🗊Презентация Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала

Категория: Физика
Нажмите для полного просмотра!
Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №1Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №2Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №3Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №4Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №5Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №6Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №7Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №8Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №9Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №10Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №11Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №12Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №13Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №14Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №15Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №16Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №17Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №18Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №19Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №20Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №21Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №22Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №23Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №24Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №25Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №26Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №27Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №28Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №29Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №30Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №31Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №32Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №33Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №34Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №35Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №36Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №37Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №38Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №39Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №40Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №41Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №42Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №43Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №44Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №45Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №46Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №47Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №48Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №49Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №50Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №51Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №52Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №53Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №54Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №55Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №56Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №57Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №58Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №59Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №60Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №61Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №62Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №63Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №64Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №65Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №66Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №67Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №68Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №69Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №70Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №71Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №72Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №73

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала. Доклад-сообщение содержит 73 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала

Ивонин Владимир Алексеевич, студент группы 01321-ДБ
Описание слайда:
Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала Ивонин Владимир Алексеевич, студент группы 01321-ДБ

Слайд 2





Введение

Цель: изучить и реализовать алгоритм быстрого преобразования Фурье и выяснить, как избежать ошибочного определения фундаментальной частоты.
Задачи:
Изучить алгоритм БПФ;
Реализовать алгоритм БПФ;
Изучить теорию восприятия высоты тона;
Применить теорию восприятия высоты тона к предмету исследований.
Описание слайда:
Введение Цель: изучить и реализовать алгоритм быстрого преобразования Фурье и выяснить, как избежать ошибочного определения фундаментальной частоты. Задачи: Изучить алгоритм БПФ; Реализовать алгоритм БПФ; Изучить теорию восприятия высоты тона; Применить теорию восприятия высоты тона к предмету исследований.

Слайд 3





Преобразование Фурье
, k=0, …, N-1,	(1)
 , n=0, …, N-1,	(2)
где S(k) – отсчёты спектра отсчётов сигнала s(n), N – количество отсчётов, n – индекс временных отсчётов сигнала, а k – индекс спектральных отсчётов ДПФ.
– прямое ДПФ, (2) – обратное ДПФ.
Вычислительная сложность алгоритма ДПФ составляет N2 операций комплексного умножения и сложения
Описание слайда:
Преобразование Фурье , k=0, …, N-1, (1) , n=0, …, N-1, (2) где S(k) – отсчёты спектра отсчётов сигнала s(n), N – количество отсчётов, n – индекс временных отсчётов сигнала, а k – индекс спектральных отсчётов ДПФ. – прямое ДПФ, (2) – обратное ДПФ. Вычислительная сложность алгоритма ДПФ составляет N2 операций комплексного умножения и сложения

Слайд 4





Замена N-точечного ДПФ двумя 0,5N-точечными ДПФ
Описание слайда:
Замена N-точечного ДПФ двумя 0,5N-точечными ДПФ

Слайд 5





БПФ
Алгоритмы БПФ, использующие выборки длиной N=2L, называются «алгоритмами БПФ по основанию 2»
количество операций умножения будет  раз.
Описание слайда:
БПФ Алгоритмы БПФ, использующие выборки длиной N=2L, называются «алгоритмами БПФ по основанию 2» количество операций умножения будет раз.

Слайд 6





Быстрое преобразование Фурье с прореживанием по времени
Введём обозначение в (1): , k=0, …, N-1,	(3) 
где  – поворачивающий коэффициент, k – степень, а не индекс 
Прореживание по времени заключается в разделении исходной последовательности s(n), n=0, …, N-1, на две последовательности половинной длительности s0(m)  и s1(m), m=0, …, 0,5N-1, таким образом, что s0(m)=s(2m), а s1(m)=s(2m+1). Последовательность  s0(m) содержит отсчёты с чётными индексами, а s1(m) — с нечётными
Описание слайда:
Быстрое преобразование Фурье с прореживанием по времени Введём обозначение в (1): , k=0, …, N-1, (3) где – поворачивающий коэффициент, k – степень, а не индекс Прореживание по времени заключается в разделении исходной последовательности s(n), n=0, …, N-1, на две последовательности половинной длительности s0(m) и s1(m), m=0, …, 0,5N-1, таким образом, что s0(m)=s(2m), а s1(m)=s(2m+1). Последовательность s0(m) содержит отсчёты с чётными индексами, а s1(m) — с нечётными

Слайд 7





Прореживание по времени для N=8
Описание слайда:
Прореживание по времени для N=8

Слайд 8






,  k=0, …, 0,5N-1,	             (4)
,  k=0, …, 0,5N-1,       (5)
где , а  – 0,5N-точечные ДПФ прореженных последовательностей s0(m) и s1(m), m=0, …, 0,5N-1,  соответственно.
Описание слайда:
, k=0, …, 0,5N-1, (4) , k=0, …, 0,5N-1, (5) где , а – 0,5N-точечные ДПФ прореженных последовательностей s0(m) и s1(m), m=0, …, 0,5N-1, соответственно.

Слайд 9






Таким образом, прореживание по времени можно считать алгоритмом разделения последовательности на две последовательности половинной длительности. Первая половина ДПФ – сумма ДПФ S0(k) «чётной» последовательности s0(m) и ДПФ S1(k) «нечётной» последовательности s1(m), умноженного на поворотные коэффициенты .
Описание слайда:
Таким образом, прореживание по времени можно считать алгоритмом разделения последовательности на две последовательности половинной длительности. Первая половина ДПФ – сумма ДПФ S0(k) «чётной» последовательности s0(m) и ДПФ S1(k) «нечётной» последовательности s1(m), умноженного на поворотные коэффициенты .

Слайд 10





Этимология названия поворачивающих коэффициентов
Описание слайда:
Этимология названия поворачивающих коэффициентов

Слайд 11





Свойства поворачивающих коэффициентов
Описание слайда:
Свойства поворачивающих коэффициентов

Слайд 12





Граф «бабочка»
Описание слайда:
Граф «бабочка»

Слайд 13






Такую процедуру объединения можно применить для расчёта каждого из 0,5N-точечных ДПФ S0(k) и S1(k) через два 0,25N-точечных ДПФ. Тогда для N=2L можно произвести L-1 этап деления последовательности на «чётную» и «нечётную» и после этого производить объединение спектра за L этапов. В результате получается полный граф алгоритма БПФ.
Описание слайда:
Такую процедуру объединения можно применить для расчёта каждого из 0,5N-точечных ДПФ S0(k) и S1(k) через два 0,25N-точечных ДПФ. Тогда для N=2L можно произвести L-1 этап деления последовательности на «чётную» и «нечётную» и после этого производить объединение спектра за L этапов. В результате получается полный граф алгоритма БПФ.

Слайд 14





Полный граф алгоритма БПФ по основанию 2 с прореживанием по времени для N=8
Описание слайда:
Полный граф алгоритма БПФ по основанию 2 с прореживанием по времени для N=8

Слайд 15






На первом этапе отсчёты входного сигнала переставляются местами, и исходная последовательность делится на «чётную» и «нечётную» последовательности. Потом «чётная» и «нечётная» последовательности в свою очередь делятся на «чётную» и «нечётную» последовательности. Данная процедура называется двоично-инверсной перестановкой, так как можно выполнить перенумерацию отсчётов, переписав номер отсчёта в двоичной системе счисления в обратном направлении.
Описание слайда:
На первом этапе отсчёты входного сигнала переставляются местами, и исходная последовательность делится на «чётную» и «нечётную» последовательности. Потом «чётная» и «нечётная» последовательности в свою очередь делятся на «чётную» и «нечётную» последовательности. Данная процедура называется двоично-инверсной перестановкой, так как можно выполнить перенумерацию отсчётов, переписав номер отсчёта в двоичной системе счисления в обратном направлении.

Слайд 16





Основные идеи алгоритма БПФ
Разделить сумму (1) из N слагаемых на две суммы по N/2 слагаемых и вычислить их по отдельности. Для вычисления каждой из подсумм нужно их тоже разделить на две и т.д.
Повторно использовать уже вычисленные слагаемые
Описание слайда:
Основные идеи алгоритма БПФ Разделить сумму (1) из N слагаемых на две суммы по N/2 слагаемых и вычислить их по отдельности. Для вычисления каждой из подсумм нужно их тоже разделить на две и т.д. Повторно использовать уже вычисленные слагаемые

Слайд 17





Пример деления последовательности s(n)  для N=16
Описание слайда:
Пример деления последовательности s(n) для N=16

Слайд 18






На первом шаге чётные элементы с номером n переместились в позицию n/2, а нечётные – в позицию N/2+(n-1)/2, где n=0, 1, …, N-1. Таким образом, новая позиция вычисляется из старой позиции с помощью функции
,
где [n/2] – целая часть от деления n на 2, а { n/2} – дробная.
Описание слайда:
На первом шаге чётные элементы с номером n переместились в позицию n/2, а нечётные – в позицию N/2+(n-1)/2, где n=0, 1, …, N-1. Таким образом, новая позиция вычисляется из старой позиции с помощью функции , где [n/2] – целая часть от деления n на 2, а { n/2} – дробная.

Слайд 19





Циклический сдвиг вправо
Циклический сдвиг вправо при одном разбиении
Описание слайда:
Циклический сдвиг вправо Циклический сдвиг вправо при одном разбиении

Слайд 20





Оптимизация вычисления поворачивающих коэффициентов

Формула                            ,          (6)
позволяет заменить операцию возведения в степень операцией умножения, если заранее вычислить WN для N=2, 4, 8, ….
WN не целое, т.к. , но можно избежать множества обращений к относительно медленным функциям sin(x) и cos(x):
Описание слайда:
Оптимизация вычисления поворачивающих коэффициентов Формула , (6) позволяет заменить операцию возведения в степень операцией умножения, если заранее вычислить WN для N=2, 4, 8, …. WN не целое, т.к. , но можно избежать множества обращений к относительно медленным функциям sin(x) и cos(x):

Слайд 21





В приведённом примере понадобилось всего 5 умножений, вместо 13. Для возведения в степень 0,5N-1 нужно  умножений, вместо 0,5N, что позволяет значительно уменьшить погрешность при вычислении поворачивающих коэффициентов.
В приведённом примере понадобилось всего 5 умножений, вместо 13. Для возведения в степень 0,5N-1 нужно  умножений, вместо 0,5N, что позволяет значительно уменьшить погрешность при вычислении поворачивающих коэффициентов.
Можно вдвое сократить количество умножений на каждом шаге, если использовать уже рассчитанные результаты: , для хранения которых нужно дополнительно использовать  комплексных ячеек памяти
Описание слайда:
В приведённом примере понадобилось всего 5 умножений, вместо 13. Для возведения в степень 0,5N-1 нужно умножений, вместо 0,5N, что позволяет значительно уменьшить погрешность при вычислении поворачивающих коэффициентов. В приведённом примере понадобилось всего 5 умножений, вместо 13. Для возведения в степень 0,5N-1 нужно умножений, вместо 0,5N, что позволяет значительно уменьшить погрешность при вычислении поворачивающих коэффициентов. Можно вдвое сократить количество умножений на каждом шаге, если использовать уже рассчитанные результаты: , для хранения которых нужно дополнительно использовать комплексных ячеек памяти

Слайд 22






Если какое-либо  не было вычислено предварительно, то анализируется двоичный вид числа k. Каждому единичному биту соответствует ровно один коэффициент. В общем случае единице в бите с номером b (младший бит имеет номер 0) соответствует коэффициент , хранящийся в b-й ячейке упомянутого выше массива.
Описание слайда:
Если какое-либо не было вычислено предварительно, то анализируется двоичный вид числа k. Каждому единичному биту соответствует ровно один коэффициент. В общем случае единице в бите с номером b (младший бит имеет номер 0) соответствует коэффициент , хранящийся в b-й ячейке упомянутого выше массива.

Слайд 23





Можно уменьшить количество умножений для вычисления  до одного на два цикла. Для этого нужно отвести 0,5N комплексных ячеек для хранения всех предыдущих . Алгоритм таков: нечётные элементы вычисляются по формуле (6), чётные – по формуле (7):
Можно уменьшить количество умножений для вычисления  до одного на два цикла. Для этого нужно отвести 0,5N комплексных ячеек для хранения всех предыдущих . Алгоритм таков: нечётные элементы вычисляются по формуле (6), чётные – по формуле (7):
	(7)
То есть ничего не вычисляется, а используется одно из значений, вычисленных на предыдущем шаге, когда N было вдвое меньше.
Описание слайда:
Можно уменьшить количество умножений для вычисления до одного на два цикла. Для этого нужно отвести 0,5N комплексных ячеек для хранения всех предыдущих . Алгоритм таков: нечётные элементы вычисляются по формуле (6), чётные – по формуле (7): Можно уменьшить количество умножений для вычисления до одного на два цикла. Для этого нужно отвести 0,5N комплексных ячеек для хранения всех предыдущих . Алгоритм таков: нечётные элементы вычисляются по формуле (6), чётные – по формуле (7): (7) То есть ничего не вычисляется, а используется одно из значений, вычисленных на предыдущем шаге, когда N было вдвое меньше.

Слайд 24


Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25





Основные задачи психоакустики
понять, как слуховая система расшифровывает звуковой образ
установить основные соответствия между физическими стимулами и слуховыми ощущениями
выявить, какие именно параметры звукового сигнала являются наиболее значимыми для передачи семантической (смысловой) и эстетической (эмоциональной) информации.
Описание слайда:
Основные задачи психоакустики понять, как слуховая система расшифровывает звуковой образ установить основные соответствия между физическими стимулами и слуховыми ощущениями выявить, какие именно параметры звукового сигнала являются наиболее значимыми для передачи семантической (смысловой) и эстетической (эмоциональной) информации.

Слайд 26





Периферическая часть слухового анализатора
акустическая антенна, принимающая, локализующая, фокусирующая и усиливающая звуковой сигнал;
микрофон;
частотный и временной анализатор;
аналого-цифровой преобразователь, преобразующий аналоговый сигнал в двоичные нервные импульсы – электрические разряды.
Описание слайда:
Периферическая часть слухового анализатора акустическая антенна, принимающая, локализующая, фокусирующая и усиливающая звуковой сигнал; микрофон; частотный и временной анализатор; аналого-цифровой преобразователь, преобразующий аналоговый сигнал в двоичные нервные импульсы – электрические разряды.

Слайд 27





Основные функции внешних ушей
бинауральное (пространственное) восприятие
локализация звукового источника
усиление звуковой энергии
Описание слайда:
Основные функции внешних ушей бинауральное (пространственное) восприятие локализация звукового источника усиление звуковой энергии

Слайд 28





Строение внешних ушей
Уши и голова – компоненты внешней акустической антенны
Слуховой канал представляет собой изогнутую цилиндрическую трубку длиной 22,5 мм, имеющую первую резонансную частоту порядка 2,6 кГц, поэтому в этой области частот он существенно усиливает звуковой сигнал
Барабанная перепонка – тонкая плёнка толщиной 74 мкм, имеет вид конуса, обращённого остриём в сторону среднего уха. На низких частотах она движется, как поршень, на более высоких – на ней образуется сложная система узловых линий
Описание слайда:
Строение внешних ушей Уши и голова – компоненты внешней акустической антенны Слуховой канал представляет собой изогнутую цилиндрическую трубку длиной 22,5 мм, имеющую первую резонансную частоту порядка 2,6 кГц, поэтому в этой области частот он существенно усиливает звуковой сигнал Барабанная перепонка – тонкая плёнка толщиной 74 мкм, имеет вид конуса, обращённого остриём в сторону среднего уха. На низких частотах она движется, как поршень, на более высоких – на ней образуется сложная система узловых линий

Слайд 29





Структура периферической слуховой системы
Описание слайда:
Структура периферической слуховой системы

Слайд 30





Строение среднего уха
Это заполненная воздухом полость, соединённая с носоглоткой евстахиевой трубой для выравнивания атмосферного давления. Там находятся три маленькие слуховые косточки:
молоточек
наковальня
стремечко
Описание слайда:
Строение среднего уха Это заполненная воздухом полость, соединённая с носоглоткой евстахиевой трубой для выравнивания атмосферного давления. Там находятся три маленькие слуховые косточки: молоточек наковальня стремечко

Слайд 31





Структура периферической слуховой системы
Описание слайда:
Структура периферической слуховой системы

Слайд 32





Основные функции среднего уха
согласование импеданса воздушной среды с жидкой средой улитки внутреннего уха
защита от громких звуков (акустический рефлекс)
усиление (рычаговый механизм), за счёт которого звуковое давление, передаваемое во внутреннее ухо, усиливается почти на 38 дБ по сравнению с тем, которое попадает на барабанную перепонку.
Описание слайда:
Основные функции среднего уха согласование импеданса воздушной среды с жидкой средой улитки внутреннего уха защита от громких звуков (акустический рефлекс) усиление (рычаговый механизм), за счёт которого звуковое давление, передаваемое во внутреннее ухо, усиливается почти на 38 дБ по сравнению с тем, которое попадает на барабанную перепонку.

Слайд 33





Строение внутреннего уха
орган равновесия (вестибулярный аппарат)
улитка
Описание слайда:
Строение внутреннего уха орган равновесия (вестибулярный аппарат) улитка

Слайд 34





Структура периферической слуховой системы
Описание слайда:
Структура периферической слуховой системы

Слайд 35





Строение улитки
Это трубка переменного сечения, свёрнутая три раза, внутри по всей длине она разделена двумя мембранами на три полости:
лестница преддверия
срединная полость
барабанная лестница
Сверху срединная полость закрыта мембраной Рейсснера, снизу – базилярной мембраной. Все полости заполнены жидкостью. Верхняя и нижняя полости соединены через отверстие у вершины улитки (геликотрему). В верхней полости находится овальное окно, через которое стремечко передаёт колебания во внутреннее ухо, в нижней полости находится круглое окно, выходящее обратно в среднее ухо.
Описание слайда:
Строение улитки Это трубка переменного сечения, свёрнутая три раза, внутри по всей длине она разделена двумя мембранами на три полости: лестница преддверия срединная полость барабанная лестница Сверху срединная полость закрыта мембраной Рейсснера, снизу – базилярной мембраной. Все полости заполнены жидкостью. Верхняя и нижняя полости соединены через отверстие у вершины улитки (геликотрему). В верхней полости находится овальное окно, через которое стремечко передаёт колебания во внутреннее ухо, в нижней полости находится круглое окно, выходящее обратно в среднее ухо.

Слайд 36





Схематическое изображение развёрнутой улитки (оп – окно преддверия)
Описание слайда:
Схематическое изображение развёрнутой улитки (оп – окно преддверия)

Слайд 37





Базилярная мембрана
Состоит из нескольких тысяч поперечных волокон: длина – 32 мм, ширина у стремечка – 0,05 мм (этот конец узкий, лёгкий и жесткий), у геликотремы ширина – 0,5 мм (этот конец толще и мягче). На внутренней стороне базилярной мембраны находится орган Корти, а в нём –  специализированные слуховые рецепторы – волосковые клетки. В поперечном направлении орган Корти состоит из одного ряда внутренних волосковых клеток и трёх рядов наружных волосковых клеток. Между ними образуется тоннель. Волокна слухового нерва пересекают тоннель и контактируют с волосковыми клетками.
Описание слайда:
Базилярная мембрана Состоит из нескольких тысяч поперечных волокон: длина – 32 мм, ширина у стремечка – 0,05 мм (этот конец узкий, лёгкий и жесткий), у геликотремы ширина – 0,5 мм (этот конец толще и мягче). На внутренней стороне базилярной мембраны находится орган Корти, а в нём – специализированные слуховые рецепторы – волосковые клетки. В поперечном направлении орган Корти состоит из одного ряда внутренних волосковых клеток и трёх рядов наружных волосковых клеток. Между ними образуется тоннель. Волокна слухового нерва пересекают тоннель и контактируют с волосковыми клетками.

Слайд 38





Слуховой нерв представляет собой перекрученный ствол, сердцевина которого состоит из волокон, отходящих от верхушки улитки, а наружные слои – от нижних её участков. Войдя в ствол мозга, нейроны взаимодействуют с клетками различных уровней, поднимаясь к коре и перекрещиваясь по пути так, что слуховая информация от левого уха поступает в основном в правое полушарие, где происходит, главным образом, обработка эмоциональной информации, а от правого уха – в левое полушарие, где в основном обрабатывается смысловая информация. В коре основные зоны слуха находятся в височной области, между обоими полушариями имеется постоянное взаимодействие.
Слуховой нерв представляет собой перекрученный ствол, сердцевина которого состоит из волокон, отходящих от верхушки улитки, а наружные слои – от нижних её участков. Войдя в ствол мозга, нейроны взаимодействуют с клетками различных уровней, поднимаясь к коре и перекрещиваясь по пути так, что слуховая информация от левого уха поступает в основном в правое полушарие, где происходит, главным образом, обработка эмоциональной информации, а от правого уха – в левое полушарие, где в основном обрабатывается смысловая информация. В коре основные зоны слуха находятся в височной области, между обоими полушариями имеется постоянное взаимодействие.
Описание слайда:
Слуховой нерв представляет собой перекрученный ствол, сердцевина которого состоит из волокон, отходящих от верхушки улитки, а наружные слои – от нижних её участков. Войдя в ствол мозга, нейроны взаимодействуют с клетками различных уровней, поднимаясь к коре и перекрещиваясь по пути так, что слуховая информация от левого уха поступает в основном в правое полушарие, где происходит, главным образом, обработка эмоциональной информации, а от правого уха – в левое полушарие, где в основном обрабатывается смысловая информация. В коре основные зоны слуха находятся в височной области, между обоими полушариями имеется постоянное взаимодействие. Слуховой нерв представляет собой перекрученный ствол, сердцевина которого состоит из волокон, отходящих от верхушки улитки, а наружные слои – от нижних её участков. Войдя в ствол мозга, нейроны взаимодействуют с клетками различных уровней, поднимаясь к коре и перекрещиваясь по пути так, что слуховая информация от левого уха поступает в основном в правое полушарие, где происходит, главным образом, обработка эмоциональной информации, а от правого уха – в левое полушарие, где в основном обрабатывается смысловая информация. В коре основные зоны слуха находятся в височной области, между обоими полушариями имеется постоянное взаимодействие.

Слайд 39





Упрощённый механизм передачи звука
Звуковые волны проходят звуковой канал и возбуждают колебания барабанной перепонки
Эти колебания через систему косточек среднего уха передаются овальному окну, толкающему жидкость в верхнем отделе улитки, в ней возникает импульс давления, заставляющий жидкость переливаться из верхней половины в нижнюю через барабанную лестницу и геликотрему, и оказывает давление на перепонку круглого окна, вызывая при этом его смещение в сторону, противоположную движению стремечка
Движение жидкости вызывает колебания базилярной мембраны (бегущая волна). 
Преобразование механических колебаний мембраны в дискретные электрические импульсы нервных волокон происходят в органе Корти. Когда базилярная мембрана вибрирует, реснички на волосковых клетках изгибаются, и это генерирует электрический потенциал, что вызывает поток электрических нервных импульсов, несущих всю необходимую информацию о поступившем звуковом сигнале в мозг для дальнейшей переработки и реагирования.
Описание слайда:
Упрощённый механизм передачи звука Звуковые волны проходят звуковой канал и возбуждают колебания барабанной перепонки Эти колебания через систему косточек среднего уха передаются овальному окну, толкающему жидкость в верхнем отделе улитки, в ней возникает импульс давления, заставляющий жидкость переливаться из верхней половины в нижнюю через барабанную лестницу и геликотрему, и оказывает давление на перепонку круглого окна, вызывая при этом его смещение в сторону, противоположную движению стремечка Движение жидкости вызывает колебания базилярной мембраны (бегущая волна). Преобразование механических колебаний мембраны в дискретные электрические импульсы нервных волокон происходят в органе Корти. Когда базилярная мембрана вибрирует, реснички на волосковых клетках изгибаются, и это генерирует электрический потенциал, что вызывает поток электрических нервных импульсов, несущих всю необходимую информацию о поступившем звуковом сигнале в мозг для дальнейшей переработки и реагирования.

Слайд 40





Бегущая волна на базилярной мембране
Описание слайда:
Бегущая волна на базилярной мембране

Слайд 41






Слуховая система способна различать высоту звука только у периодических сигналов. Если это простое гармоническое колебание, например, синусоидальный сигнал от генератора, то период колебаний T определяет частоту f0=1/T, поэтому определяющим параметром для различения высоты является частота сигнала
Если это сложный звук, то высоту слуховая система может присвоить по его основному тону, но только если он имеет периодическую структуру, т.е. спектр его состоит из гармоник – обертонов – с частотами
Описание слайда:
Слуховая система способна различать высоту звука только у периодических сигналов. Если это простое гармоническое колебание, например, синусоидальный сигнал от генератора, то период колебаний T определяет частоту f0=1/T, поэтому определяющим параметром для различения высоты является частота сигнала Если это сложный звук, то высоту слуховая система может присвоить по его основному тону, но только если он имеет периодическую структуру, т.е. спектр его состоит из гармоник – обертонов – с частотами

Слайд 42





Зависимость высоты тона от частоты звука
Описание слайда:
Зависимость высоты тона от частоты звука

Слайд 43





Кривые частотной разрешающей способности слуха
Описание слайда:
Кривые частотной разрешающей способности слуха

Слайд 44





Зависимость высоты звука от его интенсивности
Описание слайда:
Зависимость высоты звука от его интенсивности

Слайд 45






Ощущение высоты тона зависит и от его длительности: короткие звуки воспринимаются как сухой щелчок, но при удлинении звука щелчок начинает давать ощущение высоты тона. Время, требуемое для перехода от щелчка к тону, зависит от частоты: для низких частот требуется для распознания высоты тона примерно 60 мс, для частот от 1 до 2 кГц – 15 мс. Для сложных звуков это время увеличивается, для звуков речи оно может составлять 20-30 мс.
Описание слайда:
Ощущение высоты тона зависит и от его длительности: короткие звуки воспринимаются как сухой щелчок, но при удлинении звука щелчок начинает давать ощущение высоты тона. Время, требуемое для перехода от щелчка к тону, зависит от частоты: для низких частот требуется для распознания высоты тона примерно 60 мс, для частот от 1 до 2 кГц – 15 мс. Для сложных звуков это время увеличивается, для звуков речи оно может составлять 20-30 мс.

Слайд 46





В музыке простые синусоидальные тоны практически не используются, каждый музыкальный тон имеет сложную структуру и состоит из основного тона и гармоник. Однако можно установить соответствие по высоте музыкального тона, например, ноты ля первой октавы и чистого синусоидального сигнала с частотой 440 Гц. Высоты этих двух звуков будут одинаковыми, но тембры – разными. Это свидетельствует о том, что для сложных периодических сигналов высота присваивается по частоте основного тона – именно он имеет частоту 440 Гц.
В музыке простые синусоидальные тоны практически не используются, каждый музыкальный тон имеет сложную структуру и состоит из основного тона и гармоник. Однако можно установить соответствие по высоте музыкального тона, например, ноты ля первой октавы и чистого синусоидального сигнала с частотой 440 Гц. Высоты этих двух звуков будут одинаковыми, но тембры – разными. Это свидетельствует о том, что для сложных периодических сигналов высота присваивается по частоте основного тона – именно он имеет частоту 440 Гц.
Описание слайда:
В музыке простые синусоидальные тоны практически не используются, каждый музыкальный тон имеет сложную структуру и состоит из основного тона и гармоник. Однако можно установить соответствие по высоте музыкального тона, например, ноты ля первой октавы и чистого синусоидального сигнала с частотой 440 Гц. Высоты этих двух звуков будут одинаковыми, но тембры – разными. Это свидетельствует о том, что для сложных периодических сигналов высота присваивается по частоте основного тона – именно он имеет частоту 440 Гц. В музыке простые синусоидальные тоны практически не используются, каждый музыкальный тон имеет сложную структуру и состоит из основного тона и гармоник. Однако можно установить соответствие по высоте музыкального тона, например, ноты ля первой октавы и чистого синусоидального сигнала с частотой 440 Гц. Высоты этих двух звуков будут одинаковыми, но тембры – разными. Это свидетельствует о том, что для сложных периодических сигналов высота присваивается по частоте основного тона – именно он имеет частоту 440 Гц.

Слайд 47





До частоты примерно 5000 Гц увеличение высоты тона на октаву связано с удвоением частоты. Но выше частоты 5000 Гц это соответствие нарушается: чтобы получить ощущение увеличения высоты на октаву, надо увеличить соотношение частот почти в 10 раз. Это дало основание некоторым ученым предложить две размерности высоты тона: психофизическую – в мелах, пропорциональную в некоторых пределах логарифму частоты, установленную для чистых тонов, и музыкальную, соответствующую названию нот, которая может быть определена примерно до 5000 Гц. 
До частоты примерно 5000 Гц увеличение высоты тона на октаву связано с удвоением частоты. Но выше частоты 5000 Гц это соответствие нарушается: чтобы получить ощущение увеличения высоты на октаву, надо увеличить соотношение частот почти в 10 раз. Это дало основание некоторым ученым предложить две размерности высоты тона: психофизическую – в мелах, пропорциональную в некоторых пределах логарифму частоты, установленную для чистых тонов, и музыкальную, соответствующую названию нот, которая может быть определена примерно до 5000 Гц.
Описание слайда:
До частоты примерно 5000 Гц увеличение высоты тона на октаву связано с удвоением частоты. Но выше частоты 5000 Гц это соответствие нарушается: чтобы получить ощущение увеличения высоты на октаву, надо увеличить соотношение частот почти в 10 раз. Это дало основание некоторым ученым предложить две размерности высоты тона: психофизическую – в мелах, пропорциональную в некоторых пределах логарифму частоты, установленную для чистых тонов, и музыкальную, соответствующую названию нот, которая может быть определена примерно до 5000 Гц. До частоты примерно 5000 Гц увеличение высоты тона на октаву связано с удвоением частоты. Но выше частоты 5000 Гц это соответствие нарушается: чтобы получить ощущение увеличения высоты на октаву, надо увеличить соотношение частот почти в 10 раз. Это дало основание некоторым ученым предложить две размерности высоты тона: психофизическую – в мелах, пропорциональную в некоторых пределах логарифму частоты, установленную для чистых тонов, и музыкальную, соответствующую названию нот, которая может быть определена примерно до 5000 Гц.

Слайд 48





Теория места

Теория места при восприятии высоты основана на способности базилярной мембраны выполнять частотный анализ сложного звука, т.е. действовать как спектральный анализатор
Базилярная мембрана организована тонотопически, т.е. каждый тон имеет свою топографию размещения
Максимум смещения бегущей волны располагается в разных местах базилярной мембраны: низкие частоты имеют максимум смещения вблизи вершины мембраны, высокие – вблизи овального окна. Каждая частота имеет своё место максимума возбуждения на мембране
Описание слайда:
Теория места Теория места при восприятии высоты основана на способности базилярной мембраны выполнять частотный анализ сложного звука, т.е. действовать как спектральный анализатор Базилярная мембрана организована тонотопически, т.е. каждый тон имеет свою топографию размещения Максимум смещения бегущей волны располагается в разных местах базилярной мембраны: низкие частоты имеют максимум смещения вблизи вершины мембраны, высокие – вблизи овального окна. Каждая частота имеет своё место максимума возбуждения на мембране

Слайд 49






В зависимости от спектрального состава на базилярной мембране возбуждаются различные участки. Возбуждаются волосковые клетки, находящиеся на этом месте, и их электрическая активность сообщает мозгу, какие частоты присутствуют в спектре
Таким образом, частота тона представлена в коде, основанном на том, нейроны каких участков активны, а каких – нет
Описание слайда:
В зависимости от спектрального состава на базилярной мембране возбуждаются различные участки. Возбуждаются волосковые клетки, находящиеся на этом месте, и их электрическая активность сообщает мозгу, какие частоты присутствуют в спектре Таким образом, частота тона представлена в коде, основанном на том, нейроны каких участков активны, а каких – нет

Слайд 50





При действии синусоидального сигнала в слуховом нерве формируется «образец возбуждения» – скорость разрядов нейронов как функция места на базилярной мембране. При этом пик этого образца движется вдоль мембраны при изменении частоты. Для того чтобы слух различил два тона по высоте, необходимо, чтобы на базилярной мембране максимум смещения, соответствующий данным частотам, сместился всего на 52 мкм
При действии синусоидального сигнала в слуховом нерве формируется «образец возбуждения» – скорость разрядов нейронов как функция места на базилярной мембране. При этом пик этого образца движется вдоль мембраны при изменении частоты. Для того чтобы слух различил два тона по высоте, необходимо, чтобы на базилярной мембране максимум смещения, соответствующий данным частотам, сместился всего на 52 мкм
Таким образом, можно считать, что периферическая слуховая система содержит банк полосовых фильтров («слуховых фильтров») с перекрывающимися полосами. Их ширина свыше 1 кГц составляет примерно 10-17% от центральной частоты
Описание слайда:
При действии синусоидального сигнала в слуховом нерве формируется «образец возбуждения» – скорость разрядов нейронов как функция места на базилярной мембране. При этом пик этого образца движется вдоль мембраны при изменении частоты. Для того чтобы слух различил два тона по высоте, необходимо, чтобы на базилярной мембране максимум смещения, соответствующий данным частотам, сместился всего на 52 мкм При действии синусоидального сигнала в слуховом нерве формируется «образец возбуждения» – скорость разрядов нейронов как функция места на базилярной мембране. При этом пик этого образца движется вдоль мембраны при изменении частоты. Для того чтобы слух различил два тона по высоте, необходимо, чтобы на базилярной мембране максимум смещения, соответствующий данным частотам, сместился всего на 52 мкм Таким образом, можно считать, что периферическая слуховая система содержит банк полосовых фильтров («слуховых фильтров») с перекрывающимися полосами. Их ширина свыше 1 кГц составляет примерно 10-17% от центральной частоты

Слайд 51





«Слуховые фильтры»
Описание слайда:
«Слуховые фильтры»

Слайд 52





Методы определения высоты
Локализовать место фундаментальной частоты и по нему определить высоту тона 
Найти минимальную частотную разницу между соседними гармониками, равную фундаментальной частоте:
,	(8)
 где n =1,2,3, … и принять её за основу при распознавании высоты
3.  Найти общий наибольший сомножитель, который получается при делении всех гармоник на последовательные целые числа, и использовать его как базу для определения частоты.
Описание слайда:
Методы определения высоты Локализовать место фундаментальной частоты и по нему определить высоту тона Найти минимальную частотную разницу между соседними гармониками, равную фундаментальной частоте: , (8) где n =1,2,3, … и принять её за основу при распознавании высоты 3. Найти общий наибольший сомножитель, который получается при делении всех гармоник на последовательные целые числа, и использовать его как базу для определения частоты.

Слайд 53





Метод 1
Присутствие фундаментальной частоты является обязательным для определения высоты звука
Но в 1940 году Шутен продемонстрировал, что ощущение высоты тона не изменится, если вырезать в музыкальном тоне фундаментальную частоту. Этот эффект получил название «феномен пропущенной фундаментальной» и доказал, что метод 1 не может служить единственной базой для определения высоты сложного тона, хотя он работает для большинства музыкальных звуков.
Описание слайда:
Метод 1 Присутствие фундаментальной частоты является обязательным для определения высоты звука Но в 1940 году Шутен продемонстрировал, что ощущение высоты тона не изменится, если вырезать в музыкальном тоне фундаментальную частоту. Этот эффект получил название «феномен пропущенной фундаментальной» и доказал, что метод 1 не может служить единственной базой для определения высоты сложного тона, хотя он работает для большинства музыкальных звуков.

Слайд 54





Метод 2
Для большинства музыкальных звуков соседние гармоники обычно присутствуют. Слуховая система, оценивая положение их максимумов на базилярной мембране, вычисляет частотную разницу между ними и по ней определяет высоту
Но если подать звук, в котором присутствуют только нечётные гармоники f0, 3f0, 5f0, 7f0, например, 100 Гц, 300 Гц, 500 Гц, 700 Гц и др. Если фундаментальная частота есть в спектре, то слух определяет высоту по ней f0=100 Гц. Если её вырезать, то расстояние между гармониками останется равным 2f0, но слух продолжает определять высоту тона, равную фундаментальной f0=100 Гц.
Описание слайда:
Метод 2 Для большинства музыкальных звуков соседние гармоники обычно присутствуют. Слуховая система, оценивая положение их максимумов на базилярной мембране, вычисляет частотную разницу между ними и по ней определяет высоту Но если подать звук, в котором присутствуют только нечётные гармоники f0, 3f0, 5f0, 7f0, например, 100 Гц, 300 Гц, 500 Гц, 700 Гц и др. Если фундаментальная частота есть в спектре, то слух определяет высоту по ней f0=100 Гц. Если её вырезать, то расстояние между гармониками останется равным 2f0, но слух продолжает определять высоту тона, равную фундаментальной f0=100 Гц.

Слайд 55





Метод 3
Позволяет объяснить и пропущенную фундаментальную частоту, и наличие только нечётных гармоник, т.к. от отсутствия каких-либо гармоник общий наибольший сомножитель 100 Гц не меняется. Этот метод позволяет также объяснить восприятие слабого ощущения высоты тона у колоколов и других источников квазипериодических тонов.
Описание слайда:
Метод 3 Позволяет объяснить и пропущенную фундаментальную частоту, и наличие только нечётных гармоник, т.к. от отсутствия каких-либо гармоник общий наибольший сомножитель 100 Гц не меняется. Этот метод позволяет также объяснить восприятие слабого ощущения высоты тона у колоколов и других источников квазипериодических тонов.

Слайд 56





Выводы теории места
Механизм места разворачивает данную гармонику, если критическая полоса её слухового фильтра, построенного на ней как на срединной частоте, достаточна узкая и соседние гармоники внутрь этого фильтра не попадают
Если гармоники находятся настолько близко по частоте друг от друга, что внутрь одного слухового фильтра попадает несколько гармоник, то они не разворачиваются.
Какой бы ни была фундаментальная частота, слуховой механизм разворачивает только первые 6-7 гармоник – именно они и являются определяющими при определении высоты звука
Описание слайда:
Выводы теории места Механизм места разворачивает данную гармонику, если критическая полоса её слухового фильтра, построенного на ней как на срединной частоте, достаточна узкая и соседние гармоники внутрь этого фильтра не попадают Если гармоники находятся настолько близко по частоте друг от друга, что внутрь одного слухового фильтра попадает несколько гармоник, то они не разворачиваются. Какой бы ни была фундаментальная частота, слуховой механизм разворачивает только первые 6-7 гармоник – именно они и являются определяющими при определении высоты звука

Слайд 57





Выводы теории места
Теория места создаёт базис для понимания того, как можно определить высоту путём анализа гармонического ряда, но эта теория не может объяснить ряд проблем, например, очень высокая точность определения высоты звука для тонов, чьи частотные компоненты не разворачиваются (т.е. звуки с гармониками выше седьмой).
Описание слайда:
Выводы теории места Теория места создаёт базис для понимания того, как можно определить высоту путём анализа гармонического ряда, но эта теория не может объяснить ряд проблем, например, очень высокая точность определения высоты звука для тонов, чьи частотные компоненты не разворачиваются (т.е. звуки с гармониками выше седьмой).

Слайд 58





Временная теория
Эта теория использует синхронизацию разрядов нейронов органа Корти с фазой колебания базилярной мембраны (эффект запирания фазы). При смещениях определённой точки мембраны в сторону расположения волосковых клеток в них возникает электрический потенциал, при смещении в противоположную сторону потенциал отсутствует. Благодаря фазовому запиранию время между импульсами в любом отдельном волокне будет равно целому числу 1, 2, 3, …, умноженному на период в основной звуковой волне
Описание слайда:
Временная теория Эта теория использует синхронизацию разрядов нейронов органа Корти с фазой колебания базилярной мембраны (эффект запирания фазы). При смещениях определённой точки мембраны в сторону расположения волосковых клеток в них возникает электрический потенциал, при смещении в противоположную сторону потенциал отсутствует. Благодаря фазовому запиранию время между импульсами в любом отдельном волокне будет равно целому числу 1, 2, 3, …, умноженному на период в основной звуковой волне

Слайд 59





Основа временной теории – анализ формы волны в различных частях базилярной мембраны. Если рассматривать механизм частотного анализа на базилярной мембране как работу линейки фильтров различной ширины, то форма волны звукового сигнала, выходящего из этого набора фильтров, должна иметь такой вид:
Описание слайда:
Основа временной теории – анализ формы волны в различных частях базилярной мембраны. Если рассматривать механизм частотного анализа на базилярной мембране как работу линейки фильтров различной ширины, то форма волны звукового сигнала, выходящего из этого набора фильтров, должна иметь такой вид:

Слайд 60





Волновая форма выходного сигнала для фильтра, центральная частота которого выше шестой, не синусоидальная, т.к. гармоники не разворачиваются индивидуально, демонстрируя, что частотный диапазон полосового фильтра шире, чем расстояния между ними. По меньшей мере две гармоники комбинируются на выходе этого фильтра. Известно, что если две частоты находятся достаточно близко друг от друга, между ними возникают биения, т.е. амплитудно модулированное колебание с частотой модуляции, равной разности частот. В данном случае, когда взаимодействуют две гармоники, этот период определяется фундаментальной частотой T=1/f0. Таким образом, период всех волн, выходящих после фильтров с центральной частотой выше шестой гармоники и состоящих из соседних гармоник, будет одинаковым и равным 1/f0.
Волновая форма выходного сигнала для фильтра, центральная частота которого выше шестой, не синусоидальная, т.к. гармоники не разворачиваются индивидуально, демонстрируя, что частотный диапазон полосового фильтра шире, чем расстояния между ними. По меньшей мере две гармоники комбинируются на выходе этого фильтра. Известно, что если две частоты находятся достаточно близко друг от друга, между ними возникают биения, т.е. амплитудно модулированное колебание с частотой модуляции, равной разности частот. В данном случае, когда взаимодействуют две гармоники, этот период определяется фундаментальной частотой T=1/f0. Таким образом, период всех волн, выходящих после фильтров с центральной частотой выше шестой гармоники и состоящих из соседних гармоник, будет одинаковым и равным 1/f0.
Описание слайда:
Волновая форма выходного сигнала для фильтра, центральная частота которого выше шестой, не синусоидальная, т.к. гармоники не разворачиваются индивидуально, демонстрируя, что частотный диапазон полосового фильтра шире, чем расстояния между ними. По меньшей мере две гармоники комбинируются на выходе этого фильтра. Известно, что если две частоты находятся достаточно близко друг от друга, между ними возникают биения, т.е. амплитудно модулированное колебание с частотой модуляции, равной разности частот. В данном случае, когда взаимодействуют две гармоники, этот период определяется фундаментальной частотой T=1/f0. Таким образом, период всех волн, выходящих после фильтров с центральной частотой выше шестой гармоники и состоящих из соседних гармоник, будет одинаковым и равным 1/f0. Волновая форма выходного сигнала для фильтра, центральная частота которого выше шестой, не синусоидальная, т.к. гармоники не разворачиваются индивидуально, демонстрируя, что частотный диапазон полосового фильтра шире, чем расстояния между ними. По меньшей мере две гармоники комбинируются на выходе этого фильтра. Известно, что если две частоты находятся достаточно близко друг от друга, между ними возникают биения, т.е. амплитудно модулированное колебание с частотой модуляции, равной разности частот. В данном случае, когда взаимодействуют две гармоники, этот период определяется фундаментальной частотой T=1/f0. Таким образом, период всех волн, выходящих после фильтров с центральной частотой выше шестой гармоники и состоящих из соседних гармоник, будет одинаковым и равным 1/f0.

Слайд 61






Минимальное время между импульсами от различных мест на базилярной мембране определяется периодом волны, выходящей от соответствующего фильтра. Для мест, соответствующих частотам от основной до шестой гармоники, минимальное время равно периоду данной гармоники. Для мест, соответствующих более высоким гармоникам, промежутки между импульсами равны периоду огибающей, т.е. основному тону. 
Таким образом, выше шестой гармоники разряды нейронов синхронизированы с формой огибающей, и период разрядов совпадает с периодом для фундаментальной частоты. Иными словами, для всех гармоник периоды разрядов или равны, или отличаются в целое число раз от частоты основного тона.
Описание слайда:
Минимальное время между импульсами от различных мест на базилярной мембране определяется периодом волны, выходящей от соответствующего фильтра. Для мест, соответствующих частотам от основной до шестой гармоники, минимальное время равно периоду данной гармоники. Для мест, соответствующих более высоким гармоникам, промежутки между импульсами равны периоду огибающей, т.е. основному тону. Таким образом, выше шестой гармоники разряды нейронов синхронизированы с формой огибающей, и период разрядов совпадает с периодом для фундаментальной частоты. Иными словами, для всех гармоник периоды разрядов или равны, или отличаются в целое число раз от частоты основного тона.

Слайд 62





Основа временной теории восприятия высоты тона
Мозг определяет периодичность разрядов и по ним восстанавливает частоту основного тона. Восприятие музыкальной высоты связано с оценкой временной формы звукового сигнала (за счёт использования эффекта «фазового запирания»)
Описание слайда:
Основа временной теории восприятия высоты тона Мозг определяет периодичность разрядов и по ним восстанавливает частоту основного тона. Восприятие музыкальной высоты связано с оценкой временной формы звукового сигнала (за счёт использования эффекта «фазового запирания»)

Слайд 63





Выводы временной теории
Временная теория позволяет понять, как найти фундаментальную частоту на основе анализа временных интервалов между нервными импульсами от различных мест на базилярной мембране и по ней определить высоту тона. 
Но временная теория не объясняет восприятия высоты тона на частотах выше 5000 Гц, т.к. эффект фазового запирания не срабатывает на этих частотах. Вероятно, в этой области частот меняется механизм восприятия высоты тона.
Описание слайда:
Выводы временной теории Временная теория позволяет понять, как найти фундаментальную частоту на основе анализа временных интервалов между нервными импульсами от различных мест на базилярной мембране и по ней определить высоту тона. Но временная теория не объясняет восприятия высоты тона на частотах выше 5000 Гц, т.к. эффект фазового запирания не срабатывает на этих частотах. Вероятно, в этой области частот меняется механизм восприятия высоты тона.

Слайд 64





Современная теория восприятия высоты тона

Согласно современным теориям, мозг принимает информацию от периферийной слуховой системы как за счёт индикации места (частотный анализ), так и за счёт информации о форме звуковой волны (временной анализ).
Описание слайда:
Современная теория восприятия высоты тона Согласно современным теориям, мозг принимает информацию от периферийной слуховой системы как за счёт индикации места (частотный анализ), так и за счёт информации о форме звуковой волны (временной анализ).

Слайд 65





Современная модель для восприятия высоты тона
Описание слайда:
Современная модель для восприятия высоты тона

Слайд 66





Анализ восприятия высоты музыкального тона с помощью предложенной модели позволил получить ряд интересных результатов:

Для музыкальных тонов с основной частотой от 100 до 400 Гц (с уровнем звукового давления не менее 50 дБ) основную роль в определении высоты тона играют первые пять-шесть гармоник (если их уровень превышает 10 дБ), т.е. те гармоники, которые разворачиваются слуховыми фильтрами
Звуковые сигналы, содержащие только очень высокие гармоники (свыше двадцатой), не вызывают ощущения высоты тона
Музыкальные сигналы, содержащие очень низкие частоты (с основной частотой ниже 50 Гц) вызывают ощущение высоты тона только по обертонам, т.к. такие низкие частоты не вызывают смещений базилярной мембраны – они на ней не размещаются, им не хватает места. При этом наиболее существенную роль играют пятые-шестые гармоники
Фундаментальная частота звука, если она выше 1000 Гц, является доминантной компонентой в определении высоты тона
Описание слайда:
Анализ восприятия высоты музыкального тона с помощью предложенной модели позволил получить ряд интересных результатов: Для музыкальных тонов с основной частотой от 100 до 400 Гц (с уровнем звукового давления не менее 50 дБ) основную роль в определении высоты тона играют первые пять-шесть гармоник (если их уровень превышает 10 дБ), т.е. те гармоники, которые разворачиваются слуховыми фильтрами Звуковые сигналы, содержащие только очень высокие гармоники (свыше двадцатой), не вызывают ощущения высоты тона Музыкальные сигналы, содержащие очень низкие частоты (с основной частотой ниже 50 Гц) вызывают ощущение высоты тона только по обертонам, т.к. такие низкие частоты не вызывают смещений базилярной мембраны – они на ней не размещаются, им не хватает места. При этом наиболее существенную роль играют пятые-шестые гармоники Фундаментальная частота звука, если она выше 1000 Гц, является доминантной компонентой в определении высоты тона

Слайд 67





Музыкальные звуки, содержащие только неразвёрнутые гармоники (свыше шестой), могут дать ощущение высоты тона по огибающей, при этом слух производит достаточно тонкую дифференциацию сдвига максимума огибающей, т.е. точно ощущает высоту.
Музыкальные звуки, содержащие только неразвёрнутые гармоники (свыше шестой), могут дать ощущение высоты тона по огибающей, при этом слух производит достаточно тонкую дифференциацию сдвига максимума огибающей, т.е. точно ощущает высоту.
Фазовые соотношения различных гармоник в музыкальном сигнале оказывают влияние на восприятие высоты, т.к. их изменение приводит к изменению структуры огибающей для высших неразвёрнутых гармоник. Для музыкальных сигналов, содержащих много низких и высоких гармоник, изменение фазовых соотношений может привести к улучшению чёткости восприятия высоты, не вызывая её сдвига (т.к. они не влияют на оценку низших развернутых гармоник). Для сигналов, содержащих в основном высокие гармоники, изменение их фазы может вызвать сдвиг высоты тона и изменение его чёткости, т.к. может привести к сдвигу пиков в огибающей, по которым и определяется высота тона.
Описание слайда:
Музыкальные звуки, содержащие только неразвёрнутые гармоники (свыше шестой), могут дать ощущение высоты тона по огибающей, при этом слух производит достаточно тонкую дифференциацию сдвига максимума огибающей, т.е. точно ощущает высоту. Музыкальные звуки, содержащие только неразвёрнутые гармоники (свыше шестой), могут дать ощущение высоты тона по огибающей, при этом слух производит достаточно тонкую дифференциацию сдвига максимума огибающей, т.е. точно ощущает высоту. Фазовые соотношения различных гармоник в музыкальном сигнале оказывают влияние на восприятие высоты, т.к. их изменение приводит к изменению структуры огибающей для высших неразвёрнутых гармоник. Для музыкальных сигналов, содержащих много низких и высоких гармоник, изменение фазовых соотношений может привести к улучшению чёткости восприятия высоты, не вызывая её сдвига (т.к. они не влияют на оценку низших развернутых гармоник). Для сигналов, содержащих в основном высокие гармоники, изменение их фазы может вызвать сдвиг высоты тона и изменение его чёткости, т.к. может привести к сдвигу пиков в огибающей, по которым и определяется высота тона.

Слайд 68





Обработка звуковой информации в мозге
В настоящее время принята гипотеза, что мозг, получив информацию от периферической слуховой системы о наличии компонент с кратными периодами в музыкальном звуке, группирует их и сравнивает с гармоническим шаблоном, в котором имеются все последовательные гармоники
Если к данному сигналу подходят два шаблона с разными фундаментальными частотами, можно ожидать услышать или неопределённую высоту, или две высоты
Описание слайда:
Обработка звуковой информации в мозге В настоящее время принята гипотеза, что мозг, получив информацию от периферической слуховой системы о наличии компонент с кратными периодами в музыкальном звуке, группирует их и сравнивает с гармоническим шаблоном, в котором имеются все последовательные гармоники Если к данному сигналу подходят два шаблона с разными фундаментальными частотами, можно ожидать услышать или неопределённую высоту, или две высоты

Слайд 69





Применение теории восприятия высоты тона к программе

В программе был применён 1 метод теории места, в результате чего возникает «феномен пропущенной фундаментальной»
Было решено воспользоваться вторым методом теории места, т.е. находить два пика, соответствующих соседним гармоникам (двум обертонам или обертону и фундаментальной частоте), находить разность их частот и принимать её за фундаментальную частоту
Описание слайда:
Применение теории восприятия высоты тона к программе В программе был применён 1 метод теории места, в результате чего возникает «феномен пропущенной фундаментальной» Было решено воспользоваться вторым методом теории места, т.е. находить два пика, соответствующих соседним гармоникам (двум обертонам или обертону и фундаментальной частоте), находить разность их частот и принимать её за фундаментальную частоту

Слайд 70





Возникшие проблемы
Но возникла проблема: в  амплитудном спектре пик с максимальной среди всех других амплитудой оказался как бы размазанным, то есть на расстоянии одного или совсем небольшого числа отсчётов есть пики, меньшие по амплитуде, чем обертон, но большие, чем все остальные, но расположенные практически в том же месте спектра. Это т.н. эффект размазывания, из-за которого воспользоваться вторым методом теории места невозможно, если его (эффект) не устранить, потому что вместо двух соседних обертонов определяется размазанный один и тот же.
Описание слайда:
Возникшие проблемы Но возникла проблема: в амплитудном спектре пик с максимальной среди всех других амплитудой оказался как бы размазанным, то есть на расстоянии одного или совсем небольшого числа отсчётов есть пики, меньшие по амплитуде, чем обертон, но большие, чем все остальные, но расположенные практически в том же месте спектра. Это т.н. эффект размазывания, из-за которого воспользоваться вторым методом теории места невозможно, если его (эффект) не устранить, потому что вместо двух соседних обертонов определяется размазанный один и тот же.

Слайд 71


Оптимизация программы для определения частоты аудиосигнала, слайд №71
Описание слайда:

Слайд 72





Заключение

 В ходе данной работы был изучен и реализован алгоритм быстрого преобразования Фурье по основанию два с прореживанием по времени, в результате чего скорость работы программы многократно возросла. Была изучена теория восприятия высоты тона, в результате чего была установлена причина ошибочного определения фундаментальной частоты и найдены методы избегания данной ошибки. Но при попытке применить эти методы была определена ещё одна нерешённая проблема: эффект размазывания.
Описание слайда:
Заключение  В ходе данной работы был изучен и реализован алгоритм быстрого преобразования Фурье по основанию два с прореживанием по времени, в результате чего скорость работы программы многократно возросла. Была изучена теория восприятия высоты тона, в результате чего была установлена причина ошибочного определения фундаментальной частоты и найдены методы избегания данной ошибки. Но при попытке применить эти методы была определена ещё одна нерешённая проблема: эффект размазывания.

Слайд 73





Вследствие чего задачами и перспективами дальнейших исследований являются
Изучить и устранить эффект размазывания;
Применить второй метод теории места;
Применить временную теорию, т.е. задействовать фазовый спектр;
Для снижения влияния помех реализовать оконное преобразование Фурье;
Реализовать анализ аудиосигнала непосредственно со звукоснимающего устройства в режиме реального времени, сделать тюнер.
Описание слайда:
Вследствие чего задачами и перспективами дальнейших исследований являются Изучить и устранить эффект размазывания; Применить второй метод теории места; Применить временную теорию, т.е. задействовать фазовый спектр; Для снижения влияния помех реализовать оконное преобразование Фурье; Реализовать анализ аудиосигнала непосредственно со звукоснимающего устройства в режиме реального времени, сделать тюнер.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию