Содержание ▲
- «Своя игра» по разделу «Морфемика и…
- Слайд №2
- Слайд №3
- 100. Словообразование
и морфемика.
Какое слово…
- Ответ
Исходным называется слово, от которого…
-
Кот в мешке
…
- 200. Кот в мешке
Назовите непарные глухие…
- Ответ
Непарные глухие согласные:
[х], [х'],…
- 300. Словообразование
и морфемика.
Определите,…
- Ответ
Наречия на –о образуются от…
- 400. Словообразование
и морфемика.
Что такое…
- Ответ
Грамматическое значение слова – это набор…
- 500. Словообразование
и морфемика.
В каком ряду…
- Ответ
4) верш-ин-н-ый, равн-ин-н-ый,…
- 600. Словообразование и морфемика
Восстановите…
- 600. Ответ
Восстановите слово по описанию…
- 100. Способы словообразования.
Перечислите…
- 100. Ответ
1. Суффиксальный
2. Префиксальный…
- 200. Способы словообразования.
Каким способом и…
- 200. Ответ
Данные существительные образованы…
- 300. Способы словообразования.
Сделайте…
- 300. Ответ
Бездонный дно…
- 400.Способы словообразования.
Каким способом и…
- 400. Ответ
Выход выходить…
- 500. Способы словообразования
Какие…
- 500. Ответ
Безаффиксным способом образуются…
-
600. Кот в мешке
…
- 600. Кот в мешке
Раскройте скобки, объясните…
- 600. Кот в мешке.
Что бы сделать, чтобы всех…
- 100. Ах, эти сложные слова!
Какие слова…
- 100. Ответ
Сложными называются слова, которые…
-
200. Кот в мешке
…
- 200. Кот в мешке.
Выделите грамматические основы…
- 200. Ответ
Мой друг – поэт.
Река как синяя…
- 300. Ах, эти сложные слова!
Как пишутся части…
- 300. Ответ
Пол-лимона, полшколы,…
- 400. Ах, эти сложные слова!
Какие сложные…
- 400. Ответ
Слитно пишутся прилагательные,…
- 500. Ах, эти сложные слова!
Запишите, раскрыв…
- 500. Ответ
Металлорежущий (режет…
- 600. Ах, эти сложные слова!
Придумайте не…
- 100. Такие разные суффиксы.
Объясните…
- 100. Ответ.
Если при склонении слова гласный в…
- 200. Такие разные суффиксы.
Запишите верно…
- 200. Ответ.
Переписчик…
- 300. Такие разные суффиксы.
Запишите верно…
- 300. Ответ.
Настраивать- настраиваю
Попробовал-…
- 400. Такие разные суффиксы.
Образуйте…
- 400. Ответ.
матросСКий эскимосСКий…
-
500. Кот в мешке
…
- 500. Кот в мешке.
Что означает выражение…
- 500. Ответ.
Выражение «сражаться с ветряными…
- 600. Такие разные суффиксы.
Образуйте…
- 600. Ответ
ЗемлЯНой, соломЕННый,…
- Слайд №55
- Ссылки на изображения
-Своя…
- Использованные…
- Скачать
- Похожие презентации
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
«Своя игра» по разделу «Морфемика и словообразование». 6класс
Шарпалова Елена Вячеславовна учитель русского языка и литературы
МБУ СОШ №89 г.о.Тольятти
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:
100. Словообразование
и морфемика.
Какое слово называется исходным?
А какое производным?
Слайд 5
Описание слайда:
Ответ
Исходным называется слово, от которого образуется новое однокоренное слово.
Производное слово- это то, которое образовано от исходного.
Слайд 6
Описание слайда:
Кот в мешке
Слайд 7
Описание слайда:
200. Кот в мешке
Назовите непарные глухие согласные звуки.
Слайд 8
Описание слайда:
Ответ
Непарные глухие согласные:
[х], [х'], [ц], [ч']
Слайд 9
Описание слайда:
300. Словообразование
и морфемика.
Определите, какое слово пропущено в словообразовательной цепи.
Служить заслужить … заслуженно.
Слайд 10
Описание слайда:
Ответ
Наречия на –о образуются от прилагательного.
Служить заслужить заслуженный
заслуженно
Слайд 11
Описание слайда:
400. Словообразование
и морфемика.
Что такое грамматическое значение слова? В какой морфеме оно заключено?
Слайд 12
Описание слайда:
Ответ
Грамматическое значение слова – это набор грамматических признаков слова (род, число, падеж, склонение, спряжение и др.)
Граммат. знач заключено в окончании.
Слайд 13
Описание слайда:
500. Словообразование
и морфемика.
В каком ряду строение всех слов соответствует схеме:
корень + суффикс (-ин-) + суффикс (-н-) + окончание (-ый)?
1) Старинный, магазинный, каменный;
2) картинный, аршинный, машинный;
3) перинный, блинный, витаминный;
4) вершинный, равнинный, серединный.
Слайд 14
Описание слайда:
Ответ
4) верш-ин-н-ый, равн-ин-н-ый,
серед-ин-н-ый.
Слайд 15
Описание слайда:
600. Словообразование и морфемика
Восстановите слово по описанию морфем.
1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
Слайд 16
Описание слайда:
600. Ответ
Восстановите слово по описанию морфем.
1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
Рук-о-дель-нича-ть
Слайд 17
Описание слайда:
100. Способы словообразования.
Перечислите способы образования слов.
Слайд 18
Описание слайда:
100. Ответ
1. Суффиксальный
2. Префиксальный (приставочный)
3. Приставочно –суффиксальный
4. Безаффиксный (бессуффиксный)
5. Сложение
6) Аббревиация
Слайд 19
Описание слайда:
200. Способы словообразования.
Каким способом и при помощи каких морфем образованы данные существительные:
Решение, движение, молчание
Слайд 20
Описание слайда:
200. Ответ
Данные существительные образованы суффиксальным способом от глаголов при помощи суффиксов –ений- и –ний-.
Реш-ени [j‘-э] решать
Движ-ени [j‘-э] двигаться
Молча-ни [j‘-э] молчать
Слайд 21
Описание слайда:
300. Способы словообразования.
Сделайте словообразовательный разбор слов:
бездонный
отпечаток
веселье
Слайд 22
Описание слайда:
300. Ответ
Бездонный дно (пристав-суф.)
Отпечаток отпечатать (суффикс.)
Весель [j‘-э] весёлый (суффикс.)
Слайд 23
Описание слайда:
400.Способы словообразования.
Каким способом и от какого слова образовано слово выход?
Слайд 24
Описание слайда:
400. Ответ
Выход выходить (безаффиксный)
Слайд 25
Описание слайда:
500. Способы словообразования
Какие существительные образуются безаффиксным способом? (с каким значением) Приведите примеры.
Слайд 26
Описание слайда:
500. Ответ
Безаффиксным способом образуются существительные от глаголов и прилагательных:
1) со значением действия
(шум шуметь)
2) со значением признака
(синь синий)
Слайд 27
Описание слайда:
600. Кот в мешке
Слайд 28
Описание слайда:
600. Кот в мешке
Раскройте скобки, объясните написание. Поставьте знак препинания.
Что(бы) такое сделать что(бы) всех удивить?
Слайд 29
Описание слайда:
600. Кот в мешке.
Что бы сделать, чтобы всех удивить?
мест.+ частица союз
Слайд 30
Описание слайда:
100. Ах, эти сложные слова!
Какие слова называются сложными?
Слайд 31
Описание слайда:
100. Ответ
Сложными называются слова, которые содержат два корня.
Слайд 32
Описание слайда:
200. Кот в мешке
Слайд 33
Описание слайда:
200. Кот в мешке.
Выделите грамматические основы и расставьте недостающие знаки препинания.
Мой друг поэт.
Река как синяя лента.
Книга это источник знаний.
Любить значит страдать.
Слайд 34
Описание слайда:
200. Ответ
Мой друг – поэт.
Река как синяя лента.
Книга – это источник знаний.
Любить - значит страдать.
Слайд 35
Описание слайда:
300. Ах, эти сложные слова!
Как пишутся части пол- и полу-?
Запишите верно слова:
(Пол) лимона, (пол)школы, (полу)свет, (пол)арбуза, (пол)жизни, (пол)Москвы
Слайд 36
Описание слайда:
300. Ответ
Пол-лимона, полшколы, полусвет, пол-арбуза, полжизни, пол-Москвы
Слайд 37
Описание слайда:
400. Ах, эти сложные слова!
Какие сложные прилагательные пишутся слитно?
Слайд 38
Описание слайда:
400. Ответ
Слитно пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний:
Бледнолицый бледное лицо
Слайд 39
Описание слайда:
500. Ах, эти сложные слова!
Запишите, раскрыв скобки, слова. Объясните написание:
(металло)режущий станок,
(шахматно)шашечная секция,
(судо)ходная река,
(изжелта)красный, (юго)восточный,
(дальне)восточная природа,
(горько)солёный.
Слайд 40
Описание слайда:
500. Ответ
Металлорежущий (режет металл),
шахматно-шашечная(шахматная и шашечная)
судоходная (ходят суда)
изжелта-красный (цвет),
юго-восточный (сторона света),
дальневосточная (Дальний Восток) природа,
горько-солёный (горький и солёный).
Слайд 41
Описание слайда:
600. Ах, эти сложные слова!
Придумайте не менее 7 сложных прилагательных, обозначающих портретную характеристику человека (внешность).
Слайд 42
Описание слайда:
100. Такие разные суффиксы.
Объясните правописание суффиксов –ек- и –ик-.
Приведите примеры.
Слайд 43
Описание слайда:
100. Ответ.
Если при склонении слова гласный в суффиксе пропадает – пишем –ЕК-:
звоночек – звоночка
Если же гласный сохраняется – пишем –ИК-:
ключик – ключика
Слайд 44
Описание слайда:
200. Такие разные суффиксы.
Запишите верно слова. Расскажите правило, на которое даны слова. Какое слово ему не подчиняется? Почему?
Перепи__ик Пиль_ик
Гру__ик
Об_ез___ик
Буфет_ик
Развед_ик
Обман_ик
Колоколь_ик
Слайд 45
Описание слайда:
200. Ответ.
Переписчик Пильщик
Грузчик
Объездчик
Буфетчик
Разведчик
Обманщик
Колокольчик
Слайд 46
Описание слайда:
300. Такие разные суффиксы.
Запишите верно слова. Расскажите правило, на которое даны слова. Какое слово ему не подчиняется? Почему?
Настра_вать
Попроб_вал
Затраг_вать
Шефств_вать
Зачит_вать
Зап_вать
Слайд 47
Описание слайда:
300. Ответ.
Настраивать- настраиваю
Попробовал- попробую
Затрагивать- затрагиваю
Шефствовать - шефствую
Зачитывать - зачитываю
Запевать – запеть!!!
Слайд 48
Описание слайда:
400. Такие разные суффиксы.
Образуйте прилагательные при помощи суффиксов –к-, -ск- от слов:
Матрос, солдат, таджик, бедняк, словак, эскимос, киргиз.
Слайд 49
Описание слайда:
400. Ответ.
матросСКий эскимосСКий
солдатСКий киргизСКий
таджикСКий
бедняцКий
словацКий
Слайд 50
Описание слайда:
500. Кот в мешке
Слайд 51
Описание слайда:
500. Кот в мешке.
Что означает выражение «сражаться с ветряными мельницами»?
Откуда пошло это выражение?
Слайд 52
Описание слайда:
500. Ответ.
Выражение «сражаться с ветряными мельницами» употребляется в значении «бесплодно бороться с выдуманными препятствиями»?
Возникло это выражение, благодаря герою романа Сервантеса «Дон Кихот», который принял мельницы за чудовищных великанов и стал бороться с ними».
Слайд 53
Описание слайда:
600. Такие разные суффиксы.
Образуйте прилагательные от существительных:
Земля, солома, государство, папа, серебро, рожь, трава, шерсть, журавль, отечество.
Слайд 54
Описание слайда:
600. Ответ
ЗемлЯНой, соломЕННый, государствЕННый, папИН, серебрЯННый, ржАНой, травЯНой, шерстЯНой, журавлИНый, отечествЕННый.
Слайд 55
Слайд 56
Описание слайда:
Ссылки на изображения
-Своя игра
http://gymnasium7.com/wp-content/uploads/2011/12/svoja_igra.jpg
-Кот в мешке
http://falca.klar.net.ua/portfolio/previews/cat.gif
Слайд 57
Описание слайда:
Использованные ресурсы
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/part-005.htm
http://rudocs.exdat.com/docs/index-414072.html?page=6
http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/23-slovoobrazovanietest.html
http://foxworld.ucoz.ru/load/didakticheskie_materialy/trenirovochnye_uprazhnenija_po_slovoobrazovaniju/12-1-0-151
Презентацию на
тему «Своя игра» по разделу «Морфемика и словообразование» можно скачать бесплатно ниже: