🗊Презентация Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna

Категория: Окружающий мир
Нажмите для полного просмотра!
Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №1Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №2Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №3Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №4Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №5Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №6Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №7Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №8Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №9Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №10Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №11Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №12Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №13Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №14Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №15Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №16Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №17Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №18Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №19Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №20Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №21Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №22Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №23Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №24Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna. Доклад-сообщение содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna
Научно-исследовательский проект школьника
Описание слайда:
Биоиндикация токсичности поверхностных вод с помощью ракообразных Daphnia magna Научно-исследовательский проект школьника

Слайд 2





Актуальность проблемы

Водные объекты – важный элемент экосистем. Они выступают в роли места обитания многочисленных организмов,  служат средой протекания химических реакций, формируют локальный микроклимат, имеют эстетическое значение. Нарушение состояния водоемов, в том числе химического состава воды, напрямую влияет на биологическое разнообразие в самих объектах и на примыкающих к ним участках земли, приводит к утрате эстетической, а иногда и исторической ценности территорий и влечет за собой многие другие негативные последствия.
Исследования, а главное, сравнения водоемов в городе и пригороде проводятся редко; биоиндикация проводится в основном для сточных вод
В связи с этим актуальным представляется круглогодичный контроль состояния водоемов (в том числе с помощью метода биоиндикации) как в черте города, так и за его пределами.
Описание слайда:
Актуальность проблемы Водные объекты – важный элемент экосистем. Они выступают в роли места обитания многочисленных организмов, служат средой протекания химических реакций, формируют локальный микроклимат, имеют эстетическое значение. Нарушение состояния водоемов, в том числе химического состава воды, напрямую влияет на биологическое разнообразие в самих объектах и на примыкающих к ним участках земли, приводит к утрате эстетической, а иногда и исторической ценности территорий и влечет за собой многие другие негативные последствия. Исследования, а главное, сравнения водоемов в городе и пригороде проводятся редко; биоиндикация проводится в основном для сточных вод В связи с этим актуальным представляется круглогодичный контроль состояния водоемов (в том числе с помощью метода биоиндикации) как в черте города, так и за его пределами.

Слайд 3





Связь с учебной программой

Тема работы связана с программой предмета биология за 7 класс (Зоология. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; биологические и экологические особенности), а также с предметом экология (8 класс, Загрязнение вод).
Описание слайда:
Связь с учебной программой Тема работы связана с программой предмета биология за 7 класс (Зоология. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; биологические и экологические особенности), а также с предметом экология (8 класс, Загрязнение вод).

Слайд 4







Цель исследования: провести биоиндикацию токсичности поверхностных вод с помощью дафний для двух водоемов (Чистый и Ольгин пруды), выявить сезонную динамику токсичности вод и сравнить результаты для городского и загородного водоемов.
Задачи исследования:
1) изучить методику кратковременной биоиндикации токсичности природных вод с использованием ракообразных (на примере Daphnia magna);
2) произвести отбор проб воды из водоемов в марте, июне и октябре, 
	3)определить острую токсичность полученных проб воды по изученной методике;
4) проанализировать результаты, выявить сезонную динамику острой токсичности вод
 5) сравнить результаты для водоемов в черте города и за его пределами.
Описание слайда:
Цель исследования: провести биоиндикацию токсичности поверхностных вод с помощью дафний для двух водоемов (Чистый и Ольгин пруды), выявить сезонную динамику токсичности вод и сравнить результаты для городского и загородного водоемов. Задачи исследования: 1) изучить методику кратковременной биоиндикации токсичности природных вод с использованием ракообразных (на примере Daphnia magna); 2) произвести отбор проб воды из водоемов в марте, июне и октябре, 3)определить острую токсичность полученных проб воды по изученной методике; 4) проанализировать результаты, выявить сезонную динамику острой токсичности вод 5) сравнить результаты для водоемов в черте города и за его пределами.

Слайд 5





Гипотеза:
Гипотеза:
-острая токсичность воды (определенная за 96 часов) во всех случаях окажется выше в городском водоеме;
-уровень загрязнения воды окажется выше весной и летом (в связи с таянием загрязненного снега и антропогенной нагрузкой со стороны отдыхающих соответственно).
Описание слайда:
Гипотеза: Гипотеза: -острая токсичность воды (определенная за 96 часов) во всех случаях окажется выше в городском водоеме; -уровень загрязнения воды окажется выше весной и летом (в связи с таянием загрязненного снега и антропогенной нагрузкой со стороны отдыхающих соответственно).

Слайд 6





Место проведения исследования
Чистый пруд – искусственный водоем, в настоящее время расположенный на Чистопрудном бульваре в Москве. В течение всего года является местом отдыха горожан; в зимний период используется в качестве стихийного катка.
Ольгин пруд – часть бывшей усадьбы Собакиных в деревне Чашниково. Является рекреационным объектом; непосредственно примыкает к местам проведения летних студенческих практик.
Факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова
Описание слайда:
Место проведения исследования Чистый пруд – искусственный водоем, в настоящее время расположенный на Чистопрудном бульваре в Москве. В течение всего года является местом отдыха горожан; в зимний период используется в качестве стихийного катка. Ольгин пруд – часть бывшей усадьбы Собакиных в деревне Чашниково. Является рекреационным объектом; непосредственно примыкает к местам проведения летних студенческих практик. Факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова

Слайд 7





Тест-объект
Большая дафния (Daphnia magna) - вид ракообразных семейства Daphniidae, обитающий в Северной Америке, Евразии и Африке. Тело овальной формы, прозрачное. Самки длиной до 6 мм, самцы длиной примерно до 2 мм. Теплолюбивое животное, обитающее в водоёмах, богатых питательными веществами. 
Описание слайда:
Тест-объект Большая дафния (Daphnia magna) - вид ракообразных семейства Daphniidae, обитающий в Северной Америке, Евразии и Африке. Тело овальной формы, прозрачное. Самки длиной до 6 мм, самцы длиной примерно до 2 мм. Теплолюбивое животное, обитающее в водоёмах, богатых питательными веществами. 

Слайд 8





Сроки реализации проекта
Описание слайда:
Сроки реализации проекта

Слайд 9





Сроки реализации проекта
Описание слайда:
Сроки реализации проекта

Слайд 10





Сроки реализации проекта 
Март 2017 г – Январь 2018 г
Описание слайда:
Сроки реализации проекта Март 2017 г – Январь 2018 г

Слайд 11





Сроки реализации проекта
Описание слайда:
Сроки реализации проекта

Слайд 12





Сроки реализации проекта
Описание слайда:
Сроки реализации проекта

Слайд 13





Культура дафний для опыта.
Культура дафний для опыта.
Из самого чистого местного водоема с помощью гидробиологического сачка отлавливают дафний и помещают в стеклянные емкости, которые заполняют под пробку водой из этого же водоема. Одновременно отбирают 5— 10 л воды для последующей посадки дафний. Дафнии отделяют декантированием жидкости.
Описание слайда:
Культура дафний для опыта. Культура дафний для опыта. Из самого чистого местного водоема с помощью гидробиологического сачка отлавливают дафний и помещают в стеклянные емкости, которые заполняют под пробку водой из этого же водоема. Одновременно отбирают 5— 10 л воды для последующей посадки дафний. Дафнии отделяют декантированием жидкости.

Слайд 14





Затем отобранную природную воду фильтруют через фильтр и заполняют ею подготовленные стеклянные сосуды емкостью 3-5 л примерно на одну треть объема, куда переносят дафний с помощью стеклянной трубки с внутренним диаметром 0,5 — 0,7 см с оплавленным концом. Начальная плотность посадки— 6–10 особей на 1 л воды. Спустя 5 — 7 суток, в течение которых дафнии привыкают к лабораторным условиям существования и начинают размножаться, в сосуды доливают воду для дальнейшего культивирования.
Затем отобранную природную воду фильтруют через фильтр и заполняют ею подготовленные стеклянные сосуды емкостью 3-5 л примерно на одну треть объема, куда переносят дафний с помощью стеклянной трубки с внутренним диаметром 0,5 — 0,7 см с оплавленным концом. Начальная плотность посадки— 6–10 особей на 1 л воды. Спустя 5 — 7 суток, в течение которых дафнии привыкают к лабораторным условиям существования и начинают размножаться, в сосуды доливают воду для дальнейшего культивирования.
Описание слайда:
Затем отобранную природную воду фильтруют через фильтр и заполняют ею подготовленные стеклянные сосуды емкостью 3-5 л примерно на одну треть объема, куда переносят дафний с помощью стеклянной трубки с внутренним диаметром 0,5 — 0,7 см с оплавленным концом. Начальная плотность посадки— 6–10 особей на 1 л воды. Спустя 5 — 7 суток, в течение которых дафнии привыкают к лабораторным условиям существования и начинают размножаться, в сосуды доливают воду для дальнейшего культивирования. Затем отобранную природную воду фильтруют через фильтр и заполняют ею подготовленные стеклянные сосуды емкостью 3-5 л примерно на одну треть объема, куда переносят дафний с помощью стеклянной трубки с внутренним диаметром 0,5 — 0,7 см с оплавленным концом. Начальная плотность посадки— 6–10 особей на 1 л воды. Спустя 5 — 7 суток, в течение которых дафнии привыкают к лабораторным условиям существования и начинают размножаться, в сосуды доливают воду для дальнейшего культивирования.

Слайд 15





Оборудование 
Оборудование 
6 стаканов химических на 0,2 л; 
кристаллизатор на 2-5,0 л для культивирования дафний (с культурой дафний), 
микрокомпрессор, 
фильтровальная бумага, 
гидробиологический сачок,
микроскоп МБС-10, 
стеклянная трубка диаметром 5 — 7 мм,
6 пластиковых бутылок 1-2 л,
термометр лабораторный.
Описание слайда:
Оборудование Оборудование 6 стаканов химических на 0,2 л; кристаллизатор на 2-5,0 л для культивирования дафний (с культурой дафний), микрокомпрессор, фильтровальная бумага, гидробиологический сачок, микроскоп МБС-10, стеклянная трубка диаметром 5 — 7 мм, 6 пластиковых бутылок 1-2 л, термометр лабораторный.

Слайд 16





Ход эксперимента 
Ход эксперимента 
Отбор пробы. 
В качестве емкости для отбора используются прозрачные 1-2 литровые пластиковые бутылки из-под минеральной воды. Предварительно их следует помыть без использования моющих средств и высушить. 
Перед отбором пробы бутылку следует несколько раз сполоснуть отбираемой водой. Отбор производится у берега водоема.
Воду в бутылку следует наливать под самое горлышко и закручивать пробку так, чтобы в бутылке не было пузырька воздуха. 
Бутылку следует опускать в воду целиком, на 10 см ниже поверхности воды (чтобы в бутылку не попала поверхностная пленка воды). 
В момент отбора пробы измеряется температура воды.
Описание слайда:
Ход эксперимента Ход эксперимента Отбор пробы. В качестве емкости для отбора используются прозрачные 1-2 литровые пластиковые бутылки из-под минеральной воды. Предварительно их следует помыть без использования моющих средств и высушить. Перед отбором пробы бутылку следует несколько раз сполоснуть отбираемой водой. Отбор производится у берега водоема. Воду в бутылку следует наливать под самое горлышко и закручивать пробку так, чтобы в бутылке не было пузырька воздуха. Бутылку следует опускать в воду целиком, на 10 см ниже поверхности воды (чтобы в бутылку не попала поверхностная пленка воды). В момент отбора пробы измеряется температура воды.

Слайд 17





Ход эксперимента 
Ход эксперимента 
Отбор пробы. 
Отбирается проба природной воды из исследуемого водоема объемом до 1 л. До биотестирования возможно хранение пробы не более 6 часов при температуре 4 °С. Далее пробу фильтруют через фильтровальную бумагу и заливают в емкости для биотестирования.
Описание слайда:
Ход эксперимента Ход эксперимента Отбор пробы. Отбирается проба природной воды из исследуемого водоема объемом до 1 л. До биотестирования возможно хранение пробы не более 6 часов при температуре 4 °С. Далее пробу фильтруют через фильтровальную бумагу и заливают в емкости для биотестирования.

Слайд 18





Ход эксперимента 
Ход эксперимента 
Проведение опыта. 
Берутся 3 сосуда для исследуемой воды и 3 сосуда для контрольной пробы, не содержащей токсичных веществ. В них наливается по 100 мл исследуемой воды и по 100 мл чистой воды для контроля. Исследуемую воду можно разбавить водой, не содержащей токсичных веществ.
Описание слайда:
Ход эксперимента Ход эксперимента Проведение опыта. Берутся 3 сосуда для исследуемой воды и 3 сосуда для контрольной пробы, не содержащей токсичных веществ. В них наливается по 100 мл исследуемой воды и по 100 мл чистой воды для контроля. Исследуемую воду можно разбавить водой, не содержащей токсичных веществ.

Слайд 19





Ход эксперимента 
Ход эксперимента 
В каждый сосуд помещаются по 20 особей дафний. Их переносят стеклянной трубкой диаметром 5 — 7 мм сначала в сачок, а затем в сосуды, погрузив его в воду. Наблюдают за ходом эксперимента через 96 часов. Дафний во время эксперимента не кормят. По окончании эксперимента проводится учет выживших дафний. Выжившими считаются дафнии, если они свободно передвигаются в толще воды или всплывают со дна сосуда не позднее 15 с после его легкого покачивания.
Описание слайда:
Ход эксперимента Ход эксперимента В каждый сосуд помещаются по 20 особей дафний. Их переносят стеклянной трубкой диаметром 5 — 7 мм сначала в сачок, а затем в сосуды, погрузив его в воду. Наблюдают за ходом эксперимента через 96 часов. Дафний во время эксперимента не кормят. По окончании эксперимента проводится учет выживших дафний. Выжившими считаются дафнии, если они свободно передвигаются в толще воды или всплывают со дна сосуда не позднее 15 с после его легкого покачивания.

Слайд 20







Ход эксперимента 
Проведение подсчета. На основании полученных результатов в  3-х повторностях рассчитывают среднее арифметическое количество выживших дафний в контроле и опыте. Для расчета тест-параметра — процента гибели дафний в опыте по отношению к контролю — используют формулу:
100*(Х1-Х2)/Х1,
где Х1 и Х2 — среднее арифметическое количество (экз.) выживших дафний в контроле и опыте.
Критерием острой токсичности является гибель 50 и более процентов дафний за период времени до 96 ч в исследуемой воде по сравнению с контролем.
Описание слайда:
Ход эксперимента Проведение подсчета. На основании полученных результатов в 3-х повторностях рассчитывают среднее арифметическое количество выживших дафний в контроле и опыте. Для расчета тест-параметра — процента гибели дафний в опыте по отношению к контролю — используют формулу: 100*(Х1-Х2)/Х1, где Х1 и Х2 — среднее арифметическое количество (экз.) выживших дафний в контроле и опыте. Критерием острой токсичности является гибель 50 и более процентов дафний за период времени до 96 ч в исследуемой воде по сравнению с контролем.

Слайд 21





Результаты и их обсуждение
Описание слайда:
Результаты и их обсуждение

Слайд 22





Выводы
В ходе работы обучающимся:
-получены знания о ракообразном Daphnia magna;
-освоены основные приемы биоиндикации острой токсичности поверхностных вод;
-получены знания об отдельных водоемах Москвы и Подмосковья.
Практической работе посвящено 3 месяца, работе с литературой, обработке статистических данных и подготовке текста и презентации проекта – 8 месяцев.
Описание слайда:
Выводы В ходе работы обучающимся: -получены знания о ракообразном Daphnia magna; -освоены основные приемы биоиндикации острой токсичности поверхностных вод; -получены знания об отдельных водоемах Москвы и Подмосковья. Практической работе посвящено 3 месяца, работе с литературой, обработке статистических данных и подготовке текста и презентации проекта – 8 месяцев.

Слайд 23





Выводы
В результате реализации практической части проекта:
-установлена зависимость данного показателя от расположения объекта исследования: водоемы в черте города характеризуются более высокой токсичностью, чем за его пределами;
-обнаружены особенности сезонной динамики изменения острой токсичности воды: максимальное число погибших тест-объектов отмечено весной и летом;
-отмечены особенности сезонной динамики острой токсичности поверхностных вод для городского пруда: пик показателя приходится на осенний период, что, вероятно, связано с увеличением в это время числа горожан, отдыхающих в пределах Москвы.
Описание слайда:
Выводы В результате реализации практической части проекта: -установлена зависимость данного показателя от расположения объекта исследования: водоемы в черте города характеризуются более высокой токсичностью, чем за его пределами; -обнаружены особенности сезонной динамики изменения острой токсичности воды: максимальное число погибших тест-объектов отмечено весной и летом; -отмечены особенности сезонной динамики острой токсичности поверхностных вод для городского пруда: пик показателя приходится на осенний период, что, вероятно, связано с увеличением в это время числа горожан, отдыхающих в пределах Москвы.

Слайд 24





Заключение
Кратковременная биоиндикация позволяет определить острое токсическое действие поверхностных вод на ракообразных по их выживаемости. Простота и вместе с тем эффективность и наглядность этого метода  позволяет применять его в целях экологического мониторинга, а также при установлении ПДК отдельных веществ в водоемах.
Автор проекта надеется и в дальнейшем продолжить работу с данным методом.
Описание слайда:
Заключение Кратковременная биоиндикация позволяет определить острое токсическое действие поверхностных вод на ракообразных по их выживаемости. Простота и вместе с тем эффективность и наглядность этого метода позволяет применять его в целях экологического мониторинга, а также при установлении ПДК отдельных веществ в водоемах. Автор проекта надеется и в дальнейшем продолжить работу с данным методом.

Слайд 25





Литература
Экологический мониторинг. Учебное пособие под редакцией Т. Я. Ашихминой. М.: Академический Проспект, 2005, — 416 с.
Косинова И. И. Теоретические основы крупномасштабных эколого-геологических исследований. — Воронеж, 1998. — 255с.
Мелехова О. П. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.П. Мелехова [и др.]. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
Бубнов, А.Г. Биотестовый анализ - интегральный метод оценки качества объектов окружающей среды: учебно-методическое пособие / А.Г. Бубнов [и др.]; под общ. ред. В.И. Гриневича; ГОУ ВПО Иван. гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2007. - 112 с.
Описание слайда:
Литература Экологический мониторинг. Учебное пособие под редакцией Т. Я. Ашихминой. М.: Академический Проспект, 2005, — 416 с. Косинова И. И. Теоретические основы крупномасштабных эколого-геологических исследований. — Воронеж, 1998. — 255с. Мелехова О. П. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.П. Мелехова [и др.]. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с. Бубнов, А.Г. Биотестовый анализ - интегральный метод оценки качества объектов окружающей среды: учебно-методическое пособие / А.Г. Бубнов [и др.]; под общ. ред. В.И. Гриневича; ГОУ ВПО Иван. гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2007. - 112 с.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию