🗊Решение задач по генетике Памятка для учащихся 9 – 10 классов Составила: Белова Римма Васильевна, учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр

Категория: Биология
Нажмите для полного просмотра!
Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №1Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №2Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №3Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №4Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №5Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №6Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №7Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №8Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №9Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №10Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №11Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №12Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №13Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №14Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №15Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №16Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №17Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №18

Вы можете ознакомиться и скачать Решение задач по генетике Памятка для учащихся 9 – 10 классов Составила: Белова Римма Васильевна, учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр. Презентация содержит 18 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Решение задач по генетике
Памятка для учащихся 9 – 10 классов
Составила: Белова Римма Васильевна,  
учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёрный Ключ
Описание слайда:
Решение задач по генетике Памятка для учащихся 9 – 10 классов Составила: Белова Римма Васильевна, учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёрный Ключ

Слайд 2





Оглавление
Алгоритм решения задач
Правила при решении генетических задач
Оформление задач по генетике
Запись условия и решения задач
Примеры решения задач:
Моногибридное скрещивание
 Анализирующее скрещивание
Промежуточное наследование
Кодоминирование
Дигибридное скрещивание
Сцепленное с полом наследование
Ответ
Описание слайда:
Оглавление Алгоритм решения задач Правила при решении генетических задач Оформление задач по генетике Запись условия и решения задач Примеры решения задач: Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание Промежуточное наследование Кодоминирование Дигибридное скрещивание Сцепленное с полом наследование Ответ

Слайд 3





Алгоритм решения генетических задач
Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В (в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования (доминантность, рецессивность), если это не указано.
 Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности).
Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами.
 Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов.
 Составление решетки Пеннета.
 Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
 Краткая запись ответа.
Описание слайда:
Алгоритм решения генетических задач Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В (в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования (доминантность, рецессивность), если это не указано. Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности). Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами. Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов. Составление решетки Пеннета. Анализ решетки согласно поставленным вопросам. Краткая запись ответа.

Слайд 4





Правила при решении генетических задач.

Правило первое.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.
 Правило второе.
Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.
 Правило третье.
Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.
 Правило четвертое.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны.
 Правило пятое.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:4 , 9:6:1 , 9:7 , 12:3:1, то это свидетельствует о взаимодействии генов, а расщепление в отношениях 12:3:1, 13:3 и 15:1 – об эпистатическом взаимодействии генов.
Описание слайда:
Правила при решении генетических задач. Правило первое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.  Правило второе. Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.  Правило третье. Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.  Правило четвертое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны.  Правило пятое. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:4 , 9:6:1 , 9:7 , 12:3:1, то это свидетельствует о взаимодействии генов, а расщепление в отношениях 12:3:1, 13:3 и 15:1 – об эпистатическом взаимодействии генов.

Слайд 5





Оформление задач по генетике.

При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в генетике, и приведенными ниже:
♀ - женский организм     
♂ - мужской организм
Х – знак скрещивания
Р – родительские формы
F1, 2 –дочерние организмы первого и второго поколений
А, В – гены, кодирующие доминантные признаки
а, b – гены, кодирующие рецессивные признаки
АА, ВВ – генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку
аa, bb – генотипы особей, моногомозиготных по рецессивному признаку
Aa, Bb – генотипы гетерозиготных особей
AaBb – генотипы дигетерозигот
A, a, B, b – гаметы.
Если речь идет о людях:          женщина;         мужчина
                     - женщина и мужчина, состоящие в браке
Описание слайда:
Оформление задач по генетике. При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в генетике, и приведенными ниже: ♀ - женский организм ♂ - мужской организм Х – знак скрещивания Р – родительские формы F1, 2 –дочерние организмы первого и второго поколений А, В – гены, кодирующие доминантные признаки а, b – гены, кодирующие рецессивные признаки АА, ВВ – генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку аa, bb – генотипы особей, моногомозиготных по рецессивному признаку Aa, Bb – генотипы гетерозиготных особей AaBb – генотипы дигетерозигот A, a, B, b – гаметы. Если речь идет о людях: женщина; мужчина - женщина и мужчина, состоящие в браке

Слайд 6





Запись условия и решения задач

Дано:
А – ген кареглазости
а- ген голубоглазости
♀ - Аа
♂- аа
_____________________
Генотип F1-?
Решение:
Р ♀ Аа        Х        ♂аа
     карий                голубой
Гаметы А, а         а, а
F1 Аа(карий)  аа(голубой)
     Аа(карий)  аа(голубой)
Расщепление в соотношении 1:1;
Ответ: 50% - глаза голубые; 50% - глаза карие. 
Описание слайда:
Запись условия и решения задач Дано: А – ген кареглазости а- ген голубоглазости ♀ - Аа ♂- аа _____________________ Генотип F1-? Решение: Р ♀ Аа        Х        ♂аа      карий                голубой Гаметы А, а         а, а F1 Аа(карий) аа(голубой) Аа(карий) аа(голубой) Расщепление в соотношении 1:1; Ответ: 50% - глаза голубые; 50% - глаза карие. 

Слайд 7





Решетка Пеннета
Описание слайда:
Решетка Пеннета

Слайд 8





Примеры решения задач: 
1. Моногибридное скрещивание
Родительские особи различаются по одному признаку .
Задача.
Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Дано:                                              Решение: 
                                                                                                   пол                            пол    
а – гладкая окраска                     Р: ♀Аа      х       ♂Аа
А – полосатая окраска                G   А   а               А    а
Р: ♀Аа х ♂Аа                                 F1 :   АА:      Аа:    Аа:   аа    
Найти: F1  -?                                           пол              пол            пол       глад
Ответ: 75% - с полосатой окраской;
             25% - с гладкой окраской.
Описание слайда:
Примеры решения задач: 1. Моногибридное скрещивание Родительские особи различаются по одному признаку . Задача. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Дано: Решение: пол пол а – гладкая окраска Р: ♀Аа х ♂Аа А – полосатая окраска G А а А а Р: ♀Аа х ♂Аа F1 : АА: Аа: Аа: аа Найти: F1 -? пол пол пол глад Ответ: 75% - с полосатой окраской; 25% - с гладкой окраской.

Слайд 9





2. Анализирующее скрещивание
Суть анализирующего скрещивания заключается в том, что проводят скрещивание особи, генотип которой следует определить, с особями, гомозиготными по рецессивному гену (аа). Если в результате скрещивания все потомство окажется однородным, то особь, генотип которой неизвестен, - гомозигота, если произойдет расщепление, то она гетерозигота.
Задача.
У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм.
Дано:                                           Решение: если дрозофила имеет черную окраску тела, то её
А – серый цвет                          генотип является гомозиготным по рецессиву – аа (иначе окраска 
                                                     будет серой).                                     
а – черный цвет                         Для того чтобы определить генотип дрозофилы с серым                                                                                                    м                                               цветом тела, проведем анализирующее скрещивание:
F1 – сер х чер.                                 
 50% сер.: 50% чер.                                   Р: ♀А? (сер)      х       ♂аа (чер)              
Найти: генотипы Р - ?                             G   А   ?                           а    
                                                                                   F1 :   Аа   :   аа 
                                                                                          сер.    чер.
                                                        Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1,                 
                                                      следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа.
                                                      Ответ: генотипы родителей Р – Аа, аа.
Описание слайда:
2. Анализирующее скрещивание Суть анализирующего скрещивания заключается в том, что проводят скрещивание особи, генотип которой следует определить, с особями, гомозиготными по рецессивному гену (аа). Если в результате скрещивания все потомство окажется однородным, то особь, генотип которой неизвестен, - гомозигота, если произойдет расщепление, то она гетерозигота. Задача. У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм. Дано: Решение: если дрозофила имеет черную окраску тела, то её А – серый цвет генотип является гомозиготным по рецессиву – аа (иначе окраска будет серой). а – черный цвет Для того чтобы определить генотип дрозофилы с серым м цветом тела, проведем анализирующее скрещивание: F1 – сер х чер. 50% сер.: 50% чер. Р: ♀А? (сер) х ♂аа (чер) Найти: генотипы Р - ? G А ? а F1 : Аа : аа сер. чер. Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1, следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа. Ответ: генотипы родителей Р – Аа, аа.

Слайд 10





3. Промежуточное наследование
В природе часто встречается явление неполного доминирования или промежуточного наследования, когда фенотип гетерозиготного гибрида отличается от фенотипа обеих родительских гомозиготных форм.  
Причина неполного доминирования состоит в том, что в ряде случаев у гетерозиготных гибридов доминантный аллель недостаточно активен и не обеспечивает в полной мере подавления рецессивного признака.
Задача.
Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.
Дано:                                                          Решение: Р1: ♀АА(нор)      х       ♂аа(лист)
А – нормальная форма                                                 G   А                               а
а -  листовидная                                                          F1:  Аа – промежуточная форма чашечки.              
Аа – промежуточная форма                                     Р1: ♀Аа      х       ♂Аа
Р: ♀Аа х ♂Аа                                                                  G   А     а             А     а                                                        
Найти: генотипы                                                         F2 : АА   :  Аа     :    Аа   :    аа    
 и фенотипы F2 - ?                                                            нор.    пром.   пром.  лист.
                                                                                по фенотипу: 1  :  2  1; по генотипу: 1АА :2Аа : 1аа
                          Ответ:    1 АА :2Аа : 1аа; 
                         25% имеют нормальную чашечку, 50% - промежуточную и 25% - листовидную.
Описание слайда:
3. Промежуточное наследование В природе часто встречается явление неполного доминирования или промежуточного наследования, когда фенотип гетерозиготного гибрида отличается от фенотипа обеих родительских гомозиготных форм. Причина неполного доминирования состоит в том, что в ряде случаев у гетерозиготных гибридов доминантный аллель недостаточно активен и не обеспечивает в полной мере подавления рецессивного признака. Задача. Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки. Дано: Решение: Р1: ♀АА(нор) х ♂аа(лист) А – нормальная форма G А а а - листовидная F1: Аа – промежуточная форма чашечки. Аа – промежуточная форма Р1: ♀Аа х ♂Аа Р: ♀Аа х ♂Аа G А а А а Найти: генотипы F2 : АА : Аа : Аа : аа и фенотипы F2 - ? нор. пром. пром. лист. по фенотипу: 1 : 2 1; по генотипу: 1АА :2Аа : 1аа Ответ: 1 АА :2Аа : 1аа; 25% имеют нормальную чашечку, 50% - промежуточную и 25% - листовидную.

Слайд 11





4. Кодоминирование
Кодоминирование – совместное и полное проявление действия двух аллельных генов в гетерозиготном организме.
Типичным примером кодоминирования служит формирование  IV группы крови у человека, или АВ-группы, гетерозиготной по аллелям IA и IB  , которые по отдельности определяют образование II группы крови (IAIA  или IAIO) и III группы крови (IBIB или IBIO) 
Задача.
У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
Дано:
          -  I группа IOIO                                     Решение:
                                                                   Р : IOIO                                                        IAIB
           - IV группа IAIB                              G :  IO                                       IA    IB   
                                                                        IAIO                                                      IBIO     
    F 1  с группой крови одного 
из родителей - ?                                                                              II группа                                 III группа              
                                                                 Ответ: нет, в данном случае дети не могут
                                                                 унаследовать группы крови родителей.
Описание слайда:
4. Кодоминирование Кодоминирование – совместное и полное проявление действия двух аллельных генов в гетерозиготном организме. Типичным примером кодоминирования служит формирование IV группы крови у человека, или АВ-группы, гетерозиготной по аллелям IA и IB , которые по отдельности определяют образование II группы крови (IAIA или IAIO) и III группы крови (IBIB или IBIO) Задача. У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей? Дано: - I группа IOIO Решение: Р : IOIO IAIB - IV группа IAIB G : IO IA IB IAIO IBIO F 1 с группой крови одного из родителей - ? II группа III группа Ответ: нет, в данном случае дети не могут унаследовать группы крови родителей.

Слайд 12





5. Дигибридное скрещивание
Дигибридным называют скрещивание в котором участвуют особи, отличающиеся по двум парам аллелей.
Задача.
Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками  и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?
Дано:
А – полидактилия                           Решение: Р: АаВв                          АаВв
а -  здоровые                                           G  АВ  Ав  аВ  ав                АВ  Ав  аВ  ав    
В – близорукость                             F1                      АВ                        Ав                 аВ                ав                                                                                       
в -  здоровые                                            АВ         ААВВ                   ААВв            АаВВ           АаВв
Р :    АаВв                                                   Ав          ААВв                   Аавв            АаВВ           Аавв
        АаВв                                                   аВ          АаВВ                   АаВв            ааВВ           ааВв   
Найти : F 1 без аномалий - ?                    ав           АаВв                    Аавв            ааВв           аавв  
                            
                                   Ответ: вероятность рождения детей без аномалий (аавв) составляет  1/16.
Описание слайда:
5. Дигибридное скрещивание Дигибридным называют скрещивание в котором участвуют особи, отличающиеся по двум парам аллелей. Задача. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам? Дано: А – полидактилия Решение: Р: АаВв АаВв а - здоровые G АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав В – близорукость F1 АВ Ав аВ ав в - здоровые АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв Р : АаВв Ав ААВв Аавв АаВВ Аавв АаВв аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв Найти : F 1 без аномалий - ? ав АаВв Аавв ааВв аавв Ответ: вероятность рождения детей без аномалий (аавв) составляет 1/16.

Слайд 13





Сцепленное с полом наследование
Описание слайда:
Сцепленное с полом наследование

Слайд 14





Наследование признаков, сцепленных с полом 
Доминантные гены, локализованные в Х – хромосоме
Рецессивные гены, локализованные в Х – хромосоме
Гены, локализованные в Y – хромосоме
Явление сцепленного наследия и кроссинговер
Описание слайда:
Наследование признаков, сцепленных с полом Доминантные гены, локализованные в Х – хромосоме Рецессивные гены, локализованные в Х – хромосоме Гены, локализованные в Y – хромосоме Явление сцепленного наследия и кроссинговер

Слайд 15


Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16


Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17


Решение задач по генетике  Памятка для учащихся 9 – 10 классов  Составила: Белова Римма Васильевна,    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёр, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18





Ответ 
При записи ответа задачи учитывать следующие моменты:
Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах.
Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного  ответа, даётся отрицательный ответ
Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.
Описание слайда:
Ответ При записи ответа задачи учитывать следующие моменты: Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах. Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного ответа, даётся отрицательный ответ Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию