🗊Презентация Компонентный состав ЛЗ слова

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №1Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №2Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №3Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №4Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №5Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №6Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №7Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №8Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №9Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №10Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №11Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №12Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №13Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №14Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №15Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №16Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №17Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №18Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №19Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №20Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Компонентный состав ЛЗ слова. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Компонентный состав ЛЗ слова
Белица Татьяна Ивановна
Описание слайда:
Компонентный состав ЛЗ слова Белица Татьяна Ивановна

Слайд 2





Компонентный состав ЛЗ слова. Метод компонентного анализа
	Компонентный состав ЛЗ слова – сложная комплексная интегративная структура, объединяющая гетерогенные компоненты.
	Многокомпонентность и гетерогенность ЛЗ слова обусловлена многосторонней референцией – способностью слова отсылать к определенным актуальным или ментальным сферам, отнесенность слова к определенной сфере. 
	Метод компонентного анализа – метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. Впервые был использован в 50‑е годы ХХ в.
Описание слайда:
Компонентный состав ЛЗ слова. Метод компонентного анализа Компонентный состав ЛЗ слова – сложная комплексная интегративная структура, объединяющая гетерогенные компоненты. Многокомпонентность и гетерогенность ЛЗ слова обусловлена многосторонней референцией – способностью слова отсылать к определенным актуальным или ментальным сферам, отнесенность слова к определенной сфере. Метод компонентного анализа – метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. Впервые был использован в 50‑е годы ХХ в.

Слайд 3





Сферы, с которыми соотносится ЛЗ слова:
в системе языка и речи слово соотносится с лексико-грамматической категорией (ГК);
в речи/тексте – с референтом (актуальным предметом действительности);
в системе языка – с денотатом (класс однородных предметов, ДК);
в системе языка – с сигнификатом (мысленно представляемая совокупность свойств, на основании которых предметы объединяются в один класс, СК);
в системе языка – с представлением (наглядно-чувственным образом, образными ассоциациями) говорящих о реальных или вымышленных объектах (ОК);
в системе языка – с человеком как субъектом номинации; коннотативный компонент (КК);
в системе языка – с функционально-стилевой сферой (СтК);
в речи/тексте – с социально речевой сферой, с человеком как S высказывания в конкретном коммуникативном акте, то есть с прагматикой (ПК).
Описание слайда:
Сферы, с которыми соотносится ЛЗ слова: в системе языка и речи слово соотносится с лексико-грамматической категорией (ГК); в речи/тексте – с референтом (актуальным предметом действительности); в системе языка – с денотатом (класс однородных предметов, ДК); в системе языка – с сигнификатом (мысленно представляемая совокупность свойств, на основании которых предметы объединяются в один класс, СК); в системе языка – с представлением (наглядно-чувственным образом, образными ассоциациями) говорящих о реальных или вымышленных объектах (ОК); в системе языка – с человеком как субъектом номинации; коннотативный компонент (КК); в системе языка – с функционально-стилевой сферой (СтК); в речи/тексте – с социально речевой сферой, с человеком как S высказывания в конкретном коммуникативном акте, то есть с прагматикой (ПК).

Слайд 4





Иерархичность уровней ЛЗ слова
	1. Уровень аспектов ЛЗ: 1) лексико-грамматический; 2) собственно семантический, или лексико-семантический; 3) функциональный.
	2. Уровень макрокомпонентов. 
	3. Уровень микрокомпонентов, или сем.
	Сема – мельчайшая, далее неделимая часть ЛЗ, в которой отражается квант нашего знания о предмете, явлении и т.д., а также феноменах эмоционально-психической деятельности сознания: эмоциях, чувствах, эмоциональных оценках.
Описание слайда:
Иерархичность уровней ЛЗ слова 1. Уровень аспектов ЛЗ: 1) лексико-грамматический; 2) собственно семантический, или лексико-семантический; 3) функциональный. 2. Уровень макрокомпонентов. 3. Уровень микрокомпонентов, или сем. Сема – мельчайшая, далее неделимая часть ЛЗ, в которой отражается квант нашего знания о предмете, явлении и т.д., а также феноменах эмоционально-психической деятельности сознания: эмоциях, чувствах, эмоциональных оценках.

Слайд 5





Лексико-грамматический аспект
Описание слайда:
Лексико-грамматический аспект

Слайд 6





Лексико-семантический и функциональный аспекты
Описание слайда:
Лексико-семантический и функциональный аспекты

Слайд 7





Коннотативный компонент
Описание слайда:
Коннотативный компонент

Слайд 8





Макрокомпонент 
Образность
результат отражения образа как ассоциативно-психической сущности;
не членится на отдельные семы;
отражает национально-культурную специфику, языческие, мифологические, библейские представления, исторические ситуации, фольклорные, литературные аллюзии (беситься, чертополох, остолбенеть, ошеломить, обломовщина);
внутренняя форма слова (признак, положенный в основу наименования [А. А. Потебня]) – это образность, не связанная с коннотацией;
ОК без КК: клубника, земляника, крестины, небосвод, высотка;
ОК + КК: выкрутасы, кособокий, ершистый, кривотолки.
Описание слайда:
Макрокомпонент Образность результат отражения образа как ассоциативно-психической сущности; не членится на отдельные семы; отражает национально-культурную специфику, языческие, мифологические, библейские представления, исторические ситуации, фольклорные, литературные аллюзии (беситься, чертополох, остолбенеть, ошеломить, обломовщина); внутренняя форма слова (признак, положенный в основу наименования [А. А. Потебня]) – это образность, не связанная с коннотацией; ОК без КК: клубника, земляника, крестины, небосвод, высотка; ОК + КК: выкрутасы, кособокий, ершистый, кривотолки.

Слайд 9





Функциональный аспект
Описание слайда:
Функциональный аспект

Слайд 10





Модель полной структуры семемы ЛЕ на уровне макрокомпонентов
Описание слайда:
Модель полной структуры семемы ЛЕ на уровне макрокомпонентов

Слайд 11


Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13


Компонентный состав ЛЗ слова, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





Семы объективные – субъективные
по природе отраженных и закрепленных в ЛЗ слов признаков предметов.
объективные семы отражают такие признаки предмета, не зависящие от воли субъекта;
		сема ‘возраст’ в ЛЗ слов дитя, ребенок, подросток, взрослый, старик;
		сема  ‘состоящий из трех одинаковых компонентов, составных частей’ в 
		ЛЗ слов трилистник, триумвират, троеборье, тройник, тройня. 
субъективные семы отражают такие признаки предметов, которые им приписываются субъектом в актах номинации;
все субъективные семы по своей природе ассоциативные, такие семы представлены в метафорических ЛЗ, поскольку метафоры порождаются на основе ассоциаций: 
		верста, каланча – о человеке очень высокого роста; 
		серебристый голосок, горькая правда.
Описание слайда:
Семы объективные – субъективные по природе отраженных и закрепленных в ЛЗ слов признаков предметов. объективные семы отражают такие признаки предмета, не зависящие от воли субъекта; сема ‘возраст’ в ЛЗ слов дитя, ребенок, подросток, взрослый, старик; сема ‘состоящий из трех одинаковых компонентов, составных частей’ в ЛЗ слов трилистник, триумвират, троеборье, тройник, тройня. субъективные семы отражают такие признаки предметов, которые им приписываются субъектом в актах номинации; все субъективные семы по своей природе ассоциативные, такие семы представлены в метафорических ЛЗ, поскольку метафоры порождаются на основе ассоциаций: верста, каланча – о человеке очень высокого роста; серебристый голосок, горькая правда.

Слайд 15





Семы предметные (конкретные) – отвлеченные (абстрактные)
конкретные семы, репрезентированные словами ‘рука’, ‘нога’, ‘глаз’, ‘стена’, ‘дверь’, ‘передвигаться с помощью ног’, ‘брать (что-н. рукой’) и т. п.;
абстрактный характер имеют сигнификативные семы ‘состояние’, ‘отношение’, ’время’, ‘пространство’, ‘сознание’, ‘мышление’, ‘мысль’, ‘думать’, ‘рассуждать’;
абстрактный характер имеют семы, отражающие различные признаки-характеристики человека и предметов, состояний и т. д.: 	семы ‘большой / громоздкий’ и ‘неуклюжий’ в переносных ЛЗ слов медведь и слон; 
		сема ‘очень быстрый, мгновенный’ в слове молниеносный (ответ, удар) и т. д.
абстрактный характер имеют также коннотативные семы.
Описание слайда:
Семы предметные (конкретные) – отвлеченные (абстрактные) конкретные семы, репрезентированные словами ‘рука’, ‘нога’, ‘глаз’, ‘стена’, ‘дверь’, ‘передвигаться с помощью ног’, ‘брать (что-н. рукой’) и т. п.; абстрактный характер имеют сигнификативные семы ‘состояние’, ‘отношение’, ’время’, ‘пространство’, ‘сознание’, ‘мышление’, ‘мысль’, ‘думать’, ‘рассуждать’; абстрактный характер имеют семы, отражающие различные признаки-характеристики человека и предметов, состояний и т. д.: семы ‘большой / громоздкий’ и ‘неуклюжий’ в переносных ЛЗ слов медведь и слон; сема ‘очень быстрый, мгновенный’ в слове молниеносный (ответ, удар) и т. д. абстрактный характер имеют также коннотативные семы.

Слайд 16





Семы ядерные – периферийные
ядерные семы – это семы значимые, существенные при выделении предметов реальной действительности и их противопоставлении в когнитивном процессе; 
И. А. Стернин: ядерная сема отражает, во-первых, постоянный признак предмета, во-вторых, обязательный, неустранимый признак предмета, «т. е. такой, мысленное устранение которого из предмета нарушает тождество предмета – он утрачивает свою качественную определенность и / или способность выполнять основную функцию». 
		сема ‘женщина’ выступает ядерной в любой номинации женщины и гипосемой, объединяющей все номинации женщин в общем поле ЛЕ, обозначающих человека, архисемой в группах, объединяющих названия женщин по разным признакам (врач, менеджер,  поэтесса, артистка, арфистка, манекенщица), по родственным отношениям (мать, сестра, дочь, бабушка, прабабушка) и т. д.
периферийная сема отражает непостоянный и необязательный признак предмета, в меньшей степени осознающийся говорящими, чем ядерный признак:
		мать ‘женщина по отношению к своим детям’ – не выражены периферийные семы ‘родившая’, ‘вскормившая грудью ребенка’ (в сознании русских мать ассоциируется с рождением ребенка, кормлением его грудью, воспитанием).
Описание слайда:
Семы ядерные – периферийные ядерные семы – это семы значимые, существенные при выделении предметов реальной действительности и их противопоставлении в когнитивном процессе; И. А. Стернин: ядерная сема отражает, во-первых, постоянный признак предмета, во-вторых, обязательный, неустранимый признак предмета, «т. е. такой, мысленное устранение которого из предмета нарушает тождество предмета – он утрачивает свою качественную определенность и / или способность выполнять основную функцию». сема ‘женщина’ выступает ядерной в любой номинации женщины и гипосемой, объединяющей все номинации женщин в общем поле ЛЕ, обозначающих человека, архисемой в группах, объединяющих названия женщин по разным признакам (врач, менеджер, поэтесса, артистка, арфистка, манекенщица), по родственным отношениям (мать, сестра, дочь, бабушка, прабабушка) и т. д. периферийная сема отражает непостоянный и необязательный признак предмета, в меньшей степени осознающийся говорящими, чем ядерный признак: мать ‘женщина по отношению к своим детям’ – не выражены периферийные семы ‘родившая’, ‘вскормившая грудью ребенка’ (в сознании русских мать ассоциируется с рождением ребенка, кормлением его грудью, воспитанием).

Слайд 17





Семы эксплицитные (выраженные) – имплицитные (невыраженные)
по характеру представленности в ЛЗ слова.
	Средства выражения сем: 
	1) аффиксы (суффиксы, префиксы, основы):  суффиксы существительных -ист- и -тель- выражают сему ‘лицо (чаще – мужского пола)’ (фольклорист, пианист, визажист, учитель, грабитель);
	2) сочетаемость слова с другими словами: вереница гусей и переносно вереница образов, воспоминаний, мыслей ‘следующие друг за другом мысленные объекты’;
	3) контекст (предложение): С докладом выступил  известный фольклорист (‘лицо мужского пола’) – С докладом выступила известный фольклорист (‘лицо женского пола’);
	4) с помощью метаязыка: 
		беседа ‘разговор, официально-деловой или задушевный’ (‘общение’, ‘устное’ через метаслово разговор и сфера общения ‘официально-деловое’ / ‘задушевное (т. е. доверительное, дружеское); 
		разговор ‘словесный обмен мнениями, беседа’ (‘общение’, ‘устное’, но не выражена сема ‘сфера общения’, она актуализируется в словосочетаниях: разговор официальный, неофициальный, доверительный, задушевный, неприятный, разговор по душам).
Описание слайда:
Семы эксплицитные (выраженные) – имплицитные (невыраженные) по характеру представленности в ЛЗ слова. Средства выражения сем: 1) аффиксы (суффиксы, префиксы, основы): суффиксы существительных -ист- и -тель- выражают сему ‘лицо (чаще – мужского пола)’ (фольклорист, пианист, визажист, учитель, грабитель); 2) сочетаемость слова с другими словами: вереница гусей и переносно вереница образов, воспоминаний, мыслей ‘следующие друг за другом мысленные объекты’; 3) контекст (предложение): С докладом выступил известный фольклорист (‘лицо мужского пола’) – С докладом выступила известный фольклорист (‘лицо женского пола’); 4) с помощью метаязыка: беседа ‘разговор, официально-деловой или задушевный’ (‘общение’, ‘устное’ через метаслово разговор и сфера общения ‘официально-деловое’ / ‘задушевное (т. е. доверительное, дружеское); разговор ‘словесный обмен мнениями, беседа’ (‘общение’, ‘устное’, но не выражена сема ‘сфера общения’, она актуализируется в словосочетаниях: разговор официальный, неофициальный, доверительный, задушевный, неприятный, разговор по душам).

Слайд 18





Семы явные – скрытые
по характеру представленности в ЛЗ слова;
явные семы эксплицируются в словарных метатолкованиях и контекстах, скрытые семы не имеют явной выраженности, но осознаются говорящими на основании их коллективного опыта;
одна и та же сема может быть явной в одном ЛЗ и скрытой в другом:
		стол ‘предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках’ скрытые семы: ‘изготовленный человеком’ (из опыта мы знаем, что любой предмет мебели может быть изготовлен руками человека), ‘за которым обычно сидят’ (это тоже известно из опыта) и ‘функция’ как обобщенная сема, которая в системе лексики выражается синлексемами письменный стол, обеденный стол, кухонный стол, офисный стол и т. п. и контекстами, например: Садитесь за стол, будем обедать = обеденный стол; На столе учителя лежали тетради = письменный стол.
Описание слайда:
Семы явные – скрытые по характеру представленности в ЛЗ слова; явные семы эксплицируются в словарных метатолкованиях и контекстах, скрытые семы не имеют явной выраженности, но осознаются говорящими на основании их коллективного опыта; одна и та же сема может быть явной в одном ЛЗ и скрытой в другом: стол ‘предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках’ скрытые семы: ‘изготовленный человеком’ (из опыта мы знаем, что любой предмет мебели может быть изготовлен руками человека), ‘за которым обычно сидят’ (это тоже известно из опыта) и ‘функция’ как обобщенная сема, которая в системе лексики выражается синлексемами письменный стол, обеденный стол, кухонный стол, офисный стол и т. п. и контекстами, например: Садитесь за стол, будем обедать = обеденный стол; На столе учителя лежали тетради = письменный стол.

Слайд 19





Семы актуализованные (актуализированные) – неактуализованные (неактуализированные)
по отношению к речи;
в устных и письменных высказываниях ЛЗ реализуется, актуализируются не целиком, в совокупности всех своих сем, а частями, каждая часть актуальна для конкретной речевой ситуации, остальные семы «погашаются», или нейтрализуются, контекстом:
		жаворонок  ‘певчая птица отряда воробьиных’ 
	Жаворонок относится к семейству воробьиных –актуализованные семы: ‘птица’, ‘небольшая’, ‘семейства воробьиных’;
	не актуализована сема ‘певчая’ (в лирических произведениях русских поэтов жаворонок называется певцом полей, то есть актуализируется сема ‘певчая птица’, нейтрализуются семы ‘небольшая’ и ‘семейство воробьиных’).
Описание слайда:
Семы актуализованные (актуализированные) – неактуализованные (неактуализированные) по отношению к речи; в устных и письменных высказываниях ЛЗ реализуется, актуализируются не целиком, в совокупности всех своих сем, а частями, каждая часть актуальна для конкретной речевой ситуации, остальные семы «погашаются», или нейтрализуются, контекстом: жаворонок ‘певчая птица отряда воробьиных’ Жаворонок относится к семейству воробьиных –актуализованные семы: ‘птица’, ‘небольшая’, ‘семейства воробьиных’; не актуализована сема ‘певчая’ (в лирических произведениях русских поэтов жаворонок называется певцом полей, то есть актуализируется сема ‘певчая птица’, нейтрализуются семы ‘небольшая’ и ‘семейство воробьиных’).

Слайд 20





Семы постоянные – переменные
по характеру актуализации в высказываниях;
постоянные семы реализуются в любом высказывании, переменные семы могут реализоваться в одних контекстах и быть не реализованными («погашенными», нейтрализованными) в других контекстах. 
постоянными являются как ядерные, так и периферийные семы;
в словарных толкованиях переменные семы выражаются  метасловами иногда, обычно, союзами или, а также и др., 
		отговорка ‘ссылка на несущественное или вымышленное обстоятельство с целью уклониться от чего-н.’ (переменные семы подчеркнуты); 
		пещера ‘углубление, полое пространство под землей или в горном массиве’.
Описание слайда:
Семы постоянные – переменные по характеру актуализации в высказываниях; постоянные семы реализуются в любом высказывании, переменные семы могут реализоваться в одних контекстах и быть не реализованными («погашенными», нейтрализованными) в других контекстах. постоянными являются как ядерные, так и периферийные семы; в словарных толкованиях переменные семы выражаются метасловами иногда, обычно, союзами или, а также и др., отговорка ‘ссылка на несущественное или вымышленное обстоятельство с целью уклониться от чего-н.’ (переменные семы подчеркнуты); пещера ‘углубление, полое пространство под землей или в горном массиве’.

Слайд 21





Семы интегральная (общая, родовая, архисема) – дифференциальная (видовая)
по различительной силе; 
интегральная сема (ИС) объединяет некоторое множество ЛЕ в единое целое (группу, поле), дифференциальные семы (ДС) разделяют такое множество на подмножества;
в многоуровневых классификациях ЛЕ используются термины гиперсема, гипосема и архисема для различения интегральных сем разных уровней классификации ЛЕ; в таких случаях термин интегральная   сема становится родовым по отношению к видовым терминам гиперсема, гипосема, архисема.
		гиперсема ‘устная речевая деятельность’ объединяет глаголы с такой семой в ЛСП; ДС ‘передавать информацию’ (говорить, наговориться, сказать, сообщить) и ‘характеристика процесса речи’ (мямлить, брюзжать) разделяют данное поле на два подполя, и каждая из них становится гипосемой своего подполя.
Описание слайда:
Семы интегральная (общая, родовая, архисема) – дифференциальная (видовая) по различительной силе; интегральная сема (ИС) объединяет некоторое множество ЛЕ в единое целое (группу, поле), дифференциальные семы (ДС) разделяют такое множество на подмножества; в многоуровневых классификациях ЛЕ используются термины гиперсема, гипосема и архисема для различения интегральных сем разных уровней классификации ЛЕ; в таких случаях термин интегральная сема становится родовым по отношению к видовым терминам гиперсема, гипосема, архисема. гиперсема ‘устная речевая деятельность’ объединяет глаголы с такой семой в ЛСП; ДС ‘передавать информацию’ (говорить, наговориться, сказать, сообщить) и ‘характеристика процесса речи’ (мямлить, брюзжать) разделяют данное поле на два подполя, и каждая из них становится гипосемой своего подполя.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию