🗊Презентация Подходы и методы в регионоведении

Нажмите для полного просмотра!
Подходы и методы в регионоведении, слайд №1Подходы и методы в регионоведении, слайд №2Подходы и методы в регионоведении, слайд №3Подходы и методы в регионоведении, слайд №4Подходы и методы в регионоведении, слайд №5Подходы и методы в регионоведении, слайд №6Подходы и методы в регионоведении, слайд №7Подходы и методы в регионоведении, слайд №8Подходы и методы в регионоведении, слайд №9Подходы и методы в регионоведении, слайд №10

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Подходы и методы в регионоведении. Доклад-сообщение содержит 10 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Подходы и методы в регионоведении 

Р.К. Сабитов, 2015
Описание слайда:
Подходы и методы в регионоведении Р.К. Сабитов, 2015

Слайд 2





В процессе познания мира любая наука вырабатывает совокупность определенных норм, процедур, правил, методов, приемов, подходов, которые позволяют ей проникнуть в суть вещей и явлений. Эта совокупность представляет собой  методологию науки. 
В процессе познания мира любая наука вырабатывает совокупность определенных норм, процедур, правил, методов, приемов, подходов, которые позволяют ей проникнуть в суть вещей и явлений. Эта совокупность представляет собой  методологию науки. 
Только при единстве теории и методологии обеспечивается получение объективных, подлинно научных знаний при исследовании социально-экономических процессов, в т.ч. и в пространственном аспекте. 
Совокуп­ность теоретических и методологических положений, принятых на­учным сообществом на известном этапе развития науки и исполь­зуемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследо­вания, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания образует научную парадигму ( от греч. παράδειγμα, paradeigma – пример, образец).
Описание слайда:
В процессе познания мира любая наука вырабатывает совокупность определенных норм, процедур, правил, методов, приемов, подходов, которые позволяют ей проникнуть в суть вещей и явлений. Эта совокупность представляет собой методологию науки. В процессе познания мира любая наука вырабатывает совокупность определенных норм, процедур, правил, методов, приемов, подходов, которые позволяют ей проникнуть в суть вещей и явлений. Эта совокупность представляет собой методологию науки. Только при единстве теории и методологии обеспечивается получение объективных, подлинно научных знаний при исследовании социально-экономических процессов, в т.ч. и в пространственном аспекте. Совокуп­ность теоретических и методологических положений, принятых на­учным сообществом на известном этапе развития науки и исполь­зуемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследо­вания, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания образует научную парадигму ( от греч. παράδειγμα, paradeigma – пример, образец).

Слайд 3





Подход – философская, теоретическая позиция исследователя, его стратегия изучения того или иного социально-экономического процесса. Подход указывает, в каком направлении нужно мыслить, как начинать новый исследовательский поиск, с какой стороны подойти к рассмотрению той или иной проблемы. Именно принимаемый исследователем тот или иной подход определяет выбор конкретных методов решения проблем. 
Подход – философская, теоретическая позиция исследователя, его стратегия изучения того или иного социально-экономического процесса. Подход указывает, в каком направлении нужно мыслить, как начинать новый исследовательский поиск, с какой стороны подойти к рассмотрению той или иной проблемы. Именно принимаемый исследователем тот или иной подход определяет выбор конкретных методов решения проблем. 
Научный подход – это методологическая основа (позиция) исследования.
Метод (от греч. мέϑοδος, methodos – путь, исследование, прослеживание) познания любой науки можно определить как совокупность мыслительных приемов, способов и практических операций (процедур, действий) по сбору, обработке и предоставлению информации, необходимой для решения определенных, конкретных целей и задач. Метод – это своего рода оперативное и тактическое оружие исследователя.
Описание слайда:
Подход – философская, теоретическая позиция исследователя, его стратегия изучения того или иного социально-экономического процесса. Подход указывает, в каком направлении нужно мыслить, как начинать новый исследовательский поиск, с какой стороны подойти к рассмотрению той или иной проблемы. Именно принимаемый исследователем тот или иной подход определяет выбор конкретных методов решения проблем. Подход – философская, теоретическая позиция исследователя, его стратегия изучения того или иного социально-экономического процесса. Подход указывает, в каком направлении нужно мыслить, как начинать новый исследовательский поиск, с какой стороны подойти к рассмотрению той или иной проблемы. Именно принимаемый исследователем тот или иной подход определяет выбор конкретных методов решения проблем. Научный подход – это методологическая основа (позиция) исследования. Метод (от греч. мέϑοδος, methodos – путь, исследование, прослеживание) познания любой науки можно определить как совокупность мыслительных приемов, способов и практических операций (процедур, действий) по сбору, обработке и предоставлению информации, необходимой для решения определенных, конкретных целей и задач. Метод – это своего рода оперативное и тактическое оружие исследователя.

Слайд 4





В процессе познания мира любая наука вырабатывает совокупность определенных норм, процедур, правил, методов, приемов, подходов, которые позволяют ей проникнуть в суть вещей и явлений. Эта совокупность представляет собой  методологию науки. 
В процессе познания мира любая наука вырабатывает совокупность определенных норм, процедур, правил, методов, приемов, подходов, которые позволяют ей проникнуть в суть вещей и явлений. Эта совокупность представляет собой  методологию науки. 
Только при единстве теории и методологии обеспечивается получение объективных, подлинно научных знаний при исследовании социально-экономических процессов, в т.ч. и в пространственном аспекте.
Методы подразделяются на общенаучные и специальные.
К общенаучным относятся универсальные методы исследования, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория. Наиболее распространенные: метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, индукция, дедукция, в общественных науках – метод единства логического и исторического, диалектический.
Описание слайда:
В процессе познания мира любая наука вырабатывает совокупность определенных норм, процедур, правил, методов, приемов, подходов, которые позволяют ей проникнуть в суть вещей и явлений. Эта совокупность представляет собой методологию науки. В процессе познания мира любая наука вырабатывает совокупность определенных норм, процедур, правил, методов, приемов, подходов, которые позволяют ей проникнуть в суть вещей и явлений. Эта совокупность представляет собой методологию науки. Только при единстве теории и методологии обеспечивается получение объективных, подлинно научных знаний при исследовании социально-экономических процессов, в т.ч. и в пространственном аспекте. Методы подразделяются на общенаучные и специальные. К общенаучным относятся универсальные методы исследования, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория. Наиболее распространенные: метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, индукция, дедукция, в общественных науках – метод единства логического и исторического, диалектический.

Слайд 5





Научные подходы к исследованию регионов
1. Пространственно-временной. Предполагает исследование региона как пространственно- (географически) локализованного и развивающегося во времени объекта.
2. Генетический. Позволяет выявить генезис и эволюцию региональных систем в ходе исторического развития. 
3.  Геосистемный. Позволяет рассматривать регионы с позиции систем. К геосистемам относятся цельные образования, множество взаимосвязанных элементов, функционирование которых зависит от их распределения в пространстве или на территории, от свойств окружающей среды.
В основе любой геосистемы лежит функционирующий элемент или объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий расчленению в процессе решения поставленной задачи.
Описание слайда:
Научные подходы к исследованию регионов 1. Пространственно-временной. Предполагает исследование региона как пространственно- (географически) локализованного и развивающегося во времени объекта. 2. Генетический. Позволяет выявить генезис и эволюцию региональных систем в ходе исторического развития. 3. Геосистемный. Позволяет рассматривать регионы с позиции систем. К геосистемам относятся цельные образования, множество взаимосвязанных элементов, функционирование которых зависит от их распределения в пространстве или на территории, от свойств окружающей среды. В основе любой геосистемы лежит функционирующий элемент или объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий расчленению в процессе решения поставленной задачи.

Слайд 6





4. Воспроизводственный подход представляет собой всестороннее изучение целостных региональных систем как взаимосвязанных сочетаний внутренних подсистем с точки зрения воспроизводства. 
4. Воспроизводственный подход представляет собой всестороннее изучение целостных региональных систем как взаимосвязанных сочетаний внутренних подсистем с точки зрения воспроизводства. 
5. Проблемный подход заключается в выявлении проблем, существующих в развитии регионов и определении путей их решения. 
Проблема – это барьер, трудность, стоящая перед человеком, организацией, регионом, обществом на пути к достижению цели, т.е. препятствием на пути к цели. 
6. Геополитический подход позволяет исследовать проблемы регионального развития через призму взаимодействия крупных геополитических образований (крупных государств, региональных цивилизаций, военно-политических и экономических межгосударственных объединений). Связан с пространственно-временным подходом.
Описание слайда:
4. Воспроизводственный подход представляет собой всестороннее изучение целостных региональных систем как взаимосвязанных сочетаний внутренних подсистем с точки зрения воспроизводства. 4. Воспроизводственный подход представляет собой всестороннее изучение целостных региональных систем как взаимосвязанных сочетаний внутренних подсистем с точки зрения воспроизводства. 5. Проблемный подход заключается в выявлении проблем, существующих в развитии регионов и определении путей их решения. Проблема – это барьер, трудность, стоящая перед человеком, организацией, регионом, обществом на пути к достижению цели, т.е. препятствием на пути к цели. 6. Геополитический подход позволяет исследовать проблемы регионального развития через призму взаимодействия крупных геополитических образований (крупных государств, региональных цивилизаций, военно-политических и экономических межгосударственных объединений). Связан с пространственно-временным подходом.

Слайд 7





Методы региональных исследований
Сравнительно - географические методы. 
Базируется на установлении сходства и различия объектов познания. Типизация объектов для объединения объектов в один тип, выделяют систему данных по функциональному значению, по структуре, по экономико-географическому положению и т.д.
При типизации объектов появляется возможность выделения эталона, с которым можно сопоставить другие объекты - это метод эталона (разновидность сравнительно - географического метода). При невозможности изучения каждой из сред жизнедеятельности используют метод аналогии (сопоставление одной региональной составляющей с другой, находятся в аналогичных природных и социально - экономических условиях). Он используется при планировании территории. Метод полевых исследований это сбор материалов непосредственно на местах (в поле, на  заводе, в городе и т.п.).
Описание слайда:
Методы региональных исследований Сравнительно - географические методы. Базируется на установлении сходства и различия объектов познания. Типизация объектов для объединения объектов в один тип, выделяют систему данных по функциональному значению, по структуре, по экономико-географическому положению и т.д. При типизации объектов появляется возможность выделения эталона, с которым можно сопоставить другие объекты - это метод эталона (разновидность сравнительно - географического метода). При невозможности изучения каждой из сред жизнедеятельности используют метод аналогии (сопоставление одной региональной составляющей с другой, находятся в аналогичных природных и социально - экономических условиях). Он используется при планировании территории. Метод полевых исследований это сбор материалов непосредственно на местах (в поле, на заводе, в городе и т.п.).

Слайд 8





Статистический метод базируется на широком применении методов статистических исследований в отношении к регионам как объектам исследований.
Статистический метод базируется на широком применении методов статистических исследований в отношении к регионам как объектам исследований.
Суть балансового метода – в увязке потребителей и ресурсов в масштабе регионов. В региональных исследованиях разрабатываются балансы состояния и использования трудовых ресурсов, запасов природных ресурсов, транспортно-экономические балансы, материально-технические  и др. балансы.
Циклические методы основаны на представлении о циклическом развитии экономики, природы, культуры и т.п.
Отметим метод энергопроизводственных циклов Н.Н. Колосовского, больших природно-общественных или географических циклов обмена веществ и энергии Ю.Г.Саушкина, этногенеза Л.Н. Гумилева и др.
Описание слайда:
Статистический метод базируется на широком применении методов статистических исследований в отношении к регионам как объектам исследований. Статистический метод базируется на широком применении методов статистических исследований в отношении к регионам как объектам исследований. Суть балансового метода – в увязке потребителей и ресурсов в масштабе регионов. В региональных исследованиях разрабатываются балансы состояния и использования трудовых ресурсов, запасов природных ресурсов, транспортно-экономические балансы, материально-технические и др. балансы. Циклические методы основаны на представлении о циклическом развитии экономики, природы, культуры и т.п. Отметим метод энергопроизводственных циклов Н.Н. Колосовского, больших природно-общественных или географических циклов обмена веществ и энергии Ю.Г.Саушкина, этногенеза Л.Н. Гумилева и др.

Слайд 9





Методы моделирования предполагают анализ географических объектов (каковыми в первую очередь являются регионы) посредством формализации информации об исследуемом объекте с целью выявления, проблем, противоречий и перспектив развития. Но: определенная часть информации об объекте исследования не поддается формализации.
Методы моделирования предполагают анализ географических объектов (каковыми в первую очередь являются регионы) посредством формализации информации об исследуемом объекте с целью выявления, проблем, противоречий и перспектив развития. Но: определенная часть информации об объекте исследования не поддается формализации.
Программно-целевой метод связан с разработкой долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны и ее регионов. Основан на формировании целей социально-экономического развития, их разделения на подцели более дробного характера и выявления ресурсов, необходимых для выявления дробных целей, их согласованной реализации. 
Алгоритм метода – в реализации цепочки
Проблема - цель - ресурсы - организация - реализация
Описание слайда:
Методы моделирования предполагают анализ географических объектов (каковыми в первую очередь являются регионы) посредством формализации информации об исследуемом объекте с целью выявления, проблем, противоречий и перспектив развития. Но: определенная часть информации об объекте исследования не поддается формализации. Методы моделирования предполагают анализ географических объектов (каковыми в первую очередь являются регионы) посредством формализации информации об исследуемом объекте с целью выявления, проблем, противоречий и перспектив развития. Но: определенная часть информации об объекте исследования не поддается формализации. Программно-целевой метод связан с разработкой долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны и ее регионов. Основан на формировании целей социально-экономического развития, их разделения на подцели более дробного характера и выявления ресурсов, необходимых для выявления дробных целей, их согласованной реализации. Алгоритм метода – в реализации цепочки Проблема - цель - ресурсы - организация - реализация

Слайд 10






Грамотное использование методологии исследования позволяет получать объективные результаты в тех или иных региональных исследованиях.
Описание слайда:
Грамотное использование методологии исследования позволяет получать объективные результаты в тех или иных региональных исследованиях.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию