🗊Для чего нужны синонимы и антонимы? Учитель русского языка и литературы Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ № 256 г. Фокино Пр

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №1Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №2Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №3Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №4Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №5Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №6Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №7Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №8Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №9Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №10Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №11Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №12Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №13Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №14Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №15Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №16Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №17Для чего нужны синонимы и антонимы?  Учитель русского языка и литературы  Балакирева Татьяна Анатольевна,  МОУ СОШ № 256  г. Фокино  Пр, слайд №18

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Для чего нужны синонимы и антонимы? Учитель русского языка и литературы Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ № 256 г. Фокино Пр. Презентация содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Для чего нужны синонимы и антонимы?
Учитель русского языка и литературы
Балакирева Татьяна Анатольевна,
МОУ СОШ № 256
г. Фокино
Приморский край
Описание слайда:
Для чего нужны синонимы и антонимы? Учитель русского языка и литературы Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ № 256 г. Фокино Приморский край

Слайд 2





Прочитайте текст
		Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.

(М. Ефетов.)
Описание слайда:
Прочитайте текст Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной. (М. Ефетов.)

Слайд 3





Определите значение слов
Блестеть
Сверкать 


Сиять
Описание слайда:
Определите значение слов Блестеть Сверкать Сиять

Слайд 4





Лингвистический эксперимент
Дрожит изумрудная капля
В зелёной ладошке ольхи.
(Г. Граубин.)
Описание слайда:
Лингвистический эксперимент Дрожит изумрудная капля В зелёной ладошке ольхи. (Г. Граубин.)

Слайд 5





Сравните
1. Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.
2. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца.
3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный.
Описание слайда:
Сравните 1. Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта. 2. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца. 3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный.

Слайд 6





Сделайте вывод
Синонимы позволяют выразить мысль наиболее …	.
Описание слайда:
Сделайте вывод Синонимы позволяют выразить мысль наиболее … .

Слайд 7





Из воспоминаний  Валерии Дмитриевны Пришвиной о реке Векше (в Подмосковье)
		Чистая вода на солнечном свету вся была покрыта ковром водяных лилий, белых и жёлтых.
		Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки; волны под ними переливались на солнце тоже как музыка.
Описание слайда:
Из воспоминаний Валерии Дмитриевны Пришвиной о реке Векше (в Подмосковье) Чистая вода на солнечном свету вся была покрыта ковром водяных лилий, белых и жёлтых. Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки; волны под ними переливались на солнце тоже как музыка.

Слайд 8





Работа над миниатюрой Пришвина М.М. «Бал на реке»
Упр. 205.
Объясните смысл заглавия.
Найдите синонимы. Определите их роль.
Запишите текст.
Описание слайда:
Работа над миниатюрой Пришвина М.М. «Бал на реке» Упр. 205. Объясните смысл заглавия. Найдите синонимы. Определите их роль. Запишите текст.

Слайд 9





Текстовые синонимы
Что такое текстовые синонимы?
Слова, которые только в данном тексте обозначают одно и то же, называют текстовыми синонимами.
Какова их роль?
Текстовые синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.
Описание слайда:
Текстовые синонимы Что такое текстовые синонимы? Слова, которые только в данном тексте обозначают одно и то же, называют текстовыми синонимами. Какова их роль? Текстовые синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.

Слайд 10





Найдите текстовые синонимы
Спишите предложения с этими словами
… Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья.
Описание слайда:
Найдите текстовые синонимы Спишите предложения с этими словами … Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья.

Слайд 11





Прочитайте словарную статью, найдите в ней синонимы; подумайте, для чего они здесь употреблены?
Отчизна, сущ. ж.р., только ед.ч., р.п. Отч-изн-ы (книжн.). Родина, отечество. Мой друг, отчизне посвятим/ Души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин.)
Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.
Описание слайда:
Прочитайте словарную статью, найдите в ней синонимы; подумайте, для чего они здесь употреблены? Отчизна, сущ. ж.р., только ед.ч., р.п. Отч-изн-ы (книжн.). Родина, отечество. Мой друг, отчизне посвятим/ Души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин.) Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.

Слайд 12





Употребление антонимов в речи
Какова роль антонимов в речи?
Антонимы придают речи ясность, выразительность.
Являются одним из способов толкования лексического значения слова.
Описание слайда:
Употребление антонимов в речи Какова роль антонимов в речи? Антонимы придают речи ясность, выразительность. Являются одним из способов толкования лексического значения слова.

Слайд 13





Найдите антонимы
Какую мысль они помогают выразить наиболее ярко?
	Жаворонки, жавороночки!
	Прилетите к нам,
	Принесите нам
	Лето тёплое,
	Унесите от нас зиму,
	Зиму холодную.
(Детская народная песенка.)
Описание слайда:
Найдите антонимы Какую мысль они помогают выразить наиболее ярко? Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам Лето тёплое, Унесите от нас зиму, Зиму холодную. (Детская народная песенка.)

Слайд 14





К выделенным словам подберите антонимы и вставьте их на месте точек
1) На чужбине и калач не в радость, а на … и чёрный хлеб всласть.
2) Маленькое дело лучше большого …  .
3) Корень ученья горек, да плод его …   .
4) Легко сказать, да … доказать.
5) Вперёд беги, а … оглядывайся.
Описание слайда:
К выделенным словам подберите антонимы и вставьте их на месте точек 1) На чужбине и калач не в радость, а на … и чёрный хлеб всласть. 2) Маленькое дело лучше большого … . 3) Корень ученья горек, да плод его … . 4) Легко сказать, да … доказать. 5) Вперёд беги, а … оглядывайся.

Слайд 15





	В тех случаях, когда слово имеет чёткий антоним, он приводится в толковании лексического значения слова (в качестве дополнительной характеристики его) с пометкой противоп. (противоположное). Например, чёрный – цвета сажи, угля; противоп. белый.
	В тех случаях, когда слово имеет чёткий антоним, он приводится в толковании лексического значения слова (в качестве дополнительной характеристики его) с пометкой противоп. (противоположное). Например, чёрный – цвета сажи, угля; противоп. белый.
Описание слайда:
В тех случаях, когда слово имеет чёткий антоним, он приводится в толковании лексического значения слова (в качестве дополнительной характеристики его) с пометкой противоп. (противоположное). Например, чёрный – цвета сажи, угля; противоп. белый. В тех случаях, когда слово имеет чёткий антоним, он приводится в толковании лексического значения слова (в качестве дополнительной характеристики его) с пометкой противоп. (противоположное). Например, чёрный – цвета сажи, угля; противоп. белый.

Слайд 16





На месте точек поставьте антоним, дополняющий толкование лексического значения слова
Высокий – имеющий большое протяжение снизу вверх, расположенный на значительной высоте; противоп. … .
2)   Активный – деятельный, энергичный, инициативный; противоп. … .
3) 	Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является, отечество; противоп. … .
Описание слайда:
На месте точек поставьте антоним, дополняющий толкование лексического значения слова Высокий – имеющий большое протяжение снизу вверх, расположенный на значительной высоте; противоп. … . 2) Активный – деятельный, энергичный, инициативный; противоп. … . 3) Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является, отечество; противоп. … .

Слайд 17





Подведём итоги
Для чего нужны синонимы?
Что такое текстовые синонимы? Какова их роль в речи?
Для чего нужны антонимы?
Описание слайда:
Подведём итоги Для чего нужны синонимы? Что такое текстовые синонимы? Какова их роль в речи? Для чего нужны антонимы?

Слайд 18





Использованные материалы
Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учеб. Пособию «Русская речь. 5 -7 классы»: 5 кл. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа. 2000
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001
http://www.proshkolu.ru/user/Tatyana-Primorie/folder/85040/
Описание слайда:
Использованные материалы Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учеб. Пособию «Русская речь. 5 -7 классы»: 5 кл. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа. 2000 Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001 http://www.proshkolu.ru/user/Tatyana-Primorie/folder/85040/



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию