Описание слайда:
Наряду с этими корифеями русской оперы заметный вклад в ее развитие внесли А. Г. Рубинштейн («Демон»), А. Н. Серов («Вражья сила»), Э. Ф. Направник («Дубровский»), С. В. Рахманинов («Алеко»), С. И. Танеев («Орестея»). Во второй половине XIX и начале XX века формируются также реалистические оперные школы других национальностей, населявших Россию. Их представляют: на Украине С. Гулак-Артемовский и особенно Н. В. Лысенко; в Грузии — М А. Баланчивадзе, Д. И. Аракишвили, З. П. Палиашвили; в Армении — А. Тигранян, А. А. Спендиаров; в Азербайджане — У. Гаджибеков. Развитие этих национальных школ протекало на основе претворения традиций народной музыки и опыта мировой, в первую очередь русской классики. Наследницей лучших завоеваний отечественной и зарубежной оперной классики явилась советская опера во всем своем идейно-художественном многообразии. Развивая великие классические традиции, пристально изучая действительность, советские оперные композиторы стремятся к правдивому, художественно совершенному отображению жизни в ее непрестанном движении вперед, к раскрытию красоты и богатства духовного мира советских людей, к верному и разностороннему воплощению актуальных тем современности и исторического прошлого. Значительными достижениями на этом пути явились оперы И. И. Дзержинского, Д. Б. Кабалевского, С. С. Прокофьева, Т. Н. Хренникова, Ю. А. Шапорина, В. Я. Шебалина и др. Советская музыкально-театральная культура, социалистическая по содержанию,
отличается многообразием национальных форм. Среди оперных композиторов братских республик выделились К. Ф. Данькевич, Ю. С. Мейтус, Г. И. Майборода, Е. К. Тикоцкий, Н. Г. Жиганов, Э. А. Капп, Г. Г. Эрнесакс, М. О. Заринь, Е. Г.
Брусиловский и многие другие.