🗊Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников Н.Г.Баранцева, учи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №1Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №2Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №3Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №4Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №5Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №6Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №7Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №8Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №9Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №10Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №11Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №12Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №13Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №14Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №15Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №16Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №17Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №18Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №19Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №20Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников  Н.Г.Баранцева,  учи, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников Н.Г.Баранцева, учи. Презентация содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников
Н.Г.Баранцева,
учитель 
МОУ НОШ №1 г.Твери
Описание слайда:
Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов как средство повышения грамотности младших школьников Н.Г.Баранцева, учитель МОУ НОШ №1 г.Твери

Слайд 2





1.Введение. 
1.Обоснование актуальности проблемы.

Нарушение фонетического и фонематического слуха и, как следствие, развитие дисграфии и дислексии. Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу.
Общее недоразвитие речи различных уровней
Различные нарушения звукопроизношения /дислалия/
Недостаточная сформированность тонального звукоразличения в дошкольном возрасте
Недостаточный словарный запас – ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь
Слабое владение нормами орфоэпии, т.к. языковая среда, в которой находится ребенок, мягко говоря, далека от совершенства
Описание слайда:
1.Введение. 1.Обоснование актуальности проблемы. Нарушение фонетического и фонематического слуха и, как следствие, развитие дисграфии и дислексии. Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу. Общее недоразвитие речи различных уровней Различные нарушения звукопроизношения /дислалия/ Недостаточная сформированность тонального звукоразличения в дошкольном возрасте Недостаточный словарный запас – ребенок с трудом понимает обращенную к нему речь Слабое владение нормами орфоэпии, т.к. языковая среда, в которой находится ребенок, мягко говоря, далека от совершенства

Слайд 3





Введение. Обоснование актуальности проблемы.
	В ходе последующего обучения выявляются следующие нарушения и ошибки:
 Неправильная постановка ударения в словах, особенно при первичном чтении текста, и, как следствие, непонимание прочитанного
 Пропуски,  повторы, замены и перестановки, как отдельных звуков, так  и слогов, и даже слов
 «Съедание» окончаний слов
 Присутствие в речи слов-«паразитов» 
 Слабое восприятие знаков препинания и их соблюдение
 Неправильное использование в звучащей речи выразительных и интонационных средств
 Неумение применять на практике изученные правила
 Слабая «орфографическая зоркость» 
 Неумение грамотно излагать свою точку зрения и т.д.
Описание слайда:
Введение. Обоснование актуальности проблемы. В ходе последующего обучения выявляются следующие нарушения и ошибки: Неправильная постановка ударения в словах, особенно при первичном чтении текста, и, как следствие, непонимание прочитанного Пропуски, повторы, замены и перестановки, как отдельных звуков, так и слогов, и даже слов «Съедание» окончаний слов Присутствие в речи слов-«паразитов» Слабое восприятие знаков препинания и их соблюдение Неправильное использование в звучащей речи выразительных и интонационных средств Неумение применять на практике изученные правила Слабая «орфографическая зоркость» Неумение грамотно излагать свою точку зрения и т.д.

Слайд 4





2.Фонетический анализ слов в начальной школе 
	Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике – формирование способов звукового анализа. 
	Способ звукового анализа, который обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами, - это протяжное (акцентированное) произнесение каждого звука в полном слове. Способ проверки – произношение целого слова с выделенным из него звуком.
Описание слайда:
2.Фонетический анализ слов в начальной школе Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике – формирование способов звукового анализа. Способ звукового анализа, который обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами, - это протяжное (акцентированное) произнесение каждого звука в полном слове. Способ проверки – произношение целого слова с выделенным из него звуком.

Слайд 5





2.Фонетический анализ слов в начальной школе
Проблема отбора слов для фонетического анализа:
Слова, состоящие из фонем в сильных позициях. Чаще всего это односложные слова ( том, кит, зуб, ёж и др.) Сюда же отнесем двусложные слова с гласными  у, ы, и  (  рыба,  кино, дубок, кукла…)
Слова, состоящие из фонем  в сильных позициях  и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем (звуковая и буквенная формы совпадают) – трава, лиса, ёрш, суп…
 Слова, имеющие в своем составе фонемы в сильных и слабых позициях, отличающихся по звучанию от сильных позиций тех же фонем ( нора, мороз, часы, лодка…)
Описание слайда:
2.Фонетический анализ слов в начальной школе Проблема отбора слов для фонетического анализа: Слова, состоящие из фонем в сильных позициях. Чаще всего это односложные слова ( том, кит, зуб, ёж и др.) Сюда же отнесем двусложные слова с гласными у, ы, и ( рыба, кино, дубок, кукла…) Слова, состоящие из фонем в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем (звуковая и буквенная формы совпадают) – трава, лиса, ёрш, суп… Слова, имеющие в своем составе фонемы в сильных и слабых позициях, отличающихся по звучанию от сильных позиций тех же фонем ( нора, мороз, часы, лодка…)

Слайд 6





2.Фонетический анализ слов в начальной школе
Проблема отбора слов для фонетического анализа:
Двусложные слова с ударным первым слогом, если во втором имеются фонемы ‹и› или ‹у› (  окунь, птицы…)
Трехсложные  слова, если во 2 предударном слоге имеются фонемы ‹и› или ‹у› ( пирожок, уголок…)
Слова с йотированными гласными   (ёжик,  день, репка, юг, яхта, шьют, съел…)

 Не используем  дву- или трехсложные слова с ударным первым слогом
			 (  вечер, грохот, яблоко, облако, обморок..)
Описание слайда:
2.Фонетический анализ слов в начальной школе Проблема отбора слов для фонетического анализа: Двусложные слова с ударным первым слогом, если во втором имеются фонемы ‹и› или ‹у› ( окунь, птицы…) Трехсложные слова, если во 2 предударном слоге имеются фонемы ‹и› или ‹у› ( пирожок, уголок…) Слова с йотированными гласными (ёжик, день, репка, юг, яхта, шьют, съел…) Не используем дву- или трехсложные слова с ударным первым слогом ( вечер, грохот, яблоко, облако, обморок..)

Слайд 7





2.Фонетический анализ слов в начальной школе
	Порядок фонетического анализа слов (см. тетрадь-справочник):
1.	Запиши слово, произнеси его (орфоэпич.) и послушай себя
2.	Определи количество слогов
3.	Найди ударный слог
4.	Запиши букву
5.	Определи  [звук], который обозначает эта буква
6.	Дай характеристику звуку: у гласных – ударный, безударный; у согласных – звонкий-глухой, парный-непарный, твердый-мягкий,  если нужно, то шипящий, сонорный.
7. 	Сделай вывод: 
Сколько  в слове букв, сколько звуков
Сравни и определи, чем написание слова отличается от его произношения
Где «опасные» места в слове, запомни их
Описание слайда:
2.Фонетический анализ слов в начальной школе Порядок фонетического анализа слов (см. тетрадь-справочник): 1. Запиши слово, произнеси его (орфоэпич.) и послушай себя 2. Определи количество слогов 3. Найди ударный слог 4. Запиши букву 5. Определи [звук], который обозначает эта буква 6. Дай характеристику звуку: у гласных – ударный, безударный; у согласных – звонкий-глухой, парный-непарный, твердый-мягкий, если нужно, то шипящий, сонорный. 7. Сделай вывод: Сколько в слове букв, сколько звуков Сравни и определи, чем написание слова отличается от его произношения Где «опасные» места в слове, запомни их

Слайд 8





2.Фонетический анализ слов в начальной школе
   1-2 класс
Пена́́л  - 2 слога
	п - [п’] – согл., гл., парн., мягк.
	е - [и] – гласн., безуд.	
	н - [н] – согл., зв., тв., сонор.
	а - [а] – гласн., уд.
	л - [л] – согл., зв., тв., сонор.
	5 б., 5 зв.	
		Это  слово с 	непроверяемым 	написанием, 	его нужно 	запомнить.
Описание слайда:
2.Фонетический анализ слов в начальной школе 1-2 класс Пена́́л - 2 слога п - [п’] – согл., гл., парн., мягк. е - [и] – гласн., безуд. н - [н] – согл., зв., тв., сонор. а - [а] – гласн., уд. л - [л] – согл., зв., тв., сонор. 5 б., 5 зв. Это слово с непроверяемым написанием, его нужно запомнить.

Слайд 9





3.Морфемный анализ слов в начальной школе.
		В программу начальной школы входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов. Цель морфемного анализа – установить, из каких значимых частей состоит слово.  Отсюда следует знание особенностей правописания отдельных морфем:
корней, чередования в корнях: книг – книж, друг – друз – друж, ход-хож-хаж, бег - беж…
приставок
суффиксов
окончаний
интерфиксов
основ ( наличие  не входящих в основу формообразующих суффиксов у глаголов – ть, ти, л, чь)
Описание слайда:
3.Морфемный анализ слов в начальной школе. В программу начальной школы входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов. Цель морфемного анализа – установить, из каких значимых частей состоит слово. Отсюда следует знание особенностей правописания отдельных морфем: корней, чередования в корнях: книг – книж, друг – друз – друж, ход-хож-хаж, бег - беж… приставок суффиксов окончаний интерфиксов основ ( наличие не входящих в основу формообразующих суффиксов у глаголов – ть, ти, л, чь)

Слайд 10





3.Морфемный анализ слов в начальной школе.
		Порядок морфемного анализа слова ( см. тетрадь-справочник):
1.		Выдели окончание - 
2.		Определи основу слова –
3.		Выдели корень – 
4.		Выдели, если есть, приставку - ¬
5.		Суффикс - ^ ( и если есть постфикс)
6.		Подчеркни интерфикс - __ ( только в сложных словах)
Описание слайда:
3.Морфемный анализ слов в начальной школе. Порядок морфемного анализа слова ( см. тетрадь-справочник): 1. Выдели окончание -  2. Определи основу слова – 3. Выдели корень – 4. Выдели, если есть, приставку - ¬ 5. Суффикс - ^ ( и если есть постфикс) 6. Подчеркни интерфикс - __ ( только в сложных словах)

Слайд 11





3.Морфемный анализ слов в начальной школе.
1.Выделение окончания. 
Существительные с нулевым окончанием – 
	домик →домики, домика, домику…
Неизменяемые слова : существительных и наречий- кино, пальто, кофе, быстро, слева, направо…
Глаголы прошедшего времени: бегал→бегала, бегали, бегало…
Возвратные глаголы: разбежался → разбежалась, разбежались…
Прилагательные : синие→синий, синяя, синюю, синее…
Описание слайда:
3.Морфемный анализ слов в начальной школе. 1.Выделение окончания. Существительные с нулевым окончанием – домик →домики, домика, домику… Неизменяемые слова : существительных и наречий- кино, пальто, кофе, быстро, слева, направо… Глаголы прошедшего времени: бегал→бегала, бегали, бегало… Возвратные глаголы: разбежался → разбежалась, разбежались… Прилагательные : синие→синий, синяя, синюю, синее…

Слайд 12





3.Морфемный анализ слов в начальной школе
 2.	Определение основы слова. 
при разборе глаголов, т.к. формообразующие суффиксы (ть, ти, л, чь) в 	основу не 	входят
при разборе сложных слов, имеющих  2 и более основ
при разборе слов, имеющих аппликативное наложение морфем: гл. беречь, печь
при разборе слов, где окончание выражено йотированной гласной  	( здесь пригодятся фонетические знания): аллея→основа аллей +а 	окончание
Описание слайда:
3.Морфемный анализ слов в начальной школе 2. Определение основы слова. при разборе глаголов, т.к. формообразующие суффиксы (ть, ти, л, чь) в основу не входят при разборе сложных слов, имеющих 2 и более основ при разборе слов, имеющих аппликативное наложение морфем: гл. беречь, печь при разборе слов, где окончание выражено йотированной гласной ( здесь пригодятся фонетические знания): аллея→основа аллей +а окончание

Слайд 13





3.Морфемный анализ слов в начальной школе
 3. Нахождение корня.
 		В качестве пропедевтики ( в 1-2 классах) детьми осваиваются такие 	понятия 	как «корень слова», «однокоренные слова», «родственные 	слова», «словообразовательное гнездо», развиваются умения распознавать  и подбирать однокоренные слова. Затруднения, в основном, связаны с чередованиями в корнях, о которых упоминалось ранее.
Описание слайда:
3.Морфемный анализ слов в начальной школе 3. Нахождение корня. В качестве пропедевтики ( в 1-2 классах) детьми осваиваются такие понятия как «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «словообразовательное гнездо», развиваются умения распознавать и подбирать однокоренные слова. Затруднения, в основном, связаны с чередованиями в корнях, о которых упоминалось ранее.

Слайд 14





3.Морфемный анализ слов в начальной школе
 4. Выделение приставок. 
	Спиши, раскрывая скобки.
	(До)прыгнуть  (до)потолка, (вы)йти  (из)комнаты, (до)бежать (до) дома…
	Особое внимание нужно уделить словам, в составе которых имеется несколько приставок :  призадумался, недооценила…
Описание слайда:
3.Морфемный анализ слов в начальной школе 4. Выделение приставок. Спиши, раскрывая скобки. (До)прыгнуть (до)потолка, (вы)йти (из)комнаты, (до)бежать (до) дома… Особое внимание нужно уделить словам, в составе которых имеется несколько приставок : призадумался, недооценила…

Слайд 15





3.Морфемный анализ слов в начальной школе
 5.  Выделение суффиксов (постфиксов)
различение суффикса –ник, ниц (шутник,  шутница)
выделение глагольных суффиксов в случаях: подпрыгнул…
выделение суффиксов –б- (резьба, косьба, дружба…)
				 - иц, ец ( улица, водица, холодец, 				морозец..) и др.
правильное определение местонахождения постфикса
 6.   Выделение интерфикса у сложных слов – орфограмма, опирающаяся на 	знание детьми фонетических характеристик.
Описание слайда:
3.Морфемный анализ слов в начальной школе 5. Выделение суффиксов (постфиксов) различение суффикса –ник, ниц (шутник, шутница) выделение глагольных суффиксов в случаях: подпрыгнул… выделение суффиксов –б- (резьба, косьба, дружба…) - иц, ец ( улица, водица, холодец, морозец..) и др. правильное определение местонахождения постфикса 6. Выделение интерфикса у сложных слов – орфограмма, опирающаяся на знание детьми фонетических характеристик.

Слайд 16





4.Морфологический анализ слов в начальной школе
  	Важный методический вывод: раскрыть грамматическую форму слова, имея только одну словоформу, невозможно. Нужно сопоставить минимум две словоформы, чтобы выявить то или иное морфологическое значение. 
	Всеобщий способ анализа грамматических (морфологических) свойств слова :
изменение слова по тому или иному частному грамматическому значению
сопоставление словоформ, отличающихся на одно грамматическое значение, по значению и фонемному составу
выделение аффикса, выражающего данное грамматическое значение
установление связи изменения аффикса с выраженным в нем значением
Описание слайда:
4.Морфологический анализ слов в начальной школе Важный методический вывод: раскрыть грамматическую форму слова, имея только одну словоформу, невозможно. Нужно сопоставить минимум две словоформы, чтобы выявить то или иное морфологическое значение. Всеобщий способ анализа грамматических (морфологических) свойств слова : изменение слова по тому или иному частному грамматическому значению сопоставление словоформ, отличающихся на одно грамматическое значение, по значению и фонемному составу выделение аффикса, выражающего данное грамматическое значение установление связи изменения аффикса с выраженным в нем значением

Слайд 17





4.Морфологический анализ слов в начальной школе
	Морфологический разбор слов – один из широко используемых в начальной школе практических приемов обучения грамматике.
		Остановимся на вопросе об отборе слов для морфологического разбора. Начинать эту работу целесообразно :
с конкретно-предметных существительных
с глаголов со значением действия
с других слов, лексическое значение которых соответствует категориальному значению части речи
Описание слайда:
4.Морфологический анализ слов в начальной школе Морфологический разбор слов – один из широко используемых в начальной школе практических приемов обучения грамматике. Остановимся на вопросе об отборе слов для морфологического разбора. Начинать эту работу целесообразно : с конкретно-предметных существительных с глаголов со значением действия с других слов, лексическое значение которых соответствует категориальному значению части речи

Слайд 18





4.Морфологический анализ слов в начальной школе
	Морфологический разбор существительного
1.	Часть речи
2.	(вопрос?)
3.	Нач. форма (И.п., ед.ч.)
	Постоянные признаки:
4.	Собственное или нарицательное
5.	Одушевленное или неодушевленное
6.	Род
7.	Склонение 
	Непостоянные признаки:
8.	Падеж
9.	Число
10.	Роль в предложении (____, _ _ _, _ִ_ִ_)
Описание слайда:
4.Морфологический анализ слов в начальной школе Морфологический разбор существительного 1. Часть речи 2. (вопрос?) 3. Нач. форма (И.п., ед.ч.) Постоянные признаки: 4. Собственное или нарицательное 5. Одушевленное или неодушевленное 6. Род 7. Склонение Непостоянные признаки: 8. Падеж 9. Число 10. Роль в предложении (____, _ _ _, _ִ_ִ_)

Слайд 19





4.Морфологический анализ слов в начальной школе
Морфологический разбор глагола
1.	Часть речи
2.	(вопрос?)
3.	Нач.форма (инфинитив)
	Постоянные признаки:
4.	Вид ( совершен., несоверш.)
5.	Спряжение
	Непостоянные признаки:
6.	Число
7.	Время
8.	Лицо ( в наст. и буд.вр.)
9.	Род ( пр.вр., ед.ч.)
10.	Роль в предложении (сказуемое)
Описание слайда:
4.Морфологический анализ слов в начальной школе Морфологический разбор глагола 1. Часть речи 2. (вопрос?) 3. Нач.форма (инфинитив) Постоянные признаки: 4. Вид ( совершен., несоверш.) 5. Спряжение Непостоянные признаки: 6. Число 7. Время 8. Лицо ( в наст. и буд.вр.) 9. Род ( пр.вр., ед.ч.) 10. Роль в предложении (сказуемое)

Слайд 20





4.Морфологический анализ слов в начальной школе
	Морфологический разбор наречия
1.	Часть речи
2.	(вопрос?)
3.	Какую часть речи поясняет
4.	Неизменяемость
5.	Наличие степени сравнения
6.	Разряд по значению
7.	Роль в предложении
Описание слайда:
4.Морфологический анализ слов в начальной школе Морфологический разбор наречия 1. Часть речи 2. (вопрос?) 3. Какую часть речи поясняет 4. Неизменяемость 5. Наличие степени сравнения 6. Разряд по значению 7. Роль в предложении

Слайд 21





 5.Заключение.
					Фонетический, морфемный и 				морфологический анализы слов,  				систематически используемые 				нами сначала как тренинговые 				процедуры, помогающие 					маленькому ребенку понять, 				принять, усвоить, 						систематизировать и применять на практике огромный теоретический материал, незаметно для детей, переходят на уровень контроля приобретенных знаний. По тому, в какой степени ребенок владеет этими видами разбора, можно судить в целом о системе  и качестве полученных детьми знаний и умений.
Описание слайда:
5.Заключение. Фонетический, морфемный и морфологический анализы слов, систематически используемые нами сначала как тренинговые процедуры, помогающие маленькому ребенку понять, принять, усвоить, систематизировать и применять на практике огромный теоретический материал, незаметно для детей, переходят на уровень контроля приобретенных знаний. По тому, в какой степени ребенок владеет этими видами разбора, можно судить в целом о системе и качестве полученных детьми знаний и умений.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию