🗊Презентация Нотация. Реформы нотации

Категория: Музыка
Нажмите для полного просмотра!
Нотация. Реформы нотации, слайд №1Нотация. Реформы нотации, слайд №2Нотация. Реформы нотации, слайд №3Нотация. Реформы нотации, слайд №4Нотация. Реформы нотации, слайд №5Нотация. Реформы нотации, слайд №6Нотация. Реформы нотации, слайд №7Нотация. Реформы нотации, слайд №8Нотация. Реформы нотации, слайд №9Нотация. Реформы нотации, слайд №10Нотация. Реформы нотации, слайд №11Нотация. Реформы нотации, слайд №12Нотация. Реформы нотации, слайд №13Нотация. Реформы нотации, слайд №14Нотация. Реформы нотации, слайд №15Нотация. Реформы нотации, слайд №16Нотация. Реформы нотации, слайд №17Нотация. Реформы нотации, слайд №18Нотация. Реформы нотации, слайд №19Нотация. Реформы нотации, слайд №20Нотация. Реформы нотации, слайд №21Нотация. Реформы нотации, слайд №22Нотация. Реформы нотации, слайд №23Нотация. Реформы нотации, слайд №24

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Нотация. Реформы нотации. Доклад-сообщение содержит 24 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Нотация
«Письмо – есть способ связи между 
творцом и обществом» 
 Р. Барт.
В эпоху раннего средневековья вплоть до конца IX века господствовала устная традиция передачи песнопений богослужебной практики. Устность – это особое состояние культуры в определенный исторический период.
Описание слайда:
Нотация «Письмо – есть способ связи между творцом и обществом» Р. Барт. В эпоху раннего средневековья вплоть до конца IX века господствовала устная традиция передачи песнопений богослужебной практики. Устность – это особое состояние культуры в определенный исторический период.

Слайд 2





Реформы нотации
Невменная нотация  - IX век 
Линейная нотация - Гвидо из Ареццо -
XI век 
Смена модальной нотации на мензуральную – Франко Кельнский – 
XIII век. Филипп де Витри – система пролаций – XIV век.
Тактовая нотация – рубеж XVI-XVII вв.
Описание слайда:
Реформы нотации Невменная нотация - IX век Линейная нотация - Гвидо из Ареццо - XI век Смена модальной нотации на мензуральную – Франко Кельнский – XIII век. Филипп де Витри – система пролаций – XIV век. Тактовая нотация – рубеж XVI-XVII вв.

Слайд 3





НЕВМЫ
Древнейший памятник дошедшего до нас невменного письма находится в Мюнхене – «Codex 9543», записанный между 817-834 гг.
Neuma - с латинского кивок, знак. Знаки, появившиеся над латинским текстом рукописей, ассоциировались с движениями руки кантора, управляющего хором.
Описание слайда:
НЕВМЫ Древнейший памятник дошедшего до нас невменного письма находится в Мюнхене – «Codex 9543», записанный между 817-834 гг. Neuma - с латинского кивок, знак. Знаки, появившиеся над латинским текстом рукописей, ассоциировались с движениями руки кантора, управляющего хором.

Слайд 4






Рneuma – с греч. дыхание, дуновение, ветер. В этом смысле сам акт передачи тайны интонации понимается таким же ускользающим и неуловимым, как дыхание или дуновение духа, идущее от учителя к ученику. Графическое начертание невмы является всего лишь напоминанием о тайне этой передачи.
Описание слайда:
Рneuma – с греч. дыхание, дуновение, ветер. В этом смысле сам акт передачи тайны интонации понимается таким же ускользающим и неуловимым, как дыхание или дуновение духа, идущее от учителя к ученику. Графическое начертание невмы является всего лишь напоминанием о тайне этой передачи.

Слайд 5





Виды невм
Различают два вида невм: простые и сложные. Простыми являются восемь невм, содержащие от одного до трех звуков; сложными – все остальные, содержащие более трех звуков.
Описание слайда:
Виды невм Различают два вида невм: простые и сложные. Простыми являются восемь невм, содержащие от одного до трех звуков; сложными – все остальные, содержащие более трех звуков.

Слайд 6





Простые невмы
punctum («точка») и virga («прут») обозначали один звук. Более низкий звук, чем предыдущий, фиксировался при помощи punctum, более высокий – virga. 
Две невмы означали двухзвучные фигуры: podatus («шаг») – для нотирования восходящего движения, clivis («сгиб») – для нисходящего.
Описание слайда:
Простые невмы punctum («точка») и virga («прут») обозначали один звук. Более низкий звук, чем предыдущий, фиксировался при помощи punctum, более высокий – virga. Две невмы означали двухзвучные фигуры: podatus («шаг») – для нотирования восходящего движения, clivis («сгиб») – для нисходящего.

Слайд 7





Простые невмы
Четыре невмы соответствовали трехзвучным фигурам. 
Scandicus («подъем») дает восходящий рисунок, 
climacus («приставная лестница») – нисходящий. 
torculus («изгиб») передает рисунок вверх-вниз, 
porrectus («усилие», «растяжение»») – вниз-вверх.
Описание слайда:
Простые невмы Четыре невмы соответствовали трехзвучным фигурам. Scandicus («подъем») дает восходящий рисунок, climacus («приставная лестница») – нисходящий. torculus («изгиб») передает рисунок вверх-вниз, porrectus («усилие», «растяжение»») – вниз-вверх.

Слайд 8





Сложные невмы
Сложные невмы образуются при помощи комбинации простых невм. Например, 
virga subtripunctis – к вирге присоединяются три пунктуса, 
torculus praepunctis – фигура torculus перед punctum.
Описание слайда:
Сложные невмы Сложные невмы образуются при помощи комбинации простых невм. Например, virga subtripunctis – к вирге присоединяются три пунктуса, torculus praepunctis – фигура torculus перед punctum.

Слайд 9






Невмы рисовались над текстом и регламентировали только направление движения. Существовали различные диалекты (региональные традиции) в написании невм. 
Несовершенство невменной нотации было связано с отсутствием точной звуковысотной фиксации.
Описание слайда:
Невмы рисовались над текстом и регламентировали только направление движения. Существовали различные диалекты (региональные традиции) в написании невм. Несовершенство невменной нотации было связано с отсутствием точной звуковысотной фиксации.

Слайд 10





Буквенная нотация 
Буквенная нотация применялась в основном в теоретических трактатах, и ее истоки относятся к трудам Боэция (ок. 480 - ок.525) - римского философа, государственного деятеля, богослова. Трактат «О музыке» («О музыкальных установлениях», на латинском языке) посвящен проблемам акустики и гармонии в греческой музыке и долгое время считался самым полным теоретическим музыкальным трудом поздней античности и Средневековья.
Описание слайда:
Буквенная нотация Буквенная нотация применялась в основном в теоретических трактатах, и ее истоки относятся к трудам Боэция (ок. 480 - ок.525) - римского философа, государственного деятеля, богослова. Трактат «О музыке» («О музыкальных установлениях», на латинском языке) посвящен проблемам акустики и гармонии в греческой музыке и долгое время считался самым полным теоретическим музыкальным трудом поздней античности и Средневековья.

Слайд 11





Буквенная нотация

Боэций
A  B  C  D  E  F G  H  I  K  L  M  N  O  P   
Хукбальд, Одо и др.
A  B  C  D  E  F G  a   b  c   d    e   f   g  a
Описание слайда:
Буквенная нотация Боэций A B C D E F G H I K L M N O P Хукбальд, Одо и др. A B C D E F G a b c d e f g a

Слайд 12





Линейная нотация
Считается, что первым использовать линии стал Хукбальд (ум. ок. 930). Это зафиксировано в его трактате “De harmonica institutione”. 
Между линиями он ставил буквы -
t (tonus - тон) и s (semitonium - полутон). Слоги текста помещались на промежутках линий
Описание слайда:
Линейная нотация Считается, что первым использовать линии стал Хукбальд (ум. ок. 930). Это зафиксировано в его трактате “De harmonica institutione”. Между линиями он ставил буквы - t (tonus - тон) и s (semitonium - полутон). Слоги текста помещались на промежутках линий

Слайд 13






_______________________ta_____
t____________________li/________
t___Ec________Isra___/__________
s_____\ce_____/____\he__________
t________\vere__________________
Описание слайда:
_______________________ta_____ t____________________li/________ t___Ec________Isra___/__________ s_____\ce_____/____\he__________ t________\vere__________________

Слайд 14





Гвидо Аретинский (990-е гг. – 1050)
Идеи невменной, буквенной и линейной нотации усовершенствовал и соединил в единое целое Гвидо Аретинский. Он не столько изобрел, сколько завершил искания предшественников в области нотации.
Описание слайда:
Гвидо Аретинский (990-е гг. – 1050) Идеи невменной, буквенной и линейной нотации усовершенствовал и соединил в единое целое Гвидо Аретинский. Он не столько изобрел, сколько завершил искания предшественников в области нотации.

Слайд 15





Трактаты Гвидо
Гридо Аретинский является  автором 4-х трактатов:
Пролог к антифонарию (1020-25)
Правила Пролога к Антифонарию (1025-1027)
Микролог (1020-е гг.)
Письмо Гвидо (1028-1030).
Описание слайда:
Трактаты Гвидо Гридо Аретинский является автором 4-х трактатов: Пролог к антифонарию (1020-25) Правила Пролога к Антифонарию (1025-1027) Микролог (1020-е гг.) Письмо Гвидо (1028-1030).

Слайд 16





Нотация Гвидо
Невмы были помещены на линейную лестницу, а сами линии были снабжены ключами – буквенными обозначениями. Позднее, в середине 12 века невмы заменили знаками черной квадратной нотации.

 (идея ключей появилась у Гвидо в трактате  «Пролог  к Антифонарию»)
Описание слайда:
Нотация Гвидо Невмы были помещены на линейную лестницу, а сами линии были снабжены ключами – буквенными обозначениями. Позднее, в середине 12 века невмы заменили знаками черной квадратной нотации. (идея ключей появилась у Гвидо в трактате «Пролог к Антифонарию»)

Слайд 17





Линии
Линиям у Гвидо предпосланы либо буквы монохорда -
 Монохорд – это звукоряд, который соответствует 7 звукам A B C D E F G, ибо, по утверждению Гвидо, «во всякой мелодии всего лишь 7 звуков»
Либо линии раскрашивались в определенные цвета. 
Всего четыре линии: 
сверху жёлтая линия для звука с, ниже – чёрная для а, ещё ниже красная для f, четвёртая чёрная линия добавлялась по мере надобности сверху или снизу и предназначалась для верхнего е или нижнего d.
Описание слайда:
Линии Линиям у Гвидо предпосланы либо буквы монохорда - Монохорд – это звукоряд, который соответствует 7 звукам A B C D E F G, ибо, по утверждению Гвидо, «во всякой мелодии всего лишь 7 звуков» Либо линии раскрашивались в определенные цвета. Всего четыре линии: сверху жёлтая линия для звука с, ниже – чёрная для а, ещё ниже красная для f, четвёртая чёрная линия добавлялась по мере надобности сверху или снизу и предназначалась для верхнего е или нижнего d.

Слайд 18





ГЕКСАХОРДЫ
Гвидо сформулировал учение о гексахорде – звукоряде из 6 звуков. Названия ступеням гексахорда даны по первым слогам строк текста гимна святому Иоанну Крестителю, приписываемому Павлу Диакону:
Описание слайда:
ГЕКСАХОРДЫ Гвидо сформулировал учение о гексахорде – звукоряде из 6 звуков. Названия ступеням гексахорда даны по первым слогам строк текста гимна святому Иоанну Крестителю, приписываемому Павлу Диакону:

Слайд 19





Гимн Святому Иоанну
Ut queant Laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Iohannes
Описание слайда:
Гимн Святому Иоанну Ut queant Laxis Resonare fibris Mira gestorum Famuli tuorum Solve polluti Labii reatum Sancte Iohannes

Слайд 20





Русский перевод
«Чтобы слуги смогли воспеть открытыми сердцами чудесные твои деяния, сними вину с нечистых уст, Святой Иоанн».
Описание слайда:
Русский перевод «Чтобы слуги смогли воспеть открытыми сердцами чудесные твои деяния, сними вину с нечистых уст, Святой Иоанн».

Слайд 21





Три вида гексахордов
Натуральный гексахорд naturale – 
          ut re mi fa sol la  - c d e f g a
твердый гексахорд durum – 
         ut re mi fa sol la - g a h c d e;
мягкий гексахорд molle – 
         ut re mi fa sol la - f g a b c d.
Тоновый состав внутри гексахордов постоянен – Т – Т – ½ т – Т – Т.
Описание слайда:
Три вида гексахордов Натуральный гексахорд naturale – ut re mi fa sol la - c d e f g a твердый гексахорд durum – ut re mi fa sol la - g a h c d e; мягкий гексахорд molle – ut re mi fa sol la - f g a b c d. Тоновый состав внутри гексахордов постоянен – Т – Т – ½ т – Т – Т.

Слайд 22






Во всех 3 видах гексахордов слоговые названия соответствовали ut re mi fa sol la, а абсолютная высота менялась. 
Самыми важными были ступени  mi и fa, ибо с их помощью обозначалось место полутона.
Описание слайда:
Во всех 3 видах гексахордов слоговые названия соответствовали ut re mi fa sol la, а абсолютная высота менялась. Самыми важными были ступени mi и fa, ибо с их помощью обозначалось место полутона.

Слайд 23





Мутация
Если диапазон мелодии превышал 6 ступеней, то использовался переход (мутация) в другой гексахорд.
Описание слайда:
Мутация Если диапазон мелодии превышал 6 ступеней, то использовался переход (мутация) в другой гексахорд.

Слайд 24


Нотация. Реформы нотации, слайд №24
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию