🗊Презентация Что такое наука, возникновение первых научных знаний

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №1Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №2Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №3Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №4Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №5Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №6Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №7Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №8Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №9Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №10Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №11Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №12Что такое наука, возникновение первых научных знаний, слайд №13

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Что такое наука, возникновение первых научных знаний. Доклад-сообщение содержит 13 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






 ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 
HISTORY & PHILOSOPHY OF SCIENCE 
ЧТО ТАКОЕ НАУКА, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Описание слайда:
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ HISTORY & PHILOSOPHY OF SCIENCE ЧТО ТАКОЕ НАУКА, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Слайд 2





 Когда возникла наука? 
Чтобы ответить на данных вопрос необходимо определиться с тем, какое знание мы готовы признать наукой, а какое нет.

Парадокс:
Невозможно дать ВНЕИСТОРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ. Ведь наука дана нам только в истории, как культурный феномен. 
Не имея АПРИОРНОГО КРИТЕРИЯ ОТБОРА мы не знаем, что относить к истории науки, а что - нет. 

Решение:
Мы вводим пробное, «РАБОЧЕЕ» определение науки, которое в дальнейшем будем корректировать
Описание слайда:
Когда возникла наука? Чтобы ответить на данных вопрос необходимо определиться с тем, какое знание мы готовы признать наукой, а какое нет. Парадокс: Невозможно дать ВНЕИСТОРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ. Ведь наука дана нам только в истории, как культурный феномен. Не имея АПРИОРНОГО КРИТЕРИЯ ОТБОРА мы не знаем, что относить к истории науки, а что - нет. Решение: Мы вводим пробное, «РАБОЧЕЕ» определение науки, которое в дальнейшем будем корректировать

Слайд 3





 Определение ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОЛЯ
Э.П. мы будем называть упорядоченный набор из 10 компонент:
E=<C, S, D, G, F, B, P, K, A, M>
	1-3 компоненты – материальный каркас, 
	4-10 – концептуальный каркас
 C (the community) – сообщество тех, кто знает, или ищет знания определенного рода, т.е. это система, состоящая из людей, получивших соответствующую подготовку, поддерживающих существенные информационные связи между собой, и инициирующих или продолжающих определенную традицию убеждений (belief) или исследований (inquiry). 
 S (the society) – общество, т.е. более широкая социальная общность, в которую «погружено» наше сообщество C, и которая способна поддерживать, вдохновлять, или, по крайней мере, относиться терпимо к C и его деятельности. 
 D (the domain) – область или универсум рассуждения членов C, т.е. собрание действительных или воображаемых объектов, к которым члены C отсылают в своих рассуждениях.
Описание слайда:
Определение ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОЛЯ Э.П. мы будем называть упорядоченный набор из 10 компонент: E=<C, S, D, G, F, B, P, K, A, M> 1-3 компоненты – материальный каркас, 4-10 – концептуальный каркас C (the community) – сообщество тех, кто знает, или ищет знания определенного рода, т.е. это система, состоящая из людей, получивших соответствующую подготовку, поддерживающих существенные информационные связи между собой, и инициирующих или продолжающих определенную традицию убеждений (belief) или исследований (inquiry). S (the society) – общество, т.е. более широкая социальная общность, в которую «погружено» наше сообщество C, и которая способна поддерживать, вдохновлять, или, по крайней мере, относиться терпимо к C и его деятельности. D (the domain) – область или универсум рассуждения членов C, т.е. собрание действительных или воображаемых объектов, к которым члены C отсылают в своих рассуждениях.

Слайд 4





 Определение ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОЛЯ
Э.П. мы будем называть упорядоченный набор из 10 компонент:
E=<C, S, D, G, F, B, P, K, A, M>
	4-6 компоненты – концептуальный фон, 
	7-10 – основное концептуальное содержание
 G (the general outlook/philosophical background) – общее мировоззрение и философский фон деятельности C. Они включают (a) онтологию или общий взгляд на природу вещей; (b) эпистемологию или общий взгляд на природу познания; (c) мораль, а также методологию и аксиологию, которые касаются должных способов обращения со знанием: получения, распространения и использования его. 
 F (the formal background) – формальные основания, т.е. собрание логических и математических допущений и теорий, которые принимаются и используются в ходе исследований сообществом C. 
 B (the specific background) – включает пункты эпистемического характера (knowledge items): суждения, методы, процедуры и т.п., отличные от уже включенных в F и заимствованные из других эпистемических областей.
Описание слайда:
Определение ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОЛЯ Э.П. мы будем называть упорядоченный набор из 10 компонент: E=<C, S, D, G, F, B, P, K, A, M> 4-6 компоненты – концептуальный фон, 7-10 – основное концептуальное содержание G (the general outlook/philosophical background) – общее мировоззрение и философский фон деятельности C. Они включают (a) онтологию или общий взгляд на природу вещей; (b) эпистемологию или общий взгляд на природу познания; (c) мораль, а также методологию и аксиологию, которые касаются должных способов обращения со знанием: получения, распространения и использования его. F (the formal background) – формальные основания, т.е. собрание логических и математических допущений и теорий, которые принимаются и используются в ходе исследований сообществом C. B (the specific background) – включает пункты эпистемического характера (knowledge items): суждения, методы, процедуры и т.п., отличные от уже включенных в F и заимствованные из других эпистемических областей.

Слайд 5





 Определение ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОЛЯ
Э.П. мы будем называть упорядоченный набор из 10 компонент:
E=<C, S, D, G, F, B, P, K, A, M>
	
 P (the problematics) – собрание проблем, относящихся к природе, ценности или использованию предметов рассмотрения, включенных в D, а также проблемы, относящиеся к другим компонентам E, таким как G или F. 
 K (the fund of knowledge) – запас знаний, собрание пунктов эпистемического характера (knowledge items): суждений, теорий, процедур и т.п., полученных членами C за предшествующий период времени. 
 A (the aims or goals) – когнитивные, практические и моральные цели членов C, определяющиеся спецификой их деятельности в качестве членов C. 
 M (the methodics) – методики: состоит из всех общих и специальных методов (или техник), используемых членами C при исследовании D. 

Bunge Mario. Epistemology and Methodology I: Exploring the World (Treatise on Basic Philosophy, Vol. 5).
Описание слайда:
Определение ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОЛЯ Э.П. мы будем называть упорядоченный набор из 10 компонент: E=<C, S, D, G, F, B, P, K, A, M> P (the problematics) – собрание проблем, относящихся к природе, ценности или использованию предметов рассмотрения, включенных в D, а также проблемы, относящиеся к другим компонентам E, таким как G или F. K (the fund of knowledge) – запас знаний, собрание пунктов эпистемического характера (knowledge items): суждений, теорий, процедур и т.п., полученных членами C за предшествующий период времени. A (the aims or goals) – когнитивные, практические и моральные цели членов C, определяющиеся спецификой их деятельности в качестве членов C. M (the methodics) – методики: состоит из всех общих и специальных методов (или техник), используемых членами C при исследовании D. Bunge Mario. Epistemology and Methodology I: Exploring the World (Treatise on Basic Philosophy, Vol. 5).

Слайд 6





 ЧТО ТРЕБУЕТСЯ, ЧТОБЫ Э.П. МОЖНО БЫЛО ПРИЗНАТЬ НАУЧНОЙ ОБЛАСТЬЮ? 
Уточнение характеристик 10 компонент:
E=<C, S, D, G, F, B, P, K, A, M>
	
Сообщество C должно быть именно исследовательским сообществом (a research community). 
Толерантное отношение общества S к сообществу C должно допускать свободное от диктата авторитета исследование, т.е. оно не должно предписывать какие результаты должны быть приняты как истинные, а какие – отвергнуты как ложные, и на каком основании. 
Если S – фактуальная научная область (a factual science), то в ее универсум рассуждения («домен») D должны входить лишь конкретные сущности (прошлые, настоящие или будущие), их свойства и изменения.  
В итоге, материальный каркас фактуальной научной области образует достаточно свободное от внешнего диктата исследовательское сообщество, изучающее определенный «домен» конкретных сущностей, их свойств и изменений.
Описание слайда:
ЧТО ТРЕБУЕТСЯ, ЧТОБЫ Э.П. МОЖНО БЫЛО ПРИЗНАТЬ НАУЧНОЙ ОБЛАСТЬЮ? Уточнение характеристик 10 компонент: E=<C, S, D, G, F, B, P, K, A, M> Сообщество C должно быть именно исследовательским сообществом (a research community). Толерантное отношение общества S к сообществу C должно допускать свободное от диктата авторитета исследование, т.е. оно не должно предписывать какие результаты должны быть приняты как истинные, а какие – отвергнуты как ложные, и на каком основании. Если S – фактуальная научная область (a factual science), то в ее универсум рассуждения («домен») D должны входить лишь конкретные сущности (прошлые, настоящие или будущие), их свойства и изменения. В итоге, материальный каркас фактуальной научной области образует достаточно свободное от внешнего диктата исследовательское сообщество, изучающее определенный «домен» конкретных сущностей, их свойств и изменений.

Слайд 7





4)	Общий мировоззренческий фон G деятельности научного 	сообщества C должен включать ряд специфических 	допущений «по умолчанию»: 
4)	Общий мировоззренческий фон G деятельности научного 	сообщества C должен включать ряд специфических 	допущений «по умолчанию»: 
(a) ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ: 
(a1) онтологический реализм; (a2) онтологический натурализм; (a3) принцип законосообразности (the principle of lawfulness); (a4) принцип причинности (the causality principle); (a5) генетический принцип (the genetic or ex-nihilo-nihil-fit principle); (a6) принцип отрицания psi-явлений (the ‘no psi’ principle); 
(b) ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ: 
(b1) эпистемологический реализм; 
(c) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ: 
(c1) принцип экономии мышления (the principle of parsimony) или бритва Оккама; (c2) фаллибилизм (fallibilism) или методологический скептицизм; 
(c) СЕМАНТИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ: 
(c3) корреспондентная теория истины; 
(c) АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И МОРАЛЬНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ: 
(c4) логические ценности; (с5) семантические ценности; (с6) методологические ценности; (с7) установки и моральные ценности.
Описание слайда:
4) Общий мировоззренческий фон G деятельности научного сообщества C должен включать ряд специфических допущений «по умолчанию»: 4) Общий мировоззренческий фон G деятельности научного сообщества C должен включать ряд специфических допущений «по умолчанию»: (a) ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ: (a1) онтологический реализм; (a2) онтологический натурализм; (a3) принцип законосообразности (the principle of lawfulness); (a4) принцип причинности (the causality principle); (a5) генетический принцип (the genetic or ex-nihilo-nihil-fit principle); (a6) принцип отрицания psi-явлений (the ‘no psi’ principle); (b) ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ: (b1) эпистемологический реализм; (c) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ: (c1) принцип экономии мышления (the principle of parsimony) или бритва Оккама; (c2) фаллибилизм (fallibilism) или методологический скептицизм; (c) СЕМАНТИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ: (c3) корреспондентная теория истины; (c) АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И МОРАЛЬНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ: (c4) логические ценности; (с5) семантические ценности; (с6) методологические ценности; (с7) установки и моральные ценности.

Слайд 8





Уточнение характеристик 10 компонент:
Уточнение характеристик 10 компонент:
E=<C, S, D, G, F, B, P, K, A, M>
Формальные основания F – это современные (up-to-date) логические и математические теории. 
Заимствования из других эпистемических областей B – это исключительно заимствования из других современных (up-to-date) научных областей. 
Проблемы P – это, главным образом, эпистемические вопросы касающиеся природы, в частности – закономерного поведения, объектов из домена D. 
Запас знаний K – это постоянно растущее собрание соответствующего современным требованиям (up-to-date), проверяемого и хорошо подтвержденного знания, совместимого со знанием B. 
Цели A – для фундаментальной науки (basic science) это преимущественно чисто когнитивные цели, включающие (1) открытие и использование законов своего домена D; (2) систематизацию знаний в K, например через построение обобщающих теорий; (3) совершенствование методов M. 
Методики M – это, главным образом, собрание эмпирических методов и техник.
Описание слайда:
Уточнение характеристик 10 компонент: Уточнение характеристик 10 компонент: E=<C, S, D, G, F, B, P, K, A, M> Формальные основания F – это современные (up-to-date) логические и математические теории. Заимствования из других эпистемических областей B – это исключительно заимствования из других современных (up-to-date) научных областей. Проблемы P – это, главным образом, эпистемические вопросы касающиеся природы, в частности – закономерного поведения, объектов из домена D. Запас знаний K – это постоянно растущее собрание соответствующего современным требованиям (up-to-date), проверяемого и хорошо подтвержденного знания, совместимого со знанием B. Цели A – для фундаментальной науки (basic science) это преимущественно чисто когнитивные цели, включающие (1) открытие и использование законов своего домена D; (2) систематизацию знаний в K, например через построение обобщающих теорий; (3) совершенствование методов M. Методики M – это, главным образом, собрание эмпирических методов и техник.

Слайд 9






ДВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯ:
 УСЛОВИЕ СИСТЕМАТИЧНОСТИ (the systematicity condition): 
Каждая научная область должна иметь связи с другими научными областями. Новые теории оцениваются обязательно и с точки зрения их общей согласуемости с хорошо подтвержденными фоновыми научными теориями (external consistency). Научная область должна допускать включение в тотальность наших научных знаний о мире . 
 УСЛОВИЕ ИЗМЕНЯЕМОСТИ ИЛИ ПРОГРЕССА (the changeability or progressiveness condition): 
В качестве результата научных исследований, соответствующая область научных знаний должна изменяться прогрессивным образом.
Описание слайда:
ДВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯ: УСЛОВИЕ СИСТЕМАТИЧНОСТИ (the systematicity condition): Каждая научная область должна иметь связи с другими научными областями. Новые теории оцениваются обязательно и с точки зрения их общей согласуемости с хорошо подтвержденными фоновыми научными теориями (external consistency). Научная область должна допускать включение в тотальность наших научных знаний о мире . УСЛОВИЕ ИЗМЕНЯЕМОСТИ ИЛИ ПРОГРЕССА (the changeability or progressiveness condition): В качестве результата научных исследований, соответствующая область научных знаний должна изменяться прогрессивным образом.

Слайд 10





«РАБОЧЕЕ» ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ 

 ПРЕДМЕТНОСТЬ: Научное знание ориентировано на человеческую практику. Наука создает ПОЛЕЗНЫЕ модели реальности. 
 ПРОГНОСТИЧНОСТЬ: Ориентация не только на наличное и данное, но и на предвидение, прогноз. 
 СИСТЕМНОСТЬ: Научное знание стремится к систематичности, не довольствуясь хаотичным набором правил и успешных рецептов. 
 ОБЪЕКТИВНОСТЬ: Стремление избавиться от субъективных и личностно окрашенных моментов. 
 ОБОСНОВАННОСТЬ и МЕТОДИЧНОСТЬ: Поиск безличных форм подтверждения правильности. Идея НАУЧНОГО МЕТОДА.
 НОВИЗНА и ПРОГРЕСС: Ценность новизны => нацеленность на прогресс. 
 ОСОБЫЙ ЯЗЫК и ИНСТРУМЕНТЫ: Выработка специального языка науки. Разработка и использование специальных научных инструментов. 
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы.
Описание слайда:
«РАБОЧЕЕ» ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУКИ ПРЕДМЕТНОСТЬ: Научное знание ориентировано на человеческую практику. Наука создает ПОЛЕЗНЫЕ модели реальности. ПРОГНОСТИЧНОСТЬ: Ориентация не только на наличное и данное, но и на предвидение, прогноз. СИСТЕМНОСТЬ: Научное знание стремится к систематичности, не довольствуясь хаотичным набором правил и успешных рецептов. ОБЪЕКТИВНОСТЬ: Стремление избавиться от субъективных и личностно окрашенных моментов. ОБОСНОВАННОСТЬ и МЕТОДИЧНОСТЬ: Поиск безличных форм подтверждения правильности. Идея НАУЧНОГО МЕТОДА. НОВИЗНА и ПРОГРЕСС: Ценность новизны => нацеленность на прогресс. ОСОБЫЙ ЯЗЫК и ИНСТРУМЕНТЫ: Выработка специального языка науки. Разработка и использование специальных научных инструментов. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы.

Слайд 11





Наука и ненаука (nonscience):
Описание слайда:
Наука и ненаука (nonscience):

Слайд 12





 КОГДА ВОЗНИКЛА НАУКА?
 КАМЕННЫЙ ВЕК – ок. 3 мил. лет назад – 6-2,5 тыс. лет до Р.Х. – Археологические находки, которые могут быть интерпретированы как указывающие на наличие прототехнологических и протонаучных знаний и практик.
 ПЕРИОД ДРЕВНИХ ЦАРСТВ – ок. 4-2 тыс. лет до Р.Х. – Первые медицинские, астрономические и математические документы и бесспорные археологические находки. 
 ЭПОХА «ГРЕЧЕСКОГО ЧУДА» - 6-3 вв. до Р.Х. 
 ВЫСОКОЕ И ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ЕВРОПЕ – 12-14 вв. по Р.Х. – Сформировались предпосылки НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. 
 ЭПОХА «ЕВРОПЕЙСКОГО ЧУДА» – НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 16-17 вв. 
 ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ – первая треть 19 в. – Наука отделяется от родственных культурных феноменов и превращается в самостоятельный социальный институт.
Описание слайда:
КОГДА ВОЗНИКЛА НАУКА? КАМЕННЫЙ ВЕК – ок. 3 мил. лет назад – 6-2,5 тыс. лет до Р.Х. – Археологические находки, которые могут быть интерпретированы как указывающие на наличие прототехнологических и протонаучных знаний и практик. ПЕРИОД ДРЕВНИХ ЦАРСТВ – ок. 4-2 тыс. лет до Р.Х. – Первые медицинские, астрономические и математические документы и бесспорные археологические находки. ЭПОХА «ГРЕЧЕСКОГО ЧУДА» - 6-3 вв. до Р.Х. ВЫСОКОЕ И ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В ЕВРОПЕ – 12-14 вв. по Р.Х. – Сформировались предпосылки НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ЭПОХА «ЕВРОПЕЙСКОГО ЧУДА» – НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 16-17 вв. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ – первая треть 19 в. – Наука отделяется от родственных культурных феноменов и превращается в самостоятельный социальный институт.

Слайд 13





 КАКИЕ НАУКИ САМЫЕ ДРЕВНИЕ?
Описание слайда:
КАКИЕ НАУКИ САМЫЕ ДРЕВНИЕ?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию