🗊Презентация Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №1Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №2Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №3Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №4Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №5Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №6Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №7Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №8Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №9Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №10Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №11Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №12Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №13Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №14Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №15Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №16Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №17Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №18Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №19Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №20Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №21Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №22Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №23Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №24Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста. Доклад-сообщение содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





(Ю.Смеляков)

Неясных замыслов величье
нам души пламенные жгло,
но сквозь затор косноязычья
пробиться к людям не могло.
Описание слайда:
(Ю.Смеляков) Неясных замыслов величье нам души пламенные жгло, но сквозь затор косноязычья пробиться к людям не могло.

Слайд 2







1. Культура речи. 
2. Требования к лексике. 
3. Речевой этикет. 

Лекция 2. Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста.(2 часа)
Описание слайда:
1. Культура речи. 2. Требования к лексике. 3. Речевой этикет. Лекция 2. Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста.(2 часа)

Слайд 3





Парадигмальная детерминация 
как семантическая релевантность 
синтагматической бифуркации дифференциальных квазиреальностей.
Описание слайда:
Парадигмальная детерминация как семантическая релевантность синтагматической бифуркации дифференциальных квазиреальностей.

Слайд 4





Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.
Описание слайда:
Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.

Слайд 5








- Лексическая культура говорящего 

- Стилистическая культура ритора

- Грамматическая культура  оратора

- Орфоэпическая культура юриста


 - Культура речи –
Описание слайда:
- Лексическая культура говорящего - Стилистическая культура ритора - Грамматическая культура оратора - Орфоэпическая культура юриста - Культура речи –

Слайд 6






Овладеть устным словом непросто. 

"после искусства мыслить, 
искусство говорить - самое сложное".        
(Адлер Мортимер «Искусство говорить и слушать») 
Лексическая культура личности
Описание слайда:
Овладеть устным словом непросто. "после искусства мыслить, искусство говорить - самое сложное". (Адлер Мортимер «Искусство говорить и слушать») Лексическая культура личности

Слайд 7






«Для интеллигентного человека дурно говорить также неприлично, как не уметь читать и писать».

        (А.П.Чехов)
Описание слайда:
«Для интеллигентного человека дурно говорить также неприлично, как не уметь читать и писать». (А.П.Чехов)

Слайд 8





Отчего так мало выдающихся ораторов
(Цицерон)
Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? В самом деле, в какую сторону ни обратишь свое внимание и мысли, увидишь множество, людей, отличившихся в любой отрасли знаний, и знаний не мелких, а, можно сказать наиважнейших. 
Если судить о знаменитых людях с точки зрения пользы или величия их деяний, то кто не поставит, например, полководца выше оратора? А между тем, всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать превосходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов — едва несколько человек.
Описание слайда:
Отчего так мало выдающихся ораторов (Цицерон) Я неоднократно присматривался к людям необыкновенным и одаренным необыкновенными способностями, и это навело меня на такой вопрос: почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей? В самом деле, в какую сторону ни обратишь свое внимание и мысли, увидишь множество, людей, отличившихся в любой отрасли знаний, и знаний не мелких, а, можно сказать наиважнейших. Если судить о знаменитых людях с точки зрения пользы или величия их деяний, то кто не поставит, например, полководца выше оратора? А между тем, всякий согласится, что в одном нашем государстве мы можем указать превосходнейших военачальников чуть не бесчисленное множество, а выдающихся ораторов — едва несколько человек.

Слайд 9





Отчего так мало выдающихся ораторов
(Цицерон)
Например, ты знаешь, что та наука, которую греки зовут философией, признается лучшими учеными за прародительницу и как бы мать всех упомянутых наук; и тем не менее, трудно даже пересчитать, сколько людей, с какими знаниями, с какой разносторонностью и полнотою интересов, подвизались на поприще этой науки, и не только в какой-нибудь отдельной ее области, но даже, насколько это возможно, в полном ее составе, как исследуя ее содержание, так и систематически его излагая. 
 А так называемые математики? Кому не известно, как труден для понимания их предмет, как отвлеченна, многосложна и тонка их наука? Однако же и здесь явилось столько знатоков своего дела, что, по-видимому, едва ли не всякий, хорошенько поработав над предметом, вполне достигал своей цели. А музыка? А изучение словесности, которым занялись так называемые грамматики? Кто, предавшись этим предметам со всем усердием, не узнал и не изучил их во всем их беспредельном объеме и содержании?
Описание слайда:
Отчего так мало выдающихся ораторов (Цицерон) Например, ты знаешь, что та наука, которую греки зовут философией, признается лучшими учеными за прародительницу и как бы мать всех упомянутых наук; и тем не менее, трудно даже пересчитать, сколько людей, с какими знаниями, с какой разносторонностью и полнотою интересов, подвизались на поприще этой науки, и не только в какой-нибудь отдельной ее области, но даже, насколько это возможно, в полном ее составе, как исследуя ее содержание, так и систематически его излагая. А так называемые математики? Кому не известно, как труден для понимания их предмет, как отвлеченна, многосложна и тонка их наука? Однако же и здесь явилось столько знатоков своего дела, что, по-видимому, едва ли не всякий, хорошенько поработав над предметом, вполне достигал своей цели. А музыка? А изучение словесности, которым занялись так называемые грамматики? Кто, предавшись этим предметам со всем усердием, не узнал и не изучил их во всем их беспредельном объеме и содержании?

Слайд 10





Трудность красноречия
(Цицерон)
Но это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний. . И точно, при взгляде на великое множество учащихся, необыкновенное обилие учителей, высокую даровитость народа, бесконечное разнообразие тяжб, почетные и щедрые награды, ожидающие красноречие, какую можно предположить другую причину этого явления, кроме как неимоверную обширность и трудность самого предмета?
Описание слайда:
Трудность красноречия (Цицерон) Но это объясняется тем, что красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний. . И точно, при взгляде на великое множество учащихся, необыкновенное обилие учителей, высокую даровитость народа, бесконечное разнообразие тяжб, почетные и щедрые награды, ожидающие красноречие, какую можно предположить другую причину этого явления, кроме как неимоверную обширность и трудность самого предмета?

Слайд 11





Трудность красноречия
(Цицерон)
 Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и с гражданским правом. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса? Как это трудно само по себе, показывает даже легкомысленное искусство комедиантов в театре: хоть они и силятся владеть и лицом, и голосом, и движениями, но кто не знает, как мало меж ними и было и есть таких, на которых можно смотреть с удовольствием? Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний — памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром.
Описание слайда:
Трудность красноречия (Цицерон) Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и с гражданским правом. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса? Как это трудно само по себе, показывает даже легкомысленное искусство комедиантов в театре: хоть они и силятся владеть и лицом, и голосом, и движениями, но кто не знает, как мало меж ними и было и есть таких, на которых можно смотреть с удовольствием? Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний — памяти? Ведь само собою разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы ни были они блестящи, пропадут даром.

Слайд 12


Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





«Много говорить и много сказать – это не одно и то же». 
Софокл
«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, 
а если повторяется, 
то наводит на нас скуку».
Описание слайда:
«Много говорить и много сказать – это не одно и то же». Софокл «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку».

Слайд 14






- Культура устной речи говорящего непосредственно связана с личным словарным запасом. 

- Хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства.

- Лексическое значение определяет все возможные связи и отношения слова с другими словами, что создает семантический объем слова.
Описание слайда:
- Культура устной речи говорящего непосредственно связана с личным словарным запасом. - Хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства. - Лексическое значение определяет все возможные связи и отношения слова с другими словами, что создает семантический объем слова.

Слайд 15





ЮРИДИЧЕСКАЯ   ТЕРМИНОЛОГИЯ 
совокупность устоявшихся юридических терминов, используемых правотворческой практикой; 
система общепринятых, упорядоченных, единообразных и надлежаще оформленных, унифицированных юридических терминов.
Описание слайда:
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ совокупность устоявшихся юридических терминов, используемых правотворческой практикой; система общепринятых, упорядоченных, единообразных и надлежаще оформленных, унифицированных юридических терминов.

Слайд 16





Активная и пассивная лексика
активная
Описание слайда:
Активная и пассивная лексика активная

Слайд 17





Требования к лексике
Точность - соответствие высказываний мыслям говорящего, соответствие лексемы его семе, соответствие слова понятию, формы слова его содержанию.

Ясность - способность слова зримо отразить предмет или явление. Кроме того ясности слова соответствуют такие качества как четкость, отчетливость, определенность, выразительность, рельефность.
Описание слайда:
Требования к лексике Точность - соответствие высказываний мыслям говорящего, соответствие лексемы его семе, соответствие слова понятию, формы слова его содержанию. Ясность - способность слова зримо отразить предмет или явление. Кроме того ясности слова соответствуют такие качества как четкость, отчетливость, определенность, выразительность, рельефность.

Слайд 18


Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19





Правила реализуются  на разных языковых уровнях:

На уровне лексики и фразеологии: специальные слова,  устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, простите и  т.п.)

На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и  вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти...)

На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.)

На интонационном уровне: использование спокойной  интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения.

На уровне орфоэпии: использование полных форм слов: здравствуйте вместо здрасте, пожалуйста вместо пожалста и т.д.

На организационно-коммуникативном уровне: внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.
Описание слайда:
Правила реализуются на разных языковых уровнях: На уровне лексики и фразеологии: специальные слова, устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, простите и т.п.) На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти...) На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.) На интонационном уровне: использование спокойной интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения. На уровне орфоэпии: использование полных форм слов: здравствуйте вместо здрасте, пожалуйста вместо пожалста и т.д. На организационно-коммуникативном уровне: внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор. Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.

Слайд 20





Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела. Между ними часто встречаются дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такою искренностью и правдивостью и нередко отличаются такою образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко неполной искренности; не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду.             ( А.Ф.Кони)
Описание слайда:
Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела. Между ними часто встречаются дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такою искренностью и правдивостью и нередко отличаются такою образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко неполной искренности; не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду. ( А.Ф.Кони)

Слайд 21





Где , Ч.п. — чистота пересказа, 
К.С. — общее количество слов, 
П. — количество повторных слов и словосочетанний, 
М. — количество междометий,
З. — количество слов-заместителей и "слов-паразитов", 
Т. — время, в течение которого осуществляется пересказ.

Подсчет проводится по формуле:
Ч.п. = К. С. - (П. + М. + 3.) : Т.,
Описание слайда:
Где , Ч.п. — чистота пересказа, К.С. — общее количество слов, П. — количество повторных слов и словосочетанний, М. — количество междометий, З. — количество слов-заместителей и "слов-паразитов", Т. — время, в течение которого осуществляется пересказ. Подсчет проводится по формуле: Ч.п. = К. С. - (П. + М. + 3.) : Т.,

Слайд 22


Нормативность устной речи. Лексическая культура юриста, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23





Литература
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 2011г.
Головин Б.Н. Как говорить правильно. –М., 2010г.
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. 
- М.,2012г.
Описание слайда:
Литература Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 2011г. Головин Б.Н. Как говорить правильно. –М., 2010г. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. - М.,2012г.

Слайд 24





                                  Практическое занятие №  2. (2 часа)

1. Значение риторики в юридической деятельности. 
2. Риторические компетентности юриста. 
3. Риторика, речевая деятельность, ораторское искусство. 
4. Содержание и структура риторики как науки и учебной дисциплины.
5. Виды речевой деятельности. Разговорная и устная речь. 
6. Порождение и формирование устной речи. 
7. Уровни владения речью. Авторство устной речи.
8. Особенности монологовой и диалоговой устной речи. 
9. Дистантность и контактность устной речи.
10. Герменевтика устной речи.
Описание слайда:
Практическое занятие № 2. (2 часа) 1. Значение риторики в юридической деятельности. 2. Риторические компетентности юриста. 3. Риторика, речевая деятельность, ораторское искусство. 4. Содержание и структура риторики как науки и учебной дисциплины. 5. Виды речевой деятельности. Разговорная и устная речь. 6. Порождение и формирование устной речи. 7. Уровни владения речью. Авторство устной речи. 8. Особенности монологовой и диалоговой устной речи. 9. Дистантность и контактность устной речи. 10. Герменевтика устной речи.

Слайд 25





Практическое занятие №  3. (2 часа)

1. Нормативность устной речи. 
2. Требования к лексике. 
3. Активная и пассивная лексика. 
4. Культура речи юриста. 
5. Проблемы языка и речи в профессиональной деятельности юриста. 
6. Лексическая культура юриста.
7. Штампы, клише, стереотипные выражения в речи. 
8. Терминология и профессиональная лексика. Жаргонная лексика.

Упражнение: Поздравительная речь к юбилею юриста.
Описание слайда:
Практическое занятие № 3. (2 часа) 1. Нормативность устной речи. 2. Требования к лексике. 3. Активная и пассивная лексика. 4. Культура речи юриста. 5. Проблемы языка и речи в профессиональной деятельности юриста. 6. Лексическая культура юриста. 7. Штампы, клише, стереотипные выражения в речи. 8. Терминология и профессиональная лексика. Жаргонная лексика. Упражнение: Поздравительная речь к юбилею юриста.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию