🗊Презентация Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования

Нажмите для полного просмотра!
Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №1Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №2Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №3Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №4Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №5Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №6Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №7Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №8Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №9Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №10Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №11Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №12Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №13Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №14Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования, слайд №15

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования. Доклад-сообщение содержит 15 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





История и методология экономической науки
Тема-3. Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования

Вопросы:
   1. Диалектика позитивного и нормативного анализа в экономике. Методологические (характеризующие) и оценивающие (ценностные) суждения.
   2. Научный факт как результат позитивного исследования.
   3. Объективные и субъективные основания оценочных суждений и нормативного анализа.
   4. Историческая ретроспектива разграничения «позитивного» и «нормативного».
   5. Теорема о «невидимой руке» и необходимость нормативной институционализации экономических отношений, детерминированных механизмом рынка.
Описание слайда:
История и методология экономической науки Тема-3. Позитивная и нормативная экономическая наука и методология исследования Вопросы: 1. Диалектика позитивного и нормативного анализа в экономике. Методологические (характеризующие) и оценивающие (ценностные) суждения. 2. Научный факт как результат позитивного исследования. 3. Объективные и субъективные основания оценочных суждений и нормативного анализа. 4. Историческая ретроспектива разграничения «позитивного» и «нормативного». 5. Теорема о «невидимой руке» и необходимость нормативной институционализации экономических отношений, детерминированных механизмом рынка.

Слайд 2





1-1. Диалектика позитивного и нормативного анализа в экономике. Методологические (характеризующие) и оценивающие 
(ценностные) суждения
Описание слайда:
1-1. Диалектика позитивного и нормативного анализа в экономике. Методологические (характеризующие) и оценивающие (ценностные) суждения

Слайд 3





1-2. Диалектика позитивного и нормативного анализа в экономике. Методологические (характеризующие) и оценивающие 
(ценностные) суждения
Описание слайда:
1-2. Диалектика позитивного и нормативного анализа в экономике. Методологические (характеризующие) и оценивающие (ценностные) суждения

Слайд 4





1-3. Методологические и ценностные суждения

   1. Характеризующие ценностные суждения (методологические суждения) – это суждения, непосредственно связанные с теорией и практикой научного исследования: выбор предмета, способ анализа проблемы, фиксация критериев обоснованности результатов и др.
   2. Оценивающие ценностные суждения (ценностные суждения, или нормативные ценностные суждения) – это утверждения о желаемом состоянии исследуемого объекта, или желаемом поведении людей в той или иной сфере деятельности и др.
Описание слайда:
1-3. Методологические и ценностные суждения 1. Характеризующие ценностные суждения (методологические суждения) – это суждения, непосредственно связанные с теорией и практикой научного исследования: выбор предмета, способ анализа проблемы, фиксация критериев обоснованности результатов и др. 2. Оценивающие ценностные суждения (ценностные суждения, или нормативные ценностные суждения) – это утверждения о желаемом состоянии исследуемого объекта, или желаемом поведении людей в той или иной сфере деятельности и др.

Слайд 5





1-4. Согласие с аксиологическими (ценностными) суждениями в разных слоях российского населения (в %)
(Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2008. - С. 217).
Описание слайда:
1-4. Согласие с аксиологическими (ценностными) суждениями в разных слоях российского населения (в %) (Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2008. - С. 217).

Слайд 6





2-1. Научный факт как результат позитивного исследования 
 Научный факт – это форма научного знания, результат научного исследования, в котором фиксируется некоторое конкретное явление или событие. 
 Научный факт фиксирует достоверные, реально существующие, объективные данные, выявленные в процессе научного познания.
 Научное познание - это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. 
 Реальное событие (явление) составляет объективную основу факта; субъективной его стороной является деятельность ученого-исследователя по фиксации, описанию событий.
 Научные факты могут быть:
    1. Собственно фактологические – они представляют собой набор любых систематизированных фактов, характеризующих действительность.
   2. Теоретические (фундаментальные) – это различные теории, объясняющие процессы происходящие в объективной действительности.
   3. Технико-прикладные (технологии) - знания о практическом, в том числе производительном, применении полученных знаний.
   4. Практически прикладные (праксеологические) - знания об экономическом эффекте, получаемом в результате применения научных достижений и др.
Описание слайда:
2-1. Научный факт как результат позитивного исследования Научный факт – это форма научного знания, результат научного исследования, в котором фиксируется некоторое конкретное явление или событие. Научный факт фиксирует достоверные, реально существующие, объективные данные, выявленные в процессе научного познания. Научное познание - это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Реальное событие (явление) составляет объективную основу факта; субъективной его стороной является деятельность ученого-исследователя по фиксации, описанию событий. Научные факты могут быть: 1. Собственно фактологические – они представляют собой набор любых систематизированных фактов, характеризующих действительность. 2. Теоретические (фундаментальные) – это различные теории, объясняющие процессы происходящие в объективной действительности. 3. Технико-прикладные (технологии) - знания о практическом, в том числе производительном, применении полученных знаний. 4. Практически прикладные (праксеологические) - знания об экономическом эффекте, получаемом в результате применения научных достижений и др.

Слайд 7





2-2. Научный факт как результат позитивного исследования
 Формы научного знания: научные понятия, обобщающие суждения, программы, типологии, классификации, методики, практические рекомендации, рабочие и научные гипотезы, фундаментальные и прикладные теории.
Критерии научного факта:

    1.  АКТУАЛЬНОСТЬ – научный факт призван отражать реальные экономические проблемы жизни и деятельности личности и общества.
    2. СИСТЕМНОСТЬ И ЛОГИЧНОСТЬ ЗНАНИЯ – научный факт всегда имеет систематический, упорядоченный, логически стройный, последовательный характер.
    3. НАЛИЧИЕ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ – научный факт является результатом поставленной научной цели (получение новых знаний, формирование научных принципов и теорий и т.д.).
    4. АКСИОЛОГИЧНОСТЬ (ЦЕННОСТЬ) – научный факт призван обеспечивать реальный общественный прогресс, удовлетворяя соответствующие потребности.
    5. ТВОРЧЕСТВО И РАЦИОНАЛИЗМ – научный факт всегда основывается на интеллекте и разуме, на использовании правил доказательства и интуиции.
    6. ЭКСПЕРИМЕНТ – научный факт должен быть подтвержден с помощью эксперимента с использованием опытно-экспериментальных данных и инструментально-технической базы.
    7. МАТЕМАТИЗАЦИЯ - к научному факту должен быть применим математический аппарат и другие приемы обработки фактического материала.
Описание слайда:
2-2. Научный факт как результат позитивного исследования Формы научного знания: научные понятия, обобщающие суждения, программы, типологии, классификации, методики, практические рекомендации, рабочие и научные гипотезы, фундаментальные и прикладные теории. Критерии научного факта: 1. АКТУАЛЬНОСТЬ – научный факт призван отражать реальные экономические проблемы жизни и деятельности личности и общества. 2. СИСТЕМНОСТЬ И ЛОГИЧНОСТЬ ЗНАНИЯ – научный факт всегда имеет систематический, упорядоченный, логически стройный, последовательный характер. 3. НАЛИЧИЕ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ – научный факт является результатом поставленной научной цели (получение новых знаний, формирование научных принципов и теорий и т.д.). 4. АКСИОЛОГИЧНОСТЬ (ЦЕННОСТЬ) – научный факт призван обеспечивать реальный общественный прогресс, удовлетворяя соответствующие потребности. 5. ТВОРЧЕСТВО И РАЦИОНАЛИЗМ – научный факт всегда основывается на интеллекте и разуме, на использовании правил доказательства и интуиции. 6. ЭКСПЕРИМЕНТ – научный факт должен быть подтвержден с помощью эксперимента с использованием опытно-экспериментальных данных и инструментально-технической базы. 7. МАТЕМАТИЗАЦИЯ - к научному факту должен быть применим математический аппарат и другие приемы обработки фактического материала.

Слайд 8





2-3. Научный факт как результат позитивного исследования
 Научный факт характеризуется:
       1. НАУЧНОСТЬЮ (соблюдение критериев научного знания, упорядоченности, логической стройности, взаимосвязанности, последовательности и др.).
       2. АКСИОЛОГИЧНОСТЬЮ (исследуемый предмет должен реально удовлетворять потребностям познания и заключать в себе потенциал полезности и ценности).
       3. МЕТОДОЛОГИЧНОСТЬЮ (должен быть понятен исследовательский «поток», которого придерживается исследователь).
       3. ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ (учет всего многообразия фактов и явлений в рамках исследуемого объекта, явления, процесса).
       4. ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬЮ (способность к воссозданию исследовательского процесса другими исследователями).
       5. ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬЮ (новые знания в форме выводов, положений и рекомендаций должны быть всесторонне обоснованы, аргументированы, верифицированы, объяснены и т.д.)
       6. ТОЧНОСТЬЮ (новое знание должно отражать истинное положение дел,  являться «попаданием» в исследовательскую «десятку»).
Описание слайда:
2-3. Научный факт как результат позитивного исследования Научный факт характеризуется: 1. НАУЧНОСТЬЮ (соблюдение критериев научного знания, упорядоченности, логической стройности, взаимосвязанности, последовательности и др.). 2. АКСИОЛОГИЧНОСТЬЮ (исследуемый предмет должен реально удовлетворять потребностям познания и заключать в себе потенциал полезности и ценности). 3. МЕТОДОЛОГИЧНОСТЬЮ (должен быть понятен исследовательский «поток», которого придерживается исследователь). 3. ОБЪЕКТИВНОСТЬЮ (учет всего многообразия фактов и явлений в рамках исследуемого объекта, явления, процесса). 4. ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬЮ (способность к воссозданию исследовательского процесса другими исследователями). 5. ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬЮ (новые знания в форме выводов, положений и рекомендаций должны быть всесторонне обоснованы, аргументированы, верифицированы, объяснены и т.д.) 6. ТОЧНОСТЬЮ (новое знание должно отражать истинное положение дел, являться «попаданием» в исследовательскую «десятку»).

Слайд 9





2-4. Истинность научного факта (явления «позитивного»)
Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
Формы истины: 1. ПРЕДМЕТНАЯ (ВЕЩЕСТВЕННО-СУБСТРАТНАЯ); 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ (НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, О РЕЛИГИИ И ДР.); 3. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ (НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И ИХ МЕТОДОЛОГИИ); 4. ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ (МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ); 5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ (ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ) И ДР.
Критерии истинности научного факта
    1. КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ - это зависимость истины от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, а также от условий, места и времени, в которых эти явления развиваются.
    2. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ - логическая связь с другими положениями данной науки и/или исследовательской практики (комплементарность выводов).
    3. АДЕКВАТНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ – методы исследования должны соответствовать требованиям самого предмета исследования.
    4. ОБОСНОВАННОСТЬ – доказанность положений и выводов носит всесторонний, часто междисциплинарный характер.
    5. «СВОБОДА» ОТ СУБЪЕКТИВИЗМА - истина должна быть «нейтральна» по отношению к ментальным предубеждениям исследователей, интересам групп, партий и др.
Описание слайда:
2-4. Истинность научного факта (явления «позитивного») Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. Формы истины: 1. ПРЕДМЕТНАЯ (ВЕЩЕСТВЕННО-СУБСТРАТНАЯ); 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ (НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ, О РЕЛИГИИ И ДР.); 3. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ (НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И ИХ МЕТОДОЛОГИИ); 4. ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ (МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ); 5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ (ПУТИ РЕШЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ) И ДР. Критерии истинности научного факта 1. КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ - это зависимость истины от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, а также от условий, места и времени, в которых эти явления развиваются. 2. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ - логическая связь с другими положениями данной науки и/или исследовательской практики (комплементарность выводов). 3. АДЕКВАТНОСТЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДОВ – методы исследования должны соответствовать требованиям самого предмета исследования. 4. ОБОСНОВАННОСТЬ – доказанность положений и выводов носит всесторонний, часто междисциплинарный характер. 5. «СВОБОДА» ОТ СУБЪЕКТИВИЗМА - истина должна быть «нейтральна» по отношению к ментальным предубеждениям исследователей, интересам групп, партий и др.

Слайд 10





3. Объективные и субъективные основания оценочных 
суждений и нормативного анализа
Описание слайда:
3. Объективные и субъективные основания оценочных суждений и нормативного анализа

Слайд 11





4-1. Историческая ретроспектива разграничения 
«позитивного» и «нормативного»
(так называемая «Гильотина Д.Юма»: обоюдоострое логическое различие между областью фактов и областью ценностей)
(Дэвид Юм: 1711-1776; шотландский философ: «Трактат о человеческой природе»)
   








     

     Жесткая трактовка Д.Юма: «невозможно вывести то, что должно быть, из того, что есть», что сугубо фактологические утверждения могут повлечь лишь другие фактологические утверждения. Они ни в коем случае не определяют нормы, этические высказывания, или предписания что-либо сделать, хотя и влияют на них.
Описание слайда:
4-1. Историческая ретроспектива разграничения «позитивного» и «нормативного» (так называемая «Гильотина Д.Юма»: обоюдоострое логическое различие между областью фактов и областью ценностей) (Дэвид Юм: 1711-1776; шотландский философ: «Трактат о человеческой природе») Жесткая трактовка Д.Юма: «невозможно вывести то, что должно быть, из того, что есть», что сугубо фактологические утверждения могут повлечь лишь другие фактологические утверждения. Они ни в коем случае не определяют нормы, этические высказывания, или предписания что-либо сделать, хотя и влияют на них.

Слайд 12





4-2. Экономический анализ не свободен от ценностных и оценочных  суждений
(«смирительная рубашка» Гуннара Мюрдаля: 1898-1987; шведский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике)
     Альтернатива Д.Юму: жесткая трактовка Гуннара Мюрдаля: невозможно отличить позитивную экономическую теорию от нормативной; нужно лишь с самого начала исследования смело заявить о своих ценностных установках!!!
      Г. Мюрдаль: «Единственный способ, которым мы можем стремиться к объективности в теоретическом анализе, - это вынести наши ценности из тени в свет, осознать их, специфицировать, открыто заявить о них и позволить им определять теоретические исследования. Нет ничего плохого в ценностно нагруженных концепциях, если они ясно определены в терминах, открыто сформулированных ценностных предпосылках».

     В рамках предмета экономики учитываются все три уровня:
     производство, отношения, институты
(именно институты «впитывают» в себя ценностные установки и идеологические смыслы исследователя)
Описание слайда:
4-2. Экономический анализ не свободен от ценностных и оценочных суждений («смирительная рубашка» Гуннара Мюрдаля: 1898-1987; шведский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике) Альтернатива Д.Юму: жесткая трактовка Гуннара Мюрдаля: невозможно отличить позитивную экономическую теорию от нормативной; нужно лишь с самого начала исследования смело заявить о своих ценностных установках!!! Г. Мюрдаль: «Единственный способ, которым мы можем стремиться к объективности в теоретическом анализе, - это вынести наши ценности из тени в свет, осознать их, специфицировать, открыто заявить о них и позволить им определять теоретические исследования. Нет ничего плохого в ценностно нагруженных концепциях, если они ясно определены в терминах, открыто сформулированных ценностных предпосылках». В рамках предмета экономики учитываются все три уровня: производство, отношения, институты (именно институты «впитывают» в себя ценностные установки и идеологические смыслы исследователя)

Слайд 13





4-3. Историческая ретроспектива разграничения 
«позитивного» и «нормативного» (некоторые положения)
Описание слайда:
4-3. Историческая ретроспектива разграничения «позитивного» и «нормативного» (некоторые положения)

Слайд 14





5-1. Теорема о «невидимой руке» и необходимость нормативной институционализации экономических отношений, детерминированных механизмом рынка
Описание слайда:
5-1. Теорема о «невидимой руке» и необходимость нормативной институционализации экономических отношений, детерминированных механизмом рынка

Слайд 15





5-2. Антипозитивный и «квазинормативный» анализ современной российской экономики
Описание слайда:
5-2. Антипозитивный и «квазинормативный» анализ современной российской экономики



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию