🗊Презентация Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9)

Категория: Физика
Нажмите для полного просмотра!
Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №1Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №2Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №3Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №4Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №5Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №6Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №7Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №8Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №9Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №10Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №11Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №12Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №13Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №14Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №15Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №16Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №17Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №18Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №19Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №20Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №21Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №22Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №23Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №24Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №25Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №26Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №27Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №28Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №29Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №30Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №31Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №32Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №33Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №34Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №35Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №36Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №37Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №38Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №39

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9). Доклад-сообщение содержит 39 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Философские проблемы науки и техники 

Лекция 9
Описание слайда:
Философские проблемы науки и техники Лекция 9

Слайд 2


Философские проблемы науки и техники. Теоретическое познание. (Лекция 9), слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





    Теоретическое познание
    Теоретическое познание

     Эмпирический уровень: операции с объективной реальностью,  его осмысление и интерпретация. Устанавливает связи теоретического мира с реальностью

     Теоретический уровень: создает теоретический мир и оперирует с теоретическими конструктами
Описание слайда:
Теоретическое познание Теоретическое познание Эмпирический уровень: операции с объективной реальностью, его осмысление и интерпретация. Устанавливает связи теоретического мира с реальностью Теоретический уровень: создает теоретический мир и оперирует с теоретическими конструктами

Слайд 4





Анализ структуры теории обнаружил, что существуют два уровня теоретических схем  и соответственно этому два уровня организации теоретических знаний, необходимо посмотреть на генезис теории соответственно этим уровням:
Анализ структуры теории обнаружил, что существуют два уровня теоретических схем  и соответственно этому два уровня организации теоретических знаний, необходимо посмотреть на генезис теории соответственно этим уровням:
Формирование частных теоретических схем (до их включения в развитую теорию)
Становление развитой теории.
Описание слайда:
Анализ структуры теории обнаружил, что существуют два уровня теоретических схем и соответственно этому два уровня организации теоретических знаний, необходимо посмотреть на генезис теории соответственно этим уровням: Анализ структуры теории обнаружил, что существуют два уровня теоретических схем и соответственно этому два уровня организации теоретических знаний, необходимо посмотреть на генезис теории соответственно этим уровням: Формирование частных теоретических схем (до их включения в развитую теорию) Становление развитой теории.

Слайд 5





Наука в момент своего возникновения начинает исследовать соответствующую предметную область, не имея средств и возможностей создавать конкретные теоретические схемы для ее объяснения. 
Наука в момент своего возникновения начинает исследовать соответствующую предметную область, не имея средств и возможностей создавать конкретные теоретические схемы для ее объяснения. 
В таких ситуациях наука изучает свою область эмпирическими методами, накапливая необходимые опытные факты. 
Принципы картины мира, предшествующей теоретическим схемам, ставят задачи исследованию, целенаправляя наблюдения и  эксперименты и давая им объяснения
Описание слайда:
Наука в момент своего возникновения начинает исследовать соответствующую предметную область, не имея средств и возможностей создавать конкретные теоретические схемы для ее объяснения. Наука в момент своего возникновения начинает исследовать соответствующую предметную область, не имея средств и возможностей создавать конкретные теоретические схемы для ее объяснения. В таких ситуациях наука изучает свою область эмпирическими методами, накапливая необходимые опытные факты. Принципы картины мира, предшествующей теоретическим схемам, ставят задачи исследованию, целенаправляя наблюдения и эксперименты и давая им объяснения

Слайд 6





 Поскольку картина мира принадлежит к слою теоретических знаний, она обладает объяснительными или предсказательными функциями. 
 Поскольку картина мира принадлежит к слою теоретических знаний, она обладает объяснительными или предсказательными функциями. 
По этому признаку ее иногда называют теорией. Но в этом случае «теория» используется как эквивалент термина «теоретическое знание».
В методологии принято различать «картину мира», которая описывается в системе теоретических принципов, и конкретные теории, включающие в свой состав теоретические схемы и соответствующие им формулировки законов.
Описание слайда:
Поскольку картина мира принадлежит к слою теоретических знаний, она обладает объяснительными или предсказательными функциями. Поскольку картина мира принадлежит к слою теоретических знаний, она обладает объяснительными или предсказательными функциями. По этому признаку ее иногда называют теорией. Но в этом случае «теория» используется как эквивалент термина «теоретическое знание». В методологии принято различать «картину мира», которая описывается в системе теоретических принципов, и конкретные теории, включающие в свой состав теоретические схемы и соответствующие им формулировки законов.

Слайд 7





Ситуация непосредственного взаимодействия научной картины мира и опытных данных может реализовываться в двух вариантах:
Ситуация непосредственного взаимодействия научной картины мира и опытных данных может реализовываться в двух вариантах:
На этапе становления новой области научного знания
В теоретически развитых дисциплинах при эмпирическом обнаружении и исследовании принципиально новых явлений, которые не вписываются в уже имеющиеся теории.
Описание слайда:
Ситуация непосредственного взаимодействия научной картины мира и опытных данных может реализовываться в двух вариантах: Ситуация непосредственного взаимодействия научной картины мира и опытных данных может реализовываться в двух вариантах: На этапе становления новой области научного знания В теоретически развитых дисциплинах при эмпирическом обнаружении и исследовании принципиально новых явлений, которые не вписываются в уже имеющиеся теории.

Слайд 8





На этом этапе картина мира и эмпирические факты: стадия накопления эмпирического материала об исследуемых объектах, эмпирическое исследование целенаправленно сложившимися идеалами науки и формирующейся специальной научной картиной мира (картиной исследуемой реальности), которая образует специфический слой теоретических представлений, обеспечивающих постановку задач эмпирического исследования, видение ситуаций наблюдения и эксперимента  интерпретацию их результатов
На этом этапе картина мира и эмпирические факты: стадия накопления эмпирического материала об исследуемых объектах, эмпирическое исследование целенаправленно сложившимися идеалами науки и формирующейся специальной научной картиной мира (картиной исследуемой реальности), которая образует специфический слой теоретических представлений, обеспечивающих постановку задач эмпирического исследования, видение ситуаций наблюдения и эксперимента  интерпретацию их результатов
Описание слайда:
На этом этапе картина мира и эмпирические факты: стадия накопления эмпирического материала об исследуемых объектах, эмпирическое исследование целенаправленно сложившимися идеалами науки и формирующейся специальной научной картиной мира (картиной исследуемой реальности), которая образует специфический слой теоретических представлений, обеспечивающих постановку задач эмпирического исследования, видение ситуаций наблюдения и эксперимента интерпретацию их результатов На этом этапе картина мира и эмпирические факты: стадия накопления эмпирического материала об исследуемых объектах, эмпирическое исследование целенаправленно сложившимися идеалами науки и формирующейся специальной научной картиной мира (картиной исследуемой реальности), которая образует специфический слой теоретических представлений, обеспечивающих постановку задач эмпирического исследования, видение ситуаций наблюдения и эксперимента интерпретацию их результатов

Слайд 9





Специальные картины мира как особая форма теоретических знаний является продуктом длительного исторического развития науки.
Специальные картины мира как особая форма теоретических знаний является продуктом длительного исторического развития науки.
Они возникли в качестве относительно самостоятельных фрагментов общенаучной картины мира на этапе формирования дисциплинарно организованной науки (конец XVIII – первая половина  XIX вв.).
Описание слайда:
Специальные картины мира как особая форма теоретических знаний является продуктом длительного исторического развития науки. Специальные картины мира как особая форма теоретических знаний является продуктом длительного исторического развития науки. Они возникли в качестве относительно самостоятельных фрагментов общенаучной картины мира на этапе формирования дисциплинарно организованной науки (конец XVIII – первая половина XIX вв.).

Слайд 10





Наука может быть разделена на
Додисциплинарную науку XVII в.
Дисциплинарно организованную науку XIX- первая половина XX
Современную, с усилением междисциплинарных связей.
Описание слайда:
Наука может быть разделена на Додисциплинарную науку XVII в. Дисциплинарно организованную науку XIX- первая половина XX Современную, с усилением междисциплинарных связей.

Слайд 11





Первая из наук, которая сформировала целостную картину мира, опирающуюся на результаты экспериментальных исследований, была физика. В своих зародышевых формах возникающая физическая картина мира содержала множество натурфилософских наслоений, но даже в этой форме она целенаправляла процесс эмпирических исследований и накопления новых фактов. 
Первая из наук, которая сформировала целостную картину мира, опирающуюся на результаты экспериментальных исследований, была физика. В своих зародышевых формах возникающая физическая картина мира содержала множество натурфилософских наслоений, но даже в этой форме она целенаправляла процесс эмпирических исследований и накопления новых фактов. 
В качестве характерного приема такого взаимодействия можно указать на эксперименты Гильберта [1600 г.] (стр. 9).
Описание слайда:
Первая из наук, которая сформировала целостную картину мира, опирающуюся на результаты экспериментальных исследований, была физика. В своих зародышевых формах возникающая физическая картина мира содержала множество натурфилософских наслоений, но даже в этой форме она целенаправляла процесс эмпирических исследований и накопления новых фактов. Первая из наук, которая сформировала целостную картину мира, опирающуюся на результаты экспериментальных исследований, была физика. В своих зародышевых формах возникающая физическая картина мира содержала множество натурфилософских наслоений, но даже в этой форме она целенаправляла процесс эмпирических исследований и накопления новых фактов. В качестве характерного приема такого взаимодействия можно указать на эксперименты Гильберта [1600 г.] (стр. 9).

Слайд 12





Такая трактовка, выводимая из экспериментов с магнитами, радикально меняла представление о природе сил. 
Такая трактовка, выводимая из экспериментов с магнитами, радикально меняла представление о природе сил. 
В то время силу рассматривали как результат соприкосновения тел (сила давления одного груза на другой, сила удара). 
Новая трактовка была преддверием будущих представлений механической картины мира, в которой передача сил на расстоянии рассматривалась как источник изменений в состоянии движения тел.
Описание слайда:
Такая трактовка, выводимая из экспериментов с магнитами, радикально меняла представление о природе сил. Такая трактовка, выводимая из экспериментов с магнитами, радикально меняла представление о природе сил. В то время силу рассматривали как результат соприкосновения тел (сила давления одного груза на другой, сила удара). Новая трактовка была преддверием будущих представлений механической картины мира, в которой передача сил на расстоянии рассматривалась как источник изменений в состоянии движения тел.

Слайд 13





Пройдя длительный этап развития, картина мира очищается от натурфилософских наслоений и превращается в специальную картину мира, конструкты которой (в отличие от натурфилософских схем) выводятся по признакам, имеющим опытное обоснование. 
Пройдя длительный этап развития, картина мира очищается от натурфилософских наслоений и превращается в специальную картину мира, конструкты которой (в отличие от натурфилософских схем) выводятся по признакам, имеющим опытное обоснование.
Описание слайда:
Пройдя длительный этап развития, картина мира очищается от натурфилософских наслоений и превращается в специальную картину мира, конструкты которой (в отличие от натурфилософских схем) выводятся по признакам, имеющим опытное обоснование. Пройдя длительный этап развития, картина мира очищается от натурфилософских наслоений и превращается в специальную картину мира, конструкты которой (в отличие от натурфилософских схем) выводятся по признакам, имеющим опытное обоснование.

Слайд 14





Физика первой осуществила такую эволюцию. 
Физика первой осуществила такую эволюцию. 
В конце XVI-первой половине XVII вв. она перестроила натурфилософскую схему мира, господствующую в физике средневековья и создала научную картину физической реальности – механическую картину мира. 
В ее становлении решающую роль сыграли новые мировоззренческие идеи и новые идеалы познавательной деятельности, сложившиеся в XV- XVII вв.
Описание слайда:
Физика первой осуществила такую эволюцию. Физика первой осуществила такую эволюцию. В конце XVI-первой половине XVII вв. она перестроила натурфилософскую схему мира, господствующую в физике средневековья и создала научную картину физической реальности – механическую картину мира. В ее становлении решающую роль сыграли новые мировоззренческие идеи и новые идеалы познавательной деятельности, сложившиеся в XV- XVII вв.

Слайд 15





Осмысленные в философии, они предстали в форме принципов, которые обеспечили новое видение накопленных предшествующим познанием и практикой фактов об исследуемых в физике процессах и позволили создать новую систему представлений об этих процессах. 
Осмысленные в философии, они предстали в форме принципов, которые обеспечили новое видение накопленных предшествующим познанием и практикой фактов об исследуемых в физике процессах и позволили создать новую систему представлений об этих процессах.
Описание слайда:
Осмысленные в философии, они предстали в форме принципов, которые обеспечили новое видение накопленных предшествующим познанием и практикой фактов об исследуемых в физике процессах и позволили создать новую систему представлений об этих процессах. Осмысленные в философии, они предстали в форме принципов, которые обеспечили новое видение накопленных предшествующим познанием и практикой фактов об исследуемых в физике процессах и позволили создать новую систему представлений об этих процессах.

Слайд 16





Важнейшую роль в построении механической картины мира сыграли: принцип материального единства мира, исключающий средневековое деление на две физики: физику небесную и физику земную, принцип причинности и закономерности природных процессов, принципы экспериментального обоснования знания и установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием ее законов на языке математики. 
Важнейшую роль в построении механической картины мира сыграли: принцип материального единства мира, исключающий средневековое деление на две физики: физику небесную и физику земную, принцип причинности и закономерности природных процессов, принципы экспериментального обоснования знания и установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием ее законов на языке математики. 
Обеспечив построение механической картины мира, эти принципы превратились в ее философское обоснование.
Описание слайда:
Важнейшую роль в построении механической картины мира сыграли: принцип материального единства мира, исключающий средневековое деление на две физики: физику небесную и физику земную, принцип причинности и закономерности природных процессов, принципы экспериментального обоснования знания и установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием ее законов на языке математики. Важнейшую роль в построении механической картины мира сыграли: принцип материального единства мира, исключающий средневековое деление на две физики: физику небесную и физику земную, принцип причинности и закономерности природных процессов, принципы экспериментального обоснования знания и установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием ее законов на языке математики. Обеспечив построение механической картины мира, эти принципы превратились в ее философское обоснование.

Слайд 17





Специальные картины мира, возникавшие в других областях естествознания, испытывали воздействие физической картины мира как лидера естествознания и, в свою очередь, оказывали на физику активное обратное воздействие.  
Специальные картины мира, возникавшие в других областях естествознания, испытывали воздействие физической картины мира как лидера естествознания и, в свою очередь, оказывали на физику активное обратное воздействие.  
В самой физике построение каждой новой картины мира происходило не путем выдвижения натурфилософских схем с их последующей адаптацией к опыту, а путем преобразования уже сложившихся физических картин мира, конструкты которых активно использовались в последующем теоретическом синтезе (перенос представлений об абсолютном пространстве и времени из механической в электродинамическую картину мира конца XIX в.).
Описание слайда:
Специальные картины мира, возникавшие в других областях естествознания, испытывали воздействие физической картины мира как лидера естествознания и, в свою очередь, оказывали на физику активное обратное воздействие. Специальные картины мира, возникавшие в других областях естествознания, испытывали воздействие физической картины мира как лидера естествознания и, в свою очередь, оказывали на физику активное обратное воздействие. В самой физике построение каждой новой картины мира происходило не путем выдвижения натурфилософских схем с их последующей адаптацией к опыту, а путем преобразования уже сложившихся физических картин мира, конструкты которых активно использовались в последующем теоретическом синтезе (перенос представлений об абсолютном пространстве и времени из механической в электродинамическую картину мира конца XIX в.).

Слайд 18





Весьма показательным примером может служить экспериментальное открытие  катодных лучей (XIX в.) и изучение их основных свойств. (с. 22).
Весьма показательным примером может служить экспериментальное открытие  катодных лучей (XIX в.) и изучение их основных свойств. (с. 22).
Описание слайда:
Весьма показательным примером может служить экспериментальное открытие катодных лучей (XIX в.) и изучение их основных свойств. (с. 22). Весьма показательным примером может служить экспериментальное открытие катодных лучей (XIX в.) и изучение их основных свойств. (с. 22).

Слайд 19





Важно, что в обоих случаях первичная гипотеза, в соответствии с которой выдвигалась основная задача экспериментальных исследований, была генерирована физической картиной мира.
Важно, что в обоих случаях первичная гипотеза, в соответствии с которой выдвигалась основная задача экспериментальных исследований, была генерирована физической картиной мира.
Роль картины исследуемой реальности в интерпретации фактов и постановке задач эмпирического исследования может быть обнаружена на примере теории флогистона. (с. 32).
Описание слайда:
Важно, что в обоих случаях первичная гипотеза, в соответствии с которой выдвигалась основная задача экспериментальных исследований, была генерирована физической картиной мира. Важно, что в обоих случаях первичная гипотеза, в соответствии с которой выдвигалась основная задача экспериментальных исследований, была генерирована физической картиной мира. Роль картины исследуемой реальности в интерпретации фактов и постановке задач эмпирического исследования может быть обнаружена на примере теории флогистона. (с. 32).

Слайд 20





Для возникновения и развития науки универсальным является связь  познавательной ситуации с функционированием специальных научных картин мира (картин исследуемой реальности), в качестве исследовательских программ, непосредственно регулирующих эмпирический поиск и развивающихся под влиянием эмпирических фактов.
Для возникновения и развития науки универсальным является связь  познавательной ситуации с функционированием специальных научных картин мира (картин исследуемой реальности), в качестве исследовательских программ, непосредственно регулирующих эмпирический поиск и развивающихся под влиянием эмпирических фактов.
Описание слайда:
Для возникновения и развития науки универсальным является связь познавательной ситуации с функционированием специальных научных картин мира (картин исследуемой реальности), в качестве исследовательских программ, непосредственно регулирующих эмпирический поиск и развивающихся под влиянием эмпирических фактов. Для возникновения и развития науки универсальным является связь познавательной ситуации с функционированием специальных научных картин мира (картин исследуемой реальности), в качестве исследовательских программ, непосредственно регулирующих эмпирический поиск и развивающихся под влиянием эмпирических фактов.

Слайд 21





Главная особенность теоретических схем состоит в том, что они не являются результатом чисто индуктивного обобщения опыта.
Главная особенность теоретических схем состоит в том, что они не являются результатом чисто индуктивного обобщения опыта.
 Но анализ структуры научного знания показал, что теоретические схемы  должны репрезентировать существенные черты предметной стороны тех экспериментов и измерений, на которые опирается теория.
 Вначале теоретические схемы вводятся как гипотетические конструкции, но затем они адаптируются к определенной совокупности экспериментов и в этом процессе обосновываются как обобщение опыта.
Описание слайда:
Главная особенность теоретических схем состоит в том, что они не являются результатом чисто индуктивного обобщения опыта. Главная особенность теоретических схем состоит в том, что они не являются результатом чисто индуктивного обобщения опыта. Но анализ структуры научного знания показал, что теоретические схемы должны репрезентировать существенные черты предметной стороны тех экспериментов и измерений, на которые опирается теория. Вначале теоретические схемы вводятся как гипотетические конструкции, но затем они адаптируются к определенной совокупности экспериментов и в этом процессе обосновываются как обобщение опыта.

Слайд 22





В генезисе теории можно выделить две стадии формирования теоретических схем:
В генезисе теории можно выделить две стадии формирования теоретических схем:
Стадию их выдвижения как гипотез
Стадию их обоснования
Описание слайда:
В генезисе теории можно выделить две стадии формирования теоретических схем: В генезисе теории можно выделить две стадии формирования теоретических схем: Стадию их выдвижения как гипотез Стадию их обоснования

Слайд 23





В развитой науке теоретические схемы вначале  строятся  как теоретические модели. 
В развитой науке теоретические схемы вначале  строятся  как теоретические модели. 
Это построение осуществляется за счет использования абстрактных объектов, ранее сформированных в сфере теоретического знания и применяемых в качестве строительного материала новой модели.
Описание слайда:
В развитой науке теоретические схемы вначале строятся как теоретические модели. В развитой науке теоретические схемы вначале строятся как теоретические модели. Это построение осуществляется за счет использования абстрактных объектов, ранее сформированных в сфере теоретического знания и применяемых в качестве строительного материала новой модели.

Слайд 24





Только на ранних стадиях научного исследования, когда осуществляется переход от преимущественно эмпирического изучения объектов к их теоретическому освоению, конструкты теоретических  моделей создаются путем непосредственной систематизации опыта. 
Только на ранних стадиях научного исследования, когда осуществляется переход от преимущественно эмпирического изучения объектов к их теоретическому освоению, конструкты теоретических  моделей создаются путем непосредственной систематизации опыта.
Описание слайда:
Только на ранних стадиях научного исследования, когда осуществляется переход от преимущественно эмпирического изучения объектов к их теоретическому освоению, конструкты теоретических моделей создаются путем непосредственной систематизации опыта. Только на ранних стадиях научного исследования, когда осуществляется переход от преимущественно эмпирического изучения объектов к их теоретическому освоению, конструкты теоретических моделей создаются путем непосредственной систематизации опыта.

Слайд 25





Затем они используются в функции средств для построения новых теоретических моделей, и этот способ начинает доминировать в науке. 
Затем они используются в функции средств для построения новых теоретических моделей, и этот способ начинает доминировать в науке. 
Прежний метод теперь начинает использоваться,  когда наука сталкивается с объектами, для теоретического освоения которых еще не выработано достаточно средств.
Описание слайда:
Затем они используются в функции средств для построения новых теоретических моделей, и этот способ начинает доминировать в науке. Затем они используются в функции средств для построения новых теоретических моделей, и этот способ начинает доминировать в науке. Прежний метод теперь начинает использоваться, когда наука сталкивается с объектами, для теоретического освоения которых еще не выработано достаточно средств.

Слайд 26





Тогда объекты начинают изучаться экспериментальным путем и на этой основе постепенно формируются необходимые идеализации как средства для построения первых теоретических моделей в новой области исследования. 
Тогда объекты начинают изучаться экспериментальным путем и на этой основе постепенно формируются необходимые идеализации как средства для построения первых теоретических моделей в новой области исследования. 
Примером таких ситуаций могут  служить ранние стадии становления  теории электричества, когда физика формировала исходные понятия – «проводник», «изолятор», «электрический заряд», - и тем самым создавала условия для построения первых теоретических схем, объясняющих электрические явления.
Описание слайда:
Тогда объекты начинают изучаться экспериментальным путем и на этой основе постепенно формируются необходимые идеализации как средства для построения первых теоретических моделей в новой области исследования. Тогда объекты начинают изучаться экспериментальным путем и на этой основе постепенно формируются необходимые идеализации как средства для построения первых теоретических моделей в новой области исследования. Примером таких ситуаций могут служить ранние стадии становления теории электричества, когда физика формировала исходные понятия – «проводник», «изолятор», «электрический заряд», - и тем самым создавала условия для построения первых теоретических схем, объясняющих электрические явления.

Слайд 27





Большинство теоретических схем науки конструируются не за счет прямой схематизации опыта, а методом трансляции уже созданных абстрактных объектов.  (с. 42)
Большинство теоретических схем науки конструируются не за счет прямой схематизации опыта, а методом трансляции уже созданных абстрактных объектов.  (с. 42)
Описание слайда:
Большинство теоретических схем науки конструируются не за счет прямой схематизации опыта, а методом трансляции уже созданных абстрактных объектов. (с. 42) Большинство теоретических схем науки конструируются не за счет прямой схематизации опыта, а методом трансляции уже созданных абстрактных объектов. (с. 42)

Слайд 28





Наделение данных конструктов новыми принципами означало перестройку прежних абстрактных объектов, поскольку каждый из них определялся только как носитель некоторых жестко фиксированных признаков.
Наделение данных конструктов новыми принципами означало перестройку прежних абстрактных объектов, поскольку каждый из них определялся только как носитель некоторых жестко фиксированных признаков.
Так наука формировала первоначальный вариант схемы электромагнитной индукции.  Такие способы построения теоретических схем физика использует постоянно. (с. 47).
Описание слайда:
Наделение данных конструктов новыми принципами означало перестройку прежних абстрактных объектов, поскольку каждый из них определялся только как носитель некоторых жестко фиксированных признаков. Наделение данных конструктов новыми принципами означало перестройку прежних абстрактных объектов, поскольку каждый из них определялся только как носитель некоторых жестко фиксированных признаков. Так наука формировала первоначальный вариант схемы электромагнитной индукции. Такие способы построения теоретических схем физика использует постоянно. (с. 47).

Слайд 29





Таким образом, в развитых формах научного исследования теоретическая схема создается путем соединения в новой»сетке» связей абстрактных объектов, почерпнутых из других областей знания.  
Таким образом, в развитых формах научного исследования теоретическая схема создается путем соединения в новой»сетке» связей абстрактных объектов, почерпнутых из других областей знания.  
Как исследователь выбирает элементы уже созданных в науке теоретических схем для использования при построении новой  модели, и в какие отношения погружают эти элементы.
Описание слайда:
Таким образом, в развитых формах научного исследования теоретическая схема создается путем соединения в новой»сетке» связей абстрактных объектов, почерпнутых из других областей знания. Таким образом, в развитых формах научного исследования теоретическая схема создается путем соединения в новой»сетке» связей абстрактных объектов, почерпнутых из других областей знания. Как исследователь выбирает элементы уже созданных в науке теоретических схем для использования при построении новой модели, и в какие отношения погружают эти элементы.

Слайд 30





На первый взгляд кажется, что исследователя в выборе абстрактных объектов целиком ориентируют те эксперименты, которые должны быть объяснены посредством новой модели. 
На первый взгляд кажется, что исследователя в выборе абстрактных объектов целиком ориентируют те эксперименты, которые должны быть объяснены посредством новой модели. 
Так, в случае планетарной модели атома сами результаты эксперимента (обнаружение того, что α-частица, проходящая через атом вещества рассеиваются на большие углы). (с. 50-55).
Описание слайда:
На первый взгляд кажется, что исследователя в выборе абстрактных объектов целиком ориентируют те эксперименты, которые должны быть объяснены посредством новой модели. На первый взгляд кажется, что исследователя в выборе абстрактных объектов целиком ориентируют те эксперименты, которые должны быть объяснены посредством новой модели. Так, в случае планетарной модели атома сами результаты эксперимента (обнаружение того, что α-частица, проходящая через атом вещества рассеиваются на большие углы). (с. 50-55).

Слайд 31





Каждая из выдвигаемых в науке физических картин мира проходила длительную эволюцию, изменяясь под воздействием новых результатов теории и эксперимента, которые она генерировала.
Каждая из выдвигаемых в науке физических картин мира проходила длительную эволюцию, изменяясь под воздействием новых результатов теории и эксперимента, которые она генерировала.
Описание слайда:
Каждая из выдвигаемых в науке физических картин мира проходила длительную эволюцию, изменяясь под воздействием новых результатов теории и эксперимента, которые она генерировала. Каждая из выдвигаемых в науке физических картин мира проходила длительную эволюцию, изменяясь под воздействием новых результатов теории и эксперимента, которые она генерировала.

Слайд 32





Исследователи, приступая к решению тех или иных задач, уже самим их выбором неявно выбирают и картину мира.  
Исследователи, приступая к решению тех или иных задач, уже самим их выбором неявно выбирают и картину мира.  
Выбор парадигмы определяет выбор научных проблем, различие в картинах мира, принятых разными научными направлениями, способно определять и различие в выдвигаемых ими проблемах.
Описание слайда:
Исследователи, приступая к решению тех или иных задач, уже самим их выбором неявно выбирают и картину мира. Исследователи, приступая к решению тех или иных задач, уже самим их выбором неявно выбирают и картину мира. Выбор парадигмы определяет выбор научных проблем, различие в картинах мира, принятых разными научными направлениями, способно определять и различие в выдвигаемых ими проблемах.

Слайд 33





Иногда для конструирования новых теоретических схем на стадии их формирования в качестве гипотезы исследователь использует  уже сложившуюся в науке картину мира, но часто при создании новых теорий приходится вносить изменения в ранее сложившиеся картины физической реальности. 
Иногда для конструирования новых теоретических схем на стадии их формирования в качестве гипотезы исследователь использует  уже сложившуюся в науке картину мира, но часто при создании новых теорий приходится вносить изменения в ранее сложившиеся картины физической реальности. 
И опираясь на перестроенную картину, выдвигать новые гипотетические модели объяснения явлений. (с.77)
Описание слайда:
Иногда для конструирования новых теоретических схем на стадии их формирования в качестве гипотезы исследователь использует уже сложившуюся в науке картину мира, но часто при создании новых теорий приходится вносить изменения в ранее сложившиеся картины физической реальности. Иногда для конструирования новых теоретических схем на стадии их формирования в качестве гипотезы исследователь использует уже сложившуюся в науке картину мира, но часто при создании новых теорий приходится вносить изменения в ранее сложившиеся картины физической реальности. И опираясь на перестроенную картину, выдвигать новые гипотетические модели объяснения явлений. (с.77)

Слайд 34





Функция предварительной картины мира на начальной стадии исследования – целенаправлять построение гипотетических моделей, показывая, из каких областей уже сложившегося знания брать абстрактные объекты и структуру, в которую они должны быть погружены.
Функция предварительной картины мира на начальной стадии исследования – целенаправлять построение гипотетических моделей, показывая, из каких областей уже сложившегося знания брать абстрактные объекты и структуру, в которую они должны быть погружены.
Описание слайда:
Функция предварительной картины мира на начальной стадии исследования – целенаправлять построение гипотетических моделей, показывая, из каких областей уже сложившегося знания брать абстрактные объекты и структуру, в которую они должны быть погружены. Функция предварительной картины мира на начальной стадии исследования – целенаправлять построение гипотетических моделей, показывая, из каких областей уже сложившегося знания брать абстрактные объекты и структуру, в которую они должны быть погружены.

Слайд 35





Л.И.Мандельштам «Классическая физика большей частью шла так, что установление связи математических дисциплин с реальными вещами предшествовало уравнениям, т.е. установлению законов.
Л.И.Мандельштам «Классическая физика большей частью шла так, что установление связи математических дисциплин с реальными вещами предшествовало уравнениям, т.е. установлению законов.
 Причем нахождение уравнений составляло главную задачу, ибо содержание величин заранее предполагалось ясным  и для них искали уравнения. Современная теоретическая физика, не скажу – сознательно, но исторически так оно и было, пошла по иному пути. Это случилось само собой.
 Теперь, прежде всего, стараются угадать математический аппарат, оперирующий величинами, о которых или о части которых заранее вообще не ясно, что они обозначают».
Описание слайда:
Л.И.Мандельштам «Классическая физика большей частью шла так, что установление связи математических дисциплин с реальными вещами предшествовало уравнениям, т.е. установлению законов. Л.И.Мандельштам «Классическая физика большей частью шла так, что установление связи математических дисциплин с реальными вещами предшествовало уравнениям, т.е. установлению законов. Причем нахождение уравнений составляло главную задачу, ибо содержание величин заранее предполагалось ясным и для них искали уравнения. Современная теоретическая физика, не скажу – сознательно, но исторически так оно и было, пошла по иному пути. Это случилось само собой. Теперь, прежде всего, стараются угадать математический аппарат, оперирующий величинами, о которых или о части которых заранее вообще не ясно, что они обозначают».

Слайд 36





Этот способ исследований, который стал доминирующим в физике ХХ века, был связан с широким применением метода, известного как метод математической гипотезы или математической экстраполяции. 
Этот способ исследований, который стал доминирующим в физике ХХ века, был связан с широким применением метода, известного как метод математической гипотезы или математической экстраполяции. 
Для отыскания  законов новой области явлений берут математические выражения для законов близлежащей области, которые затем трансформируются и обобщаются так, чтобы получить новые соотношения между физическими величинами. Полученные соотношения рассматривают в качестве гипотетических уравнений, описывающих новые физические процессы.
Описание слайда:
Этот способ исследований, который стал доминирующим в физике ХХ века, был связан с широким применением метода, известного как метод математической гипотезы или математической экстраполяции. Этот способ исследований, который стал доминирующим в физике ХХ века, был связан с широким применением метода, известного как метод математической гипотезы или математической экстраполяции. Для отыскания законов новой области явлений берут математические выражения для законов близлежащей области, которые затем трансформируются и обобщаются так, чтобы получить новые соотношения между физическими величинами. Полученные соотношения рассматривают в качестве гипотетических уравнений, описывающих новые физические процессы.

Слайд 37





Указанные уравнения после соответствующей опытной проверки либо приобретают статус теоретических законов, либо отвергаются как несоответствующие опыту. 
Указанные уравнения после соответствующей опытной проверки либо приобретают статус теоретических законов, либо отвергаются как несоответствующие опыту. 
Неклассическая теория начинает создаваться с верхних этажей – поисков математического аппарата. И только после нахождения уравнений теории, начинается этап их интерпретации и эмпирического обоснования.
Описание слайда:
Указанные уравнения после соответствующей опытной проверки либо приобретают статус теоретических законов, либо отвергаются как несоответствующие опыту. Указанные уравнения после соответствующей опытной проверки либо приобретают статус теоретических законов, либо отвергаются как несоответствующие опыту. Неклассическая теория начинает создаваться с верхних этажей – поисков математического аппарата. И только после нахождения уравнений теории, начинается этап их интерпретации и эмпирического обоснования.

Слайд 38





С.И.Вавилов: специфика математической гипотезы как метода современного физического исследования состоит не столько в том, что при создании теории перебрасываются математические средств из одной области в другую (это метод в физике был и раньше), сколько в особенностях самой такой переброски на современном этапе. 
С.И.Вавилов: специфика математической гипотезы как метода современного физического исследования состоит не столько в том, что при создании теории перебрасываются математические средств из одной области в другую (это метод в физике был и раньше), сколько в особенностях самой такой переброски на современном этапе. 
Математическая экстраполяция в ее современном варианте возникла потому, что наглядные образы, которые служили опорой для создания математического формализма в классической физике, потеряли целостный и наглядный характер.
Описание слайда:
С.И.Вавилов: специфика математической гипотезы как метода современного физического исследования состоит не столько в том, что при создании теории перебрасываются математические средств из одной области в другую (это метод в физике был и раньше), сколько в особенностях самой такой переброски на современном этапе. С.И.Вавилов: специфика математической гипотезы как метода современного физического исследования состоит не столько в том, что при создании теории перебрасываются математические средств из одной области в другую (это метод в физике был и раньше), сколько в особенностях самой такой переброски на современном этапе. Математическая экстраполяция в ее современном варианте возникла потому, что наглядные образы, которые служили опорой для создания математического формализма в классической физике, потеряли целостный и наглядный характер.

Слайд 39





Картина мира, принятая  в современной физике, изображает специфические черты микрообъектов посредством двух дополнительных представлений – корпускулярного и волнового. 
Картина мира, принятая  в современной физике, изображает специфические черты микрообъектов посредством двух дополнительных представлений – корпускулярного и волнового. 
Поэтому невозможно выработать единую наглядную модель физической  реальности как предварительную основу для развития теории,  происходит перенос центра тяжести на математическую работу, связанную с реконструкцией уравнений, «навеянных» теми или иными аналоговыми образами.
Описание слайда:
Картина мира, принятая в современной физике, изображает специфические черты микрообъектов посредством двух дополнительных представлений – корпускулярного и волнового. Картина мира, принятая в современной физике, изображает специфические черты микрообъектов посредством двух дополнительных представлений – корпускулярного и волнового. Поэтому невозможно выработать единую наглядную модель физической реальности как предварительную основу для развития теории, происходит перенос центра тяжести на математическую работу, связанную с реконструкцией уравнений, «навеянных» теми или иными аналоговыми образами.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию