Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Мужчина и его любовь
в рассказе А.П. Чехова
«Дама с собачкой»
Урок литературы
в 10 классе
Слайд 2
Описание слайда:
Ясинская
Светлана
Георгиевна
МОУ «СОШ № 22»
Череповец
Слайд 3
Описание слайда:
Содержание
Подготовка к уроку.
Эпиграф к уроку.
Цель урока.
Повторение.
Проверка домашнего задания.
Композиционный анализ текста.
Смысл рассказа.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Слайд 4
Описание слайда:
Подготовка к уроку
Домашнее задание для всего класса. Чтение рассказа “Дама с собачкой”, составить план рассказа.
Индивидуальные задания. Три ученика готовят выразительное чтение фрагментов I, III глав, сравнение “Каменного гостя” Пушкина с рассказом Чехова (Дон Гуан и Дмитрий Гуров).
Слайд 5
Описание слайда:
Эпиграф
“Художник серых людей и серых будней. Строй жизни, сотканный из этих нелепостей, не рвется.” (В.Ключевский)
Вы согласны с этим высказыванием о А.Чехове? Почему?
Слайд 6
Описание слайда:
Цель урока
“Дама с собачкой” - это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, используя композиционный анализ текста.
Слайд 7
Описание слайда:
Повторение
Что такое композиция?
Назовите композиционные приемы.
Что такое повтор?
Что такое усиление?
Какова роль противопоставления?
Какова роль монтажа?
Что такое языковая композиция?
Что включает в себя композиционный анализ?
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Описание слайда:
Языковая композиция
Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.
В.Виноградов
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:
Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение планов рассказа «Дама с собачкой».
О чем идет речь в каждой главе? Краткий пересказ сюжета.
Слайд 14
Описание слайда:
План рассказа
1 глава. Встреча Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в Ялте.
2 глава. Любовь (?) и расставание.
3 глава. Встреча героев в городе С.
4 глава. Любовь и “самое сложное и трудное только еще начинается”.
Слайд 15
Описание слайда:
Композиционный анализ текста
Чем интересна композиция рассказа?
Слайд 16
Описание слайда:
Тематические повторы
Тематические повторы: в 1 и 3 главах, во 2 и 4 главах повторяются события. Сопоставим эти главы.
Что же в них изменяется?
Слайд 17
Описание слайда:
Глава 1
Ученик выразительно читает фрагмент со слов “И вот однажды, под вечер, он обедал в саду…” до слов “ Она засмеялась”.
Зачем Гуров знакомится с женщиной? Какой образ жизни ведет герой?
Слайд 18
Описание слайда:
Индивидуальное задание
Дон Гуан Пушкина и Дмитрий Гуров Чехова. Сравнительная характеристика.
Слайд 19
Описание слайда:
Глава 3
Ученик выразительно читает фрагмент “Но прошло больше месяца…”
Что случилось с героем?
Слайд 20
Описание слайда:
Лингвистический анализ
Лингвистический анализ эпизода со слов “Приехал он в С. утром…”
Зачем автору три раза нужен эпитет “серый”?
Почему у всадника отбита голова? Почему швейцар неправильно выговаривает фамилию Дидерица?
Слайд 21
Описание слайда:
Глава 3
Ученик выразительно читает фрагмент со слов “В первом антракте муж ушел курить…”.
Что изменилось к 3 главе?
Сделайте вывод.
Слайд 22
Описание слайда:
Вывод
“Итак, с Гуровым в городе С. происходит подлинное перерождение… Возникновение подлинной, внутренней близости двух личностей все преображает. В Ялте, как мы помним, пока Анна Сергеевна плакала, Гуров ел арбуз, демонстрируя свое неуязвимое безразличие к страданию другого. В Москве же, в “Славянском базаре”, он в аналогичной ситуации заказывает себе чай. Тематически адекватный жест приобретает прямо противоположный смысл. Чаепитие – действие сугубо домашнее, повседневно-бытовое, покойное. Подлинной близостью две личности создают вокруг себя атмосферу домашней интимности (на героине, например, “его любимое серое платье”).
В.Тюпа
Слайд 23
Описание слайда:
Финал рассказа
Чтение финала рассказа.
Почему “…самое сложное и трудное только еще начинается”?
Прочитайте первое и последнее предложения.
Сопоставьте их.
Какова роль каждого?
Слайд 24
Описание слайда:
Смысл рассказа
Почему рассказ называется “Дама с собачкой” (ведь речь идет о любви Гурова)?
Это рассказ о курортном романе или о настоящей любви?
Мы пришли к идее чеховского рассказа с помощью композиционного анализа. Какие приемы композиции использовал автор и зачем?
Слайд 25
Описание слайда:
Символ
Дама с собачкой стала символом того душевного перелома, который произошел с Гуровым. Внутреннее перерождение, возрождение человека под влиянием любви к женщине.
Слайд 26
Описание слайда:
Настоящая любовь
“История, рассказанная в “Даме с собачкой”, - это не просто история тайной любви и супружеской неверности. Главное событие рассказа - перемена, которая под влиянием этой любви происходит. На протяжении всего рассказа господствует точка зрения Гурова, его глазами смотрит читатель, в нем, прежде всего, происходит перемена”.
В.Катаев
Слайд 27
Описание слайда:
Композиционные приёмы
Повтор и противопоставление
Слайд 28
Описание слайда:
Рефлексия
Напишите миниатюру “Серые люди и серые будни” в “Даме с собачкой”.
Слайд 29
Описание слайда:
Домашнее задание
1. Для всего класса. Чтение рассказа “Ионыч”. Составить план, найти композиционные приемы.
2. Индивидуальные задания. В чем смысл названия рассказа “Ионыч”. Анализ первого и последнего предложений в каждой главе. Сравнительная характеристика Гурова и Старцева.
Презентацию на
тему Мужчина и его любовь в рассказе А П Чехова Дама с собачкой можно скачать бесплатно ниже: