🗊Презентация Экология, как система дисциплин

Категория: Окружающий мир
Нажмите для полного просмотра!
Экология, как система дисциплин, слайд №1Экология, как система дисциплин, слайд №2Экология, как система дисциплин, слайд №3Экология, как система дисциплин, слайд №4Экология, как система дисциплин, слайд №5Экология, как система дисциплин, слайд №6Экология, как система дисциплин, слайд №7Экология, как система дисциплин, слайд №8Экология, как система дисциплин, слайд №9Экология, как система дисциплин, слайд №10Экология, как система дисциплин, слайд №11Экология, как система дисциплин, слайд №12Экология, как система дисциплин, слайд №13Экология, как система дисциплин, слайд №14Экология, как система дисциплин, слайд №15Экология, как система дисциплин, слайд №16Экология, как система дисциплин, слайд №17Экология, как система дисциплин, слайд №18Экология, как система дисциплин, слайд №19Экология, как система дисциплин, слайд №20Экология, как система дисциплин, слайд №21Экология, как система дисциплин, слайд №22Экология, как система дисциплин, слайд №23Экология, как система дисциплин, слайд №24Экология, как система дисциплин, слайд №25Экология, как система дисциплин, слайд №26Экология, как система дисциплин, слайд №27Экология, как система дисциплин, слайд №28Экология, как система дисциплин, слайд №29Экология, как система дисциплин, слайд №30Экология, как система дисциплин, слайд №31Экология, как система дисциплин, слайд №32Экология, как система дисциплин, слайд №33Экология, как система дисциплин, слайд №34Экология, как система дисциплин, слайд №35Экология, как система дисциплин, слайд №36Экология, как система дисциплин, слайд №37Экология, как система дисциплин, слайд №38Экология, как система дисциплин, слайд №39Экология, как система дисциплин, слайд №40Экология, как система дисциплин, слайд №41Экология, как система дисциплин, слайд №42Экология, как система дисциплин, слайд №43Экология, как система дисциплин, слайд №44Экология, как система дисциплин, слайд №45Экология, как система дисциплин, слайд №46Экология, как система дисциплин, слайд №47Экология, как система дисциплин, слайд №48Экология, как система дисциплин, слайд №49Экология, как система дисциплин, слайд №50Экология, как система дисциплин, слайд №51Экология, как система дисциплин, слайд №52Экология, как система дисциплин, слайд №53Экология, как система дисциплин, слайд №54Экология, как система дисциплин, слайд №55Экология, как система дисциплин, слайд №56Экология, как система дисциплин, слайд №57Экология, как система дисциплин, слайд №58Экология, как система дисциплин, слайд №59Экология, как система дисциплин, слайд №60Экология, как система дисциплин, слайд №61

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Экология, как система дисциплин. Доклад-сообщение содержит 61 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
Спаринская И.П., кандидат биологических наук, доцент кафедры ММ СТИ НИТУ МИСиС
Описание слайда:
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ Спаринская И.П., кандидат биологических наук, доцент кафедры ММ СТИ НИТУ МИСиС

Слайд 2





Оформление экологии в   самостоятельную отрасль знаний 
60-е г.г. XIX в. – 50-е г.г. XX в.
Экология ( «ойкос» - дом, «логос» - учение) – наука о взаимоотношениях живых организмов и сообществ  между собой и с окружающей средой обитания.
Э. Геккель, 1866 г. 
Ч. Дарвин (1809–1882 г.г.) определил  основные факторы эволюции органического мира:
 1859 г. – «Происхождение видов путем естественного отбора…» 
1871 г. – «Происхождение человека»
В.В. Докучаев (1846–1903 г.г.) – основоположник почвоведения;
 К. Мёбиус – определил понятие «биоценоз»;
 В. Шелфорд -  ввел понятие «биом», открыл  закон экологической толерантности; 
В.И. Вернадский -  разработал учение о биосфере;
 А.Тенсли, 1935 г. –  ввел понятие «экосистема;
 В.Н. Сукачев, 1940 г. -  определил термин «биогеоценоз».
Описание слайда:
Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний 60-е г.г. XIX в. – 50-е г.г. XX в. Экология ( «ойкос» - дом, «логос» - учение) – наука о взаимоотношениях живых организмов и сообществ между собой и с окружающей средой обитания. Э. Геккель, 1866 г. Ч. Дарвин (1809–1882 г.г.) определил основные факторы эволюции органического мира: 1859 г. – «Происхождение видов путем естественного отбора…» 1871 г. – «Происхождение человека» В.В. Докучаев (1846–1903 г.г.) – основоположник почвоведения; К. Мёбиус – определил понятие «биоценоз»; В. Шелфорд - ввел понятие «биом», открыл закон экологической толерантности; В.И. Вернадский - разработал учение о биосфере; А.Тенсли, 1935 г. – ввел понятие «экосистема; В.Н. Сукачев, 1940 г. - определил термин «биогеоценоз».

Слайд 3





Экология как система
дисциплин
Общая экология
Экология человека
Агроэкология
Экология города
Промышленная экология
Экологическое право
Экологический менеджмент
Природопользование
Экологическая этика и др.
Описание слайда:
Экология как система дисциплин Общая экология Экология человека Агроэкология Экология города Промышленная экология Экологическое право Экологический менеджмент Природопользование Экологическая этика и др.

Слайд 4





Структура  общей экологии
Основная часть экологии как биологической науки – общая экология, которая изучает наиболее общие закономерности взаимоотношений организмов и среды
В общей экологии выделяют следующие разделы:
аутэкология изучает индивидуальные связи со средой отдельных особей или видов;  
 популяционная экология (демэкология) изучает структуру и динамику популяций отдельных видов; 
 синэкология изучает взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.
Описание слайда:
Структура общей экологии Основная часть экологии как биологической науки – общая экология, которая изучает наиболее общие закономерности взаимоотношений организмов и среды В общей экологии выделяют следующие разделы: аутэкология изучает индивидуальные связи со средой отдельных особей или видов; популяционная экология (демэкология) изучает структуру и динамику популяций отдельных видов; синэкология изучает взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.

Слайд 5





Биосфера
Биосфера – сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Возраст  биосферы 4, 7 млрд. лет.
Термин введен в широкое употребление  профессором Венского университета Эдуардом Зюссом ( 1875 г.)
Современное учение о биосфере как геологической оболочке Земли, заселенной жизнью, разработано русским геологом и геохимиком В.И.Вернадским (1926).
   Основная идея – человечество становится мощной геологической силой, способной перестроить биосферу в своих интересах. Появление человека предопределило переход биосферы к ноосфере (сфере разума).
Описание слайда:
Биосфера Биосфера – сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Возраст биосферы 4, 7 млрд. лет. Термин введен в широкое употребление профессором Венского университета Эдуардом Зюссом ( 1875 г.) Современное учение о биосфере как геологической оболочке Земли, заселенной жизнью, разработано русским геологом и геохимиком В.И.Вернадским (1926). Основная идея – человечество становится мощной геологической силой, способной перестроить биосферу в своих интересах. Появление человека предопределило переход биосферы к ноосфере (сфере разума).

Слайд 6





Биосфера 

Атмосфера – газовая оболочка Земли толщиной около 1500 км.
Состав: N – 78%, O – 20,9%, Ar – 0,9%, CO2 - 0,03%.
Подразделяется на несколько слоев: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.
В слое от 10 до 100 км содержит озон (О3), максимальная  концентрация на высоте 20 км. Озоновый экран защищает жизнь от жесткого ультрафиолетового излучения.
«Заселена» только тропосфера ( толщина  - до 16 км на полюсах, до 25 км на экваторе). Некоторые из птиц поднимаются на высоту 7-8 км. Большая часть организмов обитает на высотах менее 100 м над поверхностью земли.
Описание слайда:
Биосфера Атмосфера – газовая оболочка Земли толщиной около 1500 км. Состав: N – 78%, O – 20,9%, Ar – 0,9%, CO2 - 0,03%. Подразделяется на несколько слоев: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера. В слое от 10 до 100 км содержит озон (О3), максимальная концентрация на высоте 20 км. Озоновый экран защищает жизнь от жесткого ультрафиолетового излучения. «Заселена» только тропосфера ( толщина - до 16 км на полюсах, до 25 км на экваторе). Некоторые из птиц поднимаются на высоту 7-8 км. Большая часть организмов обитает на высотах менее 100 м над поверхностью земли.

Слайд 7





Биосфера

Гидросфера  - водная оболочка Земли. Мировой океан занимает 71% поверхности планеты. Почти вся вода сосредоточена в морях и океанах – более 94%. Максимальная глубина мирового океана – более 11 км.
Поверхностные водоемы содержат только 0,016% объема пресной воды, остальная пресная вода  - подземная и «законсервированная» в  ледниках.
Гидросфера  - колыбель жизни, заселена полностью. Здесь обитает 7% животных и 8% растений Земли.
Вода осуществляет связь всех геологических оболочек Земли. Весь объем гидросферы проходит через живые организмы за 2 млн. лет
Описание слайда:
Биосфера Гидросфера - водная оболочка Земли. Мировой океан занимает 71% поверхности планеты. Почти вся вода сосредоточена в морях и океанах – более 94%. Максимальная глубина мирового океана – более 11 км. Поверхностные водоемы содержат только 0,016% объема пресной воды, остальная пресная вода - подземная и «законсервированная» в ледниках. Гидросфера - колыбель жизни, заселена полностью. Здесь обитает 7% животных и 8% растений Земли. Вода осуществляет связь всех геологических оболочек Земли. Весь объем гидросферы проходит через живые организмы за 2 млн. лет

Слайд 8





Биосфера
Литосфера – твердая оболочка Земли. Заселена в основном почва. 
Почва это верхняя (8-10 м от поверхности) плодородная часть литосферы. Почва является биокосным веществом, т.е. продуктом взаимодействия живой и неживой материи.
Максимальная глубина распространения организмов – около 4 км (одноклеточные в подземных водах, в нефти).
Лимитирующий фактор проникновения жизни вглубь земли  - высокая температура.
Описание слайда:
Биосфера Литосфера – твердая оболочка Земли. Заселена в основном почва. Почва это верхняя (8-10 м от поверхности) плодородная часть литосферы. Почва является биокосным веществом, т.е. продуктом взаимодействия живой и неживой материи. Максимальная глубина распространения организмов – около 4 км (одноклеточные в подземных водах, в нефти). Лимитирующий фактор проникновения жизни вглубь земли - высокая температура.

Слайд 9





Биосфера
Все вещество биосферы делится на:
косное вещество – неживое, минеральное;
биокосное вещество -  продукт взаимодействия живого и неживого (почва, нефть, океаническая вода);
биогенное вещество – геологические породы, созданные жизнедеятельностью организмов (уголь, торф, известняк, мел);
живое вещество – вся совокупность организмов Земли.
Биомасса живого вещества (в пересчете на «сухой» вес) составляет 2-3 трлн.т, что  в 10⁶ меньше массы планеты.
Описание слайда:
Биосфера Все вещество биосферы делится на: косное вещество – неживое, минеральное; биокосное вещество - продукт взаимодействия живого и неживого (почва, нефть, океаническая вода); биогенное вещество – геологические породы, созданные жизнедеятельностью организмов (уголь, торф, известняк, мел); живое вещество – вся совокупность организмов Земли. Биомасса живого вещества (в пересчете на «сухой» вес) составляет 2-3 трлн.т, что в 10⁶ меньше массы планеты.

Слайд 10





Основные этапы эволюции биосферы (24 часа)
В морях «образовались»  одноклеточные безъядерные организмы подобные бактериям– (5 ч 25’);
Появились первые многоклеточные организмы – 20 ч 30';
Выход растений на сушу – 21 ч 40’;
Появление цветковых растений – 22 ч 40';
Появление Homo sapiens – 23 ч 59’ 30’’;
Техногенез – преобразование природы в процессе производственной деятельности, появление техносферы ;
Ноогенез – превращение биосферы в ноосферу – разумно управляемую социально-природную среду.
Описание слайда:
Основные этапы эволюции биосферы (24 часа) В морях «образовались» одноклеточные безъядерные организмы подобные бактериям– (5 ч 25’); Появились первые многоклеточные организмы – 20 ч 30'; Выход растений на сушу – 21 ч 40’; Появление цветковых растений – 22 ч 40'; Появление Homo sapiens – 23 ч 59’ 30’’; Техногенез – преобразование природы в процессе производственной деятельности, появление техносферы ; Ноогенез – превращение биосферы в ноосферу – разумно управляемую социально-природную среду.

Слайд 11





Живые организмы – около 2,2 млн. видов
Описание слайда:
Живые организмы – около 2,2 млн. видов

Слайд 12





Классификация организмов по типу питания
Описание слайда:
Классификация организмов по типу питания

Слайд 13





Классификация организмов по типу питания
Гетеротрофы  потребляют только готовые органические вещества (животные,  и грибы)
Описание слайда:
Классификация организмов по типу питания Гетеротрофы потребляют только готовые органические вещества (животные, и грибы)

Слайд 14





Функции живого вещества
Энергетическая. Заключается в поглощении солнечной энергии при фотосинтезе, а химической энергии – путем разложения энергонасыщенных веществ и передаче энергии по пищевой цепи разнородного живого вещества. 
Концентрационная. Избирательное накопление в ходе жизнедеятельности определенных видов вещества. Выделяют два типа концентраций химических элементов живым веществом: 
а) массовое повышение концентраций элементов в среде, насыщенной этими элементами, например, серы и железа много в живом веществе в районах вулканизма; 
б) специфическую концентрацию того или иного элемента вне зависимости от среды. 
 Деструктивная. Заключается в минерализации необиогенного органического вещества, разложении неживого неорганического вещества, вовлечении образовавшихся веществ в биологический круговорот.
 
 Средообразующая. Преобразование физико-химических параметров среды.
Транспортная. Пищевые взаимодействия живого вещества приводят к перемещению огромных масс химических элементов и веществ против сил тяжести и в горизонтальном направлении.
Описание слайда:
Функции живого вещества Энергетическая. Заключается в поглощении солнечной энергии при фотосинтезе, а химической энергии – путем разложения энергонасыщенных веществ и передаче энергии по пищевой цепи разнородного живого вещества. Концентрационная. Избирательное накопление в ходе жизнедеятельности определенных видов вещества. Выделяют два типа концентраций химических элементов живым веществом: а) массовое повышение концентраций элементов в среде, насыщенной этими элементами, например, серы и железа много в живом веществе в районах вулканизма; б) специфическую концентрацию того или иного элемента вне зависимости от среды. Деструктивная. Заключается в минерализации необиогенного органического вещества, разложении неживого неорганического вещества, вовлечении образовавшихся веществ в биологический круговорот. Средообразующая. Преобразование физико-химических параметров среды. Транспортная. Пищевые взаимодействия живого вещества приводят к перемещению огромных масс химических элементов и веществ против сил тяжести и в горизонтальном направлении.

Слайд 15





Круговороты веществ
Большой (геологический) круговорот  веществ обусловлен взаимодействием солнечной энергии с глубинной энергией Земли и осуществляет перераспределение вещества между биосферой и более глубокими горизонтами Земли
Малый  (биогеохимический) круговорот веществ
	Совершается лишь в пределах биосферы. Сущность малого круговорота: образование живого вещества из неорганических соединений в процессе фотосинтеза и в превращении органического вещества при разложении вновь в неорганические соединения
	Биогеохимический круговороте вещества подразделяется на  две части: резервную и обменную.
Описание слайда:
Круговороты веществ Большой (геологический) круговорот веществ обусловлен взаимодействием солнечной энергии с глубинной энергией Земли и осуществляет перераспределение вещества между биосферой и более глубокими горизонтами Земли Малый (биогеохимический) круговорот веществ Совершается лишь в пределах биосферы. Сущность малого круговорота: образование живого вещества из неорганических соединений в процессе фотосинтеза и в превращении органического вещества при разложении вновь в неорганические соединения Биогеохимический круговороте вещества подразделяется на две части: резервную и обменную.

Слайд 16





Большой (геологический) круговорот
Описание слайда:
Большой (геологический) круговорот

Слайд 17


Экология, как система дисциплин, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Среда обитания и экологические  факторы
Среда обитания – природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.
Экологические факторы – отдельные элементы среды обитания.
Основные группы экологических факторов:
абиотические – факторы неживой природы;
биотические – совокупность воздействий одних организмов на другие;
 антропогенные – совокупность воздействий человека на живую и неживую природу.
Описание слайда:
Среда обитания и экологические факторы Среда обитания – природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Экологические факторы – отдельные элементы среды обитания. Основные группы экологических факторов: абиотические – факторы неживой природы; биотические – совокупность воздействий одних организмов на другие; антропогенные – совокупность воздействий человека на живую и неживую природу.

Слайд 19





Биотические факторы
1.  Антагонистические отношения:
Хищничество (волк + олень);
Паразитизм (собака + блоха);
 Конкуренция (черный таракан + рыжий таракан). 
2. Неантагонистические отношения:
Комменсализм ( лев + гриф).
Симбиоз (рак-отшельник + актиния) ;
Мутуализм (насекомые + насекомоопыляемые растения).
Общее направление развития отношений:
Паразитизм→ комменсализм → мутуализм
Описание слайда:
Биотические факторы 1. Антагонистические отношения: Хищничество (волк + олень); Паразитизм (собака + блоха); Конкуренция (черный таракан + рыжий таракан). 2. Неантагонистические отношения: Комменсализм ( лев + гриф). Симбиоз (рак-отшельник + актиния) ; Мутуализм (насекомые + насекомоопыляемые растения). Общее направление развития отношений: Паразитизм→ комменсализм → мутуализм

Слайд 20





Закономерности взаимодействия живых организмов со средой
Наличие оптимального фактора
Закон лимитирующего фактора  (Либих,  1840 г.) 
	Наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения
Закон толерантности (В. Шелфорд,1913, дополнен Ю. Одумом (1975 г.)
	Лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости (толерантности) организма к данному фактору.

1) Организмы могут иметь широкий диапазон толерантности в отношении одного экологического фактора и низкий диапазон в отношении другого;
2) Организмы с широким диапазоном толерантности в отношении всех экологических факторов обычно наиболее распространены;
3) Если условия по одному экологическому фактору не оптимальны для вида, то диапазон толерантности может сузиться и в отношении других экологических факторов.
Описание слайда:
Закономерности взаимодействия живых организмов со средой Наличие оптимального фактора Закон лимитирующего фактора (Либих, 1840 г.) Наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения Закон толерантности (В. Шелфорд,1913, дополнен Ю. Одумом (1975 г.) Лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости (толерантности) организма к данному фактору. 1) Организмы могут иметь широкий диапазон толерантности в отношении одного экологического фактора и низкий диапазон в отношении другого; 2) Организмы с широким диапазоном толерантности в отношении всех экологических факторов обычно наиболее распространены; 3) Если условия по одному экологическому фактору не оптимальны для вида, то диапазон толерантности может сузиться и в отношении других экологических факторов.

Слайд 21





Популяция
Термин заимствован датским ученым Иогансеном из демографии.
Популяция это совокупность разновозрастных особей одного вида, обменивающихся генетической информацией, объединенных общими условиями существования,  общим ареалом и происхождением.
Вид, как правило, состоит из несколько популяций.
Описание слайда:
Популяция Термин заимствован датским ученым Иогансеном из демографии. Популяция это совокупность разновозрастных особей одного вида, обменивающихся генетической информацией, объединенных общими условиями существования, общим ареалом и происхождением. Вид, как правило, состоит из несколько популяций.

Слайд 22





Популяция
Основные признаки популяции:
Рождаемость – число потомков, произведенных одной самкой за один год;
Смертность – количество особей, погибших за определенный период;
Плотность – число или биомасса особей, приходящихся на единицу площади или объема среды обитания;
Структура :
территориальная  - отражает распространение особей по ареалу;
половая  -  отражает соотношение особей разных полов;
возрастная – отражает соотношение числа особей разного возраста (пререпродуктивного, репродуктивного, пострепродуктивного)
Описание слайда:
Популяция Основные признаки популяции: Рождаемость – число потомков, произведенных одной самкой за один год; Смертность – количество особей, погибших за определенный период; Плотность – число или биомасса особей, приходящихся на единицу площади или объема среды обитания; Структура : территориальная - отражает распространение особей по ареалу; половая - отражает соотношение особей разных полов; возрастная – отражает соотношение числа особей разного возраста (пререпродуктивного, репродуктивного, пострепродуктивного)

Слайд 23





Популяция
Динамика численности
Рост популяции происходит за счет рождаемости и иммиграции.
Теоретически возможное потомство от одной пары называется биотическим потенциалом вида. Чем примитивнее организм, тем выше  его биотический потенциал.
Сокращение популяции – за счет смертности и эмиграции особей.
Существует 2 модели роста популяции:
модель «бум – крах»;
рост под давлением среды.
Описание слайда:
Популяция Динамика численности Рост популяции происходит за счет рождаемости и иммиграции. Теоретически возможное потомство от одной пары называется биотическим потенциалом вида. Чем примитивнее организм, тем выше его биотический потенциал. Сокращение популяции – за счет смертности и эмиграции особей. Существует 2 модели роста популяции: модель «бум – крах»; рост под давлением среды.

Слайд 24





Популяция
Динамика численности
Динамика численности по модели «бум-крах» не зависит от плотности популяции,  а только от внешних (модифицирующих) факторов, которые могут обеспечить кратковременно неограниченный рост или снизить численность до нуля.
По модели «развитие под давлением среды» при достижении плотности популяции критической величины включаются разнообразные биотические (регулирующие) механизмы , снижающие темпы роста численности.  Регулирующие факторы никогда не снижают численность популяции  до нуля.
Регулирующие факторы: 
межвидовые (увеличение числа хищников и паразитов);
внутрипопуляционные.
Описание слайда:
Популяция Динамика численности Динамика численности по модели «бум-крах» не зависит от плотности популяции, а только от внешних (модифицирующих) факторов, которые могут обеспечить кратковременно неограниченный рост или снизить численность до нуля. По модели «развитие под давлением среды» при достижении плотности популяции критической величины включаются разнообразные биотические (регулирующие) механизмы , снижающие темпы роста численности. Регулирующие факторы никогда не снижают численность популяции до нуля. Регулирующие факторы: межвидовые (увеличение числа хищников и паразитов); внутрипопуляционные.

Слайд 25





Стабильность популяций и причины ее нарушения 
Стабильной называется такая популяция, которая:
находится в благоприятных условиях, близких к оптимальным;
имеет высокий биотический потенциал, близкий к максимальному, но не достигает его максимального значения.
	 Основные причины нарушения стабильности популяций:
естественные: резкие изменения климатических факторов, геомагнитные отклонения, цикличность солнечной активности и др.
антропогенные: чрезмерная интенсивность изъятия особей, разрушение естественных мест обитания, вселение видов в новые условия, загрязнение среды обитания.
Описание слайда:
Стабильность популяций и причины ее нарушения Стабильной называется такая популяция, которая: находится в благоприятных условиях, близких к оптимальным; имеет высокий биотический потенциал, близкий к максимальному, но не достигает его максимального значения. Основные причины нарушения стабильности популяций: естественные: резкие изменения климатических факторов, геомагнитные отклонения, цикличность солнечной активности и др. антропогенные: чрезмерная интенсивность изъятия особей, разрушение естественных мест обитания, вселение видов в новые условия, загрязнение среды обитания.

Слайд 26





Экосистема
Термин предложен  английским экологом  А.Тенсли  (1935 г.).
Экосистема это любая система, состоящая из живых существ и среды их обитания, объединенных в единое целое.
Биогеоценоз - совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений, имеющая свою особую специфику взаимодействия слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы, представляющая собой внутреннее противоречивое диалектическое единство, находящееся в постоянном движении и развитии
Основные свойства – способность осуществлять круговорот веществ, противостоять внешним воздействиям и производить биологическую продукцию.
Экосистемы развиваются во времени, происходит постепенное изменение видового состава, в конечном счете меняется экосистема (сукцессия экосистемы). Последовательный ряд сукцессий сменяется стабильной	, мало изменяющейся экосистемой  (климаксом).
Описание слайда:
Экосистема Термин предложен английским экологом А.Тенсли (1935 г.). Экосистема это любая система, состоящая из живых существ и среды их обитания, объединенных в единое целое. Биогеоценоз - совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений, имеющая свою особую специфику взаимодействия слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы, представляющая собой внутреннее противоречивое диалектическое единство, находящееся в постоянном движении и развитии Основные свойства – способность осуществлять круговорот веществ, противостоять внешним воздействиям и производить биологическую продукцию. Экосистемы развиваются во времени, происходит постепенное изменение видового состава, в конечном счете меняется экосистема (сукцессия экосистемы). Последовательный ряд сукцессий сменяется стабильной , мало изменяющейся экосистемой (климаксом).

Слайд 27





Экосистема
Классификации
1. В зависимости от размера:
Микроэкосистема – лужа, капля воды, труп животного;
Мезоэкосистема – пруд, роща, река;
Макроэкосистема – океан, саванна, тайга;
Глобальная экосистема – биосфера Земли.
2. По составу биоты:
Автотрофные экосистемы – центральным звеном является растительность. Смена растительности ведет к изменению состава животных. Такие экосистемы практически бессмертны.
Гетеротрофные экосистемы  - существует пока есть запас готового органического вещества. Это деструктивный вид экосистемы
Описание слайда:
Экосистема Классификации 1. В зависимости от размера: Микроэкосистема – лужа, капля воды, труп животного; Мезоэкосистема – пруд, роща, река; Макроэкосистема – океан, саванна, тайга; Глобальная экосистема – биосфера Земли. 2. По составу биоты: Автотрофные экосистемы – центральным звеном является растительность. Смена растительности ведет к изменению состава животных. Такие экосистемы практически бессмертны. Гетеротрофные экосистемы - существует пока есть запас готового органического вещества. Это деструктивный вид экосистемы

Слайд 28





Трофическая структура экосистемы
Продуценты  (производящие) – автотрофные организмы, создающие органические вещества из минеральных, используя энергию Солнца или химических реакций.
Консументы (потребляющие) – гетеротрофные организмы, потребляющие готовые питательные вещества.
Редуценты (возвращающие) – организмы минерализующие органические остатки.
 Организмы этих типов взаимодействуют внутри экосистемы составляя цепи и сети питания.
Описание слайда:
Трофическая структура экосистемы Продуценты (производящие) – автотрофные организмы, создающие органические вещества из минеральных, используя энергию Солнца или химических реакций. Консументы (потребляющие) – гетеротрофные организмы, потребляющие готовые питательные вещества. Редуценты (возвращающие) – организмы минерализующие органические остатки. Организмы этих типов взаимодействуют внутри экосистемы составляя цепи и сети питания.

Слайд 29





Пищевая (трофическая) цепь
Цепь паразитов
ПРИМЕРЫ
Курица – пухоеды – микроскопические клещи - грибки
Описание слайда:
Пищевая (трофическая) цепь Цепь паразитов ПРИМЕРЫ Курица – пухоеды – микроскопические клещи - грибки

Слайд 30





Поток энергии через пастбищную пищевую цепь
Описание слайда:
Поток энергии через пастбищную пищевую цепь

Слайд 31





Пример
пищевой
сети
Описание слайда:
Пример пищевой сети

Слайд 32





Трофические уровни
Правило Линдемана. При   переходе   энергии  с  одного  трофического уровня  на другой экологическая эффективность составляет примерно 10%.
Описание слайда:
Трофические уровни Правило Линдемана. При переходе энергии с одного трофического уровня на другой экологическая эффективность составляет примерно 10%.

Слайд 33





Экологические пирамиды:
пирамиды численности;
пирамиды биомассы;
пирамиды энергии
Описание слайда:
Экологические пирамиды: пирамиды численности; пирамиды биомассы; пирамиды энергии

Слайд 34





Экология человека: вопросы народонаселения
Экологическая демография изучает структуру, динамику, воспроизводство населения во взаимосвязи со средой обитания.
В настоящее время состояние человеческой популяции  характеризуется как демографический взрыв.
Демографический взрыв это резкое увеличение темпов роста народонаселения, обусловленное интенсивным снижением смертности при сохранении высокой рождаемости.
Описание слайда:
Экология человека: вопросы народонаселения Экологическая демография изучает структуру, динамику, воспроизводство населения во взаимосвязи со средой обитания. В настоящее время состояние человеческой популяции характеризуется как демографический взрыв. Демографический взрыв это резкое увеличение темпов роста народонаселения, обусловленное интенсивным снижением смертности при сохранении высокой рождаемости.

Слайд 35





Экология человека: вопросы народонаселения
Описание слайда:
Экология человека: вопросы народонаселения

Слайд 36





Экология человека: вопросы народонаселения
Если бы все население Земли составляло бы 100 человек:
Было  бы 57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев, 8 африканцев
50% богатств было бы в руках 6 человек (все из США)
70 человек не умело бы читать
50 человек страдали бы от недоедания
80 жили бы в негодных жилищах
1 человек имел высшее образование
Описание слайда:
Экология человека: вопросы народонаселения Если бы все население Земли составляло бы 100 человек: Было бы 57 азиатов, 21 европеец, 14 американцев, 8 африканцев 50% богатств было бы в руках 6 человек (все из США) 70 человек не умело бы читать 50 человек страдали бы от недоедания 80 жили бы в негодных жилищах 1 человек имел высшее образование

Слайд 37





Экология человека: вопросы народонаселения
Прирост населения
Развитые страны – 0,6%
Развивающиеся страны – 2,1%
Максимальный прирост – в странах Африки (рекордсмен – Кения – 4,2%)
Страны Европы – 0,23%
Страны, где прироста нет или он отрицательный – Германия, Дания, Венгрия, Великобритания, страны Прибалтики, Россия
Описание слайда:
Экология человека: вопросы народонаселения Прирост населения Развитые страны – 0,6% Развивающиеся страны – 2,1% Максимальный прирост – в странах Африки (рекордсмен – Кения – 4,2%) Страны Европы – 0,23% Страны, где прироста нет или он отрицательный – Германия, Дания, Венгрия, Великобритания, страны Прибалтики, Россия

Слайд 38





Экология человека: вопросы народонаселения
Концепции численности народонаселения
Демографический максимализм – чем больше население, тем лучше (Китай (50-60 гг.ХХ века), Россия(настоящее время)
Демографический утопизм – выход из демографического кризиса путем заселения океана и космоса
Демографический финализм -  рост населения→ исчерпание ресурсов + загрязнение среды → гибель части населения
Демографический фатализм – проблема решится сама собой через механизмы биологической регуляции
Описание слайда:
Экология человека: вопросы народонаселения Концепции численности народонаселения Демографический максимализм – чем больше население, тем лучше (Китай (50-60 гг.ХХ века), Россия(настоящее время) Демографический утопизм – выход из демографического кризиса путем заселения океана и космоса Демографический финализм - рост населения→ исчерпание ресурсов + загрязнение среды → гибель части населения Демографический фатализм – проблема решится сама собой через механизмы биологической регуляции

Слайд 39





Экология человека: вопросы народонаселения
Демографические проблемы и состояние окружающей среды
Демографический взрыв усугубляет экологические проблемы:
В богатых странах чрезмерные уровни потребления. 20% населения планеты  дают 80% загрязнителей окружающей среды.
В бедных странах – прямое уничтожение природы, истощение  ресурсов Земли. Население составляет 68% от всего человечества, к 2024 году – 84%.
Описание слайда:
Экология человека: вопросы народонаселения Демографические проблемы и состояние окружающей среды Демографический взрыв усугубляет экологические проблемы: В богатых странах чрезмерные уровни потребления. 20% населения планеты дают 80% загрязнителей окружающей среды. В бедных странах – прямое уничтожение природы, истощение ресурсов Земли. Население составляет 68% от всего человечества, к 2024 году – 84%.

Слайд 40





Экология человека: место человека в биосфере
Специфическое воздействие человека на природу началось с орудийной деятельности.
Особое место человека среди животных базируется на способности накапливать, хранить и передавать информацию.
При биологической потребности организма в энергии 2500-3500 ккал/сутки, современный человек использует 250-300 тыс.ккал/сутки.
7 млрд. человек потребляют как 700 млрд.
Появление и развитие человеческой цивилизации привело в созданию искусственной среды обитания – техносферы.
Описание слайда:
Экология человека: место человека в биосфере Специфическое воздействие человека на природу началось с орудийной деятельности. Особое место человека среди животных базируется на способности накапливать, хранить и передавать информацию. При биологической потребности организма в энергии 2500-3500 ккал/сутки, современный человек использует 250-300 тыс.ккал/сутки. 7 млрд. человек потребляют как 700 млрд. Появление и развитие человеческой цивилизации привело в созданию искусственной среды обитания – техносферы.

Слайд 41





Экология человека: место человека в биосфере
Человек против законов общей экологии:
А. Практически аннулированы природные механизмы регулирования численности человечества.
Б. Нарушены или уничтожены многие природные экосистемы.
В. Изменены природные круговороты веществ в биосфере.
Г. Ускорено развитие биосферных процессов.
Д. Человек стал чужим природе.
Описание слайда:
Экология человека: место человека в биосфере Человек против законов общей экологии: А. Практически аннулированы природные механизмы регулирования численности человечества. Б. Нарушены или уничтожены многие природные экосистемы. В. Изменены природные круговороты веществ в биосфере. Г. Ускорено развитие биосферных процессов. Д. Человек стал чужим природе.

Слайд 42





Экология человека: место человека в биосфере
Человек против законов общей экологии
Результаты:
Взрывообразный рост численности человечества и расширение его ареала обитания.
Человек – гиперэврибионт,  суперхищник,  «ломающий» природу под себя, уничтожающий другие виды.
Человек утратил потенциал биологической адаптации, он первый кандидат на смерть в случае гибели техносферы.
Описание слайда:
Экология человека: место человека в биосфере Человек против законов общей экологии Результаты: Взрывообразный рост численности человечества и расширение его ареала обитания. Человек – гиперэврибионт, суперхищник, «ломающий» природу под себя, уничтожающий другие виды. Человек утратил потенциал биологической адаптации, он первый кандидат на смерть в случае гибели техносферы.

Слайд 43





Центры дестабилизации биосферы
Североамериканский центр (естественные системы занимают менее 10% территории )
Европейский центр (естественные системы занимают 1-8% территории )
Азиатский центр (естественные системы занимают менее 5% территории )
Центры стабилизации  биосферы 
Северный Евроазиатский центр
Южноамериканский центр
Австралийский центр
Мировой океан с сохранившимися естественными системами
Описание слайда:
Центры дестабилизации биосферы Североамериканский центр (естественные системы занимают менее 10% территории ) Европейский центр (естественные системы занимают 1-8% территории ) Азиатский центр (естественные системы занимают менее 5% территории ) Центры стабилизации биосферы Северный Евроазиатский центр Южноамериканский центр Австралийский центр Мировой океан с сохранившимися естественными системами

Слайд 44





Загрязнение атмосферного воздуха
Свойства атмосферного воздуха:
сложный комплекс из газов, паров и аэрозолей;
примеси удерживают тепло – среднегодовая температура Земли + 15о С ( без примесей -18о С);
постоянство состава основных газов (кроме СО2);
перемешивание и перемещение :
	- разбавление загрязнителей (самоочищение);
	- глобализация загрязнения – трансграничный перенос;
е.  связь с другими  природными средами:
	- океан поглощает из газовой среды СО, СО2,  SO2;
	- большое количество атмосферный примесей попадает в почву (с осадками).
Описание слайда:
Загрязнение атмосферного воздуха Свойства атмосферного воздуха: сложный комплекс из газов, паров и аэрозолей; примеси удерживают тепло – среднегодовая температура Земли + 15о С ( без примесей -18о С); постоянство состава основных газов (кроме СО2); перемешивание и перемещение : - разбавление загрязнителей (самоочищение); - глобализация загрязнения – трансграничный перенос; е. связь с другими природными средами: - океан поглощает из газовой среды СО, СО2, SO2; - большое количество атмосферный примесей попадает в почву (с осадками).

Слайд 45





Загрязнение атмосферного воздуха
Загрязнение это привнесение в среду несвойственных ей агентов или превышение их естественного многолетнего уровня, проводящее к негативным последствиям.
Классификация загрязнений:
по происхождению – естественное, искусственное;
по характеру источника – промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, коммунальное, точечное, объектное, рассеянное, трансгрессивное;
по природе воздействия – химическое, физическое (радиоактивное, тепловое, акустическое, электромагнитное), физико-химическое (аэрозоли), биологическое;
первичное, вторичное (смог);
по степени стойкости загрязнителя:
	- устойчивое (сотни и тысячи лет) – аргон и другие инертные газы;
	- стойкое  (десятки и сотни лет) – углекислый газ, метан, фреоны в нижних слоях атмосферы,  ДДТ;
	-неустойчивое – вода, угарный газ, сероводород, оксиды серы.
Описание слайда:
Загрязнение атмосферного воздуха Загрязнение это привнесение в среду несвойственных ей агентов или превышение их естественного многолетнего уровня, проводящее к негативным последствиям. Классификация загрязнений: по происхождению – естественное, искусственное; по характеру источника – промышленное, сельскохозяйственное, транспортное, коммунальное, точечное, объектное, рассеянное, трансгрессивное; по природе воздействия – химическое, физическое (радиоактивное, тепловое, акустическое, электромагнитное), физико-химическое (аэрозоли), биологическое; первичное, вторичное (смог); по степени стойкости загрязнителя: - устойчивое (сотни и тысячи лет) – аргон и другие инертные газы; - стойкое (десятки и сотни лет) – углекислый газ, метан, фреоны в нижних слоях атмосферы, ДДТ; -неустойчивое – вода, угарный газ, сероводород, оксиды серы.

Слайд 46





Загрязнение атмосферного воздуха
Основные загрязнители:
	- СО2 –  самый большой объем поступления,  длительный период жизни, накопление;
	- СО – неустойчивый, но агрессивный газ;
	- SO2 - 150-200 млн.т/год, реагирует с водой с образованием HSO3, H2SO4 . Фитотоксичен, у животных вызывает раздражение и повреждение дыхательных путей, нарушение кровообращения.  Приоритетный загрязнитель по негативному воздействию на биоту и элементы техносферы (сооружения, здания).
	-  сероводород, сероуглерод, окислы азота, фреоны, углеводороды, бенз(а)пирен, хлор, фтор и др.
Описание слайда:
Загрязнение атмосферного воздуха Основные загрязнители: - СО2 – самый большой объем поступления, длительный период жизни, накопление; - СО – неустойчивый, но агрессивный газ; - SO2 - 150-200 млн.т/год, реагирует с водой с образованием HSO3, H2SO4 . Фитотоксичен, у животных вызывает раздражение и повреждение дыхательных путей, нарушение кровообращения. Приоритетный загрязнитель по негативному воздействию на биоту и элементы техносферы (сооружения, здания). - сероводород, сероуглерод, окислы азота, фреоны, углеводороды, бенз(а)пирен, хлор, фтор и др.

Слайд 47





Главные источники загрязнения  атмосферы в России
Теплоэнергетика
Предприятия черной металлургии
Нефтехимия и нефтедобыча
Автотранспорт
Предприятия цветной металлургии
Производство стройматериалов
Описание слайда:
Главные источники загрязнения атмосферы в России Теплоэнергетика Предприятия черной металлургии Нефтехимия и нефтедобыча Автотранспорт Предприятия цветной металлургии Производство стройматериалов

Слайд 48





Загрязнение атмосферного воздуха
Глобальные последствия
① Парниковый эффект – возможное повышение глобальной температуры в результате изменение теплового баланса, обусловленного накоплением парниковых газов (около 30 соединений).
Содержания основных парниковых газов ( частей на млн.)
	
	За ХХ век среднегодовая температура Земли повысилась на 0,3 – 0,6оС.
Описание слайда:
Загрязнение атмосферного воздуха Глобальные последствия ① Парниковый эффект – возможное повышение глобальной температуры в результате изменение теплового баланса, обусловленного накоплением парниковых газов (около 30 соединений). Содержания основных парниковых газов ( частей на млн.) За ХХ век среднегодовая температура Земли повысилась на 0,3 – 0,6оС.

Слайд 49





Загрязнение атмосферного воздуха
Глобальные последствия
② «Озоновые дыры» - обширные области с пониженным (до 50%) содержанием озона .
Самая значительная «озоновая дыра» -  над Антарктидой, где содержание озона уменьшилось на 40-50% за 30 лет.  Скорость разрастания - 4% в год. 
Главные разрушители озона – фреоны (фторхлоруглероды). 
	Применяются в спреях в качестве пропилента и в холодильниках как хладагент. 
	В нижних слоях атмосферы инертны, поднимаясь до уровня озонового экрана высвобождают хлор. Каждый атом хлора разрушает 100 тыс. молекул озона.
Запуск космических кораблей также  разрушает озоновый экран. Один запуск «Шатла» сопровождался разрушением 100 млн.т озона.
Считается, что снижение концентрации озона на 1%  увеличивает заболеваемость раком кожи на 5-7%.
 Международный документ «Монреальский протокол» (1980 г.) обязывал подписавшие страны снизить производство фреонов к 2000 году на 50%. 
Оппонентное мнение : изменение озонового слоя не носит антропогенного характера, объясняется только природными  процессами, связанными с 11-годовым циклом солнечной активности.
Описание слайда:
Загрязнение атмосферного воздуха Глобальные последствия ② «Озоновые дыры» - обширные области с пониженным (до 50%) содержанием озона . Самая значительная «озоновая дыра» - над Антарктидой, где содержание озона уменьшилось на 40-50% за 30 лет. Скорость разрастания - 4% в год. Главные разрушители озона – фреоны (фторхлоруглероды). Применяются в спреях в качестве пропилента и в холодильниках как хладагент. В нижних слоях атмосферы инертны, поднимаясь до уровня озонового экрана высвобождают хлор. Каждый атом хлора разрушает 100 тыс. молекул озона. Запуск космических кораблей также разрушает озоновый экран. Один запуск «Шатла» сопровождался разрушением 100 млн.т озона. Считается, что снижение концентрации озона на 1% увеличивает заболеваемость раком кожи на 5-7%. Международный документ «Монреальский протокол» (1980 г.) обязывал подписавшие страны снизить производство фреонов к 2000 году на 50%. Оппонентное мнение : изменение озонового слоя не носит антропогенного характера, объясняется только природными процессами, связанными с 11-годовым циклом солнечной активности.

Слайд 50





Загрязнение атмосферного воздуха
Глобальные последствия
③ Кислотные осадки – выпадение осадков с повышенной степенью кислотности в результате антропогенного химического загрязнения атмосферы.
Основные виновники «кислотных осадков»:
SO2 – при растворении образует сернистую и серную кислоты,  которые дают 70% в формирование кислотных осадков;
	остальные 30%:
N-окислы – переходят в азотную кислоту;
СО2 – преобразуется в угольную кислоту;
органические кислоты.
 Обычная рН осадков 5,6.  Зарегистрированы осадки с кислотностью 2,3 – 2,3 (сравнимо с лимонным соком или 9% уксусом).
Чаще  выпадают в северном полушарии (Скандинавские страны, Германия, Англия, Бельгия, Дания, Польша, Канада).
	В России – Кольский полуостров, Норильск, С-Петербург, Челябинск.
Природный нейтрализатор – аммиак (выделяется из почвы, органики, азотных удобрений особенно в теплый период года).
Описание слайда:
Загрязнение атмосферного воздуха Глобальные последствия ③ Кислотные осадки – выпадение осадков с повышенной степенью кислотности в результате антропогенного химического загрязнения атмосферы. Основные виновники «кислотных осадков»: SO2 – при растворении образует сернистую и серную кислоты, которые дают 70% в формирование кислотных осадков; остальные 30%: N-окислы – переходят в азотную кислоту; СО2 – преобразуется в угольную кислоту; органические кислоты. Обычная рН осадков 5,6. Зарегистрированы осадки с кислотностью 2,3 – 2,3 (сравнимо с лимонным соком или 9% уксусом). Чаще выпадают в северном полушарии (Скандинавские страны, Германия, Англия, Бельгия, Дания, Польша, Канада). В России – Кольский полуостров, Норильск, С-Петербург, Челябинск. Природный нейтрализатор – аммиак (выделяется из почвы, органики, азотных удобрений особенно в теплый период года).

Слайд 51





Воздействие на гидросферу
① Истощение  водных ресурсов
Мировые запасы воды составляют 1353985 тыс. куб.км ( на 1 кв.м суши – 8300 куб.м воды).  Человек потребляет 0,12-0,15% природных запасов воды. 
Вода является неисчерпаемым ресурсом количественно, но исчерпаемым качественно. 
Пресной воды по разным оценкам всего -  от 6 до 2,5%. Байкал содержит 1/5 всех мировых запасов жидкой пресной воды.
Годовой сток рек составляет 40 тыс.куб.км. Человек изымает около 4 тыс.куб.км. 10%-ный предел потребления уже достигнут. Главный потребитель – сельское хозяйство и промышленность.
Распределение речного стока России:
	-  90% стока имеют реки бассейна Северного Ледовитого и Тихого океанов;
	-  10% - реки бассейна Каспийского и Азовского морей ( 80% населения России).
Описание слайда:
Воздействие на гидросферу ① Истощение водных ресурсов Мировые запасы воды составляют 1353985 тыс. куб.км ( на 1 кв.м суши – 8300 куб.м воды). Человек потребляет 0,12-0,15% природных запасов воды. Вода является неисчерпаемым ресурсом количественно, но исчерпаемым качественно. Пресной воды по разным оценкам всего - от 6 до 2,5%. Байкал содержит 1/5 всех мировых запасов жидкой пресной воды. Годовой сток рек составляет 40 тыс.куб.км. Человек изымает около 4 тыс.куб.км. 10%-ный предел потребления уже достигнут. Главный потребитель – сельское хозяйство и промышленность. Распределение речного стока России: - 90% стока имеют реки бассейна Северного Ледовитого и Тихого океанов; - 10% - реки бассейна Каспийского и Азовского морей ( 80% населения России).

Слайд 52





Воздействие на гидросферу
 ② Загрязнение природных вод
Способность в самоочищению  под действием факторов:
	- физических – разбавление, растворение, перемешивание, отстаивание;
	- химических – за счет химических реакций с образованием нерастворимых веществ;
	- биологических – за 40 дней планктон процеживает 500 м слой воды на всей площади океана.
Основные загрязнители :
	- соединения азота и фосфора (биогенного происхождения);
	- взвешенные частицы (в основном продукты эрозии почвы);
	- пестициды;	
	- мусор;
	-нефть и нефтепродукты (более 50% поверхности мирового океана покрыто нефтяной пленкой).
По данным Росгидромета:
	- Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей, Лена, Печора – относятся к категории загрязненных рек;
	- Ока, Иртыш, Ока, Томь, Тобол –  к категории сильно загрязненных рек.
Описание слайда:
Воздействие на гидросферу ② Загрязнение природных вод Способность в самоочищению под действием факторов: - физических – разбавление, растворение, перемешивание, отстаивание; - химических – за счет химических реакций с образованием нерастворимых веществ; - биологических – за 40 дней планктон процеживает 500 м слой воды на всей площади океана. Основные загрязнители : - соединения азота и фосфора (биогенного происхождения); - взвешенные частицы (в основном продукты эрозии почвы); - пестициды; - мусор; -нефть и нефтепродукты (более 50% поверхности мирового океана покрыто нефтяной пленкой). По данным Росгидромета: - Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей, Лена, Печора – относятся к категории загрязненных рек; - Ока, Иртыш, Ока, Томь, Тобол – к категории сильно загрязненных рек.

Слайд 53





Воздействие на гидросферу
Загрязнение  природных вод
Загрязненность морей:
	- Черное море – умеренно загрязненное;
	- Каспийское море – загрязненное;
	- Баренцево море – грязное;
	- Белое море – чистое;
	- Азовское море – от умеренно загрязненного до очень грязного.
Основные источники загрязнения:
	- сезонное загрязнение (весной) связано с массовым смывом загрязнителей с поверхности почвы по время таяния снегов и половодья;
	- промышленные стоки  приносят в природные водоемы широкий спектр загрязнителей (Северная Двина – превышение ПДК по ртути в 740 раз, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат сбросил 16 т ртутьсодержащего шлама);
	- сельскохозяйственные стоки – содержат органические и минеральные удобрения, пестициды, бактериальноопасные стоки животноводческих комплексов;
	- морские захоронения вредных и опасных веществ (демпинг) привносит около 10% загрязнений океана.
Описание слайда:
Воздействие на гидросферу Загрязнение природных вод Загрязненность морей: - Черное море – умеренно загрязненное; - Каспийское море – загрязненное; - Баренцево море – грязное; - Белое море – чистое; - Азовское море – от умеренно загрязненного до очень грязного. Основные источники загрязнения: - сезонное загрязнение (весной) связано с массовым смывом загрязнителей с поверхности почвы по время таяния снегов и половодья; - промышленные стоки приносят в природные водоемы широкий спектр загрязнителей (Северная Двина – превышение ПДК по ртути в 740 раз, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат сбросил 16 т ртутьсодержащего шлама); - сельскохозяйственные стоки – содержат органические и минеральные удобрения, пестициды, бактериальноопасные стоки животноводческих комплексов; - морские захоронения вредных и опасных веществ (демпинг) привносит около 10% загрязнений океана.

Слайд 54





Воздействие на гидросферу
③ Эвтрофикация – обогащение природных вод биогенными элементами (фосфором, азотом, калием), что приводит к массовому размножению микроскопических планктонных водорослей.
	Преобладают синезеленые водоросли (90-95%), которые придают воде неприятный запах и вкус, могут выделять токсичные вещества. После массовой гибели водорослей в водоемах наблюдаются заморные явления.
Основные источники биогенных веществ:
Соединения азота – поступают с коммунальными (30%) и сельскохозяйственными стоками (70%). Эвтрофикация  может развиватьсяся при содержании 0,3-0,5 мг/л.
	- аммиак – образуется при разложении белковых тел, накапливается в период отмирания водной растительности;
	- нитриты – продукт биохимического окисления аммиака или восстановления нитратов. В летнее время говорит о фекальном загрязнении водоема.
Фосфаты – в природе образуются при минерализации органики, поступают со сточными водами в виде ПАВ и удобрений. Эвтрофикация возможна при содержании 0,01-0,03 мг/л.
Описание слайда:
Воздействие на гидросферу ③ Эвтрофикация – обогащение природных вод биогенными элементами (фосфором, азотом, калием), что приводит к массовому размножению микроскопических планктонных водорослей. Преобладают синезеленые водоросли (90-95%), которые придают воде неприятный запах и вкус, могут выделять токсичные вещества. После массовой гибели водорослей в водоемах наблюдаются заморные явления. Основные источники биогенных веществ: Соединения азота – поступают с коммунальными (30%) и сельскохозяйственными стоками (70%). Эвтрофикация может развиватьсяся при содержании 0,3-0,5 мг/л. - аммиак – образуется при разложении белковых тел, накапливается в период отмирания водной растительности; - нитриты – продукт биохимического окисления аммиака или восстановления нитратов. В летнее время говорит о фекальном загрязнении водоема. Фосфаты – в природе образуются при минерализации органики, поступают со сточными водами в виде ПАВ и удобрений. Эвтрофикация возможна при содержании 0,01-0,03 мг/л.

Слайд 55





Воздействие на недра и почву
Деградация земель – угроза  безопасности человечества
 Опустынивание  -  увеличение площади пустынь; темпы движения границ Сахары –  от 1.5 до 10 м/год.  За 60 лет площадь увеличилась на 700 тыс. кв.км.
 Земельный фонд России составляет 1709.8 млн.га. Площадь сельскохозяйственных  угодьев уменьшается в среднем на 5 млн.га в год:
Отторжение – изъятие из сельскохозяйственного оборота;
Деградация :
дегумификация;
закисление;
переуплотнение;
засоление;
эрозия;
загрязнение.
Описание слайда:
Воздействие на недра и почву Деградация земель – угроза безопасности человечества Опустынивание - увеличение площади пустынь; темпы движения границ Сахары – от 1.5 до 10 м/год. За 60 лет площадь увеличилась на 700 тыс. кв.км. Земельный фонд России составляет 1709.8 млн.га. Площадь сельскохозяйственных угодьев уменьшается в среднем на 5 млн.га в год: Отторжение – изъятие из сельскохозяйственного оборота; Деградация : дегумификация; закисление; переуплотнение; засоление; эрозия; загрязнение.

Слайд 56





Воздействие на недра и почву
Источники загрязнения почвы:
выбросы промышленности и транспорта;
использование для орошения загрязненных вод;
аварии на нефтепроводах;
пестицидное загрязнение.
 Загрязнение промышленными токсикантами
Главные источники:
теплоэнергетика;
транспорт;
предприятия черной и цветной металлургии;
предприятия нефтехимии и химии;
предприятия машиностроения.
Основные токсиканты:
I класс опасности – мышьяк, кадмий, ртуть, селен, свинец, цинк, фтор, бенз(а)пирен;
II класс опасности – бор, кобальт, никель, молибден, медь, хром, сурьма;
III  класс опасности -  барий, ванадий, вольфрам, магний, стронций.
Описание слайда:
Воздействие на недра и почву Источники загрязнения почвы: выбросы промышленности и транспорта; использование для орошения загрязненных вод; аварии на нефтепроводах; пестицидное загрязнение. Загрязнение промышленными токсикантами Главные источники: теплоэнергетика; транспорт; предприятия черной и цветной металлургии; предприятия нефтехимии и химии; предприятия машиностроения. Основные токсиканты: I класс опасности – мышьяк, кадмий, ртуть, селен, свинец, цинк, фтор, бенз(а)пирен; II класс опасности – бор, кобальт, никель, молибден, медь, хром, сурьма; III класс опасности - барий, ванадий, вольфрам, магний, стронций.

Слайд 57





Уменьшение биоразнообразия
Утраты видового разнообразия после 1600 г.
(на конец ХХ века) (по Mc Neely)
С 1960 гг. исчезло около 200 видов крупных организмов. Сколько мелких? Ньюман  считает, что в среднем 1 вид/день. По другим оценкам -   до 10 видов в день.
Описание слайда:
Уменьшение биоразнообразия Утраты видового разнообразия после 1600 г. (на конец ХХ века) (по Mc Neely) С 1960 гг. исчезло около 200 видов крупных организмов. Сколько мелких? Ньюман считает, что в среднем 1 вид/день. По другим оценкам - до 10 видов в день.

Слайд 58





Уменьшение биоразнообразия
Причины:
Уменьшение численности  (переэксплуатация, уменьшение кормовой базы);
Разрушение мест обитания;
Интродуцирование чуждых видов;
Нечаянное уничтожение ( в США 500 млн. кроликов в год гибнет на дорогах);
Уменьшение численности  до предела, препятствующего размножению (500-1000 для крупных животных).
Все крупные проекты  экономики сопровождаются вымиранием видов.
Следствия:
Вымирание одного вида подрыв существования 4-5 видов;
Нарушение экосистем, уменьшение их устойчивости.
В Красной книге России (1988 г.) 188 видов животных, 533 вида растений.
Положительные примеры: восстановлены численность северного калана, зубра, сибирского соболя, речного бобра, лося.
Описание слайда:
Уменьшение биоразнообразия Причины: Уменьшение численности (переэксплуатация, уменьшение кормовой базы); Разрушение мест обитания; Интродуцирование чуждых видов; Нечаянное уничтожение ( в США 500 млн. кроликов в год гибнет на дорогах); Уменьшение численности до предела, препятствующего размножению (500-1000 для крупных животных). Все крупные проекты экономики сопровождаются вымиранием видов. Следствия: Вымирание одного вида подрыв существования 4-5 видов; Нарушение экосистем, уменьшение их устойчивости. В Красной книге России (1988 г.) 188 видов животных, 533 вида растений. Положительные примеры: восстановлены численность северного калана, зубра, сибирского соболя, речного бобра, лося.

Слайд 59





Экология человека: место человека в биосфере
Человек против законов общей экологии
Выход:
  Отказаться от подчинения природы, перейти к сотрудничеству и гармоничному сосуществованию с ней:
ориентироваться  на новые моральные принципы;
ограничить потребительские интересы.
Описание слайда:
Экология человека: место человека в биосфере Человек против законов общей экологии Выход: Отказаться от подчинения природы, перейти к сотрудничеству и гармоничному сосуществованию с ней: ориентироваться на новые моральные принципы; ограничить потребительские интересы.

Слайд 60





Экология человека: место человека в биосфере
«Законы» экологии Б.Коммонера
Все связано со всем
Все должно куда-то деваться
Природа знает лучше
Ничто не дается даром
Описание слайда:
Экология человека: место человека в биосфере «Законы» экологии Б.Коммонера Все связано со всем Все должно куда-то деваться Природа знает лучше Ничто не дается даром

Слайд 61





Рекомендуемая литература
1. Акимова Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн. направл. и специал. вузов/ Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин,  В.В.Хаскин..- Под общ. ред. А.П.Кузьмина; Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 343 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.
2. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. -6-е изд., доп. И перераб.- Ростон н/Д: Феникс, 2003.- 575с. Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. Рекомендовано Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.
3. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экорлогия. 2-е изд.Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2003. – 624 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов технич. вузов.
4. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А.Соловьева, Ю.А.Кротова.- 4-е изд., испр. – СПб.: Химия, 1997. -238с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.
5. Одум Ю. Экология т.т. 1,2.  Мир,1986.
Описание слайда:
Рекомендуемая литература 1. Акимова Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн. направл. и специал. вузов/ Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин..- Под общ. ред. А.П.Кузьмина; Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 343 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов. 2. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. -6-е изд., доп. И перераб.- Ростон н/Д: Феникс, 2003.- 575с. Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. Рекомендовано Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов. 3. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экорлогия. 2-е изд.Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2003. – 624 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов технич. вузов. 4. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А.Соловьева, Ю.А.Кротова.- 4-е изд., испр. – СПб.: Химия, 1997. -238с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов. 5. Одум Ю. Экология т.т. 1,2. Мир,1986.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию