🗊Презентация Риторика Древней Руси

Нажмите для полного просмотра!
Риторика Древней Руси, слайд №1Риторика Древней Руси, слайд №2Риторика Древней Руси, слайд №3Риторика Древней Руси, слайд №4Риторика Древней Руси, слайд №5Риторика Древней Руси, слайд №6Риторика Древней Руси, слайд №7Риторика Древней Руси, слайд №8Риторика Древней Руси, слайд №9Риторика Древней Руси, слайд №10Риторика Древней Руси, слайд №11Риторика Древней Руси, слайд №12Риторика Древней Руси, слайд №13Риторика Древней Руси, слайд №14Риторика Древней Руси, слайд №15Риторика Древней Руси, слайд №16Риторика Древней Руси, слайд №17

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Риторика Древней Руси. Доклад-сообщение содержит 17 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Риторика в России
Риторика Древней Руси.
Описание слайда:
Риторика в России Риторика Древней Руси.

Слайд 2





Риторика
Рито́рика (др.-греч. — «ораторское искусство» — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие
Описание слайда:
Риторика Рито́рика (др.-греч. — «ораторское искусство» — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие

Слайд 3





Школа и теория.
Русское красноречие возникло чрезвычайно рано, вместе с самой русской словесностью и русской письменностью, и достигло расцвета уже в 11-12 вв. Оригинальные, непереводные сочинения, созданные в области красноречия, появились на Руси едва ли не раньше, чем все другие отрасли литературы, наравне с летописанием и первыми житиями святых. Образцом для этих сочинений послужило византийское красноречие.
Нам следует помнить, что в отличие от западноевропейской традиции, тесно связанной с развитой риторической теорией, в восточно-христианском мире теория играла заметно меньшую роль. Эта особенность византийской традиции особенно отчетливо проявилась на Руси, где первое сочинение по риторической теории появилось лишь в 1620 году.
Описание слайда:
Школа и теория. Русское красноречие возникло чрезвычайно рано, вместе с самой русской словесностью и русской письменностью, и достигло расцвета уже в 11-12 вв. Оригинальные, непереводные сочинения, созданные в области красноречия, появились на Руси едва ли не раньше, чем все другие отрасли литературы, наравне с летописанием и первыми житиями святых. Образцом для этих сочинений послужило византийское красноречие. Нам следует помнить, что в отличие от западноевропейской традиции, тесно связанной с развитой риторической теорией, в восточно-христианском мире теория играла заметно меньшую роль. Эта особенность византийской традиции особенно отчетливо проявилась на Руси, где первое сочинение по риторической теории появилось лишь в 1620 году.

Слайд 4





Торжественный характер древнерусского красноречия
Со времен Аристотеля красноречие принято делить на три больших рода:судебное, совещательное и торжественное.  Не следует, однако, ориентируясь на термины «судебное» и «совещательное»,  делать вывод о том, что это деление связано со сферами применения риторики: в суде или на совещаниях.  Будь это так, триада Аристотеля выглядела бы достаточно произвольной и не заслуживала бы нашего внимания. К тому же мы не нашли бы в ней места политическому красноречию или «риторике власти». В действительности, в основе трихотомии Аристотеля лежат более глубокие и важные для нас критерии, чем простое  тематическое деление.
Описание слайда:
Торжественный характер древнерусского красноречия Со времен Аристотеля красноречие принято делить на три больших рода:судебное, совещательное и торжественное. Не следует, однако, ориентируясь на термины «судебное» и «совещательное», делать вывод о том, что это деление связано со сферами применения риторики: в суде или на совещаниях. Будь это так, триада Аристотеля выглядела бы достаточно произвольной и не заслуживала бы нашего внимания. К тому же мы не нашли бы в ней места политическому красноречию или «риторике власти». В действительности, в основе трихотомии Аристотеля лежат более глубокие и важные для нас критерии, чем простое тематическое деление.

Слайд 5






Торжественный характер древнерусского красноречия

Красноречие Киевской Руси было исключительно торжественным. Отсюда проистекают его родовые свойства, в известном смысле ставшие потом  свойствами русской риторики вообще. Когда выше говорилось о традициях и мере в их соблюдении, имелись в виду именно эти свойства. Что это за свойства?
Первые три свойства порождены самой ситуацией общения, специфичной именно для торжественного красноречия. Другие четыре свойства вытекают из первых трех применительно к ситуации Киевской Руси. Дадим перечень всех свойств под номерами, с тем чтобы позже проанализировать каждый пункт отдельно.
1.Обращение к единомышленникам;
2.Расчет на долговременное воздействие;
3.Учительность,обращение «сверху»;
4.Сильный этический пафос,постоянные ссылки на Священное Писание;
5.Амплифицирующее построение речи;
6.Пристрастие к развернутым метафорам, притчам и так называемому антаподозису;
7.Ритмизованный, «нарочитый» характер речи.
Описание слайда:
Торжественный характер древнерусского красноречия Красноречие Киевской Руси было исключительно торжественным. Отсюда проистекают его родовые свойства, в известном смысле ставшие потом свойствами русской риторики вообще. Когда выше говорилось о традициях и мере в их соблюдении, имелись в виду именно эти свойства. Что это за свойства? Первые три свойства порождены самой ситуацией общения, специфичной именно для торжественного красноречия. Другие четыре свойства вытекают из первых трех применительно к ситуации Киевской Руси. Дадим перечень всех свойств под номерами, с тем чтобы позже проанализировать каждый пункт отдельно. 1.Обращение к единомышленникам; 2.Расчет на долговременное воздействие; 3.Учительность,обращение «сверху»; 4.Сильный этический пафос,постоянные ссылки на Священное Писание; 5.Амплифицирующее построение речи; 6.Пристрастие к развернутым метафорам, притчам и так называемому антаподозису; 7.Ритмизованный, «нарочитый» характер речи.

Слайд 6





Обращение к единомышленникам
Обращение к «своим»  –  существенная  черта древнерусского  красноречия,  хорошо осознаваемая самими древнерусскими ораторами и проявившаяся в формуле «не к неведущим бо пишем». У древнерусских ораторов нет цели переубедить, скажем, нет цели обратить язычников в христиан, нет цели и склонить слушающего к определенному решению, вроде голосования за выдвинутого кандидата. Древнерусский оратор ставит перед собой одну цель и руководствуется одним стремлением – консолидировать аудиторию, закрепив воодушевленным словом уже имеющуюся убежденность. Не язычников обратить в христиан, но христианам напомнить, что они не язычники. Не склонить к голосованию в день выборов, а учить, скажем,  всегда заступаться за слабых.
Описание слайда:
Обращение к единомышленникам Обращение к «своим» – существенная черта древнерусского красноречия, хорошо осознаваемая самими древнерусскими ораторами и проявившаяся в формуле «не к неведущим бо пишем». У древнерусских ораторов нет цели переубедить, скажем, нет цели обратить язычников в христиан, нет цели и склонить слушающего к определенному решению, вроде голосования за выдвинутого кандидата. Древнерусский оратор ставит перед собой одну цель и руководствуется одним стремлением – консолидировать аудиторию, закрепив воодушевленным словом уже имеющуюся убежденность. Не язычников обратить в христиан, но христианам напомнить, что они не язычники. Не склонить к голосованию в день выборов, а учить, скажем, всегда заступаться за слабых.

Слайд 7





Долговременное воздействие.
Стратегия долговременного воздействия может быть охарактеризована следующей метафорой: заронить слово в душу и дать ему там прорасти. Такова цель всех писателей-моралистов. Находящийся в здравом уме писатель не рассчитывает на то, что читатель, захлопнув книгу, побежит раздавать имение нищим или бросится перевыполнять пятилетний план. Но он надеется на то, что слово его отзовется в читательской душе читателя, а еще лучше, поселится в ней в качестве благого советчика. Именно поэтому возможна такая реплика: «Как ты мог так поступить, ты же Толстого читал?!» Предполагается, что Лев Толстой как бы представительствует в душе читателя, отвращая его от низких и пошлых поступков.  
В еще большей степени эта функция долговременного воздействия присуща церковной проповеди и самим текстам Писания. Мы называем истины вечными не только потому, что они древние, но и потому что они вечно, неизменно живут в нас, постоянно напоминая о своем присутствии и представительствуя в наших душах от имени высшего начала.
Описание слайда:
Долговременное воздействие. Стратегия долговременного воздействия может быть охарактеризована следующей метафорой: заронить слово в душу и дать ему там прорасти. Такова цель всех писателей-моралистов. Находящийся в здравом уме писатель не рассчитывает на то, что читатель, захлопнув книгу, побежит раздавать имение нищим или бросится перевыполнять пятилетний план. Но он надеется на то, что слово его отзовется в читательской душе читателя, а еще лучше, поселится в ней в качестве благого советчика. Именно поэтому возможна такая реплика: «Как ты мог так поступить, ты же Толстого читал?!» Предполагается, что Лев Толстой как бы представительствует в душе читателя, отвращая его от низких и пошлых поступков. В еще большей степени эта функция долговременного воздействия присуща церковной проповеди и самим текстам Писания. Мы называем истины вечными не только потому, что они древние, но и потому что они вечно, неизменно живут в нас, постоянно напоминая о своем присутствии и представительствуя в наших душах от имени высшего начала.

Слайд 8






Учительность. В торжественном красноречии позиция говорящего и слушающего обычно не симметричны, иными словами, в пределах данного речевого жанра говорящий и слушающий не меняются местами. Священник произносит проповедь перед прихожанами, но прихожане не берут слова и не выступают с ответной проповедью. Писатель адресует читателю нравоучительный роман, но читатель, как правило, не отвечает автору романом собственного сочинения. Учитель учит, ученики учатся, но не наоборот. На учительность как на древнейшую традицию русской словесности опирались писатели-классики девятнадцатого века.
Этический пафос. Обращенностью к единомышленникам в торжественном красноречии предопределяется и характер доводов. Это не столько логические доказательства, сколько апелляция к общему этическому фундаменту, к тем общим нравственным категориям, на которых покоится мировоззрение и самого оратора, и слушателей.  Для Древней Руси таким фундаментом было христианство. Торжественное красноречие Древней Руси буквально пронизано ссылками на Библию.
Описание слайда:
Учительность. В торжественном красноречии позиция говорящего и слушающего обычно не симметричны, иными словами, в пределах данного речевого жанра говорящий и слушающий не меняются местами. Священник произносит проповедь перед прихожанами, но прихожане не берут слова и не выступают с ответной проповедью. Писатель адресует читателю нравоучительный роман, но читатель, как правило, не отвечает автору романом собственного сочинения. Учитель учит, ученики учатся, но не наоборот. На учительность как на древнейшую традицию русской словесности опирались писатели-классики девятнадцатого века. Этический пафос. Обращенностью к единомышленникам в торжественном красноречии предопределяется и характер доводов. Это не столько логические доказательства, сколько апелляция к общему этическому фундаменту, к тем общим нравственным категориям, на которых покоится мировоззрение и самого оратора, и слушателей. Для Древней Руси таким фундаментом было христианство. Торжественное красноречие Древней Руси буквально пронизано ссылками на Библию.

Слайд 9






Амплифицирующее построение. В композиционном оформлении речи древнерусские ораторы обращаются к различным тактикам. Иногда речь начинается с самого сильного довода, иной раз такой довод приберегается напоследок. Иногда же в речи можно выделить кульминацию, после которой наступает стремительная развязка. Разница тактик определяется, таким образом, расположением сильных и слабых доводов.   Но для торжественной речи сила довода, его неопровержимая доказательность не главное. Главным ориентиром для оратора является скорее глубина довода, степень его потенциального укоренения в сознании слушателей. Этой целью глубинного воздействия на слушателя и предопределяется так называемое амплифицирующее построение речи.
Амплификация (от лат. amplificatio) буквально означает «расширение». В риторике так называют фигуры, связанные с приращением смысла. Амплифицирующее построение – это такое построение речи, при котором происходит неспешное накапливание доводов, медленное и неуклонное прирастание аргументации. Главная тема подкрепляется то тем, то  другим сравнением, то той, то другой словесной формулой. Содержание речи словно  все глубже и глубже врастает в сознание и душу слушателя.
Описание слайда:
Амплифицирующее построение. В композиционном оформлении речи древнерусские ораторы обращаются к различным тактикам. Иногда речь начинается с самого сильного довода, иной раз такой довод приберегается напоследок. Иногда же в речи можно выделить кульминацию, после которой наступает стремительная развязка. Разница тактик определяется, таким образом, расположением сильных и слабых доводов. Но для торжественной речи сила довода, его неопровержимая доказательность не главное. Главным ориентиром для оратора является скорее глубина довода, степень его потенциального укоренения в сознании слушателей. Этой целью глубинного воздействия на слушателя и предопределяется так называемое амплифицирующее построение речи. Амплификация (от лат. amplificatio) буквально означает «расширение». В риторике так называют фигуры, связанные с приращением смысла. Амплифицирующее построение – это такое построение речи, при котором происходит неспешное накапливание доводов, медленное и неуклонное прирастание аргументации. Главная тема подкрепляется то тем, то другим сравнением, то той, то другой словесной формулой. Содержание речи словно все глубже и глубже врастает в сознание и душу слушателя.

Слайд 10






Пристрастие к развернутым метафорам. Метафора, уподобление может быть, как известно, расширена, развернута. Можно сказать «корабль нашего государства» (обычная метафора), а можно сказать «Корабль нашего государства попал в бурю революции, и кормчий не удержал руля» (развернутая метафора).
Особую роль играют в торжественном красноречии Древней Руси так называемые антаподозисы – комментированные притчи. Вначале слушателю или читателю сообщается некоторая метафора, а затем каждый образ в ней расшифровывается («виноградник»  –   жизнь, хозяин виноградника – Бог»). Мастером таких антаподозисов был упомянутый выше Кирилл Туровский. Много позже к антаподозисам прибегнет Лев Толстой, рассуждая в «Войне и мире» о дубине народной войне.
Описание слайда:
Пристрастие к развернутым метафорам. Метафора, уподобление может быть, как известно, расширена, развернута. Можно сказать «корабль нашего государства» (обычная метафора), а можно сказать «Корабль нашего государства попал в бурю революции, и кормчий не удержал руля» (развернутая метафора). Особую роль играют в торжественном красноречии Древней Руси так называемые антаподозисы – комментированные притчи. Вначале слушателю или читателю сообщается некоторая метафора, а затем каждый образ в ней расшифровывается («виноградник» – жизнь, хозяин виноградника – Бог»). Мастером таких антаподозисов был упомянутый выше Кирилл Туровский. Много позже к антаподозисам прибегнет Лев Толстой, рассуждая в «Войне и мире» о дубине народной войне.

Слайд 11





Ритмизованный, «нарочитый» характер речи.
Ритмизованный, «нарочитый» характер речи.
В основе риторики лежит некая антиномия «естественность – нарочитость». Риторическая речь - это всегда речь особая, специфическая и в этом смысле хоть немного, но нарочитая. Вообще говоря, нарочитой является любая литературная, обработанная речь, т.е. речь культивированная. Но в истории культуры бывали периоды, когда явная нарочитость вызывала раздражение и даже демонстративный отказ от риторичности, как это было свойственно целым риторическим школам (на практике полный отказ от нее, конечно, невозможен).
Описание слайда:
Ритмизованный, «нарочитый» характер речи. Ритмизованный, «нарочитый» характер речи. В основе риторики лежит некая антиномия «естественность – нарочитость». Риторическая речь - это всегда речь особая, специфическая и в этом смысле хоть немного, но нарочитая. Вообще говоря, нарочитой является любая литературная, обработанная речь, т.е. речь культивированная. Но в истории культуры бывали периоды, когда явная нарочитость вызывала раздражение и даже демонстративный отказ от риторичности, как это было свойственно целым риторическим школам (на практике полный отказ от нее, конечно, невозможен).

Слайд 12





Выводы.
Русское политическое красноречие сложилось как красноречие торжественное, т.е. обращенное к единомышленникам, рассчитанное не на мгновенный, а на  долговременный, если не на вечный эффект. Кроме того, торжественное красноречие – это слово, обращенное к слушателям сверху, с амвона.
Особый характер торжественного красноречия предопределяет и его отличительные свойства. Эти свойства получают ту или иную модификацию в зависимости от местных культурных условий. Для красноречия Киевской Руси такими свойствами были: амплифицирующее построение речи, ссылки на Писание, пристрастие к развернутым метафорам, ритмизованная проза.
Описание слайда:
Выводы. Русское политическое красноречие сложилось как красноречие торжественное, т.е. обращенное к единомышленникам, рассчитанное не на мгновенный, а на долговременный, если не на вечный эффект. Кроме того, торжественное красноречие – это слово, обращенное к слушателям сверху, с амвона. Особый характер торжественного красноречия предопределяет и его отличительные свойства. Эти свойства получают ту или иную модификацию в зависимости от местных культурных условий. Для красноречия Киевской Руси такими свойствами были: амплифицирующее построение речи, ссылки на Писание, пристрастие к развернутым метафорам, ритмизованная проза.

Слайд 13





Вопросы:
Каких а авторов риторических текстов  Вы можете назвать?
Какая переводная статья была включена в состав «Изборника» Святослава 1073 г.?
Когда русское красноречие достигло наибольшего расцвета?
Когда на Руси появилось первое сочинение по риторической теории?
Что дословно означает  «амплификация»?
Что в Древней Руси означает Антаподозис?
На что было рассчитано торжественное красноречие в Киевской Руси?
На какие 3 большие группы принято делить красноречие?
Описание слайда:
Вопросы: Каких а авторов риторических текстов Вы можете назвать? Какая переводная статья была включена в состав «Изборника» Святослава 1073 г.? Когда русское красноречие достигло наибольшего расцвета? Когда на Руси появилось первое сочинение по риторической теории? Что дословно означает «амплификация»? Что в Древней Руси означает Антаподозис? На что было рассчитано торжественное красноречие в Киевской Руси? На какие 3 большие группы принято делить красноречие?

Слайд 14






               9.К какому роду относилось красноречие в Киевской Руси?
*Торжественное;
*Судебное;
*Совещательное;
*Призывное;
             10.Что из перечисленного не относится к свойствам красноречия?
*Амплификация:
*Этический пафос;
*Учительность;
*Краткость;
Описание слайда:
9.К какому роду относилось красноречие в Киевской Руси? *Торжественное; *Судебное; *Совещательное; *Призывное; 10.Что из перечисленного не относится к свойствам красноречия? *Амплификация: *Этический пафос; *Учительность; *Краткость;

Слайд 15





Ответы:

1-Иоанн Златоуст,Киевский Илларион;
2- «Об образах»;
3-    12-13 век;
4- 1620 г;
5- Расширение;
6- Комментированные притчи;
7-  на привлечение единомышленников;
8- торжественное,судебное,совещательное;
9- торжественное;
10- краткость.
Описание слайда:
Ответы: 1-Иоанн Златоуст,Киевский Илларион; 2- «Об образах»; 3- 12-13 век; 4- 1620 г; 5- Расширение; 6- Комментированные притчи; 7- на привлечение единомышленников; 8- торжественное,судебное,совещательное; 9- торжественное; 10- краткость.

Слайд 16






Источники:
Георгий Хазагеров-авторский сайт-www.khazagerov.com/encietn-russia.html
Описание слайда:
Источники: Георгий Хазагеров-авторский сайт-www.khazagerov.com/encietn-russia.html

Слайд 17






Презентацию подготовила студентка 2-го курса  Захарова Екатерина.
Описание слайда:
Презентацию подготовила студентка 2-го курса Захарова Екатерина.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию