🗊Глагол как часть речи

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Глагол как часть речи , слайд №1Глагол как часть речи , слайд №2Глагол как часть речи , слайд №3Глагол как часть речи , слайд №4Глагол как часть речи , слайд №5Глагол как часть речи , слайд №6Глагол как часть речи , слайд №7Глагол как часть речи , слайд №8Глагол как часть речи , слайд №9Глагол как часть речи , слайд №10Глагол как часть речи , слайд №11Глагол как часть речи , слайд №12Глагол как часть речи , слайд №13Глагол как часть речи , слайд №14Глагол как часть речи , слайд №15Глагол как часть речи , слайд №16Глагол как часть речи , слайд №17Глагол как часть речи , слайд №18Глагол как часть речи , слайд №19Глагол как часть речи , слайд №20

Вы можете ознакомиться и скачать Глагол как часть речи . Презентация содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Глагол как часть речи 

Митрошина М.Ю., 
учитель русского языка 
и литературы 
МОУ «Лицей №2»
Михайловск, 2011
Описание слайда:
Глагол как часть речи Митрошина М.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №2» Михайловск, 2011

Слайд 2





Цель :
 повторить и систематизировать 
материал по теме
 в рамках подготовки к ЕГЭ
Описание слайда:
Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ

Слайд 3





Задачи :
1. Повторить морфологические признаки глагола.
2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением.
3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ
Описание слайда:
Задачи : 1. Повторить морфологические признаки глагола. 2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением. 3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

Слайд 4





    Морфологические признаки 
    Морфологические признаки 
1.Что делать? что сделать?
2.Действие предмета.
3.Грамматические категории:
А) вид, переходность-непереходность,
возвратность;
Б) наклонение, время, лицо, число
4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.
Описание слайда:
Морфологические признаки Морфологические признаки 1.Что делать? что сделать? 2.Действие предмета. 3.Грамматические категории: А) вид, переходность-непереходность, возвратность; Б) наклонение, время, лицо, число 4.Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, определение, дополнение.

Слайд 5





            Вид глагола :
            Вид глагола :
Совершенный (что сделать?)-законченное действие;
Несовершенный (что делать?)-длительное действие.
Описание слайда:
Вид глагола : Вид глагола : Совершенный (что сделать?)-законченное действие; Несовершенный (что делать?)-длительное действие.

Слайд 6





              Переходные глаголы
              Переходные глаголы
     действие, направленное на объект:
  А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас
  Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение.
          Непереходные глаголы 
не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ.  в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) -  косвенное дополнение: препятствовать движению:
Описание слайда:
Переходные глаголы Переходные глаголы действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение. Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:

Слайд 7





           Возвратные глаголы
           Возвратные глаголы
имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь.
  Действительный залог : старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс).
Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс).
Описание слайда:
Возвратные глаголы Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь. Действительный залог : старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс).

Слайд 8





           Наклонение глагола :
           Наклонение глагола :
Изъявительное (реальный факт).
Повелительное (побуждение к действию).
Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.
Описание слайда:
Наклонение глагола : Наклонение глагола : Изъявительное (реальный факт). Повелительное (побуждение к действию). Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.

Слайд 9





 В значении повелительного употребляются:
 В значении повелительного употребляются:
    а) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку.
    б) условное наклонение: 
    Ты бы отдохнул немного.
    в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно.
 В значении условного употребляется:
 а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.
Описание слайда:
В значении повелительного употребляются: В значении повелительного употребляются: а) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку. б) условное наклонение: Ты бы отдохнул немного. в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно. В значении условного употребляется: а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.

Слайд 10





           Категория времени:
           Категория времени:
Настоящее, прошедшее,
Будущее простое -напишу, принесу,
Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).
Описание слайда:
Категория времени: Категория времени: Настоящее, прошедшее, Будущее простое -напишу, принесу, Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу).

Слайд 11





Определите синтаксическую роль инфинитива
Определите синтаксическую роль инфинитива
1.Ум нужно тренировать.
2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать.
3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги.
4.Я спешил скорее видеть вас.
5.Жить-родине служить.
6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.
Описание слайда:
Определите синтаксическую роль инфинитива Определите синтаксическую роль инфинитива 1.Ум нужно тренировать. 2.Он в совершенстве обладает этим труднейшим искусством слушать. 3.Не бойтесь посвящать целые часы чтению книги. 4.Я спешил скорее видеть вас. 5.Жить-родине служить. 6.Явился человек от Дарьи Михайловны с приглашением пожаловать к ней в кабинет.

Слайд 12





            Спряжение глагола 
            Спряжение глагола 
                       2 спряжение:
А) все на –ИТЬ, 
    (кроме брить, стелить, зиждиться);
Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:
В) 4 на -АТЬ: 
    гнать, дышать, слышать, держать.
Описание слайда:
Спряжение глагола Спряжение глагола 2 спряжение: А) все на –ИТЬ, (кроме брить, стелить, зиждиться); Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В) 4 на -АТЬ: гнать, дышать, слышать, держать.

Слайд 13





     Личные окончания глагола :
     Личные окончания глагола :
 А) 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
(суф. прич. 1 спр. –ущ, -ющ, -ом, -ем).
     2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
(суф. прич. 2спр. -ащ, -ящ, -им.)
Б) вылетите –летите, 
    выгоните –гоните(2спр.)
В) сохраняй вид при образовании инфинитива;
В повелительном наклонении всегда –ИТЕ
Описание слайда:
Личные окончания глагола : Личные окончания глагола : А) 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (суф. прич. 1 спр. –ущ, -ющ, -ом, -ем). 2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). (суф. прич. 2спр. -ащ, -ящ, -им.) Б) вылетите –летите, выгоните –гоните(2спр.) В) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда –ИТЕ

Слайд 14





     Разноспрягаемые глаголы:
     Разноспрягаемые глаголы:
    Ед.ч.  Хочу,   хочешь, хочет,
    Мн.ч.  Хотим, хотите, хотят
    Ед.ч. бегу,    бежишь,  бежит
    Мн.ч. бежим, бежите,   бегут 
     Брезжишь – но: брезжут
Описание слайда:
Разноспрягаемые глаголы: Разноспрягаемые глаголы: Ед.ч. Хочу, хочешь, хочет, Мн.ч. Хотим, хотите, хотят Ед.ч. бегу, бежишь, бежит Мн.ч. бежим, бежите, бегут Брезжишь – но: брезжут

Слайд 15





Сложные случаи согласования:
Сложные случаи согласования:
1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе.
2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч.
3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч.
4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа.
5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих
Описание слайда:
Сложные случаи согласования: Сложные случаи согласования: 1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе. 2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч. 3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч. 4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа. 5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих

Слайд 16





                          Ключи:
                          Ключи:
1. 1-Б, 2-Б, 3-А ;    
2. 1-А, 2-Б, 3-Б;  
3.1-А, 2-Б, 3-А;    
4. 1-А, 2-А,  3-Б.
Описание слайда:
Ключи: Ключи: 1. 1-Б, 2-Б, 3-А ; 2. 1-А, 2-Б, 3-Б; 3.1-А, 2-Б, 3-А; 4. 1-А, 2-А, 3-Б.

Слайд 17





Правописание суффиксов глагола :
Правописание суффиксов глагола :
        А)   - ова-, - ева = - ую (-юю):
                беседовал -беседую,
        Б)- ыва (-ива) = - ываю(- иваю): 
               развеивал-развеиваю.
        В) одолеть -одолевать, одолеваю.
        Г) Запомни: застревать, затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, недоумевать.
Описание слайда:
Правописание суффиксов глагола : Правописание суффиксов глагола : А) - ова-, - ева = - ую (-юю): беседовал -беседую, Б)- ыва (-ива) = - ываю(- иваю): развеивал-развеиваю. В) одолеть -одолевать, одолеваю. Г) Запомни: застревать, затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, недоумевать.

Слайд 18





       Правописание суффиксов 
       Правописание суффиксов 
   после приставок обез - ( обес-):
  1.В переходных  - И : 
 обезлесить, обезводить (кого-то), обессилить врага
   2. В непереходных – Е :
   обезлесеть, обезводеть(самому),         обессилеть самому
Описание слайда:
Правописание суффиксов Правописание суффиксов после приставок обез - ( обес-): 1.В переходных - И : обезлесить, обезводить (кого-то), обессилить врага 2. В непереходных – Е : обезлесеть, обезводеть(самому), обессилеть самому

Слайд 19





Домашнее задание:
1. Чтение теории : 
стр. 158-161,165-166. 
2. Упражнения:  252,253.
Описание слайда:
Домашнее задание: 1. Чтение теории : стр. 158-161,165-166. 2. Упражнения: 252,253.

Слайд 20





Литература :
1.Учебник.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.,
«Русское слово»,2009 год.
2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.
Описание слайда:
Литература : 1.Учебник.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., «Русское слово»,2009 год. 2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию