Нравственные основания научной деятельности

Категория: Философия


500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500500

Вы можете ознакомиться и скачать Нравственные основания научной деятельности . Презентация содержит 23 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Описание слайда:
Нравственные основания научной деятельности

Слайд 2
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Взаимодействие всех социальных институтов регулируется определенными нормативно-ценностными ориентирами. Каждый ученый, исследователь заранее выбирает на основе своих нормативно-ценностных ориентиров ту или иную траекторию познания

Слайд 3
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Нормативно-ценностное положение современной науки: взаимосвязь научной и общественной системы норм и ценностей; двойственность научной системы норм и ценностей: с одной стороны, она «покрывается» общественной системой ценностей, с другой стороны, научные идеалы влияют на «состояние умов в обществе».

Слайд 4
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Почему общество испытывает недоверие к науке? Знание, полученное в результате научного исследования, становится всеобщим и доступным для всех. Неизвестно, как это знание будет использовано другим человеком.

Слайд 5
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Ценностные положения научной деятельности: универсализм общность научного знания организованный скептицизм бескорыстное желание достичь истины Предложены Р. Мертоном в 1942г. в книге «Нормативная структура науки».

Слайд 6
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Исследователь попадает в противоречивую ситуацию, так как познавательная деятельность реализуется в диапазоне противоположных норм. Поэтому перед ученым стоит важнейшая задача: самостоятельно определить свое отношение к результатам познавательной деятельности.

Слайд 7
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Профессиональная ответственность ученого – одна из основ анализа проблемы нравственной оценки научной деятельности. Современному ученому, помимо проведения собственных исследований, приходится выполнять различные роли в научной сфере, которые также требуют соблюдения специфических этических норм.

Слайд 8
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Роли исследователя: Автор - изложение результатов исследования. Рецензент (экспертиза) - оценивание результатов научного исследования. Преподаватель - подготовка нового поколения исследователей. Консультант - участие в решении не научных, а социальных, политических экономических и др. проблем. Популяризатор - активность ученого за пределами научного сообщества (взаимодействие со СМИ.)

Слайд 9
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Социальная ответственность ученого лежит в сфере отношений между наукой и обществом. Проблема: ученый как человек науки и как представитель иных социальных образований не может выступать в рамках единой ценностно-нормативной базы.

Слайд 10
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Классическая наука: пыталась элиминировать субъективное, иначе страдает истина – цель научного познания. Неклассическая наука: стремление получить истинное знание с учетом субъективных особенностей познавательного процесса (позиция наблюдателя, средства получения знания и т.д.). Постнеклассическая наука: должны обязательно анализироваться внутренние факторы познавательной деятельности, если цель – получить адекватное научное знание.

Слайд 11
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Исследователи не признают возможность единой нравственной оценки научной деятельности. Никто за ученого не может определить направленность и качество познавательного результата, никто не может быть ответственным за него.

Слайд 12
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Могут существовать только единые принципы нравственной оценки, но единых решений нравственных проблем точно быть не может. Как нравственно оценить изобретателя атомной энергии?

Слайд 13
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Причины кризиса науки в конце ХХ в.: кризис понятия «рациональности» человек рассматривался только лишь как человек разумный. Все остальное в человеке игнорировалось. Формируется парадокс: чем больше человек познает мир, тем меньше он его понимает.

Слайд 14
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Функционирование науки в рамках нормативных границ невозможно без предпочтений исследователя, которые он осуществляет иррационально. Классическая рациональность исключает иррациональное понимание подбора оснований для познавательной деятельности.

Слайд 15
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Основной аспект научных исследований на современном этапе: Постановка проблемы нравственной оценки, что позволит вернуть науке статус системы наиболее достоверных знаний о действительности.

Слайд 16
Описание слайда:
Наука: нравственные основания С.Б. Крымский : процесс познания не только процесс открытия объективных истин, но и «человекоразмерное» событие, ценностный акт утверждения человеческой подлинности. Два среза познавательной деятельности: «вертикальную модель» «фронтальную модель».

Слайд 17
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Поскольку познание неоднозначно, невозможно заранее обозначить, предусмотреть, к каким результатам придет познавательный процесс. Важнейшую роль в деятельности ученого, начинают играть нравственные начала.

Слайд 18
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Познавательная программа ученого обретает особую логику: отказ от идеи, что в мире действует закон (мир по своей природе спонтанен); отказ от идеи, что в мире существует истина (смыслы возникают в процессе деятельности); нельзя исследовать мир исключительно абстрактно,(мир состоит из живых, целостных систем, в которых нельзя специально обозначить абстрактно ни одной из составляющих).

Слайд 19
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Современный мир демонстрирует, что в этой жизни нет ничего однозначного и постоянного. Поэтому остается единственный источник ориентиров и критериев – это внутренний мир человека (его ценности и нормы). Именно нравственные начала позволяют человеку в ситуации «расширяющегося незнания» сохранить определенные параметры стабильной познавательной деятельности.

Слайд 20
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Основной вопрос нравственной оценки заключается в определении такой цели для любого вида человеческой деятельности (особенно, практической), которая желательна сама по себе и к которой все остальные моменты относятся как средства.

Слайд 21
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Нравственная позиция должна исходить из содержащейся в ней абсолютной необходимости. Это значит, что она является всеобщей и универсальной для всех разумных существ. Если же нравственные оценки имеют другие основания, то тогда они утрачивают характер нравственного закона: «нравственность для человека» или «человек для нравственности».

Слайд 22
Описание слайда:
Наука: нравственные основания «Человек для нравственности» -формальная система нравственных начал. Существуют некие высшие силы, принципы, которые господствуют над человеком, и он должен им подчиняться. «Нравственность для человека» близка эмпирической системе. Нравственный компонент становится вторичным по отношению ко всем остальным факторам человеческого существования.

Слайд 23
Описание слайда:
Наука: нравственные основания Нравственность представляет собой некодифицируемый абсолютный идеал, ориентирующий человека на бесконечное совершенствование. Совершенствование реализуется в сфере реальной нормативности, которая регулирует не только мотивы поведения, но и непосредственно сами действия человека.



Похожие презентации

Mypresentation.ru

Загрузить презентацию