🗊Презентация Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4)

Категория: Физика
Нажмите для полного просмотра!
Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №1Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №2Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №3Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №4Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №5Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №6Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №7Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №8Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №9Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №10Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №11Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №12Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №13Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №14Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №15Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №16Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №17Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №18Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №19Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4), слайд №20

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Философские проблемы науки и техники. Типы рациональности. Классическая рациональность. (Лекции 3-4). Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





 Философские проблемы науки и техники
После 3-4 лекции.  Типы рациональности: классическая рациональность
Описание слайда:
Философские проблемы науки и техники После 3-4 лекции. Типы рациональности: классическая рациональность

Слайд 2





Генри Поупкин: Почему Ньютон, этот блестящий богослов,  вообще решил посвятить себя еще и естественным наукам (естественной для того времени была интерференция научных задач). 
Генри Поупкин: Почему Ньютон, этот блестящий богослов,  вообще решил посвятить себя еще и естественным наукам (естественной для того времени была интерференция научных задач). 
Тогда эти области лежали рядом. Генеалогия объективной реальности – онтологического a priori – новоевропейской картины мира.
Описание слайда:
Генри Поупкин: Почему Ньютон, этот блестящий богослов, вообще решил посвятить себя еще и естественным наукам (естественной для того времени была интерференция научных задач). Генри Поупкин: Почему Ньютон, этот блестящий богослов, вообще решил посвятить себя еще и естественным наукам (естественной для того времени была интерференция научных задач). Тогда эти области лежали рядом. Генеалогия объективной реальности – онтологического a priori – новоевропейской картины мира.

Слайд 3





 Принцип объективности – эпистемологический коррелят объективной реальности сформировался в раннем новом времени. 
 Принцип объективности – эпистемологический коррелят объективной реальности сформировался в раннем новом времени. 
Апелляция к «непосредственной очевидности» и «простоте» как базовым принципам исследования природы лежит в основе парадигматического для естественнонаучного мышления Нового времени представления о научном исследовании как тавтологии действительности. 
Эти же тавтологии используются Ньютоном и при толковании Священного Писания.
Описание слайда:
Принцип объективности – эпистемологический коррелят объективной реальности сформировался в раннем новом времени. Принцип объективности – эпистемологический коррелят объективной реальности сформировался в раннем новом времени. Апелляция к «непосредственной очевидности» и «простоте» как базовым принципам исследования природы лежит в основе парадигматического для естественнонаучного мышления Нового времени представления о научном исследовании как тавтологии действительности. Эти же тавтологии используются Ньютоном и при толковании Священного Писания.

Слайд 4





Дильтей – движение европейского мышления от средневековой метафизической установки к объективистской и натуралистической. Эпоха научной революции как инверсия (перестановка, отрицание с заменой), и тогда естественные науки устанавливают монополию на точность и достоверность.  
Дильтей – движение европейского мышления от средневековой метафизической установки к объективистской и натуралистической. Эпоха научной революции как инверсия (перестановка, отрицание с заменой), и тогда естественные науки устанавливают монополию на точность и достоверность.  
Фуко: «текстуальная природа» физического мира как параметра ренессансной эпистемы, когда дискурсивная и природная реальность образуют нерасторжимое единство. 
В ренессансную эпоху предмет естественнонаучного исследования включается в сложную систему связей и симпатических аналогий.  Отказ от символики и эмблематики привел к появлению нового языка, имманентного самому физическому миру. Изменяется способ проговаривания и способ прочитывания
Описание слайда:
Дильтей – движение европейского мышления от средневековой метафизической установки к объективистской и натуралистической. Эпоха научной революции как инверсия (перестановка, отрицание с заменой), и тогда естественные науки устанавливают монополию на точность и достоверность. Дильтей – движение европейского мышления от средневековой метафизической установки к объективистской и натуралистической. Эпоха научной революции как инверсия (перестановка, отрицание с заменой), и тогда естественные науки устанавливают монополию на точность и достоверность. Фуко: «текстуальная природа» физического мира как параметра ренессансной эпистемы, когда дискурсивная и природная реальность образуют нерасторжимое единство. В ренессансную эпоху предмет естественнонаучного исследования включается в сложную систему связей и симпатических аналогий. Отказ от символики и эмблематики привел к появлению нового языка, имманентного самому физическому миру. Изменяется способ проговаривания и способ прочитывания

Слайд 5





Ньютон противопоставляет экспериментальную верификацию фактов генетическому методу Декарта: применение математического метода к экспериментальным данным – формула достоверности. 
Ньютон противопоставляет экспериментальную верификацию фактов генетическому методу Декарта: применение математического метода к экспериментальным данным – формула достоверности. 
Ньютон – «В физике мы по необходимости имеем дело только с телами, она совершенно лишена исторического содержания. 
Если ставить целью раскрыть ее теологическое содержание, то окажется, что предметом богословия для физики является способы присутствия Бога в природном мире, и свойства этого мира, сотворенного Богом.
Описание слайда:
Ньютон противопоставляет экспериментальную верификацию фактов генетическому методу Декарта: применение математического метода к экспериментальным данным – формула достоверности. Ньютон противопоставляет экспериментальную верификацию фактов генетическому методу Декарта: применение математического метода к экспериментальным данным – формула достоверности. Ньютон – «В физике мы по необходимости имеем дело только с телами, она совершенно лишена исторического содержания. Если ставить целью раскрыть ее теологическое содержание, то окажется, что предметом богословия для физики является способы присутствия Бога в природном мире, и свойства этого мира, сотворенного Богом.

Слайд 6





Присутствие рационального содержания в исследуемом объекте, одномерность и гомогенность предмета науки и возможности беспроблемной формализации полученного знания восприняты из кальвинизма – обращение с объективным миром как с текстом, основаны на интуиции и герменевтической прозрачности мира (текста) 
Присутствие рационального содержания в исследуемом объекте, одномерность и гомогенность предмета науки и возможности беспроблемной формализации полученного знания восприняты из кальвинизма – обращение с объективным миром как с текстом, основаны на интуиции и герменевтической прозрачности мира (текста)
Описание слайда:
Присутствие рационального содержания в исследуемом объекте, одномерность и гомогенность предмета науки и возможности беспроблемной формализации полученного знания восприняты из кальвинизма – обращение с объективным миром как с текстом, основаны на интуиции и герменевтической прозрачности мира (текста) Присутствие рационального содержания в исследуемом объекте, одномерность и гомогенность предмета науки и возможности беспроблемной формализации полученного знания восприняты из кальвинизма – обращение с объективным миром как с текстом, основаны на интуиции и герменевтической прозрачности мира (текста)

Слайд 7





ОНТОЛОГИЯ: ЧТО ВИДИМ И ИЗУЧАЕМ
Материя – то, из чего все и этой всей характеристики: подвижно, неподвижно, изменчиво, неизменно, развивается, константно
Пространство – характеристики и свойства: n-мерность,  существование (само по себе, независимо от всего, в нем находящегося), существующее только с тем, что в нем «положено», a-priori   формы чувственности,  самостоятельный параметр, не связанный со временем
Время -  характеристики и свойства:  направленность,n-мерность,  существование (само по себе, независимо от всего, в нем находящегося), существующее только с тем, что в нем «положено», a-priori   формы чувственности,  самостоятельный параметр, не связанный с пространством
Движение – подвижность или неподвижность мира
Описание слайда:
ОНТОЛОГИЯ: ЧТО ВИДИМ И ИЗУЧАЕМ Материя – то, из чего все и этой всей характеристики: подвижно, неподвижно, изменчиво, неизменно, развивается, константно Пространство – характеристики и свойства: n-мерность, существование (само по себе, независимо от всего, в нем находящегося), существующее только с тем, что в нем «положено», a-priori формы чувственности, самостоятельный параметр, не связанный со временем Время - характеристики и свойства: направленность,n-мерность, существование (само по себе, независимо от всего, в нем находящегося), существующее только с тем, что в нем «положено», a-priori формы чувственности, самостоятельный параметр, не связанный с пространством Движение – подвижность или неподвижность мира

Слайд 8





ГНОСЕОЛОГИЯ: КАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ В ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА И В ОТРАЖЕНИЯХ (НАУКА)
Познаваем или непознаваем изучаемый наукой мир
Возможность «на самом деле», приближенная копия реальности или задаваемый познавательными способностями человека и задачами социума «социализированный» образ  внешнего мира
Проблема демаркации научного знания
Проблема истинности научной теории и научного знания
Как выглядит развитие науки: кумулятивный или революционный процесс
Описание слайда:
ГНОСЕОЛОГИЯ: КАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ В ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА И В ОТРАЖЕНИЯХ (НАУКА) Познаваем или непознаваем изучаемый наукой мир Возможность «на самом деле», приближенная копия реальности или задаваемый познавательными способностями человека и задачами социума «социализированный» образ внешнего мира Проблема демаркации научного знания Проблема истинности научной теории и научного знания Как выглядит развитие науки: кумулятивный или революционный процесс

Слайд 9





МЕТОДОЛОГИЯ: КАК ИССЛЕДУЕТСЯ, ТО, ЧТО НАЛИЧНО (БЫТИЕ)
Качественные или количественные методы – преимущества и недостатки
Математика как язык – она описывает, то, что измерено, или подменяет измерением процесс. Математика задает объект или та наука,  языком которой является математика.
Деформируют ли методы изучаемые процессы и объекты
Связь методологии с онтологией и гносеологией?
Описание слайда:
МЕТОДОЛОГИЯ: КАК ИССЛЕДУЕТСЯ, ТО, ЧТО НАЛИЧНО (БЫТИЕ) Качественные или количественные методы – преимущества и недостатки Математика как язык – она описывает, то, что измерено, или подменяет измерением процесс. Математика задает объект или та наука, языком которой является математика. Деформируют ли методы изучаемые процессы и объекты Связь методологии с онтологией и гносеологией?

Слайд 10





Типы рациональности в истории науки
Описание слайда:
Типы рациональности в истории науки

Слайд 11





Классический
Классический
Неклассический
Постнеклассический
Описание слайда:
Классический Классический Неклассический Постнеклассический

Слайд 12





КРИТЕРИИ ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ТИПОВ РАЦИОНАЛЬНОСТИ:
Особенности системной организации: простые системы, сложные системы, саморегулирующиеся системы, сложные саморазвивающиеся системы. Каждая система для своего понимания требует особой категориальной матрицы, особых смыслов категорий «часть», «целое», «вещь», «процесс», «причинность», «пространство», «время», «материя»
Присущая каждому типу рациональности Система идеалов и норм исследования (объяснение, описание, обоснования структуры и построения знания)
Специфика философско-методологической рефлексии над познавательной деятельностью, обеспечивающая включение научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи
Описание слайда:
КРИТЕРИИ ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ТИПОВ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: Особенности системной организации: простые системы, сложные системы, саморегулирующиеся системы, сложные саморазвивающиеся системы. Каждая система для своего понимания требует особой категориальной матрицы, особых смыслов категорий «часть», «целое», «вещь», «процесс», «причинность», «пространство», «время», «материя» Присущая каждому типу рациональности Система идеалов и норм исследования (объяснение, описание, обоснования структуры и построения знания) Специфика философско-методологической рефлексии над познавательной деятельностью, обеспечивающая включение научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи

Слайд 13





КЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Объектами исследования являются простые системы, исследователь исходит из понимания, что суммарные свойства их частей исчерпывающе определяют свойства целого, часть (элемент) внутри целого и вне его обладает одними и теми же свойствами.
Особым образом  интерпретируется соотношение вещи и процесса: вещь (тело) рассматривается как нечто первичное по отношению к процессу, процесс представляется как воздействие одной вещи на другую. 
Причинность редуцируется к Лапласовской детерминации. 
Пространство и время рассматриваются как нечто внешнее по отношению к системе (объекту). Полагая, что состояние движения объектов никак не сказывается на характеристиках пространства и времени.
Описание слайда:
КЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ Объектами исследования являются простые системы, исследователь исходит из понимания, что суммарные свойства их частей исчерпывающе определяют свойства целого, часть (элемент) внутри целого и вне его обладает одними и теми же свойствами. Особым образом интерпретируется соотношение вещи и процесса: вещь (тело) рассматривается как нечто первичное по отношению к процессу, процесс представляется как воздействие одной вещи на другую. Причинность редуцируется к Лапласовской детерминации. Пространство и время рассматриваются как нечто внешнее по отношению к системе (объекту). Полагая, что состояние движения объектов никак не сказывается на характеристиках пространства и времени.

Слайд 14





Категориальная сетка описания простых систем  лежала  в основании механической картины мира (XVII первая половина XIV века) и вводила следующий образ мироздания:
Категориальная сетка описания простых систем  лежала  в основании механической картины мира (XVII первая половина XIV века) и вводила следующий образ мироздания:
В качестве фундаментальных объектов полагались неделимые корпускулы – Ньютон «Оптика» - Бог создал мир из неделимых корпускул и все тела (жидкие, твердые, газообразные) составлены из них, возникают благодаря взаимодействию корпускул. 
Взаимодействие корпускул и  осуществляется как мгновенная передача сил по прямой (дальнодействие) и подчиняется строгой детерминации, получившей позднее определение как лапласовская причинность. 
Процессы движения и взаимодействия протекают в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.
Описание слайда:
Категориальная сетка описания простых систем лежала в основании механической картины мира (XVII первая половина XIV века) и вводила следующий образ мироздания: Категориальная сетка описания простых систем лежала в основании механической картины мира (XVII первая половина XIV века) и вводила следующий образ мироздания: В качестве фундаментальных объектов полагались неделимые корпускулы – Ньютон «Оптика» - Бог создал мир из неделимых корпускул и все тела (жидкие, твердые, газообразные) составлены из них, возникают благодаря взаимодействию корпускул. Взаимодействие корпускул и осуществляется как мгновенная передача сил по прямой (дальнодействие) и подчиняется строгой детерминации, получившей позднее определение как лапласовская причинность. Процессы движения и взаимодействия протекают в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.

Слайд 15





Неделимая корпускула, силы, действующие мгновенно по прямой, абсолютное пространство и время – все это теоретические идеализации, которые наделялись онтологическим статусом.
Неделимая корпускула, силы, действующие мгновенно по прямой, абсолютное пространство и время – все это теоретические идеализации, которые наделялись онтологическим статусом.
Относительно их формулировались принципы: неделимости атома и сохранения материи, принципа дальнодействия, Лапласовского детерминизма, принцип неизменности пространства и временных интервалов и их независимости от характера движения тел. 
Система этих принципов составляла фундамент физического знания этой эпохи.
Описание слайда:
Неделимая корпускула, силы, действующие мгновенно по прямой, абсолютное пространство и время – все это теоретические идеализации, которые наделялись онтологическим статусом. Неделимая корпускула, силы, действующие мгновенно по прямой, абсолютное пространство и время – все это теоретические идеализации, которые наделялись онтологическим статусом. Относительно их формулировались принципы: неделимости атома и сохранения материи, принципа дальнодействия, Лапласовского детерминизма, принцип неизменности пространства и временных интервалов и их независимости от характера движения тел. Система этих принципов составляла фундамент физического знания этой эпохи.

Слайд 16





Механическая картина мира выступала как первая научная онтология физики. 
Механическая картина мира выступала как первая научная онтология физики. 
Но одновременно она функционировала  и как общенаучная картина мира, ориентируя исследователей рассматривать не только физические, но и биологические, и социальные объекты в качестве простых механических систем.
Описание слайда:
Механическая картина мира выступала как первая научная онтология физики. Механическая картина мира выступала как первая научная онтология физики. Но одновременно она функционировала и как общенаучная картина мира, ориентируя исследователей рассматривать не только физические, но и биологические, и социальные объекты в качестве простых механических систем.

Слайд 17





В начале XVIII века механическая система мира была модифицирована и в качестве фундаментальных объектов в нее были включены наряду с атомами вещества (неделимыми корпускулами) невесомые субстанции – носители тепловых, электрических и магнитных сил – теплород, электрический и магнитные флюиды. 
В начале XVIII века механическая система мира была модифицирована и в качестве фундаментальных объектов в нее были включены наряду с атомами вещества (неделимыми корпускулами) невесомые субстанции – носители тепловых, электрических и магнитных сил – теплород, электрический и магнитные флюиды. 
Ламарк опирался на механические представления при исследовании изменений  приспособлений организмов к среде – полагая, что упражнения органов, вызванные приспособительной активностью, приводят к накоплению в них электрических и магнитных флюидов, что порождает изменения органов как образование новых видов.
Описание слайда:
В начале XVIII века механическая система мира была модифицирована и в качестве фундаментальных объектов в нее были включены наряду с атомами вещества (неделимыми корпускулами) невесомые субстанции – носители тепловых, электрических и магнитных сил – теплород, электрический и магнитные флюиды. В начале XVIII века механическая система мира была модифицирована и в качестве фундаментальных объектов в нее были включены наряду с атомами вещества (неделимыми корпускулами) невесомые субстанции – носители тепловых, электрических и магнитных сил – теплород, электрический и магнитные флюиды. Ламарк опирался на механические представления при исследовании изменений приспособлений организмов к среде – полагая, что упражнения органов, вызванные приспособительной активностью, приводят к накоплению в них электрических и магнитных флюидов, что порождает изменения органов как образование новых видов.

Слайд 18





Освоение любого типа системных объектов предполагает не только построение соответствующей картины научной онтологии, но и осмысление структуры операций и средств познавательной деятельности. 
Освоение любого типа системных объектов предполагает не только построение соответствующей картины научной онтологии, но и осмысление структуры операций и средств познавательной деятельности. 
Особенности этих операций и средств выражения – интерпретация идеалов и норм науки. На этапе классической рациональности доминировал идеал, согласно которому объяснение и описание должно было включать только характеристики объекта. 
Ссылки на ценностно-целевые структуры познания, на особенности свойств и операций деятельности, согласно классическим нормам, не должны фигурировать в процедурах описания и объяснения. Отклонения от этих норм воспринималось как отказ от идеала объективного знания.
Описание слайда:
Освоение любого типа системных объектов предполагает не только построение соответствующей картины научной онтологии, но и осмысление структуры операций и средств познавательной деятельности. Освоение любого типа системных объектов предполагает не только построение соответствующей картины научной онтологии, но и осмысление структуры операций и средств познавательной деятельности. Особенности этих операций и средств выражения – интерпретация идеалов и норм науки. На этапе классической рациональности доминировал идеал, согласно которому объяснение и описание должно было включать только характеристики объекта. Ссылки на ценностно-целевые структуры познания, на особенности свойств и операций деятельности, согласно классическим нормам, не должны фигурировать в процедурах описания и объяснения. Отклонения от этих норм воспринималось как отказ от идеала объективного знания.

Слайд 19





Особое истолкование получили идеалы и нормы обоснования знаний. В качестве главных требований обоснования теории выдвигались два принципа: подтверждения теории опытом и  очевидность (наглядность) ее фундаментальных постулатов. 
Особое истолкование получили идеалы и нормы обоснования знаний. В качестве главных требований обоснования теории выдвигались два принципа: подтверждения теории опытом и  очевидность (наглядность) ее фундаментальных постулатов. 
Идеалом было  построение абсолютно истинной картины мира и теорий, однозначно соответствующих объекту. Полагалось, что  из двух альтернативных теоретических описаний одной и той же области опыта истинным может быть только одно.
Описание слайда:
Особое истолкование получили идеалы и нормы обоснования знаний. В качестве главных требований обоснования теории выдвигались два принципа: подтверждения теории опытом и очевидность (наглядность) ее фундаментальных постулатов. Особое истолкование получили идеалы и нормы обоснования знаний. В качестве главных требований обоснования теории выдвигались два принципа: подтверждения теории опытом и очевидность (наглядность) ее фундаментальных постулатов. Идеалом было построение абсолютно истинной картины мира и теорий, однозначно соответствующих объекту. Полагалось, что из двух альтернативных теоретических описаний одной и той же области опыта истинным может быть только одно.

Слайд 20





Эпистемологическими обоснованиями классической науки выступали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами, раскрывающими тайну своего бытия познающему разуму. 
Эпистемологическими обоснованиями классической науки выступали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами, раскрывающими тайну своего бытия познающему разуму. 
Разум выступает как суверенный, дистанцированный от вещей, исследующий (наблюдающий) их, и не детерминированный никакими предположениями, кроме способности фиксировать явления и раскрывать их сущность.
Описание слайда:
Эпистемологическими обоснованиями классической науки выступали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами, раскрывающими тайну своего бытия познающему разуму. Эпистемологическими обоснованиями классической науки выступали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами, раскрывающими тайну своего бытия познающему разуму. Разум выступает как суверенный, дистанцированный от вещей, исследующий (наблюдающий) их, и не детерминированный никакими предположениями, кроме способности фиксировать явления и раскрывать их сущность.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию