🗊Презентация Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки»

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №1Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №2Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №3Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №4Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №5Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №6Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №7Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №8Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №9Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №10Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №11Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №12Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №13Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №14Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №15Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №16Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №17Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №18Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №19Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №20Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №21Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №22Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №23Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №24Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №25Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №26Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №27Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №28Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №29Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №30Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №31Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №32Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №33

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки». Доклад-сообщение содержит 33 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Определение ключевых категорий
Определение ключевых категорий

Философия науки – область философии, имеющая своим предметом природу и историю научного знания, формы и методы его построения и развития
Философия науки исследует проблемы возникновения и роста науч­ного знания на разных стадиях общественного развития
 Объект: наука
Предмет: наука в историко-философском измерении 
Философия (от гр. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях
Описание слайда:
Определение ключевых категорий Определение ключевых категорий Философия науки – область философии, имеющая своим предметом природу и историю научного знания, формы и методы его построения и развития Философия науки исследует проблемы возникновения и роста науч­ного знания на разных стадиях общественного развития Объект: наука Предмет: наука в историко-философском измерении Философия (от гр. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях

Слайд 3






Античный период
Описание слайда:
Античный период

Слайд 4





В Древней Индии  этап формирования научного знания зафиксирован в «Ведах» и «Упанишадах»
В Древней Индии  этап формирования научного знания зафиксирован в «Ведах» и «Упанишадах»

Веды: это совокупность мифов, молитв, богооткровенные писания, в которых подробным образом описана природа этого мира, природа человека, Бога, души. Слово «веда» буквально означает «знание». В ведах фиксируется феномен натурфилофии. Вед насчитывается четыре; это Риг-веда, Сама-веда, Атхарва-веда и Яджур-веда 
Упанишады: (буквально означает «сидеть около», т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как «тайное, сокровенное учение») по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником) 
Онтология в Упанишадах: В основе мира разные начала в одном случае – это пища, а в другом случае – это некое бестелесное начало – атман
Гносеология в Упанишадах: выделяется 2 вида познания: 
На основе ощущений и наблюдений – это низшее познание
На основе мистических интуиций. Основная идея – отвлеченность от внешней действительности и сосредоточенность на внутреннем созерцании (самосозерцании) – это высшее познание
Описание слайда:
В Древней Индии этап формирования научного знания зафиксирован в «Ведах» и «Упанишадах» В Древней Индии этап формирования научного знания зафиксирован в «Ведах» и «Упанишадах» Веды: это совокупность мифов, молитв, богооткровенные писания, в которых подробным образом описана природа этого мира, природа человека, Бога, души. Слово «веда» буквально означает «знание». В ведах фиксируется феномен натурфилофии. Вед насчитывается четыре; это Риг-веда, Сама-веда, Атхарва-веда и Яджур-веда Упанишады: (буквально означает «сидеть около», т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как «тайное, сокровенное учение») по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником) Онтология в Упанишадах: В основе мира разные начала в одном случае – это пища, а в другом случае – это некое бестелесное начало – атман Гносеология в Упанишадах: выделяется 2 вида познания: На основе ощущений и наблюдений – это низшее познание На основе мистических интуиций. Основная идея – отвлеченность от внешней действительности и сосредоточенность на внутреннем созерцании (самосозерцании) – это высшее познание

Слайд 5






В Древне Китае этот этап зафиксирован в «книге перемен» (Ицзин). Описывает сложившуюся ситуацию и дает варианты ее развития, в зависимости от тех действий, которые Вы предпримите или не предпримите. 
В древнекитайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Основной тезис которого «все сущее подчиняется законом неба».
Описание слайда:
В Древне Китае этот этап зафиксирован в «книге перемен» (Ицзин). Описывает сложившуюся ситуацию и дает варианты ее развития, в зависимости от тех действий, которые Вы предпримите или не предпримите.  В древнекитайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Основной тезис которого «все сущее подчиняется законом неба».

Слайд 6





Лао-Цзы
Лао-Цзы считается родоначальником даосизма. Центральной категорией даосизма является Дао, «дорога, по которой ходят люди». Его словарные значения чрезвычайно разнообразны: «путь», «дорога», «правда», «истина», «учение».
В понятии Дао, одновременно соединен онтологический и гносеологический аспект. Дао – это родоначальник всего сущего, принцип, лежащий в основе мира. Это правильный путь познания. 
«Дао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию»
 («Дао-дэ-цзин», §42)
Описание слайда:
Лао-Цзы Лао-Цзы считается родоначальником даосизма. Центральной категорией даосизма является Дао, «дорога, по которой ходят люди». Его словарные значения чрезвычайно разнообразны: «путь», «дорога», «правда», «истина», «учение». В понятии Дао, одновременно соединен онтологический и гносеологический аспект. Дао – это родоначальник всего сущего, принцип, лежащий в основе мира. Это правильный путь познания. «Дао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию» («Дао-дэ-цзин», §42)

Слайд 7





Конфуций
Древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Принимает Дао, размышлял о социальных отношениях на основе патриархальности, иерархии и «золотой середины» (правило умеренности)
Цель конфуцианского учения – социальная гармония, достигнутая усилием каждого члена общества
Описание слайда:
Конфуций Древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Принимает Дао, размышлял о социальных отношениях на основе патриархальности, иерархии и «золотой середины» (правило умеренности) Цель конфуцианского учения – социальная гармония, достигнутая усилием каждого члена общества

Слайд 8






Научное сознание в Древней Греции формируется сквозь призму материализма и идеализма
Описание слайда:
Научное сознание в Древней Греции формируется сквозь призму материализма и идеализма

Слайд 9





Демокрит
Онтология Демокрита строилась на том, что в основе всего сущего – атомы
Характеристика атома: согласно Демокриту атомы представляют собой цилиндрические точки, которые изменяются на основе жесткой детерминации (определение перспективы объекта). Что означает, движение атомов осуществляется по строгой, определенной траектории. 
Из атомов состоят не только вещи, но и Боги 
данный аспект означает, что впервые возникает предпосылка к преодолению суеверности.
Описание слайда:
Демокрит Онтология Демокрита строилась на том, что в основе всего сущего – атомы Характеристика атома: согласно Демокриту атомы представляют собой цилиндрические точки, которые изменяются на основе жесткой детерминации (определение перспективы объекта). Что означает, движение атомов осуществляется по строгой, определенной траектории. Из атомов состоят не только вещи, но и Боги данный аспект означает, что впервые возникает предпосылка к преодолению суеверности.

Слайд 10





Эпикур
Эпикур пытается обосновать принцип свободы. Он отказывается от закона Демокрита о жесткой детерминации, согласно Эпикуру: атомы движутся, но затем они меняют направление – это и есть проявлением свободы.
Описание слайда:
Эпикур Эпикур пытается обосновать принцип свободы. Он отказывается от закона Демокрита о жесткой детерминации, согласно Эпикуру: атомы движутся, но затем они меняют направление – это и есть проявлением свободы.

Слайд 11





Гераклит
Гераклит закладывает идеи «наивной (стихийной) диалектики». 
Он полагал, что в основе всего сущего находится – огонь. Огонь первопричина живого, фундамент мирового создания. 
По мнению Гераклита все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Гераклиту принадлежат слова: 
«Все течет; в одну и ту же реку нельзя войти дважды» - т.е. нет ничего устойчивого. «Мир не создан богами, а был, есть и будет вечно живым огнем, воспламеняющимся и угасающим». 
Огонь – образ вечного движения. Гераклит подчеркивает постоянную изменчивость вещей.
Описание слайда:
Гераклит Гераклит закладывает идеи «наивной (стихийной) диалектики». Он полагал, что в основе всего сущего находится – огонь. Огонь первопричина живого, фундамент мирового создания. По мнению Гераклита все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Гераклиту принадлежат слова: «Все течет; в одну и ту же реку нельзя войти дважды» - т.е. нет ничего устойчивого. «Мир не создан богами, а был, есть и будет вечно живым огнем, воспламеняющимся и угасающим». Огонь – образ вечного движения. Гераклит подчеркивает постоянную изменчивость вещей.

Слайд 12





Зенон
Зенон рассматривает проблему развития через движение. Зенон отстаивал позицию единства, целостности и неизменности сущего. В апориях Зенона затронута проблема соотношения пространства и движения. 
Апории Зенона:
Ахилес и черепаха
Стрела
Дехотомия
Ахиллес и черепаха
Быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать медлительной черепахи, если в начале движения она находится на некотором расстоянии впереди Ахиллеса: пока Ахиллес достигнет черты, с которой стартовала черепаха, она сама проползет на некоторое расстояние, пусть и меньшее; пока Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха продвинется еще дальше, и т. д.
Описание слайда:
Зенон Зенон рассматривает проблему развития через движение. Зенон отстаивал позицию единства, целостности и неизменности сущего. В апориях Зенона затронута проблема соотношения пространства и движения. Апории Зенона: Ахилес и черепаха Стрела Дехотомия Ахиллес и черепаха Быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать медлительной черепахи, если в начале движения она находится на некотором расстоянии впереди Ахиллеса: пока Ахиллес достигнет черты, с которой стартовала черепаха, она сама проползет на некоторое расстояние, пусть и меньшее; пока Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха продвинется еще дальше, и т. д.

Слайд 13


Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





Эмпирические школы в древнегреческой философии
Описание слайда:
Эмпирические школы в древнегреческой философии

Слайд 15





Сократ
Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. На основе этого метода формируется идеалистическая диалектика
Идеи Сократа
Я знаю, что ничего не знаю, но мои современники знают еще меньше
Познай самого себя и ты познаешь Богов и Вселенную 
Познание происходит через человека, а не через Бога в этом тезисе, мы видим поворот в науке, который Сократ совершает в след за софистами 
Мораль связана со знанием
Описание слайда:
Сократ Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. На основе этого метода формируется идеалистическая диалектика Идеи Сократа Я знаю, что ничего не знаю, но мои современники знают еще меньше Познай самого себя и ты познаешь Богов и Вселенную Познание происходит через человека, а не через Бога в этом тезисе, мы видим поворот в науке, который Сократ совершает в след за софистами Мораль связана со знанием

Слайд 16





Пифагор
«Число составляет сущность вещей; сущность предмета – число его»
«Вся Вселенная подчиняется закону чисел» 

Согласно Пифагору – индивидуальность – это единица, если единицу разбить, то не будет целостности. Справедливость – это число в квадрате. 
Пифагор утверждал, что люди делятся на три группы: 
те, кто пришли торговать; 
те, кто пришли состязаться;
 те, кто пришел созерцать (философы)
Описание слайда:
Пифагор «Число составляет сущность вещей; сущность предмета – число его» «Вся Вселенная подчиняется закону чисел» Согласно Пифагору – индивидуальность – это единица, если единицу разбить, то не будет целостности. Справедливость – это число в квадрате. Пифагор утверждал, что люди делятся на три группы: те, кто пришли торговать; те, кто пришли состязаться; те, кто пришел созерцать (философы)

Слайд 17





Аристотель
Аристотель ставит перед собой задачу решить проблему связи между вещами и идеями. 
Он исходит из того, что реальным бытием обладают единичные вещи, состоявшие из материи и формы. Материя – объективна, это первичный материал. Из возможности в действительность материю превращает – форма. Форма, согласно Аристотелю – это активное начло, начало деятельности и жизни
Описание слайда:
Аристотель Аристотель ставит перед собой задачу решить проблему связи между вещами и идеями. Он исходит из того, что реальным бытием обладают единичные вещи, состоявшие из материи и формы. Материя – объективна, это первичный материал. Из возможности в действительность материю превращает – форма. Форма, согласно Аристотелю – это активное начло, начало деятельности и жизни

Слайд 18





Схоластика
В системе монастырских школ зародилась специфическая система средневековой философско-теоретической мысли – схоластика. В это период возникает спор между реалистами и номиналистами. Которые рассматривали проблему универсалий – т.е. это была дискуссия о том, как существует общее понятие. 
Номиналисты (от лат nomena – название, имя). Концепция номинализма основывалась на том, что универсалии существуют после вещей.
Реалисты, напротив утверждали, что универсалии существуют до вещей (линия Платона). Идея предшествует вещи.
Описание слайда:
Схоластика В системе монастырских школ зародилась специфическая система средневековой философско-теоретической мысли – схоластика. В это период возникает спор между реалистами и номиналистами. Которые рассматривали проблему универсалий – т.е. это была дискуссия о том, как существует общее понятие. Номиналисты (от лат nomena – название, имя). Концепция номинализма основывалась на том, что универсалии существуют после вещей. Реалисты, напротив утверждали, что универсалии существуют до вещей (линия Платона). Идея предшествует вещи.

Слайд 19





Николай Коперник
«О вращении небесных сфер» (1543 г.) 
данная работа положила начало 1-ой научной революции 
Коперник подверг сомнению и критике существующую геоцентрическую модель Птолемея, согласно которой Земля – центр Вселенной, она неподвижна, вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды
Гелиоцентрическая система в варианте Коперника сформулирована в  утверждениях:
Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра
Центр Земли - не центр Вселенной
Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира
Суточное движение Солнца - воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе.
Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) - не более чем эффект движения Земли
Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет
Описание слайда:
Николай Коперник «О вращении небесных сфер» (1543 г.) данная работа положила начало 1-ой научной революции Коперник подверг сомнению и критике существующую геоцентрическую модель Птолемея, согласно которой Земля – центр Вселенной, она неподвижна, вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды Гелиоцентрическая система в варианте Коперника сформулирована в утверждениях: Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра Центр Земли - не центр Вселенной Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира Суточное движение Солнца - воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе. Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) - не более чем эффект движения Земли Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет

Слайд 20





Неклассическая наука
«Наука – является знанием, она ищет общие законы, связывающие большое количество частных фактов» (Бертран Рассел)
Открытие кванта и теории относительности Эйнштейна положили начало неклассической философии и неклассической науки в целом.
Тренд развития науки в ХХ веке – это развитие, прежде всего, физики. 
В 1900 г. Макс Планк – немецкий физик-теоретик, открыл квант, формируя новый на них взгляд
В работе 1905 г.  «К электродинамике движущихся тел» Альбертом Эйнштейном, была создана Специальная теория относительности.
Во время Первой мировой войны, Эйнштейн формулирует общую теорию относительности, которая описывает ускоряющиеся объекты и объясняет происхождение такого явления как гравитация и существование частиц гравитонов.  
В 1911 г. британский физик новозеландского происхождения Эрнест Резерфорд – открыл ядро атома и доказал, что атом делим. 
В 1913 г. датский физик-теоретик Нильс Бор, предложил наиболее адекватную планетарную модель атома.
В 20-е годы ХХ в. Формируются 2 парадигмы квантовой механики:
Матричная (Вернер Гейзенберг – немецкий физик-теоретик).
Волновая (Эрвин Шредингер – австрийский физик).
Описание слайда:
Неклассическая наука «Наука – является знанием, она ищет общие законы, связывающие большое количество частных фактов» (Бертран Рассел) Открытие кванта и теории относительности Эйнштейна положили начало неклассической философии и неклассической науки в целом. Тренд развития науки в ХХ веке – это развитие, прежде всего, физики. В 1900 г. Макс Планк – немецкий физик-теоретик, открыл квант, формируя новый на них взгляд В работе 1905 г. «К электродинамике движущихся тел» Альбертом Эйнштейном, была создана Специальная теория относительности. Во время Первой мировой войны, Эйнштейн формулирует общую теорию относительности, которая описывает ускоряющиеся объекты и объясняет происхождение такого явления как гравитация и существование частиц гравитонов. В 1911 г. британский физик новозеландского происхождения Эрнест Резерфорд – открыл ядро атома и доказал, что атом делим. В 1913 г. датский физик-теоретик Нильс Бор, предложил наиболее адекватную планетарную модель атома. В 20-е годы ХХ в. Формируются 2 парадигмы квантовой механики: Матричная (Вернер Гейзенберг – немецкий физик-теоретик). Волновая (Эрвин Шредингер – австрийский физик).

Слайд 21





Постнеклассическая наука
Современный этап становления науки
В 50-90-е годы – в науке возникают новые тенденции.
Космизация науки – человек покидает пределы Земли. Начинается активное исследование космоса
Компьютеризация науки (1 компьютер 1951 г. в США, 1 компьютер современного типа 1980 г.)
Развитие генной инженерии (1953 г. – открытие ДНК – начинается новая веха в биологии, открытие принадлежит Френсису Крику и Джеймсу Уотсону)
В 60-е годы – открытие кварка – из фундаментальной частицы  которой состоят протоны и нейтроны, открыты нейтрины. 
В 2012 начале 2013 г. был открыт бозон Хиггса (частичка Бога)
В 2017 г. – американские физики Кип Торн, Райнер Вайсс и Барри Бэрриш открыли гравитационное излучение (гравитационные волны). Эмпирически подтвердили гипотезу о гравитационном излучении.
Описание слайда:
Постнеклассическая наука Современный этап становления науки В 50-90-е годы – в науке возникают новые тенденции. Космизация науки – человек покидает пределы Земли. Начинается активное исследование космоса Компьютеризация науки (1 компьютер 1951 г. в США, 1 компьютер современного типа 1980 г.) Развитие генной инженерии (1953 г. – открытие ДНК – начинается новая веха в биологии, открытие принадлежит Френсису Крику и Джеймсу Уотсону) В 60-е годы – открытие кварка – из фундаментальной частицы которой состоят протоны и нейтроны, открыты нейтрины. В 2012 начале 2013 г. был открыт бозон Хиггса (частичка Бога) В 2017 г. – американские физики Кип Торн, Райнер Вайсс и Барри Бэрриш открыли гравитационное излучение (гравитационные волны). Эмпирически подтвердили гипотезу о гравитационном излучении.

Слайд 22





Структура философии науки
Структуру философии науки мы можем рассматривать с разных ракурсов:

1) Дисциплинарный
Философия физики
Философия математики
Философия биологии
2) Предметно-проблемный
История философии науки
Теория познания (эпистемология, гносеология)
Онтология науки
Логика и методология научного познания
Социология науки
Этика науки
Описание слайда:
Структура философии науки Структуру философии науки мы можем рассматривать с разных ракурсов: 1) Дисциплинарный Философия физики Философия математики Философия биологии 2) Предметно-проблемный История философии науки Теория познания (эпистемология, гносеология) Онтология науки Логика и методология научного познания Социология науки Этика науки

Слайд 23





Позитивистская философия науки

Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты.
В эволюции позитивизма выделяют 4 этапа:
30-70-е годы ХІХ века – первый позитивизм. Представители: Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер
 Конец ХІХ – начало ХХ века (70-е ХІХ в. – до начала Первой мировой войны) – второй позитивизм. Эмпириокритицизм. Исследовалась сфера опыта. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Александр Богданов
 Неопозитивизм (20-30-е годы ХХ века). Характеризуется деятельностью «Венского кружка». Представители: Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Альфред Айер, Людвиг Витгенштейн. А также, деятельностью «Львовско-Варшавской школы логики». Представители: Казимеж Айдукевич, Тадеуш Котарбинский, Станислав Лесьневский, Ян Лукасевич, Альфред Тарский
50-90-е годы ХХ века – постпозитивизм. Представители: «Большая 4» Карл Раймонд Поппер, Томас Сэмюэль Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд
Описание слайда:
Позитивистская философия науки Позитивизм в философии – это направление, рассматривающее философское знание, как достоверную информацию, полученную научным (позитивным) методом. Позитивисты стремятся избавить философию от рассматривания сути вещей и сделать ее полноценной наукой, опирающейся на факты. В эволюции позитивизма выделяют 4 этапа: 30-70-е годы ХІХ века – первый позитивизм. Представители: Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер Конец ХІХ – начало ХХ века (70-е ХІХ в. – до начала Первой мировой войны) – второй позитивизм. Эмпириокритицизм. Исследовалась сфера опыта. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Александр Богданов Неопозитивизм (20-30-е годы ХХ века). Характеризуется деятельностью «Венского кружка». Представители: Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Альфред Айер, Людвиг Витгенштейн. А также, деятельностью «Львовско-Варшавской школы логики». Представители: Казимеж Айдукевич, Тадеуш Котарбинский, Станислав Лесьневский, Ян Лукасевич, Альфред Тарский 50-90-е годы ХХ века – постпозитивизм. Представители: «Большая 4» Карл Раймонд Поппер, Томас Сэмюэль Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд

Слайд 24





Аналитическая философия Людвига Витгенштейна
Аналитическая философия Людвига Витгенштейна
 «Логико-философский трактат»
Цель работы: найти ответ на вопрос есть ли в мире нечто, что может быть представлено четко, однозначно и достоверно.
Мир – есть то, что имеет место (случается)
Мир – это факты в логическом пространстве. Факт – это совокупность позиций (ситуаций). Позиция – это неделимый факт, который состоит из объектов (вещей). «То, что отображает картина есть ее смысл»
Логической картиной фактов служит мысль. «Что мыслимо – то, возможно» 
Пропозиция – это образ или картина реальности. Мысль – это суждение наделенное смыслом. Совокупность суждений – это язык. «Границы языка – это границы мира»
«О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Наука не может дать ответы на все вопросы. 
согласно Витгенштейну, цель философии – это логическое прояснение мысли
Описание слайда:
Аналитическая философия Людвига Витгенштейна Аналитическая философия Людвига Витгенштейна «Логико-философский трактат» Цель работы: найти ответ на вопрос есть ли в мире нечто, что может быть представлено четко, однозначно и достоверно. Мир – есть то, что имеет место (случается) Мир – это факты в логическом пространстве. Факт – это совокупность позиций (ситуаций). Позиция – это неделимый факт, который состоит из объектов (вещей). «То, что отображает картина есть ее смысл» Логической картиной фактов служит мысль. «Что мыслимо – то, возможно» Пропозиция – это образ или картина реальности. Мысль – это суждение наделенное смыслом. Совокупность суждений – это язык. «Границы языка – это границы мира» «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Наука не может дать ответы на все вопросы. согласно Витгенштейну, цель философии – это логическое прояснение мысли

Слайд 25





Карл Раймунд По́ппер
«Критический рационализм» Карла Поппера
 Поддавал критике классическое понятие  «научного метода». Ставит под сомнение тезис «наука – двигатель прогресса». На фоне этой критике он реанимирует идеи антропоцентризма
Суть его взглядов 
Призывал отказаться от категорических суждений, в том числе, от суждения о абсолютной ценности науки
Возрождает интерес к метафизике
Призывает признать равноправие между естественными и социально-гуманитарными науками
Провозглашает отказ от принципа верификации. Верификация консервирует науку, превращает в догму. 
Предлагает принцип фальсификации научного знания. Явления только те, можно считать положительными, которые можно опровергнуть, если теорию нельзя опровергнуть – она не научная 
Переосмысление процесса научного познания
В теории «Критического рационализма» Поппер указывает, что в познавательной деятельности ставка делается на разум и эмпирическую базу
Критицизм – все нужно подвергнуть критике. Таким образом закладываются традиции аналитического, критического мышления
Описание слайда:
Карл Раймунд По́ппер «Критический рационализм» Карла Поппера  Поддавал критике классическое понятие «научного метода». Ставит под сомнение тезис «наука – двигатель прогресса». На фоне этой критике он реанимирует идеи антропоцентризма Суть его взглядов Призывал отказаться от категорических суждений, в том числе, от суждения о абсолютной ценности науки Возрождает интерес к метафизике Призывает признать равноправие между естественными и социально-гуманитарными науками Провозглашает отказ от принципа верификации. Верификация консервирует науку, превращает в догму. Предлагает принцип фальсификации научного знания. Явления только те, можно считать положительными, которые можно опровергнуть, если теорию нельзя опровергнуть – она не научная Переосмысление процесса научного познания В теории «Критического рационализма» Поппер указывает, что в познавательной деятельности ставка делается на разум и эмпирическую базу Критицизм – все нужно подвергнуть критике. Таким образом закладываются традиции аналитического, критического мышления

Слайд 26





 «Кумулятивная модель» развития научного знания 

Кумулятивная модель строится на идее, что каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения, поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность
Маркеры кумулятивной модели
Наука развивается линейно и непрерывно
Научное знание накапливается (аккумулируется). Основой такого накопления является – научная истина
Наука самодостаточна. Развитие и функционирование науки минимально зависимо от внешних факторов
Описание слайда:
«Кумулятивная модель» развития научного знания Кумулятивная модель строится на идее, что каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения, поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность Маркеры кумулятивной модели Наука развивается линейно и непрерывно Научное знание накапливается (аккумулируется). Основой такого накопления является – научная истина Наука самодостаточна. Развитие и функционирование науки минимально зависимо от внешних факторов

Слайд 27





«Парадигмальная модель» 
«Парадигмальная модель» 
развития научного знания 
Согласно Томасу Куну
Нет никакой единой науки. Наука развивается прерывисто, скачками. Наука развивается дискретно (скачкообразно)
Эпохи в развитии науки, как в прочем и многие научные теории – не соизмеримы (между ними нет связи)
Никакого прогресса в истории науки нет 
Наука зависима от внешних факторов, социальных, экономических, религиозных и, особенно, от образования 
В своем развитии наука проходит 3 этапа:
 1) Первый этап – допарадигмальная наука 
 2) Второй этап – парадигмальная наука 
 3)Третий этап – научная революция
Описание слайда:
«Парадигмальная модель» «Парадигмальная модель» развития научного знания Согласно Томасу Куну Нет никакой единой науки. Наука развивается прерывисто, скачками. Наука развивается дискретно (скачкообразно) Эпохи в развитии науки, как в прочем и многие научные теории – не соизмеримы (между ними нет связи) Никакого прогресса в истории науки нет Наука зависима от внешних факторов, социальных, экономических, религиозных и, особенно, от образования В своем развитии наука проходит 3 этапа: 1) Первый этап – допарадигмальная наука 2) Второй этап – парадигмальная наука 3)Третий этап – научная революция

Слайд 28





Научная революция 

представляет собой радикальное преобразование научных знаний и смену 
господствующей парадигмы
«Научная революция» – это метафора фиксирующая крупные изменения в науке

Основные причины научных революций

Обнаружение новых объектов исследования и новых фактов 
Формулирование новых законов природы 
Изобретение новых инструментов 
Формирование новых методологических программ
Мировоззренческие сдвиги
Описание слайда:
Научная революция представляет собой радикальное преобразование научных знаний и смену господствующей парадигмы «Научная революция» – это метафора фиксирующая крупные изменения в науке Основные причины научных революций Обнаружение новых объектов исследования и новых фактов Формулирование новых законов природы Изобретение новых инструментов Формирование новых методологических программ Мировоззренческие сдвиги

Слайд 29





Глобальные научные революции

 Выделяют 4 глобальные революции

1) Вторая половина XVI – XVII вв. – маркеры революции:
Формирование механико-математического естествознания
Гелиоцентризм утверждается в качестве господствующей модели Вселенной (начало которой заложил Н. Коперник)
Номологичность 
Единство теории и эксперимента, начало формирования методов научной индукции
Основные представители: 
Иоганн Кеплер, Тихо Браге, Исаак Ньютон, 
Галилео Галилей, Эдмунд Галлей
Описание слайда:
Глобальные научные революции Выделяют 4 глобальные революции 1) Вторая половина XVI – XVII вв. – маркеры революции: Формирование механико-математического естествознания Гелиоцентризм утверждается в качестве господствующей модели Вселенной (начало которой заложил Н. Коперник) Номологичность Единство теории и эксперимента, начало формирования методов научной индукции Основные представители: Иоганн Кеплер, Тихо Браге, Исаак Ньютон, Галилео Галилей, Эдмунд Галлей

Слайд 30





2) Вторая половина XVIII – середина XIX века – маркеры революции:
2) Вторая половина XVIII – середина XIX века – маркеры революции:
Формирование понятийно-категориального аппарата механики 
(Леонард Эйлер, Жозеф Луи Лагранж)
Параллельно происходил отказ он ненаучных понятий таких как: эфир, флюид, теплород и т.д.
Складываются локальные предметно-проблемные поля как в естественных науках (возникает химия, биология, термодинамика),так и в гуманитарных науках (археология, мифология) т.е. происходит дифференциация наук
Возникает эволюционная теория
В философии и гуманитарных науках утверждается диалектический метод 
В качестве постулата научного познания утверждается принцип детерминизма – всеобщая закономерность связей всех явлений и процессов
Основные представители: И. Кант, Антуан Лоран Лавуазье, Дмитрий Менделеев, Джеймс Джоуль, Майкл Фарадей, Николай Лобачевский
Описание слайда:
2) Вторая половина XVIII – середина XIX века – маркеры революции: 2) Вторая половина XVIII – середина XIX века – маркеры революции: Формирование понятийно-категориального аппарата механики (Леонард Эйлер, Жозеф Луи Лагранж) Параллельно происходил отказ он ненаучных понятий таких как: эфир, флюид, теплород и т.д. Складываются локальные предметно-проблемные поля как в естественных науках (возникает химия, биология, термодинамика),так и в гуманитарных науках (археология, мифология) т.е. происходит дифференциация наук Возникает эволюционная теория В философии и гуманитарных науках утверждается диалектический метод В качестве постулата научного познания утверждается принцип детерминизма – всеобщая закономерность связей всех явлений и процессов Основные представители: И. Кант, Антуан Лоран Лавуазье, Дмитрий Менделеев, Джеймс Джоуль, Майкл Фарадей, Николай Лобачевский

Слайд 31





 3) Конец ХІХ – начало ХХ века (с 1895 г. до начала Первой мировой войны) – маркеры революции:
 3) Конец ХІХ – начало ХХ века (с 1895 г. до начала Первой мировой войны) – маркеры революции:
Открытие кванта
Заложены основы атомной физики (Э. Резерфорд)
Специальная теория относительности 
В 20-е годы ХХ века происходит формирование не классической логики
В 1906 г. происходит формирование генетики
Формируется космология, в частности возникает гипотеза о «большом взрыве» и расширяющейся Вселенной 
Благодаря этой революции возникает (физика элементарных частиц, происходит переоценка устройства Вселенной)
Основные представители: 
Макс Планк, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, Эрвин Шредингер
Описание слайда:
3) Конец ХІХ – начало ХХ века (с 1895 г. до начала Первой мировой войны) – маркеры революции: 3) Конец ХІХ – начало ХХ века (с 1895 г. до начала Первой мировой войны) – маркеры революции: Открытие кванта Заложены основы атомной физики (Э. Резерфорд) Специальная теория относительности В 20-е годы ХХ века происходит формирование не классической логики В 1906 г. происходит формирование генетики Формируется космология, в частности возникает гипотеза о «большом взрыве» и расширяющейся Вселенной Благодаря этой революции возникает (физика элементарных частиц, происходит переоценка устройства Вселенной) Основные представители: Макс Планк, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, Эрвин Шредингер

Слайд 32





 4)Вторая половина ХХ века- Научно-техническая революция – маркеры революции:
 4)Вторая половина ХХ века- Научно-техническая революция – маркеры революции:

Бурное развитие физики элементарных частиц и формирование стандартной модели
Космизация (освоение космического пространства)
Компьютеризация и развитие новых форм коммуникаций 
Развитие техники
Развитие генной инженерии
Развитие нанофизики
Милитаризация науки 
Формирование постнеклассической науки
Описание слайда:
4)Вторая половина ХХ века- Научно-техническая революция – маркеры революции: 4)Вторая половина ХХ века- Научно-техническая революция – маркеры революции: Бурное развитие физики элементарных частиц и формирование стандартной модели Космизация (освоение космического пространства) Компьютеризация и развитие новых форм коммуникаций Развитие техники Развитие генной инженерии Развитие нанофизики Милитаризация науки Формирование постнеклассической науки

Слайд 33


Итоговая лекция по дисциплине «История и философия науки», слайд №33
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию