🗊Презентация Подходы к оценке природных ресурсов

Категория: Окружающий мир
Нажмите для полного просмотра!
Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №1Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №2Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №3Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №4Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №5Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №6Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №7Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №8Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №9Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №10Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №11Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №12Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №13Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №14Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №15Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №16Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №17Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №18Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №19Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №20Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №21Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №22Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №23Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №24Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №25Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №26Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №27Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №28Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №29Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №30Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №31Подходы к оценке природных ресурсов, слайд №32

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Подходы к оценке природных ресурсов. Доклад-сообщение содержит 32 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





25. Подходы к оценке природных ресурсов
25. Подходы к оценке природных ресурсов
Во многих случаях имеет место занижение ценности природных благ. Это объясняется понятным экономическим бессилием перед стоимостной оценкой колоссальной сложности природы, ее функций, взаимосвязей, системности и комплексности. Как экономически оценить те гигантские изменения в окружа-ющей среде, происходящие под натиском человека, да еще в отдаленной пер-спективе? 
Среди имеющихся подходов к определению экономической ценности природных ресурсов и природных услуг, которые позволяют получить кон-кретную оценку, можно выделить следующие: 1) рыночная оценка; 2) рентный подход; 3) затратный подход; 4) альтернативная стоимость; 5) общая экономическая ценность (стоимость). Рассмотрим основные черты некоторых подходов. Важным качеством рынка являются его возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. Рыночная оценка нефти, газа, леса и других природных ре-сурсов, ее изменения позволяют регулировать эффективность их использова-ния. Однако деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствуют о сбоях в рыночном механизме. Це-ны, складывающиеся на "природных" рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ, не отражают реальные общественные из-держки и выгоды использования экологических ресурсов. В результате склады-вается неадекватная оценка дефицитности ресурсов, величин спроса и предло-жения, что дает заниженные стимулы для эффективного использования при-родных ресурсов и охраны окружающей среды. Тем самым традиционный ры-нок позволяет более или менее удовлетворительно оценить только одну функ-цию окружающей среды - обеспечение природными ресурсами, а две другие важнейшие экосистемные функции жизнеобеспечения - ассимиляция отходов и загрязнений, обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетиче-ское удовольствие и т. д.) - не находят своего адекватного отражения в рыноч-ной системе. В настоящее время существуют два основных подхода к оценке природ-ных ресурсов: затратный и рентный. При затратном подходе учитываются суммарные затраты на освоение природных ресурсов, а качество природных благ, их полезность выступают как дополнительных фактор меры ценности. При этом используют различные ме-тоды оценки: прямых затрат: суммируют затраты на освоение и использование (экс-плуатацию) ресурсного источника;  издержек: помимо непосредственных финансовых затрат на освоение ресурсного источника учитывается ущерб, вызванный его эксплуатацией (кос-венные затраты);  транспортных затрат: на основе оценки стоимости или времени, затра-чиваемой на доставку ресурса из места его расположения, определяется эконо-мическая ценность ресурсного источника;  стоимости воссоздания: оценивают затраты на воспроизводство поте-рянного или деградировавшего вида ресурсов;  «желания платить» - путем опросов или анкетирования населения выяс-няют желание людей платить за существование определенного вида ресурсов. 
Затратный подход широко используется для оценки стоимости воссозда-ния природного блага при его утрате или деградации. В этом случае рассчиты-ваются компенсирующие потенциальные затраты, необходимые на замещение 
потерянного или поврежденного ресурса идентичным в данном или альтерна-тивном месте. Например, если в результате добычи полезных ископаемых изы-мается или разрушается плодородный почвенный слой, минимальной экономи-ческой оценкой теряемой или деградированной почвы будут затраты на восста-новление плодородия этого участка (рекультивация) или повышение плодоро-дия другого участка для компенсации потери первого участка.
Описание слайда:
25. Подходы к оценке природных ресурсов 25. Подходы к оценке природных ресурсов Во многих случаях имеет место занижение ценности природных благ. Это объясняется понятным экономическим бессилием перед стоимостной оценкой колоссальной сложности природы, ее функций, взаимосвязей, системности и комплексности. Как экономически оценить те гигантские изменения в окружа-ющей среде, происходящие под натиском человека, да еще в отдаленной пер-спективе? Среди имеющихся подходов к определению экономической ценности природных ресурсов и природных услуг, которые позволяют получить кон-кретную оценку, можно выделить следующие: 1) рыночная оценка; 2) рентный подход; 3) затратный подход; 4) альтернативная стоимость; 5) общая экономическая ценность (стоимость). Рассмотрим основные черты некоторых подходов. Важным качеством рынка являются его возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. Рыночная оценка нефти, газа, леса и других природных ре-сурсов, ее изменения позволяют регулировать эффективность их использова-ния. Однако деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствуют о сбоях в рыночном механизме. Це-ны, складывающиеся на "природных" рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ, не отражают реальные общественные из-держки и выгоды использования экологических ресурсов. В результате склады-вается неадекватная оценка дефицитности ресурсов, величин спроса и предло-жения, что дает заниженные стимулы для эффективного использования при-родных ресурсов и охраны окружающей среды. Тем самым традиционный ры-нок позволяет более или менее удовлетворительно оценить только одну функ-цию окружающей среды - обеспечение природными ресурсами, а две другие важнейшие экосистемные функции жизнеобеспечения - ассимиляция отходов и загрязнений, обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетиче-ское удовольствие и т. д.) - не находят своего адекватного отражения в рыноч-ной системе. В настоящее время существуют два основных подхода к оценке природ-ных ресурсов: затратный и рентный. При затратном подходе учитываются суммарные затраты на освоение природных ресурсов, а качество природных благ, их полезность выступают как дополнительных фактор меры ценности. При этом используют различные ме-тоды оценки: прямых затрат: суммируют затраты на освоение и использование (экс-плуатацию) ресурсного источника; издержек: помимо непосредственных финансовых затрат на освоение ресурсного источника учитывается ущерб, вызванный его эксплуатацией (кос-венные затраты); транспортных затрат: на основе оценки стоимости или времени, затра-чиваемой на доставку ресурса из места его расположения, определяется эконо-мическая ценность ресурсного источника; стоимости воссоздания: оценивают затраты на воспроизводство поте-рянного или деградировавшего вида ресурсов; «желания платить» - путем опросов или анкетирования населения выяс-няют желание людей платить за существование определенного вида ресурсов. Затратный подход широко используется для оценки стоимости воссозда-ния природного блага при его утрате или деградации. В этом случае рассчиты-ваются компенсирующие потенциальные затраты, необходимые на замещение потерянного или поврежденного ресурса идентичным в данном или альтерна-тивном месте. Например, если в результате добычи полезных ископаемых изы-мается или разрушается плодородный почвенный слой, минимальной экономи-ческой оценкой теряемой или деградированной почвы будут затраты на восста-новление плодородия этого участка (рекультивация) или повышение плодоро-дия другого участка для компенсации потери первого участка.

Слайд 2





25. Подходы к оценке природных ресурсов
25. Подходы к оценке природных ресурсов
Подобный под-ход может быть использован и для оценки редких видов животных и растений: суммируются все виды затрат на воссоздание и нормальное существование данного вида.применение затратного подхода к экономической оценке природы. Для рентного подхода важен прежде всего факт лимитированности и уникальности ресурсов. Обычно под экономической рентой понимается цена (или арендная плата), которая уплачивается за пользование природными ресур-сами, количество которых (запасы) ограничены. Другими словами, рента имеет место при ограниченности совокупного предложения природных ресурсов. В этом случае спрос выступает единственным действенным фактором, определя-ющим ренту, при пассивном предложении. 
В теории экономики природопользования выделяется также дифференци-альная рента, получаемая благодаря разному качеству природных ресурсов. Ре-сурс лучшего качества (более плодородная земля, качественная нефть, порода с высоким содержанием руды) позволяет при прочих равных условиях получать гораздо лучшие экономические результаты по сравнению с более бедными природными ресурсами
Концепция альтернативной стоимости является одной из основополага-ющих в экономической теории. В экономике природопользования альтернатив-ные стоимости позволяют оценить природный объект или ресурс, имеющие за-ниженную или вообще не имеющие рыночную цену, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объ-екта или ресурса в других целях. Например, альтернативные стоимости охраня-емых природных территорий есть выгоды, которые теряют индивидуумы или общество из-за консервации территорий. 
Концепция альтернативной стоимости в определенной степени связана с затратной концепцией. Чем меньше альтернативная стоимость природного бла-га, тем меньше нужно затрат для компенсации экономических потерь от сохра-нения этого блага. Этот подход используется на практике для измерения "стои-мости сохранения". 
Вышеперечисленные подходы к определению стоимости природных благ, которые изначально вообще не имели цены или она была занижена, уже в ряде случаев воздействовали на принятие более экологичных решений. Исполь-зование этих подходов помогает повысить конкурентность природных проектов или программ, получить эффект и выгоды от их реализации по сравнению с техногенными проектами. 
От правильности экономической оценки природных ресурсов зависит:  выбор очередности и вариантов использования природных ресурсов в народном хозяйстве; оценка ущерба от их нерационального использования и эффективности природоохранных затрат;  действенность мер по стимулированию рационализации природополь-зования, обоснованность размеров платы за использование природных ресур-сов;  прибыльность экспорта природных ресурсов;  справедливое распределение прибыли, получаемой на совместных предприятиях
Описание слайда:
25. Подходы к оценке природных ресурсов 25. Подходы к оценке природных ресурсов Подобный под-ход может быть использован и для оценки редких видов животных и растений: суммируются все виды затрат на воссоздание и нормальное существование данного вида.применение затратного подхода к экономической оценке природы. Для рентного подхода важен прежде всего факт лимитированности и уникальности ресурсов. Обычно под экономической рентой понимается цена (или арендная плата), которая уплачивается за пользование природными ресур-сами, количество которых (запасы) ограничены. Другими словами, рента имеет место при ограниченности совокупного предложения природных ресурсов. В этом случае спрос выступает единственным действенным фактором, определя-ющим ренту, при пассивном предложении. В теории экономики природопользования выделяется также дифференци-альная рента, получаемая благодаря разному качеству природных ресурсов. Ре-сурс лучшего качества (более плодородная земля, качественная нефть, порода с высоким содержанием руды) позволяет при прочих равных условиях получать гораздо лучшие экономические результаты по сравнению с более бедными природными ресурсами Концепция альтернативной стоимости является одной из основополага-ющих в экономической теории. В экономике природопользования альтернатив-ные стоимости позволяют оценить природный объект или ресурс, имеющие за-ниженную или вообще не имеющие рыночную цену, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объ-екта или ресурса в других целях. Например, альтернативные стоимости охраня-емых природных территорий есть выгоды, которые теряют индивидуумы или общество из-за консервации территорий. Концепция альтернативной стоимости в определенной степени связана с затратной концепцией. Чем меньше альтернативная стоимость природного бла-га, тем меньше нужно затрат для компенсации экономических потерь от сохра-нения этого блага. Этот подход используется на практике для измерения "стои-мости сохранения". Вышеперечисленные подходы к определению стоимости природных благ, которые изначально вообще не имели цены или она была занижена, уже в ряде случаев воздействовали на принятие более экологичных решений. Исполь-зование этих подходов помогает повысить конкурентность природных проектов или программ, получить эффект и выгоды от их реализации по сравнению с техногенными проектами. От правильности экономической оценки природных ресурсов зависит: выбор очередности и вариантов использования природных ресурсов в народном хозяйстве; оценка ущерба от их нерационального использования и эффективности природоохранных затрат; действенность мер по стимулированию рационализации природополь-зования, обоснованность размеров платы за использование природных ресур-сов; прибыльность экспорта природных ресурсов; справедливое распределение прибыли, получаемой на совместных предприятиях

Слайд 3





27. Классификация ущербов от нерационального природопользовани
27. Классификация ущербов от нерационального природопользовани
В природопользовании под ущербом понимают фактические или воз-можные экономические и социальные потери в результате изменения природ-ной среды под воздействием хозяйственной деятельности человека. 
Ущербы в природопользовании классифицируются на исчисляемые (экономические и социально-экономические) и условно-исчисляемые (социаль-ные и экологические). 
Классификация ущербов в результате загрязнения атмосферы. 
I. Исчисляемые: а) экономические: – потери вследствие недополучения промышленной и с/х продукции; – потери вследствие снижения продуктивности биогеоценозов; – потери вследствие снижения производительности труда, вызванного ростом заболеваемости; – потери сырья, топлива и материалов всвязи с выбросами; – затраты на ликвидацию последствий от загрязнения; – затраты на восстановление и поддержание равновесия в экосистемах; – затраты вследствие сокращения сроков службы зданий и сооружений; 
б) социально-экономические; – затраты в области здравоохранения; – затраты на сохранение рекреационных ресурсов; – потери вследствие миграции, вызванной ухудшением качества среды; – дополнительные затраты на отдых. 
II. Условно-исчисляемые (практические не поддающиеся количественной оценке): 
а) социальные: – эстетический ущерб от деградации ландшафтов; – увеличение смертности, патологических изменений в организме людей; – психологический ущерб вследствие неудовлетворенности населения ка-чеством среды; 
б) экологические: – необратимые разрушения уникальных экосистем, исчезновение видов, генетический ущерб.
Описание слайда:
27. Классификация ущербов от нерационального природопользовани 27. Классификация ущербов от нерационального природопользовани В природопользовании под ущербом понимают фактические или воз-можные экономические и социальные потери в результате изменения природ-ной среды под воздействием хозяйственной деятельности человека. Ущербы в природопользовании классифицируются на исчисляемые (экономические и социально-экономические) и условно-исчисляемые (социаль-ные и экологические). Классификация ущербов в результате загрязнения атмосферы. I. Исчисляемые: а) экономические: – потери вследствие недополучения промышленной и с/х продукции; – потери вследствие снижения продуктивности биогеоценозов; – потери вследствие снижения производительности труда, вызванного ростом заболеваемости; – потери сырья, топлива и материалов всвязи с выбросами; – затраты на ликвидацию последствий от загрязнения; – затраты на восстановление и поддержание равновесия в экосистемах; – затраты вследствие сокращения сроков службы зданий и сооружений; б) социально-экономические; – затраты в области здравоохранения; – затраты на сохранение рекреационных ресурсов; – потери вследствие миграции, вызванной ухудшением качества среды; – дополнительные затраты на отдых. II. Условно-исчисляемые (практические не поддающиеся количественной оценке): а) социальные: – эстетический ущерб от деградации ландшафтов; – увеличение смертности, патологических изменений в организме людей; – психологический ущерб вследствие неудовлетворенности населения ка-чеством среды; б) экологические: – необратимые разрушения уникальных экосистем, исчезновение видов, генетический ущерб.

Слайд 4





28. Экономический ущерб от нерационального природопользовани
28. Экономический ущерб от нерационального природопользовани
Экономический ущерб, наносимый окружающей среде- это выраженные в стоимостной форме фактические и возможные убытки, причиняемые народ-ному хозяйству загрязнениями или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. Под экономическим ущербом от деградации окружающей среды (или эколого-экономическим ущербом) понимается стоимостная оценка потерь и дополнительных затрат населения, отраслей хозяйства, здравоохранения и т. д., которые возникают в результате повышенной заболеваемости людей, снижения их работоспособности, ухудшения условий труда и жизни, снижения продук-тивности природных ресурсов, ускоренного износа основных фондов и т. д. Экономический ущерб суммируется из отдельных видов ущерба в пределах за-грязненной зоны. По времени действия ущерб подразделяется на текущий (фактический), т.е. существующий в настоящее время, и прогнозный, который проявится в будущем. В настоящее время разработано 2 метода определения экономического ущерба: метод прямого счета и эмпирический метод укрупненного счета. Метод прямого счета позволяет получить наиболее достоверные значения экономического ущерба, но на практике он применяется редко, поскольку тре-бует детальной информации об изменениях в окружающей среде, а также об ее исходном состоянии, по отношению к которому констатируется изменение. 
Эмпирический метод укрупненного счета основан на расчете экономиче-ского ущерба раздельно по основным природным средам (воздуху, водным, зе-мельным ресурсам и недрам). 
Экономический ущерб может быть рассчитан по формуле: 
Расчет и прогнозирование величины экономического ущерба дает возможность получить информацию для разработки тактики и стратегии в области охраны окружающей среды, поэтому очень важно как можно точнее определить ущерб. Это может быть достигнуто при максимально полном учете всех групп факторов, от которых зависит размер ущерба• факторы влияния - степень загрязнения окружающей среды (концентрация вредных веществ, токсичность загрязнителей);• факторы восприятия — качество объектов в зоне загрязнения: численность населения, стоимость жилищно-коммунального хозяйства, размер сельскохозяйственных и лесных площадей, количество основных фондов и т.д.• факторы состояния — размер национального дохода, производимого в течение дня одним работником, стоимость выплат по больничным листам, стоимость затрат на медицинское обслуживание, стоимость работ по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства,
Анализ укрупненных показателей ущерба показал, что наиболее надежным является удельный показатель, приходящийся на единицу вредных выбросов. Наиболее просто пользоваться средним удельным показателем ущерба, приходящимся на тонну выбросов (сбросов). Однако, количество выбросов и размер ущерба не находятся в линейной зависимости. Иногда меньшее количество выбросов причиняет больший ущерб. Определение ущерба позволяет определить стратегию капитальных вложений в природоохранную работу. Альтернативные варианты развития производства так же должны разрабатываться с использованием показателей экономического ущерба.
Описание слайда:
28. Экономический ущерб от нерационального природопользовани 28. Экономический ущерб от нерационального природопользовани Экономический ущерб, наносимый окружающей среде- это выраженные в стоимостной форме фактические и возможные убытки, причиняемые народ-ному хозяйству загрязнениями или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. Под экономическим ущербом от деградации окружающей среды (или эколого-экономическим ущербом) понимается стоимостная оценка потерь и дополнительных затрат населения, отраслей хозяйства, здравоохранения и т. д., которые возникают в результате повышенной заболеваемости людей, снижения их работоспособности, ухудшения условий труда и жизни, снижения продук-тивности природных ресурсов, ускоренного износа основных фондов и т. д. Экономический ущерб суммируется из отдельных видов ущерба в пределах за-грязненной зоны. По времени действия ущерб подразделяется на текущий (фактический), т.е. существующий в настоящее время, и прогнозный, который проявится в будущем. В настоящее время разработано 2 метода определения экономического ущерба: метод прямого счета и эмпирический метод укрупненного счета. Метод прямого счета позволяет получить наиболее достоверные значения экономического ущерба, но на практике он применяется редко, поскольку тре-бует детальной информации об изменениях в окружающей среде, а также об ее исходном состоянии, по отношению к которому констатируется изменение. Эмпирический метод укрупненного счета основан на расчете экономиче-ского ущерба раздельно по основным природным средам (воздуху, водным, зе-мельным ресурсам и недрам). Экономический ущерб может быть рассчитан по формуле: Расчет и прогнозирование величины экономического ущерба дает возможность получить информацию для разработки тактики и стратегии в области охраны окружающей среды, поэтому очень важно как можно точнее определить ущерб. Это может быть достигнуто при максимально полном учете всех групп факторов, от которых зависит размер ущерба• факторы влияния - степень загрязнения окружающей среды (концентрация вредных веществ, токсичность загрязнителей);• факторы восприятия — качество объектов в зоне загрязнения: численность населения, стоимость жилищно-коммунального хозяйства, размер сельскохозяйственных и лесных площадей, количество основных фондов и т.д.• факторы состояния — размер национального дохода, производимого в течение дня одним работником, стоимость выплат по больничным листам, стоимость затрат на медицинское обслуживание, стоимость работ по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, Анализ укрупненных показателей ущерба показал, что наиболее надежным является удельный показатель, приходящийся на единицу вредных выбросов. Наиболее просто пользоваться средним удельным показателем ущерба, приходящимся на тонну выбросов (сбросов). Однако, количество выбросов и размер ущерба не находятся в линейной зависимости. Иногда меньшее количество выбросов причиняет больший ущерб. Определение ущерба позволяет определить стратегию капитальных вложений в природоохранную работу. Альтернативные варианты развития производства так же должны разрабатываться с использованием показателей экономического ущерба.

Слайд 5





29. Социальный ущерб
29. Социальный ущерб
Появилась новая научная дисциплина – социальная экология, рассматривающая взаимосвязи и взаимоотношения человеческого общества с окружающей природной средой. Она является основой рационального природопользования и предполагает оптимизацию окружающей человека среды. Проведение мероприятий, изучающих окружающую среду, требует раз-работки санитарно-гигиенических критериев окружающей среды, которые обеспечивали бы оптимальные условия жизни человека. Одним из важнейших моментов социальных исследований в природопользовании является учет адаптационных возможностей организма к изменениям окружающей среды и контроль за тем, чтобы темпы изменения не опережали возможностей человека. Огромные территории России в настоящее время загрязнены солями тяжелых металлов, пестицидами, ядохимикатами и другими токсичными веществами.Анализ медико-демографических показателей и заболеваемости показал, что в России сложилась неблагоприятная медико-экологическая ситуация, вы-ражающаяся в снижении рождаемости, увеличении смертности, росте ряда за-болеваний, в отрицательном естественном приросте населения. В значительной степени медико-демографическую ситуацию определяет влияние экологиче-ских факторов. В зависимости от конкретных условий загрязнения могут оказывать на организм изолированное, комбинированное или комплексное действие. Однако, загрязняющие вещества не всегда являются непосредственной причиной разви-тия заболеваний, а часто могут играть роль факторов риска, которые увеличи-вают вероятность их возникновенияПод социальным ущербом понимается неоправданное снижение матери-ального богатства и темпов социально-культурного развития общества, в т. ч. ухудшение здоровья живущего населения и будущих поколений. В настоящее время отсутствует достоверная методика по определению влияния загрязнения на здоровье населения, а социальный ущерб определяют через расходы на здра-воохранение и социальное обеспечение: затраты на лечение, оплату больнич-ных листов, снижение производительности труда из-за невыходов на работу, т.е. экономическими показателями. В то же время такие разновидности соци-ального ущерба, как ухудшение условий труда и отдыха, снижение рекреаци-онного потенциала территорий и другие трудно поддаются стоимостной оценке. Экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвраще-ние социального ущерба рассчитывает по "Временной типовой методике опре-деления экологической эффективности природоохранных мероприятий и оцен-ки ущерба, наносимого народному хозяйству загрязнением окружающей сре-ды" (1981 г.). Согласно этой методике социальный эффект может характеризо-ваться такими показателями снижения ущерба, как предотвращение потерь продукции; сокращение выплат из фонда социального страхования; сокращение затрат на лечение.
Описание слайда:
29. Социальный ущерб 29. Социальный ущерб Появилась новая научная дисциплина – социальная экология, рассматривающая взаимосвязи и взаимоотношения человеческого общества с окружающей природной средой. Она является основой рационального природопользования и предполагает оптимизацию окружающей человека среды. Проведение мероприятий, изучающих окружающую среду, требует раз-работки санитарно-гигиенических критериев окружающей среды, которые обеспечивали бы оптимальные условия жизни человека. Одним из важнейших моментов социальных исследований в природопользовании является учет адаптационных возможностей организма к изменениям окружающей среды и контроль за тем, чтобы темпы изменения не опережали возможностей человека. Огромные территории России в настоящее время загрязнены солями тяжелых металлов, пестицидами, ядохимикатами и другими токсичными веществами.Анализ медико-демографических показателей и заболеваемости показал, что в России сложилась неблагоприятная медико-экологическая ситуация, вы-ражающаяся в снижении рождаемости, увеличении смертности, росте ряда за-болеваний, в отрицательном естественном приросте населения. В значительной степени медико-демографическую ситуацию определяет влияние экологиче-ских факторов. В зависимости от конкретных условий загрязнения могут оказывать на организм изолированное, комбинированное или комплексное действие. Однако, загрязняющие вещества не всегда являются непосредственной причиной разви-тия заболеваний, а часто могут играть роль факторов риска, которые увеличи-вают вероятность их возникновенияПод социальным ущербом понимается неоправданное снижение матери-ального богатства и темпов социально-культурного развития общества, в т. ч. ухудшение здоровья живущего населения и будущих поколений. В настоящее время отсутствует достоверная методика по определению влияния загрязнения на здоровье населения, а социальный ущерб определяют через расходы на здра-воохранение и социальное обеспечение: затраты на лечение, оплату больнич-ных листов, снижение производительности труда из-за невыходов на работу, т.е. экономическими показателями. В то же время такие разновидности соци-ального ущерба, как ухудшение условий труда и отдыха, снижение рекреаци-онного потенциала территорий и другие трудно поддаются стоимостной оценке. Экономическая эффективность природоохранных затрат на предотвраще-ние социального ущерба рассчитывает по "Временной типовой методике опре-деления экологической эффективности природоохранных мероприятий и оцен-ки ущерба, наносимого народному хозяйству загрязнением окружающей сре-ды" (1981 г.). Согласно этой методике социальный эффект может характеризо-ваться такими показателями снижения ущерба, как предотвращение потерь продукции; сокращение выплат из фонда социального страхования; сокращение затрат на лечение.

Слайд 6





30. Эффективность природопользования и осуществления природоохранных ме-роприятий
30. Эффективность природопользования и осуществления природоохранных ме-роприятий
Эффективность природопользования - эколого-социально-экономическая результативность использования природных ресурсов и эксплуатации природ-ной среды. При этом следует рассматривать не отдельные формы природополь-зования, которые в некоторых случаях могут быть псевдоубыточными (напри-мер, создание заповедников), а их комплекс, проводя соответствующее модели-рование и расчеты. 
Расчет эффективности природопользования необходим для: оценки уже полученных результатов;• выбора наиболее выгодных путей дальнейшего развития природополь-зования в целом и конкретных природоохранных мероприятий, в частности, оценки способов очистки; • определения объема затрат, необходимых для достижения желательных экологических результатов. Эффективность природоохранных мероприятий рассчитывается по формуле: Э = ∑∆У/З, где Э – эффективность природоохранных мероприятий; ∑∆У – сумма уменьшений ущербов; З – годовые затраты на осуществление природоохранных мероприятий. Еще больше средств нужно для достижения экологического оптимума (точка ПДК). При этом затраты на природоохранную деятельность должны быть такими, чтобы ущерба не возникало вообще. 
Расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основы-вается на сопоставлении затрат на их осуществление с экономическим резуль-татом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот результат выражается величиной ликвидированного или предотвращенного экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса.В каждый момент времени общество несет затраты, складывающиеся из средств, затраченных на предотвращение загрязнения (и вызываемого им ущерба), и ликвидацию последствий от тех загрязнений, которых не удалось избежать. Чем больше средств вкладывается в природоохранную деятельность (кривая 2), тем меньше их понадобится для ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды (кривая 1), и наоборот. При этом общая сумма затрат будет наименьшей при таком уровне загрязнения окружающей среды (точка 4), при котором первые затраты равны вторым. Превышение экономического результата над затратами на его достиже-ние свидетельствует об экономической эффективности природоохранного ме-роприятия. Разность между результатом и затратами характеризует экономиче-ский эффект
Описание слайда:
30. Эффективность природопользования и осуществления природоохранных ме-роприятий 30. Эффективность природопользования и осуществления природоохранных ме-роприятий Эффективность природопользования - эколого-социально-экономическая результативность использования природных ресурсов и эксплуатации природ-ной среды. При этом следует рассматривать не отдельные формы природополь-зования, которые в некоторых случаях могут быть псевдоубыточными (напри-мер, создание заповедников), а их комплекс, проводя соответствующее модели-рование и расчеты. Расчет эффективности природопользования необходим для: оценки уже полученных результатов;• выбора наиболее выгодных путей дальнейшего развития природополь-зования в целом и конкретных природоохранных мероприятий, в частности, оценки способов очистки; • определения объема затрат, необходимых для достижения желательных экологических результатов. Эффективность природоохранных мероприятий рассчитывается по формуле: Э = ∑∆У/З, где Э – эффективность природоохранных мероприятий; ∑∆У – сумма уменьшений ущербов; З – годовые затраты на осуществление природоохранных мероприятий. Еще больше средств нужно для достижения экологического оптимума (точка ПДК). При этом затраты на природоохранную деятельность должны быть такими, чтобы ущерба не возникало вообще. Расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основы-вается на сопоставлении затрат на их осуществление с экономическим резуль-татом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот результат выражается величиной ликвидированного или предотвращенного экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса.В каждый момент времени общество несет затраты, складывающиеся из средств, затраченных на предотвращение загрязнения (и вызываемого им ущерба), и ликвидацию последствий от тех загрязнений, которых не удалось избежать. Чем больше средств вкладывается в природоохранную деятельность (кривая 2), тем меньше их понадобится для ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды (кривая 1), и наоборот. При этом общая сумма затрат будет наименьшей при таком уровне загрязнения окружающей среды (точка 4), при котором первые затраты равны вторым. Превышение экономического результата над затратами на его достиже-ние свидетельствует об экономической эффективности природоохранного ме-роприятия. Разность между результатом и затратами характеризует экономиче-ский эффект

Слайд 7





31. Экономический механизм рационального природопользования и охраны окружающей сред
31. Экономический механизм рационального природопользования и охраны окружающей сред
В России создан и функционирует экономический механизм рациональ-ного природопользования и охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность – ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Новая структура экономического ме-ханизма сочетает как ранее действующие нормы (природноресурсные кадаст-ры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхо-вание и др.). В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений. Согласно Федеральному природоохранному закону (2002) к основным методам экономического регулирования государственных и рыночных отноше-ний в области охраны окружающей среды и рационального природопользова-ния относятся: • проведение экономической оценки воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; • установление платы за использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду; • установление лимитов на природопользование и на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также лимитов на размещение от-ходов и на другие виды негативного воздействия на окружающую среду; • предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ма-лоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энер-гии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природ-ной среды; • возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью челове-ка. Важнейшая задача нового экономического механизма рационального природопользования – сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предпри-ниматель были заинтересованы в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции
Описание слайда:
31. Экономический механизм рационального природопользования и охраны окружающей сред 31. Экономический механизм рационального природопользования и охраны окружающей сред В России создан и функционирует экономический механизм рациональ-ного природопользования и охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность – ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Новая структура экономического ме-ханизма сочетает как ранее действующие нормы (природноресурсные кадаст-ры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхо-вание и др.). В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений. Согласно Федеральному природоохранному закону (2002) к основным методам экономического регулирования государственных и рыночных отноше-ний в области охраны окружающей среды и рационального природопользова-ния относятся: • проведение экономической оценки воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; • установление платы за использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду; • установление лимитов на природопользование и на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также лимитов на размещение от-ходов и на другие виды негативного воздействия на окружающую среду; • предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ма-лоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энер-гии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природ-ной среды; • возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью челове-ка. Важнейшая задача нового экономического механизма рационального природопользования – сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предпри-ниматель были заинтересованы в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции

Слайд 8





32. Планирование рационального природопользования и природоохранной дея-тельности
32. Планирование рационального природопользования и природоохранной дея-тельности
Система планирования и финансирования природоохранной деятельности начала формироваться в период плановой экономики, и была подчинена логике функционирования этой системы. Планирование осуществлялось на основе государственных экологических программ и планов социально-экономического развития. В пятилетних планах социально-экономического развития указыва-лись задания по проведению природоохранных мер. Такие задания формулиро-вались как на государственном уровне, так и на уровне отраслей отдельных ре-гионов и конкретных предприятий. Системе планирования соответствовала си-стема финансирования - централизованное распределение материально-технических и финансовых ресурсов. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется планирова-ние охраны окружающей природной среды как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации и муниципальных органах. Оно представляет собой меро-приятия по охране окружающей природной среды и природопользованию в со-ставе экологических программ, разрабатываемых на основе комплексного ана-лиза важнейших факторов (демографической ситуации, научно-техническо по-тенциала, социальной структуры, состояния природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природ ресурсного потенциала отдельных регионов. Наиболее значимыми являются общие программы: • "Государственная стратегия РФ по охране окружающей среды и обеспе-чению устойчивого развития"; • "План действий Правительства РФ в области охраны окружающей сре-ды и природопользования. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, политическую неста-бильность в нашей стране начала внедрятся Государственная программа "Эко-логическая безопасность России", главной целью которой является научное обеспечение решения экологических проблем в условиях перехода к рыночной экономике. Программа включает в себя следующие направления: • стратегические проблемы обеспечения экологической безопасности; • экологический мониторинг и информационное обеспечение экологиче-ской безопасности; • медико-санитарно-гигиеническое обеспечение человека; • региональные экологические проблемы; • проблемы экологической безопасности промышленности, транспорта и сельского хозяйства; • использование и воспроизводство природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия; • экологическое воспитание и образование. В рамках Государственной программы "Ресурсосбережение и экологиче-ски безопасные процессы горнометаллургического производства" разработаны новые процессы плавки, позволяющие избежать выбросов загрязняющих ве-ществ в атмосферу. В рамках Государственной программы "Комплексное использование и воспроизводство древесного сырья" разработан новый, не имеющий аналогов в мире сухой способ получения бумаги, что позволяет полностью исключить ис-пользование воды (при современной технологии на 1 тонну бумаги расходуется 50 м3 воды). Конкретные требования по планированию использования и охраны при-родных ресурсов устанавливаются в соответствующих природно-ресурсных ак-тах, таких как: 1. Водный кодекс, включающий схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов и государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов;
Описание слайда:
32. Планирование рационального природопользования и природоохранной дея-тельности 32. Планирование рационального природопользования и природоохранной дея-тельности Система планирования и финансирования природоохранной деятельности начала формироваться в период плановой экономики, и была подчинена логике функционирования этой системы. Планирование осуществлялось на основе государственных экологических программ и планов социально-экономического развития. В пятилетних планах социально-экономического развития указыва-лись задания по проведению природоохранных мер. Такие задания формулиро-вались как на государственном уровне, так и на уровне отраслей отдельных ре-гионов и конкретных предприятий. Системе планирования соответствовала си-стема финансирования - централизованное распределение материально-технических и финансовых ресурсов. В настоящее время в Российской Федерации осуществляется планирова-ние охраны окружающей природной среды как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации и муниципальных органах. Оно представляет собой меро-приятия по охране окружающей природной среды и природопользованию в со-ставе экологических программ, разрабатываемых на основе комплексного ана-лиза важнейших факторов (демографической ситуации, научно-техническо по-тенциала, социальной структуры, состояния природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природ ресурсного потенциала отдельных регионов. Наиболее значимыми являются общие программы: • "Государственная стратегия РФ по охране окружающей среды и обеспе-чению устойчивого развития"; • "План действий Правительства РФ в области охраны окружающей сре-ды и природопользования. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, политическую неста-бильность в нашей стране начала внедрятся Государственная программа "Эко-логическая безопасность России", главной целью которой является научное обеспечение решения экологических проблем в условиях перехода к рыночной экономике. Программа включает в себя следующие направления: • стратегические проблемы обеспечения экологической безопасности; • экологический мониторинг и информационное обеспечение экологиче-ской безопасности; • медико-санитарно-гигиеническое обеспечение человека; • региональные экологические проблемы; • проблемы экологической безопасности промышленности, транспорта и сельского хозяйства; • использование и воспроизводство природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия; • экологическое воспитание и образование. В рамках Государственной программы "Ресурсосбережение и экологиче-ски безопасные процессы горнометаллургического производства" разработаны новые процессы плавки, позволяющие избежать выбросов загрязняющих ве-ществ в атмосферу. В рамках Государственной программы "Комплексное использование и воспроизводство древесного сырья" разработан новый, не имеющий аналогов в мире сухой способ получения бумаги, что позволяет полностью исключить ис-пользование воды (при современной технологии на 1 тонну бумаги расходуется 50 м3 воды). Конкретные требования по планированию использования и охраны при-родных ресурсов устанавливаются в соответствующих природно-ресурсных ак-тах, таких как: 1. Водный кодекс, включающий схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов и государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов;

Слайд 9





32. Планирование рационального природопользования и природоохранной дея-тельности
32. Планирование рационального природопользования и природоохранной дея-тельности
2. Закон "О животном мире", содержащий федеральные, территориальные и местные государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания; 3. Земельный кодекс РСФСР и Лесной кодекс РФ, устанавливающие, что планирование использования и охраны природных ресурсов и объектов осу-ществляется в форме земле- и лесоустройства. Так, задачами землеустройства является организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель. В основе всех разработанных программ лежит прогнозирование. Научноепрогнозирование в каждом конкретном случае проводится методами моделиро-вания изучаемых объектов или явлений, методами экспертных оценок, норма-методом. Общие требования к прогнозированию экологической обстановки за-креплены в Законе РФ "О государственном прогнозировании и программах со-циально-экономического развития" (1995).
Описание слайда:
32. Планирование рационального природопользования и природоохранной дея-тельности 32. Планирование рационального природопользования и природоохранной дея-тельности 2. Закон "О животном мире", содержащий федеральные, территориальные и местные государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания; 3. Земельный кодекс РСФСР и Лесной кодекс РФ, устанавливающие, что планирование использования и охраны природных ресурсов и объектов осу-ществляется в форме земле- и лесоустройства. Так, задачами землеустройства является организация рационального использования земель во всех отраслях народного хозяйства, создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны земель. В основе всех разработанных программ лежит прогнозирование. Научноепрогнозирование в каждом конкретном случае проводится методами моделиро-вания изучаемых объектов или явлений, методами экспертных оценок, норма-методом. Общие требования к прогнозированию экологической обстановки за-креплены в Законе РФ "О государственном прогнозировании и программах со-циально-экономического развития" (1995).

Слайд 10





33. Источники финансирования мероприятий по рациональному природопользо-ванию и охране окружающей среды
33. Источники финансирования мероприятий по рациональному природопользо-ванию и охране окружающей среды
До начала 90-х годов существовало три основных источ-ника финансирования природоохранных программ: • средства государственного бюджета; • средства отраслевых министерств; • средства промышленных предприятий. В настоящее время финансирование природопользования и затрат на восстановление и охрану окружающей природной среды осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. Государственное (бюджетное) финансирование направлено главным образом на выполнение целевых программ, ликвидацию последствий техноген-ных катастроф и стихийных бедствий, строительство крупных природоохранных сооружений. Доходная часть госбюджета (регионального и местного уров-ней) пополняется за счет платежей и отчислений за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Внебюджетное финансирование, т.е. за счет средств из внебюджетных источников, собственных средств природопользователей, экологических фон-дов и экологического страхования, – в условиях рыночной экономики выходит на первое место. Экологические фонды формируются в основном за счет платежей за нор-мативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, а так же штрафов за экологические нарушения. Но платежи в экологические фонды нельзя рассматривать только как источники формирования фондов, как откуп-ные за последующую антиэкологическую деятельность. Главное назначение платежей в экологические фонды - это развитие экономического стимулирова-ния сокращения загрязнения окружающей среды. В настоящее время деятельность региональных экологических фондов ре-гулируется следующими законодательными актами и нормативными докумен-тами". • "Закон_РФ «Об охране окружающей природной среды" (2002); • "Постановление правительства РФ ''О Федеральном экологическом фон-де" (1992).  В соответствии с этими документами, определяющими деятельность ре-гиональных экологических фондов на территории Российской Федерации, за-дачами экологических фондов являются: • финансирование и кредитование программ и научно-технических проек-тов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности населения; • мобилизация средств на природоохранные мероприятия и программы; • экономическое стимулирование бережного и эффективного использова-ния природных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий; • содействие в развитии экологического образования и воспитания и др. Экологические фонды могут образовываться за счет средств, полученных из различных источников. Средства, получаемые экологическими фондами за счет платежей за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды, являются сегодня основными источниками поступления средств в эко-логические фонды, и в дальнейшем распределяются следующим образом: • 10% средств направляется в Федеральный экологический фонд Российской Федерации на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения. Средства, остающиеся в территориальных экологических фондах, мо-гут распределяться так: • 60% - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; • 30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского значения.
Описание слайда:
33. Источники финансирования мероприятий по рациональному природопользо-ванию и охране окружающей среды 33. Источники финансирования мероприятий по рациональному природопользо-ванию и охране окружающей среды До начала 90-х годов существовало три основных источ-ника финансирования природоохранных программ: • средства государственного бюджета; • средства отраслевых министерств; • средства промышленных предприятий. В настоящее время финансирование природопользования и затрат на восстановление и охрану окружающей природной среды осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств. Государственное (бюджетное) финансирование направлено главным образом на выполнение целевых программ, ликвидацию последствий техноген-ных катастроф и стихийных бедствий, строительство крупных природоохранных сооружений. Доходная часть госбюджета (регионального и местного уров-ней) пополняется за счет платежей и отчислений за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Внебюджетное финансирование, т.е. за счет средств из внебюджетных источников, собственных средств природопользователей, экологических фон-дов и экологического страхования, – в условиях рыночной экономики выходит на первое место. Экологические фонды формируются в основном за счет платежей за нор-мативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, а так же штрафов за экологические нарушения. Но платежи в экологические фонды нельзя рассматривать только как источники формирования фондов, как откуп-ные за последующую антиэкологическую деятельность. Главное назначение платежей в экологические фонды - это развитие экономического стимулирова-ния сокращения загрязнения окружающей среды. В настоящее время деятельность региональных экологических фондов ре-гулируется следующими законодательными актами и нормативными докумен-тами". • "Закон_РФ «Об охране окружающей природной среды" (2002); • "Постановление правительства РФ ''О Федеральном экологическом фон-де" (1992). В соответствии с этими документами, определяющими деятельность ре-гиональных экологических фондов на территории Российской Федерации, за-дачами экологических фондов являются: • финансирование и кредитование программ и научно-технических проек-тов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности населения; • мобилизация средств на природоохранные мероприятия и программы; • экономическое стимулирование бережного и эффективного использова-ния природных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий; • содействие в развитии экологического образования и воспитания и др. Экологические фонды могут образовываться за счет средств, полученных из различных источников. Средства, получаемые экологическими фондами за счет платежей за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды, являются сегодня основными источниками поступления средств в эко-логические фонды, и в дальнейшем распределяются следующим образом: • 10% средств направляется в Федеральный экологический фонд Российской Федерации на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения. Средства, остающиеся в территориальных экологических фондах, мо-гут распределяться так: • 60% - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; • 30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского значения.

Слайд 11





33. Источники финансирования мероприятий по рациональному природопользо-ванию и охране окружающей среды
33. Источники финансирования мероприятий по рациональному природопользо-ванию и охране окружающей среды
Запрещается расходование средств экологических фондов на мероприя-тия, не связанные с природоохранной деятельностью. Основные направления, на которые можно расходовать средства экологического фонда: • на проведение научных исследований и проектных работ в области охраны окружающей природной среды, оценки природных ресурсов, совершен-ствования экономического механизма природопользования, создания безотход-ных технологий, природоохранных видов техники и оборудования и др.; • на внедрение экологически чистых технологий и оказание финансовой помощи предприятиям, научным, проектным организациям, осуществляющим такое внедрение; • на предоставление кредитов и субсидий предприятиям, осуществляю-щим строительство, реконструирование и капитальный ремонт объектов при-родоохранного назначения; • на участие в создании и совершенствовании автоматизированных си-стем мониторинга состояния окружающей природной среды и технических средств для них; 
Управление деятельностью экологических фондов осуществляется ис-полнительными органами государственной власти через соответствующие ко-митеты по экологии и природным ресурсам. Контроль за целевым использова-нием средств экологических фондов осуществляют местные комитеты по эко-логии и органы законодательной власти соотК источникам финансирования природоохранных мероприятий относятся также техническая помощь и кредиты международных финансовых организа-ций. Специфика этого источника финансирования заключается в ограниченно-сти свободы получателя кредита в направлениях его расходования ветствующих территориальных образований. Другим источником средств для проведения природоохранных мероприя-тий является как краткосрочное, так и долгосрочное кредитование. Главными условиями кредитования природоохранных мероприятий должно стать льгот-ное финансирование и "прибыльность" мероприятий (через предотвращенный ущерб), т.е. эти деньги могут расходоваться только на те природоохранные ме-роприятия, которые дадут реальное улучшение качества окружающей среды
Описание слайда:
33. Источники финансирования мероприятий по рациональному природопользо-ванию и охране окружающей среды 33. Источники финансирования мероприятий по рациональному природопользо-ванию и охране окружающей среды Запрещается расходование средств экологических фондов на мероприя-тия, не связанные с природоохранной деятельностью. Основные направления, на которые можно расходовать средства экологического фонда: • на проведение научных исследований и проектных работ в области охраны окружающей природной среды, оценки природных ресурсов, совершен-ствования экономического механизма природопользования, создания безотход-ных технологий, природоохранных видов техники и оборудования и др.; • на внедрение экологически чистых технологий и оказание финансовой помощи предприятиям, научным, проектным организациям, осуществляющим такое внедрение; • на предоставление кредитов и субсидий предприятиям, осуществляю-щим строительство, реконструирование и капитальный ремонт объектов при-родоохранного назначения; • на участие в создании и совершенствовании автоматизированных си-стем мониторинга состояния окружающей природной среды и технических средств для них; Управление деятельностью экологических фондов осуществляется ис-полнительными органами государственной власти через соответствующие ко-митеты по экологии и природным ресурсам. Контроль за целевым использова-нием средств экологических фондов осуществляют местные комитеты по эко-логии и органы законодательной власти соотК источникам финансирования природоохранных мероприятий относятся также техническая помощь и кредиты международных финансовых организа-ций. Специфика этого источника финансирования заключается в ограниченно-сти свободы получателя кредита в направлениях его расходования ветствующих территориальных образований. Другим источником средств для проведения природоохранных мероприя-тий является как краткосрочное, так и долгосрочное кредитование. Главными условиями кредитования природоохранных мероприятий должно стать льгот-ное финансирование и "прибыльность" мероприятий (через предотвращенный ущерб), т.е. эти деньги могут расходоваться только на те природоохранные ме-роприятия, которые дадут реальное улучшение качества окружающей среды

Слайд 12





34. Экологическое страховани
34. Экологическое страховани
Описание слайда:
34. Экологическое страховани 34. Экологическое страховани

Слайд 13





35. Материальное стимулирование рационального использования и охраны при-родных ресурсов
35. Материальное стимулирование рационального использования и охраны при-родных ресурсов
Система материального стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды является одним из рычагов экономического механизма природопользования.
В соответствии со ст. 24 Закона "Об охране окружающей природной среды" (1991) в Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды следующим путем:
Меры материального поощрения:• установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;• освобождения от налогообложения экологических фондов;• передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациями гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
Меры материального наказания:• введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой применением экологически опасных технологий;• штрафы за экологические правонарушения.
Таким образом, наряду с поощрительными мерами в законе "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено введение дополнительного налогообложения для экологически вредной продукции, выпускаемой на экологически грязных производствах. Проводить аттестацию продукции должна независимая экологическая экспертиза. При этом вводится система идентификации экологически чистой и грязной продукции (экологические марки, товарные знаки).
Меры стимулирования в виде дополнительного премирования или, наоборот, лишение премии, вручения ценных подарков и других мер поощрения и наказания по результатам природоохранной деятельности должны быть предусмотрены и для отдельных работников предприятия, непосредственно принимающих в ней участие.
Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.
Описание слайда:
35. Материальное стимулирование рационального использования и охраны при-родных ресурсов 35. Материальное стимулирование рационального использования и охраны при-родных ресурсов Система материального стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды является одним из рычагов экономического механизма природопользования. В соответствии со ст. 24 Закона "Об охране окружающей природной среды" (1991) в Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды следующим путем: Меры материального поощрения:• установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;• освобождения от налогообложения экологических фондов;• передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациями гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; Меры материального наказания:• введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой применением экологически опасных технологий;• штрафы за экологические правонарушения. Таким образом, наряду с поощрительными мерами в законе "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено введение дополнительного налогообложения для экологически вредной продукции, выпускаемой на экологически грязных производствах. Проводить аттестацию продукции должна независимая экологическая экспертиза. При этом вводится система идентификации экологически чистой и грязной продукции (экологические марки, товарные знаки). Меры стимулирования в виде дополнительного премирования или, наоборот, лишение премии, вручения ценных подарков и других мер поощрения и наказания по результатам природоохранной деятельности должны быть предусмотрены и для отдельных работников предприятия, непосредственно принимающих в ней участие. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.

Слайд 14





36. Платежи за природопользование и за загрязнение окружающей природной среды
36. Платежи за природопользование и за загрязнение окружающей природной среды
Целью установления платежей за природопользование и загрязнение окружающей природной среды является стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности природоохранной деятельности.
В соответствии со ст. 20 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" устанавливается два вида платежей:• плата за пользование природными ресурсами;• плата за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) регулируется соответствующими природно-ресурсными законодательными актами и взимается:• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов (условия и ставки платежей устанавливаются и дифференцируются субъектами РФ);• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;• на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую природную среду, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.
Существует два вида подобных платежей:– за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;– за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Для определения размера платы за загрязнение используются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов включают:• нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (такая плата рассчитывается по указанным нормативам в зависимости от вида слагаемого топлива, транспортного «детва и пробега);• нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты• нормативы платы за размещение отходов
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов
Описание слайда:
36. Платежи за природопользование и за загрязнение окружающей природной среды 36. Платежи за природопользование и за загрязнение окружающей природной среды Целью установления платежей за природопользование и загрязнение окружающей природной среды является стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности природоохранной деятельности. В соответствии со ст. 20 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" устанавливается два вида платежей:• плата за пользование природными ресурсами;• плата за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) регулируется соответствующими природно-ресурсными законодательными актами и взимается:• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов (условия и ставки платежей устанавливаются и дифференцируются субъектами РФ);• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;• на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую природную среду, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства. Существует два вида подобных платежей:– за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;– за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. Для определения размера платы за загрязнение используются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов включают:• нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (такая плата рассчитывается по указанным нормативам в зависимости от вида слагаемого топлива, транспортного «детва и пробега);• нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты• нормативы платы за размещение отходов Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов

Слайд 15





37. Экологическое налогообложение
37. Экологическое налогообложение
Экологическое налогообложение - одна из важных форм регулирования и рационализации природопользования. Экологические (их часто называют "зеленые") налоги призваны решать, по крайней мере, две задачи:• во-первых, сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам, в том числе природных ресурсов, и ущербам, наносимым окружающей среде;• во-вторых, способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом.
"Зеленые" налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития эколого - сбалансированных производств и видов деятельности, так и "подавляющую" для природоемкой деятельности. Здесь государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное по идее должны делать рыночные механизмы - воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и пр.
В общем случае для производителей налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельности целесообразно уменьшение налогооблагаемой прибыли. Здесь примером может быть сокращение налогооблагаемой прибыли на сумму, которую предприятие реинвестировало на природоохранные цели.
В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься. Например, от налогообложения освобождаются экологические фонды. Такую политику целесообразно проводить и для доходов предприятий, полученных от утилизации различного рода вторичных ресурсов и отходов, для добровольных взносов организаций и населения, а также российских и иностранных грантов на природоохранные цели и пр.
В экологоориентированной налоговой системе можно выделить четыре аспекта: отраслевой, технологической, региональный и продуктовый. С позиций перехода экономики к устойчивому типу развития, ее экологизации и структурной перестройки система налогов должна предусматривать повышенные налоги на природоэксплуатирующие отрасли и сектора, находящиеся в начале природно-продуктовой вертикали, что снизит эффективность инвестиций в их развитие. Пониженные налоги должны применяться для ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Техногенные и природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Налоговые льготы должны предоставляться государственным и частным предприятиям и организациям, производящим природоохранное и экологичное оборудование, материалы, а также осуществляющим экологические услуги (строительство и реконструкция природоохранных объектов и т.д.). Повышенные налоги должны использоваться при обложении экологически опасной продукции - озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и пр. Наиболее реально в ближайшее время широкое введение многими странами мира углеродного налога — налога на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. Угроза глобального потепления, подписанные международные соглашения об обязательствах государств по снижению выбросов углерода делают введение этого налога необходимым. . Говоря в целом о совершенствовании всей налоговой системы, можно выделить направление на значительное увеличение природноресурсной доли налогов. Современные системы налогов в мире и в
Описание слайда:
37. Экологическое налогообложение 37. Экологическое налогообложение Экологическое налогообложение - одна из важных форм регулирования и рационализации природопользования. Экологические (их часто называют "зеленые") налоги призваны решать, по крайней мере, две задачи:• во-первых, сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам, в том числе природных ресурсов, и ущербам, наносимым окружающей среде;• во-вторых, способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом. "Зеленые" налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития эколого - сбалансированных производств и видов деятельности, так и "подавляющую" для природоемкой деятельности. Здесь государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное по идее должны делать рыночные механизмы - воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и пр. В общем случае для производителей налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельности целесообразно уменьшение налогооблагаемой прибыли. Здесь примером может быть сокращение налогооблагаемой прибыли на сумму, которую предприятие реинвестировало на природоохранные цели. В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься. Например, от налогообложения освобождаются экологические фонды. Такую политику целесообразно проводить и для доходов предприятий, полученных от утилизации различного рода вторичных ресурсов и отходов, для добровольных взносов организаций и населения, а также российских и иностранных грантов на природоохранные цели и пр. В экологоориентированной налоговой системе можно выделить четыре аспекта: отраслевой, технологической, региональный и продуктовый. С позиций перехода экономики к устойчивому типу развития, ее экологизации и структурной перестройки система налогов должна предусматривать повышенные налоги на природоэксплуатирующие отрасли и сектора, находящиеся в начале природно-продуктовой вертикали, что снизит эффективность инвестиций в их развитие. Пониженные налоги должны применяться для ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Техногенные и природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Налоговые льготы должны предоставляться государственным и частным предприятиям и организациям, производящим природоохранное и экологичное оборудование, материалы, а также осуществляющим экологические услуги (строительство и реконструкция природоохранных объектов и т.д.). Повышенные налоги должны использоваться при обложении экологически опасной продукции - озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и пр. Наиболее реально в ближайшее время широкое введение многими странами мира углеродного налога — налога на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. Угроза глобального потепления, подписанные международные соглашения об обязательствах государств по снижению выбросов углерода делают введение этого налога необходимым. . Говоря в целом о совершенствовании всей налоговой системы, можно выделить направление на значительное увеличение природноресурсной доли налогов. Современные системы налогов в мире и в

Слайд 16





37. Экологическое налогообложение
37. Экологическое налогообложение
Описание слайда:
37. Экологическое налогообложение 37. Экологическое налогообложение

Слайд 17





38. Лицензии, договоры и лимиты на природопользование
38. Лицензии, договоры и лимиты на природопользование
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
В лицензию на комплексное природопользование включают:1) основные характеристики природного объекта, разрешенного к использованию;2) сведения о природопользователе;3) объем прав и ограничения в использовании объекта;4) порядок и условия внесения платежей за право природопользования;5) сроки действия лицензии и сроки начала работ.
Лицензии могут иметь экономический характер — разрешение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический — разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. Лицензия на комплексное природопользование выдается природоохранительными органами России сроком на один год, но право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населению.
Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда. Законодательством предусмотрены и другие виды договоров в сфере природопользования: 1) договор об использовании отдельных видов ресурсов; 2) договор аренды природных ресурсов .
Лимиты (ограничения) на природопользование — предельные доступные объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок. Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д. Лимиты на природопользование устанавливаются с учетом состояния природного объекта.
За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде. Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договора на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции
Описание слайда:
38. Лицензии, договоры и лимиты на природопользование 38. Лицензии, договоры и лимиты на природопользование Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы. В лицензию на комплексное природопользование включают:1) основные характеристики природного объекта, разрешенного к использованию;2) сведения о природопользователе;3) объем прав и ограничения в использовании объекта;4) порядок и условия внесения платежей за право природопользования;5) сроки действия лицензии и сроки начала работ. Лицензии могут иметь экономический характер — разрешение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический — разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. Лицензия на комплексное природопользование выдается природоохранительными органами России сроком на один год, но право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населению. Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда. Законодательством предусмотрены и другие виды договоров в сфере природопользования: 1) договор об использовании отдельных видов ресурсов; 2) договор аренды природных ресурсов . Лимиты (ограничения) на природопользование — предельные доступные объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок. Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д. Лимиты на природопользование устанавливаются с учетом состояния природного объекта. За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде. Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договора на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции

Слайд 18





39. Государственные органы управления в области природопользования
39. Государственные органы управления в области природопользования
Описание слайда:
39. Государственные органы управления в области природопользования 39. Государственные органы управления в области природопользования

Слайд 19





39. Государственные органы управления в области природопользования
39. Государственные органы управления в области природопользования
Описание слайда:
39. Государственные органы управления в области природопользования 39. Государственные органы управления в области природопользования

Слайд 20





40. Система экологического контроля в России
40. Система экологического контроля в России
Описание слайда:
40. Система экологического контроля в России 40. Система экологического контроля в России

Слайд 21





40. Система экологического контроля в России
40. Система экологического контроля в России
Описание слайда:
40. Система экологического контроля в России 40. Система экологического контроля в России

Слайд 22





41. Экологическая стандартизация и паспортизаци
41. Экологическая стандартизация и паспортизаци
Описание слайда:
41. Экологическая стандартизация и паспортизаци 41. Экологическая стандартизация и паспортизаци

Слайд 23





42. Экологический аудит и сертификация
42. Экологический аудит и сертификация
Описание слайда:
42. Экологический аудит и сертификация 42. Экологический аудит и сертификация

Слайд 24





43. Природные кадастры
43. Природные кадастры
Описание слайда:
43. Природные кадастры 43. Природные кадастры

Слайд 25





44. Источники экологического права
44. Источники экологического права
Описание слайда:
44. Источники экологического права 44. Источники экологического права

Слайд 26





44. Источники экологического права
44. Источники экологического права
Описание слайда:
44. Источники экологического права 44. Источники экологического права

Слайд 27





45. Юридическая ответственность за правонарушения в области природопользо-вания
45. Юридическая ответственность за правонарушения в области природопользо-вания
Описание слайда:
45. Юридическая ответственность за правонарушения в области природопользо-вания 45. Юридическая ответственность за правонарушения в области природопользо-вания

Слайд 28





46. Роль международных экологических отношений 
46. Роль международных экологических отношений
Описание слайда:
46. Роль международных экологических отношений 46. Роль международных экологических отношений

Слайд 29





46. Роль международных экологических отношений 
46. Роль международных экологических отношений
Описание слайда:
46. Роль международных экологических отношений 46. Роль международных экологических отношений

Слайд 30





47. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды
47. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды
Описание слайда:
47. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды 47. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды

Слайд 31





47. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды
47. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды
Описание слайда:
47. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды 47. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды

Слайд 32





48. Участие России в международном экологическом сотрудничестве
48. Участие России в международном экологическом сотрудничестве
Описание слайда:
48. Участие России в международном экологическом сотрудничестве 48. Участие России в международном экологическом сотрудничестве



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию