🗊Презентация Методика изучения морфемного состава слова

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Методика изучения морфемного состава слова, слайд №1Методика изучения морфемного состава слова, слайд №2Методика изучения морфемного состава слова, слайд №3Методика изучения морфемного состава слова, слайд №4Методика изучения морфемного состава слова, слайд №5Методика изучения морфемного состава слова, слайд №6Методика изучения морфемного состава слова, слайд №7Методика изучения морфемного состава слова, слайд №8Методика изучения морфемного состава слова, слайд №9Методика изучения морфемного состава слова, слайд №10Методика изучения морфемного состава слова, слайд №11Методика изучения морфемного состава слова, слайд №12Методика изучения морфемного состава слова, слайд №13Методика изучения морфемного состава слова, слайд №14Методика изучения морфемного состава слова, слайд №15Методика изучения морфемного состава слова, слайд №16Методика изучения морфемного состава слова, слайд №17Методика изучения морфемного состава слова, слайд №18Методика изучения морфемного состава слова, слайд №19Методика изучения морфемного состава слова, слайд №20Методика изучения морфемного состава слова, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методика изучения морфемного состава слова. Доклад-сообщение содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






Методика изучения морфемного состава слова
Описание слайда:
Методика изучения морфемного состава слова

Слайд 2





Морфемный состав слова
Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Описание слайда:
Морфемный состав слова Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова. Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

Слайд 3





Задачи изучения темы "Состав слова".
 Сформировать представление младших школьников о составе слова, основных признаках каждой морфемы (корня, окончания, приставки, суффикса).
На базе полученных знаний сформировать комплекс умений, связанных с анализом слова по составу: умения выделять окончание, умения находить, выделять корень , умение выделять приставку, умение выделять суффикс.
Познакомить с правилами правописания отдельных приставок, которые пишутся одинаково, независимо от произношения; научить различать приставку от предлога; развивать орфографическую зоркость.
Описание слайда:
Задачи изучения темы "Состав слова". Сформировать представление младших школьников о составе слова, основных признаках каждой морфемы (корня, окончания, приставки, суффикса). На базе полученных знаний сформировать комплекс умений, связанных с анализом слова по составу: умения выделять окончание, умения находить, выделять корень , умение выделять приставку, умение выделять суффикс. Познакомить с правилами правописания отдельных приставок, которые пишутся одинаково, независимо от произношения; научить различать приставку от предлога; развивать орфографическую зоркость.

Слайд 4






В системе изучения состава слова выделяют четыре этапа:
Описание слайда:
В системе изучения состава слова выделяют четыре этапа:

Слайд 5





1 этап (1класс)
Первый этап предполагает подготовительные словообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению темы "Однокоренные слова". Задача данного этапа — подготовить учащихся к пониманию смысловой и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами.   Перед специальным изучением морфемного состава слов необходимы наблюдения над "родством" слов со стороны их смысла и состава.
Описание слайда:
1 этап (1класс) Первый этап предполагает подготовительные словообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению темы "Однокоренные слова". Задача данного этапа — подготовить учащихся к пониманию смысловой и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Перед специальным изучением морфемного состава слов необходимы наблюдения над "родством" слов со стороны их смысла и состава.

Слайд 6





2 этап (2 класс)
На втором этапе осуществляется ознакомление учащихся с особенностями корня и однокоренных слов. Формирование понятия "однокоренные слова" связано с усвоением двух их существенных признаков: семантической и структурной общности.  На данном этапе проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, которые создают основу для сознательного написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне. Большое внимание уделяется обогащению речи учащихся однокоренными словами.
Описание слайда:
2 этап (2 класс) На втором этапе осуществляется ознакомление учащихся с особенностями корня и однокоренных слов. Формирование понятия "однокоренные слова" связано с усвоением двух их существенных признаков: семантической и структурной общности. На данном этапе проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах, которые создают основу для сознательного написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне. Большое внимание уделяется обогащению речи учащихся однокоренными словами.

Слайд 7





3 этап (2 класс)
Третий этап связан с изучением специфики и роли в языке корня, окончания, приставки, суффикса. Решаются задачи:
а) формирования понятий "корень", "окончание", "приставка", "суффикс";
б) развития представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом;
в) формирования навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;
г) развития умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.
Описание слайда:
3 этап (2 класс) Третий этап связан с изучением специфики и роли в языке корня, окончания, приставки, суффикса. Решаются задачи: а) формирования понятий "корень", "окончание", "приставка", "суффикс"; б) развития представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом; в) формирования навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова, а также навыка слитного и графически верного написания приставок; г) развития умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.

Слайд 8





4 этап (3-4 класс)
Четвертый этап предполагает работу над составом слова в процессе изучения частей речи. На данном этапе происходит углубление знаний учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончаний, а также подготовка учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. На этом этапе осуществляется формирование навыка правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глагола.
Описание слайда:
4 этап (3-4 класс) Четвертый этап предполагает работу над составом слова в процессе изучения частей речи. На данном этапе происходит углубление знаний учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончаний, а также подготовка учащихся к пониманию особенностей образования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. На этом этапе осуществляется формирование навыка правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глагола.

Слайд 9





Формирование понятий о морфологических элементах слова
Формирование понятия о корне слова строится по принципу: сначала практические упражнения, затем введение грамматической терминологии, определения. Практически учащиеся вынуждены оперировать этим понятием во 2-ом классе (когда изучается правописание безударных гласных в корне), а термин «корень слова» и определение вводятся на третьем году обучения. Корень определяется через термин «родственные слова». «Корнем слова называется общая часть родственных слов».
Описание слайда:
Формирование понятий о морфологических элементах слова Формирование понятия о корне слова строится по принципу: сначала практические упражнения, затем введение грамматической терминологии, определения. Практически учащиеся вынуждены оперировать этим понятием во 2-ом классе (когда изучается правописание безударных гласных в корне), а термин «корень слова» и определение вводятся на третьем году обучения. Корень определяется через термин «родственные слова». «Корнем слова называется общая часть родственных слов».

Слайд 10


Методика изучения морфемного состава слова, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


Методика изучения морфемного состава слова, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


Методика изучения морфемного состава слова, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13


Методика изучения морфемного состава слова, слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





Методическая система изучения состава слова, ознакомления со словообразовательными моделями.
Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами:
1. Определение значения каждой морфемы в слове:
для определения значения слова, например: водитель – корень -вод- указывает на род занятий (от глагола водить), суффикс -тель- на носителя действия, т.е. водитель – «тот, кто водит, управляет чем-либо»;
2. Сравнение слов и наблюдение:
(вымазать – измазать – перемазать; испугать – напугать)
3. Распределение слов:
порча – испортить – испорченный – испорченность;
4. Подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда: березовый (лес) – береза, березонька, березняк, выделяем корень берез-. Суффикс -ов- указывает на относительное прилагательное и имеет значение «состоящий из породы дерева», указанного в корне (сравним: сосновый – состоящий из сосен, еловый – из елей и т.п.).
Описание слайда:
Методическая система изучения состава слова, ознакомления со словообразовательными моделями. Метод наблюдения над фактами языка может быть представлен следующими приемами: 1. Определение значения каждой морфемы в слове: для определения значения слова, например: водитель – корень -вод- указывает на род занятий (от глагола водить), суффикс -тель- на носителя действия, т.е. водитель – «тот, кто водит, управляет чем-либо»; 2. Сравнение слов и наблюдение: (вымазать – измазать – перемазать; испугать – напугать) 3. Распределение слов: порча – испортить – испорченный – испорченность; 4. Подбор однокоренных слов для определения единого словообразовательного гнезда: березовый (лес) – береза, березонька, березняк, выделяем корень берез-. Суффикс -ов- указывает на относительное прилагательное и имеет значение «состоящий из породы дерева», указанного в корне (сравним: сосновый – состоящий из сосен, еловый – из елей и т.п.).

Слайд 15





Методическая система изучения состава слова, ознакомления со словообразовательными моделями.
Метод реконструкции на начальном этапе обучения может быть представлен следующими приемами:
1. Составление слов по данным схемам, например: подберите слова к схемам
_______ ; __________ (столик, приходить).
2. Определение части речи по морфемам-«сигналам», например:
по к а – имя существительное и т.п.
3. Упражнения, при выполнении которых требуется устранить ошибки в словообразовании (излучать благожеланство, наругать ребенка и т.д.).
Описание слайда:
Методическая система изучения состава слова, ознакомления со словообразовательными моделями. Метод реконструкции на начальном этапе обучения может быть представлен следующими приемами: 1. Составление слов по данным схемам, например: подберите слова к схемам _______ ; __________ (столик, приходить). 2. Определение части речи по морфемам-«сигналам», например: по к а – имя существительное и т.п. 3. Упражнения, при выполнении которых требуется устранить ошибки в словообразовании (излучать благожеланство, наругать ребенка и т.д.).

Слайд 16





Методическая система изучения состава слова, ознакомления со словообразовательными моделями.
Метод конструирования на начальном этапе обучения позволяет использовать игровые элементы словотворчества. На этапе закрепления можно предложить следующие игры:
 Игра «Одень корень». На доске пишется корень, вокруг различные (подходящие и неподходящие) морфемы – следует составить как можно больше слов с данным корнем. Дается лексическое значение слова, которое следует получить из этого корня и «рассыпанных» вокруг морфем. Без вспомогательного материала создаются однокоренные слова и помечаются морфемы, с помощью которых это сделано, и т.п.
Описание слайда:
Методическая система изучения состава слова, ознакомления со словообразовательными моделями. Метод конструирования на начальном этапе обучения позволяет использовать игровые элементы словотворчества. На этапе закрепления можно предложить следующие игры: Игра «Одень корень». На доске пишется корень, вокруг различные (подходящие и неподходящие) морфемы – следует составить как можно больше слов с данным корнем. Дается лексическое значение слова, которое следует получить из этого корня и «рассыпанных» вокруг морфем. Без вспомогательного материала создаются однокоренные слова и помечаются морфемы, с помощью которых это сделано, и т.п.

Слайд 17






Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе.
Описание слайда:
Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе.

Слайд 18





Типы ошибок младших школьников в разборе слов по составу
 Расширение границ корня за счет приставки или суффикса (ответ-ить, пригор-ок);
 Расширение окончания за счет суффикса или его части (гриб-ной, приморс-кий, реша-ли);
 Сужение окончания имен прилагательных до одной буквы (добры-и, красивы-и);
 Расширение приставки за счет первой буквы корня (под-вижпый) или, наоборот, сужение приставки (по-дбежал).
Описание слайда:
Типы ошибок младших школьников в разборе слов по составу Расширение границ корня за счет приставки или суффикса (ответ-ить, пригор-ок); Расширение окончания за счет суффикса или его части (гриб-ной, приморс-кий, реша-ли); Сужение окончания имен прилагательных до одной буквы (добры-и, красивы-и); Расширение приставки за счет первой буквы корня (под-вижпый) или, наоборот, сужение приставки (по-дбежал).

Слайд 19





Т. Г. Рамзаева причины трудностей и ошибок, возникающих у младших школьников при разборе слов по составу, определяет следующим образом.
1. При выделении морфем учащиеся не учитывают грамматических признаков слова. Например, глагол прошедшего времени слушали ученики сравнивают с глаголом настоящего времени слушают и изменяемую часть -ли определяют как окончание. 
2. При разборе слова по составу младшие школьники не соотносят части слова между собой. Например, в слове подписал ученики механически выделяют приставку по-, не обращая при этом внимания на смысл той части, которая выделена в качестве корня (-дписал).
3. Младшие школьники не в полной мере осознают цель морфемного анализа слов.
Описание слайда:
Т. Г. Рамзаева причины трудностей и ошибок, возникающих у младших школьников при разборе слов по составу, определяет следующим образом. 1. При выделении морфем учащиеся не учитывают грамматических признаков слова. Например, глагол прошедшего времени слушали ученики сравнивают с глаголом настоящего времени слушают и изменяемую часть -ли определяют как окончание. 2. При разборе слова по составу младшие школьники не соотносят части слова между собой. Например, в слове подписал ученики механически выделяют приставку по-, не обращая при этом внимания на смысл той части, которая выделена в качестве корня (-дписал). 3. Младшие школьники не в полной мере осознают цель морфемного анализа слов.

Слайд 20





Т. Г. Рамзаева причины трудностей и ошибок, возникающих у младших школьников при разборе слов по составу, определяет следующим образом.
4. При выделении частей слова учащиеся не осознают действий, выполнение которых способствует правильному членению слова на морфемы, а иногда и совсем не применяют необходимых операций. Например, ученики не знают, что нужно сделать, чтобы выделить в слове окончание или найти корень, приставку, не могут обосновать свои действия при выделении той или иной морфемы.
Описание слайда:
Т. Г. Рамзаева причины трудностей и ошибок, возникающих у младших школьников при разборе слов по составу, определяет следующим образом. 4. При выделении частей слова учащиеся не осознают действий, выполнение которых способствует правильному членению слова на морфемы, а иногда и совсем не применяют необходимых операций. Например, ученики не знают, что нужно сделать, чтобы выделить в слове окончание или найти корень, приставку, не могут обосновать свои действия при выделении той или иной морфемы.

Слайд 21





Школьники овладевают последовательностью действий при разборе слова по составу.


1. Выясняю смысл слова.
2. Узнаю, на какой вопрос отвечает слово, что оно обозначает (какой частью речи является).
3. Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по числам или  по падежам.
4. Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и суффиксами. Сравню слова, найду общую часть. Это и будет корень.
5. Найду приставку . Для этого сравню однокоренные слова без приставки и с разными приставками. Часть слова, которая стоит перед корнем, — приставка.
6. Найду суффикс. Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слова.
7. Назову по порядку все части слова.
Описание слайда:
Школьники овладевают последовательностью действий при разборе слова по составу. 1. Выясняю смысл слова. 2. Узнаю, на какой вопрос отвечает слово, что оно обозначает (какой частью речи является). 3. Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по числам или по падежам. 4. Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и суффиксами. Сравню слова, найду общую часть. Это и будет корень. 5. Найду приставку . Для этого сравню однокоренные слова без приставки и с разными приставками. Часть слова, которая стоит перед корнем, — приставка. 6. Найду суффикс. Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слова. 7. Назову по порядку все части слова.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию