🗊Презентация Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков

Категория: ОБЖ
Нажмите для полного просмотра!
Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №1Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №2Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №3Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №4Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №5Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №6Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №7Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №8Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №9Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №10Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №11Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №12Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №13Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №14Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №15Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №16Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №17Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №18Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №19Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №20Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №21Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №22Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №23Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №24Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №25Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №26Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №27Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №28Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №29Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №30Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №31Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №32Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №33Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №34Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №35Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №36Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №37Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №38Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №39Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №40Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №41Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №42

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков. Доклад-сообщение содержит 42 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков
Лекция 20
Описание слайда:
Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков Лекция 20

Слайд 2





План
Физиолого-гигиенические основы деятельности. Особенности развития утомления и его профилактика.
Физиолого-гигиенические основы режима дня детей.
Гигиенические принципы нормирования учебного процесса в школе.
Работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения.
Медицинский контроль за учебно-воспитательным процессом в учреждениях для детей и подростков.
Описание слайда:
План Физиолого-гигиенические основы деятельности. Особенности развития утомления и его профилактика. Физиолого-гигиенические основы режима дня детей. Гигиенические принципы нормирования учебного процесса в школе. Работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения. Медицинский контроль за учебно-воспитательным процессом в учреждениях для детей и подростков.

Слайд 3





Физиолого-гигиенические основы деятельности
В основе учебно-воспитательного процесса лежит деятельность детей разнообразная по форме, содержанию и продолжительности. 
Виды деятельности :
1) Деятельность с малым калорическим и механическим эффектом (затраты энергии от 50 до 100 ккал/ч в зависимости от возраста детей и характера занятий). Эта деятельность составляет основу умственной работы (учебные занятия в школе и дома, чтение и др.).
2) Деятельность со средним и  большим калорическим и механическим эффектом (требует значительных энергетических затрат, превышающих 100 ккал/ч) –  основа различных видов физического воспитания и трудового обучения).
Описание слайда:
Физиолого-гигиенические основы деятельности В основе учебно-воспитательного процесса лежит деятельность детей разнообразная по форме, содержанию и продолжительности. Виды деятельности : 1) Деятельность с малым калорическим и механическим эффектом (затраты энергии от 50 до 100 ккал/ч в зависимости от возраста детей и характера занятий). Эта деятельность составляет основу умственной работы (учебные занятия в школе и дома, чтение и др.). 2) Деятельность со средним и большим калорическим и механическим эффектом (требует значительных энергетических затрат, превышающих 100 ккал/ч) – основа различных видов физического воспитания и трудового обучения).

Слайд 4





Физиолого-гигиенические основы деятельности
Регулирует всю деятельность организма человека кора головного мозга.
Деятельность коры больших полушарий определяется двумя основными процессами — возбуждением и торможением, тесно связанными между собой и находящимися в постоянном подвижном равновесии.
Максимальная работоспособность обеспечивается правильным соотношением между ними.
Учебные занятия требуют высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания, иногда быстрой их смены.
Описание слайда:
Физиолого-гигиенические основы деятельности Регулирует всю деятельность организма человека кора головного мозга. Деятельность коры больших полушарий определяется двумя основными процессами — возбуждением и торможением, тесно связанными между собой и находящимися в постоянном подвижном равновесии. Максимальная работоспособность обеспечивается правильным соотношением между ними. Учебные занятия требуют высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания, иногда быстрой их смены.

Слайд 5





Особенности процессов возбуждения и торможения у детей
Преобладание возбудительных процессов над тормозными;
Преобладание иррадиации над концентрацией;
Лёгкость возникновения новых очагов возбуждения даже от незначительных внешних раздражителей;
Слабость тормозных реакций.
Описание слайда:
Особенности процессов возбуждения и торможения у детей Преобладание возбудительных процессов над тормозными; Преобладание иррадиации над концентрацией; Лёгкость возникновения новых очагов возбуждения даже от незначительных внешних раздражителей; Слабость тормозных реакций.

Слайд 6





Продолжительность сохранения активного внимания у детей
Дети в возрасте 
5 – 7 лет могут сохранять активное внимание в течение 15 мин,
8 – 10 лет — 20 мин, 
11 – 12 лет — 25 мин, 
13 – 15 лет — 30 мин.
Описание слайда:
Продолжительность сохранения активного внимания у детей Дети в возрасте 5 – 7 лет могут сохранять активное внимание в течение 15 мин, 8 – 10 лет — 20 мин, 11 – 12 лет — 25 мин, 13 – 15 лет — 30 мин.

Слайд 7





Основные трудности учёбы для младших школьников
Статическое напряжение, которое испытывают дети при сидении за партой.
Необходимость тонкой координации движений и напряжения мышц кисти при написании букв.
Большая нагрузка на орган зрения.
Активная деятельность головного мозга – напряжение внимания, памяти.
Описание слайда:
Основные трудности учёбы для младших школьников Статическое напряжение, которое испытывают дети при сидении за партой. Необходимость тонкой координации движений и напряжения мышц кисти при написании букв. Большая нагрузка на орган зрения. Активная деятельность головного мозга – напряжение внимания, памяти.

Слайд 8





Утомление
В процессе выполнения различных видов работы, в том числе и умственной у детей происходит изменение в функциональном состоянии организма, наступает утомление. 
Утомление – естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и полноценности функций основных систем организма.
Биологическое значение утомления: 
с одной стороны, это защитная реакция от чрезмерного истощения организма, 
с другой – стимулятор восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей организма.
Описание слайда:
Утомление В процессе выполнения различных видов работы, в том числе и умственной у детей происходит изменение в функциональном состоянии организма, наступает утомление. Утомление – естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и полноценности функций основных систем организма. Биологическое значение утомления: с одной стороны, это защитная реакция от чрезмерного истощения организма, с другой – стимулятор восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей организма.

Слайд 9





Физиология утомления у детей
Первая фаза утомления: сначала ослабевает активное внутреннее торможение, повышается возбудимость, при этом появляется двигательное беспокойство. 
Вторая фаза утомления: ослабевает возбуждение и усиливаются процессы торможения. Это проявляется снижением силы условных реакций, скорости и точности выполнения работы, удлинением латентного периода рефлекторных реакций.
Описание слайда:
Физиология утомления у детей Первая фаза утомления: сначала ослабевает активное внутреннее торможение, повышается возбудимость, при этом появляется двигательное беспокойство. Вторая фаза утомления: ослабевает возбуждение и усиливаются процессы торможения. Это проявляется снижением силы условных реакций, скорости и точности выполнения работы, удлинением латентного периода рефлекторных реакций.

Слайд 10





Признаки утомления у школьников
Снижается продуктивность труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения заданий);
Наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
Ухудшается регуляция физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений);
Появляется чувство усталости.
Отказ от работы.
Описание слайда:
Признаки утомления у школьников Снижается продуктивность труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения заданий); Наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; Ухудшается регуляция физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений); Появляется чувство усталости. Отказ от работы.

Слайд 11





Утомление – процесс обратимый

Так как утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряжённую работу, его не следует избегать, иначе пришлось бы отказаться от деятельности. 

Утомление – процесс обратимый и не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после прекращения деятельности, сна и достаточного отдыха.

Признаки утомления школьника быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.
Описание слайда:
Утомление – процесс обратимый Так как утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряжённую работу, его не следует избегать, иначе пришлось бы отказаться от деятельности. Утомление – процесс обратимый и не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после прекращения деятельности, сна и достаточного отдыха. Признаки утомления школьника быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Слайд 12





Переутомление
Переутомление — это кумулированное состояние утомления, патологический процесс, при этом происходят глубокие и стойкие изменения в организме, которые не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.
Описание слайда:
Переутомление Переутомление — это кумулированное состояние утомления, патологический процесс, при этом происходят глубокие и стойкие изменения в организме, которые не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Слайд 13





Признаки переутомления
Начальные признаки переутомления:
изменения в поведении школьника, 
снижение успеваемости, 
потеря аппетита, 
наличие функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). 
Выраженные признаки переутомления:
резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);
стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония);
снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Описание слайда:
Признаки переутомления Начальные признаки переутомления: изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). Выраженные признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность); стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Слайд 14





Переутомление
Описание слайда:
Переутомление

Слайд 15





Профилактика переутомления
1) Гигиеническое нормирование деятельности – суммарной учебной нагрузки, распределения её в течение дня, недели, четверти, года,  продолжительности отдыха, сна.
Умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей,  должна выполнять развивающую, тренирующую роль. 
2) Обеспечение оптимальных условий в процессе обучения и воспитания:
достаточная площадь основных (учебно-воспитательных) помещений,
достаточная естественная и искусственная освещённость,
оптимальный воздушно-тепловой режим и проветривание,
соответствие мебели, учебных пособий, детских игрушек анатомо-физиологическим особенностям детей и подростков,
питание, соответствующее возрастным нормам.
Описание слайда:
Профилактика переутомления 1) Гигиеническое нормирование деятельности – суммарной учебной нагрузки, распределения её в течение дня, недели, четверти, года, продолжительности отдыха, сна. Умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей, должна выполнять развивающую, тренирующую роль. 2) Обеспечение оптимальных условий в процессе обучения и воспитания: достаточная площадь основных (учебно-воспитательных) помещений, достаточная естественная и искусственная освещённость, оптимальный воздушно-тепловой режим и проветривание, соответствие мебели, учебных пособий, детских игрушек анатомо-физиологическим особенностям детей и подростков, питание, соответствующее возрастным нормам.

Слайд 16





Режим дня
Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учётом возраста и состояния здоровья.
В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность – выработка условных рефлексов на время приёма пищи, сна, включения в работу. Это позволяет быстро и легко начинать работу и плодотворно выполнять её, разумно и эффективно отдыхать с минимальными энергетическими, физиологическими и психическими затратами.
Правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня является обязательным законом жизни ребёнка.
Описание слайда:
Режим дня Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учётом возраста и состояния здоровья. В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность – выработка условных рефлексов на время приёма пищи, сна, включения в работу. Это позволяет быстро и легко начинать работу и плодотворно выполнять её, разумно и эффективно отдыхать с минимальными энергетическими, физиологическими и психическими затратами. Правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня является обязательным законом жизни ребёнка.

Слайд 17





Обязательные элементы режима дня детей и подростков 
Режим питания (интервалы между приёмами пищи и кратность питания);
Продолжительность и кратность сна;
Время пребывания на воздухе в течение дня;
Продолжительность обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребёнка по собственному выбору.
Описание слайда:
Обязательные элементы режима дня детей и подростков Режим питания (интервалы между приёмами пищи и кратность питания); Продолжительность и кратность сна; Время пребывания на воздухе в течение дня; Продолжительность обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома; Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребёнка по собственному выбору.

Слайд 18





Необходимая продолжительность сна детей и подростков
                            Ночью                               Днём
1-3 мес.        10-11ч                        1,5-2 ч      4 раза
3-6 мес.        10-11ч                        1,5-2 ч      3-4 раза
6-9 мес.        10-11ч                        1,5-2 ч      3 раза
9-12 мес.      10-11ч                        2-2,5 ч      2 раза
1-1,5 года     10-11ч                        1,5-2,5 ч   2 раза
1,5-2 года     10-11ч                        2,5-3 ч
2-3 года        10-11ч                        2-2,5 ч
3-5 лет          10-10,5 ч                    2 ч
5-7 лет          10 ч                            1,5 ч
7-10 лет        10-11 часов
11-14 лет       9-10 часов
15-17 лет       8-9 часов
Описание слайда:
Необходимая продолжительность сна детей и подростков Ночью Днём 1-3 мес. 10-11ч 1,5-2 ч 4 раза 3-6 мес. 10-11ч 1,5-2 ч 3-4 раза 6-9 мес. 10-11ч 1,5-2 ч 3 раза 9-12 мес. 10-11ч 2-2,5 ч 2 раза 1-1,5 года 10-11ч 1,5-2,5 ч 2 раза 1,5-2 года 10-11ч 2,5-3 ч 2-3 года 10-11ч 2-2,5 ч 3-5 лет 10-10,5 ч 2 ч 5-7 лет 10 ч 1,5 ч 7-10 лет 10-11 часов 11-14 лет 9-10 часов 15-17 лет 8-9 часов

Слайд 19





Необходимая продолжительность пребывания детей и подростков на свежем воздухе
Дети 1 года жизни – 5 - 6 часов в сутки. Это может быть дневной сон на свежем воздухе + прогулки.
3-7 лет – зимой по 1,5 - 2 часа 2 раза в день, летом по возможности весь день.
7-10 лет  –  3 - 3,5 часа,
11-14 лет – 2,5 - 3 часа,
15-17 лет – 2 - 2,5 часа.
Описание слайда:
Необходимая продолжительность пребывания детей и подростков на свежем воздухе Дети 1 года жизни – 5 - 6 часов в сутки. Это может быть дневной сон на свежем воздухе + прогулки. 3-7 лет – зимой по 1,5 - 2 часа 2 раза в день, летом по возможности весь день. 7-10 лет – 3 - 3,5 часа, 11-14 лет – 2,5 - 3 часа, 15-17 лет – 2 - 2,5 часа.

Слайд 20





Организация занятий с детьми преддошкольного и дошкольного возраста
	Режим дня в детском саду дифференцируют по группам.
Младшую группу составляют дети 3-4 лет, 
среднюю –  4-5 лет, 
старшую – 5-6 лет и 
подготовительную – 6-7 лет.
Описание слайда:
Организация занятий с детьми преддошкольного и дошкольного возраста Режим дня в детском саду дифференцируют по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю – 4-5 лет, старшую – 5-6 лет и подготовительную – 6-7 лет.

Слайд 21





Допустимая продолжительность занятий с детьми в детском саду
Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: 
в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10-15 минут; 
в средней – 10 занятий в неделю по 20 минут;  
в старшей – 15 занятий в неделю по 20-25 минут; 
в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25-30 минут. 
Продолжительность перерывов между занятиями – 10-12 мин, в течение которых организуются подвижные игры умеренной интенсивности. 
Домашние задания во всех группах отсутствуют.
Описание слайда:
Допустимая продолжительность занятий с детьми в детском саду Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10-15 минут; в средней – 10 занятий в неделю по 20 минут; в старшей – 15 занятий в неделю по 20-25 минут; в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25-30 минут. Продолжительность перерывов между занятиями – 10-12 мин, в течение которых организуются подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

Слайд 22





Гигиенические принципы организации обучения детей и подростков в школе
Обеспечение оптимальных условий обучения;
Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка и подростка;
Научная организация учебного процесса в современной школе.
	Соблюдение этих принципов 
		- продлевает период устойчивой работоспособности, 
		- отодвигает наступление утомления и 
		- предотвращает развитие переутомления.
Описание слайда:
Гигиенические принципы организации обучения детей и подростков в школе Обеспечение оптимальных условий обучения; Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка и подростка; Научная организация учебного процесса в современной школе. Соблюдение этих принципов - продлевает период устойчивой работоспособности, - отодвигает наступление утомления и - предотвращает развитие переутомления.

Слайд 23





	
	
СанПиН 2.4.2.2821-10 
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Описание слайда:
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Слайд 24





Гигиенические требования к режиму обучения
Равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. 
В учреждениях с углублённым изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. 
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены не допускается.
Количество учебных часов не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Описание слайда:
Гигиенические требования к режиму обучения Равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углублённым изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены не допускается. Количество учебных часов не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Слайд 25





Максимально допустимая учебная нагрузка в общеобразовательных учреждениях
Описание слайда:
Максимально допустимая учебная нагрузка в общеобразовательных учреждениях

Слайд 26





Распределение учебной нагрузки
Учебная нагрузка должна распределяться равномерно в течение недели.
Максимально допустимая нагрузка в течение дня:
– 1-й класс – не более 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счёт урока физкультуры;
– 2-4 классы – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физкультуры; 
– 5-6 классы – не более 6 уроков;
– 7-11 классы – не более 7 уроков.
Факультативные занятия проводятся в дни с наименьшим количеством уроков. 
Расписание уроков составляют с учётом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Описание слайда:
Распределение учебной нагрузки Учебная нагрузка должна распределяться равномерно в течение недели. Максимально допустимая нагрузка в течение дня: – 1-й класс – не более 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счёт урока физкультуры; – 2-4 классы – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счёт урока физкультуры; – 5-6 классы – не более 6 уроков; – 7-11 классы – не более 7 уроков. Факультативные занятия проводятся в дни с наименьшим количеством уроков. Расписание уроков составляют с учётом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Слайд 27





Физиологические основы изменения работоспособности
Работоспособность учащихся закономерно изменяется в течение дня, недели, четверти, года. Сначала идёт период врабатывания – характеризуется повышением работоспособности, затем она держится на высоком уровне (период высокой работоспособности). Далее следует период снижения работоспособности в связи с наступлением утомления. 
В течение дня биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. 
В течение недели уровень работоспособности остаётся низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели, нарастает к середине недели (вторник-среда).
Описание слайда:
Физиологические основы изменения работоспособности Работоспособность учащихся закономерно изменяется в течение дня, недели, четверти, года. Сначала идёт период врабатывания – характеризуется повышением работоспособности, затем она держится на высоком уровне (период высокой работоспособности). Далее следует период снижения работоспособности в связи с наступлением утомления. В течение дня биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. В течение недели уровень работоспособности остаётся низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели, нарастает к середине недели (вторник-среда).

Слайд 28





Оценка трудности учебных предметов
При составлении расписания уроков необходимо учитывать трудность учебных предметов. Трудность каждого предмета оценивается в баллах, число баллов означает ранг трудности, чем он выше, тем труднее предмет. 
Например, шкала трудности предметов в младших классах:
Математика – 8 баллов (самый трудный предмет)
Русский (национальный, иностранный  язык) – 7
Природоведение – 6
Русская (национальная) литература – 5 
История (4 классов) – 4 
Рисование и музыка – 3 
Труд – 2
Физическая культура – 1
Описание слайда:
Оценка трудности учебных предметов При составлении расписания уроков необходимо учитывать трудность учебных предметов. Трудность каждого предмета оценивается в баллах, число баллов означает ранг трудности, чем он выше, тем труднее предмет. Например, шкала трудности предметов в младших классах: Математика – 8 баллов (самый трудный предмет) Русский (национальный, иностранный язык) – 7 Природоведение – 6 Русская (национальная) литература – 5 История (4 классов) – 4 Рисование и музыка – 3 Труд – 2 Физическая культура – 1

Слайд 29





Оценка трудности учебных предметов
Наибольшее утомляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники при обучении встречаются впервые. 
В 5-11 классах это физика, химия, математика (алгебра, геометрия) – ранг трудности (11-13).
Самые лёгкие предметы (ранг трудности 1) – физкультура, ОБЖ, музыка, ИЗО, труд.
Описание слайда:
Оценка трудности учебных предметов Наибольшее утомляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники при обучении встречаются впервые. В 5-11 классах это физика, химия, математика (алгебра, геометрия) – ранг трудности (11-13). Самые лёгкие предметы (ранг трудности 1) – физкультура, ОБЖ, музыка, ИЗО, труд.

Слайд 30





Гигиенические рекомендации к составлению расписания уроков
Основные предметы проводить на 2 - 3-х уроках для обучающихся I ступени обучения,  на 2 - 4 уроках – для обучающихся II и III ступени.
Трудные предметы не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, (т.е. на 1-м и на последнем уроках). 
Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. 
Наибольший объём учебной нагрузки должен приходиться на вторник и (или) среду. 
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
Не сочетать двух или трёх трудных уроков подряд. Лучше чередовать их с менее трудными предметами.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
Описание слайда:
Гигиенические рекомендации к составлению расписания уроков Основные предметы проводить на 2 - 3-х уроках для обучающихся I ступени обучения, на 2 - 4 уроках – для обучающихся II и III ступени. Трудные предметы не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, (т.е. на 1-м и на последнем уроках). Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Наибольший объём учебной нагрузки должен приходиться на вторник и (или) среду. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Не сочетать двух или трёх трудных уроков подряд. Лучше чередовать их с менее трудными предметами. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Слайд 31





Гигиеническая регламентация урока
Продолжительность урока 45 мин, кроме 1-го класса. 
Схема построения урока включает 3 части – вводную, основную и заключительную. Вводная часть урока отводится для организационных мероприятий и опроса, основная – для изложения нового материала, а заключительная – для тренировочного воспроизводства.
Регламентирована длительность отдельных видов учебной деятельности на уроке:
	 – Продолжительность непрерывного чтения для детей 6 лет не должна превышать 8 мин. 
	 – Оптимальная продолжительность письма для учащихся 1 класса составляет около 5 минут. 
	 – В 14 – 15 лет длительность непрерывного письма (диктант) должна быть 20 мин.
Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности.
Плотность учебной работы детей на уроках не должна превышать 80 %.
Описание слайда:
Гигиеническая регламентация урока Продолжительность урока 45 мин, кроме 1-го класса. Схема построения урока включает 3 части – вводную, основную и заключительную. Вводная часть урока отводится для организационных мероприятий и опроса, основная – для изложения нового материала, а заключительная – для тренировочного воспроизводства. Регламентирована длительность отдельных видов учебной деятельности на уроке: – Продолжительность непрерывного чтения для детей 6 лет не должна превышать 8 мин. – Оптимальная продолжительность письма для учащихся 1 класса составляет около 5 минут. – В 14 – 15 лет длительность непрерывного письма (диктант) должна быть 20 мин. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности. Плотность учебной работы детей на уроках не должна превышать 80 %.

Слайд 32





Дополнительные требования для обучающихся в 1-м классе
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
«Ступенчатый» режим обучения: 
	– в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, 
	– в ноябре - декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; 
	– январь - май – по 4 урока по 45 минут каждый;
На уроках в начальных классах необходимо организовывать физкультминутки для повышения умственной работоспособности и снятия статического напряжения.
В середине учебного дня организуется динамическая пауза не менее 40 минут;
Для посещающих группу продлённого дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок;
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Описание слайда:
Дополнительные требования для обучающихся в 1-м классе Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; «Ступенчатый» режим обучения: – в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, – в ноябре - декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; – январь - май – по 4 урока по 45 минут каждый; На уроках в начальных классах необходимо организовывать физкультминутки для повышения умственной работоспособности и снятия статического напряжения. В середине учебного дня организуется динамическая пауза не менее 40 минут; Для посещающих группу продлённого дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок; Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Слайд 33





Продолжительность перемен
Перерывы между уроками (перемены) должны быть достаточно продолжительными, чтобы обеспечивались обе фазы отдыха: 
	I фаза – восстановление функционального уровня; 
	II фаза – упрочения достигнутого состояния восстановленности.
Если длительность отдыха недостаточна и новая нагрузка приходится на 1-ю фазу, то работоспособность очень быстро падает и нарастает утомление. 
Минимальная продолжительность перемен должна составлять 10 минут. 
После 2 и 3 уроков – большие перемены – 20 - 30 минут для предупреждения нарастающего утомления и приёма пищи. 
Итого продолжительность перемен:
			10 – 30 – 10 – 10 – 10 (мин), 
10 – 20 – 20 – 10 – 10.
Описание слайда:
Продолжительность перемен Перерывы между уроками (перемены) должны быть достаточно продолжительными, чтобы обеспечивались обе фазы отдыха: I фаза – восстановление функционального уровня; II фаза – упрочения достигнутого состояния восстановленности. Если длительность отдыха недостаточна и новая нагрузка приходится на 1-ю фазу, то работоспособность очень быстро падает и нарастает утомление. Минимальная продолжительность перемен должна составлять 10 минут. После 2 и 3 уроков – большие перемены – 20 - 30 минут для предупреждения нарастающего утомления и приёма пищи. Итого продолжительность перемен: 10 – 30 – 10 – 10 – 10 (мин), 10 – 20 – 20 – 10 – 10.

Слайд 34





Гигиенически допустимая продолжительность домашних заданий 
В 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч
во 2-м классе – до 1,5 ч,
в 3-4-х классах – до 2 ч,
в 5-6-х классах – до 2,5 ч,
в 7-м классе – до 3 ч,
в 8-11-х классах – до 4 ч.
Описание слайда:
Гигиенически допустимая продолжительность домашних заданий В 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч во 2-м классе – до 1,5 ч, в 3-4-х классах – до 2 ч, в 5-6-х классах – до 2,5 ч, в 7-м классе – до 3 ч, в 8-11-х классах – до 4 ч.

Слайд 35





Режим приготовления домашних заданий
Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объёмом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. 
Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы: для учащихся в первую смену – после обеда и прогулки, для учащихся во вторую смену – сразу после завтрака. 
При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35 - 45 мин занятий необходим короткий перерыв. 
При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.
Описание слайда:
Режим приготовления домашних заданий Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объёмом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы: для учащихся в первую смену – после обеда и прогулки, для учащихся во вторую смену – сразу после завтрака. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35 - 45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Слайд 36





Режим дня школьника в период подготовки к экзаменам
Занятия по подготовке к экзаменам должны проводиться в период наибольшей функциональной активности организма – в утренние часы. 
Через каждые 45 мин занятий необходимы короткие перерывы, а после 2,5 - 3 ч – второй завтрак и отдых на воздухе. 
После отдыха занятия продолжаются в течение 3 ч. Затем следуют обед и 2 - 3-часовой отдых со сном и пребыванием на воздухе. 
В 16 ч занятия возобновляются на 2 - 3 ч. 
Во время подготовки к экзаменам школьников освобождают от других занятий. 
Общая продолжительность занятий не должна превышать 8 - 9 ч.
Описание слайда:
Режим дня школьника в период подготовки к экзаменам Занятия по подготовке к экзаменам должны проводиться в период наибольшей функциональной активности организма – в утренние часы. Через каждые 45 мин занятий необходимы короткие перерывы, а после 2,5 - 3 ч – второй завтрак и отдых на воздухе. После отдыха занятия продолжаются в течение 3 ч. Затем следуют обед и 2 - 3-часовой отдых со сном и пребыванием на воздухе. В 16 ч занятия возобновляются на 2 - 3 ч. Во время подготовки к экзаменам школьников освобождают от других занятий. Общая продолжительность занятий не должна превышать 8 - 9 ч.

Слайд 37





Организация свободного времени ребёнка
Необходимо обеспечить адекватную физическую подвижность.
Занятия по выбору: чтение, музыка, рисование и др. Участие не более чем в 2 кружках.
Регламентировать компьютерные игры и просмотр телепередач.
Выделить время для самообслуживания и гигиенических процедур.
Выделить время для помощи в доме.
Описание слайда:
Организация свободного времени ребёнка Необходимо обеспечить адекватную физическую подвижность. Занятия по выбору: чтение, музыка, рисование и др. Участие не более чем в 2 кружках. Регламентировать компьютерные игры и просмотр телепередач. Выделить время для самообслуживания и гигиенических процедур. Выделить время для помощи в доме.

Слайд 38





Медицинский контроль за учебно-воспитательным процессом в учреждениях для детей и подростков 
1)  Контроль режима учебных занятий в школе:
	- времени начала занятий, 
	- сменности, 
	- продолжительности уроков и перемен.
2)  Контроль организации учебного процесса:
	- соблюдение максимально-допустимой учебной нагрузки;
	- правильная организация учебной недели;
	- соблюдение графика контрольных работ; 
	- гигиеническая регламентация урока;
	- использование технических средств обучения.
3)  Контроль условий организации учебного процесса:
	- воздушно-теплового режима;
	- освещённости;
	- оборудования учебных помещений;
	- организации питания.
Описание слайда:
Медицинский контроль за учебно-воспитательным процессом в учреждениях для детей и подростков 1) Контроль режима учебных занятий в школе: - времени начала занятий, - сменности, - продолжительности уроков и перемен. 2) Контроль организации учебного процесса: - соблюдение максимально-допустимой учебной нагрузки; - правильная организация учебной недели; - соблюдение графика контрольных работ; - гигиеническая регламентация урока; - использование технических средств обучения. 3) Контроль условий организации учебного процесса: - воздушно-теплового режима; - освещённости; - оборудования учебных помещений; - организации питания.

Слайд 39





Гигиенические проблемы образования в РФ
Проблемы условий обучения:
Переполненность классов – недостаточность площади – загрязнённость воздуха микробами и антропотоксинами.
Несоответствие учебной мебели ростовозрастным особенностям.
Недостаточная освещённость рабочих мест в школах.
Недостаточный режим проветривания.
Большая масса комплекта учебников. 
Отсутствие должных условий для привития санитарной культуры.
Описание слайда:
Гигиенические проблемы образования в РФ Проблемы условий обучения: Переполненность классов – недостаточность площади – загрязнённость воздуха микробами и антропотоксинами. Несоответствие учебной мебели ростовозрастным особенностям. Недостаточная освещённость рабочих мест в школах. Недостаточный режим проветривания. Большая масса комплекта учебников. Отсутствие должных условий для привития санитарной культуры.

Слайд 40





Гигиенические проблемы образования
Невыполнение гигиенических нормативов организации учебного процесса:
Неоправданно раннее начало дошкольного систематического образования.
Несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей.
Превышение максимально допустимой учебной нагрузки. 
Интенсификация учебного процесса (пятидневка, сокращение часов «лёгких» предметов и увеличение «трудных»).
Высокая «планка» для поступления в вузы.
Перегрузка учебных программ и учебников материалом.
Несоответствие материала возрастным и функциональным возможностям ребёнка.
Нерациональное расписание уроков в течение дня и недели.
Занятия во вторую смену классов с углублённым изучением отдельных предметов.
Сокращение перемен.
Нерациональное проведение контрольных работ.
Описание слайда:
Гигиенические проблемы образования Невыполнение гигиенических нормативов организации учебного процесса: Неоправданно раннее начало дошкольного систематического образования. Несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей. Превышение максимально допустимой учебной нагрузки. Интенсификация учебного процесса (пятидневка, сокращение часов «лёгких» предметов и увеличение «трудных»). Высокая «планка» для поступления в вузы. Перегрузка учебных программ и учебников материалом. Несоответствие материала возрастным и функциональным возможностям ребёнка. Нерациональное расписание уроков в течение дня и недели. Занятия во вторую смену классов с углублённым изучением отдельных предметов. Сокращение перемен. Нерациональное проведение контрольных работ.

Слайд 41





Наиболее распространенные нарушения режима дня школьников
Недостаточная длительность ночного сна – 90% школьников;
Просмотр телепрограмм в учебные дни 1- 2 часа – 39%;
Занятия музыкой, иностранным языком и т.п. – 48%;
Бывают на воздухе менее часа в день – 32%;
Занимаются спортом – 52%;
Не посещают кино, театры и музеи – 19%;
Отдыхают вместе с родителями – 12%;
«Просто гуляют» и «смотрят телевизор» (воскресные дни) – 80%;
Хорошее самочувствие после выходных дней отмечают 65% школьников.
Описание слайда:
Наиболее распространенные нарушения режима дня школьников Недостаточная длительность ночного сна – 90% школьников; Просмотр телепрограмм в учебные дни 1- 2 часа – 39%; Занятия музыкой, иностранным языком и т.п. – 48%; Бывают на воздухе менее часа в день – 32%; Занимаются спортом – 52%; Не посещают кино, театры и музеи – 19%; Отдыхают вместе с родителями – 12%; «Просто гуляют» и «смотрят телевизор» (воскресные дни) – 80%; Хорошее самочувствие после выходных дней отмечают 65% школьников.

Слайд 42


Физиолого-гигиенические основы режима дня детей и подростков, слайд №42
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию