🗊Презентация История развития экологических учений

Категория: Окружающий мир
Нажмите для полного просмотра!
История развития экологических учений, слайд №1История развития экологических учений, слайд №2История развития экологических учений, слайд №3История развития экологических учений, слайд №4История развития экологических учений, слайд №5История развития экологических учений, слайд №6История развития экологических учений, слайд №7История развития экологических учений, слайд №8История развития экологических учений, слайд №9История развития экологических учений, слайд №10История развития экологических учений, слайд №11История развития экологических учений, слайд №12История развития экологических учений, слайд №13История развития экологических учений, слайд №14История развития экологических учений, слайд №15История развития экологических учений, слайд №16История развития экологических учений, слайд №17История развития экологических учений, слайд №18История развития экологических учений, слайд №19История развития экологических учений, слайд №20История развития экологических учений, слайд №21История развития экологических учений, слайд №22История развития экологических учений, слайд №23История развития экологических учений, слайд №24История развития экологических учений, слайд №25История развития экологических учений, слайд №26История развития экологических учений, слайд №27История развития экологических учений, слайд №28История развития экологических учений, слайд №29История развития экологических учений, слайд №30История развития экологических учений, слайд №31История развития экологических учений, слайд №32История развития экологических учений, слайд №33История развития экологических учений, слайд №34История развития экологических учений, слайд №35История развития экологических учений, слайд №36История развития экологических учений, слайд №37История развития экологических учений, слайд №38История развития экологических учений, слайд №39История развития экологических учений, слайд №40

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему История развития экологических учений. Доклад-сообщение содержит 40 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Лекция 1.
Экология как наука
Описание слайда:
Лекция 1. Экология как наука

Слайд 2





1 История развития экологических учений
Историю развития экологии можно условно разделить на 3 этапа:
1 – этап зарождения и становления экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX века);
2 – этап оформления экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX века до середины XX века);
3 – этап превращения экологии в междисциплинарную науку (с середины XX века по настоящее время).
Описание слайда:
1 История развития экологических учений Историю развития экологии можно условно разделить на 3 этапа: 1 – этап зарождения и становления экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX века); 2 – этап оформления экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX века до середины XX века); 3 – этап превращения экологии в междисциплинарную науку (с середины XX века по настоящее время).

Слайд 3


История развития экологических учений, слайд №3
Описание слайда:

Слайд 4





Становление экологии как науки связано с именами  анг­лийских ученых – 
биолога Джона Рея (1627-1705) и 
хи­мика Роберта Бойля (1627-1691).
Описание слайда:
Становление экологии как науки связано с именами анг­лийских ученых – биолога Джона Рея (1627-1705) и хи­мика Роберта Бойля (1627-1691).

Слайд 5






Д. Рей в 1670 г. в монографии «История растений» предложил первую естественную систему растений, ввел представления об однодольных и двудольных растениях. Он впервые использовал понятия вида и рода в смысле, близком к современному. 
В этом же году Р. Бойль опубли­ковал результаты влияния низкого атмосферного давления на различных животных.
Описание слайда:
Д. Рей в 1670 г. в монографии «История растений» предложил первую естественную систему растений, ввел представления об однодольных и двудольных растениях. Он впервые использовал понятия вида и рода в смысле, близком к современному. В этом же году Р. Бойль опубли­ковал результаты влияния низкого атмосферного давления на различных животных.

Слайд 6





Голландский натуралист Антони ван Левенгук (1632-1723) с помощью изобретенного им микроскопа первым начал изучать микроорганизмы и клетки.
Голландский натуралист Антони ван Левенгук (1632-1723) с помощью изобретенного им микроскопа первым начал изучать микроорганизмы и клетки.
Он является пио­нером в изучении пищевых цепей, исследовал проблемы численности популяций.
Описание слайда:
Голландский натуралист Антони ван Левенгук (1632-1723) с помощью изобретенного им микроскопа первым начал изучать микроорганизмы и клетки. Голландский натуралист Антони ван Левенгук (1632-1723) с помощью изобретенного им микроскопа первым начал изучать микроорганизмы и клетки. Он является пио­нером в изучении пищевых цепей, исследовал проблемы численности популяций.

Слайд 7


История развития экологических учений, слайд №7
Описание слайда:

Слайд 8


История развития экологических учений, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


История развития экологических учений, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10





Первые представле­ния о биосфере как области жизни и оболочке Земли даны Ж.-Б. Ламарком (1744-1829) в труде «Гидрология». 
Первые представле­ния о биосфере как области жизни и оболочке Земли даны Ж.-Б. Ламарком (1744-1829) в труде «Гидрология».
Описание слайда:
Первые представле­ния о биосфере как области жизни и оболочке Земли даны Ж.-Б. Ламарком (1744-1829) в труде «Гидрология». Первые представле­ния о биосфере как области жизни и оболочке Земли даны Ж.-Б. Ламарком (1744-1829) в труде «Гидрология».

Слайд 11





Термин «биосфера» впервые ввел в научный обиход в 1875 г. австрий­ский геолог Э. Зюсс (1831-1914), в работах которого биосферу понимали как тонкую пленку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую лик Земли.
Термин «биосфера» впервые ввел в научный обиход в 1875 г. австрий­ский геолог Э. Зюсс (1831-1914), в работах которого биосферу понимали как тонкую пленку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую лик Земли.
Описание слайда:
Термин «биосфера» впервые ввел в научный обиход в 1875 г. австрий­ский геолог Э. Зюсс (1831-1914), в работах которого биосферу понимали как тонкую пленку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую лик Земли. Термин «биосфера» впервые ввел в научный обиход в 1875 г. австрий­ский геолог Э. Зюсс (1831-1914), в работах которого биосферу понимали как тонкую пленку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую лик Земли.

Слайд 12





Существенной вехой в развитии науки об образе жизни различных живых организмов, и в том числе человека, явля­ется труд Т. Мальтуса (1798), в котором приведены уравнения экспоненциального роста популяций как основы демографиче­ских концепций. 
Существенной вехой в развитии науки об образе жизни различных живых организмов, и в том числе человека, явля­ется труд Т. Мальтуса (1798), в котором приведены уравнения экспоненциального роста популяций как основы демографиче­ских концепций.
Описание слайда:
Существенной вехой в развитии науки об образе жизни различных живых организмов, и в том числе человека, явля­ется труд Т. Мальтуса (1798), в котором приведены уравнения экспоненциального роста популяций как основы демографиче­ских концепций. Существенной вехой в развитии науки об образе жизни различных живых организмов, и в том числе человека, явля­ется труд Т. Мальтуса (1798), в котором приведены уравнения экспоненциального роста популяций как основы демографиче­ских концепций.

Слайд 13


История развития экологических учений, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





В России заслуга в формировании 
В России заслуга в формировании 
основных положений экологии и 
экологического мировоззрения 
принадлежит профессору 
Московского университета 
Карлу Францевичу Рулье (1814-1858).
Еще до выхода в свет труда Э. Геккеля он сформулиро­вал основной принцип взаимоотношений организма и среды, названный им «Законом двойственности жизненных начал». Им же обозначены проблемы изменчивости, адаптации, миг­раций и влияния человека на природу.
Описание слайда:
В России заслуга в формировании В России заслуга в формировании основных положений экологии и экологического мировоззрения принадлежит профессору Московского университета Карлу Францевичу Рулье (1814-1858). Еще до выхода в свет труда Э. Геккеля он сформулиро­вал основной принцип взаимоотношений организма и среды, названный им «Законом двойственности жизненных начал». Им же обозначены проблемы изменчивости, адаптации, миг­раций и влияния человека на природу.

Слайд 15





Начало биоценотическому направлению 
Начало биоценотическому направлению 
исследований в природе положил в 
конце 70-х гг. ХIХ века немецкий биолог 
К. Мебиус. В 1877 г. на основе изучения 
устричных банок Северного моря 
обосновал представление о биоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды. Биоценозы, или природные сообщества, по К. Мебиусу, обусловлены длительной историей приспособления видов друг к другу и к исходной экологической обстановке. Он утверждал, что всякое изменение в каком-либо из факторов биоценоза вызывает изменения в других факторах последнего.
Описание слайда:
Начало биоценотическому направлению Начало биоценотическому направлению исследований в природе положил в конце 70-х гг. ХIХ века немецкий биолог К. Мебиус. В 1877 г. на основе изучения устричных банок Северного моря обосновал представление о биоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды. Биоценозы, или природные сообщества, по К. Мебиусу, обусловлены длительной историей приспособления видов друг к другу и к исходной экологической обстановке. Он утверждал, что всякое изменение в каком-либо из факторов биоценоза вызывает изменения в других факторах последнего.

Слайд 16


История развития экологических учений, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17





Во второй половине XIX –  начале XX вв. большое внима­ние уделяли изучению влияния отдельных факторов (главным образом климатических) на распространение и динамику орга­низмов. 
Во второй половине XIX –  начале XX вв. большое внима­ние уделяли изучению влияния отдельных факторов (главным образом климатических) на распространение и динамику орга­низмов. 
К догеккелевскому периоду развития экологии отно­сят, в частности, работы ученого-агронома Ю. Либиха, кото­рый сформулировал закон минимума.
Описание слайда:
Во второй половине XIX – начале XX вв. большое внима­ние уделяли изучению влияния отдельных факторов (главным образом климатических) на распространение и динамику орга­низмов. Во второй половине XIX – начале XX вв. большое внима­ние уделяли изучению влияния отдельных факторов (главным образом климатических) на распространение и динамику орга­низмов. К догеккелевскому периоду развития экологии отно­сят, в частности, работы ученого-агронома Ю. Либиха, кото­рый сформулировал закон минимума.

Слайд 18





Огромный вклад в становление экологии как нау­ки внес английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882). Он заложил биологический фундамент эко­логии как науки. В книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (1859) он изложил основы теории есте­ственного отбора в результате борьбы за существование. 
Огромный вклад в становление экологии как нау­ки внес английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882). Он заложил биологический фундамент эко­логии как науки. В книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (1859) он изложил основы теории есте­ственного отбора в результате борьбы за существование.
Описание слайда:
Огромный вклад в становление экологии как нау­ки внес английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882). Он заложил биологический фундамент эко­логии как науки. В книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (1859) он изложил основы теории есте­ственного отбора в результате борьбы за существование. Огромный вклад в становление экологии как нау­ки внес английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882). Он заложил биологический фундамент эко­логии как науки. В книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (1859) он изложил основы теории есте­ственного отбора в результате борьбы за существование.

Слайд 19





Термин «экология» (от греч. oikos — дом, родина и logos — учение) впервые введен в 1866 г. немецким биологом, профес­сором Йенского университета Э. Геккелем (1834-1919). 
Термин «экология» (от греч. oikos — дом, родина и logos — учение) впервые введен в 1866 г. немецким биологом, профес­сором Йенского университета Э. Геккелем (1834-1919).
Описание слайда:
Термин «экология» (от греч. oikos — дом, родина и logos — учение) впервые введен в 1866 г. немецким биологом, профес­сором Йенского университета Э. Геккелем (1834-1919). Термин «экология» (от греч. oikos — дом, родина и logos — учение) впервые введен в 1866 г. немецким биологом, профес­сором Йенского университета Э. Геккелем (1834-1919).

Слайд 20


История развития экологических учений, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21





В 1927 г. Ч. Элтон выпустил первый учебник-монографию по экологии. В нем было описано своеобразие биоценотических процессов, дано понятие экологической ниши, обоснова­но «правило экологических пирамид», сформулированы прин­ципы популяционной экологии. Вскоре были предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействия (В. Вольтерра, А. Лотка), проведены лабора­торные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гаузе). 
В 1927 г. Ч. Элтон выпустил первый учебник-монографию по экологии. В нем было описано своеобразие биоценотических процессов, дано понятие экологической ниши, обоснова­но «правило экологических пирамид», сформулированы прин­ципы популяционной экологии. Вскоре были предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействия (В. Вольтерра, А. Лотка), проведены лабора­торные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гаузе).
Описание слайда:
В 1927 г. Ч. Элтон выпустил первый учебник-монографию по экологии. В нем было описано своеобразие биоценотических процессов, дано понятие экологической ниши, обоснова­но «правило экологических пирамид», сформулированы прин­ципы популяционной экологии. Вскоре были предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействия (В. Вольтерра, А. Лотка), проведены лабора­торные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гаузе). В 1927 г. Ч. Элтон выпустил первый учебник-монографию по экологии. В нем было описано своеобразие биоценотических процессов, дано понятие экологической ниши, обоснова­но «правило экологических пирамид», сформулированы прин­ципы популяционной экологии. Вскоре были предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействия (В. Вольтерра, А. Лотка), проведены лабора­торные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гаузе).

Слайд 22





Таким образом, в 20-30-е годы 
Таким образом, в 20-30-е годы 
сформировалось направление эколо­гии популяций, в 30-е годы — 
понятие экосистемы. 
Его введе­ние связывают с работами 
А. Тенсли (1935). Под экосистемой понимали совокупность организмов и неживых компонентов, среды их обитания, при взаимодействии которых происходит более или менее полный биотический круговорот (с участием продуцентов, консументов и редуцентов).
Описание слайда:
Таким образом, в 20-30-е годы Таким образом, в 20-30-е годы сформировалось направление эколо­гии популяций, в 30-е годы — понятие экосистемы. Его введе­ние связывают с работами А. Тенсли (1935). Под экосистемой понимали совокупность организмов и неживых компонентов, среды их обитания, при взаимодействии которых происходит более или менее полный биотический круговорот (с участием продуцентов, консументов и редуцентов).

Слайд 23





В начале 40-х годов В. Н. Сукачев (1880-1967) обосновал концепцию биогеоценоза, имевшую большое значение для раз­вития теоретической базы экологии. В 50-е годы сформирова­лась общая экология, основное внимание в которой уделяется изучению взаимодействия организмов и структуры образуе­мых ими систем. 
В начале 40-х годов В. Н. Сукачев (1880-1967) обосновал концепцию биогеоценоза, имевшую большое значение для раз­вития теоретической базы экологии. В 50-е годы сформирова­лась общая экология, основное внимание в которой уделяется изучению взаимодействия организмов и структуры образуе­мых ими систем.
Описание слайда:
В начале 40-х годов В. Н. Сукачев (1880-1967) обосновал концепцию биогеоценоза, имевшую большое значение для раз­вития теоретической базы экологии. В 50-е годы сформирова­лась общая экология, основное внимание в которой уделяется изучению взаимодействия организмов и структуры образуе­мых ими систем. В начале 40-х годов В. Н. Сукачев (1880-1967) обосновал концепцию биогеоценоза, имевшую большое значение для раз­вития теоретической базы экологии. В 50-е годы сформирова­лась общая экология, основное внимание в которой уделяется изучению взаимодействия организмов и структуры образуе­мых ими систем.

Слайд 24





К 70-м годам XX в. сложились направления, называемые «физиологической» и «эволюционной» экологи­ей. В наши дни получили развитие «количественная» эколо­гия и математическое моделирование биосферных и экосистемных процессов. Изучение общепланетарных процессов развернулось после выхода в свет в 1926 г. книги В. И. Вернадского «Биосфера», где рассмотрены свойства «живого вещества» и его функции в формировании как современного лика Земли, так и всех сред жизни на планете (водной, почвенной и воздушной). В.И. Вернадский разработал также учение о биогеохимических циклах. Пред­шественником и единомышленником В. И. Вернадского был В. В. Докучаев (1846—1903), создавший учение о почве как о естественно-историческом теле.
К 70-м годам XX в. сложились направления, называемые «физиологической» и «эволюционной» экологи­ей. В наши дни получили развитие «количественная» эколо­гия и математическое моделирование биосферных и экосистемных процессов. Изучение общепланетарных процессов развернулось после выхода в свет в 1926 г. книги В. И. Вернадского «Биосфера», где рассмотрены свойства «живого вещества» и его функции в формировании как современного лика Земли, так и всех сред жизни на планете (водной, почвенной и воздушной). В.И. Вернадский разработал также учение о биогеохимических циклах. Пред­шественником и единомышленником В. И. Вернадского был В. В. Докучаев (1846—1903), создавший учение о почве как о естественно-историческом теле.
Описание слайда:
К 70-м годам XX в. сложились направления, называемые «физиологической» и «эволюционной» экологи­ей. В наши дни получили развитие «количественная» эколо­гия и математическое моделирование биосферных и экосистемных процессов. Изучение общепланетарных процессов развернулось после выхода в свет в 1926 г. книги В. И. Вернадского «Биосфера», где рассмотрены свойства «живого вещества» и его функции в формировании как современного лика Земли, так и всех сред жизни на планете (водной, почвенной и воздушной). В.И. Вернадский разработал также учение о биогеохимических циклах. Пред­шественником и единомышленником В. И. Вернадского был В. В. Докучаев (1846—1903), создавший учение о почве как о естественно-историческом теле. К 70-м годам XX в. сложились направления, называемые «физиологической» и «эволюционной» экологи­ей. В наши дни получили развитие «количественная» эколо­гия и математическое моделирование биосферных и экосистемных процессов. Изучение общепланетарных процессов развернулось после выхода в свет в 1926 г. книги В. И. Вернадского «Биосфера», где рассмотрены свойства «живого вещества» и его функции в формировании как современного лика Земли, так и всех сред жизни на планете (водной, почвенной и воздушной). В.И. Вернадский разработал также учение о биогеохимических циклах. Пред­шественником и единомышленником В. И. Вернадского был В. В. Докучаев (1846—1903), создавший учение о почве как о естественно-историческом теле.

Слайд 25





В. И. Вернадский (1863-1945) обосновал роль живого ве­щества как наиболее мощного геохимического и энергетиче­ского фактора — ведущей силы планетарного развития. В его работах ясно прослеживается значение для космоса жизни на планете Земля, а также значение космических связей для био­сферы. 
В. И. Вернадский (1863-1945) обосновал роль живого ве­щества как наиболее мощного геохимического и энергетиче­ского фактора — ведущей силы планетарного развития. В его работах ясно прослеживается значение для космоса жизни на планете Земля, а также значение космических связей для био­сферы.
Описание слайда:
В. И. Вернадский (1863-1945) обосновал роль живого ве­щества как наиболее мощного геохимического и энергетиче­ского фактора — ведущей силы планетарного развития. В его работах ясно прослеживается значение для космоса жизни на планете Земля, а также значение космических связей для био­сферы. В. И. Вернадский (1863-1945) обосновал роль живого ве­щества как наиболее мощного геохимического и энергетиче­ского фактора — ведущей силы планетарного развития. В его работах ясно прослеживается значение для космоса жизни на планете Земля, а также значение космических связей для био­сферы.

Слайд 26





В. И. Вернадский проследил эволюцию биосферы и при­шел к выводу, что деятельность современного человека, преоб­разующего поверхность Земли, по своим масштабам стала соизмерима с геологическими процессами на планете. В ре­зультате стало ясно, что использование природных ресурсов планеты происходит без учета закономерностей и механизмов функционирования биосферы. Тем не менее завершающим этапом эволюции биосферы он считал появление ноосферы — сферы разума.
В. И. Вернадский проследил эволюцию биосферы и при­шел к выводу, что деятельность современного человека, преоб­разующего поверхность Земли, по своим масштабам стала соизмерима с геологическими процессами на планете. В ре­зультате стало ясно, что использование природных ресурсов планеты происходит без учета закономерностей и механизмов функционирования биосферы. Тем не менее завершающим этапом эволюции биосферы он считал появление ноосферы — сферы разума.
Описание слайда:
В. И. Вернадский проследил эволюцию биосферы и при­шел к выводу, что деятельность современного человека, преоб­разующего поверхность Земли, по своим масштабам стала соизмерима с геологическими процессами на планете. В ре­зультате стало ясно, что использование природных ресурсов планеты происходит без учета закономерностей и механизмов функционирования биосферы. Тем не менее завершающим этапом эволюции биосферы он считал появление ноосферы — сферы разума. В. И. Вернадский проследил эволюцию биосферы и при­шел к выводу, что деятельность современного человека, преоб­разующего поверхность Земли, по своим масштабам стала соизмерима с геологическими процессами на планете. В ре­зультате стало ясно, что использование природных ресурсов планеты происходит без учета закономерностей и механизмов функционирования биосферы. Тем не менее завершающим этапом эволюции биосферы он считал появление ноосферы — сферы разума.

Слайд 27





Среди современных зарубежных ученых следует отме­тить Ю. Одума (США), Б. Коммонера (США). Ю. Одум написал одни из лучших современных книг по экологии: «Основы экологии» (1975) и «Экология» (1986). Эти рабо­ты оказали большое влияние на формирование экосистемного направления в экологии, в них он определил экологию как науку о функционировании биосферы.
Среди современных зарубежных ученых следует отме­тить Ю. Одума (США), Б. Коммонера (США). Ю. Одум написал одни из лучших современных книг по экологии: «Основы экологии» (1975) и «Экология» (1986). Эти рабо­ты оказали большое влияние на формирование экосистемного направления в экологии, в них он определил экологию как науку о функционировании биосферы.
Определенный вклад в развитие глобальной эколо­гии внесли Дж. Форрестер (США) и Д. Медоуз (США). В книге «Мировая динамика» (1971) Дж. Форрестер – ма­тематик и специалист в области управления –  изложил воз­можные варианты мирового развития. Под руководством кибернетика М. Медоуза в рамках «Римского клуба» с по­мощью методов математического моделирования проведены исследования путей мирового развития с 1900 до   2100 г.
Описание слайда:
Среди современных зарубежных ученых следует отме­тить Ю. Одума (США), Б. Коммонера (США). Ю. Одум написал одни из лучших современных книг по экологии: «Основы экологии» (1975) и «Экология» (1986). Эти рабо­ты оказали большое влияние на формирование экосистемного направления в экологии, в них он определил экологию как науку о функционировании биосферы. Среди современных зарубежных ученых следует отме­тить Ю. Одума (США), Б. Коммонера (США). Ю. Одум написал одни из лучших современных книг по экологии: «Основы экологии» (1975) и «Экология» (1986). Эти рабо­ты оказали большое влияние на формирование экосистемного направления в экологии, в них он определил экологию как науку о функционировании биосферы. Определенный вклад в развитие глобальной эколо­гии внесли Дж. Форрестер (США) и Д. Медоуз (США). В книге «Мировая динамика» (1971) Дж. Форрестер – ма­тематик и специалист в области управления – изложил воз­можные варианты мирового развития. Под руководством кибернетика М. Медоуза в рамках «Римского клуба» с по­мощью методов математического моделирования проведены исследования путей мирового развития с 1900 до 2100 г.

Слайд 28





2 Экология как наука
Как уже отмечалось, термин «экология» появился во второй половине XIX в. В 1866 г. молодой немецкий биолог профессор Йенского университета Эрнест Геккель в своем фундаментальном труде «Всеобщая морфология организмов» впервые употребил этот термин, образован­ный из двух греческих корней: ойкос (oikos) – дом, жили­ще; логос (logos) – слово, логика, наука. Дословный пере­вод означает «наука о доме (жилище)».
Э. Геккель писал, что экология – это наука о взаимоот­ношениях животных с окружающей их средой, т. е. он рас­сматривал экологию как область зоологии, изучающую вза­имоотношения животных с живой и неживой природой.
Описание слайда:
2 Экология как наука Как уже отмечалось, термин «экология» появился во второй половине XIX в. В 1866 г. молодой немецкий биолог профессор Йенского университета Эрнест Геккель в своем фундаментальном труде «Всеобщая морфология организмов» впервые употребил этот термин, образован­ный из двух греческих корней: ойкос (oikos) – дом, жили­ще; логос (logos) – слово, логика, наука. Дословный пере­вод означает «наука о доме (жилище)». Э. Геккель писал, что экология – это наука о взаимоот­ношениях животных с окружающей их средой, т. е. он рас­сматривал экологию как область зоологии, изучающую вза­имоотношения животных с живой и неживой природой.

Слайд 29





В современном понимании экология – наука о законо­мерностях формирования, развития и устойчивого функци­онирования биологических систем надорганизменного уров­ня во взаимосвязи со средой обитания. Кроме того, данная наука позволяет определить оптимальные формы взаимо­отношений природы и человеческого общества.
В современном понимании экология – наука о законо­мерностях формирования, развития и устойчивого функци­онирования биологических систем надорганизменного уров­ня во взаимосвязи со средой обитания. Кроме того, данная наука позволяет определить оптимальные формы взаимо­отношений природы и человеческого общества.
Объектами изучения экологии как науки являются биологические системы, относящиеся к популяционно-биоценотическому уровню организации живого вещества.
Описание слайда:
В современном понимании экология – наука о законо­мерностях формирования, развития и устойчивого функци­онирования биологических систем надорганизменного уров­ня во взаимосвязи со средой обитания. Кроме того, данная наука позволяет определить оптимальные формы взаимо­отношений природы и человеческого общества. В современном понимании экология – наука о законо­мерностях формирования, развития и устойчивого функци­онирования биологических систем надорганизменного уров­ня во взаимосвязи со средой обитания. Кроме того, данная наука позволяет определить оптимальные формы взаимо­отношений природы и человеческого общества. Объектами изучения экологии как науки являются биологические системы, относящиеся к популяционно-биоценотическому уровню организации живого вещества.

Слайд 30





В основе методов исследования экосистем и биогеоценозов лежит экосистемный подход.
В основе методов исследования экосистем и биогеоценозов лежит экосистемный подход.
Биологические системы на Земле имеют строгую иерар­хическую структуру, определяемую уровнями организации живого вещества (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный (онтогенетический), популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический, биосферный) (см. рисунок ).
Описание слайда:
В основе методов исследования экосистем и биогеоценозов лежит экосистемный подход. В основе методов исследования экосистем и биогеоценозов лежит экосистемный подход. Биологические системы на Земле имеют строгую иерар­хическую структуру, определяемую уровнями организации живого вещества (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный (онтогенетический), популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический, биосферный) (см. рисунок ).

Слайд 31





В соответствии с данными уровнями эко­логию зачастую подразделяют на аутэкологию, синэкологию и демэкологию.
В соответствии с данными уровнями эко­логию зачастую подразделяют на аутэкологию, синэкологию и демэкологию.
Аутэкология (греч. autos – сам) изучает взаимодей­ствие отдельных организмов или групп этих организмов с окружающей средой. При этом изучается взаимодействие данных объектов с окружающей средой как бы в изоляции от целостной биологической системы, в которую они входят как составные части, для познания основных закономерно­стей этого взаимодействия. Полученные знания позволяют оценить роль одной особи или группы особей в среде оби­тания.
Описание слайда:
В соответствии с данными уровнями эко­логию зачастую подразделяют на аутэкологию, синэкологию и демэкологию. В соответствии с данными уровнями эко­логию зачастую подразделяют на аутэкологию, синэкологию и демэкологию. Аутэкология (греч. autos – сам) изучает взаимодей­ствие отдельных организмов или групп этих организмов с окружающей средой. При этом изучается взаимодействие данных объектов с окружающей средой как бы в изоляции от целостной биологической системы, в которую они входят как составные части, для познания основных закономерно­стей этого взаимодействия. Полученные знания позволяют оценить роль одной особи или группы особей в среде оби­тания.

Слайд 32





Демэкология (греч. demos – народ,), или популяционная экология, направлена на изучение биологических систем более высокого уровня – группировок особей одного вида, со­вместно проживающих на определенной территории и спо­собных к устойчивому- воспроизводству (популяций). В этом разделе экологии особи рассматриваются не изолирован­но, а в виде взаимодействующих между собой организмов одного вида в составе популяции, исследуются условия, при которых происходит формирование популяции, изуча­ются внутрипопуляционные группировки, динамика чис­ленности популяции и др.
Демэкология (греч. demos – народ,), или популяционная экология, направлена на изучение биологических систем более высокого уровня – группировок особей одного вида, со­вместно проживающих на определенной территории и спо­собных к устойчивому- воспроизводству (популяций). В этом разделе экологии особи рассматриваются не изолирован­но, а в виде взаимодействующих между собой организмов одного вида в составе популяции, исследуются условия, при которых происходит формирование популяции, изуча­ются внутрипопуляционные группировки, динамика чис­ленности популяции и др.
Описание слайда:
Демэкология (греч. demos – народ,), или популяционная экология, направлена на изучение биологических систем более высокого уровня – группировок особей одного вида, со­вместно проживающих на определенной территории и спо­собных к устойчивому- воспроизводству (популяций). В этом разделе экологии особи рассматриваются не изолирован­но, а в виде взаимодействующих между собой организмов одного вида в составе популяции, исследуются условия, при которых происходит формирование популяции, изуча­ются внутрипопуляционные группировки, динамика чис­ленности популяции и др. Демэкология (греч. demos – народ,), или популяционная экология, направлена на изучение биологических систем более высокого уровня – группировок особей одного вида, со­вместно проживающих на определенной территории и спо­собных к устойчивому- воспроизводству (популяций). В этом разделе экологии особи рассматриваются не изолирован­но, а в виде взаимодействующих между собой организмов одного вида в составе популяции, исследуются условия, при которых происходит формирование популяции, изуча­ются внутрипопуляционные группировки, динамика чис­ленности популяции и др.

Слайд 33





Синэкология (греч. syn – вместе), или биоценология, исследует взаимодействие сообществ организмов различных видов между собой, а также с окружающей их абиотической (неживой) средой. Сообщества и окружающая их среда об­разуют систему более высокого иерархического уровня: экосистему. Совокупность всех экосистем планеты образу­ет экосистему наивысшего уровня — биосферу. Различные экосистемы и вся биосфера в целом являются также объектом изучения синэкологии.
Синэкология (греч. syn – вместе), или биоценология, исследует взаимодействие сообществ организмов различных видов между собой, а также с окружающей их абиотической (неживой) средой. Сообщества и окружающая их среда об­разуют систему более высокого иерархического уровня: экосистему. Совокупность всех экосистем планеты образу­ет экосистему наивысшего уровня — биосферу. Различные экосистемы и вся биосфера в целом являются также объектом изучения синэкологии.
Эйдэкология (экология видов) – наименее разработанное направление современной биоэкологии.
Описание слайда:
Синэкология (греч. syn – вместе), или биоценология, исследует взаимодействие сообществ организмов различных видов между собой, а также с окружающей их абиотической (неживой) средой. Сообщества и окружающая их среда об­разуют систему более высокого иерархического уровня: экосистему. Совокупность всех экосистем планеты образу­ет экосистему наивысшего уровня — биосферу. Различные экосистемы и вся биосфера в целом являются также объектом изучения синэкологии. Синэкология (греч. syn – вместе), или биоценология, исследует взаимодействие сообществ организмов различных видов между собой, а также с окружающей их абиотической (неживой) средой. Сообщества и окружающая их среда об­разуют систему более высокого иерархического уровня: экосистему. Совокупность всех экосистем планеты образу­ет экосистему наивысшего уровня — биосферу. Различные экосистемы и вся биосфера в целом являются также объектом изучения синэкологии. Эйдэкология (экология видов) – наименее разработанное направление современной биоэкологии.

Слайд 34





Биоценология – биологическая дисциплина, изучающая растительные и животные сообщества в их совокупности (живую природу), то есть биоценозы, их строение, развитие, распределение в пространстве и во времени, происхождение. Изучение сообществ организмов в их взаимодействии с неживой природой – предмет биогеоценологии.
Биоценология – биологическая дисциплина, изучающая растительные и животные сообщества в их совокупности (живую природу), то есть биоценозы, их строение, развитие, распределение в пространстве и во времени, происхождение. Изучение сообществ организмов в их взаимодействии с неживой природой – предмет биогеоценологии.
В рамках основных разделов при исследовании кон­кретных групп организмов выделяют экологию животных, растений, человека и т.д., а при изучении природных ком­плексов –  экологию водоемов, экологию суши, агроэколо­гию и т.д.
Описание слайда:
Биоценология – биологическая дисциплина, изучающая растительные и животные сообщества в их совокупности (живую природу), то есть биоценозы, их строение, развитие, распределение в пространстве и во времени, происхождение. Изучение сообществ организмов в их взаимодействии с неживой природой – предмет биогеоценологии. Биоценология – биологическая дисциплина, изучающая растительные и животные сообщества в их совокупности (живую природу), то есть биоценозы, их строение, развитие, распределение в пространстве и во времени, происхождение. Изучение сообществ организмов в их взаимодействии с неживой природой – предмет биогеоценологии. В рамках основных разделов при исследовании кон­кретных групп организмов выделяют экологию животных, растений, человека и т.д., а при изучении природных ком­плексов – экологию водоемов, экологию суши, агроэколо­гию и т.д.

Слайд 35





Ландша́фтная эколо́гия – отрасль науки, раздел экологии и географии, который изучает пространственное разнообразие и элементы ландшафта (например поля, живые изгороди, группы деревьев, реки или города) и то, как их расположение воздействует на распределение и поток энергии, и индивидуумов в окружающей среде (который, в свою очередь, может непосредственно повлиять на распределение элементов).
Ландша́фтная эколо́гия – отрасль науки, раздел экологии и географии, который изучает пространственное разнообразие и элементы ландшафта (например поля, живые изгороди, группы деревьев, реки или города) и то, как их расположение воздействует на распределение и поток энергии, и индивидуумов в окружающей среде (который, в свою очередь, может непосредственно повлиять на распределение элементов).
Описание слайда:
Ландша́фтная эколо́гия – отрасль науки, раздел экологии и географии, который изучает пространственное разнообразие и элементы ландшафта (например поля, живые изгороди, группы деревьев, реки или города) и то, как их расположение воздействует на распределение и поток энергии, и индивидуумов в окружающей среде (который, в свою очередь, может непосредственно повлиять на распределение элементов). Ландша́фтная эколо́гия – отрасль науки, раздел экологии и географии, который изучает пространственное разнообразие и элементы ландшафта (например поля, живые изгороди, группы деревьев, реки или города) и то, как их расположение воздействует на распределение и поток энергии, и индивидуумов в окружающей среде (который, в свою очередь, может непосредственно повлиять на распределение элементов).

Слайд 36





На базе уже рассмотренных разделов экологии в послед­ние годы сформировались и бурно развиваются два новых направления: глобальная экология и социоэкология. Объ­ектом изучения глобальной экологии является биосфера в целом. Проблемы взаимодействия природы и общества исследует социоэкология.
На базе уже рассмотренных разделов экологии в послед­ние годы сформировались и бурно развиваются два новых направления: глобальная экология и социоэкология. Объ­ектом изучения глобальной экологии является биосфера в целом. Проблемы взаимодействия природы и общества исследует социоэкология.
С научно-практической точки зрения, экологию делят на теоретическую и прикладную. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяй­ства привело к возникновению ряда факторов, отрицатель­но влияющих на окружающую среду и на человека, поэтому возникло новое направление — прикладная экология (ин­женерная, сельскохозяйственная, промысловая и т.д.).
Описание слайда:
На базе уже рассмотренных разделов экологии в послед­ние годы сформировались и бурно развиваются два новых направления: глобальная экология и социоэкология. Объ­ектом изучения глобальной экологии является биосфера в целом. Проблемы взаимодействия природы и общества исследует социоэкология. На базе уже рассмотренных разделов экологии в послед­ние годы сформировались и бурно развиваются два новых направления: глобальная экология и социоэкология. Объ­ектом изучения глобальной экологии является биосфера в целом. Проблемы взаимодействия природы и общества исследует социоэкология. С научно-практической точки зрения, экологию делят на теоретическую и прикладную. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяй­ства привело к возникновению ряда факторов, отрицатель­но влияющих на окружающую среду и на человека, поэтому возникло новое направление — прикладная экология (ин­женерная, сельскохозяйственная, промысловая и т.д.).

Слайд 37





Прикладная экология – это большой комплекс дисциплин, связанных с разными отраслями деятельности человека и взаимоотношениями между человеком и природой. К основным задачам прикладной экологии относятся: изучение механизмов антропогенных воздействий на природу; разработка принципов рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов; разработка экологических нормативов и стандартов; оптимизация инженерных решений по защите окружающей среды и др. 
Прикладная экология – это большой комплекс дисциплин, связанных с разными отраслями деятельности человека и взаимоотношениями между человеком и природой. К основным задачам прикладной экологии относятся: изучение механизмов антропогенных воздействий на природу; разработка принципов рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов; разработка экологических нормативов и стандартов; оптимизация инженерных решений по защите окружающей среды и др.
Описание слайда:
Прикладная экология – это большой комплекс дисциплин, связанных с разными отраслями деятельности человека и взаимоотношениями между человеком и природой. К основным задачам прикладной экологии относятся: изучение механизмов антропогенных воздействий на природу; разработка принципов рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов; разработка экологических нормативов и стандартов; оптимизация инженерных решений по защите окружающей среды и др. Прикладная экология – это большой комплекс дисциплин, связанных с разными отраслями деятельности человека и взаимоотношениями между человеком и природой. К основным задачам прикладной экологии относятся: изучение механизмов антропогенных воздействий на природу; разработка принципов рационального использования, сохранения и воспроизводства природных ресурсов; разработка экологических нормативов и стандартов; оптимизация инженерных решений по защите окружающей среды и др.

Слайд 38





Теоретическая экология является научной основой для прикладной экологии, так как вскрывает общие закономерности организации жизни и функционирования экологических систем и биосферы, что позволяет предотвратить негативные последствия антропогенной деятельности.
Теоретическая экология является научной основой для прикладной экологии, так как вскрывает общие закономерности организации жизни и функционирования экологических систем и биосферы, что позволяет предотвратить негативные последствия антропогенной деятельности.
Описание слайда:
Теоретическая экология является научной основой для прикладной экологии, так как вскрывает общие закономерности организации жизни и функционирования экологических систем и биосферы, что позволяет предотвратить негативные последствия антропогенной деятельности. Теоретическая экология является научной основой для прикладной экологии, так как вскрывает общие закономерности организации жизни и функционирования экологических систем и биосферы, что позволяет предотвратить негативные последствия антропогенной деятельности.

Слайд 39





В современной экологии можно выделить два подхода к проблеме взаимоотношений человека и природы. Первый подход – экоцентризм – исходит из представлений об объективном существовании единой системы, в которой все живые организмы планеты, включая человеческое общество с его техникой, технологиями, культурой, взаимодействуют между собой и окружающей средой. Второй подход – антропоцентризм – рассматривает человеческое общество и живую природу как две разные системы, внутренние связи в каждой из которых сильнее, существеннее, чем связи между ними; ставит человека, его технологии, его «власть над природой» в центр экологических проблем.
В современной экологии можно выделить два подхода к проблеме взаимоотношений человека и природы. Первый подход – экоцентризм – исходит из представлений об объективном существовании единой системы, в которой все живые организмы планеты, включая человеческое общество с его техникой, технологиями, культурой, взаимодействуют между собой и окружающей средой. Второй подход – антропоцентризм – рассматривает человеческое общество и живую природу как две разные системы, внутренние связи в каждой из которых сильнее, существеннее, чем связи между ними; ставит человека, его технологии, его «власть над природой» в центр экологических проблем.
Описание слайда:
В современной экологии можно выделить два подхода к проблеме взаимоотношений человека и природы. Первый подход – экоцентризм – исходит из представлений об объективном существовании единой системы, в которой все живые организмы планеты, включая человеческое общество с его техникой, технологиями, культурой, взаимодействуют между собой и окружающей средой. Второй подход – антропоцентризм – рассматривает человеческое общество и живую природу как две разные системы, внутренние связи в каждой из которых сильнее, существеннее, чем связи между ними; ставит человека, его технологии, его «власть над природой» в центр экологических проблем. В современной экологии можно выделить два подхода к проблеме взаимоотношений человека и природы. Первый подход – экоцентризм – исходит из представлений об объективном существовании единой системы, в которой все живые организмы планеты, включая человеческое общество с его техникой, технологиями, культурой, взаимодействуют между собой и окружающей средой. Второй подход – антропоцентризм – рассматривает человеческое общество и живую природу как две разные системы, внутренние связи в каждой из которых сильнее, существеннее, чем связи между ними; ставит человека, его технологии, его «власть над природой» в центр экологических проблем.

Слайд 40





Таким образом, основ­ная цель современной экологии – определение основных за­конов функционирования биологических систем различного уровня во взаимосвязи с окружающей средой и умение их ис­пользовать для устойчивого развития цивилизации путем управления природными и антропогенными системами, че­ловеческим обществом и биосферой в целом.
Таким образом, основ­ная цель современной экологии – определение основных за­конов функционирования биологических систем различного уровня во взаимосвязи с окружающей средой и умение их ис­пользовать для устойчивого развития цивилизации путем управления природными и антропогенными системами, че­ловеческим обществом и биосферой в целом.
Описание слайда:
Таким образом, основ­ная цель современной экологии – определение основных за­конов функционирования биологических систем различного уровня во взаимосвязи с окружающей средой и умение их ис­пользовать для устойчивого развития цивилизации путем управления природными и антропогенными системами, че­ловеческим обществом и биосферой в целом. Таким образом, основ­ная цель современной экологии – определение основных за­конов функционирования биологических систем различного уровня во взаимосвязи с окружающей средой и умение их ис­пользовать для устойчивого развития цивилизации путем управления природными и антропогенными системами, че­ловеческим обществом и биосферой в целом.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию