🗊Презентация Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания

Категория: Философия
Нажмите для полного просмотра!
Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №1Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №2Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №3Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №4Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №5Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №6Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №7Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №8Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №9Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №10Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №11Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №12Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №13Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №14Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №15Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №16Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №17Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №18Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №19Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №20Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №21Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №22Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №23Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №24Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №25Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №26Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №27Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №28Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №29Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №30Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №31Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №32Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №33Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №34Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №35Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №36Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №37Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №38Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №39Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №40Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №41Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №42Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №43Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №44Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №45Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №46Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №47Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №48Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №49Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №50

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания. Доклад-сообщение содержит 50 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Познание
Описание слайда:
Познание

Слайд 2





План:
Социально – историческая природа познания. Понятие и структура познания.
Формы и методы чувственного познания.
Формы и методы рационального познания.
Истина и ее критерии. Основные концепции истины.
Практика.
Описание слайда:
План: Социально – историческая природа познания. Понятие и структура познания. Формы и методы чувственного познания. Формы и методы рационального познания. Истина и ее критерии. Основные концепции истины. Практика.

Слайд 3





Литература:
П.В.Алексеев, А.В.Панин. Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 1991. – 383 с. 
Х.-Г.Гадамер. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – Москва: Прогресс, 1988. – 704 с. 
В.В.Ильин. Теория познания. Эпистемология. – Москва: Издательство МГУ, 1974. – 136 с. 
С.Х.Карпенков. Основные концепции естествознания. – Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 208 с. 
Ойзерман Т.И. Теория познания. М.,1989.
Описание слайда:
Литература: П.В.Алексеев, А.В.Панин. Теория познания и диалектика. – Москва: Высшая школа, 1991. – 383 с. Х.-Г.Гадамер. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – Москва: Прогресс, 1988. – 704 с. В.В.Ильин. Теория познания. Эпистемология. – Москва: Издательство МГУ, 1974. – 136 с. С.Х.Карпенков. Основные концепции естествознания. – Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 208 с. Ойзерман Т.И. Теория познания. М.,1989.

Слайд 4






Социально – историческая природа познания. Понятие и структура познания.
Описание слайда:
Социально – историческая природа познания. Понятие и структура познания.

Слайд 5






Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не все в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как вам известно, с самых давних дней.

"Фауст" (Ч. I. Ночь)
Описание слайда:
Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос. На этот счет у нас не все в порядке. Немногих, проникавших в суть вещей И раскрывавших всем души скрижали, Сжигали на кострах и распинали, Как вам известно, с самых давних дней. "Фауст" (Ч. I. Ночь)

Слайд 6






Познание — процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
Описание слайда:
Познание — процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: • познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества); • познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Слайд 7





В истории философской мысли существовали учения утверждающие и отрицающие возможность познания мира (гностические и агностические учения).
В истории философской мысли существовали учения утверждающие и отрицающие возможность познания мира (гностические и агностические учения).
Описание слайда:
В истории философской мысли существовали учения утверждающие и отрицающие возможность познания мира (гностические и агностические учения). В истории философской мысли существовали учения утверждающие и отрицающие возможность познания мира (гностические и агностические учения).

Слайд 8


Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №8
Описание слайда:

Слайд 9


Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №9
Описание слайда:

Слайд 10


Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11


Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №11
Описание слайда:

Слайд 12


Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №12
Описание слайда:

Слайд 13





Развивали идеи познаваемости мира и истинности человеческих знаний:
Описание слайда:
Развивали идеи познаваемости мира и истинности человеческих знаний:

Слайд 14





ПОЗНАНИЕ - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
ПОЗНАНИЕ - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Описание слайда:
ПОЗНАНИЕ - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. ПОЗНАНИЕ - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Слайд 15





Знания это- информация об окружающем мире
Описание слайда:
Знания это- информация об окружающем мире

Слайд 16





Формы знаний:

Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
Описание слайда:
Формы знаний: Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами Донаучное – прототип, предпосылки научного знания Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Слайд 17





основные точки зрения на про­цесс познания:
Описание слайда:
основные точки зрения на про­цесс познания:

Слайд 18





Структура познания
Описание слайда:
Структура познания

Слайд 19






Модели познания
Описание слайда:
Модели познания

Слайд 20


Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22


Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23






2.Формы и методы чувственного познания.
Описание слайда:
2.Формы и методы чувственного познания.

Слайд 24





Формы чувственного познания :

Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол - холодный)
Восприятие - целостный образ предмета ( стол - холодный, гладкий, теплый)
Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)
Описание слайда:
Формы чувственного познания : Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол - холодный) Восприятие - целостный образ предмета ( стол - холодный, гладкий, теплый) Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)

Слайд 25





Концепции чувственного познания
Эмпиризм – философское учение , которое рассматривало чувственный опыт  основным источником знаний




Ф.Бэкон                                                                                                        Э.Мах
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания

  Джон Локк                                                                                            Э.Б.де Кандильяк
Описание слайда:
Концепции чувственного познания Эмпиризм – философское учение , которое рассматривало чувственный опыт основным источником знаний Ф.Бэкон Э.Мах Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания Джон Локк Э.Б.де Кандильяк

Слайд 26





Особенности чувственного познания:


-       отражает только признаки предметов

-       пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)

-       нельзя постичь сущности предметов и их свойств
Описание слайда:
Особенности чувственного познания: - отражает только признаки предметов - пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное) - нельзя постичь сущности предметов и их свойств

Слайд 27






3.Формы и методы рационального познания познания.
Описание слайда:
3.Формы и методы рационального познания познания.

Слайд 28


Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №28
Описание слайда:

Слайд 29





Формы рационального познания:
Описание слайда:
Формы рационального познания:

Слайд 30





Виды   умозаключений:

		Все  люди  смертны
		Иван - человек
		           
		Иван смертен
Описание слайда:
Виды умозаключений: Все люди смертны Иван - человек  Иван смертен

Слайд 31





Виды   умозаключений:

		Земля вращается вокруг Солнца
		Венера вращается вокруг Солнца
	Земля и Венера - планеты Солнечной системы
		                         
		Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца
Описание слайда:
Виды умозаключений: Земля вращается вокруг Солнца Венера вращается вокруг Солнца Земля и Венера - планеты Солнечной системы  Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца

Слайд 32





Виды   умозаключений:

		Саша брат Игоря
		Игорь брат Васи
		           
		Вася брат Саши
Описание слайда:
Виды умозаключений: Саша брат Игоря Игорь брат Васи  Вася брат Саши

Слайд 33





Особенности рационального познания:
Описание слайда:
Особенности рационального познания:

Слайд 34





Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — направление, которое утверждает, что наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — направление, которое утверждает, что наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

                     Р.Декарт
Описание слайда:
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — направление, которое утверждает, что наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства. Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — направление, которое утверждает, что наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства. Р.Декарт

Слайд 35





4. Истина и ее критерии
4. Истина и ее критерии
Описание слайда:
4. Истина и ее критерии 4. Истина и ее критерии

Слайд 36


Познание. Социально-историческая природа познания. Понятие и структура познания, слайд №36
Описание слайда:

Слайд 37





«Что есть истина ?»
«Что есть истина ?»
          Н.Ге
Описание слайда:
«Что есть истина ?» «Что есть истина ?» Н.Ге

Слайд 38





Цель познания – истина
Цель познания – истина

Истина - знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним
Признаки истины:
- объективность- независимость от сознания человека
- конкретность
- это процесс
Описание слайда:
Цель познания – истина Цель познания – истина Истина - знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним Признаки истины: - объективность- независимость от сознания человека - конкретность - это процесс

Слайд 39





Виды истины:
Описание слайда:
Виды истины:

Слайд 40





			
			

ВИДЫ ИСТИНЫ:
1. Объективная. Это содержание знаний не зависимое ни от человека, ни от человечества в целом. Земля  вращается вокруг Солнца, тела состоят из молекул, Земля имеет атмосферу и т.д.
2. Субъективная. Это содержание знаний, зависимое от человека. Связано с понятиями приятно/неприятно, тепло/холодно, вкусно/невкусно и др. Груши вкусные, учиться скучно, некрасивая девушка и т.д.
Описание слайда:
ВИДЫ ИСТИНЫ: 1. Объективная. Это содержание знаний не зависимое ни от человека, ни от человечества в целом. Земля вращается вокруг Солнца, тела состоят из молекул, Земля имеет атмосферу и т.д. 2. Субъективная. Это содержание знаний, зависимое от человека. Связано с понятиями приятно/неприятно, тепло/холодно, вкусно/невкусно и др. Груши вкусные, учиться скучно, некрасивая девушка и т.д.

Слайд 41





Концепции истины:
Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью(Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени…)
                                                                          Г.  Гегель
Описание слайда:
Концепции истины: Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью(Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени…) Г. Гегель

Слайд 42





Концепции истины:
Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения 
                 Т.Кун
Описание слайда:
Концепции истины: Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения Т.Кун

Слайд 43





Концепции истины:
Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний.
                                       Э.Мах
Описание слайда:
Концепции истины: Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний. Э.Мах

Слайд 44





Концепции истины:
Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс).
Описание слайда:
Концепции истины: Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс).

Слайд 45





Критерии истины
Классическая концепция
Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности
Критерий: чувственный опыт и/или ясность и отчетливость, практика

Когерентная концепция
Истина есть согласованность знаний
Критерий : согласованность с общей системой знаний

Прагматическая концепция
Истина есть практически полезное знание
Критерий: эффективность, практика

Конвенциональная концепция
Истина есть соглашение
Критерий: всеобщее согласие
Описание слайда:
Критерии истины Классическая концепция Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности Критерий: чувственный опыт и/или ясность и отчетливость, практика Когерентная концепция Истина есть согласованность знаний Критерий : согласованность с общей системой знаний Прагматическая концепция Истина есть практически полезное знание Критерий: эффективность, практика Конвенциональная концепция Истина есть соглашение Критерий: всеобщее согласие

Слайд 46





Современная теория познания:
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
         1. соответствие законам логики;
         2. соответствие ранее открытым законам науки;
         3. соответствие фундаментальным законам;
         4. простота, экономичность формулы;
         5. парадоксальность идеи;
         6. практика.
Описание слайда:
Современная теория познания: Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.          1. соответствие законам логики;          2. соответствие ранее открытым законам науки;          3. соответствие фундаментальным законам;          4. простота, экономичность формулы;          5. парадоксальность идеи;          6. практика.

Слайд 47






Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.

Ложь - преднамеренное искажение истины в корыстных целях.

Дезинформация -передача ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.
Описание слайда:
Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Ложь - преднамеренное искажение истины в корыстных целях. Дезинформация -передача ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

Слайд 48





5. Практика.
5. Практика.
Описание слайда:
5. Практика. 5. Практика.

Слайд 49





Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
материальное производство (труд, преобразование природы);
социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
научный эксперимент.
Описание слайда:
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент.

Слайд 50





Функции практики:

источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности);
критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
 
Описание слайда:
Функции практики: источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.); основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его); цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности); критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).  



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию