🗊Презентация Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции

Нажмите для полного просмотра!
Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №1Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №2Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №3Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №4Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №5Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №6Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №7Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №8Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №9Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №10Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №11Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №12Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №13Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №14Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №15Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №16Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №17Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №18Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №19Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №20Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №21Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №22Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №23Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №24Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №25Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №26Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №27Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №28Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №29Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №30Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №31Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №32Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №33Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №34Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №35Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №36Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №37Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №38Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №39Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №40Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №41Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №42Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №43Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №44Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №45Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №46Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №47Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №48Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №49Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №50Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №51Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №52Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №53Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №54Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №55Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №56Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №57Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №58Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №59Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №60

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции. Доклад-сообщение содержит 60 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции
Описание слайда:
Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции

Слайд 2


Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №2
Описание слайда:

Слайд 3





Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. 
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. 
Консультирование помогает обучаться новому поведению. 
Консультирование способствует развитию личности. 
В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. 
Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии
Описание слайда:
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. Консультирование помогает обучаться новому поведению. Консультирование способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии

Слайд 4





Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления: 
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления: 
каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; 
каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; 
каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Описание слайда:
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления: Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления: каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Слайд 5





Цели психологического консультирования 

Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. 
Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. 
Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. 
Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений. 
Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Описание слайда:
Цели психологического консультирования Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Слайд 6





Таблица 1. Современные представления о целях консультирования
Описание слайда:
Таблица 1. Современные представления о целях консультирования

Слайд 7





ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ 

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: 
консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности; 
консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968); 
консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; 
консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч); 
консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды; 
в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; 
консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента. 
Психотерапия Психотерапия (от греч. psyche душа и therapeia забота, уход лечение) оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой ( игры и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование.
Описание слайда:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности; консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968); консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч); консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды; в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента. Психотерапия Психотерапия (от греч. psyche душа и therapeia забота, уход лечение) оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой ( игры и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование.

Слайд 8





Теоретические принципы современных психологических направлений
Описание слайда:
Теоретические принципы современных психологических направлений

Слайд 9


Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10





СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Описание слайда:
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Слайд 11





СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Описание слайда:
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Слайд 12


Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным: 

Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо. 
В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций. 
Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта. 
В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента. 
Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности. 
Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом. 
Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов. 
Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода. 
Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней. 
Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.
Описание слайда:
общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным: Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней. Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

Слайд 14







К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:
Описание слайда:
К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:

Слайд 15





РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 

построение отношений с клиентом на взаимном доверии; 
выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов; 
непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми; 
создание вокруг клиентов здорового психологического климата; 
постоянное совершенствование процесса консультирования.
Описание слайда:
РОЛЬ И МЕСТО КОНСУЛЬТАНТА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ построение отношений с клиентом на взаимном доверии; выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов; непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми; создание вокруг клиентов здорового психологического климата; постоянное совершенствование процесса консультирования.

Слайд 16





Психотерапия

   Психотерапия (от греч. psyche – душа и therapeia – забота, уход лечение) — оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование.
Описание слайда:
Психотерапия Психотерапия (от греч. psyche – душа и therapeia – забота, уход лечение) — оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование.

Слайд 17





В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.
В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.
Описание слайда:
В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни. В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.

Слайд 18


Основы психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19





Подходы. 

Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с основными подходами.
Описание слайда:
Подходы. Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с основными подходами.

Слайд 20





Психодинамический подход. 

Берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений "… как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга" (3 Фрейд, 1915). Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни. 
Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.
Он представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.
Описание слайда:
Психодинамический подход. Берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений "… как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга" (3 Фрейд, 1915). Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни. Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода. Он представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.

Слайд 21





Поведенческий (бихевиоральный) подход. 

Суть этого подхода, восходящего к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:
1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?
Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) - он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.
Описание слайда:
Поведенческий (бихевиоральный) подход. Суть этого подхода, восходящего к теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса: 1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке? 2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение? 3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение? 4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время? Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) - он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

Слайд 22





Когнитивный подход. 

Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ. 
Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т. д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта
Описание слайда:
Когнитивный подход. Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ. Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т. д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта

Слайд 23





Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход. 

Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о "Я", идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д. 
Методический аппарат связан с гуманистически-экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта и психотерапевтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), муыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.
Описание слайда:
Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход. Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о "Я", идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д. Методический аппарат связан с гуманистически-экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта и психотерапевтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), муыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

Слайд 24





Системный подход. 

Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дизадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. д.
Описание слайда:
Системный подход. Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дизадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. д.

Слайд 25





Интегративный подход. 

Становится все более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм, психотерапевтическую полипрагмазию, теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или - по выражению М. Эриксона (1975): для каждого пациента - своя психотерапия. Смешение разных факторов и стилей интеграции создает "дикую психотерапию", чреватую, как подчеркивает А. Лазарус (1995), непредсказуемыми эффектами.
Описание слайда:
Интегративный подход. Становится все более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм, психотерапевтическую полипрагмазию, теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или - по выражению М. Эриксона (1975): для каждого пациента - своя психотерапия. Смешение разных факторов и стилей интеграции создает "дикую психотерапию", чреватую, как подчеркивает А. Лазарус (1995), непредсказуемыми эффектами.

Слайд 26





Классификация психотерапии.
Описание слайда:
Классификация психотерапии.

Слайд 27





Механизмы реализации психотерапии.

Цель психотерапии - устранение патологической симптоматики. 
Она имеет следующие иерархические уровни: психический; неврологический; вегетативный; соматосистемный; соматоорганный.
Сложная структура клинических синдромов, включающая, как правило, симптоматику всех уровней, обусловлена наличием единой интегративной системы психо-нейро-вегето-трофо-соматической регуляции, осуществляемой нервной системой.
Открытие новых классов нейротрансмиттеров, эндорфинов и прочих заполнило недостающие звенья в цепи подчинённости считавшихся ранее относительно автономными гуморальной и эндокринной систем.
Описание слайда:
Механизмы реализации психотерапии. Цель психотерапии - устранение патологической симптоматики. Она имеет следующие иерархические уровни: психический; неврологический; вегетативный; соматосистемный; соматоорганный. Сложная структура клинических синдромов, включающая, как правило, симптоматику всех уровней, обусловлена наличием единой интегративной системы психо-нейро-вегето-трофо-соматической регуляции, осуществляемой нервной системой. Открытие новых классов нейротрансмиттеров, эндорфинов и прочих заполнило недостающие звенья в цепи подчинённости считавшихся ранее относительно автономными гуморальной и эндокринной систем.

Слайд 28





Факторы, определяющие выбор форм и методов психотерапии :

- нозологической принадлежностью патологии для выбора этиопатогенетического воздействия;
- определением личностных особенностей пациента;
- относительным преобладанием какого-либо из уровней симптоматики;
- личностной аутоидентификацией психотерапевта;
- концептуально-методологической основой психотерапевтического направления, определяющего характер корригирующего воздействия.
Описание слайда:
Факторы, определяющие выбор форм и методов психотерапии : - нозологической принадлежностью патологии для выбора этиопатогенетического воздействия; - определением личностных особенностей пациента; - относительным преобладанием какого-либо из уровней симптоматики; - личностной аутоидентификацией психотерапевта; - концептуально-методологической основой психотерапевтического направления, определяющего характер корригирующего воздействия.

Слайд 29





Структура психотерапии. 

1. Используемый подход (модальность): психодинамический, поведенческий, когнитивный, экзистенциально-гуманистический, системный. Внутри каждого из них есть множество разновидностей. Выделяют также подходы, ориентированные на целостный психотерапевтический процесс (интегральный, холистический, эклектический).
2. Ситуация: амбулаторный прием, дневной стационар, стационар и т. д.
3. Формат: индивидуальная, в паре, семейная, групповая.
4. Длительность сессии: обычно 45-60 мин. В зависимости от возраста ребенка и используемого вида психотерапии длительность сессий может колебаться и быть меньше. С учетом включенности родителей сессии не должны быть короче 30 мин.
5. Частота сессий: зависит от используемого подхода, ситуации, состояния, остроты симптоматики/проблем, возможностей терапевта и колеблется от 4-5 в неделю до одной в месяц.
6. Продолжительность: зависит от используемого подхода, целей, ситуации, индивидуальной динамики, в частной практике - также от финансовых возможностей семьи. Диапазон колебаний - от краткосрочной (несколько сессий) терапии до открытого срока окончания.
Описание слайда:
Структура психотерапии. 1. Используемый подход (модальность): психодинамический, поведенческий, когнитивный, экзистенциально-гуманистический, системный. Внутри каждого из них есть множество разновидностей. Выделяют также подходы, ориентированные на целостный психотерапевтический процесс (интегральный, холистический, эклектический). 2. Ситуация: амбулаторный прием, дневной стационар, стационар и т. д. 3. Формат: индивидуальная, в паре, семейная, групповая. 4. Длительность сессии: обычно 45-60 мин. В зависимости от возраста ребенка и используемого вида психотерапии длительность сессий может колебаться и быть меньше. С учетом включенности родителей сессии не должны быть короче 30 мин. 5. Частота сессий: зависит от используемого подхода, ситуации, состояния, остроты симптоматики/проблем, возможностей терапевта и колеблется от 4-5 в неделю до одной в месяц. 6. Продолжительность: зависит от используемого подхода, целей, ситуации, индивидуальной динамики, в частной практике - также от финансовых возможностей семьи. Диапазон колебаний - от краткосрочной (несколько сессий) терапии до открытого срока окончания.

Слайд 30





Этапы психотерапии. 

Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта.
Контракт. Выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности, в частной практике - определение размеров и способа оплаты..
Собственно психотерапия.
Завершение и окончание. Определяется достижением поставленных целей и представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов, подведения итогов и изменения границ ответственности клиента и терапевта. В ряде случаев целесообразен этап поддерживающей терапии с урежающимися сессиями и смещением акцентов с психотерапии на психологическое консультирование.
Описание слайда:
Этапы психотерапии. Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта. Контракт. Выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности, в частной практике - определение размеров и способа оплаты.. Собственно психотерапия. Завершение и окончание. Определяется достижением поставленных целей и представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов, подведения итогов и изменения границ ответственности клиента и терапевта. В ряде случаев целесообразен этап поддерживающей терапии с урежающимися сессиями и смещением акцентов с психотерапии на психологическое консультирование.

Слайд 31





Методы психотерапии.
Описание слайда:
Методы психотерапии.

Слайд 32





Методы психотерапии
Описание слайда:
Методы психотерапии

Слайд 33





Методы психотерапии
Материально-опосредованная суггестия ("вооружённое" (J. Charcot), "чрезпредметное" (В. М. Бехтерев) внушение, плацеботерапия)
Наркопсихотерапия (наркосуггестия) (М. Э. Телешевская, 1985). 
Гипнокатарсис. Метод предложен Дж. Брейером в конце XIX в. ).
Гипнотизация.
Эриксонианский гипноз.
Описание слайда:
Методы психотерапии Материально-опосредованная суггестия ("вооружённое" (J. Charcot), "чрезпредметное" (В. М. Бехтерев) внушение, плацеботерапия) Наркопсихотерапия (наркосуггестия) (М. Э. Телешевская, 1985). Гипнокатарсис. Метод предложен Дж. Брейером в конце XIX в. ). Гипнотизация. Эриксонианский гипноз.

Слайд 34





Дебрифинг (от англ. debrief - отчет о встрече). 
Дебрифинг (от англ. debrief - отчет о встрече). 
Игровая психотерапия. 
Музыкотерапия.
Наводнения техника. 
Нейролингвистическое программирование (НЛП). 
Оперантное обусловливание. 
Позитивная психотерапия. 
Поэтическая терапия.
Описание слайда:
Дебрифинг (от англ. debrief - отчет о встрече). Дебрифинг (от англ. debrief - отчет о встрече). Игровая психотерапия. Музыкотерапия. Наводнения техника. Нейролингвистическое программирование (НЛП). Оперантное обусловливание. Позитивная психотерапия. Поэтическая терапия.

Слайд 35





Методы психотерапии
Психоаналитическая терапия. 
Психодрама. 
Психотерапия творческим самовыражением. 
Разрешение проблем (problem solving). 
Рациональная психотерапия (разъясняющая психотерапия, психотерапия убеждением). Предложена П. Дюбуа как альтернатива обращенной к вере терапии внушением
Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса. 
Разговорная терапия. 
Самоинструктирование.
Описание слайда:
Методы психотерапии Психоаналитическая терапия. Психодрама. Психотерапия творческим самовыражением. Разрешение проблем (problem solving). Рациональная психотерапия (разъясняющая психотерапия, психотерапия убеждением). Предложена П. Дюбуа как альтернатива обращенной к вере терапии внушением Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса. Разговорная терапия. Самоинструктирование.

Слайд 36





Методы психотерапии
Семейная психотерапия. 
Систематическая десенситизация (десенсибилизация). предложена Дж. Вольпе 
Скрытая сенситизация. предложена Дж. Каутелой в конце 1960-х гг. 
Телесно-ориентированная психотерапия. 
Терапия реальности. Разработан В. Глассером в 1950-х гг. 
Theraplay (терапевтическая игра). Форма психотерапии (Э. Джернберг, 1979), воспроизводящая отношения родителя и младенца. 
Холдинг-терапия. Разработана М. Вэлш в 1970-х гг.
Описание слайда:
Методы психотерапии Семейная психотерапия. Систематическая десенситизация (десенсибилизация). предложена Дж. Вольпе Скрытая сенситизация. предложена Дж. Каутелой в конце 1960-х гг. Телесно-ориентированная психотерапия. Терапия реальности. Разработан В. Глассером в 1950-х гг. Theraplay (терапевтическая игра). Форма психотерапии (Э. Джернберг, 1979), воспроизводящая отношения родителя и младенца. Холдинг-терапия. Разработана М. Вэлш в 1970-х гг.

Слайд 37





Психологическая коррекция и ее виды
Достаточно дискуссионным и по настоящее время явля­ется вопрос о разделении двух сфер психологической помо­щи — психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; используются одинаковые проце­дуры и методы; предъявляются одинаковые требования к уровню профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; помощь оказывается в резу­льтате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.
Описание слайда:
Психологическая коррекция и ее виды Достаточно дискуссионным и по настоящее время явля­ется вопрос о разделении двух сфер психологической помо­щи — психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; используются одинаковые проце­дуры и методы; предъявляются одинаковые требования к уровню профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; помощь оказывается в резу­льтате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

Слайд 38





По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся взглядом на то, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. 
По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся взглядом на то, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование.
Описание слайда:
По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся взглядом на то, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся взглядом на то, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование.

Слайд 39





По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем:
По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем:
«психотерапия» — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных забо­леваний, «психокоррекция» — это совокупность психологи­ческих приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здоро­вого человека.
Описание слайда:
По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: «психотерапия» — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных забо­леваний, «психокоррекция» — это совокупность психологи­ческих приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здоро­вого человека.

Слайд 40





Психотерапия — эта система специально организованных методов лечебного воздействия на людей, имеющих соматические, неврологические и нервные заболевания.
Психотерапия — эта система специально организованных методов лечебного воздействия на людей, имеющих соматические, неврологические и нервные заболевания.
Под психотерапией в настоящее время принято пони­мать комплексное лечебное вербальное и невербальное воз­действие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических забо­леваниях. Условно различают клинически-ориентирован­ную психотерапию — направлена преимущественно на смягчение и ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремит­ся помочь человеку изменить свое отношение к социально­му окружению (Психология. Словарь под ред. А.В. Петровского, 1990г.).
Описание слайда:
Психотерапия — эта система специально организованных методов лечебного воздействия на людей, имеющих соматические, неврологические и нервные заболевания. Психотерапия — эта система специально организованных методов лечебного воздействия на людей, имеющих соматические, неврологические и нервные заболевания. Под психотерапией в настоящее время принято пони­мать комплексное лечебное вербальное и невербальное воз­действие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических забо­леваниях. Условно различают клинически-ориентирован­ную психотерапию — направлена преимущественно на смягчение и ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную психотерапию, которая стремит­ся помочь человеку изменить свое отношение к социально­му окружению (Психология. Словарь под ред. А.В. Петровского, 1990г.).

Слайд 41





Психокоррекция предназначена как для здоровых людей, но имеющих проблемы, так и людей, находящихся в пограничном состоянии, — «еще не больных, но уже и не здоровых», т.е. людей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием (А.С. Спиваковская).
Психокоррекция предназначена как для здоровых людей, но имеющих проблемы, так и людей, находящихся в пограничном состоянии, — «еще не больных, но уже и не здоровых», т.е. людей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием (А.С. Спиваковская).
Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского — это поправка, частичные исправления или изменения. Под психологической коррекцией понимается такая форма психологической деятельности, которая предполагает исправления особенностей психического развития, таких особенностей, которые не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели развития, определенной норме на определенной ступени онтогенеза или вызывают субъективную неудовлетворенность собственной жизнью и собственным поведением.
Описание слайда:
Психокоррекция предназначена как для здоровых людей, но имеющих проблемы, так и людей, находящихся в пограничном состоянии, — «еще не больных, но уже и не здоровых», т.е. людей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием (А.С. Спиваковская). Психокоррекция предназначена как для здоровых людей, но имеющих проблемы, так и людей, находящихся в пограничном состоянии, — «еще не больных, но уже и не здоровых», т.е. людей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием (А.С. Спиваковская). Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского — это поправка, частичные исправления или изменения. Под психологической коррекцией понимается такая форма психологической деятельности, которая предполагает исправления особенностей психического развития, таких особенностей, которые не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели развития, определенной норме на определенной ступени онтогенеза или вызывают субъективную неудовлетворенность собственной жизнью и собственным поведением.

Слайд 42






Существуют две основные формы отставания «развитии:

1) отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической медицинской помощи;

2) и временные отставания в психическом развитии, неа­декватное поведение, которое связано с неблагоприят­ными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых людей.
Описание слайда:
Существуют две основные формы отставания «развитии: 1) отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической медицинской помощи; 2) и временные отставания в психическом развитии, неа­декватное поведение, которое связано с неблагоприят­ными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых людей.

Слайд 43





Психологическая коррекция как форма психологической деятельности впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этом ракурсе психологическая коррекция понималась как совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии человека.
Психологическая коррекция как форма психологической деятельности впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этом ракурсе психологическая коррекция понималась как совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии человека.
Описание слайда:
Психологическая коррекция как форма психологической деятельности впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этом ракурсе психологическая коррекция понималась как совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии человека. Психологическая коррекция как форма психологической деятельности впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этом ракурсе психологическая коррекция понималась как совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии человека.

Слайд 44





Психокоррекция
— это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психологическая коррекция — это такая деятельность психолога, которая направлена на повышение возможности участия клиента в самых разных сферах (в обучении, пове­дении, в отношении с другими людьми), на раскрытие по­тенциальных творческих резервов человека.
Описание слайда:
Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психологическая коррекция — это такая деятельность психолога, которая направлена на повышение возможности участия клиента в самых разных сферах (в обучении, пове­дении, в отношении с другими людьми), на раскрытие по­тенциальных творческих резервов человека.

Слайд 45






Специфические черты, 
характерные для психо-коррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
Описание слайда:
Специфические черты, характерные для психо-коррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

Слайд 46





Специфические черты, 
характерные для психо-коррекционного процесса, отличающие его от психотера­пии
В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определен­ных ценностей клиенту.
 Психокоррекционные воздействия направлены на из­менение поведения и развитие личности клиента. Основное отличие психокоррекции от воздействий, на­правленных на психологическое развитие человека, заклю­чается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформи­рованными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недоста­точном развитии сформировать у человека нужные психо­логические качества.
Описание слайда:
Специфические черты, характерные для психо-коррекционного процесса, отличающие его от психотера­пии В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определен­ных ценностей клиенту. Психокоррекционные воздействия направлены на из­менение поведения и развитие личности клиента. Основное отличие психокоррекции от воздействий, на­правленных на психологическое развитие человека, заклю­чается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформи­рованными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недоста­точном развитии сформировать у человека нужные психо­логические качества.

Слайд 47





Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или/ пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или/ пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Описание слайда:
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или/ пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или/ пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Слайд 48






Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли пробле­мы психологического или поведенческого характера, которые он не способен самостоятельно разрешить, и поэтому нуждается в посторонней помощи.
Описание слайда:
Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли пробле­мы психологического или поведенческого характера, которые он не способен самостоятельно разрешить, и поэтому нуждается в посторонней помощи.

Слайд 49





Виды психокоррекции

По критерию «характер направленности диагностики и коррекции» (выдвинутому Д. Б. Элькониным) выделяют:
 симптоматическую коррекцию;
 каузальную (причинную) коррекцию.
Симптоматическая коррекция — это коррекция симпто­мов. Симптоматическая коррекция, как правило, предпо­лагает кратковременное воздействие на человека с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Симптоматическая и каузальная психокоррекции. При симптоматической психокоррекции «мишенью» воздейст­вия является некоторый симптом (тревога, заикание и т.д.) или группа симптомов. Примером такого вида коррекции является поведенческая терапия.
Описание слайда:
Виды психокоррекции По критерию «характер направленности диагностики и коррекции» (выдвинутому Д. Б. Элькониным) выделяют: симптоматическую коррекцию; каузальную (причинную) коррекцию. Симптоматическая коррекция — это коррекция симпто­мов. Симптоматическая коррекция, как правило, предпо­лагает кратковременное воздействие на человека с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. Симптоматическая и каузальная психокоррекции. При симптоматической психокоррекции «мишенью» воздейст­вия является некоторый симптом (тревога, заикание и т.д.) или группа симптомов. Примером такого вида коррекции является поведенческая терапия.

Слайд 50





Виды психокоррекции

Симптоматическая коррекция может быть описана в рамках «аспириновой метафоры»: если аспирин устраняет головную боль, то это не значит, что причиной головной боли является недостаток аспирина в организме. Поэтому вовсе необязательно искать и устранять причину симптома (Бурлачук. «Основы психотерапии»).
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источ­ники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической кор­рекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологи­ческую структуру нарушений.
Описание слайда:
Виды психокоррекции Симптоматическая коррекция может быть описана в рамках «аспириновой метафоры»: если аспирин устраняет головную боль, то это не значит, что причиной головной боли является недостаток аспирина в организме. Поэтому вовсе необязательно искать и устранять причину симптома (Бурлачук. «Основы психотерапии»). Каузальная (причинная) коррекция направлена на источ­ники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической кор­рекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологи­ческую структуру нарушений.

Слайд 51





Виды психокоррекции

2. По характеру направленности содержания коррекции различают:
коррекцию познавательной сферы, 
 коррекцию личности, 
коррекцию аффективно-волевой сферы, 
 коррекцию поведения, 
коррекцию межличностных отношений:
 коррекцию внутригрупповых взаимоотношений (се­мейных, супружеских, коллективных), 
 коррекцию детско-родительских отношений
Описание слайда:
Виды психокоррекции 2. По характеру направленности содержания коррекции различают: коррекцию познавательной сферы, коррекцию личности, коррекцию аффективно-волевой сферы, коррекцию поведения, коррекцию межличностных отношений: коррекцию внутригрупповых взаимоотношений (се­мейных, супружеских, коллективных), коррекцию детско-родительских отношений

Слайд 52





Виды психокоррекции

3. По форме работы с клиентом различают:
индивидуальную коррекцию, 
 групповую коррекцию:
 в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
 в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
 смешанную (индивидуально-групповую и т.п.)
Описание слайда:
Виды психокоррекции 3. По форме работы с клиентом различают: индивидуальную коррекцию, групповую коррекцию: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную (индивидуально-групповую и т.п.)

Слайд 53






       Виды психокоррекции

4. По критерию наличия программ выделяют:
программированную психокоррекцию, импровизированную психокоррекцию.
5. По характеру управления корригирующими воздейст­виями:
 директивную,  недирективную.
Директивная и недирективная психокоррекции различаются позициями психолога и клиента в процессе взаимодействия. В ситуации директивной позиции психолога он выступает как эксперт и профессионал. В этом случае позиция психолога «выше», чем позиция клиента. Психолог знает нужды клиента, знает, куда его вести и какими средствами достигать поставленной цели.
В случае недирективной психокоррекции — психолог наряду с клиентом выступает равноправным участником процесса коррекции. Он не ведет за собой клиента, он лишь помогает ему в его развитии.
Описание слайда:
Виды психокоррекции 4. По критерию наличия программ выделяют: программированную психокоррекцию, импровизированную психокоррекцию. 5. По характеру управления корригирующими воздейст­виями: директивную, недирективную. Директивная и недирективная психокоррекции различаются позициями психолога и клиента в процессе взаимодействия. В ситуации директивной позиции психолога он выступает как эксперт и профессионал. В этом случае позиция психолога «выше», чем позиция клиента. Психолог знает нужды клиента, знает, куда его вести и какими средствами достигать поставленной цели. В случае недирективной психокоррекции — психолог наряду с клиентом выступает равноправным участником процесса коррекции. Он не ведет за собой клиента, он лишь помогает ему в его развитии.

Слайд 54





Директивный (ориентированный на проблему) и недирективный (ориентированный на клиента) подходы различаются и в процессуальном аспекте. 
Директивный (ориентированный на проблему) и недирективный (ориентированный на клиента) подходы различаются и в процессуальном аспекте. 
В недирективном подходе отсутствуют (или слабо выражены) процессы переноса  клиента на психолога своих потребностей типа отношений со значимыми фигурами детства. В
 директивном подходе имплицидной установкой является установка на обязательное «погружение» клиента в проблему. Если клиент этого делать не желает, то в рамках данного подхода это трактует­ся как сопротивление психокоррекции и считается необхо­димым это сопротивление преодолевать, на что направлен целый ряд технических приемов и средств.
Описание слайда:
Директивный (ориентированный на проблему) и недирективный (ориентированный на клиента) подходы различаются и в процессуальном аспекте. Директивный (ориентированный на проблему) и недирективный (ориентированный на клиента) подходы различаются и в процессуальном аспекте. В недирективном подходе отсутствуют (или слабо выражены) процессы переноса клиента на психолога своих потребностей типа отношений со значимыми фигурами детства. В директивном подходе имплицидной установкой является установка на обязательное «погружение» клиента в проблему. Если клиент этого делать не желает, то в рамках данного подхода это трактует­ся как сопротивление психокоррекции и считается необхо­димым это сопротивление преодолевать, на что направлен целый ряд технических приемов и средств.

Слайд 55





Виды психокоррекции

6. По продолжительности:
 сверхкороткую (сверхбыструю);
короткую (быструю);
длительную;
сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты и часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов, ее эффект может отличаться нестойкостью.
Короткая психокоррекция продолжается в течение не­скольких часов и дней. Она применяется для решения акту­альной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная   психокоррекция длится месяцами, в центре ее внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекционной работы прорабатывается множество дета­лей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
Сверхдлительная  психокоррекция длится годы и занима­ется сферами сознательного и бессознательного у клиента. Много времени уделяется достижению понимания клиентом сути своих переживаний. Эффект при такой форме коррекции развивается постепенно и носит длительный характер
Описание слайда:
Виды психокоррекции 6. По продолжительности: сверхкороткую (сверхбыструю); короткую (быструю); длительную; сверхдлительную. Сверхкороткая психокоррекция длится минуты и часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов, ее эффект может отличаться нестойкостью. Короткая психокоррекция продолжается в течение не­скольких часов и дней. Она применяется для решения акту­альной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч. Длительная психокоррекция длится месяцами, в центре ее внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекционной работы прорабатывается множество дета­лей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер. Сверхдлительная психокоррекция длится годы и занима­ется сферами сознательного и бессознательного у клиента. Много времени уделяется достижению понимания клиентом сути своих переживаний. Эффект при такой форме коррекции развивается постепенно и носит длительный характер

Слайд 56





Виды психокоррекции

7. По масштабу решаемых задач различают также общую, частную и специальную психокоррекцию.
Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специаль­ную микросреду клиента, регулирующие психофизические, эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующие процессы созревания психических свойств у личности, чтя само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.                                     
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанные на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышле­ния и саморегуляции. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.
Описание слайда:
Виды психокоррекции 7. По масштабу решаемых задач различают также общую, частную и специальную психокоррекцию. Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специаль­ную микросреду клиента, регулирующие психофизические, эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующие процессы созревания психических свойств у личности, чтя само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития. Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанные на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышле­ния и саморегуляции. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Слайд 57





Виды психокоррекции

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста и имеющих сходные проблемы, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач. В качестве таких задач могут выступать формирование и коррекция отдельных свойств личности или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по пра­вилам и удерживать взятую на себя роль, неумение четко из­лагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.). 
Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять негативные аспекты и последствия определенного типа воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.
Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.
Описание слайда:
Виды психокоррекции Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста и имеющих сходные проблемы, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач. В качестве таких задач могут выступать формирование и коррекция отдельных свойств личности или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по пра­вилам и удерживать взятую на себя роль, неумение четко из­лагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.). Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять негативные аспекты и последствия определенного типа воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами. Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

Слайд 58





Психокоррекционная ситуация

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Коррскционная работа как форма психологинеской помощи осуществляется в рамках психокоррекционной ситуации.
Психокоррекционная ситуация включает в себя пять
основных элементов:
1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, он именуется клиентом.
1. Человек, который помогает и благодаря обучению и опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, который осуществляет психокор-рекционную деятельность.
3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает в себя под­ходы к психодинамике, принципы и другие психиче­ские факторы.
4. Набор процедур (техник, методов), используемых для ре­шения проблем клиента. Эти процедуры непосредст­венно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
Описание слайда:
Психокоррекционная ситуация Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Коррскционная работа как форма психологинеской помощи осуществляется в рамках психокоррекционной ситуации. Психокоррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов: 1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, он именуется клиентом. 1. Человек, который помогает и благодаря обучению и опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, который осуществляет психокор-рекционную деятельность. 3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает в себя под­ходы к психодинамике, принципы и другие психиче­ские факторы. 4. Набор процедур (техник, методов), используемых для ре­шения проблем клиента. Эти процедуры непосредст­венно связаны с теорией. 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Слайд 59






Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:

1. Принцип единства коррекции и диагностики.
2. Принцип нормативности развития.
3. Принцип коррекции «сверху вниз».
4. Принцип коррекции «снизу вверх».
5. Принцип системности развития психической деятельности.
6. Деятельностный принцип коррекции.
Описание слайда:
Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие: 1. Принцип единства коррекции и диагностики. 2. Принцип нормативности развития. 3. Принцип коррекции «сверху вниз». 4. Принцип коррекции «снизу вверх». 5. Принцип системности развития психической деятельности. 6. Деятельностный принцип коррекции.

Слайд 60





ЛИТЕРАТУРА 
ЛИТЕРАТУРА 
Blocher D. Н. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966. 
Bramer L. M., Shostrom E. L. Therapeutic Psychology: Fundamentals of Counseling and Psychotherapy. 4th Ed. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1982. 
Burks Н. M., Steffire B. Theories of Counseling, 3rd Ed. N. Y.: McGraw-Hill, 1979. 
Gelso С. J., Fretz. В. С. Counseling Psychology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992. 
George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990. 
Gilliland В. E., James R. K., Bowman J. T. Theories and Strategies in Counseling and Psychotherapy. 2nd Ed. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1989. 
May R. The Art of Counseling. N. Y.: Abingdon Press, 1967. 
Myers R. A., Layton W. C., Morgan Н. Н. The Counseling Psychologist. Washington, D. C.: American Psychological Association, 1968.
Описание слайда:
ЛИТЕРАТУРА ЛИТЕРАТУРА Blocher D. Н. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966. Bramer L. M., Shostrom E. L. Therapeutic Psychology: Fundamentals of Counseling and Psychotherapy. 4th Ed. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1982. Burks Н. M., Steffire B. Theories of Counseling, 3rd Ed. N. Y.: McGraw-Hill, 1979. Gelso С. J., Fretz. В. С. Counseling Psychology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992. George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990. Gilliland В. E., James R. K., Bowman J. T. Theories and Strategies in Counseling and Psychotherapy. 2nd Ed. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1989. May R. The Art of Counseling. N. Y.: Abingdon Press, 1967. Myers R. A., Layton W. C., Morgan Н. Н. The Counseling Psychologist. Washington, D. C.: American Psychological Association, 1968.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию