🗊Мысль «народная» в романе Л.Толстого «Война и мир» Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №1Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №2Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №3Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №4Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №5Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №6Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №7Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №8Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №9Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №10Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №11Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №12Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №13Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №14Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №15Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №16Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №17Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №18Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №19Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №20Мысль «народная»  в романе Л.Толстого  «Война и мир»  Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М, слайд №21

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Мысль «народная» в романе Л.Толстого «Война и мир» Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы М. Презентация содержит 21 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Мысль «народная» 
в романе Л.Толстого 
«Война и мир»
Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Описание слайда:
Мысль «народная» в романе Л.Толстого «Война и мир» Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 2





Цель 
Определить, как выражена в романе «мысль народная».
Проанализировать кульминационный эпизод Бородинского сражения.
Сопоставить образы двух полководцев.
Определить, как решает писатель вопрос о ходе истории.
Описание слайда:
Цель Определить, как выражена в романе «мысль народная». Проанализировать кульминационный эпизод Бородинского сражения. Сопоставить образы двух полководцев. Определить, как решает писатель вопрос о ходе истории.

Слайд 3





«Я сам старался писать историю своего народа».
                                                  Л.Толстой
Тема народа – главная в литературе 60-х годов XIX века.
«Мысль народная» – одна из главных в романе.
Описание слайда:
«Я сам старался писать историю своего народа». Л.Толстой Тема народа – главная в литературе 60-х годов XIX века. «Мысль народная» – одна из главных в романе.

Слайд 4





Ориентировочная беседа
В романе обилие массовых, народных сцен во второй половине романа (тома 
     3 – 4).
Философские и публицистические главы писались  Толстым в 1867 – 1868 годах в время сближения автора с крестьянами.

Чем обусловлена данная особенность?
Что же включает в себя понятие «народ» для Толстого.

Народ центральная движущая сила исторического процесса. Именно народ является воплощение нравственного начала русской нации.  Приход к народу, сближение с его духовной жизнью – это вершина духовного развития «любимых» героев Толстого.
Описание слайда:
Ориентировочная беседа В романе обилие массовых, народных сцен во второй половине романа (тома 3 – 4). Философские и публицистические главы писались Толстым в 1867 – 1868 годах в время сближения автора с крестьянами. Чем обусловлена данная особенность? Что же включает в себя понятие «народ» для Толстого. Народ центральная движущая сила исторического процесса. Именно народ является воплощение нравственного начала русской нации. Приход к народу, сближение с его духовной жизнью – это вершина духовного развития «любимых» героев Толстого.

Слайд 5





Вопросы для беседы
Кто побеждает французскую армию?
Как изображает русскую нацию Толстой?
Описание слайда:
Вопросы для беседы Кто побеждает французскую армию? Как изображает русскую нацию Толстой?

Слайд 6





Темы для обсуждения
Народ, русская армия в войне 1805 года.
Народ в войне 1812 года. Образ Платона Каратаева как квинтэссенция свойств, выработанных в патриархальном крестьянине вековой крепостной зависимостью.
Партизанское движение («Дубина народной войны»).
Описание слайда:
Темы для обсуждения Народ, русская армия в войне 1805 года. Народ в войне 1812 года. Образ Платона Каратаева как квинтэссенция свойств, выработанных в патриархальном крестьянине вековой крепостной зависимостью. Партизанское движение («Дубина народной войны»).

Слайд 7





«Мысль народная»
Главная мысль романа – «мысль народная».
Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, что каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.
По мнению Толстого, это так называемое  роевое начало , дух и воля не одного человека, а нации в целом.
Войну 1812 года он представляет как столкновение духа и воли французских солда и воли и духа русского народа.
Эта война справедливая для русских, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.
Описание слайда:
«Мысль народная» Главная мысль романа – «мысль народная». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, что каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. По мнению Толстого, это так называемое роевое начало , дух и воля не одного человека, а нации в целом. Войну 1812 года он представляет как столкновение духа и воли французских солда и воли и духа русского народа. Эта война справедливая для русских, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.

Слайд 8





«Мысль народная»
Герои романа, отбросив все личное, становятся единым целым с народом:
Андрей чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением;
все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; 
Наташа отдает подводы раненым;
Петя Ростов погибает в схватке с врагом.
Описание слайда:
«Мысль народная» Герои романа, отбросив все личное, становятся единым целым с народом: Андрей чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением; все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; Наташа отдает подводы раненым; Петя Ростов погибает в схватке с врагом.

Слайд 9





«Мысль народная»
Воля к победе ярко проявляется в массовых сценах:
сцена сдачи Смоленска (купец Ферапонтов велит все добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – сжечь);
сцена подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи и не пили водку – для них это был священный момент);
сцена боя партизан с французами ( гибель Пети Ростова, действия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова);
 «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Описание слайда:
«Мысль народная» Воля к победе ярко проявляется в массовых сценах: сцена сдачи Смоленска (купец Ферапонтов велит все добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – сжечь); сцена подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи и не пили водку – для них это был священный момент); сцена боя партизан с французами ( гибель Пети Ростова, действия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова); «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Слайд 10





«Мысль народная»
В 1805 – 1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы.
Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположное нравственное состояние русской армии
Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения.
Они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем.
Описание слайда:
«Мысль народная» В 1805 – 1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы. Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположное нравственное состояние русской армии Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем.

Слайд 11





«Мысль народная»
Отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова.
Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью.
Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг.
Их действия – добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы.
Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне.
Шенграбен – преддверие войны 1812 года.
Описание слайда:
«Мысль народная» Отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг. Их действия – добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы. Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне. Шенграбен – преддверие войны 1812 года.

Слайд 12





«Мысль народная»
В этом сражении у русской армии не было ни мужества, ни веры в победу, т.к. у людей не было нравственной цели.
Им не за что было драться, кроме «государственной чести» и своего императора.
Сражение было проиграно еще до того, как началось.
Аустерлиц – это пролог к другой, «государственной» войне 1812 года, которую вели чиновники в военных мундирах.
Они защищали свое положение и формальную честь империи.
Такая «государственная» война лишь формально связана с народной войной.
Описание слайда:
«Мысль народная» В этом сражении у русской армии не было ни мужества, ни веры в победу, т.к. у людей не было нравственной цели. Им не за что было драться, кроме «государственной чести» и своего императора. Сражение было проиграно еще до того, как началось. Аустерлиц – это пролог к другой, «государственной» войне 1812 года, которую вели чиновники в военных мундирах. Они защищали свое положение и формальную честь империи. Такая «государственная» война лишь формально связана с народной войной.

Слайд 13





«Мысль народная»
Наполеон и Кутузов резко противопоставлены друг другу – они антиподы.
Образы даны в субъективном восприятии.
Толстого упрекали в искажении и принижении роли Наполеона.
Описание слайда:
«Мысль народная» Наполеон и Кутузов резко противопоставлены друг другу – они антиподы. Образы даны в субъективном восприятии. Толстого упрекали в искажении и принижении роли Наполеона.

Слайд 14





«Мысль народная»
Представлен иронично.
Его внешность смешна: не раз повторяются определения «маленький», «маленький ростом», обращая внимание на «круглый живот» и «жирный ляжки коротких ног».
Описание слайда:
«Мысль народная» Представлен иронично. Его внешность смешна: не раз повторяются определения «маленький», «маленький ростом», обращая внимание на «круглый живот» и «жирный ляжки коротких ног».

Слайд 15





«Мысль народная»
Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека.
Подчркнуты холодность, напыщенность.
Он все время позирует, играет роль гения. «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
Описание слайда:
«Мысль народная» Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчркнуты холодность, напыщенность. Он все время позирует, играет роль гения. «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Слайд 16





«Мысль народная»
Жесток в попытке удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч человеческих жизней.
Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение.
Толстого не впечатляет количество выигранных Наполеоном сражений и покоренных им государств – у него другая мера.
«Нет величия там, где нет простоты и правды».
Описание слайда:
«Мысль народная» Жесток в попытке удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч человеческих жизней. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных Наполеоном сражений и покоренных им государств – у него другая мера. «Нет величия там, где нет простоты и правды».

Слайд 17





«Мысль народная»
В замысле романа «наполеоновское» начало играет одну из главных ролей.
Стремление навязать свою личную волю и стать «творцом» истории характерно для Сперанского.
В этом характерные заблуждения Болконского и Безухова.
«Маленькие наполеоны» – Долохов, Друбецкой, Берг.
Формула наполеонизма – не «вместе», а «один», формула эгоизма, презрения к людям, разобщения.
Описание слайда:
«Мысль народная» В замысле романа «наполеоновское» начало играет одну из главных ролей. Стремление навязать свою личную волю и стать «творцом» истории характерно для Сперанского. В этом характерные заблуждения Болконского и Безухова. «Маленькие наполеоны» – Долохов, Друбецкой, Берг. Формула наполеонизма – не «вместе», а «один», формула эгоизма, презрения к людям, разобщения.

Слайд 18





«Мысль народная»
Портрет совсем не героический.  «Маленький, худой артиллерийский офицер с закушенной набок трубкой», показан глазами князя Андрея, который видит во всем его облике «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», а также его большие, умные и добрые глаза. Тушин робеет перед всеми, его поведение напоминает нам земских врачей или священников. В нем много чеховского (доброго и печального) и мало громкого и героического.
Описание слайда:
«Мысль народная» Портрет совсем не героический. «Маленький, худой артиллерийский офицер с закушенной набок трубкой», показан глазами князя Андрея, который видит во всем его облике «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», а также его большие, умные и добрые глаза. Тушин робеет перед всеми, его поведение напоминает нам земских врачей или священников. В нем много чеховского (доброго и печального) и мало громкого и героического.

Слайд 19





Шенграбенское сражение
Батарея Тушина вела огонь по деревне Шенграбен, откуда наступали большие силы французов. Тушин принял тактическое решение поджечь деревню (чем заслужил похвалу Багратиона). Во время сражения про батарею забыли. Французы не могли догадаться, что бьют только четыре ничем не защищенные пушки капитана Тушина, и даже предполагали, что именно здесь сосредоточены главные силы русских. Батарея Тушина, успевшая сжечь Шенграбен, остановила движение французов, которые тушили пожар, тем самым дав русским время отступить.
Описание слайда:
Шенграбенское сражение Батарея Тушина вела огонь по деревне Шенграбен, откуда наступали большие силы французов. Тушин принял тактическое решение поджечь деревню (чем заслужил похвалу Багратиона). Во время сражения про батарею забыли. Французы не могли догадаться, что бьют только четыре ничем не защищенные пушки капитана Тушина, и даже предполагали, что именно здесь сосредоточены главные силы русских. Батарея Тушина, успевшая сжечь Шенграбен, остановила движение французов, которые тушили пожар, тем самым дав русским время отступить.

Слайд 20





«Мысль народная»
В изображении боя
В бою подчеркнуто веселое, карнавальное отношение Тушина к врагам и смерти.
Выделяется его былинный жест: «…выбегал вперед и из=под маленькой ручки смотрел на французов». 
Подчеркнуто, что со всех сторон его окружали огромные широкоплечие богатыри. Но они смотрели на Тушина с обожанием и преклонением, как дети в затруднительном положении.
Описание слайда:
«Мысль народная» В изображении боя В бою подчеркнуто веселое, карнавальное отношение Тушина к врагам и смерти. Выделяется его былинный жест: «…выбегал вперед и из=под маленькой ручки смотрел на французов». Подчеркнуто, что со всех сторон его окружали огромные широкоплечие богатыри. Но они смотрели на Тушина с обожанием и преклонением, как дети в затруднительном положении.

Слайд 21





«Мысль народная»
        «Мысль народная» реализуется в романе в неразрывной связи с русскими духовными традициями, на которых строится жизнь деревенского «мира». Именно  с «мыслью народной» связана реализация толстовского представления о смысле существования.
Описание слайда:
«Мысль народная» «Мысль народная» реализуется в романе в неразрывной связи с русскими духовными традициями, на которых строится жизнь деревенского «мира». Именно с «мыслью народной» связана реализация толстовского представления о смысле существования.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию