🗊Презентация Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №1Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №2Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №3Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №4Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №5Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №6Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №7Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №8Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №9Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №10Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №11Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №12Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №13Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №14Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №15Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №16Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №17Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №18Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №19Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №20Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №21Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №22Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №23Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №24Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №25Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №26Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №27Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №28Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №29Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №30Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №31Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №32Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №33Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №34Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №35Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №36Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №37Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №38Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №39Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №40Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №41Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №42Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №43Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №44Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №45Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №46Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №47Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №48Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №49Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №50Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №51Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №52Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №53Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №54Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №55Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №56Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №57Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №58Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №59Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №60Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №61Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №62Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №63Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №64Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №65Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №66Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №67Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №68Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №69Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №70Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №71Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №72Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №73Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №74Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №75Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №76Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №77Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №78Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №79

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку. Доклад-сообщение содержит 79 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку
Борис Иомдин	
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
НИУ «Высшая школа экономики»
Школа анализа данных Яндекса
iomdin@ruslang.ru
https://ruslang.academia.edu/BorisIomdin
Описание слайда:
Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку Борис Иомдин Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН НИУ «Высшая школа экономики» Школа анализа данных Яндекса iomdin@ruslang.ru https://ruslang.academia.edu/BorisIomdin

Слайд 2





Олимпиада ВШЭ по русскому языку
Проводится с 2011 года
Первый (отборочный) заочный этап – 
декабрь
Второй (заключительный) очный этап –  
февраль
Олимпиада вошла в перечень 
на 2016/17 учебный год  (1 уровень).
http://olymp.hse.ru/mmo/rus
Описание слайда:
Олимпиада ВШЭ по русскому языку Проводится с 2011 года Первый (отборочный) заочный этап –  декабрь Второй (заключительный) очный этап –   февраль Олимпиада вошла в перечень на 2016/17 учебный год (1 уровень). http://olymp.hse.ru/mmo/rus

Слайд 3





Отборочный тур
Проводится в интернете
20 заданий на 60 мин.
10 заданий с выбором одного ответа (по 4 б.)
5 заданий с выбором нескольких ответов (по 5 б.)
5 заданий с вводом правильного ответа (по 7 б.)
Максимум 100 баллов
Описание слайда:
Отборочный тур Проводится в интернете 20 заданий на 60 мин. 10 заданий с выбором одного ответа (по 4 б.) 5 заданий с выбором нескольких ответов (по 5 б.) 5 заданий с вводом правильного ответа (по 7 б.) Максимум 100 баллов

Слайд 4





Темы задач
Орфография и пунктуация
Фонетика
Словоизменение
Словообразование
Грамматические признаки
Лексика
Многозначность
Этимология
«Как это решается?!»
При использовании задач необходимо указывать их авторов!
Описание слайда:
Темы задач Орфография и пунктуация Фонетика Словоизменение Словообразование Грамматические признаки Лексика Многозначность Этимология «Как это решается?!» При использовании задач необходимо указывать их авторов!

Слайд 5





Орфография и пунктуация
Орфография и пунктуация
Описание слайда:
Орфография и пунктуация Орфография и пунктуация

Слайд 6





(автор А. А. Сомин)
Дано слово, в котором пропущены буквы: «пр__в__дение». Напишите все слова, которые можно получить, заполнив пропуски (через запятую и пробел) в алфавитном порядке.
Описание слайда:
(автор А. А. Сомин) Дано слово, в котором пропущены буквы: «пр__в__дение». Напишите все слова, которые можно получить, заполнив пропуски (через запятую и пробел) в алфавитном порядке.

Слайд 7





(автор А. А. Сомин)
Дана фраза: «Что__бы он н__ говорил, не обращай на него внимания».
Как можно заполнить пропуски?
Описание слайда:
(автор А. А. Сомин) Дана фраза: «Что__бы он н__ говорил, не обращай на него внимания». Как можно заполнить пропуски?

Слайд 8





(автор Б. Л. Иомдин)
Если при написании русских слов руководствоваться тем, как пишутся похожие на них слова других языков с тем же значением, это иногда приводит к ошибкам. Какие из следующих слов могут вызвать подобную ошибку?
1) accordion (англ.);
2) Butterbrot (нем.);
3) vetrina (итал.); 
4) gastronome (франц.)
5) designer (англ).
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Если при написании русских слов руководствоваться тем, как пишутся похожие на них слова других языков с тем же значением, это иногда приводит к ошибкам. Какие из следующих слов могут вызвать подобную ошибку? 1) accordion (англ.); 2) Butterbrot (нем.); 3) vetrina (итал.); 4) gastronome (франц.) 5) designer (англ).

Слайд 9





(автор Н. Р. Добрушина)
Сколько человек могут получить обвинение в небрежности согласно следующему утверждению: «Ивану Оглоблину, его водителю и охраннику, можно предъявить обвинение в небрежности»?
Описание слайда:
(автор Н. Р. Добрушина) Сколько человек могут получить обвинение в небрежности согласно следующему утверждению: «Ивану Оглоблину, его водителю и охраннику, можно предъявить обвинение в небрежности»?

Слайд 10





Фонетика
Фонетика
Описание слайда:
Фонетика Фонетика

Слайд 11





(автор А. Ч. Пиперски)
В каких из этих слов произносится ровно три звонких согласных звука?
1) баскетбол
2) волейбол
3) кёрлинг
4) регби
5) футбол
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) В каких из этих слов произносится ровно три звонких согласных звука? 1) баскетбол 2) волейбол 3) кёрлинг 4) регби 5) футбол

Слайд 12





(автор Н. Р. Добрушина)
Екатерина Васильевна живет в деревне и многие слова произносит не так, как в городе. Прочитайте транскрипцию фразы, произнесенной Екатериной Васильевной: [от’Эц жывОй остАлс’а, домОй в’эрнУлс’а] (заглавными буквами обозначены ударные гласные). Какое слово в этом предложении не имеет никаких отличий от того, как оно произносится в литературном языке?
1) [от’Эц]
2) [жывОй]
3) [остАлс’а]
4) [домОй]
5) [в’эрнУлс’а]
Описание слайда:
(автор Н. Р. Добрушина) Екатерина Васильевна живет в деревне и многие слова произносит не так, как в городе. Прочитайте транскрипцию фразы, произнесенной Екатериной Васильевной: [от’Эц жывОй остАлс’а, домОй в’эрнУлс’а] (заглавными буквами обозначены ударные гласные). Какое слово в этом предложении не имеет никаких отличий от того, как оно произносится в литературном языке? 1) [от’Эц] 2) [жывОй] 3) [остАлс’а] 4) [домОй] 5) [в’эрнУлс’а]

Слайд 13





(автор Н. Р. Добрушина)
Послушайте: вам тридцать лет,
Да, тридцать лет – не многим боле.
Мне за двадцать; я видел свет,
Кружился долго в нем на воле (А. С. Пушкин)
Ударения в какой строчке не соответствуют нормам современного языка?
1) В первой
2) Во второй
3) В третьей
4) В четвертой
5) Во всех строчках ударения соответствуют современным нормам.
Описание слайда:
(автор Н. Р. Добрушина) Послушайте: вам тридцать лет, Да, тридцать лет – не многим боле. Мне за двадцать; я видел свет, Кружился долго в нем на воле (А. С. Пушкин) Ударения в какой строчке не соответствуют нормам современного языка? 1) В первой 2) Во второй 3) В третьей 4) В четвертой 5) Во всех строчках ударения соответствуют современным нормам.

Слайд 14





(автор А. Ч. Пиперски)
В речи некоторых носителей русского языка встречается звук «долгое мягкое ж», например в словах типа «езжу», «позже», «жужжать» и т. д. Однако этот звук никогда не встречается в таких словах, как «безжалостный», «изжить». В каком из перечисленных ниже слов этот звук тоже никогда не встречается?
1) визжать
2) вожжи
3) дрожжи
4) можжевельник
5) розжиг
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) В речи некоторых носителей русского языка встречается звук «долгое мягкое ж», например в словах типа «езжу», «позже», «жужжать» и т. д. Однако этот звук никогда не встречается в таких словах, как «безжалостный», «изжить». В каком из перечисленных ниже слов этот звук тоже никогда не встречается? 1) визжать 2) вожжи 3) дрожжи 4) можжевельник 5) розжиг

Слайд 15





(автор А. Ч. Пиперски)
Какое из этих слов раньше произносилось не с тем ударением, с каким его произносит большинство людей в наше время?
1) россыпь
2) розыск
3) раструб
4) раздор
5) раскат
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) Какое из этих слов раньше произносилось не с тем ударением, с каким его произносит большинство людей в наше время? 1) россыпь 2) розыск 3) раструб 4) раздор 5) раскат

Слайд 16





(автор Б. Л. Иомдин)
Выберите верные утверждения (одно или несколько):
1) В начале XIX века нормой считалось говорить “Вечерами она звОнит друзьям”
2) В начале XIX века нормой считалось говорить “Вечерами она звонИт друзьям”
3) В начале XIX века “Вечерами она звОнит” друзьям считалось московской нормой, а “Вечерами она звонИт друзьям” – петербуржской
4) В начале XXI века нормой считается говорить “Вечерами она звОнит друзьям”
5) В начале XXI века нормой считается говорить “Вечерами она звонИт друзьям”
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Выберите верные утверждения (одно или несколько): 1) В начале XIX века нормой считалось говорить “Вечерами она звОнит друзьям” 2) В начале XIX века нормой считалось говорить “Вечерами она звонИт друзьям” 3) В начале XIX века “Вечерами она звОнит” друзьям считалось московской нормой, а “Вечерами она звонИт друзьям” – петербуржской 4) В начале XXI века нормой считается говорить “Вечерами она звОнит друзьям” 5) В начале XXI века нормой считается говорить “Вечерами она звонИт друзьям”

Слайд 17





Словоизменение
Словоизменение
Описание слайда:
Словоизменение Словоизменение

Слайд 18





(автор А. Ч. Пиперски)
Какое из этих слов склоняется не так, как остальные?
1) домосед
2) искусствовед
3) ортопед
4) сердцеед
5) сосед
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) Какое из этих слов склоняется не так, как остальные? 1) домосед 2) искусствовед 3) ортопед 4) сердцеед 5) сосед

Слайд 19





(автор Б. Л. Иомдин)
Боря начал писать: «Саша молет…» Как можно правильно закончить предложение Бори?
1) муку
2) кофе
3) чепуху
4) Бога
5) никак
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Боря начал писать: «Саша молет…» Как можно правильно закончить предложение Бори? 1) муку 2) кофе 3) чепуху 4) Бога 5) никак

Слайд 20





(автор И. Б. Иткин)
Некоторые люди путают слова «ванна» и «ванная». Какую из следующих фраз такой человек мог бы написать, не опасаясь, что его ошибку заметят?
1) Малыш забрался в __ и там спрятался.
2) Он услышал звонок и выскочил из __ .
3) Фирма «Чистые руки» отлично ремонтирует любые __ .
4) Этими __ нельзя не восхищаться.
5) Я восхищаюсь нашей __ .
Описание слайда:
(автор И. Б. Иткин) Некоторые люди путают слова «ванна» и «ванная». Какую из следующих фраз такой человек мог бы написать, не опасаясь, что его ошибку заметят? 1) Малыш забрался в __ и там спрятался. 2) Он услышал звонок и выскочил из __ . 3) Фирма «Чистые руки» отлично ремонтирует любые __ . 4) Этими __ нельзя не восхищаться. 5) Я восхищаюсь нашей __ .

Слайд 21





(автор Б. Л. Иомдин)
Какое из этих слов в современном русском языке не употребляется в единственном числе?
1) всякие
2) малые
3) многие
4) многочисленные
5) некоторые
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Какое из этих слов в современном русском языке не употребляется в единственном числе? 1) всякие 2) малые 3) многие 4) многочисленные 5) некоторые

Слайд 22





(автор А. Ч. Пиперски)
Отметьте слова, в корнях которых при чередовании может появляться гласный «и»:
1) разобрать
2) создать
3) прогнать
4) вспомнить
5) вонзить
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) Отметьте слова, в корнях которых при чередовании может появляться гласный «и»: 1) разобрать 2) создать 3) прогнать 4) вспомнить 5) вонзить

Слайд 23





(автор Д. Шмелев)
Один иностранец читал со словарём русский текст. Какое слово ему оказалось сложнее всего найти в словаре?
1) шлёт 
2) шумит 
3) шепчет 
4) шатает
5) шелестит
Описание слайда:
(автор Д. Шмелев) Один иностранец читал со словарём русский текст. Какое слово ему оказалось сложнее всего найти в словаре? 1) шлёт 2) шумит 3) шепчет 4) шатает 5) шелестит

Слайд 24





(автор О. Н. Ляшевская)
Компьютерная программа, встретив в тексте незнакомое слово, построила, среди прочих, две гипотезы о его начальной форме: гранулить и гранулёнок. Определите, какая словоформа встретилась в тексте.
Описание слайда:
(автор О. Н. Ляшевская) Компьютерная программа, встретив в тексте незнакомое слово, построила, среди прочих, две гипотезы о его начальной форме: гранулить и гранулёнок. Определите, какая словоформа встретилась в тексте.

Слайд 25





Словообразование
Словообразование
Описание слайда:
Словообразование Словообразование

Слайд 26





(автор Б. Л. Иомдин)
Какое прилагательное устроено не совсем так, как остальные?
1) коммунистический
2) социалистический
3) большевистский  
4) пропагандистский
5) марксистский
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Какое прилагательное устроено не совсем так, как остальные? 1) коммунистический 2) социалистический 3) большевистский 4) пропагандистский 5) марксистский

Слайд 27





(автор Б. Л. Иомдин)
Крупно МОЛОТЬ перец — перец крупного ПОМОЛА; ШИТЬ форму массово — форма массового ПОШИВА. В какой паре (в каких парах) данный глагол можно в преобразовании такого рода заменить на данное существительное?
1) гостить — погост 
2) грести — погреб 
3) двигать — подвиг 
4) солить — посол 
5) сохнуть — посох
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Крупно МОЛОТЬ перец — перец крупного ПОМОЛА; ШИТЬ форму массово — форма массового ПОШИВА. В какой паре (в каких парах) данный глагол можно в преобразовании такого рода заменить на данное существительное? 1) гостить — погост 2) грести — погреб 3) двигать — подвиг 4) солить — посол 5) сохнуть — посох

Слайд 28





(автор Б. Л. Иомдин)
В каком (каких) из этих слов есть приставка? 
1) соцсеть
2) соцветие
3) соцзаказ
4) соцстрах
5) соцработник
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) В каком (каких) из этих слов есть приставка? 1) соцсеть 2) соцветие 3) соцзаказ 4) соцстрах 5) соцработник

Слайд 29





(автор А. Ч. Пиперски)
Какая фамилия образована не от названия рыбы?
1) Карасёв
2) Окунев
3) Белугин
4) Сомин 
5) Щукин
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) Какая фамилия образована не от названия рыбы? 1) Карасёв 2) Окунев 3) Белугин 4) Сомин 5) Щукин

Слайд 30





(автор А. Ч. Пиперски)
Даны две группы географических названий:
Болгария, Испания, Португалия, Хорватия, Эстония, Эфиопия;
Англия, Босния, Кения, Колумбия, Латвия, Либерия.
Выберите из вариантов ответа те (тот), которые также относятся к группе 1.
Румыния
Япония
Молдавия
Словения
Австралия
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) Даны две группы географических названий: Болгария, Испания, Португалия, Хорватия, Эстония, Эфиопия; Англия, Босния, Кения, Колумбия, Латвия, Либерия. Выберите из вариантов ответа те (тот), которые также относятся к группе 1. Румыния Япония Молдавия Словения Австралия

Слайд 31





Грамматика
Грамматика
Описание слайда:
Грамматика Грамматика

Слайд 32





(автор Б. Л. Иомдин)
В каком предложении нельзя определить вид глагола ВЕЛЕТЬ?
1) Пушки с пристани палят, / Кораблю пристать велят (А. С. Пушкин)
2) Он подхватил и мой блокнот и велел мне следовать за ним (Б. Окуджава).
3) Потом Василиса давала ей деревянную лопатку и велела чистить дорожки (Л. Улицкая).
4) К счастью, пассажиры сидели на местах и, скучая, дожидались того момента, когда Остап велит перетаскивать в машину дары города (И. Ильф, Е. Петров).
5) Если вам режиссер велит стоять на одной ноге, высунув язык, вы обязаны исполнить беспрекословно (А. Куприн).
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) В каком предложении нельзя определить вид глагола ВЕЛЕТЬ? 1) Пушки с пристани палят, / Кораблю пристать велят (А. С. Пушкин) 2) Он подхватил и мой блокнот и велел мне следовать за ним (Б. Окуджава). 3) Потом Василиса давала ей деревянную лопатку и велела чистить дорожки (Л. Улицкая). 4) К счастью, пассажиры сидели на местах и, скучая, дожидались того момента, когда Остап велит перетаскивать в машину дары города (И. Ильф, Е. Петров). 5) Если вам режиссер велит стоять на одной ноге, высунув язык, вы обязаны исполнить беспрекословно (А. Куприн).

Слайд 33





(автор Б. Л. Иомдин)
Вот строки из песни из фильма «Приключения Электроника»:
До чего дошёл прогресс — труд физический исчез,
Да и умственный заменит механический процесс.
Позабыты хлопоты, остановлен бег,
Вкалывают роботы, а не человек.
Выберите из вариантов ниже те слова (то слово), которые здесь стоят в именительном падеже.
прогресс
физический
умственный
хлопоты
человек
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Вот строки из песни из фильма «Приключения Электроника»: До чего дошёл прогресс — труд физический исчез, Да и умственный заменит механический процесс. Позабыты хлопоты, остановлен бег, Вкалывают роботы, а не человек. Выберите из вариантов ниже те слова (то слово), которые здесь стоят в именительном падеже. прогресс физический умственный хлопоты человек

Слайд 34





(автор Б. Л. Иомдин)
Какое из этих слов не может быть причастием?
1) зажатый
2) сжатый
3) прижатый
4) вожатый
5) нажатый
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Какое из этих слов не может быть причастием? 1) зажатый 2) сжатый 3) прижатый 4) вожатый 5) нажатый

Слайд 35





(авторы Б. Л. Иомдин, А. А. Сомин)
В каком примере имя склоняется?
1) Его жизнь изменилась в 1935 году, когда 52-летний художник женился на Люси (Ю. Безелянский).
2) Ты сама-то кто? — Я — Люси-Не-Поддамся-Не-Проси! Это я так ухажерам говорю нахальным (Г. Полонский).
3) Он думает еще о Люси (В. Лидин).
4) Ребята знали, что я жду письма от Люси (В. Аксенов).
5) Я, Люси, задумал продать их и, видишь ли, положил в ящик (М. Булгаков).
Описание слайда:
(авторы Б. Л. Иомдин, А. А. Сомин) В каком примере имя склоняется? 1) Его жизнь изменилась в 1935 году, когда 52-летний художник женился на Люси (Ю. Безелянский). 2) Ты сама-то кто? — Я — Люси-Не-Поддамся-Не-Проси! Это я так ухажерам говорю нахальным (Г. Полонский). 3) Он думает еще о Люси (В. Лидин). 4) Ребята знали, что я жду письма от Люси (В. Аксенов). 5) Я, Люси, задумал продать их и, видишь ли, положил в ящик (М. Булгаков).

Слайд 36





(автор К. А. Гилярова)
В России рубли и копейки, а в Румынии ― леи и бани. Одно мороженое стоит один лей двадцать один бань. А сколько стоит пять мороженых? Ответ напишите прописью (образец: «пять рублей двадцать копеек»).
Описание слайда:
(автор К. А. Гилярова) В России рубли и копейки, а в Румынии ― леи и бани. Одно мороженое стоит один лей двадцать один бань. А сколько стоит пять мороженых? Ответ напишите прописью (образец: «пять рублей двадцать копеек»).

Слайд 37





(автор Е. Бикмаев)
Какое предложение после постановки запятой может изменить свой смысл и остаться грамматически верным?
1) Аттестат недействителен.
2) Справка действительна.
3) Заявление действительно.  
4) Завещание недействительно.
5) Бюллетень действителен.
Описание слайда:
(автор Е. Бикмаев) Какое предложение после постановки запятой может изменить свой смысл и остаться грамматически верным? 1) Аттестат недействителен. 2) Справка действительна. 3) Заявление действительно. 4) Завещание недействительно. 5) Бюллетень действителен.

Слайд 38





(автор Б. Л. Иомдин)
В каком (в каких) предложениях не нарушается литературная норма?
1) Я знаю лишь то, что ничего не знаю.
2) Мне сказали именно то, что хотели сказать.
3) Я рад то, что тебя увидел.
4) Учитель считает то, что я ошибся.
5) Она сказала то, что рада меня видеть.
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) В каком (в каких) предложениях не нарушается литературная норма? 1) Я знаю лишь то, что ничего не знаю. 2) Мне сказали именно то, что хотели сказать. 3) Я рад то, что тебя увидел. 4) Учитель считает то, что я ошибся. 5) Она сказала то, что рада меня видеть.

Слайд 39





Лексика
Лексика
Описание слайда:
Лексика Лексика

Слайд 40





(автор Б. Л. Иомдин)
Каким словом нельзя закончить предложение: «Слышался какой-то...»?
сип
хрип
храп
всхлип
скрип
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Каким словом нельзя закончить предложение: «Слышался какой-то...»? сип хрип храп всхлип скрип

Слайд 41





(автор Б. Л. Иомдин)
Старое значение слова «верста» — ‘возраст’. В каком современном русском слове этот корень сохранил своё значение?
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Старое значение слова «верста» — ‘возраст’. В каком современном русском слове этот корень сохранил своё значение?

Слайд 42





(автор Б. Л. Иомдин)
Какой пример попал в подборку по ошибке?
Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил? (М. Булгаков)
Кто ж на них настирается, а? Пушкин будет на них стирать? Или ты? (Д. Рубина)
Лёшка сначала не хотел уходить и сказал: — А кто за радиолу будет отвечать — Пушкин? (М. Анчаров)
— Конечно, у Некрасова были отдельные ошибки. Но что же тогда, по-вашему, Пушкин? (Е. Евтушенко)
Марина крикнула: а кто будет свет выключать? Пушкин? — пришлось подняться и погасить, заодно уже прихватил шинель (А. Львов).
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Какой пример попал в подборку по ошибке? Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил? (М. Булгаков) Кто ж на них настирается, а? Пушкин будет на них стирать? Или ты? (Д. Рубина) Лёшка сначала не хотел уходить и сказал: — А кто за радиолу будет отвечать — Пушкин? (М. Анчаров) — Конечно, у Некрасова были отдельные ошибки. Но что же тогда, по-вашему, Пушкин? (Е. Евтушенко) Марина крикнула: а кто будет свет выключать? Пушкин? — пришлось подняться и погасить, заодно уже прихватил шинель (А. Львов).

Слайд 43





(автор Б. Л. Иомдин)
Автоматический поиск самых частотных словосочетаний в русских текстах выдал следующие пять существительных, перед которыми заданное слово встречается чаще всего: "правда, вода, сердце, случайность, воздух". Какое слово было задано?
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Автоматический поиск самых частотных словосочетаний в русских текстах выдал следующие пять существительных, перед которыми заданное слово встречается чаще всего: "правда, вода, сердце, случайность, воздух". Какое слово было задано?

Слайд 44





(автор Б. Л. Иомдин)
Автоматический поиск самых частотных словосочетаний в русских текстах выдал следующие пять существительных, перед которыми заданное слово встречается чаще всего: "волос, глаз, дыра, ход, тень". Какое слово было задано?
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Автоматический поиск самых частотных словосочетаний в русских текстах выдал следующие пять существительных, перед которыми заданное слово встречается чаще всего: "волос, глаз, дыра, ход, тень". Какое слово было задано?

Слайд 45





(автор Б. Л. Иомдин)
Автоматический поиск самых частотных словосочетаний в русских текстах выдал следующие пять существительных, перед которыми заданное слово встречается чаще всего: "уровень, голос, потолок, поклон, рост". Какое слово было задано?
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Автоматический поиск самых частотных словосочетаний в русских текстах выдал следующие пять существительных, перед которыми заданное слово встречается чаще всего: "уровень, голос, потолок, поклон, рост". Какое слово было задано?

Слайд 46





(автор Б. Л. Иомдин)
Какое словосочетание описывает отношения не так, как другие?
1) братья Женя и Саша
2) сыновья Женя и Саша
3) друзья Женя и Саша
4) коллеги Женя и Саша
5) сёстры Женя и Саша
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Какое словосочетание описывает отношения не так, как другие? 1) братья Женя и Саша 2) сыновья Женя и Саша 3) друзья Женя и Саша 4) коллеги Женя и Саша 5) сёстры Женя и Саша

Слайд 47





Многозначность
Многозначность
Описание слайда:
Многозначность Многозначность

Слайд 48





(автор Ю. В. Халеева)
Какие из этих слов имеют в русском языке "несъедобные" значения?
1) хлеб
2) соль
3) сушка
4) баранка
5) торт
Описание слайда:
(автор Ю. В. Халеева) Какие из этих слов имеют в русском языке "несъедобные" значения? 1) хлеб 2) соль 3) сушка 4) баранка 5) торт

Слайд 49


Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №49
Описание слайда:

Слайд 50





(автор К. А. Гилярова)
Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
1) но
2) уж
3) чай
4) ведь
5) мол
Описание слайда:
(автор К. А. Гилярова) Выберите слово, которое относится только к одной части речи: 1) но 2) уж 3) чай 4) ведь 5) мол

Слайд 51


Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №51
Описание слайда:

Слайд 52





(автор А. А. Сомин) 
У какого (у каких) из этих слов есть только значение части слова?
1) приставка
2) корень
3) суффикс
4) основа
5) окончание
Описание слайда:
(автор А. А. Сомин) У какого (у каких) из этих слов есть только значение части слова? 1) приставка 2) корень 3) суффикс 4) основа 5) окончание

Слайд 53


Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №53
Описание слайда:

Слайд 54





(автор Б. Л. Иомдин)
Какие из этих буквосочетаний можно понять как формы разных слов?
1) пуща
2) пущи
3) пуще
4) пущу
5) пущей
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Какие из этих буквосочетаний можно понять как формы разных слов? 1) пуща 2) пущи 3) пуще 4) пущу 5) пущей

Слайд 55





(автор М. А. Даниэль)
В одной галерее висят следующие картины. Все они являются пейзажами, кроме одной. Какая из картин – портрет?
1) У гранатового дерева
2) За туалетом
3) В степи
4) В Лавру
5) Из окна старого дома
Описание слайда:
(автор М. А. Даниэль) В одной галерее висят следующие картины. Все они являются пейзажами, кроме одной. Какая из картин – портрет? 1) У гранатового дерева 2) За туалетом 3) В степи 4) В Лавру 5) Из окна старого дома

Слайд 56


Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №56
Описание слайда:

Слайд 57


Олимпиада «Высшая проба» по русскому языку, слайд №57
Описание слайда:

Слайд 58





(автор Б. Л. Иомдин)
Один лингвист искал в корпусе текстов примеры про Лондон. Какой пример оказался лишним?
1) Осенью 1967 года, то есть около восьми лет назад, в Лондоне я впервые увидел хиппи (В. Аксенов)
2) Он соскучился по морю, по родине, по старику-отцу, жившему в Лондоне (А. Платонов)
3) В начале этого века Лондон попадает в Англию, в те дни одну из самых богатейших и могущественнейших держав мира  (Б. Полевой)
4) Французский художник Монэ приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство (К. Паустовский)
5) В дверях стоял приличный господин, в пальто как из Лондона, с уверенной осанкой (И. Ратушинская)
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Один лингвист искал в корпусе текстов примеры про Лондон. Какой пример оказался лишним? 1) Осенью 1967 года, то есть около восьми лет назад, в Лондоне я впервые увидел хиппи (В. Аксенов) 2) Он соскучился по морю, по родине, по старику-отцу, жившему в Лондоне (А. Платонов) 3) В начале этого века Лондон попадает в Англию, в те дни одну из самых богатейших и могущественнейших держав мира (Б. Полевой) 4) Французский художник Монэ приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство (К. Паустовский) 5) В дверях стоял приличный господин, в пальто как из Лондона, с уверенной осанкой (И. Ратушинская)

Слайд 59





(автор Б. Л. Иомдин)
Выберите лишнее предложение. 
1) У бочек с вином выбиваются донья. Кровь и вино на улицах. (А. И. Куприн)
2) Потупляя скромно очи, донья бросила букет. (И. И. Панаев).
3) Об белые донья вёдер зазвенят упругие струи молока. (Г. А. Газданов)
4) Глубинная бомба ― это внушительного объема и веса металлический бочонок, донья его устроены в виде мембраны. (А. А. Крон).
5) Осужденные выламывали донья спичечных коробок, размечали их как домино и играли. (А. И. Солженицын).
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Выберите лишнее предложение. 1) У бочек с вином выбиваются донья. Кровь и вино на улицах. (А. И. Куприн) 2) Потупляя скромно очи, донья бросила букет. (И. И. Панаев). 3) Об белые донья вёдер зазвенят упругие струи молока. (Г. А. Газданов) 4) Глубинная бомба ― это внушительного объема и веса металлический бочонок, донья его устроены в виде мембраны. (А. А. Крон). 5) Осужденные выламывали донья спичечных коробок, размечали их как домино и играли. (А. И. Солженицын).

Слайд 60





(автор Б. Л. Иомдин)
Какое существительное не может быть одушевлённым?
1) лицо
2) субъект
3) тип
4) сорт
5) фрукт
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Какое существительное не может быть одушевлённым? 1) лицо 2) субъект 3) тип 4) сорт 5) фрукт

Слайд 61





(автор Б. Л. Иомдин)
В каком предложении речь идет не о том, о чем в остальных?
1) У Борьки был утренник в саду, сказали — всем родителям прийти в масках. Оказалось, у них карантин по гриппу (О. Новак).
2) Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник (А. Чехов).
3) Гольфы постираешь, через минуту чернее грязи, в саду утренник — подавай ему корону, как у Пети Калмыкова (С. Лившин).
4) В канун детского утренника в школе заболел папа одного из ребят («Комсомольская правда»).
5) Петрик болтал о детсадовском первомайском утреннике, где он будет это петь (И. Ратушинская).
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) В каком предложении речь идет не о том, о чем в остальных? 1) У Борьки был утренник в саду, сказали — всем родителям прийти в масках. Оказалось, у них карантин по гриппу (О. Новак). 2) Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник (А. Чехов). 3) Гольфы постираешь, через минуту чернее грязи, в саду утренник — подавай ему корону, как у Пети Калмыкова (С. Лившин). 4) В канун детского утренника в школе заболел папа одного из ребят («Комсомольская правда»). 5) Петрик болтал о детсадовском первомайском утреннике, где он будет это петь (И. Ратушинская).

Слайд 62





(автор Б. Л. Иомдин)
Какой пример устроен не совсем так, как другие?
моя любимая учительница
моя любимая мама
моя любимая игрушка
моя любимая актриса
моя любимая чашка
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Какой пример устроен не совсем так, как другие? моя любимая учительница моя любимая мама моя любимая игрушка моя любимая актриса моя любимая чашка

Слайд 63





(автор К. А. Гилярова)
В каком примере глагол «вытереть» имеет не совсем то же значение, что в остальных?
1) Вымытый холодильник необходимо вытереть насухо мягкой тканью.
2) Буфетчик вытер руки тряпкой и, почмокивая языком, полез в бочку со льдом.
3) Линда вынула из сумки платок и вытерла лицо.
4) Она вытерла слезы и открыла глаза: паровоз замедлял ход, приближаясь к черному зданию вокзала.
5) Огурцы мы подняли, вытерли, положили в сумку и весело пошли своей дорогой.
Описание слайда:
(автор К. А. Гилярова) В каком примере глагол «вытереть» имеет не совсем то же значение, что в остальных? 1) Вымытый холодильник необходимо вытереть насухо мягкой тканью. 2) Буфетчик вытер руки тряпкой и, почмокивая языком, полез в бочку со льдом. 3) Линда вынула из сумки платок и вытерла лицо. 4) Она вытерла слезы и открыла глаза: паровоз замедлял ход, приближаясь к черному зданию вокзала. 5) Огурцы мы подняли, вытерли, положили в сумку и весело пошли своей дорогой.

Слайд 64





(автор А. А. Сомин)
Валентин писал текст на планшете. Он написал одно слово, и планшет предложил два варианта продолжения предложения – «тебя» и «неделю». Какое слово написал Валентин, если известно, что в одном из случаев оно бы являлось глаголом? Укажите точную форму.
Описание слайда:
(автор А. А. Сомин) Валентин писал текст на планшете. Он написал одно слово, и планшет предложил два варианта продолжения предложения – «тебя» и «неделю». Какое слово написал Валентин, если известно, что в одном из случаев оно бы являлось глаголом? Укажите точную форму.

Слайд 65





Этимология
Этимология
Описание слайда:
Этимология Этимология

Слайд 66





(автор Б. Л. Иомдин)
В какой паре или парах слова восходят к одному корню?
1) выть — вылить
2) деть — делить
3) пить — пилить
4) мыть — мылить
5) сеть — селить
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) В какой паре или парах слова восходят к одному корню? 1) выть — вылить 2) деть — делить 3) пить — пилить 4) мыть — мылить 5) сеть — селить

Слайд 67





(автор А. Ч. Пиперски)
Какое из этих слов исконно русское?
1) конус
2) параллелепипед
3) пирамида
4) сфера
5) шар
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) Какое из этих слов исконно русское? 1) конус 2) параллелепипед 3) пирамида 4) сфера 5) шар

Слайд 68





(автор А. Ч. Пиперски)
С сочетания звуков "[ш] + согласный" начинается совсем немного исконно русских слов. Большинство слов на "[ш] + согласный" — заимствования, например "школа", "шрифт", "швабра". Найдите хотя бы одно исконно русское слово, начинающееся с сочетания звуков [шт].
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) С сочетания звуков "[ш] + согласный" начинается совсем немного исконно русских слов. Большинство слов на "[ш] + согласный" — заимствования, например "школа", "шрифт", "швабра". Найдите хотя бы одно исконно русское слово, начинающееся с сочетания звуков [шт].

Слайд 69





(автор Е. Агеева)
Во всех славянских языках, кроме одного, современное название этого дня недели происходит от выражения «не делать». Догадавшись, в каком языке этот день называется иначе, напишите его название на этом языке.
Описание слайда:
(автор Е. Агеева) Во всех славянских языках, кроме одного, современное название этого дня недели происходит от выражения «не делать». Догадавшись, в каком языке этот день называется иначе, напишите его название на этом языке.

Слайд 70





Как это решается?!
Как это решается?!
Описание слайда:
Как это решается?! Как это решается?!

Слайд 71





(автор А. Ч. Пиперски)
Что из этого — магазин?
1) синняя
2) беллая
3) зеленная
4) рыжжая
5) голуббая
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) Что из этого — магазин? 1) синняя 2) беллая 3) зеленная 4) рыжжая 5) голуббая

Слайд 72





(автор Б. Л. Иомдин)
В каком из этих предложений с союзом «то…то» допущена смысловая ошибка?
1) Он стоял по-прежнему у ёлки и протягивал к костру то одну руку, то другую («Сиротская зима»)
2) Его кружило и переворачивало то вверх ногами, то вниз головой («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
3) Над поляной кружились и то улетали куда-то вверх, то опускались к самой земле снежинки («Поросёнок в колючей шубке»)
4) Вот житуха, думал Чик, то — ничего, то — всё! («Детство Чика»)
5) Слова то долетали до меня, то тонули в уличном шуме («Театральный роман»)
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) В каком из этих предложений с союзом «то…то» допущена смысловая ошибка? 1) Он стоял по-прежнему у ёлки и протягивал к костру то одну руку, то другую («Сиротская зима») 2) Его кружило и переворачивало то вверх ногами, то вниз головой («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями») 3) Над поляной кружились и то улетали куда-то вверх, то опускались к самой земле снежинки («Поросёнок в колючей шубке») 4) Вот житуха, думал Чик, то — ничего, то — всё! («Детство Чика») 5) Слова то долетали до меня, то тонули в уличном шуме («Театральный роман»)

Слайд 73





(автор Б. Л. Иомдин)
В «Азбуке» Льва Толстого приводятся, в частности, нижеследующие поговорки и загадки. Какие из них с несомненностью свидетельствуют о том, что произносительная норма в русском языке изменилась?
Старый друг лучше новых двух.
2) Неизведанный друг нехорош для услуг.
3) Рассыпался горох на четырнадцать дорог.
4) Съел бы пирог, да в печи сжег.
5) Без Бога ни до порога, а с ним хошь за море.
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) В «Азбуке» Льва Толстого приводятся, в частности, нижеследующие поговорки и загадки. Какие из них с несомненностью свидетельствуют о том, что произносительная норма в русском языке изменилась? Старый друг лучше новых двух. 2) Неизведанный друг нехорош для услуг. 3) Рассыпался горох на четырнадцать дорог. 4) Съел бы пирог, да в печи сжег. 5) Без Бога ни до порога, а с ним хошь за море.

Слайд 74





(автор А. А. Лопухина)
В некоторых севернорусских диалектах, чтобы построить предложение со значением «X сделал Y», необходимо произвести следующие операции: на первое место в предложении поставить того или то, над кем (над чем) совершают действие, в именительном падеже, на второе — того, кто совершает действие, в родительном падеже с предлогом «у», а название действия обозначить формой краткого страдательного причастия прошедшего времени среднего рода. Постройте по этой инструкции предложение со значением «Кот исцарапал все руки».
Описание слайда:
(автор А. А. Лопухина) В некоторых севернорусских диалектах, чтобы построить предложение со значением «X сделал Y», необходимо произвести следующие операции: на первое место в предложении поставить того или то, над кем (над чем) совершают действие, в именительном падеже, на второе — того, кто совершает действие, в родительном падеже с предлогом «у», а название действия обозначить формой краткого страдательного причастия прошедшего времени среднего рода. Постройте по этой инструкции предложение со значением «Кот исцарапал все руки».

Слайд 75





(автор А. Ч. Пиперски)
Какую приставку надо добавить к глаголам «ехать» и «идти», чтобы некоторые их формы стало легко перепутать на слух?
Описание слайда:
(автор А. Ч. Пиперски) Какую приставку надо добавить к глаголам «ехать» и «идти», чтобы некоторые их формы стало легко перепутать на слух?

Слайд 76





(автор Б. Л. Иомдин)
Изучая первую десятку некоторого частотного списка, лингвист выписывал следующие слова: Иван, кузнец, поп, Василий… А какое еще слово он выписал?
сокол
врач
священник
Джон
Ярослав
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Изучая первую десятку некоторого частотного списка, лингвист выписывал следующие слова: Иван, кузнец, поп, Василий… А какое еще слово он выписал? сокол врач священник Джон Ярослав

Слайд 77





(автор Б. Л. Иомдин)
Какая из русских фраз, данных в разделе «Разговор со слугою» французско-русского разговорника М. Лёйе, вышедшего в 1812 году, соответствует французской фразе «Parfume mon appartement?» 
(Знание французского языка для решения задачи НЕ ТРЕБУЕТСЯ.)
1) Отнеси это письмо на почту. 
2) Вымети горницу. 
3) Покури в покое. 
4) Принеси мне завтрак. 
5) Сходи к портному.
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Какая из русских фраз, данных в разделе «Разговор со слугою» французско-русского разговорника М. Лёйе, вышедшего в 1812 году, соответствует французской фразе «Parfume mon appartement?» (Знание французского языка для решения задачи НЕ ТРЕБУЕТСЯ.) 1) Отнеси это письмо на почту. 2) Вымети горницу. 3) Покури в покое. 4) Принеси мне завтрак. 5) Сходи к портному.

Слайд 78





(автор Б. Л. Иомдин)
Четыре из пяти данных ниже имён в российских социальных сетях часто используются как явные псевдонимы. Найдите пятое.
1) Азиз
2) Алим
3) Ашот
4) Амид
5) Ашим
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) Четыре из пяти данных ниже имён в российских социальных сетях часто используются как явные псевдонимы. Найдите пятое. 1) Азиз 2) Алим 3) Ашот 4) Амид 5) Ашим

Слайд 79





(автор Б. Л. Иомдин)
В обратных словарях слова отсортированы в алфавитном порядке не по начальным, а по конечным буквам слов. Какое слово самое первое в обратном словаре русского языка?
Описание слайда:
(автор Б. Л. Иомдин) В обратных словарях слова отсортированы в алфавитном порядке не по начальным, а по конечным буквам слов. Какое слово самое первое в обратном словаре русского языка?



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию