Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Урок изобразительного искусства по теме:
народные промыслы России
Слайд 2
Описание слайда:
Цели и задачи урока:
Дать начальные сведения о народном промысле России – хохломской росписи;
Понятие о стилизации;
Освоить декоративную роспись характерную для хохломской росписи, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи;
Закрепить полученные знания;
Развивать творческие способности детей
Слайд 3
Описание слайда:
История развития промысла
Этот художественный промысел возник в 17 веке в
Нижегородском Заволжье вблизи торгового села
Хохлома.
Деревянная посуда была распространена на Руси с
давних времен: деревянную ложку или миску можно
было увидеть на столе у боярыни и в избе у
крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие,
сочные цвета и расписывали разными красками, порой
золотом или серебром. Но даже самую простую посуду
нельзя было использовать неокрашенной: от горячей
пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались
трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали
олифой – вареным льняным маслом.
Происхождение приемов окраски деревянной посуды в
золотистый цвет без применения золота и сегодня
остается загадкой даже для специалистов…
Слайд 4
Слайд 5
Описание слайда:
Хохломские изделия (Хохлома)
Слайд 6
Описание слайда:
В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.
Изделия вытачивают из дерева осины, липы, березы. На этом этапе посуду называют "белье".
Слайд 7
Описание слайда:
Подготовка к покраске
Изделие обмазываю льняным маслом
Затем покрывают специальным грунтом, в состав которого входит глина.
Изделие сушат в печи
Шлифуют
Обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда (раньше использовали порошок серебра, а сейчас порошок алюминия или олова).
Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.
Слайд 8
Описание слайда:
Под плёнкой закаленного лака всё, что
было в росписи серебряным, становится золотым.
После того как художник украсит изделие орнаментом, на него наносят лак и закаляют в печи (операция повторяется несколько раз). Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающая роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золото.
Слайд 9
Описание слайда:
Художники рисуют:
Слайд 10
Слайд 11
Описание слайда:
Но самым любимым
мотивом
Слайд 12
Описание слайда:
Самые замысловатые узоры
Слайд 13
Описание слайда:
Цветущие кусты и плоды на Руси
Слайд 14
Описание слайда:
Художники не вычерчивают
заранее чётких контуров в
узорах, а для этого
необходимо большое
мастерство, точность руки и глаза.
Слайд 15
Описание слайда:
Посуда Хохломы создаёт
ощущение жаркого пламени
Слайд 16
Описание слайда:
Она практична
и
нарядна.
Слайд 17
Описание слайда:
Она поражает своей
удивительной красотой
Слайд 18
Описание слайда:
“Хохлома”.
Слайд 19
Описание слайда:
Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольны
И никаких замечаний и жалоб.
Слышно одно в разговоре застольном:
Щец бы горячих, борща не мешало.
Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Виктор Набоков
Слайд 20
Описание слайда:
Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись
верховая и «под фон».
Слайд 21
Описание слайда:
Особенность верховой росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К верховому письму относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок» (более крупные овальные листочки и мелкие ягодки, расположенные симметрично вокруг стебля) Расписывать изделие «травкой» начинают с выполнения крупных элементов, которые служат как бы канвой узора. На поверхность изделия в определенной последовательности и ритме наносят крупные, плавно изогнутые мазки – листья, затем узкие завитки и мелкие мазки. Иногда травный орнамент дополняют т.н. припиской - мелкими простенькими цветами или другими растительными формами: изображением ягод и цветов.
Слайд 22
Описание слайда:
Элементы росписи: узор «травка»
Слайд 23
Описание слайда:
Этапы построения
травного орнамента
Слайд 24
Описание слайда:
Элементы росписи:
узор «Листочки»
Слайд 25
Описание слайда:
Элементы росписи:
узор «Ягодки»
Слайд 26
Описание слайда:
Этапы построения орнамента с ягодками и листочками
Слайд 27
Описание слайда:
Фоновое письмо
или роспись «под фон», заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивают в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов.
Слайд 28
Описание слайда:
Процесс фоновой росписи:
Наводка - мастер наводит кистью контуры мотивов;
Отписка - окрашивает фон вокруг намеченных контуров черной, красной, коричневой или зеленой краской. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно выделяются на черном фоне.
Прорисовка - на листьях рисуют прожилки, на цветах – тычинки, штрихами подчеркивают объемность растительных узоров.
Приписка - между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые как бы нанизывают крохотные ягодки и листочки.
Слайд 29
Описание слайда:
Современная хохлома
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Презентацию на
тему Золотая хохлома можно скачать бесплатно ниже: