🗊Презентация Фонетика. Чередование звуков. (10 класс)

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №1Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №2Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №3Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №4Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №5Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №6Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №7Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №8Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №9Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №10Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №11Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №12Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №13Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №14Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №15Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №16Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №17Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №18Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №19Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №20Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №21Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №22Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №23Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №24Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №25Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №26Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №27

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Фонетика. Чередование звуков. (10 класс). Доклад-сообщение содержит 27 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Урок русского языка в 10 классе.
Учитель русского языка и литературы
МОАУ «СОШ №1 им. А. С. Макаренко г. Орска»
Чоповская Марина Алексеевна.
Описание слайда:
Урок русского языка в 10 классе. Учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 им. А. С. Макаренко г. Орска» Чоповская Марина Алексеевна.

Слайд 2





Повторение изученного
Описание слайда:
Повторение изученного

Слайд 3





В названии какого раздела науки о языке входит часть слова телефон, магнитофон, микрофон?
Описание слайда:
В названии какого раздела науки о языке входит часть слова телефон, магнитофон, микрофон?

Слайд 4





Что изучает ФОНЕТИКА?
Описание слайда:
Что изучает ФОНЕТИКА?

Слайд 5





Звуки, при образовании которых голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот без препятствий
Описание слайда:
Звуки, при образовании которых голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот без препятствий

Слайд 6





При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот,  встречая на пути  преграды.
Описание слайда:
При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, встречая на пути преграды.

Слайд 7


Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8






Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?
ВОЛ – ВЕЛ
ПЛОТЫ – ПЛОДЫ
СУПЫ- ЗУБЫ
                           ЛУК – ЛЮК
                          МОЛ - МЕЛЬ
Описание слайда:
Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов? ВОЛ – ВЕЛ ПЛОТЫ – ПЛОДЫ СУПЫ- ЗУБЫ ЛУК – ЛЮК МОЛ - МЕЛЬ

Слайд 9





Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.
Лён   лей  люк  ток  шёл  шей лёд 
Араб муж суд торг 
Ноль ель  куль кот  ложь ешь толь 
Пара шум туз крот
Описание слайда:
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов. Лён лей люк ток шёл шей лёд Араб муж суд торг Ноль ель куль кот ложь ешь толь Пара шум туз крот

Слайд 10





Кость, въезд, ее, ежик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.
Описание слайда:
Кость, въезд, ее, ежик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.

Слайд 11


Фонетика. Чередование звуков. (10 класс), слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12






ЧЕРЕДОВАНИЯ
ЗВУКОВ
Описание слайда:
ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ

Слайд 13






Знал раньше
Описание слайда:
Знал раньше

Слайд 14





Что такое чередование?
Чередованием называется закономерная взаимозамена одной фонемы другой в пределах одной и той же морфемы. 
Чередования звуков проявляются в процессах формообразования и словообразования.
Описание слайда:
Что такое чередование? Чередованием называется закономерная взаимозамена одной фонемы другой в пределах одной и той же морфемы. Чередования звуков проявляются в процессах формообразования и словообразования.

Слайд 15





Виды чередований
В зависимости от того обусловлены ли они фонетическим положением звука в слове (фонетической позицией) или нет чередования подразделяются на
 фонетические (позиционные) 
исторические (традиционные, морфологические).
Описание слайда:
Виды чередований В зависимости от того обусловлены ли они фонетическим положением звука в слове (фонетической позицией) или нет чередования подразделяются на фонетические (позиционные) исторические (традиционные, морфологические).

Слайд 16





ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ 
Фонетическими чередованиями звуков называется такая взаимосмена фонем, которая вызывается действующими в современном языке фонетическими законами. 
Они обусловлены позицией звука в слове (конец слова, место по отношению к ударному звуку, соседство других звуков и т. д.), проявляются только в произношении (в устной форме речи) и не отражаются в буквенной записи (письменной форме речи).
Описание слайда:
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ Фонетическими чередованиями звуков называется такая взаимосмена фонем, которая вызывается действующими в современном языке фонетическими законами. Они обусловлены позицией звука в слове (конец слова, место по отношению к ударному звуку, соседство других звуков и т. д.), проявляются только в произношении (в устной форме речи) и не отражаются в буквенной записи (письменной форме речи).

Слайд 17






Например, при словоизменении существительного гриб отмечается чередование согласных фонем б//п в зависимости от их положения на конце слова или перед гласным звуком - [гр'ип] или [гр'иба]. 
В зависимости от положения по отношению к ударению наблюдаем чередование гласных о//а в словоформах [стол] - [стала]. 
Чередование д//т в приставке под- объясняется качеством следующего за ней звука - [падб'ит'], но [паткават'].
 Фонетические чередования звуков изучаются в разделе "Фонетика".
Описание слайда:
Например, при словоизменении существительного гриб отмечается чередование согласных фонем б//п в зависимости от их положения на конце слова или перед гласным звуком - [гр'ип] или [гр'иба]. В зависимости от положения по отношению к ударению наблюдаем чередование гласных о//а в словоформах [стол] - [стала]. Чередование д//т в приставке под- объясняется качеством следующего за ней звука - [падб'ит'], но [паткават']. Фонетические чередования звуков изучаются в разделе "Фонетика".

Слайд 18





ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ 
Историческими называются чередования, которые в современном русском языке не зависят от положения чередующихся звуков в специальных фонетических условиях. 
Они возникли в дописьменный период под влиянием действовавших тогда фонетических законов, а с возникновением азбуки закрепились и на письме.
 Следовательно, они проявляются как в устной, так и письменной речи.
Описание слайда:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ Историческими называются чередования, которые в современном русском языке не зависят от положения чередующихся звуков в специальных фонетических условиях. Они возникли в дописьменный период под влиянием действовавших тогда фонетических законов, а с возникновением азбуки закрепились и на письме. Следовательно, они проявляются как в устной, так и письменной речи.

Слайд 19






Как правило, исторические чередования наблюдаются в корнях слов, однако возможны чередования гласных с нулем звука и в некоторых суффиксах.
 В приставках отмечаются лишь отдельные случаи чередований: вознестись - взлететь (о//# - чередование о с нулем звука), передать - предать (пере//пре - чередование полногласных и неполногласных сочетаний). 
Исторические чередования изучаются в разделах "Словообразование" и "Морфология".   
Описание слайда:
Как правило, исторические чередования наблюдаются в корнях слов, однако возможны чередования гласных с нулем звука и в некоторых суффиксах. В приставках отмечаются лишь отдельные случаи чередований: вознестись - взлететь (о//# - чередование о с нулем звука), передать - предать (пере//пре - чередование полногласных и неполногласных сочетаний). Исторические чередования изучаются в разделах "Словообразование" и "Морфология".   

Слайд 20






  Разграничиваются три вида исторических чередований: 
1) чередования гласных (в том числе и гласного с нулем звука), 
2) чередования согласных и групп согласных,
 3) чередования полногласных и неполногласных сочетаний.
Описание слайда:
  Разграничиваются три вида исторических чередований: 1) чередования гласных (в том числе и гласного с нулем звука), 2) чередования согласных и групп согласных, 3) чередования полногласных и неполногласных сочетаний.

Слайд 21





ЗАДАНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ
Описание слайда:
ЗАДАНИЯ НА ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ

Слайд 22





 Задание 1. Определите чередования гласных звуков в корнях слов. 
   Ель - ёлка, испекли - испёк, седло - сёдла, сон - сна, день - дни, лён - льна, заведёт - заводит, соберу - собрать - собираю - сбор, затёрли - затрут - затирают - затор, посол - послать - посылать, взор - зрение - озираться, пожнёт - пожал - пожинал, примнёт - примял - приминал.
Описание слайда:
Задание 1. Определите чередования гласных звуков в корнях слов.    Ель - ёлка, испекли - испёк, седло - сёдла, сон - сна, день - дни, лён - льна, заведёт - заводит, соберу - собрать - собираю - сбор, затёрли - затрут - затирают - затор, посол - послать - посылать, взор - зрение - озираться, пожнёт - пожал - пожинал, примнёт - примял - приминал.

Слайд 23





  Задание 2. Докажите на основе исторических чередований гласных, что следующие слова по происхождению однокоренные. 
  Куёт - оковы,
 снуёт - основа - основательный, 
дух - дыхание - вздох,
 призыв - воззвание - зов,
 постель - подстилка, 
трус - трястись, 
точка - тыкать - ткнуть, 
крыша - крыть - кров.
Описание слайда:
  Задание 2. Докажите на основе исторических чередований гласных, что следующие слова по происхождению однокоренные.   Куёт - оковы, снуёт - основа - основательный, дух - дыхание - вздох, призыв - воззвание - зов, постель - подстилка, трус - трястись, точка - тыкать - ткнуть, крыша - крыть - кров.

Слайд 24





Задание 3. Определите чередования согласных звуков в корнях слов. 
Пахать - пашет, скакать - скачет, брызгать - брызжет, искать - ищет, плясать - пляшет, мазать - мажет, хлопотать - хлопочет, глодать - гложет, хлестать - хлещет, послать - пошлёт, колебать - колеблет, дремать - дремлет, водить - вожак - вождь, ведать - невежда - невежа, принудить - нужный - нужда, могу - мочь (сущ.) - мощь - может, муха - мушка, взвесить - взвешу, мост - мощу, возить - вожу - вождение, спичка - спица, удивлять - удивить, тащить - таскать,
Описание слайда:
Задание 3. Определите чередования согласных звуков в корнях слов. Пахать - пашет, скакать - скачет, брызгать - брызжет, искать - ищет, плясать - пляшет, мазать - мажет, хлопотать - хлопочет, глодать - гложет, хлестать - хлещет, послать - пошлёт, колебать - колеблет, дремать - дремлет, водить - вожак - вождь, ведать - невежда - невежа, принудить - нужный - нужда, могу - мочь (сущ.) - мощь - может, муха - мушка, взвесить - взвешу, мост - мощу, возить - вожу - вождение, спичка - спица, удивлять - удивить, тащить - таскать,

Слайд 25





Задание 4. Отметьте чередования полногласных и неполногласных сочетаний. 
Сторона - страна, волость - власть, молочный - млечный, средний - середина, борода - брадобрей, ворота - вратарь, здоровый - здравица, короткий - краткий, холод - охладить, волосы - власяной, берег - безбрежный.
Описание слайда:
Задание 4. Отметьте чередования полногласных и неполногласных сочетаний. Сторона - страна, волость - власть, молочный - млечный, средний - середина, борода - брадобрей, ворота - вратарь, здоровый - здравица, короткий - краткий, холод - охладить, волосы - власяной, берег - безбрежный.

Слайд 26





рефлексия
Знал раньше
Описание слайда:
рефлексия Знал раньше

Слайд 27





Домашнее задание
& 14 
№50
Описание слайда:
Домашнее задание & 14 №50



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию