🗊Презентация Методы построения научной теории

Категория: Философия

Нажмите для полного просмотра!
Методы построения научной теории, слайд №1Методы построения научной теории, слайд №2Методы построения научной теории, слайд №3Методы построения научной теории, слайд №4Методы построения научной теории, слайд №5Методы построения научной теории, слайд №6Методы построения научной теории, слайд №7Методы построения научной теории, слайд №8Методы построения научной теории, слайд №9Методы построения научной теории, слайд №10Методы построения научной теории, слайд №11Методы построения научной теории, слайд №12Методы построения научной теории, слайд №13Методы построения научной теории, слайд №14Методы построения научной теории, слайд №15Методы построения научной теории, слайд №16Методы построения научной теории, слайд №17Методы построения научной теории, слайд №18Методы построения научной теории, слайд №19Методы построения научной теории, слайд №20Методы построения научной теории, слайд №21Методы построения научной теории, слайд №22Методы построения научной теории, слайд №23Методы построения научной теории, слайд №24Методы построения научной теории, слайд №25Методы построения научной теории, слайд №26Методы построения научной теории, слайд №27Методы построения научной теории, слайд №28Методы построения научной теории, слайд №29Методы построения научной теории, слайд №30Методы построения научной теории, слайд №31Методы построения научной теории, слайд №32Методы построения научной теории, слайд №33Методы построения научной теории, слайд №34Методы построения научной теории, слайд №35Методы построения научной теории, слайд №36Методы построения научной теории, слайд №37Методы построения научной теории, слайд №38Методы построения научной теории, слайд №39Методы построения научной теории, слайд №40Методы построения научной теории, слайд №41Методы построения научной теории, слайд №42Методы построения научной теории, слайд №43Методы построения научной теории, слайд №44Методы построения научной теории, слайд №45Методы построения научной теории, слайд №46Методы построения научной теории, слайд №47Методы построения научной теории, слайд №48Методы построения научной теории, слайд №49Методы построения научной теории, слайд №50Методы построения научной теории, слайд №51

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Методы построения научной теории. Доклад-сообщение содержит 51 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1



Методы построения научной теории
Описание слайда:
Методы построения научной теории

Слайд 2



Метод
«метод» (греч. methodos — «путь к чему-либо, проследование») означает какой-либо сознательно применяемый способ решения задач, достижения требуемого результата.
Описание слайда:
Метод «метод» (греч. methodos — «путь к чему-либо, проследование») означает какой-либо сознательно применяемый способ решения задач, достижения требуемого результата.

Слайд 3



Методы научного познания
1) предельно общие;
2) общенаучные;
3) частнонаучные;
4) специальные методики.
Описание слайда:
Методы научного познания 1) предельно общие; 2) общенаучные; 3) частнонаучные; 4) специальные методики.

Слайд 4



Предельно общие
Предельно общие методологические установки регулируют научную деятельность в целом; они характеризуют рациональное мышление вообще. 
Их называют предельно общими потому, что сфера их применения выходит за рамки научного познания. 
Они характерны и для философского познания, а также включаются в обыденное и в художественное.
Описание слайда:
Предельно общие Предельно общие методологические установки регулируют научную деятельность в целом; они характеризуют рациональное мышление вообще. Их называют предельно общими потому, что сфера их применения выходит за рамки научного познания. Они характерны и для философского познания, а также включаются в обыденное и в художественное.

Слайд 5



Предельно общие методы
1)логические операции, или общелогические приемы познания (определение, умозаключение и другие);
Описание слайда:
Предельно общие методы 1)логические операции, или общелогические приемы познания (определение, умозаключение и другие);

Слайд 6



Предельно общие методы
2)предписания и нормы философского характера, основанные на соответствующих философских (метафизических) положениях.
Описание слайда:
Предельно общие методы 2)предписания и нормы философского характера, основанные на соответствующих философских (метафизических) положениях.

Слайд 7



Общенаучные методы
В отличие предельно общих методологических установок,   общенаучные методы представляет собой гораздо более конкретизированные методологические образования, предписывающие исследователю определенные системы действий.
Описание слайда:
Общенаучные методы В отличие предельно общих методологических установок, общенаучные методы представляет собой гораздо более конкретизированные методологические образования, предписывающие исследователю определенные системы действий.

Слайд 8



Общенаучные
Сфера общенаучных методов условно разделена на две области: эмпирическую и теоретическую.
Описание слайда:
Общенаучные Сфера общенаучных методов условно разделена на две области: эмпирическую и теоретическую.

Слайд 9



Общенаучные
	Основные методы эмпирического уровня
 наблюдение, 
эксперимент,
 моделирование.
Описание слайда:
Общенаучные Основные методы эмпирического уровня наблюдение, эксперимент, моделирование.

Слайд 10



Общенаучные методы
К области теоретических методов относятся
  абстрагирование,
 идеализация, 
формализация и многие др.
Описание слайда:
Общенаучные методы К области теоретических методов относятся абстрагирование, идеализация, формализация и многие др.

Слайд 11



Частнонаучные методологические установки
Частнонаучные методы специфичны для отдельных наук (или групп наук). 
Например, для социологии специфичны опрос и анкетирование репрезентативных групп, для психологии — тестирование, психологический эксперимент.
Описание слайда:
Частнонаучные методологические установки Частнонаучные методы специфичны для отдельных наук (или групп наук). Например, для социологии специфичны опрос и анкетирование репрезентативных групп, для психологии — тестирование, психологический эксперимент.

Слайд 12



Специальные методики
Это методологические единицы еще более частного уровня. 
Специальные методики разрабатываются и применяются для решения конкретных задач в конкретных узконаучных областях (например, методики получения тех или иных бактериальных культур в микробиологии и т.п.)
Описание слайда:
Специальные методики Это методологические единицы еще более частного уровня. Специальные методики разрабатываются и применяются для решения конкретных задач в конкретных узконаучных областях (например, методики получения тех или иных бактериальных культур в микробиологии и т.п.)

Слайд 13



Общее подразделение эмпирических методов
1.Описание, сравнение, измерение.
Описание, сравнение, измерение — это исследовательские процедуры, входящие в состав эмпирических методов и являющиеся различными вариантами получения исходной информации об изучаемом объекте.
Описание слайда:
Общее подразделение эмпирических методов 1.Описание, сравнение, измерение. Описание, сравнение, измерение — это исследовательские процедуры, входящие в состав эмпирических методов и являющиеся различными вариантами получения исходной информации об изучаемом объекте.

Слайд 14



Описание
Описание — это получение и репрезентация эмпирических данных в качественных терминах.
Описание слайда:
Описание Описание — это получение и репрезентация эмпирических данных в качественных терминах.

Слайд 15



Сравнение
При сравнении эмпирические данные репрезентируются, соответственно, в терминах сравнения.
Описание слайда:
Сравнение При сравнении эмпирические данные репрезентируются, соответственно, в терминах сравнения.

Слайд 16



Измерение
Измерение — исследовательская процедура, являющая более совершенной по сравнению с качественным описанием и сравнением, но только в тех областях, где действительно возможно эффективно использовать математические подходы.
Описание слайда:
Измерение Измерение — исследовательская процедура, являющая более совершенной по сравнению с качественным описанием и сравнением, но только в тех областях, где действительно возможно эффективно использовать математические подходы.

Слайд 17



Измерение
1) объект измерения, рассматриваемый как величина, подлежащая измерению;
2) метод измерения, включающий метрическую шкалу с фиксированной единицей измерения, правила измерения, измерительные приборы;
3) субъект, или наблюдатель, который осуществляет измерение;
4) результат измерения, который подлежит дальнейшей интерпретации.
Описание слайда:
Измерение 1) объект измерения, рассматриваемый как величина, подлежащая измерению; 2) метод измерения, включающий метрическую шкалу с фиксированной единицей измерения, правила измерения, измерительные приборы; 3) субъект, или наблюдатель, который осуществляет измерение; 4) результат измерения, который подлежит дальнейшей интерпретации.

Слайд 18



Общее подразделение эмпирических методов
2.Наблюдение.
Наблюдение — один из методов эмпирического уровня, имеющий общенаучное значение. 
Исторически наблюдение сыграло важнейшую роль в развитии научного познания, т.к. до становления экспериментального естествознания оно было главным средством получения опытных данных.
Описание слайда:
Общее подразделение эмпирических методов 2.Наблюдение. Наблюдение — один из методов эмпирического уровня, имеющий общенаучное значение. Исторически наблюдение сыграло важнейшую роль в развитии научного познания, т.к. до становления экспериментального естествознания оно было главным средством получения опытных данных.

Слайд 19



Наблюдение
Наблюдение — исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окружающего мира.
Существует и наблюдение внутреннего мира психических состояний, или самонаблюдение, применяемое в психологии и называемое интроспекцией.
Описание слайда:
Наблюдение Наблюдение — исследовательская ситуация целенаправленного восприятия предметов, явлений и процессов окружающего мира. Существует и наблюдение внутреннего мира психических состояний, или самонаблюдение, применяемое в психологии и называемое интроспекцией.

Слайд 20



Структура наблюдения

1) субъекта, осуществляющего наблюдение, или наблюдателя;
2) наблюдаемый объект;
3) условия и обстоятельства наблюдения.
Описание слайда:
Структура наблюдения 1) субъекта, осуществляющего наблюдение, или наблюдателя; 2) наблюдаемый объект; 3) условия и обстоятельства наблюдения.

Слайд 21



Классификация наблюдений

1.По воспринимаемому объекту (прямое и косвенное);
2.По исследовательским средствам (непосредственное и опосредованное);
3.По воздействию на объект (нейтральное и преобразующее);
4. По отношению к общей совокупности изучаемых явлений (сплошное и выборочное); 
5. По временным параметрам (непрерывное и прерывное).
Описание слайда:
Классификация наблюдений 1.По воспринимаемому объекту (прямое и косвенное); 2.По исследовательским средствам (непосредственное и опосредованное); 3.По воздействию на объект (нейтральное и преобразующее); 4. По отношению к общей совокупности изучаемых явлений (сплошное и выборочное); 5. По временным параметрам (непрерывное и прерывное).

Слайд 22



Общее подразделение эмпирических методов
3.Эксперимент.
Эксперимент представляет собой исследовательскую ситуацию изучения явления в специально создаваемых, контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом данного процесса.
Описание слайда:
Общее подразделение эмпирических методов 3.Эксперимент. Эксперимент представляет собой исследовательскую ситуацию изучения явления в специально создаваемых, контролируемых условиях, позволяющих активно управлять ходом данного процесса.

Слайд 23



Структура эксперимента

1)субъект, проводящий экспериментальное исследование, или экспериментатор;
2)исследуемый объект;
3)условия и обстоятельства экспериментирования.
Описание слайда:
Структура эксперимента 1)субъект, проводящий экспериментальное исследование, или экспериментатор; 2)исследуемый объект; 3)условия и обстоятельства экспериментирования.

Слайд 24



Классификация экспериментов

1) по условиям проведения — естественные и искусственные;
2) по целям исследования — преобразующие, контролирующие, констатирующие, поисковые и др.;
3) по количеству факторов — однофакторные и многофакторные;
4) по степени контролируемости факторов — активные и пассивные (регистрирующие).
Описание слайда:
Классификация экспериментов 1) по условиям проведения — естественные и искусственные; 2) по целям исследования — преобразующие, контролирующие, констатирующие, поисковые и др.; 3) по количеству факторов — однофакторные и многофакторные; 4) по степени контролируемости факторов — активные и пассивные (регистрирующие).

Слайд 25




Этапы экспериментального исследования

1. Разработка программы эксперимента.
2.Проведение экспериментального исследования. 
3.Анализ и обобщение результатов эксперимента.
Описание слайда:
Этапы экспериментального исследования 1. Разработка программы эксперимента. 2.Проведение экспериментального исследования. 3.Анализ и обобщение результатов эксперимента.

Слайд 26



Общее подразделение эмпирических методов
4. Моделирование.
Моделирование (лат. modus — ≪мера, образ, способ≫) — один из важнейших общенаучных методов. 
Его особенностью является то, что здесь для изучения объекта используется опосредующее звено — в некотором смысле ≪представитель≫ исходного объекта, или объект-заместитель.
Описание слайда:
Общее подразделение эмпирических методов 4. Моделирование. Моделирование (лат. modus — ≪мера, образ, способ≫) — один из важнейших общенаучных методов. Его особенностью является то, что здесь для изучения объекта используется опосредующее звено — в некотором смысле ≪представитель≫ исходного объекта, или объект-заместитель.

Слайд 27



Моделирование
Метод моделирования применяется в тех ситуациях, когда по какой-либо причине исследователю предпочтительно заменить непосредственное изучение исходного объекта его моделью.
Описание слайда:
Моделирование Метод моделирования применяется в тех ситуациях, когда по какой-либо причине исследователю предпочтительно заменить непосредственное изучение исходного объекта его моделью.

Слайд 28




Этапы и структура моделирования

1) построение модели;
2) изучение модели;
3) экстраполяцию — перенос полученных данных на область знаний об исходном объекте.
Описание слайда:
Этапы и структура моделирования 1) построение модели; 2) изучение модели; 3) экстраполяцию — перенос полученных данных на область знаний об исходном объекте.

Слайд 29



Классификация моделей

1) по субстрату — материальные (вещественные) и идеальные (концептуальные, мысленные);
2) по моделируемым аспектам — структурные, функциональные и др.;
3) по виду сходства между оригиналом и моделью — физические, аналоговые, квазианалоговые и др.
Описание слайда:
Классификация моделей 1) по субстрату — материальные (вещественные) и идеальные (концептуальные, мысленные); 2) по моделируемым аспектам — структурные, функциональные и др.; 3) по виду сходства между оригиналом и моделью — физические, аналоговые, квазианалоговые и др.

Слайд 30



Методология теоретического уровня
Методология теоретического уровня научного исследования содержит обширный спектр процедур, операций, подходов. 
Для удобства целей их систематизации можно выделить из содержания этого уровня два класса методологических структур:
	1) класс операций и действий логического характера;
	2) класс развитых научно-познавательных подходов и методов.
Описание слайда:
Методология теоретического уровня Методология теоретического уровня научного исследования содержит обширный спектр процедур, операций, подходов. Для удобства целей их систематизации можно выделить из содержания этого уровня два класса методологических структур: 1) класс операций и действий логического характера; 2) класс развитых научно-познавательных подходов и методов.

Слайд 31



Логические действия общенаучного значения
1) абстрагирование;
2) идеализация;
3) аналогия;
4) формализация;
5) анализ и синтез;
6) дедукция и индукция;
7) классификация и типология.
Описание слайда:
Логические действия общенаучного значения 1) абстрагирование; 2) идеализация; 3) аналогия; 4) формализация; 5) анализ и синтез; 6) дедукция и индукция; 7) классификация и типология.

Слайд 32



Абстрагирование 
Это интеллектуальный акт отвлечения от некоторых аспектов, сторон изучаемого объекта, заключающийся в выделении в чистом виде тех черт объекта, которые наиболее существенны в данной познавательной ситуации.
Описание слайда:
Абстрагирование Это интеллектуальный акт отвлечения от некоторых аспектов, сторон изучаемого объекта, заключающийся в выделении в чистом виде тех черт объекта, которые наиболее существенны в данной познавательной ситуации.

Слайд 33



Абстрагирование 
результатом абстрагирования является такой специфический элемент научного знания, как абстрактный объект (скажем, материальная точка, общественно-историческая формация, вектор, психологический тип и т.п.); 
абстрактные объекты играют важнейшую роль в научном познании.
Описание слайда:
Абстрагирование результатом абстрагирования является такой специфический элемент научного знания, как абстрактный объект (скажем, материальная точка, общественно-историческая формация, вектор, психологический тип и т.п.); абстрактные объекты играют важнейшую роль в научном познании.

Слайд 34



Идеализация
Это разновидность абстрагирования, с помощью нее конструируются предельные абстрактные объекты, например, абсолютно упругий удар, идеальный газ и т.п.
Описание слайда:
Идеализация Это разновидность абстрагирования, с помощью нее конструируются предельные абстрактные объекты, например, абсолютно упругий удар, идеальный газ и т.п.

Слайд 35



Аналогия
Аналогией в общем виде называют операцию нахождения какого-либо сходства между объектами, а также рассуждение, проводимое на основе этого сходства.
Описание слайда:
Аналогия Аналогией в общем виде называют операцию нахождения какого-либо сходства между объектами, а также рассуждение, проводимое на основе этого сходства.

Слайд 36



Формализация
Операция формализации представляет собой построение искусственного языка для представления знаний из той или иной предметной области.
Описание слайда:
Формализация Операция формализации представляет собой построение искусственного языка для представления знаний из той или иной предметной области.

Слайд 37




Формализацией называют такие методы познания, которые состоят в том, что делается более или менее существенное отвлечение от содержания (уже имеющегося) знания об объекте (и от его содержания, и от его формы), от содержания тех понятий и других форм мышления, посредством которых выражено знание об объекте на естественном языке науки, и (дальнейшее) исследование объекта осуществляется посредством изучения формы знания о нем, представленного в специальном, формализованном языке.
Описание слайда:
Формализацией называют такие методы познания, которые состоят в том, что делается более или менее существенное отвлечение от содержания (уже имеющегося) знания об объекте (и от его содержания, и от его формы), от содержания тех понятий и других форм мышления, посредством которых выражено знание об объекте на естественном языке науки, и (дальнейшее) исследование объекта осуществляется посредством изучения формы знания о нем, представленного в специальном, формализованном языке.

Слайд 38



Формализация
В результате формализации высказывания об изучаемом объекте переводятся на специальный язык; этим достигается повышение норм строгости содержательных рассуждений, выделяются существенные аспекты исходного знания, а несущественные отбрасываются.
Описание слайда:
Формализация В результате формализации высказывания об изучаемом объекте переводятся на специальный язык; этим достигается повышение норм строгости содержательных рассуждений, выделяются существенные аспекты исходного знания, а несущественные отбрасываются.

Слайд 39



Анализ и синтез
Анализ — совокупность процедур, сущностью которых является мысленное разделение исходного объекта на составляющие его части, выявление его структуры, отделение существенного от несущественного, сведение сложного к более простому.
Синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом частей, обнаружение и вскрытие того общего, что связывает части в единое целое.
Описание слайда:
Анализ и синтез Анализ — совокупность процедур, сущностью которых является мысленное разделение исходного объекта на составляющие его части, выявление его структуры, отделение существенного от несущественного, сведение сложного к более простому. Синтез представляет собой восстановление, объединение изученных анализом частей, обнаружение и вскрытие того общего, что связывает части в единое целое.

Слайд 40



Дедукция и индукция
Дедукция — умозаключение от общего к частному; логический вывод частных положений из более общих. 
Индукция — умозаключение от частного к общему; индуктивное рассуждение — это «восхождение» от частных положений (фактов, данных опыта) к более общим закономерностям.
Описание слайда:
Дедукция и индукция Дедукция — умозаключение от общего к частному; логический вывод частных положений из более общих. Индукция — умозаключение от частного к общему; индуктивное рассуждение — это «восхождение» от частных положений (фактов, данных опыта) к более общим закономерностям.

Слайд 41



Классификация и типология 
Классификация и типология являются сложными действиями, включающими, как правило, много шагов и способствующими достаточно детальному прояснению исходного содержания того или иного понятия.
Типология - самостоятельная логико-методологическая процедура, которая, несмотря на свою существенную близость к классификации, не может быть полностью сведена к ней.
Описание слайда:
Классификация и типология Классификация и типология являются сложными действиями, включающими, как правило, много шагов и способствующими достаточно детальному прояснению исходного содержания того или иного понятия. Типология - самостоятельная логико-методологическая процедура, которая, несмотря на свою существенную близость к классификации, не может быть полностью сведена к ней.

Слайд 42



Класс развитых научно-познавательных подходов и методов
В класс научно-познавательных подходов и методов входят развитые методологические образования.
Описание слайда:
Класс развитых научно-познавательных подходов и методов В класс научно-познавательных подходов и методов входят развитые методологические образования.

Слайд 43



Класс развитых научно-познавательных подходов и методов
1. Группа дедуктивных подходов и методов:
	1) аксиоматический;
	2) гипотетико-дедуктивный.
2. Группа исторических подходов и методов:
	1)конкретно-исторический (собственно исторический);
	2)абстрактно-исторический реконструкционный).
3. Группа системных подходов и методов.
Описание слайда:
Класс развитых научно-познавательных подходов и методов 1. Группа дедуктивных подходов и методов: 1) аксиоматический; 2) гипотетико-дедуктивный. 2. Группа исторических подходов и методов: 1)конкретно-исторический (собственно исторический); 2)абстрактно-исторический реконструкционный). 3. Группа системных подходов и методов.

Слайд 44



1.1.Аксиоматический метод
В основе этого метода лежит идея аксиомы — утверждения, не требующего доказательства.
Описание слайда:
1.1.Аксиоматический метод В основе этого метода лежит идея аксиомы — утверждения, не требующего доказательства.

Слайд 45



1.2.Гипотетико-дедуктивный метод
В основе этого метода лежит идея гипотезы — предположения, призванного объяснить некоторую совокупность явлений.
Описание слайда:
1.2.Гипотетико-дедуктивный метод В основе этого метода лежит идея гипотезы — предположения, призванного объяснить некоторую совокупность явлений.

Слайд 46



2.Исторический подход

Исторический подход предполагает изучение возникновения, формирования, развития объектов. 
Сразу же следует подчеркнуть, что исторический подход используется не только в истории. Это один из общенаучных методов.
Описание слайда:
2.Исторический подход Исторический подход предполагает изучение возникновения, формирования, развития объектов. Сразу же следует подчеркнуть, что исторический подход используется не только в истории. Это один из общенаучных методов.

Слайд 47



2.Исторический подход

Исторический подход (нередко используется и термин «генетический подход») — это довольно обширное методологическое образование, преломляющееся в различных принципах, методах, предписаниях более конкретного уровня.
Описание слайда:
2.Исторический подход Исторический подход (нередко используется и термин «генетический подход») — это довольно обширное методологическое образование, преломляющееся в различных принципах, методах, предписаниях более конкретного уровня.

Слайд 48



2.1.Конкретно-исторический метод
Изучение и теоретическое воспроизведение истории того или иного объекта (явления, процесса) во всем ее многообразии, полноте взаимосвязей, богатстве конкретных проявлений и оттенков.
Описание слайда:
2.1.Конкретно-исторический метод Изучение и теоретическое воспроизведение истории того или иного объекта (явления, процесса) во всем ее многообразии, полноте взаимосвязей, богатстве конкретных проявлений и оттенков.

Слайд 49



2.2.Абстрактно-исторический метод
Абстрактно-исторический принцип предполагает выявление некоей исторической закономерности в чистом виде, не обращаясь в полной мере непосредственно к самой эмпирической истории, а реконструируя эту закономерность на основе каких-либо теоретических предпосылок. 
«Истории», являющиеся результатом такого рода реконструкций, — это в некотором смысле истории весьма условные, абстрактные, во многом идеализированные.
Описание слайда:
2.2.Абстрактно-исторический метод Абстрактно-исторический принцип предполагает выявление некоей исторической закономерности в чистом виде, не обращаясь в полной мере непосредственно к самой эмпирической истории, а реконструируя эту закономерность на основе каких-либо теоретических предпосылок. «Истории», являющиеся результатом такого рода реконструкций, — это в некотором смысле истории весьма условные, абстрактные, во многом идеализированные.

Слайд 50



3. Группа системных методов

В основе системного подхода лежит идея системы — упорядоченной, структурированной совокупности элементов.
Описание слайда:
3. Группа системных методов В основе системного подхода лежит идея системы — упорядоченной, структурированной совокупности элементов.

Слайд 51




Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов, совокупности сущностей и отношений.
Описание слайда:
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, совокупности взаимодействующих объектов, совокупности сущностей и отношений.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию