🗊Презентация Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16)

Нажмите для полного просмотра!
Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №1Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №2Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №3Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №4Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №5Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №6Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №7Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №8Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №9Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №10Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №11Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №12Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №13Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №14Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №15Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №16Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №17Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №18Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №19Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №20Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №21Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №22Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №23Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №24Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №25Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №26Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №27Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №28Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №29Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №30Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №31Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №32Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №33Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №34Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №35Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №36Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №37Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16), слайд №38

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Экономика общественного сектора. Основы экономической теории федерализма. (Лекции 15-16). Доклад-сообщение содержит 38 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Экономика общественного сектора 
Основы экономической теории федерализма
Якобсон Лев Ильич
Описание слайда:
Экономика общественного сектора Основы экономической теории федерализма Якобсон Лев Ильич

Слайд 2





Содержание лекции
Федерализм: смысл, причины и ограничения
Теорема о децентрализации
Модель Тибу
«Второе поколение» теории федерализма
Жесткость бюджетных ограничений и «федерализм, сохраняющий рынок»
Результаты эмпирических исследований
Описание слайда:
Содержание лекции Федерализм: смысл, причины и ограничения Теорема о децентрализации Модель Тибу «Второе поколение» теории федерализма Жесткость бюджетных ограничений и «федерализм, сохраняющий рынок» Результаты эмпирических исследований

Слайд 3





Управленческая децентрализация и федерализм
Федерализм: правовая и экономическая трактовки (вертикальное членение сектора) 
Управленческая децентрализация:
координация «сверху-вниз» (декомпозиция целей и задач, приближение контроля к исполнителям),
в большинстве крупных организаций
Федерализм: 
структурирование запроса «снизу-вверх» (генерирование целей организации),
специфика государства
Описание слайда:
Управленческая децентрализация и федерализм Федерализм: правовая и экономическая трактовки (вертикальное членение сектора) Управленческая децентрализация: координация «сверху-вниз» (декомпозиция целей и задач, приближение контроля к исполнителям), в большинстве крупных организаций Федерализм: структурирование запроса «снизу-вверх» (генерирование целей организации), специфика государства

Слайд 4





Плюсы и минусы федерализма
Выигрыш в способности дифференцировать предложение со стороны общественного сектора, проигрыш в координации и зачастую в издержках 
Федерализм уместен, когда: 
налицо неоднородность населения и компактное проживание разных групп - разные группы адресуют власти несхожие запросы
имеется принципиальная готовность к раздельному финансированию издержек
раздельное удовлетворение запросов:
технически возможно,
экономически рационально,
политически приемлемо (зарплаты врачей?)
Описание слайда:
Плюсы и минусы федерализма Выигрыш в способности дифференцировать предложение со стороны общественного сектора, проигрыш в координации и зачастую в издержках Федерализм уместен, когда: налицо неоднородность населения и компактное проживание разных групп - разные группы адресуют власти несхожие запросы имеется принципиальная готовность к раздельному финансированию издержек раздельное удовлетворение запросов: технически возможно, экономически рационально, политически приемлемо (зарплаты врачей?)

Слайд 5





	Стабилизационная функция общественных финансов и федерализм
Экономика региона (группы граждан) – открытая (оправдано как политически, так и экономически)  риск «обогревать пространство» (высокое значение MPQ  низкое значение {1 / [1 – (MPC – MPQ)]}) 
Дифференциация макроэкономической бюджетной (и монетарной) политики экономически нецелесообразна даже при высокой дифференциации запросов
Контролировать сбалансированность консолидированного бюджета
Описание слайда:
Стабилизационная функция общественных финансов и федерализм Экономика региона (группы граждан) – открытая (оправдано как политически, так и экономически)  риск «обогревать пространство» (высокое значение MPQ  низкое значение {1 / [1 – (MPC – MPQ)]}) Дифференциация макроэкономической бюджетной (и монетарной) политики экономически нецелесообразна даже при высокой дифференциации запросов Контролировать сбалансированность консолидированного бюджета

Слайд 6





	Распределительная функция общественных финансов и федерализм
Дифференциация выплат и услуг – еще не федерализм (советская практика)
Локальная (групповая) солидарность и перераспределительные программы
Проблемы:
стимулы для миграции,
«гонка ко дну»,
политические риски 
Выравнивание: общенациональные социальные программы
Описание слайда:
Распределительная функция общественных финансов и федерализм Дифференциация выплат и услуг – еще не федерализм (советская практика) Локальная (групповая) солидарность и перераспределительные программы Проблемы: стимулы для миграции, «гонка ко дну», политические риски Выравнивание: общенациональные социальные программы

Слайд 7





Аллокационная функция общественных финансов и федерализм
Общенациональные и коллективные общественные блага

Локализация выгод и издержек

Территориальный характер федерализма: структуризация групп и проблема безбилетника

Экономическая интерпретация федерализма – преимущественно теория локальных общественных благ
Описание слайда:
Аллокационная функция общественных финансов и федерализм Общенациональные и коллективные общественные блага Локализация выгод и издержек Территориальный характер федерализма: структуризация групп и проблема безбилетника Экономическая интерпретация федерализма – преимущественно теория локальных общественных благ

Слайд 8





Теорема о децентрализации
Описание слайда:
Теорема о децентрализации

Слайд 9





Теорема о децентрализации
От чего зависит выигрыш:
дифференциация предпочтений,
эластичность спроса на ЛОБ (по эмпирическим исследованиям - низка)
Прочие равные? – Проблема издержек:
идентификация пользователей и фискальные экстерналии,
экономия на масштабе
Описание слайда:
Теорема о децентрализации От чего зависит выигрыш: дифференциация предпочтений, эластичность спроса на ЛОБ (по эмпирическим исследованиям - низка) Прочие равные? – Проблема издержек: идентификация пользователей и фискальные экстерналии, экономия на масштабе

Слайд 10





Модель Тибу, или Парето-улучшение 
в результате «голосования ногами»
Суть модели: самоподдерживающийся механизм гомогенизации групп потребителей ЛОБ  «невидимая рука» в сфере поставки общественных благ
Условия:
выгоды и издержки ЛОБ интернализуются,
нет миграции ради перераспределения, 
разнообразие юрисдикций сопоставимо с разнообразием предпочтений,
пренебрежимо малые издержки миграции:
	- для мигранта,
	- для бывших и будущих соседей
Описание слайда:
Модель Тибу, или Парето-улучшение в результате «голосования ногами» Суть модели: самоподдерживающийся механизм гомогенизации групп потребителей ЛОБ  «невидимая рука» в сфере поставки общественных благ Условия: выгоды и издержки ЛОБ интернализуются, нет миграции ради перераспределения, разнообразие юрисдикций сопоставимо с разнообразием предпочтений, пренебрежимо малые издержки миграции: - для мигранта, - для бывших и будущих соседей

Слайд 11





Федерализм как механизм конкуренции - 1
«Лабораторный федерализм»:
отказ от существенного для модели Тибу допущения о едином (максимальном) уровне эффективности,
конкуренция  институты повышения качества политического выбора и администрирования
Конкуренция юрисдикций за ресурсы общественного сектора – признак реального федерализма:
присутствует почти везде,
последствия противоречивы
Описание слайда:
Федерализм как механизм конкуренции - 1 «Лабораторный федерализм»: отказ от существенного для модели Тибу допущения о едином (максимальном) уровне эффективности, конкуренция  институты повышения качества политического выбора и администрирования Конкуренция юрисдикций за ресурсы общественного сектора – признак реального федерализма: присутствует почти везде, последствия противоречивы

Слайд 12





Федерализм как механизм конкуренции - 2
 Конкуренция за налоговые базы (платит не только население, как в модели Тибу, но и бизнес)  федерализм и распределение через различия в поставке ЛОБ
(Менее прозрачная) конкуренция неналоговых преимуществ: явные и скрытые субсидии, участки земли, репутационные моменты и т. п., благоприятствование в администрировании
Проблема мобильных налоговых баз (например, недвижимость vs имущество)
Субъекты конкуренции – кто они: общины, носители власти, группы специальных интересов?
Описание слайда:
Федерализм как механизм конкуренции - 2 Конкуренция за налоговые базы (платит не только население, как в модели Тибу, но и бизнес)  федерализм и распределение через различия в поставке ЛОБ (Менее прозрачная) конкуренция неналоговых преимуществ: явные и скрытые субсидии, участки земли, репутационные моменты и т. п., благоприятствование в администрировании Проблема мобильных налоговых баз (например, недвижимость vs имущество) Субъекты конкуренции – кто они: общины, носители власти, группы специальных интересов?

Слайд 13





Центральное правительство: механизмы влияния - 1
В системе федерализма, как и в системе рынков, власть (в данном случае центральная):
(в лице «федерального» общественного сектора) - один из участников разделения труда,
источник «правил игры» для всех остальных участников,
арбитр в разрешении конфликтов (в том числе собственных конфликтов с другими участниками)
Описание слайда:
Центральное правительство: механизмы влияния - 1 В системе федерализма, как и в системе рынков, власть (в данном случае центральная): (в лице «федерального» общественного сектора) - один из участников разделения труда, источник «правил игры» для всех остальных участников, арбитр в разрешении конфликтов (в том числе собственных конфликтов с другими участниками)

Слайд 14





Центральное правительство: механизмы влияния - 2
Доступные механизмы: установление объема прав и ответственности, регуляторные, фискальные
Законодательное установление:
полномочий (в том числе фискальных и регуляторных) территориальных органов,
общих рамок деятельности госорганов,
предписываемых результатов («мандатов»), 
межбюджетных отношений (трансферты)
Описание слайда:
Центральное правительство: механизмы влияния - 2 Доступные механизмы: установление объема прав и ответственности, регуляторные, фискальные Законодательное установление: полномочий (в том числе фискальных и регуляторных) территориальных органов, общих рамок деятельности госорганов, предписываемых результатов («мандатов»), межбюджетных отношений (трансферты)

Слайд 15





Доходные базы и расходные полномочия юрисдикций - 1
Расходные полномочия – адекватность характеру общественных благ (круг потребителей и экстерналии) 
Сбалансированность полномочий и доходных источников  - возможно ли?
Мобильность (готовы ли к автономии местных сообществ на базе налога на недвижимость?)
Соответствие кругу пользователей
Описание слайда:
Доходные базы и расходные полномочия юрисдикций - 1 Расходные полномочия – адекватность характеру общественных благ (круг потребителей и экстерналии) Сбалансированность полномочий и доходных источников - возможно ли? Мобильность (готовы ли к автономии местных сообществ на базе налога на недвижимость?) Соответствие кругу пользователей

Слайд 16





Доходные базы и расходные полномочия юрисдикций - 2
Бюджетные гранты (блочные и категориальные) и их последствия:
моделируются аналогично моделированию последствий налогообложения и субсидирования:
спрос общины на ОБ – как спрос индивида на частное благо,
сдвиги кривых спроса и издержек (предложения)  
но это, если субъект – «сумма индивидов»
Описание слайда:
Доходные базы и расходные полномочия юрисдикций - 2 Бюджетные гранты (блочные и категориальные) и их последствия: моделируются аналогично моделированию последствий налогообложения и субсидирования: спрос общины на ОБ – как спрос индивида на частное благо, сдвиги кривых спроса и издержек (предложения) но это, если субъект – «сумма индивидов»

Слайд 17





Доля субнациональных бюджетов в консолидированном бюджете РФ 
(проценты)
Описание слайда:
Доля субнациональных бюджетов в консолидированном бюджете РФ (проценты)

Слайд 18





Доли субнациональных бюджетов в финансировании некоторых направлений деятельности государства (проценты)
Национальная оборона – 0,2%
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 19%
Транспорт – 41%
Дорожное хозяйство – 63%
Социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, культура, социальные пособия и т.п.) – 73%
Жилищно- коммунальное хозяйство – 85%
Описание слайда:
Доли субнациональных бюджетов в финансировании некоторых направлений деятельности государства (проценты) Национальная оборона – 0,2% Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 19% Транспорт – 41% Дорожное хозяйство – 63% Социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, культура, социальные пособия и т.п.) – 73% Жилищно- коммунальное хозяйство – 85%

Слайд 19





Бюджетный федерализм 
и структура экономики
Является ли мера бюджетного федерализма предметом лишь сугубо политического выбора в экономике:
с исторически сложившейся глубокой неравномерностью географической концентрации ключевых производств,
высокой зависимостью бюджета от налогообложения: 
природных ресурсов, их использования и экспорта,
импорта? 
Доли субнациональных бюджетов в налоговых доходах в целом и за исключением ресурсных и таможенных платежей: 1998 г. - 60% vs. 57%, 2011 г. – 57% vs. 33%.
Описание слайда:
Бюджетный федерализм и структура экономики Является ли мера бюджетного федерализма предметом лишь сугубо политического выбора в экономике: с исторически сложившейся глубокой неравномерностью географической концентрации ключевых производств, высокой зависимостью бюджета от налогообложения: природных ресурсов, их использования и экспорта, импорта? Доли субнациональных бюджетов в налоговых доходах в целом и за исключением ресурсных и таможенных платежей: 1998 г. - 60% vs. 57%, 2011 г. – 57% vs. 33%.

Слайд 20





Российская Федерация: межрегиональные различия - 1
ВРП на душу – 45,3 раза

10 регионов (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края, Московская и Свердловская области, ХМАО и ЯНАО) – более половины суммарного ВРП

10 регионов с наименьшими ВРП (республики Адыгея, Алтай, Ингушетия,  Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Сев. Осетия, Тыва, Магаданская обл., Еврейская АО, Чукотский АО) – 1,2% суммарного ВРП
Описание слайда:
Российская Федерация: межрегиональные различия - 1 ВРП на душу – 45,3 раза 10 регионов (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края, Московская и Свердловская области, ХМАО и ЯНАО) – более половины суммарного ВРП 10 регионов с наименьшими ВРП (республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Сев. Осетия, Тыва, Магаданская обл., Еврейская АО, Чукотский АО) – 1,2% суммарного ВРП

Слайд 21





Российская Федерация: межрегиональные различия - 2
Различия между регионами по ВРП на душу – 41 раз
12 регионов – более половины общего объема инвестиций в основной капитал
5 регионов – 75% всех иностранных инвестиций (в том числе Москва – 48%)
Уровень зарегистрированной безработицы – 15 раз
Средняя зарплата – почти 4 раза
Описание слайда:
Российская Федерация: межрегиональные различия - 2 Различия между регионами по ВРП на душу – 41 раз 12 регионов – более половины общего объема инвестиций в основной капитал 5 регионов – 75% всех иностранных инвестиций (в том числе Москва – 48%) Уровень зарегистрированной безработицы – 15 раз Средняя зарплата – почти 4 раза

Слайд 22





Дилемма: выравнивание или «очаги роста»
Пример политической проблемы:
многокритериальность, 
значимость распределения,
значимость «неэкономических» ограничений (например, тема Кавказа)
Уязвимость рассуждений в логике «в конечном счете» 
Не «или», а «и», но в каких пропорциях?
Экономический анализ – не замена, а необходимая информационная база поиска оптимальных решений
Описание слайда:
Дилемма: выравнивание или «очаги роста» Пример политической проблемы: многокритериальность, значимость распределения, значимость «неэкономических» ограничений (например, тема Кавказа) Уязвимость рассуждений в логике «в конечном счете» Не «или», а «и», но в каких пропорциях? Экономический анализ – не замена, а необходимая информационная база поиска оптимальных решений

Слайд 23





Общенациональная реформа и федерализм: пример- переход на эффективный контракт
Необходимость перехода:
недовольство граждан (напр., 2/3 считали состояние здравоохранения плохим),
проигрыш на рынках труда (по-разному),
коррупция
Общенациональная проблема, но региональные и местные полномочия  
Как быть?
Нефинансируемый мандат vs. федеральная программа (соответствующая доля федеральных доходов), …?
Описание слайда:
Общенациональная реформа и федерализм: пример- переход на эффективный контракт Необходимость перехода: недовольство граждан (напр., 2/3 считали состояние здравоохранения плохим), проигрыш на рынках труда (по-разному), коррупция Общенациональная проблема, но региональные и местные полномочия Как быть? Нефинансируемый мандат vs. федеральная программа (соответствующая доля федеральных доходов), …?

Слайд 24





Реальность: доля расходов на образование
Описание слайда:
Реальность: доля расходов на образование

Слайд 25





Экономическая теория федерализма: «второе поколение» 
	Менее нормативный характер: от вопроса о том, 
	что эффективно, к вопросу об условиях 
	эффективных аллокаций   Более полный и адекватный учет: 
	1) взаимосвязи аллокации и перераспределения, 
	2) провалов государства
	Почему переход к эффективному контракту произошел через нефинансируемый мандат?
	Приоритетное внимание к:
целевым функциям и ограничениям субъектов, которые разграничивают и реализуют полномочия,
роли децентрализации не как «увеличительного стекла», 
а как генератора «силовых полей»
Описание слайда:
Экономическая теория федерализма: «второе поколение» Менее нормативный характер: от вопроса о том, что эффективно, к вопросу об условиях эффективных аллокаций  Более полный и адекватный учет: 1) взаимосвязи аллокации и перераспределения, 2) провалов государства Почему переход к эффективному контракту произошел через нефинансируемый мандат? Приоритетное внимание к: целевым функциям и ограничениям субъектов, которые разграничивают и реализуют полномочия, роли децентрализации не как «увеличительного стекла», а как генератора «силовых полей»

Слайд 26





«Второе поколение» ЭТФ: интеграция 
с теорией общественного выбора
Решения принимает не «население», а органы власти, зависимые от групп интересов → интересы местных политиков, бюрократии, бизнес-групп, этнических групп и др.,
Представительство групп интересов в центральных и субнациональных органах
Представительство территорий в общенациональных органах (СФ РФ)
Представительство центра в субнациональных органах (формирование корпуса губернаторов)
Описание слайда:
«Второе поколение» ЭТФ: интеграция с теорией общественного выбора Решения принимает не «население», а органы власти, зависимые от групп интересов → интересы местных политиков, бюрократии, бизнес-групп, этнических групп и др., Представительство групп интересов в центральных и субнациональных органах Представительство территорий в общенациональных органах (СФ РФ) Представительство центра в субнациональных органах (формирование корпуса губернаторов)

Слайд 27





«Второе поколение» ЭТФ: интеграция 
с экономикой информации
Проблематика ограничений (в конечном счете, информационных) - примеры: 
соответствие ЛОБ конкретной территории и кругу пользователей,
учет и интернализация экстерналий, в том числе эффекта «подражания», 
разграничение производства ЛОБ и перераспределения (в конечном счете – отклонения от равновесия Линдаля), 
соответствие полномочий набору доступных фискальных инструментов (например, ресурсы муниципалитетов при слабом налогообложении недвижимости)
Описание слайда:
«Второе поколение» ЭТФ: интеграция с экономикой информации Проблематика ограничений (в конечном счете, информационных) - примеры: соответствие ЛОБ конкретной территории и кругу пользователей, учет и интернализация экстерналий, в том числе эффекта «подражания», разграничение производства ЛОБ и перераспределения (в конечном счете – отклонения от равновесия Линдаля), соответствие полномочий набору доступных фискальных инструментов (например, ресурсы муниципалитетов при слабом налогообложении недвижимости)

Слайд 28





Некоторые актуальные сюжеты моделирования: «неэкономический» контекст федерализма
Федерализм как система сдержек и противовесов: разделение властей по вертикали (как и по горизонтали) ограничивает экспансию государства    в целом
Федерализм как инструмент обеспечения (не только эффективной поставки ЛОБ), но политического участия: trade-off эффективности и участия
Федерализм как инструмент ослабления политических противостояний (в некотором смысле возвращение к «первому поколению»)
Описание слайда:
Некоторые актуальные сюжеты моделирования: «неэкономический» контекст федерализма Федерализм как система сдержек и противовесов: разделение властей по вертикали (как и по горизонтали) ограничивает экспансию государства в целом Федерализм как инструмент обеспечения (не только эффективной поставки ЛОБ), но политического участия: trade-off эффективности и участия Федерализм как инструмент ослабления политических противостояний (в некотором смысле возвращение к «первому поколению»)

Слайд 29





Некоторые актуальные сюжеты моделирования: деволюция
Преимущества:
перераспределение как (Л)ОБ – учет предпочтений,
лабораторный федерализм перераспределения
Но:
«гонка ко дну»  деволюция не для тяжелых времен (в США централизация в периоды войн и длительных кризисов)
проблема мигрантов (и возможные ограничения),
прогрессивное налогообложение предполагает мобильные налоговые базы (доходы vs. недвижимость и налог с продаж)
Описание слайда:
Некоторые актуальные сюжеты моделирования: деволюция Преимущества: перераспределение как (Л)ОБ – учет предпочтений, лабораторный федерализм перераспределения Но: «гонка ко дну»  деволюция не для тяжелых времен (в США централизация в периоды войн и длительных кризисов) проблема мигрантов (и возможные ограничения), прогрессивное налогообложение предполагает мобильные налоговые базы (доходы vs. недвижимость и налог с продаж)

Слайд 30





Некоторые актуальные сюжеты моделирования: межтерриториальное перераспределение и его следствия
Межтерриториальное перераспределение как следствие особенностей формирования органов власти (проблематика коалиций)

Жизнеспособность федераций:
однородность,
перераспределение,
экстерналии
Описание слайда:
Некоторые актуальные сюжеты моделирования: межтерриториальное перераспределение и его следствия Межтерриториальное перераспределение как следствие особенностей формирования органов власти (проблематика коалиций) Жизнеспособность федераций: однородность, перераспределение, экстерналии

Слайд 31





Информированность или представительство?
Причины унификации при централизации:
«первое поколение» – нет информации о локальных предпочтениях,
«второе поколение» - представительство интересов, например, медианный избиратель или нелокализованные группы 
Решения о ЛОБ - не просто «сколько и как производить», но прежде всего «для кого и за чей счет», т.е. за проблематикой ЛОБ – перераспределение
Описание слайда:
Информированность или представительство? Причины унификации при централизации: «первое поколение» – нет информации о локальных предпочтениях, «второе поколение» - представительство интересов, например, медианный избиратель или нелокализованные группы Решения о ЛОБ - не просто «сколько и как производить», но прежде всего «для кого и за чей счет», т.е. за проблематикой ЛОБ – перераспределение

Слайд 32





Мягкие бюджетные ограничения		
Типичные примеры:
прежде – социалистические предприятия,
ныне – субфедеральные власти:
Динамическая проблема гарантий:
при наличии необратимых инвестиций,
при нечетко разграниченной ответственности (состояние институтов)
Недостоверные обязательства государства: слабость от силы 
МБО и нефинансируемые мандаты
Тема эффективного контракта
Описание слайда:
Мягкие бюджетные ограничения Типичные примеры: прежде – социалистические предприятия, ныне – субфедеральные власти: Динамическая проблема гарантий: при наличии необратимых инвестиций, при нечетко разграниченной ответственности (состояние институтов) Недостоверные обязательства государства: слабость от силы МБО и нефинансируемые мандаты Тема эффективного контракта

Слайд 33





Федерализм, сохраняющий рынок - 1
Рынок нуждается в государстве:
сильном – чтобы защищать права собственности,
сдерживаемом – чтобы избежать:
«Левиафана»,
мягких бюджетных ограничений
Монополия на принуждение  потребность в самоограничении
Описание слайда:
Федерализм, сохраняющий рынок - 1 Рынок нуждается в государстве: сильном – чтобы защищать права собственности, сдерживаемом – чтобы избежать: «Левиафана», мягких бюджетных ограничений Монополия на принуждение  потребность в самоограничении

Слайд 34





Федерализм, сохраняющий рынок - 2
Самоограничение:
конституционные ограничения,
(горизонтальное) разделение властей,
федерализм:
вертикальное разделение властей,
дистанцирование от «конечной инстанции»,
конкуренция
Опыт Китая: сдержки при авторитаризме
Описание слайда:
Федерализм, сохраняющий рынок - 2 Самоограничение: конституционные ограничения, (горизонтальное) разделение властей, федерализм: вертикальное разделение властей, дистанцирование от «конечной инстанции», конкуренция Опыт Китая: сдержки при авторитаризме

Слайд 35





Фискальная децентрализация (эмпирические исследования) - 1
Децентрализация:
положительно коррелирует с размером страны, душевым доходом, развитием демократии, этническим разнообразием (Panizza, 1998)
положительно коррелирует с индикаторами качества работы правительств (Huther and Shah, 1996)
относительно сильнее в индустриально развитых странах и Латинской Америке, чем на Ближнем Востоке и в Африке
Описание слайда:
Фискальная децентрализация (эмпирические исследования) - 1 Децентрализация: положительно коррелирует с размером страны, душевым доходом, развитием демократии, этническим разнообразием (Panizza, 1998) положительно коррелирует с индикаторами качества работы правительств (Huther and Shah, 1996) относительно сильнее в индустриально развитых странах и Латинской Америке, чем на Ближнем Востоке и в Африке

Слайд 36





Фискальная децентрализация (эмпирические исследования) - 2
В XIX и первой половине XX века – в целом тенденция к усилению центарлизации
В 1975-1995 годах доля центра в бюджете расширенного правительства снизилась (в целом по выборке) с 62% до 52% (Arzaghi, Henderson, 2005)
Описание слайда:
Фискальная децентрализация (эмпирические исследования) - 2 В XIX и первой половине XX века – в целом тенденция к усилению центарлизации В 1975-1995 годах доля центра в бюджете расширенного правительства снизилась (в целом по выборке) с 62% до 52% (Arzaghi, Henderson, 2005)

Слайд 37





Вопрос для обсуждения

Федерализм в России: слишком много или слишком мало?
Описание слайда:
Вопрос для обсуждения Федерализм в России: слишком много или слишком мало?

Слайд 38






Спасибо за внимание!
Описание слайда:
Спасибо за внимание!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию