение количества нитрат-ионов и ионов аммония в водных экосистемах при попадании в них загрязненных стоков с животноводческих ферм, смытых с полей азотных удобрений, а также очищенных и неочищенных коммунально-бытовых канализационных стоков.

Слайд 38





III. Круговорот фосфора
Рис. Упрощенная диаграмма круговорота фосфора.
Описание слайда:
III. Круговорот фосфора Рис. Упрощенная диаграмма круговорота фосфора.

Слайд 39





1.       разработка недр  
1.       разработка недр  
2.       разработка недр
3.       сток и эрозия
4.       выщелачивание
5.       выщелачивание и эрозия
6.       речной сток
7.       разложение
8.       отходы и разложение
9.       птицы, питающиеся рыбой.
 
       Вмешательство человека в круговорот фосфора сводится в основном к двум вариантам:
добыча больших количеств фосфатных руд для производств минеральных удобрений и  моющих средств,
увеличение избытка фосфат-ионов в водных экосистемах при попадании в них загрязненных стоков с животноводческих ферм, смытых с полей фосфатных удобрений, а также  очищенных и неочищенных коммунально-бытовых стоков.
 
Описание слайда:
1.       разработка недр 1.       разработка недр 2.       разработка недр 3.       сток и эрозия 4.       выщелачивание 5.       выщелачивание и эрозия 6.       речной сток 7.       разложение 8.       отходы и разложение 9.       птицы, питающиеся рыбой.   Вмешательство человека в круговорот фосфора сводится в основном к двум вариантам: добыча больших количеств фосфатных руд для производств минеральных удобрений и моющих средств, увеличение избытка фосфат-ионов в водных экосистемах при попадании в них загрязненных стоков с животноводческих ферм, смытых с полей фосфатных удобрений, а также очищенных и неочищенных коммунально-бытовых стоков.  

Слайд 40





IV. Круговорот серы
Рис. Упрощенная диаграмма круговорота серы.
Описание слайда:
IV. Круговорот серы Рис. Упрощенная диаграмма круговорота серы.

Слайд 41





 
 
    Около трети всех соединений серы и 99% диоксида серы, попадающих в атмосферу, имеют антропогенное происхождение. 
Сжигание серосодержащих углей и нефти для производства электроэнергии дает примерно две трети всех антропогенных выбросов диоксида серы в атмосферу. 
Оставшаяся треть выделяется во время таких технологических процессов, как переработка нефти, выплавка металлов из серосодержащих медных, свинцовых и цинковых руд.
Описание слайда:
    Около трети всех соединений серы и 99% диоксида серы, попадающих в атмосферу, имеют антропогенное происхождение. Сжигание серосодержащих углей и нефти для производства электроэнергии дает примерно две трети всех антропогенных выбросов диоксида серы в атмосферу. Оставшаяся треть выделяется во время таких технологических процессов, как переработка нефти, выплавка металлов из серосодержащих медных, свинцовых и цинковых руд.

Слайд 42





V. Круговорот воды
 
 
Круговорот воды или гидрологический цикл, в процессе которого происходит накопление, очистка и перераспределение планетарного запаса воды.
Человек вмешивается в круговорот воды двумя способами:
1.       Забор больших количеств пресной воды из рек, озер и водоносных горизонтов. В густозаселенных или интенсивно орошаемых районах водозабор привел к истощению запасов грунтовых вод или к вторжению соленой океанической воды в подземные водоносные горизонты.
2.       Сведение растительного покрова суши в интересах развития сельского хозяйства, при добыче полезных ископаемых, строительстве дорог, автостоянок, жилья и других видах деятельности. Это приводит к уменьшению просачивания поверхностных вод под землю, что сокращает пополнение запасов грунтовых вод, увеличивает риск наводнений и повышает интенсивность поверхностного стока, тем самым, усиливая эрозию почв.
Описание слайда:
V. Круговорот воды     Круговорот воды или гидрологический цикл, в процессе которого происходит накопление, очистка и перераспределение планетарного запаса воды. Человек вмешивается в круговорот воды двумя способами: 1.       Забор больших количеств пресной воды из рек, озер и водоносных горизонтов. В густозаселенных или интенсивно орошаемых районах водозабор привел к истощению запасов грунтовых вод или к вторжению соленой океанической воды в подземные водоносные горизонты. 2.       Сведение растительного покрова суши в интересах развития сельского хозяйства, при добыче полезных ископаемых, строительстве дорог, автостоянок, жилья и других видах деятельности. Это приводит к уменьшению просачивания поверхностных вод под землю, что сокращает пополнение запасов грунтовых вод, увеличивает риск наводнений и повышает интенсивность поверхностного стока, тем самым, усиливая эрозию почв.

Слайд 43


Биосфера. Границы биосферы, слайд №43
Описание слайда:

Слайд 44


Биосфера. Границы биосферы, слайд №44
Описание слайда:

Слайд 45





Роли и взаимодействия видов 
в экосистемах
Описание слайда:
Роли и взаимодействия видов  в экосистемах

Слайд 46





Экологическая ниша – это комплекс всех физических, химических и биологических факторов среды, которые необходимы тому или иному биологическому виду для жизни, роста и размножения в данной экосистеме. Понятие ниши включает в себя и роль организма в экосистеме.
Экологическая ниша – это комплекс всех физических, химических и биологических факторов среды, которые необходимы тому или иному биологическому виду для жизни, роста и размножения в данной экосистеме. Понятие ниши включает в себя и роль организма в экосистеме.
 
Известная аналогия утверждает, что местообитания организма – это его «адрес» в экосистеме, тогда как его экологическая ниша – его «род занятий» и «стиль жизни». Например, местообитание  дрозда включает в себя леса, парки, луга, сады, огороды и дворы. Его же экологическая ниша включает такие факторы, как гнездование и высиживание птенцов на деревьях, питание насекомыми, земляными червями и плодами, перенос плодово-ягодных семян со своими экскрементами.
 
Каждый биологический вид играет определенную роль в своей экосистеме. Экологи доказали, что некоторые виды, называемые ключевыми видами, кардинально влияют на многие другие организмы в экосистеме. Исчезновение ключевого вида из экосистемы может спровоцировать целый каскад резких падений численности популяции и даже вымирание тех видов, которые зависели от него в той или иной форме.
Описание слайда:
Экологическая ниша – это комплекс всех физических, химических и биологических факторов среды, которые необходимы тому или иному биологическому виду для жизни, роста и размножения в данной экосистеме. Понятие ниши включает в себя и роль организма в экосистеме. Экологическая ниша – это комплекс всех физических, химических и биологических факторов среды, которые необходимы тому или иному биологическому виду для жизни, роста и размножения в данной экосистеме. Понятие ниши включает в себя и роль организма в экосистеме.   Известная аналогия утверждает, что местообитания организма – это его «адрес» в экосистеме, тогда как его экологическая ниша – его «род занятий» и «стиль жизни». Например, местообитание дрозда включает в себя леса, парки, луга, сады, огороды и дворы. Его же экологическая ниша включает такие факторы, как гнездование и высиживание птенцов на деревьях, питание насекомыми, земляными червями и плодами, перенос плодово-ягодных семян со своими экскрементами.   Каждый биологический вид играет определенную роль в своей экосистеме. Экологи доказали, что некоторые виды, называемые ключевыми видами, кардинально влияют на многие другие организмы в экосистеме. Исчезновение ключевого вида из экосистемы может спровоцировать целый каскад резких падений численности популяции и даже вымирание тех видов, которые зависели от него в той или иной форме.

Слайд 47





Специализированные и общие ниши

 
     Экологические ниши всех организмов можно разделить на специализированные и общие – в зависимости от их основных источников питания, размеров местообитания и чувствительности к температуре и другим физико-химическим факторам среды.
      Специализированные ниши: большинство видов растений и животных.
 
      Общие ниши: мухи, тараканы, мыши, крысы и люди.
     Чем более узко специализирована экологическая ниша, тем уязвимее вид.
     Два вида не могут продолжительное время занимать одну экологическую нишу.
Описание слайда:
Специализированные и общие ниши   Экологические ниши всех организмов можно разделить на специализированные и общие – в зависимости от их основных источников питания, размеров местообитания и чувствительности к температуре и другим физико-химическим факторам среды. Специализированные ниши: большинство видов растений и животных. Общие ниши: мухи, тараканы, мыши, крысы и люди. Чем более узко специализирована экологическая ниша, тем уязвимее вид. Два вида не могут продолжительное время занимать одну экологическую нишу.

Слайд 48





ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВИДОВ

Межвидовая конкуренция
 
       Пока экосистема обладает достаточным количеством ресурсов общего пользования, разные виды потребляют их сообща. Однако если два или более видов в одной экосистеме начнут потреблять один и тот же дефицитный ресурс, они окажутся в отношениях межвидовой конкуренции.
 
       Вид получает преимущество в межвидовой конкуренции, если для него характерны:
более интенсивное размножение;
адаптация к более широкому диапазону температуры, освещенности, солености воды или концентрации определенных вредных веществ;
лишение конкурента доступа к ресурсу.
        Способы снижения межвидовой конкуренции:
переселение в другой район;
переход на более труднодоступную или трудно усваиваемую пищу;
смена времени и места добычи корма.
Описание слайда:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВИДОВ Межвидовая конкуренция   Пока экосистема обладает достаточным количеством ресурсов общего пользования, разные виды потребляют их сообща. Однако если два или более видов в одной экосистеме начнут потреблять один и тот же дефицитный ресурс, они окажутся в отношениях межвидовой конкуренции.   Вид получает преимущество в межвидовой конкуренции, если для него характерны: более интенсивное размножение; адаптация к более широкому диапазону температуры, освещенности, солености воды или концентрации определенных вредных веществ; лишение конкурента доступа к ресурсу. Способы снижения межвидовой конкуренции: переселение в другой район; переход на более труднодоступную или трудно усваиваемую пищу; смена времени и места добычи корма.

Слайд 49





Хищничество

 
        Наиболее характерной формой взаимодействия видов в пищевых цепях и сетях является хищничество, при котором отдельная особь одного вида (хищник) питается организмами (или частями организмов) другого вида (жертвы), причем хищник живет отдельно от жертвы. Эти два вида организмов вовлечены в отношения типа хищник – жертва.
       
       Виды-жерты пользуются целым рядом защитных механизмов, чтобы не стать легкой добычей для хищников:
умение быстро бегать или летать;
обладание толстой кожей или панцирем;
обладание защитной окраской или способом изменять цвет;
умение выделять химические вещества с запахом или вкусом, отпугивающим хищника или даже отравляющим его.
 
      У хищников тоже есть несколько способов добычи жертвы:
умение быстро бегать (например, гепард);
охота стаями (например, пятнистые гиены, львы, волки);
отлов в качестве жертв, преимущественно больных, раненых и прочих неполноценных особей;
четвертый путь обеспечения себя животной пищей – это путь, по которому пошел человек разумный, путь изобретения орудий охоты и ловушек, а также одомашнивания животных.
Описание слайда:
Хищничество   Наиболее характерной формой взаимодействия видов в пищевых цепях и сетях является хищничество, при котором отдельная особь одного вида (хищник) питается организмами (или частями организмов) другого вида (жертвы), причем хищник живет отдельно от жертвы. Эти два вида организмов вовлечены в отношения типа хищник – жертва. Виды-жерты пользуются целым рядом защитных механизмов, чтобы не стать легкой добычей для хищников: умение быстро бегать или летать; обладание толстой кожей или панцирем; обладание защитной окраской или способом изменять цвет; умение выделять химические вещества с запахом или вкусом, отпугивающим хищника или даже отравляющим его.   У хищников тоже есть несколько способов добычи жертвы: умение быстро бегать (например, гепард); охота стаями (например, пятнистые гиены, львы, волки); отлов в качестве жертв, преимущественно больных, раненых и прочих неполноценных особей; четвертый путь обеспечения себя животной пищей – это путь, по которому пошел человек разумный, путь изобретения орудий охоты и ловушек, а также одомашнивания животных.

Слайд 50





Еще один тип взаимодействия видов – паразитизм. 
Еще один тип взаимодействия видов – паразитизм. 
 
       Паразиты питаются за счет другого организма, называемого хозяином, однако в отличие от хищников они живут на хозяине или внутри его организма на протяжении значительной части их жизненного цикла. Паразит использует для своей жизнедеятельности питательные вещества хозяина, тем самым постепенно ослабляя и нередко даже убивая его.
       Например, ленточные черви, болезнетворные бактерии и другие паразиты живут внутри своих хозяев. Вши, клещи и такие растения-паразиты, как омела белая, прикрепляются к своим хозяевам снаружи. 
 
Мутуализм
 
       Нередко случается, что два различных вида организмов непосредственно взаимодействуют таким образом, что приносят друг другу взаимную пользу. Такие взаимовыгодные межвидовые взаимодействия называются мутуализмом. Например, цветы и насекомые-опылители.
 
Комменсализм
 
       Комменсализм характеризуется тем, что один из двух видов извлекает из межвидового взаимодействия пользу, тогда как на другом это практически никак не отражается (ни положительно, ни отрицательно). Например, рачки в челюстях кита.
Описание слайда:
Еще один тип взаимодействия видов – паразитизм. Еще один тип взаимодействия видов – паразитизм.   Паразиты питаются за счет другого организма, называемого хозяином, однако в отличие от хищников они живут на хозяине или внутри его организма на протяжении значительной части их жизненного цикла. Паразит использует для своей жизнедеятельности питательные вещества хозяина, тем самым постепенно ослабляя и нередко даже убивая его. Например, ленточные черви, болезнетворные бактерии и другие паразиты живут внутри своих хозяев. Вши, клещи и такие растения-паразиты, как омела белая, прикрепляются к своим хозяевам снаружи.   Мутуализм   Нередко случается, что два различных вида организмов непосредственно взаимодействуют таким образом, что приносят друг другу взаимную пользу. Такие взаимовыгодные межвидовые взаимодействия называются мутуализмом. Например, цветы и насекомые-опылители.   Комменсализм   Комменсализм характеризуется тем, что один из двух видов извлекает из межвидового взаимодействия пользу, тогда как на другом это практически никак не отражается (ни положительно, ни отрицательно). Например, рачки в челюстях кита.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию