🗊Русский символизм как литературное течение Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым

Категория: Литература
Нажмите для полного просмотра!
Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №1Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №2Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №3Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №4Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №5Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №6Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №7Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №8Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №9Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №10Русский символизм как литературное течение      Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, слайд №11

Вы можете ознакомиться и скачать Русский символизм как литературное течение Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым. Презентация содержит 11 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





                                     
Русский символизм как литературное течение
    Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры. в которой зажжено пламя.
                                                                                        Д. Мережковский 
      Это парение в вышине было так беспочвенно.
                                                                                      И. Бродский
Описание слайда:
Русский символизм как литературное течение Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии, одухотворённым, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры. в которой зажжено пламя. Д. Мережковский Это парение в вышине было так беспочвенно. И. Бродский

Слайд 2





Из истории символизма
           Символизм ( от греч.sumbolon – «знак», «символ») – в литературе интернациональное явление, получившее распространение в Европе.
             Основы эстетики символизма сложились во Франции в 60-70 годах 19 века в творчестве Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме.
            Стремясь постичь тайное в мироздании, стремясь проникнуть в подсознание, где бессилен обычный язык, символисты обращаются к эмоциям, чувствам, интуиции, а не к разуму.
             В России символизм сформировался в начале 1890-х годов и существовал примерно до 1917 года. В развитии русского символизма выделяют два этапа: «старшие символисты» и «младосимволисты»
            Рубеж 19 -  20в. Исторические события этого времени вторгаются в повседневную жизнь людей, ломая привычные устои.
           В России изменилось всё: политические убеждения, нравственные устои, культура, искусство. Возникают новые эстетические явления на фоне сильного подъёма философской мысли. Рождается система взглядов, получившая название «декаданс» (от франц. «упадок»).
          Особенно динамично в это время развивалась поэзия, получившая впоследствии название «поэтический ренессанс» или «Серебряный век».
Описание слайда:
Из истории символизма Символизм ( от греч.sumbolon – «знак», «символ») – в литературе интернациональное явление, получившее распространение в Европе. Основы эстетики символизма сложились во Франции в 60-70 годах 19 века в творчестве Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме. Стремясь постичь тайное в мироздании, стремясь проникнуть в подсознание, где бессилен обычный язык, символисты обращаются к эмоциям, чувствам, интуиции, а не к разуму. В России символизм сформировался в начале 1890-х годов и существовал примерно до 1917 года. В развитии русского символизма выделяют два этапа: «старшие символисты» и «младосимволисты» Рубеж 19 - 20в. Исторические события этого времени вторгаются в повседневную жизнь людей, ломая привычные устои. В России изменилось всё: политические убеждения, нравственные устои, культура, искусство. Возникают новые эстетические явления на фоне сильного подъёма философской мысли. Рождается система взглядов, получившая название «декаданс» (от франц. «упадок»). Особенно динамично в это время развивалась поэзия, получившая впоследствии название «поэтический ренессанс» или «Серебряный век».

Слайд 3





Символизм как миропонимание
   Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители.
                                                                                                              К. Бальмонт
         Теоретические основы русского символизма были сформулированы  литературным критиком, поэтом Д. Мережковским в книге « О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893год), в статье К. Бальмонта «Элементарные слова о символистской поэзии», В работе Вячеслава Иванова «Мысли о символизме».
          Три главных составляющих нового течения:
мистическое содержание,
символы,
расширение художественной впечатлительности.
          Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур.
        излюбленным источником были греческая и римская мифологии.
Описание слайда:
Символизм как миропонимание Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители. К. Бальмонт Теоретические основы русского символизма были сформулированы литературным критиком, поэтом Д. Мережковским в книге « О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893год), в статье К. Бальмонта «Элементарные слова о символистской поэзии», В работе Вячеслава Иванова «Мысли о символизме». Три главных составляющих нового течения: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности. Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур. излюбленным источником были греческая и римская мифологии.

Слайд 4





Мистическое содержание
              На рубеже 19 -  20в. появилось электричество, паровое отопление, учёные совершают великие открытия в медицине, но не прекращаются войны, нет лекарства от жестокости, зависти и одиночества. Россия переживала кризис. Возрастает интерес к таинственному, мистическому.
          «И вот современные люди стоят, беззащитные, - лицом к лицу с несказанным мраком… Куда бы мы ни уходили, куда бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, океана», - писал Д.Мережковский в своей книге. 
             Мистическое содержание объявляется главным предметом  нового искусства.
                                       Мне мило отвлечённое
                                             Им жизнь я создаю…
                                             Я всё уединённое, 
                                             Неявное люблю.
                                             Я – раб моих таинственных,
                                             необычайных снов…
                                                               З. Гиппиус «Надпись на книге» 1896
Описание слайда:
Мистическое содержание На рубеже 19 - 20в. появилось электричество, паровое отопление, учёные совершают великие открытия в медицине, но не прекращаются войны, нет лекарства от жестокости, зависти и одиночества. Россия переживала кризис. Возрастает интерес к таинственному, мистическому. «И вот современные люди стоят, беззащитные, - лицом к лицу с несказанным мраком… Куда бы мы ни уходили, куда бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, океана», - писал Д.Мережковский в своей книге. Мистическое содержание объявляется главным предметом нового искусства. Мне мило отвлечённое Им жизнь я создаю… Я всё уединённое, Неявное люблю. Я – раб моих таинственных, необычайных снов… З. Гиппиус «Надпись на книге» 1896

Слайд 5





Символ – ключ к тайне
          Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для кого всё в мире просто, понятно,              постижимо, тот не может быть художником. 
                                                                                                 В, Брюсов «Ключи тайн»
Символ – основная категория поэтики символистов.
Символ – знак иной действительности
Символы призваны помочь проникнуть в суть скрытых явлений.
Символ увеличивает, расширяет смысл каждого слова.
В понимании символов важную роль играет контекст.
Символ связан с областью тайного.
Символ приглашает читателя к сотворчеству.
Поэт в своих стихах обращается к «посвящённым». 
                             Тайны созданных созданий 
                            С лаской ластятся ко мне, 
                             И трепещет тень латаний
                             На эмалевой стене.
                                                         В. Брюсов «Творчество» 1895
Описание слайда:
Символ – ключ к тайне Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. В, Брюсов «Ключи тайн» Символ – основная категория поэтики символистов. Символ – знак иной действительности Символы призваны помочь проникнуть в суть скрытых явлений. Символ увеличивает, расширяет смысл каждого слова. В понимании символов важную роль играет контекст. Символ связан с областью тайного. Символ приглашает читателя к сотворчеству. Поэт в своих стихах обращается к «посвящённым». Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. В. Брюсов «Творчество» 1895

Слайд 6





Из «Толкового словаря» символистов
Вечер – символ таинственности, мистических очарований.
Дым – символ непознаваемости, загадочности.
Земля – серая обыденность.
Лодка, чёлн – символ земного бытия
 Ночь – мрачная таинственность бытия. 
Сон – сладостный миг откровения. 
Солнце – далёкий свет, непостижимый идеал.
Сумерки – трещина между мирами.
Смерть – избавление от тяжести пошлого мира.
Описание слайда:
Из «Толкового словаря» символистов Вечер – символ таинственности, мистических очарований. Дым – символ непознаваемости, загадочности. Земля – серая обыденность. Лодка, чёлн – символ земного бытия Ночь – мрачная таинственность бытия. Сон – сладостный миг откровения. Солнце – далёкий свет, непостижимый идеал. Сумерки – трещина между мирами. Смерть – избавление от тяжести пошлого мира.

Слайд 7





Расширение художественной впечатлительности 
                                                          И зову мечтателей… Вас я не зову! 
                                                                                                                                К. Бальмонт  
             Символ, расширяя значение слова, становится важнейшим средством передачи чувства, настроения авторского замысла. Слушатель или читатель воспринимает текст во всей его многозначности. Начинается сотворчество. Слова-символы пробуждают в читателе его собственные мысли и чувства.
            У каждого поэта-символиста свой путь в искусстве, но всех их объединяет поклонение высоким мечтам и чувствам, желание изменить мир, сделать его прекрасным.
                                  Я не знаю мудрости, годной для других, 
                                  Только мимолётности я влагаю стих.
                                   В каждой мимолётности вижу я миры, 
                                   Полные изменчивости радужной игры.
                                   Не кляните, мудрые, что вам до меня?
                                   Я ведь только облачко, полное огня.
                                   Я ведь только облачко. Видите: плыву.
                                   И зову мечтателей… Вас я не зову! 
                                                              К. Бальмонт  1902
Описание слайда:
Расширение художественной впечатлительности И зову мечтателей… Вас я не зову! К. Бальмонт Символ, расширяя значение слова, становится важнейшим средством передачи чувства, настроения авторского замысла. Слушатель или читатель воспринимает текст во всей его многозначности. Начинается сотворчество. Слова-символы пробуждают в читателе его собственные мысли и чувства. У каждого поэта-символиста свой путь в искусстве, но всех их объединяет поклонение высоким мечтам и чувствам, желание изменить мир, сделать его прекрасным. Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолётности я влагаю стих. В каждой мимолётности вижу я миры, Полные изменчивости радужной игры. Не кляните, мудрые, что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите: плыву. И зову мечтателей… Вас я не зову! К. Бальмонт 1902

Слайд 8





Поэтика символизма
        Стихи русских символистов – «поэзия оттенков» (В. Брюсов).
        Символ как основная категория является связующим звеном между   материальным и идеальным миром.
       Мироощущение может сжиматься в пределах символа или разрастаться до Вселенной. 
        Читателю предоставляется возможность завершить только намеченный поэтом образ.
       Художественный образ отодвигается на второй план, как и прямое значение слова. Образ отсутствует как зрительная реальность. 
       Стремление к музыкальности и гармонии. Музыкальность – важнейший принцип символизма.
       Свобода восприятия читателем образов-символов.
        Подвижность и многозначность слова.
        Расширены ритмические возможности русского стиха.
Описание слайда:
Поэтика символизма Стихи русских символистов – «поэзия оттенков» (В. Брюсов). Символ как основная категория является связующим звеном между материальным и идеальным миром. Мироощущение может сжиматься в пределах символа или разрастаться до Вселенной. Читателю предоставляется возможность завершить только намеченный поэтом образ. Художественный образ отодвигается на второй план, как и прямое значение слова. Образ отсутствует как зрительная реальность. Стремление к музыкальности и гармонии. Музыкальность – важнейший принцип символизма. Свобода восприятия читателем образов-символов. Подвижность и многозначность слова. Расширены ритмические возможности русского стиха.

Слайд 9





«Старшие символисты» и «младосимволисты»
           В начале 1890-х годов о новых путях развития литературы заявили Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Зинаида Гиппиус и др.   
           Безнадёжность, отрицание существующего бытия, замкнутость, одиночество и незащищённость, повышенное внимание к мистической философии и эстетическому модернизму – прямой путь к символизму. «Старших символистов» часто называют импрессионистами и декадентами.
          В 1901 – 1905 годах в поэтических кругах заявляют о себе «младосимволисты» Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьёв и др. Последователи философа и поэта Владимира Соловьёва, Они утверждали, что мир спасёт Божественная красота, Вечная женственность. Божественная красота – это гармония между духовным и вещественным, между внешним и внутренним. «Младосимволисты», отрицая современный мир, верили в его преображение при помощи Любви, Красоты, Искусства.
Описание слайда:
«Старшие символисты» и «младосимволисты» В начале 1890-х годов о новых путях развития литературы заявили Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Фёдор Сологуб, Зинаида Гиппиус и др. Безнадёжность, отрицание существующего бытия, замкнутость, одиночество и незащищённость, повышенное внимание к мистической философии и эстетическому модернизму – прямой путь к символизму. «Старших символистов» часто называют импрессионистами и декадентами. В 1901 – 1905 годах в поэтических кругах заявляют о себе «младосимволисты» Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Соловьёв и др. Последователи философа и поэта Владимира Соловьёва, Они утверждали, что мир спасёт Божественная красота, Вечная женственность. Божественная красота – это гармония между духовным и вещественным, между внешним и внутренним. «Младосимволисты», отрицая современный мир, верили в его преображение при помощи Любви, Красоты, Искусства.

Слайд 10





Глоссарий 
Декаданс (от франц. «упадок») – общее обозначение кризисных явлений в искусстве конца 19 – начала 20 века. 
Модернизм (новейший) – философское и эстетическое направление, в основе которого лежит отрицание традиций классической культуры и стремление создать принципиально новое искусство.
Поэтика (поэтическое искусство) – учение о построении разных типов литературных произведений (поэтика романа, поэтика Пушкина).
Ренессанс (от франц. « возрождение ») – эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями, а также пробуждением интереса к литературе и искусству
«Серебряный век» - понятие восходит к античной литературе. Геосид полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным» веком. В современной историко-литературной традиции пушкинскую эпоху принято считать «золотым веком» (П.А.Вяземский «Три века поэтов»), а время 1890 – 1920 годов – «серебряным веком».
 
Художественный образ – одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей эстетических эмоций художника. Художественный образ относится к духовной человеческой деятельности.
Описание слайда:
Глоссарий Декаданс (от франц. «упадок») – общее обозначение кризисных явлений в искусстве конца 19 – начала 20 века. Модернизм (новейший) – философское и эстетическое направление, в основе которого лежит отрицание традиций классической культуры и стремление создать принципиально новое искусство. Поэтика (поэтическое искусство) – учение о построении разных типов литературных произведений (поэтика романа, поэтика Пушкина). Ренессанс (от франц. « возрождение ») – эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями, а также пробуждением интереса к литературе и искусству «Серебряный век» - понятие восходит к античной литературе. Геосид полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным» веком. В современной историко-литературной традиции пушкинскую эпоху принято считать «золотым веком» (П.А.Вяземский «Три века поэтов»), а время 1890 – 1920 годов – «серебряным веком». Художественный образ – одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей эстетических эмоций художника. Художественный образ относится к духовной человеческой деятельности.

Слайд 11





Литература 
Серебряный век русской поэзии: Проблемы, документы. М., 1996.
Русская поэзия серебряного века.1890 – 1917гг.  М., 1993.
Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.
А.А. Мурашов. Всепроникающая магия слова. Русский язык и литература.1991.
В. П. Крючков. Русская поэзия 20 века. Саратов, 2002.
Описание слайда:
Литература Серебряный век русской поэзии: Проблемы, документы. М., 1996. Русская поэзия серебряного века.1890 – 1917гг. М., 1993. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989. А.А. Мурашов. Всепроникающая магия слова. Русский язык и литература.1991. В. П. Крючков. Русская поэзия 20 века. Саратов, 2002.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию