Описание слайда:
Поп-музыка
Поп-музыка(англ. pop music — сокращение от popular music — популярная, общедоступная музыка, музыка массовыхжанров; в современном слэнге российских масс-медиа распространено производное от поп-музыкиуничижительное «попса») Понятие, охватывающее различные стили и жанры преимущественноразвлекательного эстрадного музицирования, способного иметь коммерческий успех (см. также Шлягер). П.-м. принято отличать от популярной музыки в широком смысле слова, т. е. совокупности наиболее известных, часто исполняемых произведений концертного репертуара. Впрочем, в музыкально-критическомсловоупотреблении последнего времени это различение стирается, и репертуар, а также концертная практиканаиболее известных оперных «звезд» нередко оценивается как разновидность П.-м. (чему имеются основанияв сугубо коммерческой продюсерской стратегии, например Лучано Паваротти). Термин П.-м. выдвинут в 1950-е гг. применительно к рок-музыке. Однако в конце 60-х и в 70-е годы рок-движение противопоставило себяпоп-эстраде; критериями противопоставления был жесткий культурный «революционаризм» ихудожественные притязания рок-музыки, отсутствующие в сугубо прикладном развлекательном искусстве. Ксередине 80-х это противопоставление стерлось (в связи с чем нередко говорят о «смерти рок-музыки»), имузыканты, принадлежавшие рок-движению, вернулись к коммерческим стратегиям и эстетическим принципамП.-м. Типологическая определенность П.-м. создается четырьмя факторами: развлекательной функцией, особой ролью художественного стандарта, аналогичной канону в фольклорном и традиционномпрофессиональном искусстве, тесной связью с масс-медиа и техническими средствами тиражирования ираспространения художественной продукции, коммерческой стратегией промоушн — продвижения кпопулярности исполнителей и произведений. Описываемая система складывалась с середины XIX в., законченный облик получила вместе с расцветом фонографической индустрии. Рост техническихвозможностей распространения и тиражирования, усложнение системы электронных масс-медиа разделилиисторию П.-м. на два этапа. В 1910-50-е гг. главными средствами тиражирования П.-м. была пластинка; с1950-х по наши дни друг на друга замкнуты фонограмма (пластинка, магнитофонная кассета, компакт-диск) ителевидеоклип. На первом этапе в функции рекламной компании, обеспечивающей продажу пластинок, выступали главным образом живые концерты (но также радиотрансляции и прокручивания записей вресторанах и местах отдыха); на втором этапе к этим средствам обеспечения успешной продажи фонограммдобавляется телевидеоклип, постепенно переродившийся в новый самостоятельный вид поп-продукции. Наобоих этапах главной фигурой творческого процесса являлся продюсер. Его главная задача — продвинуть кпопулярности эстрадных исполнителей — в первой половине века решалось не только задействованиемописанной системы распространения записей, но и особой работой над репертуаром. В 1910-20-х гг. продюсеры (в их роли нередко выступали художественные директора и редакторы фонографических фирм) создавали бригады из мелодиста, аранжировщика, текстовика (тексты создавались, как правило, наимеющуюся музыкальную «рыбу»), которые нередко работали вне контакта друг с другом. Результаты ихработы сводились воедино в расчете на определенного исполнителя, который (как и коллективаккомпаниаторов) был на договоре у фонографической фирмы. Позднее, под влиянием популярностиджазовых исполнителей, являвшихся также авторами собственных композиций, продюсерская стратегияперерождается в чисто рекламную. Параллельно освоению телевидения как средства рекламы поп-записейроль продюсера вновь расширяется. Однако к этому времени уже достаточно прочно утверждается принципответственности исполнителей за репертуар (исполнитель либо сам является автором, либо входит в горизонтвнимания продюсера со сложившейся творческой командой), и потому творческие задачи продюсератранспонируются в область работы над имиджем «звезды». Продюсер привлекает звукорежиссеров, работающих над «soundom» (слэнговое понятие, означающее характерный стиль технической передачиголоса и инструментального звучания), режиссеров, балетмейстеров, стилистов костюма, прически и макияжа, под его руководством создающих не сводимый к репертуару (но коррелирующий с ним) выразительный образ-символ, благодаря которому исполнитель сам делается успешно продаваемым поп-продуктом. При всехтрансформациях продюсерской практики за продюсером остается функция экономического контролератворчества. Этот контроль отслеживает диалектику стандарта и моды. Чтобы быть успешно продаваемой, П.-м. должна соответствовать ожиданиям аудитории, прежде всего развлекательным. Поэтому она не может небыть танцевальной, ее тексты не могут выходить за пределы соответствующего тематического круга (вкотором центр образует тема любви с набором из возможных диспозиций четырех концептов: «Он», «Она», «Стремление», «Достижение»), ее концертная презентация не может не быть красочно-пестрым шоу и т. д. Сдругой стороны, чтобы выиграть в коммерческой конкуренции, поп-звезда должна быть «свежей». Поэтому вП.-м. циклически сменяются модные течения (их маркировка — прежде всего характер танцевального ритма исоответствующий стиль танца, а также — стиль вокала — «жесткий» или «мягкий», «брутальный» или«ангельский», «подростковый» или «мужественный» и т. п., приемы аранжировки, и, не в последнюю очередь— костюмерия и макияж). Модные приметы П.-м. образуют поверхность вторичных и третичных факторовкомпозиции, под которой неизменным на протяжении десятилетий остается жесткий стандарт. П.-м. внесланемало нового в современную культуру. Ее язык стал «эсперанто» массовых видов художественноготворчества (в частности, на нем преимущественно основана киномузыка). Ее продюсерские стратегиипородили новые эстетические явления (например, видеоклип), оказав влияние также на парахудожественныедвижения в области современной рекламы.