🗊 Методологические основания науки

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
  
  Методологические основания науки  , слайд №1  
  Методологические основания науки  , слайд №2  
  Методологические основания науки  , слайд №3  
  Методологические основания науки  , слайд №4  
  Методологические основания науки  , слайд №5  
  Методологические основания науки  , слайд №6  
  Методологические основания науки  , слайд №7  
  Методологические основания науки  , слайд №8  
  Методологические основания науки  , слайд №9  
  Методологические основания науки  , слайд №10  
  Методологические основания науки  , слайд №11  
  Методологические основания науки  , слайд №12  
  Методологические основания науки  , слайд №13  
  Методологические основания науки  , слайд №14  
  Методологические основания науки  , слайд №15  
  Методологические основания науки  , слайд №16  
  Методологические основания науки  , слайд №17  
  Методологические основания науки  , слайд №18  
  Методологические основания науки  , слайд №19  
  Методологические основания науки  , слайд №20  
  Методологические основания науки  , слайд №21  
  Методологические основания науки  , слайд №22  
  Методологические основания науки  , слайд №23  
  Методологические основания науки  , слайд №24  
  Методологические основания науки  , слайд №25  
  Методологические основания науки  , слайд №26  
  Методологические основания науки  , слайд №27  
  Методологические основания науки  , слайд №28  
  Методологические основания науки  , слайд №29  
  Методологические основания науки  , слайд №30  
  Методологические основания науки  , слайд №31  
  Методологические основания науки  , слайд №32  
  Методологические основания науки  , слайд №33  
  Методологические основания науки  , слайд №34  
  Методологические основания науки  , слайд №35

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Методологические основания науки . Презентация содержит 35 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Методологические основания науки
Описание слайда:
Методологические основания науки

Слайд 2





Методологические основания науки
Становление научного метода: субъект познания выбирает и использует тот или иной инструмент познания, устанавливая и фиксируя взаимосвязь познавательной цели и средств ее достижения.
Описание слайда:
Методологические основания науки Становление научного метода: субъект познания выбирает и использует тот или иной инструмент познания, устанавливая и фиксируя взаимосвязь познавательной цели и средств ее достижения.

Слайд 3





Методологические основания науки
Становление научного метода представляет собой процесс осознания познавательных действий, который совершается в сфере сознания и посредством сознания исследователя.
Описание слайда:
Методологические основания науки Становление научного метода представляет собой процесс осознания познавательных действий, который совершается в сфере сознания и посредством сознания исследователя.

Слайд 4





Методологические основания науки
Методологическое знание - это знание о способах постижения объекта. 
«Субъект не просто знает нечто, он также знает способ, в силу которого он знает это нечто» (Крымский С.Б.)
Описание слайда:
Методологические основания науки Методологическое знание - это знание о способах постижения объекта. «Субъект не просто знает нечто, он также знает способ, в силу которого он знает это нечто» (Крымский С.Б.)

Слайд 5





Методологические основания науки
Методология науки - это:
1) учение о способах, формах, процедурах, операциях, правилах познавательной деятельности, которое организует и направляет процесс познания на получение нового знания;
2) учение о закономерных, оптимальных связях между средствами научного познания и его результатами.
Описание слайда:
Методологические основания науки Методология науки - это: 1) учение о способах, формах, процедурах, операциях, правилах познавательной деятельности, которое организует и направляет процесс познания на получение нового знания; 2) учение о закономерных, оптимальных связях между средствами научного познания и его результатами.

Слайд 6





Методологические основания науки
Методологические структуры научного познания восходят к общим моделям культурного освоения человеком реальности. 
Возникновение, становление и  изменение этих моделей в сфере творчества, научного поиска тесно связаны с интуицией, бессознательным.
Описание слайда:
Методологические основания науки Методологические структуры научного познания восходят к общим моделям культурного освоения человеком реальности. Возникновение, становление и изменение этих моделей в сфере творчества, научного поиска тесно связаны с интуицией, бессознательным.

Слайд 7





Методологические основания науки
Методологические модели и структуры, проявляясь в виде неких бессознательных форм, представляют собой оттесненные в сферу памяти и познавательного автоматизма привычные и обыденные формы обретения знания.
Описание слайда:
Методологические основания науки Методологические модели и структуры, проявляясь в виде неких бессознательных форм, представляют собой оттесненные в сферу памяти и познавательного автоматизма привычные и обыденные формы обретения знания.

Слайд 8





Методологические основания науки
Методология науки стремится выйти за рамки описания отдельных методологических процедур в попытке выяснить, как возможно само знание. 
Движение к истине бесконечно. 
Значит бесконечен процесс совершенствования методов обретения нового знания.
Описание слайда:
Методологические основания науки Методология науки стремится выйти за рамки описания отдельных методологических процедур в попытке выяснить, как возможно само знание. Движение к истине бесконечно. Значит бесконечен процесс совершенствования методов обретения нового знания.

Слайд 9





Проблема метода в истории философии
Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.
Р. Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых  позволяет отличить ложное от истинного.
Описание слайда:
Проблема метода в истории философии Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Р. Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых позволяет отличить ложное от истинного.

Слайд 10





Проблема метода в истории философии
Большой вклад в осознание проблемы метода внес Гегель, разработав диалектический метод на идеалистической основе.
Описание слайда:
Проблема метода в истории философии Большой вклад в осознание проблемы метода внес Гегель, разработав диалектический метод на идеалистической основе.

Слайд 11





Проблема метода в истории философии
Значительное место проблемы методологии занимают в диалектико-материалистической философии, основы которой были заложены К.Марксом и Ф.Энгельсом. 
 Методология стала охватывать всю систему многообразных способов и приемов человеческой деятельности.
Описание слайда:
Проблема метода в истории философии Значительное место проблемы методологии занимают в диалектико-материалистической философии, основы которой были заложены К.Марксом и Ф.Энгельсом. Методология стала охватывать всю систему многообразных способов и приемов человеческой деятельности.

Слайд 12





Проблема метода в истории философии
Целый ряд плодотворных, оригинальных (и во многом еще неосвоенных) методологических идей был сформулирован представителями русской философии:  Герцен и Чернышевский; Вл. Соловьев; П. Флоренский; Н. Бердяев.
Описание слайда:
Проблема метода в истории философии Целый ряд плодотворных, оригинальных (и во многом еще неосвоенных) методологических идей был сформулирован представителями русской философии: Герцен и Чернышевский; Вл. Соловьев; П. Флоренский; Н. Бердяев.

Слайд 13





Классификация методов 
Метод -  (от греч. мethodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.
Описание слайда:
Классификация методов Метод - (от греч. мethodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

Слайд 14





Классификация методов 
В зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы: 
формальные и содержательные,
эмпирические и теоретические, 
методы исследования и изложения,
качественные и количественные,
оригинальные и производные и т.п.
Описание слайда:
Классификация методов В зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы: формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения, качественные и количественные, оригинальные и производные и т.п.

Слайд 15





Классификация методов 

1. Философские методы 
2. Общенаучные подходы и методы исследования: 
эмпирические методы исследования;
теоретические методы познания;
общелогические методы и приемы исследования
3. Частнонаучные методы 
4. Дисциплинарные методы 
5. Методы междисциплинарного исследования
Описание слайда:
Классификация методов 1. Философские методы 2. Общенаучные подходы и методы исследования: эмпирические методы исследования; теоретические методы познания; общелогические методы и приемы исследования 3. Частнонаучные методы 4. Дисциплинарные методы 5. Методы междисциплинарного исследования

Слайд 16





Классификация методов 
1.Философский уровень: 
1)возникают и выделяются глобальные теоретические системы; 
2)описываются те методологические системы, которые задают научному мышлению необходимые требования, налагают пределы на процесс научного творчества; 
3)реализуются функции философии: мировоззренческая, гносеологическая методологическая.
Описание слайда:
Классификация методов 1.Философский уровень: 1)возникают и выделяются глобальные теоретические системы; 2)описываются те методологические системы, которые задают научному мышлению необходимые требования, налагают пределы на процесс научного творчества; 3)реализуются функции философии: мировоззренческая, гносеологическая методологическая.

Слайд 17





Классификация методов 
Реализация философских принципов в научном познании означает их переосмысление, углубление, развитие. 
Часто именно философский анализ проблемы имеет решающее значение в судьбе исследования.
Описание слайда:
Классификация методов Реализация философских принципов в научном познании означает их переосмысление, углубление, развитие. Часто именно философский анализ проблемы имеет решающее значение в судьбе исследования.

Слайд 18





Классификация методов 
2. Общенаучные подходы, 
методы и принципы познания обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. 
Три уровня:
эмпирические методы исследования;
теоретические методы познания;
общелогические методы и приемы исследования
Описание слайда:
Классификация методов 2. Общенаучные подходы, методы и принципы познания обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. Три уровня: эмпирические методы исследования; теоретические методы познания; общелогические методы и приемы исследования

Слайд 19





Эмпирические методы исследования
а) Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном  на данные органов чувств.
В акте наблюдения можно выделить: 
1) объект и субъект наблюдения; 
2) средства;
3) условия наблюдения;
4) систему знания.
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования а) Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В акте наблюдения можно выделить: 1) объект и субъект наблюдения; 2) средства; 3) условия наблюдения; 4) систему знания.

Слайд 20





Эмпирические методы исследования
Требование интерсубъективности: наблюдение должно быть осуществлено так, чтобы его мог повторить любой другой наблюдатель с одинаковым результатом. 
Наблюдения разделяются на непосредственные и косвенные.
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования Требование интерсубъективности: наблюдение должно быть осуществлено так, чтобы его мог повторить любой другой наблюдатель с одинаковым результатом. Наблюдения разделяются на непосредственные и косвенные.

Слайд 21





Эмпирические методы исследования
б) Измерение - процесс представления свойств реальных объектов в виде числовой величины. 
С помощью количественных понятий приписываются определенные числа степеням интенсивности интересующего нас свойства у предметов.
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования б) Измерение - процесс представления свойств реальных объектов в виде числовой величины. С помощью количественных понятий приписываются определенные числа степеням интенсивности интересующего нас свойства у предметов.

Слайд 22





Эмпирические методы исследования
в) Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования в) Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.

Слайд 23





Эмпирические методы исследования
В эксперименте можно выделить: 
1) цель эксперимента; 
2) объект экспериментирования;
3) условия, в которых находится или помещается объект; 
4) средства эксперимента; 
5) материальное воздействие на объект
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования В эксперименте можно выделить: 1) цель эксперимента; 2) объект экспериментирования; 3) условия, в которых находится или помещается объект; 4) средства эксперимента; 5) материальное воздействие на объект

Слайд 24





Эмпирические методы исследования
Эксперименты могут быть «поисковыми»  или «проверочными».
Эксперимент как вид материальной деятельности всегда связан с теорией. 
Мысленный эксперимент, т.е. мысленное представление операций с мысленно представимыми объектами.
Описание слайда:
Эмпирические методы исследования Эксперименты могут быть «поисковыми» или «проверочными». Эксперимент как вид материальной деятельности всегда связан с теорией. Мысленный эксперимент, т.е. мысленное представление операций с мысленно представимыми объектами.

Слайд 25





Теоретические методы 
а) Формализация 
б) Аксиоматический метод 
в) Гипотетико-дедуктивный метод 
г) Восхождение от абстрактного к конкретному.
Описание слайда:
Теоретические методы а) Формализация б) Аксиоматический метод в) Гипотетико-дедуктивный метод г) Восхождение от абстрактного к конкретному.

Слайд 26





Теоретические методы 
Гипотетико-дедуктивный метод заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утвержения об эмпирических фактах. 
Гипотеза - предположение о свойствах, причинах, структуре, связях  изучаемых объектов. 
Истинная гипотеза может не только давать объяснение известным данным, но и направлять исследование открытие новых явлений.
Описание слайда:
Теоретические методы Гипотетико-дедуктивный метод заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утвержения об эмпирических фактах. Гипотеза - предположение о свойствах, причинах, структуре, связях изучаемых объектов. Истинная гипотеза может не только давать объяснение известным данным, но и направлять исследование открытие новых явлений.

Слайд 27





Теоретические методы 
 Метод «восхождение от абстрактного к конкретному»  - это движении мысли от исходной абстракции через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета.
Описание слайда:
Теоретические методы Метод «восхождение от абстрактного к конкретному» - это движении мысли от исходной абстракции через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета.

Слайд 28





Общелогические методы 
а) Анализ и синтез
б) Индукция и дедукция 
в) Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением свойств, интересующих исследователя.
Описание слайда:
Общелогические методы а) Анализ и синтез б) Индукция и дедукция в) Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением свойств, интересующих исследователя.

Слайд 29





Общелогические методы 
г) Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, условий, ситуаций  принципиально не осуществимых в действительности. 
Идеализация включает абстракцию, но не ограничивается ею.
Описание слайда:
Общелогические методы г) Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, условий, ситуаций принципиально не осуществимых в действительности. Идеализация включает абстракцию, но не ограничивается ею.

Слайд 30





Общелогические методы 
д) Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.
е) Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели.
Описание слайда:
Общелогические методы д) Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. е) Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели.

Слайд 31





Общелогические методы
ж) Системный метод - совокупность общенаучных принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 
Общенаучные методы опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания.
Описание слайда:
Общелогические методы ж) Системный метод - совокупность общенаучных принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Общенаучные методы опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания.

Слайд 32





Классификация методов
3. Частнонаучные методы  -совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки.
Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.
Описание слайда:
Классификация методов 3. Частнонаучные методы -совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Слайд 33





Классификация методов
4. Дисциплинарные методы т.е. система приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки.
Научная дисциплина выступает в качестве основной формы организации научного знания, т.к. является отражением процессов углубления и специализации научного знания.
Описание слайда:
Классификация методов 4. Дисциплинарные методы т.е. система приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки. Научная дисциплина выступает в качестве основной формы организации научного знания, т.к. является отражением процессов углубления и специализации научного знания.

Слайд 34





Классификация методов
5. Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), на стыке научных дисциплин.
Эти методы связаны с выходом ученых за пределы своего узко профессионального горизонта.
Описание слайда:
Классификация методов 5. Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), на стыке научных дисциплин. Эти методы связаны с выходом ученых за пределы своего узко профессионального горизонта.

Слайд 35





Методологические основания науки
Современная методология науки органично вплетается в  исследовательский процесс, становясь одним из аспектов познавательной деятельности. 
Представляя многоуровневый комплекс различных методик и методов, она функционирует как целостный организм лишь при последовательном развитии науки как целостной системы.
Описание слайда:
Методологические основания науки Современная методология науки органично вплетается в исследовательский процесс, становясь одним из аспектов познавательной деятельности. Представляя многоуровневый комплекс различных методик и методов, она функционирует как целостный организм лишь при последовательном развитии науки как целостной системы.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию