🗊Презентация Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века)

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №1Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №2Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №3Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №4Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №5Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №6Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №7Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №8Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №9Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №10Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №11Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №12Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №13Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №14Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №15Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №16Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №17Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №18Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №19Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №20Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №21Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №22Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №23Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №24Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №25Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №26Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №27Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №28Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №29Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №30Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №31Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №32Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №33Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №34Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №35Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №36Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №37Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №38Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №39Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №40Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №41Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №42Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №43Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №44Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №45Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №46Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №47Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №48Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №49Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №50Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №51Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №52Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №53Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №54Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №55Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №56Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №57Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №58Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №59Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №60

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века). Доклад-сообщение содержит 60 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)
Описание слайда:
Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)

Слайд 2





ПЛАН
Периодизация и общая характеристика философии эпохи Возрождения.
Гуманистический Ренессанс.
Неоплатонический и натурфилософский Ренессанс.
Религиозный Ренессанс.
Политический Ренессанс.
Описание слайда:
ПЛАН Периодизация и общая характеристика философии эпохи Возрождения. Гуманистический Ренессанс. Неоплатонический и натурфилософский Ренессанс. Религиозный Ренессанс. Политический Ренессанс.

Слайд 3





1. Периодизация (условная)
1. Периодизация (условная)
Гуманистический период – сер. XIV – сер. XV вв.
Неоплатонический период – сер. XV – сер. XVI вв.
Натурфилософский период – сер. XVI – нач. XVII вв.
Описание слайда:
1. Периодизация (условная) 1. Периодизация (условная) Гуманистический период – сер. XIV – сер. XV вв. Неоплатонический период – сер. XV – сер. XVI вв. Натурфилософский период – сер. XVI – нач. XVII вв.

Слайд 4





Основные направления:
Гуманистический ренессанс (Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола)
Неоплатонический и натурфилософский ренессанс (Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Джордано Бруно)
Политический ренессанс (Николо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла)
Религиозный ренессанс (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский)
Описание слайда:
Основные направления: Гуманистический ренессанс (Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола) Неоплатонический и натурфилософский ренессанс (Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Джордано Бруно) Политический ренессанс (Николо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла) Религиозный ренессанс (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский)

Слайд 5





Основные направления:
Возрождаются античные идеи:
Эпикуреизм (Лоренцо Валла)
Платонизм (Марсилио Фичино и др.)
Аристотелизм (Пьетро Помпонацци)
Стоицизм и скептицизм (Николо Макиавелли, Мишель Монтень)
Описание слайда:
Основные направления: Возрождаются античные идеи: Эпикуреизм (Лоренцо Валла) Платонизм (Марсилио Фичино и др.) Аристотелизм (Пьетро Помпонацци) Стоицизм и скептицизм (Николо Макиавелли, Мишель Монтень)

Слайд 6


Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №6
Описание слайда:

Слайд 7





2. Гуманистический Ренессанс. Франческо Петрарка (1304–1374)
Описание слайда:
2. Гуманистический Ренессанс. Франческо Петрарка (1304–1374)

Слайд 8





«О своем и чужом невежестве»
«О своем и чужом невежестве»
О Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных делах.
Человек не может познать Бога и должен изучать только сам себя.
Петрарка впервые вновь поднимает интерес к Платону: «И кто, спросят, дал это первенство Платону? Не я, отвечаю, но правду говорят, что если он не достиг истины, то был близок к ней более, чем другие...»
Против «варварской латыни», за возврат к цицероновской классике и гуманистике.
Описание слайда:
«О своем и чужом невежестве» «О своем и чужом невежестве» О Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных делах. Человек не может познать Бога и должен изучать только сам себя. Петрарка впервые вновь поднимает интерес к Платону: «И кто, спросят, дал это первенство Платону? Не я, отвечаю, но правду говорят, что если он не достиг истины, то был близок к ней более, чем другие...» Против «варварской латыни», за возврат к цицероновской классике и гуманистике.

Слайд 9





«Моя тайна» («О презрении к миру»).
«Моя тайна» («О презрении к миру»).
Беседа трех лиц — Августина, Франциска и Истины, которая на протяжении диалога молчит.
«Я постараюсь изо всех сил остаться при себе, соберу разбросанные обломки моей души и усиленно сосредоточусь в себе. Правда, теперь, пока мы говорим, меня ждут многие важные, хотя все еще земные дела».
Описание слайда:
«Моя тайна» («О презрении к миру»). «Моя тайна» («О презрении к миру»). Беседа трех лиц — Августина, Франциска и Истины, которая на протяжении диалога молчит. «Я постараюсь изо всех сил остаться при себе, соберу разбросанные обломки моей души и усиленно сосредоточусь в себе. Правда, теперь, пока мы говорим, меня ждут многие важные, хотя все еще земные дела».

Слайд 10





Лоренцо Валла (1407–1457)
Описание слайда:
Лоренцо Валла (1407–1457)

Слайд 11





Трактаты:
Трактаты:
«О наслаждении, или Об истинном и ложном благе» (гедонистическая этика)
«О красотах латинского языка» (против варварской латыни)
«О свободе воли» (человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом)
«О монашеском обете» (против монашества)
«Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина»
«Пересмотр диалектики и философии» (против Аристотеля и схоластики)
Описание слайда:
Трактаты: Трактаты: «О наслаждении, или Об истинном и ложном благе» (гедонистическая этика) «О красотах латинского языка» (против варварской латыни) «О свободе воли» (человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом) «О монашеском обете» (против монашества) «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» «Пересмотр диалектики и философии» (против Аристотеля и схоластики)

Слайд 12





«О наслаждении, или Об истинном и ложном благе»
«О наслаждении, или Об истинном и ложном благе»
Беседа стоика, эпикурейца и христианина. Валла – это эпикуреец и христианин.
«Никто не наслаждается ради какой-то цели, но само наслаждение есть цель». 
Против аскетизма: «Мы, придерживающиеся законов самой природы, говорим о стремлении к удовольствиям, они [призывают] к бесцельным страданиям; мы — к радости, они — к мучениям, мы — к наслаждениям; наконец, они — к смерти, мы — к жизни».
Наслаждения духовные и телесные равноценны.
Бог «нас произвел из ничего способными наслаждаться благами, так что мы должны любить Его больше, чем самих себя».
Описание слайда:
«О наслаждении, или Об истинном и ложном благе» «О наслаждении, или Об истинном и ложном благе» Беседа стоика, эпикурейца и христианина. Валла – это эпикуреец и христианин. «Никто не наслаждается ради какой-то цели, но само наслаждение есть цель». Против аскетизма: «Мы, придерживающиеся законов самой природы, говорим о стремлении к удовольствиям, они [призывают] к бесцельным страданиям; мы — к радости, они — к мучениям, мы — к наслаждениям; наконец, они — к смерти, мы — к жизни». Наслаждения духовные и телесные равноценны. Бог «нас произвел из ничего способными наслаждаться благами, так что мы должны любить Его больше, чем самих себя».

Слайд 13





«…само понятие высокой нравственности является пустым, нелепым и весьма опасным и что нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения».
«…само понятие высокой нравственности является пустым, нелепым и весьма опасным и что нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения».
«Если мы хотим учитывать природу, то почему нападаем на прелюбодеев? Вообще нет никакой разницы, любит ли женщина мужа или поклонника»
«О, вино, создатель веселья! О, учитель радостей, спутник счастливого времени, утеха в несчастье!»
Полезность — естественный принцип и  важнейший критерий действий человека, всей его жизни. Жить добродетельно – значит действовать с пользой для себя.
Отношения людей строятся на взаимной пользе.
Описание слайда:
«…само понятие высокой нравственности является пустым, нелепым и весьма опасным и что нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения». «…само понятие высокой нравственности является пустым, нелепым и весьма опасным и что нет ничего приятнее, ничего превосходнее наслаждения». «Если мы хотим учитывать природу, то почему нападаем на прелюбодеев? Вообще нет никакой разницы, любит ли женщина мужа или поклонника» «О, вино, создатель веселья! О, учитель радостей, спутник счастливого времени, утеха в несчастье!» Полезность — естественный принцип и  важнейший критерий действий человека, всей его жизни. Жить добродетельно – значит действовать с пользой для себя. Отношения людей строятся на взаимной пользе.

Слайд 14






Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494)
Описание слайда:
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494)

Слайд 15





«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные… О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет!» («Речь о достоинстве человека»).
«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные… О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет!» («Речь о достоинстве человека»).
Описание слайда:
«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные… О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет!» («Речь о достоинстве человека»). «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные… О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет!» («Речь о достоинстве человека»).

Слайд 16





2. Неоплатонический и натурфилософский ренессанс.
Описание слайда:
2. Неоплатонический и натурфилософский ренессанс.

Слайд 17





Трактаты: «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни» (о магии), «Толкование на «Пир» Платона».
Трактаты: «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни» (о магии), «Толкование на «Пир» Платона».
Существует некая всеобщая религия, все религии причастны ей. Мудрость возникает от прикосновения к истине, ее светом были освещены Гермес, Орфей, Пифагор, Платон, Христос.
Цель - объединить философию и религию, платонизм и христианство в некоей общей «ученой религии».
Описание слайда:
Трактаты: «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни» (о магии), «Толкование на «Пир» Платона». Трактаты: «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни» (о магии), «Толкование на «Пир» Платона». Существует некая всеобщая религия, все религии причастны ей. Мудрость возникает от прикосновения к истине, ее светом были освещены Гермес, Орфей, Пифагор, Платон, Христос. Цель - объединить философию и религию, платонизм и христианство в некоей общей «ученой религии».

Слайд 18





Неоплатоническая иерархия мира
Бог
Ангел
ДУША
Качество (форма)
Материя
Душа – связующий элемент мира, делится на три вида (душа мира, душа небесных сфер, души живых тварей)
В душе есть время, но нет пространства, поэтому она принадлежит как божественному, так и земному миру, пронизывая собою все.
Описание слайда:
Неоплатоническая иерархия мира Бог Ангел ДУША Качество (форма) Материя Душа – связующий элемент мира, делится на три вида (душа мира, душа небесных сфер, души живых тварей) В душе есть время, но нет пространства, поэтому она принадлежит как божественному, так и земному миру, пронизывая собою все.

Слайд 19





Идея естественной магии, основанной на универсальной одушевленности вещей.
Идея естественной магии, основанной на универсальной одушевленности вещей.
«Имеется в виду естественная магия, которая использует благоприятное воздействие небесных тел для оздоровления тела. Способность тех, кто практикует в области медицины и в сельском хозяйстве, тем продуктивнее, чем больше их склонность связывать вещи небесные с земными». 
«Магия представляет собой следствие воздействия естественных причин на естественные предметы, осуществляемого в виде достойного удивления закона… Следует сохранить ту необходимую часть магии, которая соединяет медицину с астрологией».
Описание слайда:
Идея естественной магии, основанной на универсальной одушевленности вещей. Идея естественной магии, основанной на универсальной одушевленности вещей. «Имеется в виду естественная магия, которая использует благоприятное воздействие небесных тел для оздоровления тела. Способность тех, кто практикует в области медицины и в сельском хозяйстве, тем продуктивнее, чем больше их склонность связывать вещи небесные с земными». «Магия представляет собой следствие воздействия естественных причин на естественные предметы, осуществляемого в виде достойного удивления закона… Следует сохранить ту необходимую часть магии, которая соединяет медицину с астрологией».

Слайд 20





Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493-1541)
Изучал и преподавал медицину в Базеле (преподавал на немецком). 
Сжег книги Галена и Авиценны («Лютер в химии»). Восстанавливает учение Гиппократа и развивает свое учение.
Отверг теорию, согласно которой болезнь зависела от разбалансировки четырех основных «жидкостей», и предложил другую, по которой человеческое тело - это химическая система, в которой основную роль играют сера, ртуть и соль. 
Лечить болезни нужно минералами, а не травами. Ведь человеческое тело - это химическая система.
«Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»
Труды: «Философия», «Потаенная философия» и др.
Описание слайда:
Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493-1541) Изучал и преподавал медицину в Базеле (преподавал на немецком). Сжег книги Галена и Авиценны («Лютер в химии»). Восстанавливает учение Гиппократа и развивает свое учение. Отверг теорию, согласно которой болезнь зависела от разбалансировки четырех основных «жидкостей», и предложил другую, по которой человеческое тело - это химическая система, в которой основную роль играют сера, ртуть и соль. Лечить болезни нужно минералами, а не травами. Ведь человеческое тело - это химическая система. «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза» Труды: «Философия», «Потаенная философия» и др.

Слайд 21





По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма . Человек (который также является  квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. 
По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма . Человек (который также является  квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. 
Человеческая сущность у Парацельса включает 7 элементов:
«элементарное тело» (тело материальное или физическое);
электро-магнетическое тело, дающее фосфористый свет; начало, без которого физическое тело не может ни существовать, ни двигаться; 
звездное, астральное тело, родина которого — астральный мир; оно представляет собой точную копию материального тела, может покидать физическое тело, сопровождает дух человека после его смерти;
животная душа, где сосредоточиваются низменные, животные, эгоистические инстинкты и страсти;
разумная душа — форма, в которую облекается человеческая душа в высших сферах в момент воссоединения с ангельским миром;
духовная душа, духовное тело — божественного происхождения, местопребывание всех благороднейших и возвышенных стремлений человека,
«человек Нового Олимпа» — искра Божества, часть божественного «я», пребывающая в человеке.
Описание слайда:
По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма . Человек (который также является  квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма . Человек (который также является  квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Человеческая сущность у Парацельса включает 7 элементов: «элементарное тело» (тело материальное или физическое); электро-магнетическое тело, дающее фосфористый свет; начало, без которого физическое тело не может ни существовать, ни двигаться; звездное, астральное тело, родина которого — астральный мир; оно представляет собой точную копию материального тела, может покидать физическое тело, сопровождает дух человека после его смерти; животная душа, где сосредоточиваются низменные, животные, эгоистические инстинкты и страсти; разумная душа — форма, в которую облекается человеческая душа в высших сферах в момент воссоединения с ангельским миром; духовная душа, духовное тело — божественного происхождения, местопребывание всех благороднейших и возвышенных стремлений человека, «человек Нового Олимпа» — искра Божества, часть божественного «я», пребывающая в человеке.

Слайд 22





Николай Кузанский (1401–1464)
Описание слайда:
Николай Кузанский (1401–1464)

Слайд 23





Трактаты:
Трактаты:
«Об ученом незнании». 
«Апология ученого незнания».
Испытал влияние мистиков Дионисия Ареопагита и Мейстера Экхарта, отходит от схоластики. Читает Платона на греческом.
Описание слайда:
Трактаты: Трактаты: «Об ученом незнании». «Апология ученого незнания». Испытал влияние мистиков Дионисия Ареопагита и Мейстера Экхарта, отходит от схоластики. Читает Платона на греческом.

Слайд 24





«Об ученом незнании»
«Об ученом незнании»
Чем больше мы познаем Бога, тем более мы убеждаемся в том, что мы Его не можем познать. 
Бог есть «иное»; Он не есть «ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое», «ни не-сущее, ни ничто». 
Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Лучшие аналогии – математические.
Описание слайда:
«Об ученом незнании» «Об ученом незнании» Чем больше мы познаем Бога, тем более мы убеждаемся в том, что мы Его не можем познать. Бог есть «иное»; Он не есть «ни субстанция, ни сущее, ни единое, ни что-либо другое», «ни не-сущее, ни ничто». Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Лучшие аналогии – математические.

Слайд 25





Бог – есть Единое, но Ему ничто не может быть противоположно, так как Он есть Абсолютный максимум.
Бог – есть Единое, но Ему ничто не может быть противоположно, так как Он есть Абсолютный максимум.
«Божество есть бесконечное единство».
«Единое есть все»
«Абсолютный максимум есть то единое, которое есть все; В нем все, поскольку он максимум, а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум»
Совпадение противоположностей показывает на математических аналогиях.
Описание слайда:
Бог – есть Единое, но Ему ничто не может быть противоположно, так как Он есть Абсолютный максимум. Бог – есть Единое, но Ему ничто не может быть противоположно, так как Он есть Абсолютный максимум. «Божество есть бесконечное единство». «Единое есть все» «Абсолютный максимум есть то единое, которое есть все; В нем все, поскольку он максимум, а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум» Совпадение противоположностей показывает на математических аналогиях.

Слайд 26


Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI века), слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





Поскольку окружность бесконечна, то центр ее находится везде, а граница — нигде. 
Поскольку окружность бесконечна, то центр ее находится везде, а граница — нигде. 
Следовательно, и Бог есть везде, в каждой части мира Он присутствует целиком.
Бог – это актуальная бесконечность, это непостижимый для разума парадокс.
Мир по отношению к Богу – это потенциальная бесконечность, это бесконечная возможность разных форм.
«Бог – это свернутый мир, мир – это развернутый Бог»
Описание слайда:
Поскольку окружность бесконечна, то центр ее находится везде, а граница — нигде. Поскольку окружность бесконечна, то центр ее находится везде, а граница — нигде. Следовательно, и Бог есть везде, в каждой части мира Он присутствует целиком. Бог – это актуальная бесконечность, это непостижимый для разума парадокс. Мир по отношению к Богу – это потенциальная бесконечность, это бесконечная возможность разных форм. «Бог – это свернутый мир, мир – это развернутый Бог»

Слайд 28





Мир «имеет свой центр повсюду, а окружность нигде». Следовательно, «Земля не есть центр мира» и «окружность его не является сферой неподвижных звезд». 
Мир «имеет свой центр повсюду, а окружность нигде». Следовательно, «Земля не есть центр мира» и «окружность его не является сферой неподвижных звезд». 
«Раз Земля не может быть центром, она не может быть совершенно неподвижной, а обязательно движется».
«Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным. В самом деле, если бы кто-то на корабле среди воды не знал, что вода течет, и не видел берегов, то как бы он заметил движение судна?»
Описание слайда:
Мир «имеет свой центр повсюду, а окружность нигде». Следовательно, «Земля не есть центр мира» и «окружность его не является сферой неподвижных звезд». Мир «имеет свой центр повсюду, а окружность нигде». Следовательно, «Земля не есть центр мира» и «окружность его не является сферой неподвижных звезд». «Раз Земля не может быть центром, она не может быть совершенно неподвижной, а обязательно движется». «Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным. В самом деле, если бы кто-то на корабле среди воды не знал, что вода течет, и не видел берегов, то как бы он заметил движение судна?»

Слайд 29





Гносеология
Познание бесконечности связано с парадоксами, бесконечность становится мерой познания вещей.
«Если бы одна бесконечная линия состояла бы из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая – из бесконечного числа отрезков в две пяди, то они с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности… Мало того, поскольку в бесконечности любая часть бесконечности – тоже бесконечность, одна пядь бесконечной линии также превращается во всю бесконечность, как и две пяди. Точно так же, раз всякая сущность в максимальной сущности есть сама эта сущность, максимум есть не что иное, как точнейшая мера всех сущностей…»
Концепция Кузанского стала философским основанием математики нового типа (дифференциальное и интегральное исчисление)
Описание слайда:
Гносеология Познание бесконечности связано с парадоксами, бесконечность становится мерой познания вещей. «Если бы одна бесконечная линия состояла бы из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая – из бесконечного числа отрезков в две пяди, то они с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности… Мало того, поскольку в бесконечности любая часть бесконечности – тоже бесконечность, одна пядь бесконечной линии также превращается во всю бесконечность, как и две пяди. Точно так же, раз всякая сущность в максимальной сущности есть сама эта сущность, максимум есть не что иное, как точнейшая мера всех сущностей…» Концепция Кузанского стала философским основанием математики нового типа (дифференциальное и интегральное исчисление)

Слайд 30





Таким образом, объекты познания – Бог в Его «свернутости» (объект интеллектуальной интуиции, т.е. разума и веры) и мир в его «развернутости» (объект чувственного знания и рассудка).
Таким образом, объекты познания – Бог в Его «свернутости» (объект интеллектуальной интуиции, т.е. разума и веры) и мир в его «развернутости» (объект чувственного знания и рассудка).
Отличие разума (ума) от рассудка: «В области рассудка противоположности разделены как в понятии круга, которое состоит в том, что линии от центра равно удалены и центр не может совпадать с окружностью, но в области разума, который увидел в единице свернутые в ней числа, а в точке – линию, а в центре – круг, увидел совпадение единого и многого все это достигается видением ума без рассуждения».
Понять рассудком это совпадение противоположностей до конца нельзя, поэтому оно есть «умудренное незнание», «ученое незнание»
Описание слайда:
Таким образом, объекты познания – Бог в Его «свернутости» (объект интеллектуальной интуиции, т.е. разума и веры) и мир в его «развернутости» (объект чувственного знания и рассудка). Таким образом, объекты познания – Бог в Его «свернутости» (объект интеллектуальной интуиции, т.е. разума и веры) и мир в его «развернутости» (объект чувственного знания и рассудка). Отличие разума (ума) от рассудка: «В области рассудка противоположности разделены как в понятии круга, которое состоит в том, что линии от центра равно удалены и центр не может совпадать с окружностью, но в области разума, который увидел в единице свернутые в ней числа, а в точке – линию, а в центре – круг, увидел совпадение единого и многого все это достигается видением ума без рассуждения». Понять рассудком это совпадение противоположностей до конца нельзя, поэтому оно есть «умудренное незнание», «ученое незнание»

Слайд 31





Джордано Бруно (1548-1600)
Описание слайда:
Джордано Бруно (1548-1600)

Слайд 32





«Подсвечник» (Candelaio, 1582)
«Подсвечник» (Candelaio, 1582)
«О тенях идей» (De umbris idearum, 1582)
«О причине, начале и едином» (De causa, principio el uno, 1584)
«О бесконечности, вселенной и мирах» (De l'infinito, universe е mondi, 1584)
«О наименьшем» (De minimo, 1591)
«О монаде» (De monade, 1591)
«О неизмеримом и неисчислимом» (De immense et innumerabilibus, 1591).
Описание слайда:
«Подсвечник» (Candelaio, 1582) «Подсвечник» (Candelaio, 1582) «О тенях идей» (De umbris idearum, 1582) «О причине, начале и едином» (De causa, principio el uno, 1584) «О бесконечности, вселенной и мирах» (De l'infinito, universe е mondi, 1584) «О наименьшем» (De minimo, 1591) «О монаде» (De monade, 1591) «О неизмеримом и неисчислимом» (De immense et innumerabilibus, 1591).

Слайд 33





Бруно повторяет многие положения Николая Кузанского: «…бесконечная прямая линия становится бесконечной окружностью. Вот, следовательно, каким образом не только максимум и минимум совпадают в одном бытии, как мы это доказали уже в другом месте, но также в максимуме и минимуме противоположности сводятся к единому и безразличному».
Бруно повторяет многие положения Николая Кузанского: «…бесконечная прямая линия становится бесконечной окружностью. Вот, следовательно, каким образом не только максимум и минимум совпадают в одном бытии, как мы это доказали уже в другом месте, но также в максимуме и минимуме противоположности сводятся к единому и безразличному».
Бог – это Единое.
Единое есть и причина бытия (ибо Бог есть Единое), и само бытие (ибо все бытие едино). Поэтому Бог и мир есть одно и то же.
Описание слайда:
Бруно повторяет многие положения Николая Кузанского: «…бесконечная прямая линия становится бесконечной окружностью. Вот, следовательно, каким образом не только максимум и минимум совпадают в одном бытии, как мы это доказали уже в другом месте, но также в максимуме и минимуме противоположности сводятся к единому и безразличному». Бруно повторяет многие положения Николая Кузанского: «…бесконечная прямая линия становится бесконечной окружностью. Вот, следовательно, каким образом не только максимум и минимум совпадают в одном бытии, как мы это доказали уже в другом месте, но также в максимуме и минимуме противоположности сводятся к единому и безразличному». Бог – это Единое. Единое есть и причина бытия (ибо Бог есть Единое), и само бытие (ибо все бытие едино). Поэтому Бог и мир есть одно и то же.

Слайд 34





Пантеизм. Поскольку Бог бесконечен, то и мир бесконечен; поскольку Бог, будучи максимумом, является и минимумом, то Он содержится и в каждой точке этого мира. Каждая часть мира есть одновременно и Бог. Каждый его атом имеет источник движения сам в себе и является одушевленным.
Пантеизм. Поскольку Бог бесконечен, то и мир бесконечен; поскольку Бог, будучи максимумом, является и минимумом, то Он содержится и в каждой точке этого мира. Каждая часть мира есть одновременно и Бог. Каждый его атом имеет источник движения сам в себе и является одушевленным.
В мире, как и в Боге, совпадают все противоположности, поэтому нельзя разделять мир на материю и форму.
Не существует первоматерии. Материя и форма существуют вместе, поэтому материя вечна. Мир не сотворен во времени, он так же вечен, как и Бог.
Атомизм: «Когда мы стремимся... к началу и субстанции вещей, мы продвигаемся по направлению к неделимости» (там же).
«Существует предел деления в природе – нечто неделимое, что уже не делится на другие части. Природа осуществляет деление, которое может достичь предельно малых частиц, к которым не может приблизиться никакое искусство с помощью своих орудий».
Описание слайда:
Пантеизм. Поскольку Бог бесконечен, то и мир бесконечен; поскольку Бог, будучи максимумом, является и минимумом, то Он содержится и в каждой точке этого мира. Каждая часть мира есть одновременно и Бог. Каждый его атом имеет источник движения сам в себе и является одушевленным. Пантеизм. Поскольку Бог бесконечен, то и мир бесконечен; поскольку Бог, будучи максимумом, является и минимумом, то Он содержится и в каждой точке этого мира. Каждая часть мира есть одновременно и Бог. Каждый его атом имеет источник движения сам в себе и является одушевленным. В мире, как и в Боге, совпадают все противоположности, поэтому нельзя разделять мир на материю и форму. Не существует первоматерии. Материя и форма существуют вместе, поэтому материя вечна. Мир не сотворен во времени, он так же вечен, как и Бог. Атомизм: «Когда мы стремимся... к началу и субстанции вещей, мы продвигаемся по направлению к неделимости» (там же). «Существует предел деления в природе – нечто неделимое, что уже не делится на другие части. Природа осуществляет деление, которое может достичь предельно малых частиц, к которым не может приблизиться никакое искусство с помощью своих орудий».

Слайд 35





Космология. «Таким образом земля является центром не в большей степени, чем какое-либо другое мировое тело».
Космология. «Таким образом земля является центром не в большей степени, чем какое-либо другое мировое тело».
«…ибо во вселенной нет середины и нет окружности, или, если хочешь, повсюду есть середина и каждую точку можно принимать за часть окружности по отношению к какой-либо другой середине или центру».
«…к этому способу познания приблизился, если и не дошел до этого, Николай Кузанский в своем „Ученом незнании“».
Жизнь есть не только на планетах, но и на солнцах тоже, «ибо в таком случае они не были бы мирами, а пустынными и бесплодными массами».
Описание слайда:
Космология. «Таким образом земля является центром не в большей степени, чем какое-либо другое мировое тело». Космология. «Таким образом земля является центром не в большей степени, чем какое-либо другое мировое тело». «…ибо во вселенной нет середины и нет окружности, или, если хочешь, повсюду есть середина и каждую точку можно принимать за часть окружности по отношению к какой-либо другой середине или центру». «…к этому способу познания приблизился, если и не дошел до этого, Николай Кузанский в своем „Ученом незнании“». Жизнь есть не только на планетах, но и на солнцах тоже, «ибо в таком случае они не были бы мирами, а пустынными и бесплодными массами».

Слайд 36





3.Религиозный Ренессанс. 
Мартин Лютер (1483–1546)
Описание слайда:
3.Религиозный Ренессанс. Мартин Лютер (1483–1546)

Слайд 37





Дискуссия с Эразмом Роттердамским о свободе воли
Лютер: воля человека подобна вьючному животному, от которого не зависит, какой всадник его оседлает. 
Эразм в ответ: «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли». 
Лютер: «О рабстве воли». 
Эразм : «Сверхзащита».
Оба апеллируют к Августину.
Описание слайда:
Дискуссия с Эразмом Роттердамским о свободе воли Лютер: воля человека подобна вьючному животному, от которого не зависит, какой всадник его оседлает. Эразм в ответ: «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли». Лютер: «О рабстве воли». Эразм : «Сверхзащита». Оба апеллируют к Августину.

Слайд 38





Реформация
Католическая Церковь учила о спасении делами и верой. «Вера без дел мертва».
Господствовал «юридический» подход к понятию спасения. Христос понес наказание вместо нас – но Его жертва как божественная создает бесконечную заслугу, вместе с подвигами многих святых в Церкви. Сокровищница «сверхдолжных заслуг» – это Церковь, которая может уделить из этой сокровищницы тем, кому не хватает собственных дел, в том числе, в обмен на покупку индульгенций (в XV-XVI вв. это был сбор средств на перестройку собора св. Петра в Риме).
Универсализм папской власти, ущемление национальных интересов и местных властей.
Описание слайда:
Реформация Католическая Церковь учила о спасении делами и верой. «Вера без дел мертва». Господствовал «юридический» подход к понятию спасения. Христос понес наказание вместо нас – но Его жертва как божественная создает бесконечную заслугу, вместе с подвигами многих святых в Церкви. Сокровищница «сверхдолжных заслуг» – это Церковь, которая может уделить из этой сокровищницы тем, кому не хватает собственных дел, в том числе, в обмен на покупку индульгенций (в XV-XVI вв. это был сбор средств на перестройку собора св. Петра в Риме). Универсализм папской власти, ущемление национальных интересов и местных властей.

Слайд 39





Мартин Лютер
Мартин Лютер, сын рудокопа, окончивший  Эрфуртский университет. С 1505 становится августинианским монахом, но, подвизаясь, он всегда был обеспокоен страхом, что его усилий всегда недостаточно, чтобы спастись.
Чтение трудов номиналистов, мистиков, и апостола Павла приводит его к мысли, что для спасения нужна только вера, дела могут быть следствием веры, а не условием спасения.
В 1517 - прибивает к дверям дворцовой церкви в Вюртенберге 95 тезисов об индульгенциях, чем кладет начало движению Реформации в Европе, приведшему к формированию протестантизма как одного из направлений в христианстве.
Описание слайда:
Мартин Лютер Мартин Лютер, сын рудокопа, окончивший Эрфуртский университет. С 1505 становится августинианским монахом, но, подвизаясь, он всегда был обеспокоен страхом, что его усилий всегда недостаточно, чтобы спастись. Чтение трудов номиналистов, мистиков, и апостола Павла приводит его к мысли, что для спасения нужна только вера, дела могут быть следствием веры, а не условием спасения. В 1517 - прибивает к дверям дворцовой церкви в Вюртенберге 95 тезисов об индульгенциях, чем кладет начало движению Реформации в Европе, приведшему к формированию протестантизма как одного из направлений в христианстве.

Слайд 40





Мартин Лютер. 
Основные положения.
Только вера, а не дела спасают. «Спасение -не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился» (апостол Павел).
Только Священное Писание, а не Священное Предание Церкви можно положить в основу спасения.
Только Христос может спасать, а не Церковь.
Только благодать Божия нужна человеку, а не заслуги. Перед Богом невозможно ничего заслужить.
Описание слайда:
Мартин Лютер. Основные положения. Только вера, а не дела спасают. «Спасение -не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился» (апостол Павел). Только Священное Писание, а не Священное Предание Церкви можно положить в основу спасения. Только Христос может спасать, а не Церковь. Только благодать Божия нужна человеку, а не заслуги. Перед Богом невозможно ничего заслужить.

Слайд 41





Мартин Лютер о рабстве воли
«…сила свободной воли состоит в том чтобы верить и взывать к Богу, чем делать человека способным воспринимать дух Божий, напитаться Божьей благодатью, потому что человек сотворен как для вечной жизни, так и для вечной смерти...
Значит, твердо установлено.., что мы все совершаем по необходимости, а не по свободной воле, потому что сила свободной воли — это ничто, она ничего не может, если нет Божьей благодати, она не способна ни на какое добро».
Описание слайда:
Мартин Лютер о рабстве воли «…сила свободной воли состоит в том чтобы верить и взывать к Богу, чем делать человека способным воспринимать дух Божий, напитаться Божьей благодатью, потому что человек сотворен как для вечной жизни, так и для вечной смерти... Значит, твердо установлено.., что мы все совершаем по необходимости, а не по свободной воле, потому что сила свободной воли — это ничто, она ничего не может, если нет Божьей благодати, она не способна ни на какое добро».

Слайд 42





М. Лютер о рабстве воли
«Я говорю здесь так: если будет доказано, что наше спасение зависит не от наших усилий и помыслов, а от деяний одного только Бога, то разве не будет из этого ясно, что если Бог не присутствует в нас своим деянием, то все, что мы делаем,—зло и мы неизбежно совершаем то, что не имеет никакого отношения к спасению? Потому что если не мы, а один только Бог творит в нас спасение, то — волей-неволей — без Его деяния мы ровным счетом ничего не способны сделать для своего спасения».
Описание слайда:
М. Лютер о рабстве воли «Я говорю здесь так: если будет доказано, что наше спасение зависит не от наших усилий и помыслов, а от деяний одного только Бога, то разве не будет из этого ясно, что если Бог не присутствует в нас своим деянием, то все, что мы делаем,—зло и мы неизбежно совершаем то, что не имеет никакого отношения к спасению? Потому что если не мы, а один только Бог творит в нас спасение, то — волей-неволей — без Его деяния мы ровным счетом ничего не способны сделать для своего спасения».

Слайд 43





М. Лютер. Доктрина предопределения.
«Писание говорит: все живет и погибает по воле и желанию Божьему и, наконец, молчит вся земля перед лицом Его». То есть Бог по своей воле предопределяет людей к спасению или погибели. «Кого хочет – милует, кого хочет – наказует»
«Мы не смеем доискиваться до смысла божественного желания. Надо просто молиться, воздавать Ему славу, ибо один только Он праведен, мудр и справедлив ко всякому».
Высшее благочестие – верить, что Бог благ, даже если все погибнут.
Описание слайда:
М. Лютер. Доктрина предопределения. «Писание говорит: все живет и погибает по воле и желанию Божьему и, наконец, молчит вся земля перед лицом Его». То есть Бог по своей воле предопределяет людей к спасению или погибели. «Кого хочет – милует, кого хочет – наказует» «Мы не смеем доискиваться до смысла божественного желания. Надо просто молиться, воздавать Ему славу, ибо один только Он праведен, мудр и справедлив ко всякому». Высшее благочестие – верить, что Бог благ, даже если все погибнут.

Слайд 44





Религиозный Ренессанс. Эразм Роттердамский (Герхард, Дезидерий Эразм) (1469–1536) 
«Диатриба или рассуждение о свободе воли» (против Лютера)
«Представим себе, что в каком-то смысле правда то, что Бог творит в нас и добро и зло и Oн награждает нас за свои добрые дела и наказывает нас за свои злые дела. Какое широкое окно для нечестия откроет бесчисленным смертным распространение этих слов?! Особенно при такой человеческой тупости, беспечности, порочности и неудержимой, неисправимой склонности ко всякого рода нечестию!»
«Несмотря на то что она (свобода воли) охромела и до получения благодати мы больше склоняемся к злу, чем к добру, она, однако, не искоренена».
Описание слайда:
Религиозный Ренессанс. Эразм Роттердамский (Герхард, Дезидерий Эразм) (1469–1536) «Диатриба или рассуждение о свободе воли» (против Лютера) «Представим себе, что в каком-то смысле правда то, что Бог творит в нас и добро и зло и Oн награждает нас за свои добрые дела и наказывает нас за свои злые дела. Какое широкое окно для нечестия откроет бесчисленным смертным распространение этих слов?! Особенно при такой человеческой тупости, беспечности, порочности и неудержимой, неисправимой склонности ко всякого рода нечестию!» «Несмотря на то что она (свобода воли) охромела и до получения благодати мы больше склоняемся к злу, чем к добру, она, однако, не искоренена».

Слайд 45





4. Политический Ренессанс. Николо Макиавелли (1469–1527)
Описание слайда:
4. Политический Ренессанс. Николо Макиавелли (1469–1527)

Слайд 46





Н. Макиавелли
Государства возникают и исчезают по законам фортуны, и человек, если будет познавать эти законы, будет успешен в своей деятельности. 
Общество возникает из стремления людей к самосохранению. 
Мораль возникает на более поздней стадии по отношению к обществу и есть то, что полезно для общества.
Христианство — религия совершенная. «Если бы в христианском государстве сохранилась религия, основанная учредителем христианства, христианские государства были бы гораздо счастливее и более согласны между собой, чем теперь». Но люди несовершенны. Поэтому нужна и другая религия (языческая).
«Этот (христианский) образ жизни, как кажется, обессилил мир и предал его в жертву мерзавцам. Когда люди, чтобы попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще».
Язычество практичнее: «Древняя религия боготворила только людей, покрытых земной славой, как, например, полководцев и правителей государств».
Описание слайда:
Н. Макиавелли Государства возникают и исчезают по законам фортуны, и человек, если будет познавать эти законы, будет успешен в своей деятельности. Общество возникает из стремления людей к самосохранению. Мораль возникает на более поздней стадии по отношению к обществу и есть то, что полезно для общества. Христианство — религия совершенная. «Если бы в христианском государстве сохранилась религия, основанная учредителем христианства, христианские государства были бы гораздо счастливее и более согласны между собой, чем теперь». Но люди несовершенны. Поэтому нужна и другая религия (языческая). «Этот (христианский) образ жизни, как кажется, обессилил мир и предал его в жертву мерзавцам. Когда люди, чтобы попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще». Язычество практичнее: «Древняя религия боготворила только людей, покрытых земной славой, как, например, полководцев и правителей государств».

Слайд 47





Н. Макиавелли
Человеческая природа эгоистична. Человеческий интерес – главный стимул действий. «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества» («Государь»).
«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию  и  обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни  имущества,  но  когда  у  тебя  явится  в  них нужда, они тотчас от тебя отвернуться» (Там же).
Поэтому необходима сильная власть, основанная на страхе.
Описание слайда:
Н. Макиавелли Человеческая природа эгоистична. Человеческий интерес – главный стимул действий. «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества» («Государь»). «О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернуться» (Там же). Поэтому необходима сильная власть, основанная на страхе.

Слайд 48





Н. Макиавелли
Возрождает стоицизм.
Бог – не Личность, а фортуна, судьба, направляющая мир в соответствии со своими законами. Человек должен познать эту закономерность и действовать в соответствии с ней. «…Пока между ними (человеком и судьбой) согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец».
Фортуна не отменяет свободу: «Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим» («Государь»).
«Если государь всецело  полагается на  судьбу,  он  не  может  выстоять  против  ее  ударов. Я думаю также, что сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени».
Описание слайда:
Н. Макиавелли Возрождает стоицизм. Бог – не Личность, а фортуна, судьба, направляющая мир в соответствии со своими законами. Человек должен познать эту закономерность и действовать в соответствии с ней. «…Пока между ними (человеком и судьбой) согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец». Фортуна не отменяет свободу: «Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим» («Государь»). «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов. Я думаю также, что сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действий не отвечает своему времени».

Слайд 49





Н. Макиавелли
В политике «цель оправдывает средства»:
«Государь… не  может  исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто  бывает  вынужден  идти  против  своего слова,  против  милосердия,  доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события  примут другой  оборот  или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».
Описание слайда:
Н. Макиавелли В политике «цель оправдывает средства»: «Государь… не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».

Слайд 50





Томас Мор (1478-1535)
Описание слайда:
Томас Мор (1478-1535)

Слайд 51





«Утопия»
На острове Утопия нет частной собственности и денег. «Господь провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим, и многое провидел Христос, когда снова пытался отвратить смертных от частного интереса к общему».
Имущественное равенство всех. 
Свободный труд 6 часов. Затем – свободное время «предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах или лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие. Эти промежутки большинство уделяет наукам».
Описание слайда:
«Утопия» На острове Утопия нет частной собственности и денег. «Господь провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим, и многое провидел Христос, когда снова пытался отвратить смертных от частного интереса к общему». Имущественное равенство всех. Свободный труд 6 часов. Затем – свободное время «предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах или лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие. Эти промежутки большинство уделяет наукам».

Слайд 52





Против богачей: «И эти очень плохие люди со своей ненасытной жадностью поделили между собой все, чего хватило бы на всех! Сколь далеко им, однако же, до счастья государства утопийцев! Совсем уничтожив само употребление денег, утопийцы избавились от алчности. Какое множество бед отсекли они, какую жатву преступлений вырвали они с корнем! Ибо кому не известно, что с уничтожением денег отомрут обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления, каждодневно наказывая, люди скорее мстят за них, чем их обуздывают; к тому же одновременно с деньгами погибнут страх, тревога, заботы, тяготы и бессонные ночи. Даже сама бедность, которой одной только, казалось, и нужны деньги, после полного уничтожения денег тут же сама исчезнет».
Против богачей: «И эти очень плохие люди со своей ненасытной жадностью поделили между собой все, чего хватило бы на всех! Сколь далеко им, однако же, до счастья государства утопийцев! Совсем уничтожив само употребление денег, утопийцы избавились от алчности. Какое множество бед отсекли они, какую жатву преступлений вырвали они с корнем! Ибо кому не известно, что с уничтожением денег отомрут обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления, каждодневно наказывая, люди скорее мстят за них, чем их обуздывают; к тому же одновременно с деньгами погибнут страх, тревога, заботы, тяготы и бессонные ночи. Даже сама бедность, которой одной только, казалось, и нужны деньги, после полного уничтожения денег тут же сама исчезнет».
Описание слайда:
Против богачей: «И эти очень плохие люди со своей ненасытной жадностью поделили между собой все, чего хватило бы на всех! Сколь далеко им, однако же, до счастья государства утопийцев! Совсем уничтожив само употребление денег, утопийцы избавились от алчности. Какое множество бед отсекли они, какую жатву преступлений вырвали они с корнем! Ибо кому не известно, что с уничтожением денег отомрут обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления, каждодневно наказывая, люди скорее мстят за них, чем их обуздывают; к тому же одновременно с деньгами погибнут страх, тревога, заботы, тяготы и бессонные ночи. Даже сама бедность, которой одной только, казалось, и нужны деньги, после полного уничтожения денег тут же сама исчезнет». Против богачей: «И эти очень плохие люди со своей ненасытной жадностью поделили между собой все, чего хватило бы на всех! Сколь далеко им, однако же, до счастья государства утопийцев! Совсем уничтожив само употребление денег, утопийцы избавились от алчности. Какое множество бед отсекли они, какую жатву преступлений вырвали они с корнем! Ибо кому не известно, что с уничтожением денег отомрут обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления, каждодневно наказывая, люди скорее мстят за них, чем их обуздывают; к тому же одновременно с деньгами погибнут страх, тревога, заботы, тяготы и бессонные ночи. Даже сама бедность, которой одной только, казалось, и нужны деньги, после полного уничтожения денег тут же сама исчезнет».

Слайд 53





Истинное и справедливое общественное устройство должно вести к восстановлению истинной человеческой природы.
Истинное и справедливое общественное устройство должно вести к восстановлению истинной человеческой природы.
Счастье –  в «честном и благородном» удовольствии.
Утопийцы «считают признаком крайнего безумия, излишней жестокости к себе и высшей неблагодарности к природе, если кто презирает дарованную ему красоту, ослабляет силу, превращает свое проворство в леность, истощает свое тело постами, наносит вред здоровью и отвергает прочие ласки природы». 
Атеизм в государстве запрещен, но распространена идея естественной, всеобщей религии, в которой некоторые положения, взятые из религии, соединены с философией, прибегающей к доводам разума. 
Эти положения следующие: душа бессмертна и по благости божией рождена для счастья; наши добродетели и благодеяния после этой жизни ожидает награда, а позорные поступки — мучения. Хотя это относится к области религии, однако, по их мнению, дойти до верования в это и признания этого можно и путем разума».
Описание слайда:
Истинное и справедливое общественное устройство должно вести к восстановлению истинной человеческой природы. Истинное и справедливое общественное устройство должно вести к восстановлению истинной человеческой природы. Счастье – в «честном и благородном» удовольствии. Утопийцы «считают признаком крайнего безумия, излишней жестокости к себе и высшей неблагодарности к природе, если кто презирает дарованную ему красоту, ослабляет силу, превращает свое проворство в леность, истощает свое тело постами, наносит вред здоровью и отвергает прочие ласки природы». Атеизм в государстве запрещен, но распространена идея естественной, всеобщей религии, в которой некоторые положения, взятые из религии, соединены с философией, прибегающей к доводам разума. Эти положения следующие: душа бессмертна и по благости божией рождена для счастья; наши добродетели и благодеяния после этой жизни ожидает награда, а позорные поступки — мучения. Хотя это относится к области религии, однако, по их мнению, дойти до верования в это и признания этого можно и путем разума».

Слайд 54





При этом конкретных религий в государстве много, «но гораздо большая, и притом наиболее благоразумная, часть не признает ничего подобного, а верит в некое единое божество, неведомое, вечное, неизмеримое, необъяснимое, превышающее понимание человеческого разума, распространенное во всем этом мире не своею громадою, а силою: его называют они отцом. Ему одному они приписывают начала, возрастания, продвижения, изменения и концы всех вещей; ему же одному, и никому другому, они воздают и божеские почести».
При этом конкретных религий в государстве много, «но гораздо большая, и притом наиболее благоразумная, часть не признает ничего подобного, а верит в некое единое божество, неведомое, вечное, неизмеримое, необъяснимое, превышающее понимание человеческого разума, распространенное во всем этом мире не своею громадою, а силою: его называют они отцом. Ему одному они приписывают начала, возрастания, продвижения, изменения и концы всех вещей; ему же одному, и никому другому, они воздают и божеские почести».
Описание слайда:
При этом конкретных религий в государстве много, «но гораздо большая, и притом наиболее благоразумная, часть не признает ничего подобного, а верит в некое единое божество, неведомое, вечное, неизмеримое, необъяснимое, превышающее понимание человеческого разума, распространенное во всем этом мире не своею громадою, а силою: его называют они отцом. Ему одному они приписывают начала, возрастания, продвижения, изменения и концы всех вещей; ему же одному, и никому другому, они воздают и божеские почести». При этом конкретных религий в государстве много, «но гораздо большая, и притом наиболее благоразумная, часть не признает ничего подобного, а верит в некое единое божество, неведомое, вечное, неизмеримое, необъяснимое, превышающее понимание человеческого разума, распространенное во всем этом мире не своею громадою, а силою: его называют они отцом. Ему одному они приписывают начала, возрастания, продвижения, изменения и концы всех вещей; ему же одному, и никому другому, они воздают и божеские почести».

Слайд 55





Томмазо Кампанелла (1568–1639)
Родился г. Стило, в Калабрии.
В 15 лет - вступил в орден доминиканцев.
В 1591 г. - суд за ересь и занятия магией. Потом другие процессы.
За заговор против Испании в 1599  Кампанелла был арестован, брошен в тюрьму и приговорен к смертной казни. 27 лет тюрьмы.
1626 – король Испании освобождает его из тюрьмы, а король Франции Людовик XIII назначил ему пенсию.
«Философия, доказанная ощущениями» (1591), «Об ощущении вещей и магии» (1604), «Защита Галилея» (1616), «Большой эпилог» (1604 - 1609), «Город Солнца» (1602), «Метафизика» (в 18 кн.) и «Теология» (в 30 кн.).
Описание слайда:
Томмазо Кампанелла (1568–1639) Родился г. Стило, в Калабрии. В 15 лет - вступил в орден доминиканцев. В 1591 г. - суд за ересь и занятия магией. Потом другие процессы. За заговор против Испании в 1599 Кампанелла был арестован, брошен в тюрьму и приговорен к смертной казни. 27 лет тюрьмы. 1626 – король Испании освобождает его из тюрьмы, а король Франции Людовик XIII назначил ему пенсию. «Философия, доказанная ощущениями» (1591), «Об ощущении вещей и магии» (1604), «Защита Галилея» (1616), «Большой эпилог» (1604 - 1609), «Город Солнца» (1602), «Метафизика» (в 18 кн.) и «Теология» (в 30 кн.).

Слайд 56





Отказ от следования авторитетам. Ощущения – источник знания.
Отказ от следования авторитетам. Ощущения – источник знания.
Учение о двух книгах – Природе и Писании. Между ними нет противоречия.
«Ни устами Моисея, ни устами Давида не объяснял Господь строение мира». «Так как Моисей рассказывал свою историю грубому народу грубым языком, он описал лишь то, что мог сделать очевидным для его ощущений» («Теология»).
Аллегорическое толкование Библии.
Первичность материи, против Аристотеля: «Формы умирают, а материя пребывает такой же. Следовательно, она едина и бессмертна, а формы многочисленны, изменчивы, тленны, подвержены возникновению и гибели. Следовательно, материя в большей мере, нежели формы, обладает действительным бытием».
Однако сама материя пассивна, приводят ее в движение тепло и холод.
Описание слайда:
Отказ от следования авторитетам. Ощущения – источник знания. Отказ от следования авторитетам. Ощущения – источник знания. Учение о двух книгах – Природе и Писании. Между ними нет противоречия. «Ни устами Моисея, ни устами Давида не объяснял Господь строение мира». «Так как Моисей рассказывал свою историю грубому народу грубым языком, он описал лишь то, что мог сделать очевидным для его ощущений» («Теология»). Аллегорическое толкование Библии. Первичность материи, против Аристотеля: «Формы умирают, а материя пребывает такой же. Следовательно, она едина и бессмертна, а формы многочисленны, изменчивы, тленны, подвержены возникновению и гибели. Следовательно, материя в большей мере, нежели формы, обладает действительным бытием». Однако сама материя пассивна, приводят ее в движение тепло и холод.

Слайд 57





Природе свойственно ощущение. Весь мир «есть чувствующее животное, и все его части наслаждаются общей жизнью».
Природе свойственно ощущение. Весь мир «есть чувствующее животное, и все его части наслаждаются общей жизнью».
Поэтому в мире существует порядок.
«Все вещи обладают способностью к ощущению в такой мере, в какой это необходимо для их самосохранения, а потому одни – в большей, другие – в меньшей степени».
Прималитеты: «Весь мир и всякая его частица состоит из мощи, мудрости и любви». 
«Ведь всякое сущее есть постольку, поскольку обладает возможностью бытия... А то, что обладает возможностью бытия, осознает свое бытие: ибо если бы оно не ощущало самого себя, то и не любило бы свое бытие, и не стремилось бы избежать пагубного врага, и не следовало бы за другом, охраняющим его бытие, – как поистине поступают вещи. Знание же исходит из мощи: мы ведь не знаем того, чего не можем знать, и, напротив того, можем знать многое, чего реально еще не знаем... И все сущности испытывают всегда и повсюду любовь к себе самим».
Описание слайда:
Природе свойственно ощущение. Весь мир «есть чувствующее животное, и все его части наслаждаются общей жизнью». Природе свойственно ощущение. Весь мир «есть чувствующее животное, и все его части наслаждаются общей жизнью». Поэтому в мире существует порядок. «Все вещи обладают способностью к ощущению в такой мере, в какой это необходимо для их самосохранения, а потому одни – в большей, другие – в меньшей степени». Прималитеты: «Весь мир и всякая его частица состоит из мощи, мудрости и любви». «Ведь всякое сущее есть постольку, поскольку обладает возможностью бытия... А то, что обладает возможностью бытия, осознает свое бытие: ибо если бы оно не ощущало самого себя, то и не любило бы свое бытие, и не стремилось бы избежать пагубного врага, и не следовало бы за другом, охраняющим его бытие, – как поистине поступают вещи. Знание же исходит из мощи: мы ведь не знаем того, чего не можем знать, и, напротив того, можем знать многое, чего реально еще не знаем... И все сущности испытывают всегда и повсюду любовь к себе самим».

Слайд 58





Магия: «Естественная магия есть практическое искусство, использующее активные и пассивные силы вещей для достижения удивительных и необычных результатов, причины и способы осуществления которых неведомы толпе».
Магия: «Естественная магия есть практическое искусство, использующее активные и пассивные силы вещей для достижения удивительных и необычных результатов, причины и способы осуществления которых неведомы толпе».
«Маг взирает на лик небес не суеверно, но как физик, и производит удивительные действия, прилагая активные силы к пассивным». 
«Великий маг должен быть законодателем, который вводит вещи приятные и полезные всем, а немногих противящихся убеждает, что они хороши. Если ты прибавишь знание физики и астрологии, которые действуют и движут известными вещами в известных местах и в известное время, то достигнешь совершенства».
Описание слайда:
Магия: «Естественная магия есть практическое искусство, использующее активные и пассивные силы вещей для достижения удивительных и необычных результатов, причины и способы осуществления которых неведомы толпе». Магия: «Естественная магия есть практическое искусство, использующее активные и пассивные силы вещей для достижения удивительных и необычных результатов, причины и способы осуществления которых неведомы толпе». «Маг взирает на лик небес не суеверно, но как физик, и производит удивительные действия, прилагая активные силы к пассивным». «Великий маг должен быть законодателем, который вводит вещи приятные и полезные всем, а немногих противящихся убеждает, что они хороши. Если ты прибавишь знание физики и астрологии, которые действуют и движут известными вещами в известных местах и в известное время, то достигнешь совершенства».

Слайд 59





«Город Солнца» - утопия Кампанеллы.
«Город Солнца» - утопия Кампанеллы.
Это магический город, построенный так, чтобы уловить малейшее благодатное влияние звезд.
Во главе Города стоит Солнце (он же «Метафизик»). Он – глава «в светском и в духовном. По всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение». Верховного правителя никто не видит, и он  управляет всем без возможности оспорить его решение. 
Далее идут три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Под рукою Мощи все, что касается войны и подготовки к ней, а также спорт, гигиена и т.д. Мудрость заведует науками, ремеслами и обучением. Любовь наблюдает за всем, что касается пищи, одежды и половых сношений.
Обитатели Города «славят Птолемея и восхищаются Коперником» и не любят Аристотеля.
По приказу министра Мудрости внешние и внутренние стены зданий «расписаны превосходнейшею живописью». Темы этой монументальной живописи просветительские: портреты великих людей, планеты и звезды, виды растений и животных, деревьев и трав, виды минералов, разделы ремесел, сцены из истории и т.д. Это чтобы жители города учились непрестанно, глядя хотя бы на стены домов. 
В храмах единой естественной религии поклоняются Богу-природе, на алтарях вместо распятия – глобус.
Описание слайда:
«Город Солнца» - утопия Кампанеллы. «Город Солнца» - утопия Кампанеллы. Это магический город, построенный так, чтобы уловить малейшее благодатное влияние звезд. Во главе Города стоит Солнце (он же «Метафизик»). Он – глава «в светском и в духовном. По всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение». Верховного правителя никто не видит, и он управляет всем без возможности оспорить его решение. Далее идут три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Под рукою Мощи все, что касается войны и подготовки к ней, а также спорт, гигиена и т.д. Мудрость заведует науками, ремеслами и обучением. Любовь наблюдает за всем, что касается пищи, одежды и половых сношений. Обитатели Города «славят Птолемея и восхищаются Коперником» и не любят Аристотеля. По приказу министра Мудрости внешние и внутренние стены зданий «расписаны превосходнейшею живописью». Темы этой монументальной живописи просветительские: портреты великих людей, планеты и звезды, виды растений и животных, деревьев и трав, виды минералов, разделы ремесел, сцены из истории и т.д. Это чтобы жители города учились непрестанно, глядя хотя бы на стены домов. В храмах единой естественной религии поклоняются Богу-природе, на алтарях вместо распятия – глобус.

Слайд 60





В государстве все общее. Семья упразднена. Дети воспитываются государством.
В государстве все общее. Семья упразднена. Дети воспитываются государством.
Поскольку физическое строение и развитость отслеживаются, сношения людей назначаются сверху, по приказу министра Любви ради лучшего потомства. Все это контролирует астролог, знающий время для каждого дела и человека. «К совокуплению приступают только переварив пищу и помолившись Богу небесному. В спальнях стоят прекрасные статуи знаменитых мужей, которые женщины созерцают и потом, глядя в окна на небо, молят Бога о даровании им достойного потомства. Они спят в отдельных комнатах до самого часа совокупления. Тогда встает начальница и отворяет обе двери». 
Одежда мужчин и женщин почти одинакова и приспособлена для военного дела. Жители всюду на виду. В палестре, в поле, в спальне, в классе за ними постоянно следят поставленные люди.
Описание слайда:
В государстве все общее. Семья упразднена. Дети воспитываются государством. В государстве все общее. Семья упразднена. Дети воспитываются государством. Поскольку физическое строение и развитость отслеживаются, сношения людей назначаются сверху, по приказу министра Любви ради лучшего потомства. Все это контролирует астролог, знающий время для каждого дела и человека. «К совокуплению приступают только переварив пищу и помолившись Богу небесному. В спальнях стоят прекрасные статуи знаменитых мужей, которые женщины созерцают и потом, глядя в окна на небо, молят Бога о даровании им достойного потомства. Они спят в отдельных комнатах до самого часа совокупления. Тогда встает начальница и отворяет обе двери». Одежда мужчин и женщин почти одинакова и приспособлена для военного дела. Жители всюду на виду. В палестре, в поле, в спальне, в классе за ними постоянно следят поставленные люди.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию