🗊Гласные в корне слова

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Гласные в корне слова, слайд №1Гласные в корне слова, слайд №2Гласные в корне слова, слайд №3Гласные в корне слова, слайд №4Гласные в корне слова, слайд №5Гласные в корне слова, слайд №6Гласные в корне слова, слайд №7Гласные в корне слова, слайд №8Гласные в корне слова, слайд №9Гласные в корне слова, слайд №10Гласные в корне слова, слайд №11Гласные в корне слова, слайд №12Гласные в корне слова, слайд №13Гласные в корне слова, слайд №14Гласные в корне слова, слайд №15Гласные в корне слова, слайд №16Гласные в корне слова, слайд №17Гласные в корне слова, слайд №18Гласные в корне слова, слайд №19

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Гласные в корне слова. Презентация содержит 19 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Гласные в корне слова, слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





Гласные в корне слова
Безударная гласная,проверяемая ударением
Безударная гласная ,не проверяемая ударением
Гласные А-О,Е-И в корнях с чередованием
И-Ы после приставок на согласную
Ы-И после Ц
Гласные О-Ё после шипящих в корне
Описание слайда:
Гласные в корне слова Безударная гласная,проверяемая ударением Безударная гласная ,не проверяемая ударением Гласные А-О,Е-И в корнях с чередованием И-Ы после приставок на согласную Ы-И после Ц Гласные О-Ё после шипящих в корне

Слайд 3





Безударная гласная
Проверяется подбором другой формы слова или однокоренного слова, где она оказывается под ударением: прославлять – слава 
Различают по значению: 
   прожевать хлеб - проживать в селе, скрепя сердце - скрипя зубами
Описание слайда:
Безударная гласная Проверяется подбором другой формы слова или однокоренного слова, где она оказывается под ударением: прославлять – слава Различают по значению: прожевать хлеб - проживать в селе, скрепя сердце - скрипя зубами

Слайд 4





Вставьте пропущенные буквы
      Л..нейка, обл..ниться, напольные в..сы, пров..сать под тяжестью, разр..дить посевы, разр..дить ружьё, пром..лькнуть, осл..пительный, л..пучий, неизгл..димый, обгл..дать кость, св..ла гнездо, св..ла по лестнице вниз, прим..рять платье, посв..тить фонариком, посв..тить стихотворение матери
Описание слайда:
Вставьте пропущенные буквы Л..нейка, обл..ниться, напольные в..сы, пров..сать под тяжестью, разр..дить посевы, разр..дить ружьё, пром..лькнуть, осл..пительный, л..пучий, неизгл..димый, обгл..дать кость, св..ла гнездо, св..ла по лестнице вниз, прим..рять платье, посв..тить фонариком, посв..тить стихотворение матери

Слайд 5





Проверьте себя
      ЛИнейка, облЕниться, напольные вЕсы, провИсать под тяжестью, разрЕдить посевы, разрЯдить ружьё, промЕлькнуть, ослЕпительный, лИпучий, неизглАдимый, обглОдать кость, свИла гнездо, свЕла по лестнице вниз, примЕрять платье, посвЕтить фонариком, посвЯтить стихотворение матери
Описание слайда:
Проверьте себя ЛИнейка, облЕниться, напольные вЕсы, провИсать под тяжестью, разрЕдить посевы, разрЯдить ружьё, промЕлькнуть, ослЕпительный, лИпучий, неизглАдимый, обглОдать кость, свИла гнездо, свЕла по лестнице вниз, примЕрять платье, посвЕтить фонариком, посвЯтить стихотворение матери

Слайд 6






    Безударные а, о в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверить формами несовершенного вида 
   на -ивать, -ывать: 
топтать(топот)- затаптывать
Описание слайда:
Безударные а, о в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать, -ывать: топтать(топот)- затаптывать

Слайд 7





Корни с чередованием
ГАР-ГОР: без ударения пишется О: гореть; 
                          под ударением А: загар, гарь. 
2. ЗАР-ЗОР: без ударения пишется А: заря, зарница, 
                     под ударением О или А: зори, зарево.
3. ТВАР-ТВОР: без ударения пишется О: творить, творец;
                         под ударением О или А: тварь, творчество
4. КЛАН-КЛОН: без ударения пишется О: поклониться, 
                             под ударением О или А: склон, кланяться.
5. ПЛАВ-ПЛОВ-ПЛЫВ: без ударения А или Ы: поплавок, плавучий; плывёт, но: пловец, пловчиха
                                   под ударением Ы или А: плавать, плыть
.
Описание слайда:
Корни с чередованием ГАР-ГОР: без ударения пишется О: гореть; под ударением А: загар, гарь. 2. ЗАР-ЗОР: без ударения пишется А: заря, зарница, под ударением О или А: зори, зарево. 3. ТВАР-ТВОР: без ударения пишется О: творить, творец; под ударением О или А: тварь, творчество 4. КЛАН-КЛОН: без ударения пишется О: поклониться, под ударением О или А: склон, кланяться. 5. ПЛАВ-ПЛОВ-ПЛЫВ: без ударения А или Ы: поплавок, плавучий; плывёт, но: пловец, пловчиха под ударением Ы или А: плавать, плыть .

Слайд 8






Выбор гласной зависит от наличия суффикса А:
КАС(А)-КОС(Н) 
ЛАГ(А)-ЛОЖ
 касаться – коснуться,
 слагать – сложить.
Описание слайда:
Выбор гласной зависит от наличия суффикса А: КАС(А)-КОС(Н) ЛАГ(А)-ЛОЖ касаться – коснуться, слагать – сложить.

Слайд 9






Выбор гласной зависит от последующей согласной С, СТ, Щ
РАСТ –РАЩ –РОС
  расти, растение, выращенный, вырос, заросли.
НО: Ростислав, Ростов, росток, ростовщик , отрасль и производные от них
Описание слайда:
Выбор гласной зависит от последующей согласной С, СТ, Щ РАСТ –РАЩ –РОС расти, растение, выращенный, вырос, заросли. НО: Ростислав, Ростов, росток, ростовщик , отрасль и производные от них

Слайд 10





Корни с различными оттенками значений:

1. РАВН  (равный = одинаковый): сравнить, 
    РОВН  (ровный = гладкий): выровнять площадку.
2. МАК (погружать в жидкость) – макать сухари в чай;
   МОК /МОЧ – (пропускать жидкость) – промокать, промочить
3. СКАК – (перемещение) – скакать
   СКОЧ – (одно движение) –   выскочил
Описание слайда:
Корни с различными оттенками значений: 1. РАВН (равный = одинаковый): сравнить, РОВН (ровный = гладкий): выровнять площадку. 2. МАК (погружать в жидкость) – макать сухари в чай; МОК /МОЧ – (пропускать жидкость) – промокать, промочить 3. СКАК – (перемещение) – скакать СКОЧ – (одно движение) – выскочил

Слайд 11






1. Корни-омофоны: замерить (мерка, постоянный корень) – замереть (МЕР/МИР);
2. Различные значения корня ЧЕТ/ЧИТ:
  а) письмо, счёт: читать, считать;
  б) уважение: почёт, почитать; 
  в) пара (постоянный корень ЧЕТ): чета, сочетать, сочетание. 
3. Корни СЧИТ и ЧЁТ: расчёт, расчётливый, расчётный, но: рассчитанный, рассчитать.
Описание слайда:
1. Корни-омофоны: замерить (мерка, постоянный корень) – замереть (МЕР/МИР); 2. Различные значения корня ЧЕТ/ЧИТ: а) письмо, счёт: читать, считать; б) уважение: почёт, почитать; в) пара (постоянный корень ЧЕТ): чета, сочетать, сочетание. 3. Корни СЧИТ и ЧЁТ: расчёт, расчётливый, расчётный, но: рассчитанный, рассчитать.

Слайд 12





В  корнях с чередованием
   бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир,
   мер-мир, жег-жиг, чет-чит, блест-блист, 
   стел-стил 
   пишется И, если после корня следует суффикс А: 
    вычет - вычитать, 
    блестеть- блистать
Описание слайда:
В корнях с чередованием бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, жег-жиг, чет-чит, блест-блист, стел-стил пишется И, если после корня следует суффикс А: вычет - вычитать, блестеть- блистать

Слайд 13





Буквы Ы-И на стыке приставки и корня
После согласных в приставках перед корнем на И  происходит чередование звуков Ы/И
искать – отыскать, играть – обыграть.
Особый случай: взимать
Описание слайда:
Буквы Ы-И на стыке приставки и корня После согласных в приставках перед корнем на И происходит чередование звуков Ы/И искать – отыскать, играть – обыграть. Особый случай: взимать

Слайд 14





 Замена  И на Ы после приставки  в начале корня не происходит

1. После иноязычных приставок:
дезинформация, постимпрессионизм,
субинспектор,  контригра.
2. В сложносокращённых словах:
пединститут, спортигра
3. После Ж и Х в приставках МЕЖ-, СВЕРХ-, 
а также в сложных словах (в русском языке нет написаний ЖЫ, ХЫ): межиздательский, сверхизысканный, двухимпульсный.
Описание слайда:
Замена И на Ы после приставки в начале корня не происходит 1. После иноязычных приставок: дезинформация, постимпрессионизм, субинспектор, контригра. 2. В сложносокращённых словах: пединститут, спортигра 3. После Ж и Х в приставках МЕЖ-, СВЕРХ-, а также в сложных словах (в русском языке нет написаний ЖЫ, ХЫ): межиздательский, сверхизысканный, двухимпульсный.

Слайд 15





Ы-И после Ц
1. Буква Ы как исключение пишется:
в корнях четырех слов и их производных: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках; цыганский.
2. Буква И как основная форма пишется
 в корнях остальных слов: цирк, циркуль, медицина (заимствованные слова);
Описание слайда:
Ы-И после Ц 1. Буква Ы как исключение пишется: в корнях четырех слов и их производных: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках; цыганский. 2. Буква И как основная форма пишется в корнях остальных слов: цирк, циркуль, медицина (заимствованные слова);

Слайд 16





Буква Ё пишется при наличии чередования Е/Ё
жёсткий – жесть,  
шёпот – шептать, 
дешёвый – дешевле;
причёска – чесать, 
 пчёлы – пчела;
щётка – щетина, 
 щёлкать – щелчок.
Описание слайда:
Буква Ё пишется при наличии чередования Е/Ё жёсткий – жесть, шёпот – шептать, дешёвый – дешевле; причёска – чесать, пчёлы – пчела; щётка – щетина, щёлкать – щелчок.

Слайд 17





Буква О
пишется при отсутствии чередования Е/Ё
считается исключением:  крыжовник, боржоми, пижон, мажорный, шов, шорох, капюшон, шорты, крюшон, шоу, шок, чокаться, трущоба.
Описание слайда:
Буква О пишется при отсутствии чередования Е/Ё считается исключением: крыжовник, боржоми, пижон, мажорный, шов, шорох, капюшон, шорты, крюшон, шоу, шок, чокаться, трущоба.

Слайд 18





Буква е:
а) пишется после согласной:
 декан, купе, пюре 
 пэр, мэтр, пленэр, Бэла, Улан-Удэ
б) пишется после И:
 гигиена, пациент, диета
Описание слайда:
Буква е: а) пишется после согласной: декан, купе, пюре пэр, мэтр, пленэр, Бэла, Улан-Удэ б) пишется после И: гигиена, пациент, диета

Слайд 19





Буква э:
 а) пишется после а, о, у:
   маэстро, дуэль 
   проект, реестр, траектория, феерия
б) сохраняется после приставок, в том числе на и: 
  отэкзаменовать, переэкзаменовать, антиэстетический 
в) пишется после первой части сложных слов и в аббревиатурах:
    двухэтажный, медэкспертиза, ГЭС
Описание слайда:
Буква э: а) пишется после а, о, у: маэстро, дуэль проект, реестр, траектория, феерия б) сохраняется после приставок, в том числе на и: отэкзаменовать, переэкзаменовать, антиэстетический в) пишется после первой части сложных слов и в аббревиатурах: двухэтажный, медэкспертиза, ГЭС



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию