🗊Презентация Экономическая теория и методы экономического анализа

Нажмите для полного просмотра!
Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №1Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №2Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №3Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №4Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №5Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №6Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №7Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №8Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №9Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №10Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №11Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №12Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №13Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №14Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №15Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №16Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №17Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №18Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №19Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №20Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №21Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №22Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №23Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №24Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №25Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №26Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №27Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №28Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №29Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №30Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №31Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №32Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №33Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №34

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Экономическая теория и методы экономического анализа. Доклад-сообщение содержит 34 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
 
Основные вопросы темы
Основные этапы становления и развития экономической науки.
Потребности и их структура. Безграничность человеческих потребностей.
Ресурсы и их классификация. Проблема ограниченности ресурсов.
Основные проблемы экономики и предмет экономической теории. Структура экономической теории. Позитивная и нормативная экономика.
Методы  экономического  анализа.  Формальная  логика  как  основной  метод экономической науки. Экономические модели.
Описание слайда:
ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА   Основные вопросы темы Основные этапы становления и развития экономической науки. Потребности и их структура. Безграничность человеческих потребностей. Ресурсы и их классификация. Проблема ограниченности ресурсов. Основные проблемы экономики и предмет экономической теории. Структура экономической теории. Позитивная и нормативная экономика. Методы экономического анализа. Формальная логика как основной метод экономической науки. Экономические модели.

Слайд 2





Основные этапы становления и развития экономической науки
Основные этапы становления и развития экономической науки
Из такого понимания в науке выделяется два направления:
Экономика как наука о ведении хозяйства. Известно происхождение термина
«Экономика», который был введен в оборот Ксенофонтом: ойкос – дом, номос – закон, то есть, по сути, наука о законах дома.
Хрематистика – искусство делать деньги, так как рыночные отношения были довольно развиты.
Описание слайда:
Основные этапы становления и развития экономической науки Основные этапы становления и развития экономической науки Из такого понимания в науке выделяется два направления: Экономика как наука о ведении хозяйства. Известно происхождение термина «Экономика», который был введен в оборот Ксенофонтом: ойкос – дом, номос – закон, то есть, по сути, наука о законах дома. Хрематистика – искусство делать деньги, так как рыночные отношения были довольно развиты.

Слайд 3





Меркантилизм

И первыми в научном обосновании своего понимания богатства можно отметить меркантилистов (от итал. «мерканти» – торговец), которые под богатством понимали, прежде всего, деньги.
 Выделяют ранний меркантилизм, где основная сфера, создающая богатство  –  сфера  обращения.  Основным  положением  ученых  того  времени  была
«теория активного денежного баланса», обосновывающая политику, направленную на увеличение денежного богатства, вплоть до запрета вывоза денег за границу, ограничения импорта. По образному выражению Ф. Энгельса «нации стояли друг против друга, как скряги, обхватив обеими руками дорогой им денежный мешок с завистью и подозрительностью глядя на соседей» (Соч. Т.1, с. 544). Более поздний меркантилизм перешел к идее «положительного торгового баланса», суть которой заключалась в поощрении развития промышленности (с целью увеличения производства товаров для экспорта), особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала (в частности, в поощрении создания монопольных торговых компаний), в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний, в резком повышении налогообложения для финансирования всех вышеназванных мероприятий.
Описание слайда:
Меркантилизм И первыми в научном обосновании своего понимания богатства можно отметить меркантилистов (от итал. «мерканти» – торговец), которые под богатством понимали, прежде всего, деньги. Выделяют ранний меркантилизм, где основная сфера, создающая богатство – сфера обращения. Основным положением ученых того времени была «теория активного денежного баланса», обосновывающая политику, направленную на увеличение денежного богатства, вплоть до запрета вывоза денег за границу, ограничения импорта. По образному выражению Ф. Энгельса «нации стояли друг против друга, как скряги, обхватив обеими руками дорогой им денежный мешок с завистью и подозрительностью глядя на соседей» (Соч. Т.1, с. 544). Более поздний меркантилизм перешел к идее «положительного торгового баланса», суть которой заключалась в поощрении развития промышленности (с целью увеличения производства товаров для экспорта), особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала (в частности, в поощрении создания монопольных торговых компаний), в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний, в резком повышении налогообложения для финансирования всех вышеназванных мероприятий.

Слайд 4





Физиократия

Основной постулат физиократов: Земля – мать богатства, а труд – его отец.
Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694–1774) 
Центральные идеи теории физиократов:
Экономические законы носят естественный характер и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.
Источник	богатства	есть	сфера	производства	материальных благ	–земледелие.
Только земледельческий труд является производительным, т.к. при этом работают природа и земля.
Промышленность и торговая деятельность – сфера бесплодная, непроизводящая. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) – уникальный дар природы.
Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта.
Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов, деньги сами по себе бесплодны. Накопление денег считалось вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров.
Такое преклонение перед природой не согласовывалось с преклонением перед государством и поэтому физиократы были против безграничной власти государства над своими гражданами.
Описание слайда:
Физиократия Основной постулат физиократов: Земля – мать богатства, а труд – его отец. Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694–1774) Центральные идеи теории физиократов: Экономические законы носят естественный характер и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства. Источник богатства есть сфера производства материальных благ –земледелие. Только земледельческий труд является производительным, т.к. при этом работают природа и земля. Промышленность и торговая деятельность – сфера бесплодная, непроизводящая. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) – уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта. Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов, деньги сами по себе бесплодны. Накопление денег считалось вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров. Такое преклонение перед природой не согласовывалось с преклонением перед государством и поэтому физиократы были против безграничной власти государства над своими гражданами.

Слайд 5


Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №5
Описание слайда:

Слайд 6





Классическая политическая экономия (классическая теория)

Самые яркие представители классиков: шотландец А. Смит (1723–1790). Основной труд: «Исследование о природе и причинах богатства народов» – 1776 г. и англичанин Д. Рикардо (1772–1823). Основной труд: «Начала политической экономии и налогового обложения» – 1817г.
Описание слайда:
Классическая политическая экономия (классическая теория) Самые яркие представители классиков: шотландец А. Смит (1723–1790). Основной труд: «Исследование о природе и причинах богатства народов» – 1776 г. и англичанин Д. Рикардо (1772–1823). Основной труд: «Начала политической экономии и налогового обложения» – 1817г.

Слайд 7





Методология учения классиков основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем:
Методология учения классиков основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем:
богатство нации – это не золото и серебро, а реальный продукт, созданный трудом, причем не только в сельском хозяйстве, а в любой материальной сфере (трудовая теория стоимости);
важнейшими условиями роста производительности труда является его разделение, специализация и как следствие этого – кооперация; на этой основе можно создавать машины, облегчающие труд, а главное – делающие его более производительным;
богатство народов это не результат некого организованного плана, не следствие вмешательства государства, а есть непредвиденный результат действия многих людей, каждый из которых стремится к собственному интересу. Это «экономический человек», наделенный эгоизмом и стремящийся	ко все  большему накоплению  личного  богатства, но посредством этого возрастает богатство общественное;
непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция; на рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет	к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом;
принцип полного невмешательства государства в экономику – «laissez faire» – по А. Смиту является условием богатства. Государственное регулирование необходимо при возникновении угрозы всеобщему благу (государство – ночной сторож). Главная же задача государства это обеспечить для всех основные экономические свободы: свобода хозяйственной деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
Описание слайда:
Методология учения классиков основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем: Методология учения классиков основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем: богатство нации – это не золото и серебро, а реальный продукт, созданный трудом, причем не только в сельском хозяйстве, а в любой материальной сфере (трудовая теория стоимости); важнейшими условиями роста производительности труда является его разделение, специализация и как следствие этого – кооперация; на этой основе можно создавать машины, облегчающие труд, а главное – делающие его более производительным; богатство народов это не результат некого организованного плана, не следствие вмешательства государства, а есть непредвиденный результат действия многих людей, каждый из которых стремится к собственному интересу. Это «экономический человек», наделенный эгоизмом и стремящийся ко все большему накоплению личного богатства, но посредством этого возрастает богатство общественное; непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция; на рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом; принцип полного невмешательства государства в экономику – «laissez faire» – по А. Смиту является условием богатства. Государственное регулирование необходимо при возникновении угрозы всеобщему благу (государство – ночной сторож). Главная же задача государства это обеспечить для всех основные экономические свободы: свобода хозяйственной деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Слайд 8





Марксизм

Марксистская политэкономия –  «библия  рабочего  класса».  Основатели  – К. Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895). 
Основной труд К. Маркса «Капитал», где он раскрыл механизм капиталистической эксплуатации через производство прибавочной стоимости. Марксисты не только критиковали существующее положение вещей, но обосновывали классовую борьбу (экспроприация экспроприаторов) и конструировали будущее общество (коммунизм). 
Эта экономическая теория активно развивалась в СССР до 80-х гг. Она отражала господствующую идеологию, была единственной и самодовлеющей.
Описание слайда:
Марксизм Марксистская политэкономия – «библия рабочего класса». Основатели – К. Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895). Основной труд К. Маркса «Капитал», где он раскрыл механизм капиталистической эксплуатации через производство прибавочной стоимости. Марксисты не только критиковали существующее положение вещей, но обосновывали классовую борьбу (экспроприация экспроприаторов) и конструировали будущее общество (коммунизм). Эта экономическая теория активно развивалась в СССР до 80-х гг. Она отражала господствующую идеологию, была единственной и самодовлеющей.

Слайд 9





Маржинализм

Зародился в 70-е гг. XIX в. как критическое осмысление теории классиков и марксизма. Маржиналисты абстрагировались от изучения сущности капитализма как способа производства, основанного на эксплуатации, отрицали теорию трудовой стоимости и заменили ее теорией предельной полезности. 
Маржиналисты воспевали свободную конкуренцию, «чистую экономику» вне зависимости от формы ее организации. Основную задачу видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Такой подход получил название микроэкономический.
В 90-е гг. XIX в. А. Маршалл встроил в концепцию маржинализма элементы классической теории и на их основе был определен тот механизм формирования цен, который мы и по сей день анализируем в экономической теории, то есть он, по сути, создал  теорию  спроса  и  предложения.
Описание слайда:
Маржинализм Зародился в 70-е гг. XIX в. как критическое осмысление теории классиков и марксизма. Маржиналисты абстрагировались от изучения сущности капитализма как способа производства, основанного на эксплуатации, отрицали теорию трудовой стоимости и заменили ее теорией предельной полезности. Маржиналисты воспевали свободную конкуренцию, «чистую экономику» вне зависимости от формы ее организации. Основную задачу видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Такой подход получил название микроэкономический. В 90-е гг. XIX в. А. Маршалл встроил в концепцию маржинализма элементы классической теории и на их основе был определен тот механизм формирования цен, который мы и по сей день анализируем в экономической теории, то есть он, по сути, создал теорию спроса и предложения.

Слайд 10


Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





Монетаризм

Теория стабилизации экономики, в которой главное место отводится денежным факторам. Монетаристы сводят управление страной к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении, достижению сбалансированного бюджета и установлению высокого банковского процента. По мнению М. Фридмана все крупные потрясения объясняются последствиями денежной политики государства. В России ярким последователем взглядов монетаристов является Е.Т. Гайдар.
Описание слайда:
Монетаризм Теория стабилизации экономики, в которой главное место отводится денежным факторам. Монетаристы сводят управление страной к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении, достижению сбалансированного бюджета и установлению высокого банковского процента. По мнению М. Фридмана все крупные потрясения объясняются последствиями денежной политики государства. В России ярким последователем взглядов монетаристов является Е.Т. Гайдар.

Слайд 12





Кейнсианство

Д.М. Кейнс (1883– 1946) предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом. В связи с этим появляется кейнсианство, которое провозглашает необходимость серьезного вмешательства государства в рыночный механизм с целью установления стабильности, которая не характерна для рынка. Был предложен новый метод в экономике: исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами – национальным доходом и накоплениями. Такой подход получил название макроэкономического. 
Главный труд Дж. М. Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление.
Описание слайда:
Кейнсианство Д.М. Кейнс (1883– 1946) предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом. В связи с этим появляется кейнсианство, которое провозглашает необходимость серьезного вмешательства государства в рыночный механизм с целью установления стабильности, которая не характерна для рынка. Был предложен новый метод в экономике: исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами – национальным доходом и накоплениями. Такой подход получил название макроэкономического. Главный труд Дж. М. Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление.

Слайд 13


Экономическая теория и методы экономического анализа, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





институционально-социологическое направление (от лат. institutum – учреждение). 
Новая теория ХХ в. исходит из двух общих установок. Во-первых, социальные институты имеют значение и, во-вторых, они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории. 
Под институтом понимаются государство, корпорация, профсоюзы, конкуренция, монополия, налоги, устойчивый образ мышления и юридические нормы. Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок – лишь часть. 
Представители данного направления: Т. Веблен, М. Вебер, У.К. Митчел, В. Зомбарт, Дж.К. Гелбрейт и др.
Описание слайда:
институционально-социологическое направление (от лат. institutum – учреждение). Новая теория ХХ в. исходит из двух общих установок. Во-первых, социальные институты имеют значение и, во-вторых, они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории. Под институтом понимаются государство, корпорация, профсоюзы, конкуренция, монополия, налоги, устойчивый образ мышления и юридические нормы. Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок – лишь часть. Представители данного направления: Т. Веблен, М. Вебер, У.К. Митчел, В. Зомбарт, Дж.К. Гелбрейт и др.

Слайд 15





Характеристика российской экономической мысли 
Зарождение экономической теории в России происходит в XVII в. в форме меркантилизма. Одним из самых ярких последователей  идей  меркантилистов  стал И.Т. Посошков (1652–1726). Главная его работа «Книга о скудности и богатстве» (1724). В отличие от меркантилистов признавал получение прибыли внутри страны, а ее величину ставил в зависимость от производительности труда и уровня заработной платы, защищал активный торговый баланс, подчиняя его развитию внутренней торговли. Источником богатства считал труд, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Экономическая мысль XVIII в. представлена в работах В.Н. Татищева (1686– 1750) – историка, географа, экономиста, лингвиста. Он был и видным государственным деятелем, артиллеристом, инженером, организатором горно-металлургической промышленности. Его основные книги: «История Российская», «Представления о купечестве и ремеслах». В.Н. Татищев защищал и поддерживал петровские преобразования, выступал за политику протекционизма.
М.В. Ломоносов (1711–1765) – великий русский ученый, обогативший все области знаний, в том числе и экономику. Достаточно назвать несколько его работ, чтобы увидеть направление его экономических интересов.»О исправлении земледелия», «О размножении и сохранении русского народа», «О лучших пользах купечества»,
Описание слайда:
Характеристика российской экономической мысли Зарождение экономической теории в России происходит в XVII в. в форме меркантилизма. Одним из самых ярких последователей идей меркантилистов стал И.Т. Посошков (1652–1726). Главная его работа «Книга о скудности и богатстве» (1724). В отличие от меркантилистов признавал получение прибыли внутри страны, а ее величину ставил в зависимость от производительности труда и уровня заработной платы, защищал активный торговый баланс, подчиняя его развитию внутренней торговли. Источником богатства считал труд, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Экономическая мысль XVIII в. представлена в работах В.Н. Татищева (1686– 1750) – историка, географа, экономиста, лингвиста. Он был и видным государственным деятелем, артиллеристом, инженером, организатором горно-металлургической промышленности. Его основные книги: «История Российская», «Представления о купечестве и ремеслах». В.Н. Татищев защищал и поддерживал петровские преобразования, выступал за политику протекционизма. М.В. Ломоносов (1711–1765) – великий русский ученый, обогативший все области знаний, в том числе и экономику. Достаточно назвать несколько его работ, чтобы увидеть направление его экономических интересов.»О исправлении земледелия», «О размножении и сохранении русского народа», «О лучших пользах купечества»,

Слайд 16





2.Потребности и их структура. Безграничность человеческих потребностей

английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924) делил потребности на:
первичные (например, потребность в еде) и вторичные (например, в чтении);
абсолютные или безусловные (например, потребность в одежде) и относительные, обусловленные абсолютными потребностями (например, в машинах для изготовления одежды);
высшие (в духовном развитие) и низшие (физиологические);
положительные и отрицательные (например, потребность в наркотиках);
неотложные и могущие быть отложенными;
общие (еда, одежда и т.д.) и особенные, возникшие под влиянием сложившихся в обществе традиций и обычаев (специфическая национальная кухня, национальные костюмы и т.д.);
обычные и чрезвычайные, обусловленные, например, природными катаклизмами (потребность в лодках при наводнении и т.д.);
индивидуальные и коллективные (потребность в постановке самодеятельного спектакля);
частные и государственные (потребность в обороне) и т.д.
Описание слайда:
2.Потребности и их структура. Безграничность человеческих потребностей английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924) делил потребности на: первичные (например, потребность в еде) и вторичные (например, в чтении); абсолютные или безусловные (например, потребность в одежде) и относительные, обусловленные абсолютными потребностями (например, в машинах для изготовления одежды); высшие (в духовном развитие) и низшие (физиологические); положительные и отрицательные (например, потребность в наркотиках); неотложные и могущие быть отложенными; общие (еда, одежда и т.д.) и особенные, возникшие под влиянием сложившихся в обществе традиций и обычаев (специфическая национальная кухня, национальные костюмы и т.д.); обычные и чрезвычайные, обусловленные, например, природными катаклизмами (потребность в лодках при наводнении и т.д.); индивидуальные и коллективные (потребность в постановке самодеятельного спектакля); частные и государственные (потребность в обороне) и т.д.

Слайд 17





Широкую известность получила теория  иерархии  потребностей  А. Маслоу (А. Maslow), современного американского экономиста 
Широкую известность получила теория  иерархии  потребностей  А. Маслоу (А. Maslow), современного американского экономиста
Описание слайда:
Широкую известность получила теория иерархии потребностей А. Маслоу (А. Maslow), современного американского экономиста Широкую известность получила теория иерархии потребностей А. Маслоу (А. Maslow), современного американского экономиста

Слайд 18





Ресурсы и их классификация. Проблема ограниченности ресурсов 
Ресурсы – это совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции.
Условно все блага, а значит и ресурсы, подразделяются на два класса:
свободные
экономические
Описание слайда:
Ресурсы и их классификация. Проблема ограниченности ресурсов Ресурсы – это совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции. Условно все блага, а значит и ресурсы, подразделяются на два класса: свободные экономические

Слайд 19





Экономические ресурсы (их также называют еще факторами производства) включают в себя четыре группы:

природные ресурсы, или земля;
инвестиционные ресурсы, или капитал;
трудовые ресурсы, или труд;
предпринимательский талант (или предпринимательская способность);
информация.
Описание слайда:
Экономические ресурсы (их также называют еще факторами производства) включают в себя четыре группы: природные ресурсы, или земля; инвестиционные ресурсы, или капитал; трудовые ресурсы, или труд; предпринимательский талант (или предпринимательская способность); информация.

Слайд 20





Основные проблемы экономики и предмет экономической теории. Структура экономической теории. Позитивная и нормативная экономика

ЧТО производить? (то есть какие товары и услуги, и в каком количестве),
КАК производить? (с помощью каких ресурсов, и какой технологии),
ДЛЯ КОГО производить?
Описание слайда:
Основные проблемы экономики и предмет экономической теории. Структура экономической теории. Позитивная и нормативная экономика ЧТО производить? (то есть какие товары и услуги, и в каком количестве), КАК производить? (с помощью каких ресурсов, и какой технологии), ДЛЯ КОГО производить?

Слайд 21





Введение в экономику
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, фирм и т.д. В данном разделе исследуются издержки и формирование цен и объемов производства, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов и доходов.
Макроэкономика изучает функционирование экономической системы в целом и   ее   крупных   секторов.   Объектом   изучения   являются   национальный   доход   и общественный продукт, экономический рост и общий уровень занятости,  совокупные потребительские	расходы, национальные сбережения и другие агрегированные показатели.
Описание слайда:
Введение в экономику Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, фирм и т.д. В данном разделе исследуются издержки и формирование цен и объемов производства, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов и доходов. Макроэкономика изучает функционирование экономической системы в целом и ее крупных секторов. Объектом изучения являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост и общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы, национальные сбережения и другие агрегированные показатели.

Слайд 22





процесс создания экономической теории
Описание слайда:
процесс создания экономической теории

Слайд 23





4.1. Нормативный и позитивный подход к экономике

Позитивная экономика анализирует:
к  каким  последствиям  приводит  то  или  иное  решение  экономического субъекта;
при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;
какова будет «цена» (то есть альтернативные издержки) ее достижения. Кроме того, позитивный подход предполагает:
объяснение и прогнозирование экономических явлений;
изучение общеэкономических закономерностей;
выявление	причинно-следственной	или	функциональной	связи	между явлениями, ответ на вопрос «что есть?».
Микроэкономика – позитивная наука.
 
Нормативный подход, напротив дает:
оценку данному экономическому явлению;
субъективное суждение;
рецепт действия, ответ на вопрос «что должно быть?».
Нормативная экономика на основе имеющегося анализа решает, надо или не надо предпринимать данные шаги, оценивает их  с точки  зрения самых различных факторов (экономических и политических интересов, мировоззрения и т.д.).
Описание слайда:
4.1. Нормативный и позитивный подход к экономике Позитивная экономика анализирует: к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта; при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель; какова будет «цена» (то есть альтернативные издержки) ее достижения. Кроме того, позитивный подход предполагает: объяснение и прогнозирование экономических явлений; изучение общеэкономических закономерностей; выявление причинно-следственной или функциональной связи между явлениями, ответ на вопрос «что есть?». Микроэкономика – позитивная наука.   Нормативный подход, напротив дает: оценку данному экономическому явлению; субъективное суждение; рецепт действия, ответ на вопрос «что должно быть?». Нормативная экономика на основе имеющегося анализа решает, надо или не надо предпринимать данные шаги, оценивает их с точки зрения самых различных факторов (экономических и политических интересов, мировоззрения и т.д.).

Слайд 24





Методы экономического анализа. Формальная логика как основной метод экономической науки. Экономические модели

Методы формальной логики
Простейшей категорией формальной логики являются понятия. Они фиксирует мысль о предмете с помощью довольно обширного набора методов и приемов познания. Важнейшие из них:
Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на части;
Синтез – соединение отдельных частей в единое целое;
Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему;
Дедукция – наоборот, анализ от общего к частному;
Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов;

Аналогия – метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на малоизвестное;
Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе познания;
Допущения – (научные абстракции) позволяют избежать чрезмерных сложностей   при   создании   теории.   Как   заметил   один   французский   философ,
«абстрагирование	есть	экономический	образ	использования	нашего	мозга, интеллектуальные способности которого ограничены».
Допущения необходимы, т.к. на исследуемые переменные в реальной действительности воздействует огромное количество внешних (экзогенных) факторов, которые невозможно учесть полностью. Не следует, однако, полагать, что упрощения всегда ведут к ухудшению теории. Иногда дополнительная информация только затушевывает основную идею, усложняет понимание происходящих процессов.
Гипотезы  –  это  метод  познания,  заключающийся  в  выдвижении  научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Например,  анализ  поведения  общества  в  условиях  ограниченности  ресурсов позволяет  заметить,  что  выбор  некоторого  количества  одного  товара  неизбежно вынуждает  сокращать  производства  определенного  количества  другого  товара  и наоборот.  Это  позволяет  выдвинуть  гипотезу   о  существовании  альтернативных
издержек производства.
Описание слайда:
Методы экономического анализа. Формальная логика как основной метод экономической науки. Экономические модели Методы формальной логики Простейшей категорией формальной логики являются понятия. Они фиксирует мысль о предмете с помощью довольно обширного набора методов и приемов познания. Важнейшие из них: Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на части; Синтез – соединение отдельных частей в единое целое; Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему; Дедукция – наоборот, анализ от общего к частному; Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов; Аналогия – метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на малоизвестное; Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе познания; Допущения – (научные абстракции) позволяют избежать чрезмерных сложностей при создании теории. Как заметил один французский философ, «абстрагирование есть экономический образ использования нашего мозга, интеллектуальные способности которого ограничены». Допущения необходимы, т.к. на исследуемые переменные в реальной действительности воздействует огромное количество внешних (экзогенных) факторов, которые невозможно учесть полностью. Не следует, однако, полагать, что упрощения всегда ведут к ухудшению теории. Иногда дополнительная информация только затушевывает основную идею, усложняет понимание происходящих процессов. Гипотезы – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Например, анализ поведения общества в условиях ограниченности ресурсов позволяет заметить, что выбор некоторого количества одного товара неизбежно вынуждает сокращать производства определенного количества другого товара и наоборот. Это позволяет выдвинуть гипотезу о существовании альтернативных издержек производства.

Слайд 25





Экономическое моделирование

Основной	метод	исследования,	используемый	экономической	теорией	–
моделирование экономических явлений и процессов.
Экономическая модель – это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.
Экономические модели должны отвечать ряду требований:
содержательность;
реалистичность принятых посылок и допущений;
возможность построения прогнозов;
возможность информационного обеспечения;
возможность проверки и др.
Описание слайда:
Экономическое моделирование Основной метод исследования, используемый экономической теорией – моделирование экономических явлений и процессов. Экономическая модель – это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме. Экономические модели должны отвечать ряду требований: содержательность; реалистичность принятых посылок и допущений; возможность построения прогнозов; возможность информационного обеспечения; возможность проверки и др.

Слайд 26





Основные этапы создания модели

1. первый этап создания модели – отбор переменных, вводимых в модель. 
Переменные, используемые в теории – это конкретные величины, имеющие различное значение. Их количество должно быть ограниченным, чтобы упростить анализ. Различают эндогенные и экзогенные переменные:
те	переменные,	которые	непосредственно	входят	в	модель,	являются объектом изучения – называются эндогенными;
а те, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектом изучения, не входят непосредственно в создаваемую теоретическую модель, называются экзогенными. Для удобства их часто принимают за постоянные величины.
второй этап – определение допущений, которые необходимо сделать, чтобы не усложнять модель.
Третий этап – выдвижение одного или нескольких предположений, гипотез, объясняющих взаимосвязь параметров.
И, наконец,  четвертый этап  – выработка выводов, вытекающих из  данной теории.
Описание слайда:
Основные этапы создания модели 1. первый этап создания модели – отбор переменных, вводимых в модель. Переменные, используемые в теории – это конкретные величины, имеющие различное значение. Их количество должно быть ограниченным, чтобы упростить анализ. Различают эндогенные и экзогенные переменные: те переменные, которые непосредственно входят в модель, являются объектом изучения – называются эндогенными; а те, которые воздействуют на исследуемые величины, но не являются объектом изучения, не входят непосредственно в создаваемую теоретическую модель, называются экзогенными. Для удобства их часто принимают за постоянные величины. второй этап – определение допущений, которые необходимо сделать, чтобы не усложнять модель. Третий этап – выдвижение одного или нескольких предположений, гипотез, объясняющих взаимосвязь параметров. И, наконец, четвертый этап – выработка выводов, вытекающих из данной теории.

Слайд 27





Основные типы экономических моделей

В экономической теории используются, главным образом, модели двух типов: оптимизационные и равновесные.
Оптимизационные модели используются при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т.д.) для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели: предельная полезность, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки и т.п. Данный анализ принято называть маржинальным (от англ. margin).
Равновесные модели (модели рыночного равновесия) используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия.
Описание слайда:
Основные типы экономических моделей В экономической теории используются, главным образом, модели двух типов: оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели используются при анализе поведения отдельных экономических агентов (потребителей, производителей и т.д.) для нахождения оптимальных величин. В этих моделях используются предельные показатели: предельная полезность, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки и т.п. Данный анализ принято называть маржинальным (от англ. margin). Равновесные модели (модели рыночного равновесия) используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. При анализе предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствует внутренний импульс к нарушению равновесия.

Слайд 28





Задания:
1. Основные термины и понятия
Экономика
Меркантилизм
Физиократы
Классическая политическая экономия
Маржинализм
Марксизм
Маржинализм
Кейнсианство

Производство
Свободные блага
Экономические блага
Потребности
Ресурсы: труд, земля, капитал
Редкость ресурсов
Ограниченность ресурсов
Проблема выбора в экономике
Субъекты экономических отношений
Предмет экономики
Нормативная экономика
Позитивная экономика
Методы анализа
Описание слайда:
Задания: 1. Основные термины и понятия Экономика Меркантилизм Физиократы Классическая политическая экономия Маржинализм Марксизм Маржинализм Кейнсианство Производство Свободные блага Экономические блага Потребности Ресурсы: труд, земля, капитал Редкость ресурсов Ограниченность ресурсов Проблема выбора в экономике Субъекты экономических отношений Предмет экономики Нормативная экономика Позитивная экономика Методы анализа

Слайд 29





2. Графический анализ
2. Графический анализ
Изобразите графически и объясните связи, которые могут возникнуть между: 
а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;
б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин;
в) количеством осадков в месяц и числом проданных зонтов; 
г) размером оплаты за обучение и числом студентов в вузе;
д) известностью и популярностью исполнителя и ценами на его выступление.
В  каком  из  случаев  наблюдается  прямая,  а  в  каком  обратная  зависимость  между изучаемыми явлениями?
Описание слайда:
2. Графический анализ 2. Графический анализ Изобразите графически и объясните связи, которые могут возникнуть между: а) температурой воздуха и простудными заболеваниями; б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин; в) количеством осадков в месяц и числом проданных зонтов; г) размером оплаты за обучение и числом студентов в вузе; д) известностью и популярностью исполнителя и ценами на его выступление. В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависимость между изучаемыми явлениями?

Слайд 30





Задачи и ситуации
Задачи и ситуации

3. Вспомните нашу историю, и основные экономические реформы от Петра I до новейшего времени, и определите экономические доктрины, под влиянием которых эти реформы осуществлялись.
 Может ли один и тот же ресурс или товар быть редким в один период времени и/или в одном месте и неограниченным в другой период времени и/или в другом месте? Приведите несколько примеров, которые бы подтверждали ваши теоретические рассуждения.
4. Прокомментируйте	смысл	известной	экономической выдержки	из	«Евгения Онегина» А.С. Пушкина:
И был великий эконом,
То есть умел судить о том, Как государство богатеет 
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет…
Какая экономическая школа отражена здесь? Что такое простой продукт в данном понимании?
 
Описание слайда:
Задачи и ситуации Задачи и ситуации 3. Вспомните нашу историю, и основные экономические реформы от Петра I до новейшего времени, и определите экономические доктрины, под влиянием которых эти реформы осуществлялись.  Может ли один и тот же ресурс или товар быть редким в один период времени и/или в одном месте и неограниченным в другой период времени и/или в другом месте? Приведите несколько примеров, которые бы подтверждали ваши теоретические рассуждения. 4. Прокомментируйте смысл известной экономической выдержки из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина: И был великий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет… Какая экономическая школа отражена здесь? Что такое простой продукт в данном понимании?  

Слайд 31





5. Есть различные классификации потребностей. Рассмотрите классификацию потребностей А. Маслоу и для каждой его ступени подберите несколько конкретных потребностей.
5. Есть различные классификации потребностей. Рассмотрите классификацию потребностей А. Маслоу и для каждой его ступени подберите несколько конкретных потребностей.
Определите утверждения, относящие к микро- и макроэкономике: 
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) произошло повышение минимального размера оплаты труда;
г)  ликвидация  бюджетного  дефицита  является  одним  из  средств  снижения  уровня инфляции;
д)	снижение	налоговых	ставок	призвано	способствовать	оживлению	деловой активности в стране;
е) размер «стипендии» студента зависит от среднедушевого  дохода его  семьи или личного дохода студента;
ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.
Описание слайда:
5. Есть различные классификации потребностей. Рассмотрите классификацию потребностей А. Маслоу и для каждой его ступени подберите несколько конкретных потребностей. 5. Есть различные классификации потребностей. Рассмотрите классификацию потребностей А. Маслоу и для каждой его ступени подберите несколько конкретных потребностей. Определите утверждения, относящие к микро- и макроэкономике: а) правительство осуществляет политику либерализации цен; б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых; в) произошло повышение минимального размера оплаты труда; г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции; д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране; е) размер «стипендии» студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента; ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.

Слайд 32





6. Дайте комментарий и определите, какое заключение является позитивным, а какое –нормативным.
6. Дайте комментарий и определите, какое заключение является позитивным, а какое –нормативным.
а) В последнее время в стране наблюдается высокая инфляция.
б) Необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов инфляции. в) Эффективная рекламная компания может увеличить объем продаж.
г) Уровень безработицы в России в начале 2000х годов составлял менее 11 %.
д) Введение налогов на экспорт является одной из мер пополнения госбюджета.
е)  Увеличение  цен  на  закупаемые  фирмами  сырье  и  материалы  может  послужить причиной общего роста цен.
ж)	Сегодняшнее	состояние	экономики	требует	решительного	государственного вмешательства в сферу производства и обмена.
з) Структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей.
и) Осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно.
Описание слайда:
6. Дайте комментарий и определите, какое заключение является позитивным, а какое –нормативным. 6. Дайте комментарий и определите, какое заключение является позитивным, а какое –нормативным. а) В последнее время в стране наблюдается высокая инфляция. б) Необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов инфляции. в) Эффективная рекламная компания может увеличить объем продаж. г) Уровень безработицы в России в начале 2000х годов составлял менее 11 %. д) Введение налогов на экспорт является одной из мер пополнения госбюджета. е) Увеличение цен на закупаемые фирмами сырье и материалы может послужить причиной общего роста цен. ж) Сегодняшнее состояние экономики требует решительного государственного вмешательства в сферу производства и обмена. з) Структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей. и) Осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно.

Слайд 33





7.В экономическом анализе часто используется предположение «при прочих равных условиях», однако, в нем заключается опасность. Объясните, какая.
7.В экономическом анализе часто используется предположение «при прочих равных условиях», однако, в нем заключается опасность. Объясните, какая.
 
8. Исходя  из  здравого  смысла  и  Вашего  повседневного  опыта,  определите,  какие функциональные связи существуют между:
а) ценой товара и величиной спроса на него;
б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;
в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление; г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.
Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорциональны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип «при прочих равных условиях»?
 
 
Описание слайда:
7.В экономическом анализе часто используется предположение «при прочих равных условиях», однако, в нем заключается опасность. Объясните, какая. 7.В экономическом анализе часто используется предположение «при прочих равных условиях», однако, в нем заключается опасность. Объясните, какая.   8. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта, определите, какие функциональные связи существуют между: а) ценой товара и величиной спроса на него; б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями; в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление; г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит. Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорциональны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип «при прочих равных условиях»?    

Слайд 34





Контрольные вопросы
Контрольные вопросы
Что означает термин «Экономика», кого считают его автором?
Охарактеризуйте основные этапы в развитии экономической науки.
Когда  начались  присуждения  Нобелевской  премии  в  области  экономических исследований, и какие ее лауреаты вам известны?
Дайте несколько классификаций потребностей.

Какие выводы можно сделать, рассмотрев классификацию потребностей А. Маслоу
–  американского  психолога  и  основателя  гуманистической  психологии  (1908– 1970 гг.)?
Дайте современную классификацию ресурсов.
Что такое ограниченность ресурсов?
Возможно ли в стране с бедным потенциалом экономических ресурсов более полное насыщение потребностей, чем в стране с богатыми экономическими ресурсами?
Какие основные проблемы стоят перед экономической теорией?
Как можно определить предмет экономической теории?
В чем различие между микро- и макроэкономикой?
Что такое субъекты экономической деятельности?
В чем сходство и различие позитивного и нормативного подходов в экономике?
Какие основные субъекты экономической деятельности выделяются в теории?
Какие методы использует экономическая наука в анализе?
Что такое модели и почему столь большое значение придается им в экономической теории?
В чем достоинства и ограниченность анализа, построенного на основе формальной и диалектической логики?
Описание слайда:
Контрольные вопросы Контрольные вопросы Что означает термин «Экономика», кого считают его автором? Охарактеризуйте основные этапы в развитии экономической науки. Когда начались присуждения Нобелевской премии в области экономических исследований, и какие ее лауреаты вам известны? Дайте несколько классификаций потребностей. Какие выводы можно сделать, рассмотрев классификацию потребностей А. Маслоу – американского психолога и основателя гуманистической психологии (1908– 1970 гг.)? Дайте современную классификацию ресурсов. Что такое ограниченность ресурсов? Возможно ли в стране с бедным потенциалом экономических ресурсов более полное насыщение потребностей, чем в стране с богатыми экономическими ресурсами? Какие основные проблемы стоят перед экономической теорией? Как можно определить предмет экономической теории? В чем различие между микро- и макроэкономикой? Что такое субъекты экономической деятельности? В чем сходство и различие позитивного и нормативного подходов в экономике? Какие основные субъекты экономической деятельности выделяются в теории? Какие методы использует экономическая наука в анализе? Что такое модели и почему столь большое значение придается им в экономической теории? В чем достоинства и ограниченность анализа, построенного на основе формальной и диалектической логики?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию