Культурные универсалии, наука и вненаучное знание

Категория: Философия


500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Вы можете ознакомиться и скачать Культурные универсалии, наука и вненаучное знание . Презентация содержит 36 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:
Культурные универсалии, наука и вненаучное знание

Слайд 2
Описание слайда:

Слайд 3
Описание слайда:
Система форм духовной культуры

Слайд 4
Описание слайда:
Закономерности системы форм духовной культуры Каждая форма имеет свой предмет, способ отражения мира, свои социальные функции. Каждая форма имеет свои основания либо в когнитивной, либо в ценностной составляющей деятельности сознания. Каждая форма имеет свою историю. Значение формы в духовной культуре определяется историческим типом сознания: ценностно-доминирующим или когнитивно-доминирующим.

Слайд 5
Описание слайда:
Закономерности системы форм духовной культуры

Слайд 6
Описание слайда:
Закономерности интегративных процессов в системе духовной культуры Размываются границы между когнитивными и ценностными функционалами сознания. Усложняются связи в системе оснований форм культуры: связи между мотивами и целями деятельности становятся все более опосредованными, все чаще направляются случайными обстоятельствами. Синтезирующие процессы осуществляются в двух направлениях: по магистральным (закономерно и необходимо вырастают из оснований культуры) и девиантным (рождаются под действием случайных факторов) линиям развития в системе культуры. Глубинные синтезы в системе культуры закономерно опосредованы обыденным сознанием и сопутствующим ему фольклорным творчеством. Каждый новый шаг культурного творчества осуществляется при условии синтеза истории культуры и ее современности; архаичные формы сознания сохраняются в современной культуре в «снятом» виде.

Слайд 7
Описание слайда:
Наука - это система знаний форма познания мира социальный институт

Слайд 8
Описание слайда:
Научное познание предполагается познаваемость мира предполагается причинность и закономерность явлений и процессов природы объективность и достоверность познания получение нового объективного знания системность, доказательность и обоснованность научного знания высший авторитет - только объективная истина применяются специальные средства познания применяются теоретические и экспериментальные методы познания

Слайд 9
Описание слайда:
Научное познание

Слайд 10
Описание слайда:
Методологические установки науки Это система представлений об общих свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и о том, каким (по форме) должен быть результат исследования. Методологические установки лежат на границе познавательного и ценностного аспектов познания, интегрируют их. Часть содержания методологических установок познания, связанная с характеристикой объекта познания, является одним из непосредственных источников научной картины мира. Через методологические установки познания каждая наука подключается к системе культуры в целом.

Слайд 11
Описание слайда:
Методологические установки классической физики признание объективного существования физического мира; «абстрактный образ свободных объектов», предметоцентрическое видение мира в отрыве от системных связей; атомистическая концепция; лапласовский детерминизм; признание исчерпывающей познаваемости мира; основа и критерий познания – эксперимент; независимость объекта от условий познания; все свойства объекта могут экспериментально определяться одновременно; критерий объективности – отсутствие ссылок на субъект познания, однозначное применение понятий, наглядное моделирование

Слайд 12
Описание слайда:
Методологические установки релятивистской физики признание зависимости описания поведения физических объектов от условий познания; изменение гносеологической позиции субъекта и объекта – появилась необходимость указания на ту систему отсчета, с позиций которой описывается исследуемая физическая область

Слайд 13
Описание слайда:
Методологические установки квантовой физики введение нового класса принципиально статистических закономерностей; невозможность провести резкую границу между объектом и прибором; введение принципа дополнительности; невозможность одновременного определения всех свойств микрообъекта (принцип неопределенности); ненаглядный характер теоретических моделей; неоднозначность употребления понятий; необходимость указывать на условия познания

Слайд 14
Описание слайда:
Вненаучное знание миф магия религия мистика квазинаука

Слайд 15
Описание слайда:
Мифологическое познание Синкретичность Нерасчленность субъекта и объекта Нерасчленность предмета и его образа

Слайд 16
Описание слайда:
Магия Человек по собственной инициативе вступает в контакт с трансцендентным

Слайд 17
Описание слайда:
Религия Преодоление смерти Общение с надчеловеческим духовным миром (пассивный контакт) Приоритет веры над рациональностью

Слайд 18
Описание слайда:
Мистика В мистическом опыте отражается объективная реальность Имеет место неадекватность при понимании собственных ощущений

Слайд 19
Описание слайда:
Квазинаука Квазинаука – это своеобразная форма духовной деятельности, которая, с одной стороны, претендует на статус науки, познавательной деятельности, широко используя при этом научную и рационалистическую терминологию, а с другой – сознательно или бессознательно отвергает нормы, стандарты, критерии и ценности научной деятельности, пытается отрицать проверенные практикой законы природы.

Слайд 20
Описание слайда:
Философские вопросы квазинауки В чем следует усматривать признаки квазинаучного творчества и критерии демаркации его от других форм культуры? Каковы культуротворческие основания квазинаучного творчества? Каковы те социокультурные и духовные предпосылки, которые порождают и воспроизводят квазинаучные структуры? Как вообще соотносятся между собой магистральные и девиантные линии развития культуры? Каковы закономерности исторической трансляции древнейших мифологических структур сознания и их подключения в «тело» современной культуры, ее образно-понятийные пласты?

Слайд 21
Описание слайда:
Истоки квазинауки Потеря «звена» в сложнейшей цепи взаимодействий эмпирического и теоретического уровней в процессе создания и функционирования научной теории; Расцвет квазинаучных формообразований в периоды научных революций; Появление «духовных кентавров» вследствие неконтролируемых интеграционных процессов в культуре кризисных периодов; Превалирование здравого смысла и обыденного сознания над научным мировоззрением; ценностного над когнитивным, личностного начала над безличностным в науке; Содержание во всех исторических типах сознания неискоренимой в полной мере первобытной основы (принцип историзма) в развитии духовной культуры); Отрицание единственно возможной и объективной научной рациональности в массовом сознании эпохи постмодерна; Идеологическое давление на развитие науки

Слайд 22
Описание слайда:
Типология квазинаучного творчества Научные фальсификации – трюкачество, мошенничество и шарлатанство в науке, сознательное искажение и подделка данных. Паранаука – претендует на то, чтоб быть научной деятельностью, широко использует научную терминологию, но при этом не соответствует нормам, стандартам и критериям научной деятельности, сознательно или бессознательно отступает от них, использует данные неоднозначных, единичных экспериментов. Научные мифологии – основаны на размывании границ между объектом и субъектом познания, между предметом и его образом.

Слайд 23
Описание слайда:
Мошенничество в науке 1903 г. – фальсификация «открытия» N-лучей Рене Блондло. Разоблачен Р. Вудом, Блондло был вынужден вернуть золотую медаль Парижской академии и закончил жизнь в психиатрической клинике. 1912 г. – «пильтдаунский человек», находка антрополога Чарльза Даусона, кардинально изменяющая сложившиеся представления об эволюции человека. В 1953 г. «пильтдаунская находка» оказалась специально внешне состаренной комбинацией костей черепа современного человека и челюсти орангутана. 1970-е гг.– дело Галлиса (биология). Научное сообщество объявило Галлису бойкот, фальсификатор был вынужден прекратить занятия наукой. Конец 1960-х гг.– экстрасенс Нинель Кулагина, демонстрировала чтение текстов в заклеенных конвертах, воздействие взгляда на стрелку компаса и т. д. В конце концов исследователи пришли к выводу о фальсификации. 2005 г.– дело Хван У Сока, фальсификация исследований в области стволовых клеток человека человека.

Слайд 24
Описание слайда:
Мошенничество в науке 30-е – 60-е гг. XX в. – «лысенковщина». 1980-е гг. – теория «торсионных полей» - носителях пятого фундаментального взаимодействия, являющихся неисчерпаемым источником колоссальной энергии. Конец 90-х гг.– «биоэнергетическая информатика», позволявшая знаменитому телеколдуну А. В. Чумаку заряжать своим «биополем» воду на столах телезрителей.

Слайд 25
Описание слайда:
Мошенничество в науке В настоящее время в России зарегистрировано: свыше 150 «академий» оккультных наук; около 5000 практикующих колдунов, знахарей и т. д.; общее число колдунов, хиромантов, гадалок и т. п. приближается к 300 000, в то время как число ученых в стране за последние 20 лет снизилось до 400 000 Денежный оборот оккультной сферы услуг превышает 50 млрд. руб.

Слайд 26
Описание слайда:
Мошенничество в науке В 90-е гг. при культурном центре Вооруженных Сил РФ успешно существовал «Центр научной астрологии» До сих пор существует засекреченная в/ч 100003, в которой процветает оккультное знание На деньги налогоплательщиков в Министерстве по чрезвычайным ситуациям до самого последнего времени содержался целый отряд ясновидцев В Государственную Думу РФ поступают проекты законов, призванных обеспечить юридические нормы взаимоотношений людей с мифологическими объектами – гуманоидами, барабашками и т. п.

Слайд 27
Описание слайда:
Мошенничество в науке 1970-1990-е гг. – исследования в области социологии науки приводили к выводу, что наличных институтов контроля вполне достаточно для соблюдения принципов этики в среде ученых. Конец 90-х гг. – статистический опрос среди ученых-медиков в Норвегии: 22 % ученых были осведомлены о случаях мошенничества, 9% вносили свой вклад в исследования, ведущиеся с нарушениями, 3 % ученых сознательно шли на подобное. Начало 2000-х гг.– анонимное социологическое исследование амер. ученых, получающих гранты по программам Национальных институтов здравоохранения: 1,5%ученых использовали плагиат или фальсифицировали данные; 15,5% - подгоняли структуру, методологию или результаты исследований, чтобы соответствовать требованиям грантодателя; 12, 5% были в курсе некорректного использования данных другими исследователями

Слайд 28
Описание слайда:
Мошенничество в науке За 1990 г. в специально созданную при Национальном научном фонде (NSF) Службу генерального инспектора (OIG) поступило 41 заявление о фактах мошенничества, в течение года было закрыто 21 дело. В 2004 г. в Министерство здравоохранения и социального обеспечения США поступили 274 иска о мошенничестве в научных исследованиях.

Слайд 29
Описание слайда:
«Научная полиция» В 1989 г. при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения США создана Служба чистоты исследований (Office of Research Integrity - ORI) Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований — научно-координационная организация при Президиуме Российской Академии Наук. Образована в 1998 году по инициативе академика РАН Виталия Гинзбурга. В 2002 г. в исследовательских учреждениях Германии был введен институт омбудсменов, «ученых-полицейских», избираемых один раз в 3 года из числа авторитетных работников учреждения и следящих за соблюдением кодекса научной этики.

Слайд 30
Описание слайда:
ФФП-стандарт Принят в 2000 г. Службой чистоты исследований при Министерстве здравоохранения и социального обеспечения США. «Мошенничеством в науке считается фабрикация, фальсификация или плагиат при представлении, проведении или обзоре исследования или при отчете о его результатах. Фабрикацией является подделка данных или результатов с их записью или отчетом по ним. Фальсификацией является манипулирование материалами исследований, оборудованием или технологиями или изменение или опускание данных , выполненное в итоге таким образом, что исследование не является соответствующим образом представленным в отчете. Плагиат есть присвоение чужих идей, технологий, результатов или слов без соответствующего разрешения; Научным мошенничеством не считаются преднамеренные ошибки и различие мнений.

Слайд 31
Описание слайда:
Астрология как древнейшая форма квазинаучной мифологии Хотя астрология по своим задачам и способам их решения напоминает прикладную науку, она существенно отличается от настоящей прикладной дисциплины: ее теоретические основания являются спекулятивно метафизическими; они не могут быть прояснены никакой из существующих фундаментальных научных дисциплин; решение астрологических задач опирается на эту спекулятивную метафизику, поскольку использует правила символической интерпретации астрономических явлений; успешность или неуспешность решения этих задач не может быть оценена с помощью каких-либо объективных критериев; не существует процедуры, которая позволяла бы получать одинаковые результаты независимо от субъективного опыта астрологических интерпретаций и предсказаний.

Слайд 32
Описание слайда:
Уфология – квазиастрономия нашего времени Квазинаучные черты уфологии: отсутствие определенного предмета исследования; отсутствие теоретической базы; эмпирическая база – единичные недостоверные свидетельства случайных очевидцев; невозможность проведения эксперимента, создания специальных условий, неповторимость исследуемых явлений. По способам решения своих задач уфология ближе к расследованию преступлений, чем к естественно-научным исследованиям.

Слайд 33
Описание слайда:
Квазибиология: девиантные направления в теории антропосоциогенеза В религиозном сознании – концепция Творения (креационизм) В научном сознании – концепция эволюции В современном обыденном сознании: теория пришествия, согласно которой люди прибыли на Землю из иных космических миров; теория «великого проекта», по которому создавался наш мир сверхъестественными силами (Бог, инопланетяне, вселенский разум, великий дух и т. д.); этими исследованиями занимается движение ID – Intelligent Design (Интеллектуальный проект), возникшее в 1999 г. в Сиэтле на базе Центра науки и культуры; «запрещенная археология», согласно которой человек был всегда (М. Кремо и Р. Томпсон); «человек зари» Г. Осборна, который жил одновременно с другими гоминидами, но в отличие от них обладал духовным началом.

Слайд 34
Описание слайда:
Парамедицина «Медальон похудения» – информационный способ похудеть, содержит кристаллы носителя информации питательных веществ, действует на центр насыщения мозга, давая ощущение сытости «Магнит для денег» - информация с магнита перетекает на человека, и он начинает притягивать к себе деньги, также обладающие информационной составляющей «Медальон бессмертия» Н. Н. Исаева – эффективный растительный препарат, позволяющий в 2 и более раз замедлять рост клеток в организме, поддерживая его в постоянном состоянии; принцип действия – биоэнергоинформационный перенос свойств препарата внутри медальона на человека

Слайд 35
Описание слайда:
Парамедицина Конец 1990-х гг. – «открытие века», препараты катракс из морского животного катрана, «витурид» избавляющие от опухоли мозга. Применялись в клиниках без разрешения Фармакологического комитета РФ. 1999 г. – «научная разработка» Т. Я. Свищевой в области онкологии: раковые клетки – просто паразиты-трихомонады, а вовсе не злокачественные образования. Она пропагандировала новые средства для лечения онкологических заболеваний, авторами которых являются «врач-хирург А. Качурин и доцент-микробиолог А. Троицкая» (как выяснилось, Качурин – не хирург, а Троицкая – ветеринар в лаборатории Калуги). 2002-2005 гг. – «метод Жерлыгина», лечение сахарного диабета при помощи интеенсивных физических нагрузок без соблюдения диеты и использования инсулина. Наше время – циркониевые браслеты, достижения квантовой медицины

Слайд 36
Описание слайда:
Наука и квазинаука: что впереди?



Похожие презентации

Mypresentation.ru

Загрузить презентацию