Описание слайда:
Восток: общество и религия.
В современном мире Восток играет всё более заметную роль. Почти все
страны традиционного Востока в наши дни переживают мучительный процесс
внутренней трансформации. В ходе этого процесса на передний план энергично
выдвигается национально-культурная традиция, защитно-охранительные функции
которой опираются на религию как символ национального сопротивления. В этом
смысле значимость и актуальность изучения религий и культурных традиций
Востока вне сомнений.
В своё время, несколько столетий назад, страны Востока – в первую
очередь Южного (Индия), Юго-Восточного и тем более Дальнего (Китай) –
представлялись европейцам царствами сказочной роскоши, редких и ценных
продуктов. Позже, когда эти страны были открыты и изучены, на передний план
вышли представления об отсталости и закостенелости Востока. Пытаясь
объяснить это явление, первые европейские востоковеды начали энергично
изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй,
политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т.п.
Именно религия и санкционируемая ею традиция во многом определяет
облик той или иной цивилизации. В жизни общества, в истории и культуре
народа она играла высокую роль: и христианство, и ислам, и индо-буддизм, и
конфуцианство – все эти доктрины вкупе с местными религиями типа даосизма,
синтоизма, джайнизма настолько чётко определили лицо цивилизации, что могут
считаться её “визитной карточкой”. Особенно это относится к религиям и
цивилизациям Востока.
И это не только потому, что восточных религий и цивилизаций много, а
западная лишь одна (христианство). Здесь существеннее другое: в современном
мире, столь остро ощущающем процесс развития и стремление развивающихся
стран уравняться с развитыми, страны Запада уверенно задают тон в сфере
технического прогресса.
Итак, современный Восток более религиозен и традиционен, нежели
Запад, причём не только вследствие меньшей развитости, но также и потому,
что национально-религиозная традиция для него – защитный панцирь,
позволяющий сохранить своё национальное “Я”, своё этническое лицо, свои
нравы и обычаи.