Описание слайда:
Архитектура второй половины XVIII — середины XIX века
Этот период примечателен появлением в Белоруссии стиля классицизма, который возник и развивался под влиянием идей Просвещения, а с XIX века — и под влиянием романтизма. Он распространён практически во всех сферах архитектуры и градостроительства и характеризуется использованием достижений античной классики Греции и Рима. Основной вклад в архитектуру классицизма сделали зодчие-профессионалы, выпускники высших научных учреждений искусств Вильнюса, Варшавы, Полоцка, Петербурга, Рима, Парижа. Заказчиками были преимущественно императорские и королевские дворы, а также государство, дворянство и шляхта. Выделяют несколько направлений классицизма[19]: барочный, строгий стиль, палладианство, ампир, рациональный и неоренессанс. Отдельные элементы этого стиля проявились уже в позднебарочном зодчестве начала XVIII века под влиянием идеологии просветительного сарматизма, когда в архитектуру дворцов Радзивиллов в Несвиже и Сапегов в Высоком включались античные портики как знак римского происхождения их владельцев[20].
Становление классицизма относится к 1760—1790 годам, когда его стилистика развивалась от барочного классицизма до строгого стиля. На белорусских землях, входивших в состав Речи Посполитой, постройки барочного классицизма связаны с заказами королевского двора и магнатов, влиянием Берлина и Варшавы, деятельностью архитекторов Дж. Саки, Я. С. Беккера и К. Шильдгауза. К ним относятся комплексы мануфактур в Лососно (около Гродно), королевские дворцы в Станиславово, Августово и Панямони (в окрестности Гродно); перестройка А. Сапегой своего дворца, строительство униатской церкви, монастыря и таверны в Ружанах; «Академия» в Деречине, дворец И. Хрептовича и костел в Щорсах, дворец Ю. Воловича в Святске, ратуша в Витебске(1775)[20].