🗊МКОУ Джогинская СОШ Урок физики в 8 классе на тему: «Звуковые волны в различных средах» Учитель: Распопова Татьяна Николаевна

Категория: Физика
Нажмите для полного просмотра!
МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №1МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №2МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №3МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №4МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №5МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №6МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №7МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №8МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №9МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №10МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №11МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №12МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №13МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №14МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №15МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №16МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №17МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №18МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №19МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №20МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №21МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №22МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №23МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №24МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №25МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №26МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №27МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №28МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №29МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №30МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №31

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать МКОУ Джогинская СОШ Урок физики в 8 классе на тему: «Звуковые волны в различных средах» Учитель: Распопова Татьяна Николаевна . Презентация содержит 31 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





МКОУ Джогинская СОШ

Урок физики в 8 классе на тему: 
«Звуковые волны в различных средах»

Учитель: Распопова Татьяна Николаевна


2013 г.
Описание слайда:
МКОУ Джогинская СОШ Урок физики в 8 классе на тему: «Звуковые волны в различных средах» Учитель: Распопова Татьяна Николаевна 2013 г.

Слайд 2





Актуализация знаний
Что такое колебания или колебательное движение?
 (Колебательное движение – это движение, повторяющееся во времени).
Что такое механическая волна? 
(Механическая волна – это процесс распространения колебаний в пространстве с течением времени).
Назовите обязательное условие существования упругих волн. 
(Наличие среды, в которой будет распространятся волна).
Перечислите характеристики любой механической волны. 
(Амплитуда, период, частота, длина волны, скорость распространения волны).
Какие два вида волн вам известны? 
(Продольные и поперечные).
Описание слайда:
Актуализация знаний Что такое колебания или колебательное движение? (Колебательное движение – это движение, повторяющееся во времени). Что такое механическая волна? (Механическая волна – это процесс распространения колебаний в пространстве с течением времени). Назовите обязательное условие существования упругих волн. (Наличие среды, в которой будет распространятся волна). Перечислите характеристики любой механической волны. (Амплитуда, период, частота, длина волны, скорость распространения волны). Какие два вида волн вам известны? (Продольные и поперечные).

Слайд 3





Тема урока: 
«Звуковые волны в различных средах» 
Цели урока:
Сформулировать определение понятия «звук» или «звуковая волна».
Рассмотреть характеристики звука и выяснить от чего они зависят.
Описание слайда:
Тема урока: «Звуковые волны в различных средах» Цели урока: Сформулировать определение понятия «звук» или «звуковая волна». Рассмотреть характеристики звука и выяснить от чего они зависят.

Слайд 4





Предлагаю вам прослушать отрывок из алтайской сказки
«Язык птиц и зверей мальчик хорошо понимал, пчел и кузнечиков внимательно слушал. Он и сам то зажужжит, то застрекочет, то, как птица, защебечет, то засмеется, как родник. Дунет мальчик в сухой стебель — стебелек поет...".
Что помогало мальчику общаться 
с природой? 
(Звуки)
Описание слайда:
Предлагаю вам прослушать отрывок из алтайской сказки «Язык птиц и зверей мальчик хорошо понимал, пчел и кузнечиков внимательно слушал. Он и сам то зажужжит, то застрекочет, то, как птица, защебечет, то засмеется, как родник. Дунет мальчик в сухой стебель — стебелек поет...". Что помогало мальчику общаться с природой? (Звуки)

Слайд 5





Открытие новых знаний
(Записываем в конспект: Акустика – наука, изучающая звук).
Упругие волны, распространяясь в воздухе, а также внутри жидкостей и твердых тел, невидимы. Однако при определенных условиях их можно услышать.
Описание слайда:
Открытие новых знаний (Записываем в конспект: Акустика – наука, изучающая звук). Упругие волны, распространяясь в воздухе, а также внутри жидкостей и твердых тел, невидимы. Однако при определенных условиях их можно услышать.

Слайд 6





Рассмотрим гитару
Струна является источником звука.
Описание слайда:
Рассмотрим гитару Струна является источником звука.

Слайд 7





Обратимся к опыту
Зажмем в тисках длинную стальную линейку. Пусть над тисками будет выступать большая часть линейки. Вызовем колебания линейки. Мы не услышим звука. 
Но если конец линейки укоротить, тем самым увеличить частоту колебаний, то мы обнаружим, что линейка начнет звучать. 
Вывод: линейка является источником звука.
Скажите, как вы думаете, что необходимо для того чтобы тело стало источником звука? 
(Необходимо, чтобы тело совершало колебания).
Описание слайда:
Обратимся к опыту Зажмем в тисках длинную стальную линейку. Пусть над тисками будет выступать большая часть линейки. Вызовем колебания линейки. Мы не услышим звука. Но если конец линейки укоротить, тем самым увеличить частоту колебаний, то мы обнаружим, что линейка начнет звучать. Вывод: линейка является источником звука. Скажите, как вы думаете, что необходимо для того чтобы тело стало источником звука? (Необходимо, чтобы тело совершало колебания).

Слайд 8


МКОУ Джогинская СОШ    Урок физики в 8 классе на тему:   «Звуковые волны в различных средах»    Учитель: Распопова Татьяна Николаевна   , слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9





Прибор, находящийся перед вами называется камертоном 
Он представляет собой изогнутый металлический стержень на ножке. В данном случае камертон укреплен на резонаторном ящике. Если по камертону ударить молоточком, он зазвучит. 
Колебания ветвей незаметны. Но их можно обнаружить, если к звучащему камертону поднести маленький, подвешенный на нити шарик. Шарик будет периодически отскакивать, что свидетельствует о колебаниях ветвей камертона.
Но далеко на всякое колеблющееся тело является источником звука. 
Например, нитяной маятник не издает звука.
 Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать звук механических колебаний тел, происходящие с частотой от 20 (16) до 20000 Гц.
Описание слайда:
Прибор, находящийся перед вами называется камертоном Он представляет собой изогнутый металлический стержень на ножке. В данном случае камертон укреплен на резонаторном ящике. Если по камертону ударить молоточком, он зазвучит. Колебания ветвей незаметны. Но их можно обнаружить, если к звучащему камертону поднести маленький, подвешенный на нити шарик. Шарик будет периодически отскакивать, что свидетельствует о колебаниях ветвей камертона. Но далеко на всякое колеблющееся тело является источником звука. Например, нитяной маятник не издает звука. Исследования показали, что человеческое ухо способно воспринимать звук механических колебаний тел, происходящие с частотой от 20 (16) до 20000 Гц.

Слайд 10





Звуковые волны – волны, частота колебаний которых находится в диапазоне от 20 до 20000 Гц.
Механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц, называются ультразвуковыми,
Описание слайда:
Звуковые волны – волны, частота колебаний которых находится в диапазоне от 20 до 20000 Гц. Механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц, называются ультразвуковыми,

Слайд 11





Работа в группах
Вы работаете в группах с текстом и письменно отвечаете на вопросы, предложенные у вас на листах
Описание слайда:
Работа в группах Вы работаете в группах с текстом и письменно отвечаете на вопросы, предложенные у вас на листах

Слайд 12





Высота звука
Если заставить звучать две разные струны на гитаре. Мы услышим разные звуки: один – более низкий, другой – более высокий. Звуки мужского голоса более низкие, чем звуки голоса женщины, звуки баса ниже звуков тенора, сопрано выше альта.
Описание слайда:
Высота звука Если заставить звучать две разные струны на гитаре. Мы услышим разные звуки: один – более низкий, другой – более высокий. Звуки мужского голоса более низкие, чем звуки голоса женщины, звуки баса ниже звуков тенора, сопрано выше альта.

Слайд 13





Тембр звука
Чистый тон -  звук источника, совершающего колебаний одной частоты. Звуки от других источников (например, звуки различных музыкальных инструментов, голоса людей, звук сирены и др.) представляют собой совокупность колебаний разных частот, т.е. совокупность чистых тонов.
Описание слайда:
Тембр звука Чистый тон - звук источника, совершающего колебаний одной частоты. Звуки от других источников (например, звуки различных музыкальных инструментов, голоса людей, звук сирены и др.) представляют собой совокупность колебаний разных частот, т.е. совокупность чистых тонов.

Слайд 14





Громкость звука
Чтобы выяснить от чего зависит громкость звука, вернемся к опыту с камертоном. Если по камертону сильнее ударить, то он зазвучит громче, и шарик будет отскакивать от него на большее расстояние, что свидетельствует о большей амплитуде колебаний ветвей.
Описание слайда:
Громкость звука Чтобы выяснить от чего зависит громкость звука, вернемся к опыту с камертоном. Если по камертону сильнее ударить, то он зазвучит громче, и шарик будет отскакивать от него на большее расстояние, что свидетельствует о большей амплитуде колебаний ветвей.

Слайд 15





Единица громкости – сон. Громкостью в 
1 сон обладает приглушенный разговор
В практических задачах громкость звука принято характеризовать уровнем громкости звука, измеряемым в фонах, а некоторых случаях – в белах (или децибелах, составляющих десятую часть бела).
При листании газеты, например, создается звук громкостью порядка 20 дБ; громкость звонка будильника равна примерно 80 дБ, а звука, создаваемого реактивным двигателем самолета, - 130 дБ.
Систематическое воздействие на человека громких звуков, особенно шумов (неупорядоченной суммы звуков разной громкости, высоты, тембра), неблагоприятно отражается на его здоровье.
В шумных районах у многих людей появляются симптомы шумовой болезни: повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, повышенное артериальное давление. Поэтому в больших городах приходится принимать специальные меры для уменьшения шумов, например запрещать звуковые сигналы автомобилей.
Описание слайда:
Единица громкости – сон. Громкостью в 1 сон обладает приглушенный разговор В практических задачах громкость звука принято характеризовать уровнем громкости звука, измеряемым в фонах, а некоторых случаях – в белах (или децибелах, составляющих десятую часть бела). При листании газеты, например, создается звук громкостью порядка 20 дБ; громкость звонка будильника равна примерно 80 дБ, а звука, создаваемого реактивным двигателем самолета, - 130 дБ. Систематическое воздействие на человека громких звуков, особенно шумов (неупорядоченной суммы звуков разной громкости, высоты, тембра), неблагоприятно отражается на его здоровье. В шумных районах у многих людей появляются симптомы шумовой болезни: повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, повышенное артериальное давление. Поэтому в больших городах приходится принимать специальные меры для уменьшения шумов, например запрещать звуковые сигналы автомобилей.

Слайд 16





. Скорость распространения звука
Ещё 350 лет назад людям было не ясно, что представляет собой  звук и как он распространяется. Откачивая, воздух из-под стеклянного колпака, учёные пытались узнать, будет ли звучать помещённый туда звонок. Однако звучащий предмет был плохо  изолирован от подставки, и звук был слышен. Ошибки не заметили  и сделали неправильный вывод: звук передаётся через пустоту. 
И только опыты англичанина Р. Бойля привели к верному умозаключению. Для распространения звуку необходима среда – воздух, вода, дерево или металл. Именно её колебания и переносят звук к нашим ушам.
Описание слайда:
. Скорость распространения звука Ещё 350 лет назад людям было не ясно, что представляет собой  звук и как он распространяется. Откачивая, воздух из-под стеклянного колпака, учёные пытались узнать, будет ли звучать помещённый туда звонок. Однако звучащий предмет был плохо  изолирован от подставки, и звук был слышен. Ошибки не заметили  и сделали неправильный вывод: звук передаётся через пустоту. И только опыты англичанина Р. Бойля привели к верному умозаключению. Для распространения звуку необходима среда – воздух, вода, дерево или металл. Именно её колебания и переносят звук к нашим ушам.

Слайд 17





Например, рассмотрим опыт: 
       Если под колокол воздушного насоса поместить звонок и включить его, а затем откачать воздух насосом. По мере разрежения воздуха звук  будет слышен всё слабее и слабее и, наконец, почти совсем исчезает. Когда же воздух снова  впустить под колокол, то звук  звонка опять станет слышимым.
Среда необходима для передачи колебаний от источника звука к приёмнику, например к уху человека. Колебания источника создают в окружающей его среде упругую волну звуковой частоты. Волна, достигая уха, воздействует на барабанную перепонку, заставляя её  колебаться с частотой, соответствующей частоте источника звука. 
Опыты показывают, что различные  твёрдые тела  проводят  звук  по-разному. Упругие тела - хорошие проводники звука. Большинство металлов, дерево, газы, а также жидкости являются упругими телами  и поэтому хорошо проводят звук.
Описание слайда:
Например, рассмотрим опыт: Если под колокол воздушного насоса поместить звонок и включить его, а затем откачать воздух насосом. По мере разрежения воздуха звук  будет слышен всё слабее и слабее и, наконец, почти совсем исчезает. Когда же воздух снова впустить под колокол, то звук  звонка опять станет слышимым. Среда необходима для передачи колебаний от источника звука к приёмнику, например к уху человека. Колебания источника создают в окружающей его среде упругую волну звуковой частоты. Волна, достигая уха, воздействует на барабанную перепонку, заставляя её  колебаться с частотой, соответствующей частоте источника звука. Опыты показывают, что различные  твёрдые тела  проводят  звук  по-разному. Упругие тела - хорошие проводники звука. Большинство металлов, дерево, газы, а также жидкости являются упругими телами  и поэтому хорошо проводят звук.

Слайд 18





Упругие тела - хорошие проводники звука. Большинство металлов, дерево, газы, а также жидкости являются упругими телами  и поэтому хорошо проводят звук. 
Упругие тела - хорошие проводники звука. Большинство металлов, дерево, газы, а также жидкости являются упругими телами  и поэтому хорошо проводят звук. 
Известно, что во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома. Это запаздывание возникает из-за того, что скорость звука в воздухе значительно меньше скорости света, идущего от молнии.
Скорость звука в жидкостях, как правило, больше скорости звука в газах. Скорость звука в воде была впервые измерена в 1826 г Ж. Колладоном и Я. Штурмом. Свои опыты они проводили на Женевском озере в Швейцарии.
Скорость звука  в твердых телах больше, чем в жидкостях и газах. Если вы приложите ухо к рельсу, то после удара по другому концу рельса вы услышите два звука. Один из них достигнет вашего уха по рельсу, другой – по воздуху. 
Хорошей проводимостью обладает земля. Поэтому в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали «слухачей», которые по звуку, передаваемому землей, могли определить, ведет ли враг подкоп к стенам или нет. Прикладывая ухо к земле, также следили за приближением вражеской конницы.
Скорость распространения звуковых колебаний зависит от упругости среды, в которой они распространяются. В воздухе скорость распространения звуковых колебаний в среднем равна 330 м/с, однако она может изменяться в зависимости от его влажности, давления и температуры. В воде -1483 м/с. В пустоте звук не распространяется
Описание слайда:
Упругие тела - хорошие проводники звука. Большинство металлов, дерево, газы, а также жидкости являются упругими телами  и поэтому хорошо проводят звук. Упругие тела - хорошие проводники звука. Большинство металлов, дерево, газы, а также жидкости являются упругими телами  и поэтому хорошо проводят звук. Известно, что во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома. Это запаздывание возникает из-за того, что скорость звука в воздухе значительно меньше скорости света, идущего от молнии. Скорость звука в жидкостях, как правило, больше скорости звука в газах. Скорость звука в воде была впервые измерена в 1826 г Ж. Колладоном и Я. Штурмом. Свои опыты они проводили на Женевском озере в Швейцарии. Скорость звука в твердых телах больше, чем в жидкостях и газах. Если вы приложите ухо к рельсу, то после удара по другому концу рельса вы услышите два звука. Один из них достигнет вашего уха по рельсу, другой – по воздуху. Хорошей проводимостью обладает земля. Поэтому в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали «слухачей», которые по звуку, передаваемому землей, могли определить, ведет ли враг подкоп к стенам или нет. Прикладывая ухо к земле, также следили за приближением вражеской конницы. Скорость распространения звуковых колебаний зависит от упругости среды, в которой они распространяются. В воздухе скорость распространения звуковых колебаний в среднем равна 330 м/с, однако она может изменяться в зависимости от его влажности, давления и температуры. В воде -1483 м/с. В пустоте звук не распространяется

Слайд 19





Ультразвук
Ультразвук не воспринимается человеческим ухом. 
Однако его способны излучать и воспринимать некоторые животные. 
Так, например, дельфины, благодаря этому уверенно ориентируются в мутной воде. Посылая и принимая возвратившиеся назад ультразвуковые импульсы, они способны на расстоянии 20-30 м обнаружить даже маленькую дробинку, опущенную в воду.
Описание слайда:
Ультразвук Ультразвук не воспринимается человеческим ухом. Однако его способны излучать и воспринимать некоторые животные. Так, например, дельфины, благодаря этому уверенно ориентируются в мутной воде. Посылая и принимая возвратившиеся назад ультразвуковые импульсы, они способны на расстоянии 20-30 м обнаружить даже маленькую дробинку, опущенную в воду.

Слайд 20





Ультразвук находит широко применение в науке и технике, где его получают с помощью различных механических (например, сирена) и электромеханических устройств
Источники звука устанавливаются на кораблях и подводных лодках.
Описание слайда:
Ультразвук находит широко применение в науке и технике, где его получают с помощью различных механических (например, сирена) и электромеханических устройств Источники звука устанавливаются на кораблях и подводных лодках.

Слайд 21





От действия ультразвуковых волн погибают многие микроорганизмы, 
что было важно для медицины. Так, ультразвук вызывал гибель некоторых болезнетворных микробов: тифозной палочки, кишечной и туберкулезной. 
Это свойство используется для очистки воды, стерилизации инструментов.
Ультразвуки дробят жидкие и твердые вещества, образуя различные эмульсии и суспензии.
С помощью ультразвука удается осуществить пайку алюминиевых изделий, что с помощью других методов сделать не удается.
Описание слайда:
От действия ультразвуковых волн погибают многие микроорганизмы, что было важно для медицины. Так, ультразвук вызывал гибель некоторых болезнетворных микробов: тифозной палочки, кишечной и туберкулезной. Это свойство используется для очистки воды, стерилизации инструментов. Ультразвуки дробят жидкие и твердые вещества, образуя различные эмульсии и суспензии. С помощью ультразвука удается осуществить пайку алюминиевых изделий, что с помощью других методов сделать не удается.

Слайд 22





Инфразвук
Инфразвук (от лат. infra — ниже, под), упругие волны, аналогичные звуковым, но с частотами ниже области слышимых человеком частот. 
Обычно за верхнюю границу инфразвуковой области принимают частоты 16—25 Гц. 
Нижняя граница инфразвукового диапазона неопределенна. 
Практический интерес могут представлять колебания от десятых и даже сотых долей Гц, т. е. с периодами в десяток секунд. 
Инфразвук содержится в шуме атмосферы, леса и моря. 
Источником инфразвуковых колебаний являются грозовые разряды (гром), а также взрывы и орудийные выстрелы.
В земной коре наблюдаются сотрясения и вибрации инфразвуковых частот от самых разнообразных источников, в том числе от взрывов обвалов и транспортных возбудителей.
Для инфразвука характерно малое поглощение в различных средах вследствие чего инфразвуковые волны в воздухе, воде и в земной коре могут распространяться на очень далёкие расстояния. 
Это явление находит практическое применение при определении места сильных взрывов или положения стреляющего орудия. 
Распространение инфразвука на большие расстояния в море даёт возможность предсказания стихийного бедствия — цунами. 
Звуки взрывов, содержащие большое количество инфразвуковых частот, применяются для исследования верхних слоев атмосферы, свойств водной среды.
Описание слайда:
Инфразвук Инфразвук (от лат. infra — ниже, под), упругие волны, аналогичные звуковым, но с частотами ниже области слышимых человеком частот. Обычно за верхнюю границу инфразвуковой области принимают частоты 16—25 Гц. Нижняя граница инфразвукового диапазона неопределенна. Практический интерес могут представлять колебания от десятых и даже сотых долей Гц, т. е. с периодами в десяток секунд. Инфразвук содержится в шуме атмосферы, леса и моря. Источником инфразвуковых колебаний являются грозовые разряды (гром), а также взрывы и орудийные выстрелы. В земной коре наблюдаются сотрясения и вибрации инфразвуковых частот от самых разнообразных источников, в том числе от взрывов обвалов и транспортных возбудителей. Для инфразвука характерно малое поглощение в различных средах вследствие чего инфразвуковые волны в воздухе, воде и в земной коре могут распространяться на очень далёкие расстояния. Это явление находит практическое применение при определении места сильных взрывов или положения стреляющего орудия. Распространение инфразвука на большие расстояния в море даёт возможность предсказания стихийного бедствия — цунами. Звуки взрывов, содержащие большое количество инфразвуковых частот, применяются для исследования верхних слоев атмосферы, свойств водной среды.

Слайд 23





"Голос моря" - это инфразвуковые волны, возникающие над поверхностью моря при сильном ветре, 
в результате вихреобразования за гребнями волн.
Вследствие того, что для инфразвука характерно малое поглощение, он может распространяться на большие расстояния, а поскольку скорость его распространения значительно превышает скорость перемещения области шторма, то "голос моря" может служить для заблаговременного предсказания шторма.
Описание слайда:
"Голос моря" - это инфразвуковые волны, возникающие над поверхностью моря при сильном ветре, в результате вихреобразования за гребнями волн. Вследствие того, что для инфразвука характерно малое поглощение, он может распространяться на большие расстояния, а поскольку скорость его распространения значительно превышает скорость перемещения области шторма, то "голос моря" может служить для заблаговременного предсказания шторма.

Слайд 24





Своеобразными индикаторами шторма являются медузы.
На краю "колокола" у медузы расположены примитивные глаза и органы равновесия - слуховые колбочки величиной с булавочную головку. Это и есть "уши" медузы. Они слышат инфразвуки с частотой 8 - 13 герц.
Описание слайда:
Своеобразными индикаторами шторма являются медузы. На краю "колокола" у медузы расположены примитивные глаза и органы равновесия - слуховые колбочки величиной с булавочную головку. Это и есть "уши" медузы. Они слышат инфразвуки с частотой 8 - 13 герц.

Слайд 25





Инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для человека. 
Инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для человека. 
Действие инфразвука может вызвать головные боли, снижение внимания и работоспособности и даже иногда нарушение функции вестибулярного аппарата.  
Развитие промышленного производства и транспорта привело к значительному увеличению источников инфразвука в окружающей среде и возрастанию интенсивности уровня инфразвука.
Описание слайда:
Инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для человека. Инфразвук с частотой 7 Гц смертелен для человека. Действие инфразвука может вызвать головные боли, снижение внимания и работоспособности и даже иногда нарушение функции вестибулярного аппарата.  Развитие промышленного производства и транспорта привело к значительному увеличению источников инфразвука в окружающей среде и возрастанию интенсивности уровня инфразвука.

Слайд 26





(Высота звука, тембр, громкость, скорость распространения звука). 
(Высота звука, тембр, громкость, скорость распространения звука). 
Ответы записываются в опорный конспект.
Разберем, где применяется ультразвук и инфразвук.
(Инфразвук – для  определения места сильных взрывов или положения стреляющего орудия, предсказание стихийного бедствия — цунами, для исследования верхних слоев атмосферы, свойств водной среды. Ультразвук – эхолоты и гидролокаторы, дефектоскопия, дробление жидких и твердых веществ, пайка алюминиевых изделий, в лечебной практике)
Ответы записываются в опорный конспект.
Описание слайда:
(Высота звука, тембр, громкость, скорость распространения звука). (Высота звука, тембр, громкость, скорость распространения звука). Ответы записываются в опорный конспект. Разберем, где применяется ультразвук и инфразвук. (Инфразвук – для определения места сильных взрывов или положения стреляющего орудия, предсказание стихийного бедствия — цунами, для исследования верхних слоев атмосферы, свойств водной среды. Ультразвук – эхолоты и гидролокаторы, дефектоскопия, дробление жидких и твердых веществ, пайка алюминиевых изделий, в лечебной практике) Ответы записываются в опорный конспект.

Слайд 27





Закрепление
Какой кирпич – пористый или обыкновенный – обеспечивает лучшую звукоизоляцию? Почему? 
(Пористый кирпич обеспечивает лучшую звукоизоляцию, т.к. в нем больше воздушного пространства, а воздух является плохим проводником звука).
Кто в полете чаще машет крыльями: муха или комар? Ответ поясните. 
(Чаще машет крыльями комар, т.к. частота колебаний его крыльев больше, чем частота колебаний крыльев мухи. Звук комара выше (писк), значит его частота больше).
Почему индейцы, которых мы видим в старых вестернах, обычно встают на колени и припадают ухом к земле, чтобы обнаружить далеких, не видимых глазом всадников? 
(Потому что звук в твердых телах распространяется 
быстрее чем в жидкости и газе).
Приведите примеры использования ультразвуковых волн представителями животного мира. 
(Дельфины, летучие мыши, зубчатые киты).
Описание слайда:
Закрепление Какой кирпич – пористый или обыкновенный – обеспечивает лучшую звукоизоляцию? Почему? (Пористый кирпич обеспечивает лучшую звукоизоляцию, т.к. в нем больше воздушного пространства, а воздух является плохим проводником звука). Кто в полете чаще машет крыльями: муха или комар? Ответ поясните. (Чаще машет крыльями комар, т.к. частота колебаний его крыльев больше, чем частота колебаний крыльев мухи. Звук комара выше (писк), значит его частота больше). Почему индейцы, которых мы видим в старых вестернах, обычно встают на колени и припадают ухом к земле, чтобы обнаружить далеких, не видимых глазом всадников? (Потому что звук в твердых телах распространяется быстрее чем в жидкости и газе). Приведите примеры использования ультразвуковых волн представителями животного мира. (Дельфины, летучие мыши, зубчатые киты).

Слайд 28





Самостоятельная работа
Какова примерно самая высокая частота звука, слышимого человеком??
А) 2 Гц;
Б) 20 Гц;
В) 200 Гц;
Г) 2000 Гц;
Д) 20 000 Гц;
Е) 200 000 Гц.
От какой характеристики колебательного движения зависит высота звука?
А) амплитуды;
Б) частоты;
В) периода;
Г) скорости распространения звука.
Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника?
А) увеличится;
Б) уменьшится;
В) не изменится.
В какой среде скорость распространения звука самая большая?
А) газообразной;
Б) жидкой;
В) твердой.
Какой звук слышат медузы (8-13 Гц)?
А) инфразвук;
Б) ультразвук;
В) слышимый человеком.
Описание слайда:
Самостоятельная работа Какова примерно самая высокая частота звука, слышимого человеком?? А) 2 Гц; Б) 20 Гц; В) 200 Гц; Г) 2000 Гц; Д) 20 000 Гц; Е) 200 000 Гц. От какой характеристики колебательного движения зависит высота звука? А) амплитуды; Б) частоты; В) периода; Г) скорости распространения звука. Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника? А) увеличится; Б) уменьшится; В) не изменится. В какой среде скорость распространения звука самая большая? А) газообразной; Б) жидкой; В) твердой. Какой звук слышат медузы (8-13 Гц)? А) инфразвук; Б) ультразвук; В) слышимый человеком.

Слайд 29





Повторение изученного
Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что такое звук? 
Какие характеристики звука вам известны? 
От чего зависит высота, громкость звука? 
Что такое ультразвук и инфразвук? 
Применение ультразвука и инфразвука.
Описание слайда:
Повторение изученного Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что такое звук? Какие характеристики звука вам известны? От чего зависит высота, громкость звука? Что такое ультразвук и инфразвук? Применение ультразвука и инфразвука.

Слайд 30





В конспектах отметьте «+» те вопросы, на которые после урока вы можете дать ответ, и «-» - те вопросы, которые вызывают у вас затруднения
Каким общим свойством обладают все источники звука?
Механические колебания каких частот называются звуковыми?
Какие колебания называются ультразвуковыми и инфразвуковыми?
Какие характеристики звука вам известны?
От чего зависит громкость звука?
Как распространяется звук в различных средах?
Описание слайда:
В конспектах отметьте «+» те вопросы, на которые после урока вы можете дать ответ, и «-» - те вопросы, которые вызывают у вас затруднения Каким общим свойством обладают все источники звука? Механические колебания каких частот называются звуковыми? Какие колебания называются ультразвуковыми и инфразвуковыми? Какие характеристики звука вам известны? От чего зависит громкость звука? Как распространяется звук в различных средах?

Слайд 31





Домашнее задание: §§ 34-38, повторить
Спасибо 
за работу!
Описание слайда:
Домашнее задание: §§ 34-38, повторить Спасибо за работу!



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию