🗊 НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №1  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №2  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №3  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №4  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №5  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №6  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №7  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №8  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №9  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №10  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №11  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №12  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №13  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №14  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №15  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №16  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №17  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №18  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №19  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №20  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №21  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №22  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №23  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №24  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №25  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №26  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №27  
  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ  НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА  , слайд №28

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА . Презентация содержит 28 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Описание слайда:
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Слайд 2





План
Специфика научного познания. Понятие и функции науки
Логика развития науки
Дифференциация и интеграция научного знания
Наука в ХХI веке
Описание слайда:
План Специфика научного познания. Понятие и функции науки Логика развития науки Дифференциация и интеграция научного знания Наука в ХХI веке

Слайд 3





Специфика научного познания. Понятие и функции науки
Описание слайда:
Специфика научного познания. Понятие и функции науки

Слайд 4





Наука – это многозначное понятие.
Наука – это многозначное понятие.
Система знаний о мире, характеризующаяся точностью, доказательностью и логичностью.
Вид деятельности, воспроизводящей существенные и закономерные стороны действительности в форме понятий, категорий, законов.
Социальный институт, обеспечивающий развитие общества.
Описание слайда:
Наука – это многозначное понятие. Наука – это многозначное понятие. Система знаний о мире, характеризующаяся точностью, доказательностью и логичностью. Вид деятельности, воспроизводящей существенные и закономерные стороны действительности в форме понятий, категорий, законов. Социальный институт, обеспечивающий развитие общества.

Слайд 5







Специфика научного познания:
систематичность и выводимость одних положений из других;
объектами научного познания, выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты;
осознанный контроле над самой процедурой познания; фиксацией и предъявлением строгих требований к методам получения нового знания;
Описание слайда:
Специфика научного познания: систематичность и выводимость одних положений из других; объектами научного познания, выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты; осознанный контроле над самой процедурой познания; фиксацией и предъявлением строгих требований к методам получения нового знания;

Слайд 6







наличие своего собственного специального языка с четкой фиксацией смысла и значения понятий;
строгость и объективность открываемых истин, т.е. их независимостью от познающего субъекта, обязательность, воспроизводимость, повторяемость и т.д.
Описание слайда:
наличие своего собственного специального языка с четкой фиксацией смысла и значения понятий; строгость и объективность открываемых истин, т.е. их независимостью от познающего субъекта, обязательность, воспроизводимость, повторяемость и т.д.

Слайд 7





Функции науки:
Функции науки:

      Объяснительно-познавательная – объяснять, как устроен мир; что будет, если мы предпримем такие-то действия и пр. В этом предназначении науки есть и свои фундаментальные ограничения в виде:
общественно-исторической практики  человечества;
возможности опровержения первичных постулатов и аксиом науки (бесконечности мира, его материальности, симметричности и др.)
Описание слайда:
Функции науки: Функции науки: Объяснительно-познавательная – объяснять, как устроен мир; что будет, если мы предпримем такие-то действия и пр. В этом предназначении науки есть и свои фундаментальные ограничения в виде: общественно-исторической практики человечества; возможности опровержения первичных постулатов и аксиом науки (бесконечности мира, его материальности, симметричности и др.)

Слайд 8





        
        
         
          
         Практически-действенная – формирует систему правил и практических приемов обращения с окружающим миром (науку астрономию породило мореплавание, механику — строительство, геометрию — землеустройство).
          Практические последствия того или иного научного открытия становятся очевидными с некоторой временной задержкой, необходимой для движения научных идей по цепочке: фундаментальная теория — система специальных (узких) научных дисциплин — прикладная наука — конкретные технологии (радиоактивность, носителей наследственности и пр.)
Описание слайда:
Практически-действенная – формирует систему правил и практических приемов обращения с окружающим миром (науку астрономию породило мореплавание, механику — строительство, геометрию — землеустройство). Практические последствия того или иного научного открытия становятся очевидными с некоторой временной задержкой, необходимой для движения научных идей по цепочке: фундаментальная теория — система специальных (узких) научных дисциплин — прикладная наука — конкретные технологии (радиоактивность, носителей наследственности и пр.)

Слайд 9





     
     

        
          Прогностическая - cовременное состояние взаимоотношений общества и природы, повышенная конфликтность геополитических, национальных и прочих отношений, напряженность демографической ситуации — эти и многие другие глобальные проблемы таят в себе угрозу самому существованию человечества. За возникновение этих проблем как негативных, не предусмотренных последствий нарастающей активности человечества наука несет немалую ответственность. Кому же, как не ей и определять меру опасности этих проблем, искать приемлемые способы их решения.
Описание слайда:
Прогностическая - cовременное состояние взаимоотношений общества и природы, повышенная конфликтность геополитических, национальных и прочих отношений, напряженность демографической ситуации — эти и многие другие глобальные проблемы таят в себе угрозу самому существованию человечества. За возникновение этих проблем как негативных, не предусмотренных последствий нарастающей активности человечества наука несет немалую ответственность. Кому же, как не ей и определять меру опасности этих проблем, искать приемлемые способы их решения.

Слайд 10









        Мировоззренческая - определяет систему общих взглядов на мир и место человека в нем. (Черты: объективность, системность, логичность и пр.) 
       Между понятиями «мировоззрение» и «наука» нельзя ставить знак равенства. Ведь наряду с рациональным знанием мировоззрение включает в себя и мировосприятие, социальные установки, отношение к миру и др. Однако именно наука составляет его информационную основу, а также определяет сам способ построения общей картины мира, обеспечивает ему системность и глубину.
Описание слайда:
Мировоззренческая - определяет систему общих взглядов на мир и место человека в нем. (Черты: объективность, системность, логичность и пр.) Между понятиями «мировоззрение» и «наука» нельзя ставить знак равенства. Ведь наряду с рациональным знанием мировоззрение включает в себя и мировосприятие, социальные установки, отношение к миру и др. Однако именно наука составляет его информационную основу, а также определяет сам способ построения общей картины мира, обеспечивает ему системность и глубину.

Слайд 11





Классификация научных дисциплин
(по  предметному своеобразию)
Описание слайда:
Классификация научных дисциплин (по предметному своеобразию)

Слайд 12





Классификация научных дисциплин
(по  отношению к практике)
Описание слайда:
Классификация научных дисциплин (по отношению к практике)

Слайд 13





Дифференциация и интеграция научного знания
Описание слайда:
Дифференциация и интеграция научного знания

Слайд 14






       Современную науку недаром называют «большой наукой». Сегодня насчитывается около 15 тысяч различных научных дисциплин.
       В прошлом картина была существенно иной. Во времена Аристотеля перечень всех существовавших тогда наук едва ли достигал двух десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр.). Делавшее свои первые шаги научное знание было поневоле синкретичным, т.е. слитным, неразделенным. Рождение в XVII в. классического естествознания знаменовало собой новую стадию изучения природы — аналитическую.
Описание слайда:
Современную науку недаром называют «большой наукой». Сегодня насчитывается около 15 тысяч различных научных дисциплин. В прошлом картина была существенно иной. Во времена Аристотеля перечень всех существовавших тогда наук едва ли достигал двух десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр.). Делавшее свои первые шаги научное знание было поневоле синкретичным, т.е. слитным, неразделенным. Рождение в XVII в. классического естествознания знаменовало собой новую стадию изучения природы — аналитическую.

Слайд 15






       Аналитическая стадия развития науки породила одну из важнейших тенденций – дифференциацию науки -  подробнейшую детализацию изучаемой реальности. 
 Причина: изобретение приборов (телескоп и микроскоп), расширивших познавательные возможности и количество доступных изучению объектов природы. 
 Например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и пр. Интенсивно делилась и химия: сначала на органическую и неорганическую, затем — на физическую и аналитическую, потом возникла химия углеводородов, квантовая химия, плазмохимия, радиационная химия, химия высоких энергий и пр.
Описание слайда:
Аналитическая стадия развития науки породила одну из важнейших тенденций – дифференциацию науки - подробнейшую детализацию изучаемой реальности. Причина: изобретение приборов (телескоп и микроскоп), расширивших познавательные возможности и количество доступных изучению объектов природы. Например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и пр. Интенсивно делилась и химия: сначала на органическую и неорганическую, затем — на физическую и аналитическую, потом возникла химия углеводородов, квантовая химия, плазмохимия, радиационная химия, химия высоких энергий и пр.

Слайд 16






       Но при этом стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы. Оказалось, что объяснение химических явлений невозможно без привлечения физики, объекты геологии требовали уже как физических, так и химических средств анализа. 
      Поэтому начали возникать «смежные» естественно-научные дисциплины типа физической химии, химической физики, биохимии, биогеохимии, химической термодинамики и т.д.
        Что олицетворяет идею интеграции научного знания.
Описание слайда:
Но при этом стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы. Оказалось, что объяснение химических явлений невозможно без привлечения физики, объекты геологии требовали уже как физических, так и химических средств анализа. Поэтому начали возникать «смежные» естественно-научные дисциплины типа физической химии, химической физики, биохимии, биогеохимии, химической термодинамики и т.д. Что олицетворяет идею интеграции научного знания.

Слайд 17





Интеграция научного знания может проявляться во многих формах:
Интеграция научного знания может проявляться во многих формах:
организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин;
разработке «трансдисциплинарных» научных методов,  имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент);
Описание слайда:
Интеграция научного знания может проявляться во многих формах: Интеграция научного знания может проявляться во многих формах: организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин; разработке «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент);

Слайд 18






поиске «объединительных» теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (гипотеза «Великого объединения» всех типов фундаментальных взаимодействий в физике, глобальный эволюционный синтез в биологии, физике, химии и т.д.);
разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика);
Описание слайда:
поиске «объединительных» теорий и принципов, к которым можно было бы свести бесконечное разнообразие явлений природы (гипотеза «Великого объединения» всех типов фундаментальных взаимодействий в физике, глобальный эволюционный синтез в биологии, физике, химии и т.д.); разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика);

Слайд 19






 изменении характера решаемых современной наукой проблем — они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.). 
          Тенденции дифференциации и интеграции научного познания продолжают обнаруживаться в современной науке и являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.
Описание слайда:
изменении характера решаемых современной наукой проблем — они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.). Тенденции дифференциации и интеграции научного познания продолжают обнаруживаться в современной науке и являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.

Слайд 20





Логика развития науки
Описание слайда:
Логика развития науки

Слайд 21





Философские образы науки
Философские образы науки


Классическая наука (XVII - нач. XX) акцент на природе как объекте исследования, сведение к минимуму влияния субъекта. Идеал – ньтоновская механика с четким определением причин и следствий.
Описание слайда:
Философские образы науки Философские образы науки Классическая наука (XVII - нач. XX) акцент на природе как объекте исследования, сведение к минимуму влияния субъекта. Идеал – ньтоновская механика с четким определением причин и следствий.

Слайд 22









Неклассическая наука (первая половина XXв.) определение и фиксация средств деятельности, привносимых субъектом в процесс исследования, не отделенность окружающего мира от человека. Идеал – учет позиции наблюдателя в астрономии, методы квантово-релятивистской физики.
Описание слайда:
Неклассическая наука (первая половина XXв.) определение и фиксация средств деятельности, привносимых субъектом в процесс исследования, не отделенность окружающего мира от человека. Идеал – учет позиции наблюдателя в астрономии, методы квантово-релятивистской физики.

Слайд 23









Постклассическая наука (вторая половина XXв.) изучение комплексных исторически развивающихся систем, таких как биосфера Земли, генофонд человечества, Метагалактика, понимание того, что изучение таких систем может привести к необратимым последствиям. Идеал – синергетика.
Описание слайда:
Постклассическая наука (вторая половина XXв.) изучение комплексных исторически развивающихся систем, таких как биосфера Земли, генофонд человечества, Метагалактика, понимание того, что изучение таких систем может привести к необратимым последствиям. Идеал – синергетика.

Слайд 24





Наука в ХХI веке
Описание слайда:
Наука в ХХI веке

Слайд 25





Научные открытия, оказавшими наибольшее влияние на развитие человеческой цивилизации: 
Научные открытия, оказавшими наибольшее влияние на развитие человеческой цивилизации: 

 специальная и общая теория относительности; 
квантовая механика; 
соотношение неопределенностей; 
концепция дрейфа материков; 
синтез трансурановых элементов; 
лазерный эффект;
транзисторный эффект; 
теория иммунитета;
Описание слайда:
Научные открытия, оказавшими наибольшее влияние на развитие человеческой цивилизации: Научные открытия, оказавшими наибольшее влияние на развитие человеческой цивилизации: специальная и общая теория относительности; квантовая механика; соотношение неопределенностей; концепция дрейфа материков; синтез трансурановых элементов; лазерный эффект; транзисторный эффект; теория иммунитета;

Слайд 26






разветвленные цепные реакции; 
двойная спираль ДНК; 
ноосферная концепция; 
концепция Большого взрыва; 
кварковая теория строения вещества; 
теория диссипативных систем; 
теория электрослабого взаимодействия; 
высокотемпературная сверхпроводимость; 
концепция устойчивого развития и др.
Описание слайда:
разветвленные цепные реакции; двойная спираль ДНК; ноосферная концепция; концепция Большого взрыва; кварковая теория строения вещества; теория диссипативных систем; теория электрослабого взаимодействия; высокотемпературная сверхпроводимость; концепция устойчивого развития и др.

Слайд 27





Проблемы развития науки в современный период:
Проблемы развития науки в современный период:

рост научного знания и отставание уровня развития системы образования;
проблема социальной ответственности ученого за итоги научных исследований;
cложные и обширные связи науки и техники (разрушительное воздействие на биосферу, замещение физических и психических функций человека, порождение нового алгоритма функционирования)
Описание слайда:
Проблемы развития науки в современный период: Проблемы развития науки в современный период: рост научного знания и отставание уровня развития системы образования; проблема социальной ответственности ученого за итоги научных исследований; cложные и обширные связи науки и техники (разрушительное воздействие на биосферу, замещение физических и психических функций человека, порождение нового алгоритма функционирования)

Слайд 28






антропологический кризис (ускорение темпа жизни, кризис идентификации, размывание грани между реальным и виртуальным, возможности манипулирования человеком).
Описание слайда:
антропологический кризис (ускорение темпа жизни, кризис идентификации, размывание грани между реальным и виртуальным, возможности манипулирования человеком).



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию