🗊Презентация Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6

Категория: Физика
Нажмите для полного просмотра!
Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №1Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №2Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №3Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №4Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №5Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №6Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №7Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №8Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №9Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №10Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №11Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №12Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №13Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №14Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №15Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №16Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №17Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №18Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №19Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №20Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №21Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №22Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №23Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №24Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №25Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №26Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №27Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №28Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №29Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №30Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №31Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №32Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №33Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №34Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №35Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №36Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №37Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №38Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №39Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №40Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №41Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №42Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №43Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №44Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №45Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №46Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №47

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6. Доклад-сообщение содержит 47 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





курс
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ 
НА АТМОСФЕРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Описание слайда:
курс ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 2





Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы
Самолет воздействия АН-12 

Основные технические характеристики: 
   Взлетная масса - 61 т 
   Масса полезной нагрузки - 18т 
   Крейсерская скорость - 600 км/ч 
   Макс. продолжительность полета - 8 час 
   Практический потолок - до 9000 м
Описание слайда:
Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы Самолет воздействия АН-12 Основные технические характеристики:    Взлетная масса - 61 т    Масса полезной нагрузки - 18т    Крейсерская скорость - 600 км/ч    Макс. продолжительность полета - 8 час    Практический потолок - до 9000 м

Слайд 3





Самолет воздействия Ан-30
Самолет воздействия Ан-30
Описание слайда:
Самолет воздействия Ан-30 Самолет воздействия Ан-30

Слайд 4





Тема 6
Реагенты
Описание слайда:
Тема 6 Реагенты

Слайд 5





Воздействие на фазовый состав облака 
Основная группа методов АВ на облака различных форм связана с воздействием на фазовую неустойчивость облачной среды, 
Неустойчивость - определяется долговременным существованием в осадкообразующей облачности обширных зон с переохлажденной жидкокапельной влагой (вплоть до темп. - 35° - 40 °С). 
При введении в такую зону искусственных зародышевых ледяных частиц начинается процесс "перегонки" водяного пара с переохлажденных капель на эти частицы в силу того что Ев<Ел 
Поэтому кристаллики льда дорастают до размеров частиц осадков значительно быстрее, чем капли.
Описание слайда:
Воздействие на фазовый состав облака Основная группа методов АВ на облака различных форм связана с воздействием на фазовую неустойчивость облачной среды, Неустойчивость - определяется долговременным существованием в осадкообразующей облачности обширных зон с переохлажденной жидкокапельной влагой (вплоть до темп. - 35° - 40 °С). При введении в такую зону искусственных зародышевых ледяных частиц начинается процесс "перегонки" водяного пара с переохлажденных капель на эти частицы в силу того что Ев<Ел Поэтому кристаллики льда дорастают до размеров частиц осадков значительно быстрее, чем капли.

Слайд 6





   В работах по АВ применяются два способа искусственного увеличения количества дополнительных центров кристаллизации: 
   В работах по АВ применяются два способа искусственного увеличения количества дополнительных центров кристаллизации: 
 Введение в зоны с переохлажденной жидкокапельной влагой хладореагентов. 
Для этих целей используются гранулированная твердая углекислота (сухой лед CO2), гранулы которой имеют температуру -70 °С и жидкий азот (N2) температура кипения -178 °С. 
Для введения в облака гранулированной углекислоты применяются самолетные углекислотные комплексы. 
Воздействие жидким азотом производится с помощью самолетных азотных генераторов мелкодисперсных частиц льда ГМЧЛ-A.
Описание слайда:
   В работах по АВ применяются два способа искусственного увеличения количества дополнительных центров кристаллизации:    В работах по АВ применяются два способа искусственного увеличения количества дополнительных центров кристаллизации:  Введение в зоны с переохлажденной жидкокапельной влагой хладореагентов. Для этих целей используются гранулированная твердая углекислота (сухой лед CO2), гранулы которой имеют температуру -70 °С и жидкий азот (N2) температура кипения -178 °С. Для введения в облака гранулированной углекислоты применяются самолетные углекислотные комплексы. Воздействие жидким азотом производится с помощью самолетных азотных генераторов мелкодисперсных частиц льда ГМЧЛ-A.

Слайд 7





Вторым способом искусственной кристаллизации переохлажденных капель является введение в облако аэрозолей иодида серебра AgI, 
Вторым способом искусственной кристаллизации переохлажденных капель является введение в облако аэрозолей иодида серебра AgI, 
частицы AgI не влияя непосредственно на температуру воздуха выполняют функцию искусственных ядер кристаллизации - играют роль подложки для роста ледяных частиц, поскольку их кристаллическая структура изоморфна льду. 
Аэрозоли иодида серебра AgI вводятся в облако путем отстрела пиропатронов ПВ-26 при полете самолета вблизи верхней границы облаков. 
Каждый пиропатрон ПВ-26 содержит 40 г пиротехнического состава с йодистым серебром, льдообразующая активность которого составляет 5 х 1012. ядер на 1 г состава (при температуре -10 °С). Длина трассы активного дымления составляет 1 км.
Описание слайда:
Вторым способом искусственной кристаллизации переохлажденных капель является введение в облако аэрозолей иодида серебра AgI, Вторым способом искусственной кристаллизации переохлажденных капель является введение в облако аэрозолей иодида серебра AgI, частицы AgI не влияя непосредственно на температуру воздуха выполняют функцию искусственных ядер кристаллизации - играют роль подложки для роста ледяных частиц, поскольку их кристаллическая структура изоморфна льду. Аэрозоли иодида серебра AgI вводятся в облако путем отстрела пиропатронов ПВ-26 при полете самолета вблизи верхней границы облаков. Каждый пиропатрон ПВ-26 содержит 40 г пиротехнического состава с йодистым серебром, льдообразующая активность которого составляет 5 х 1012. ядер на 1 г состава (при температуре -10 °С). Длина трассы активного дымления составляет 1 км.

Слайд 8





Подавление развития мощных конвективных облаков 
Используемые для этой цели методы базируется на том, что в период развития конвективной облачности тепловое или динамическое возмущение атмосферы в зоне неустойчивости вызывает изменение интенсивности или направления вертикального потока, инициированного возмущающим импульсом.
Описание слайда:
Подавление развития мощных конвективных облаков Используемые для этой цели методы базируется на том, что в период развития конвективной облачности тепловое или динамическое возмущение атмосферы в зоне неустойчивости вызывает изменение интенсивности или направления вертикального потока, инициированного возмущающим импульсом.

Слайд 9





Для искусственного инициирования внутриоблачных нисходящих движений (струй) применяется сброс в вершину облака самораскрывающихся упаковок с грубодисперсными порошками (чаще всего - цемента). 
Для искусственного инициирования внутриоблачных нисходящих движений (струй) применяется сброс в вершину облака самораскрывающихся упаковок с грубодисперсными порошками (чаще всего - цемента). 
В этом случае в верхней части облака создается квазиупорядоченный нисходящий воздушный поток, благодаря которому нарушается структура упорядоченных воздушных движений в зоне вершины облака. 
В поле горизонтального ветра происходит перестройка и начинается втекание сухого околооблачного воздуха внутрь Cu, Cb. 
Поступающий внутрь вершины относительно сухой воздух охлаждается из-за испарения в нем облачных частиц, что способствует его опусканию внутрь облака на сотни метров, что даже может сформировать здесь мощный нисходящий поток. 
В преобладающем большинстве случаев такое воздействие приводит к частичному (а чаще - полному) разрушению облаков. 
При этом, интенсивность процесса рассеяния Cu-Cb в результате такого воздействия практически одинакова как в теплых так и в переохлажденных облаках.
Описание слайда:
Для искусственного инициирования внутриоблачных нисходящих движений (струй) применяется сброс в вершину облака самораскрывающихся упаковок с грубодисперсными порошками (чаще всего - цемента). Для искусственного инициирования внутриоблачных нисходящих движений (струй) применяется сброс в вершину облака самораскрывающихся упаковок с грубодисперсными порошками (чаще всего - цемента). В этом случае в верхней части облака создается квазиупорядоченный нисходящий воздушный поток, благодаря которому нарушается структура упорядоченных воздушных движений в зоне вершины облака. В поле горизонтального ветра происходит перестройка и начинается втекание сухого околооблачного воздуха внутрь Cu, Cb. Поступающий внутрь вершины относительно сухой воздух охлаждается из-за испарения в нем облачных частиц, что способствует его опусканию внутрь облака на сотни метров, что даже может сформировать здесь мощный нисходящий поток. В преобладающем большинстве случаев такое воздействие приводит к частичному (а чаще - полному) разрушению облаков. При этом, интенсивность процесса рассеяния Cu-Cb в результате такого воздействия практически одинакова как в теплых так и в переохлажденных облаках.

Слайд 10





Гигроскопические реагенты
	Ширина спектра облачных капель определяет степень коллоидальной устойчивости облака. Чем уже диапазон размеров облачных капель, тем меньше вероятность их взаимной коагуляции, а значит, тем медленнее изменяется спектр капель со временем. Наличие в воздухе небольшого числа гигантских ( мкм) и сверхгигантских ( мкм) облачных ядер конденсации приводит к образованию крупных капель. Если концентрация гигантских и сверхгигантских ОЯК мала, то при решении ряда задач активных воздействий возникает необходимость создания крупных капель путем внесения в облако частиц, выполняющих роль этих ядер. Такие частицы называют гигроскопическими реагентами.
Описание слайда:
Гигроскопические реагенты Ширина спектра облачных капель определяет степень коллоидальной устойчивости облака. Чем уже диапазон размеров облачных капель, тем меньше вероятность их взаимной коагуляции, а значит, тем медленнее изменяется спектр капель со временем. Наличие в воздухе небольшого числа гигантских ( мкм) и сверхгигантских ( мкм) облачных ядер конденсации приводит к образованию крупных капель. Если концентрация гигантских и сверхгигантских ОЯК мала, то при решении ряда задач активных воздействий возникает необходимость создания крупных капель путем внесения в облако частиц, выполняющих роль этих ядер. Такие частицы называют гигроскопическими реагентами.

Слайд 11





В качестве реагентов обычно используют хорошо растворимые соли различных кислот, например: 
В качестве реагентов обычно используют хорошо растворимые соли различных кислот, например: 
хлористый натрий
кристаллогидраты хлористого кальция  и другие 
минеральные удобрения (карбамид  и аммиачная селитра) 	
Природа действия гигроскопических реагентов, распыленных в облаке, ничем не отличается от природы действия естественных ядер конденсации. 
Также как ядра конденсации, солевые частички реагента адсорбируют водяной пар, создавая вокруг себя водяную пленку, и растворяются в ней. 
В зависимости от влажности окружающего воздуха они растут, как капли солевого раствора. Если размеры солевых частиц больше размеров естественных ОЯК, то для неограниченного роста таких частиц требуется меньшее пересыщение.
Описание слайда:
В качестве реагентов обычно используют хорошо растворимые соли различных кислот, например: В качестве реагентов обычно используют хорошо растворимые соли различных кислот, например: хлористый натрий кристаллогидраты хлористого кальция и другие минеральные удобрения (карбамид и аммиачная селитра) Природа действия гигроскопических реагентов, распыленных в облаке, ничем не отличается от природы действия естественных ядер конденсации. Также как ядра конденсации, солевые частички реагента адсорбируют водяной пар, создавая вокруг себя водяную пленку, и растворяются в ней. В зависимости от влажности окружающего воздуха они растут, как капли солевого раствора. Если размеры солевых частиц больше размеров естественных ОЯК, то для неограниченного роста таких частиц требуется меньшее пересыщение.

Слайд 12





Принцип воздействия на облака и туманы заключается в переконденсации­-перегонке водяного пара с большого числа облачных капелек на меньшее число более крупных капель, образующихся на частицах реагента. Далее вступает в действие механизм коагуляции.
Принцип воздействия на облака и туманы заключается в переконденсации­-перегонке водяного пара с большого числа облачных капелек на меньшее число более крупных капель, образующихся на частицах реагента. Далее вступает в действие механизм коагуляции.
Введение в облако гигроскопических реагентов осуществляется либо распылением сухой соли воздушной струей, либо пульверизацией насыщенного раствора реагента. К сожалению, такими методами не удается получить частицы (капли) заданного размера. Спектр частиц оказывается очень широким.
Описание слайда:
Принцип воздействия на облака и туманы заключается в переконденсации­-перегонке водяного пара с большого числа облачных капелек на меньшее число более крупных капель, образующихся на частицах реагента. Далее вступает в действие механизм коагуляции. Принцип воздействия на облака и туманы заключается в переконденсации­-перегонке водяного пара с большого числа облачных капелек на меньшее число более крупных капель, образующихся на частицах реагента. Далее вступает в действие механизм коагуляции. Введение в облако гигроскопических реагентов осуществляется либо распылением сухой соли воздушной струей, либо пульверизацией насыщенного раствора реагента. К сожалению, такими методами не удается получить частицы (капли) заданного размера. Спектр частиц оказывается очень широким.

Слайд 13





В последние годы большую популярность получил «огненный» метод диспергирования реагента. Реагент-соль смешивается с пиротехническим составом. При сгорании этого состава частички соли попадают в воздух в хорошо измельченном состоянии.
В последние годы большую популярность получил «огненный» метод диспергирования реагента. Реагент-соль смешивается с пиротехническим составом. При сгорании этого состава частички соли попадают в воздух в хорошо измельченном состоянии.
Существуют гигроскопические реагенты, которые при взаимодействии с водой вступают с ней в экзотермическую реакцию (с выделением значительной тепловой энергии). 
В качестве примера можно привести такие широко известные вещества как 
известь (негашеная) СаО, 
карбид кальция СаС2,
гидриды – химические соединения водорода с другими элементами (гидрид лития LiH, алюмогидриды металлов M(AlH4)n  и др.).
Описание слайда:
В последние годы большую популярность получил «огненный» метод диспергирования реагента. Реагент-соль смешивается с пиротехническим составом. При сгорании этого состава частички соли попадают в воздух в хорошо измельченном состоянии. В последние годы большую популярность получил «огненный» метод диспергирования реагента. Реагент-соль смешивается с пиротехническим составом. При сгорании этого состава частички соли попадают в воздух в хорошо измельченном состоянии. Существуют гигроскопические реагенты, которые при взаимодействии с водой вступают с ней в экзотермическую реакцию (с выделением значительной тепловой энергии). В качестве примера можно привести такие широко известные вещества как известь (негашеная) СаО, карбид кальция СаС2, гидриды – химические соединения водорода с другими элементами (гидрид лития LiH, алюмогидриды металлов M(AlH4)n и др.).

Слайд 14





Льдообразующие реагенты
Льдообразующими реагентами (ЛОР) называют вещества, при внесении которых в облако в сильно измельченном (диспергированном) виде создаются искусственные льдообразующие ядра. Первым использованным более полувека назад реагентом было йодистое серебро . Выбор его не был случайным. Дело в том, что параметры кристаллической решетки одной из модификаций йодистого серебра () практически совпадают с параметрами кристаллической решетки льда Ih. В кристаллохимии широко используется способ выращивания искусственных кристаллов на изоморфной подложке (такой процесс называется эпитаксией). Изоморфность  льду Ih послужила основанием для использования йодистого серебра в качестве стимулятора образования ледяных кристаллов. За минувшие годы были испытаны в качестве ЛОР сотни, если не тысячи, различных веществ. Среди них достаточно эффективными оказались соли  окислы металлов  органические вещества  (кристаллогидрат флороглюцина),  (метальдегид),  (1,5 – диоксинафталин), специально синтезированные металлоорганические вещества, например,  (ацетилацетонат меди).
Описание слайда:
Льдообразующие реагенты Льдообразующими реагентами (ЛОР) называют вещества, при внесении которых в облако в сильно измельченном (диспергированном) виде создаются искусственные льдообразующие ядра. Первым использованным более полувека назад реагентом было йодистое серебро . Выбор его не был случайным. Дело в том, что параметры кристаллической решетки одной из модификаций йодистого серебра () практически совпадают с параметрами кристаллической решетки льда Ih. В кристаллохимии широко используется способ выращивания искусственных кристаллов на изоморфной подложке (такой процесс называется эпитаксией). Изоморфность льду Ih послужила основанием для использования йодистого серебра в качестве стимулятора образования ледяных кристаллов. За минувшие годы были испытаны в качестве ЛОР сотни, если не тысячи, различных веществ. Среди них достаточно эффективными оказались соли окислы металлов органические вещества (кристаллогидрат флороглюцина), (метальдегид), (1,5 – диоксинафталин), специально синтезированные металлоорганические вещества, например, (ацетилацетонат меди).

Слайд 15






Качество реагента характеризуется двумя величинами – льдообразующей активностью (ЛОАР) и температурным порогом льдообразования (). Льдообразующей активностью называют количество активных ледяных частиц, формирующихся в облаке при внесении в него единичной массы реагента. ЛОАР зависит от температуры. Самая высокая температура, при которой реагент проявляет свои льдообразующие свойства, называется пороговой (порог температуры). При этой температуре льдообразующая активность становится настолько малой, что ее трудно зарегистрировать. (Практически ЛОАР при этом составляет 108…109 г-1). Реагент считается тем эффективнее, чем выше его пороговая температура (ближе к ) и чем больше ЛОАР при заданной температуре.
Описание слайда:
Качество реагента характеризуется двумя величинами – льдообразующей активностью (ЛОАР) и температурным порогом льдообразования (). Льдообразующей активностью называют количество активных ледяных частиц, формирующихся в облаке при внесении в него единичной массы реагента. ЛОАР зависит от температуры. Самая высокая температура, при которой реагент проявляет свои льдообразующие свойства, называется пороговой (порог температуры). При этой температуре льдообразующая активность становится настолько малой, что ее трудно зарегистрировать. (Практически ЛОАР при этом составляет 108…109 г-1). Реагент считается тем эффективнее, чем выше его пороговая температура (ближе к ) и чем больше ЛОАР при заданной температуре.

Слайд 16





Вещества, используемые в качестве реагента, должны удовлетворять следующим основным требованиям.
1. Нерастворимость. При растворении в воде разрушается поверхность вещества, тем самым исключается возможность упорядоченной ориентации молекул воды, необходимой для образования кристаллической структуры. В то же время для проявления льдообразующих свойств вещество должно обладать гидрофильностью. Требования нерастворимости и гидрофильности плохо совместимы. На практике они удовлетворяются добавлением к реагенту гидрофильных присадок.
Описание слайда:
Вещества, используемые в качестве реагента, должны удовлетворять следующим основным требованиям. 1. Нерастворимость. При растворении в воде разрушается поверхность вещества, тем самым исключается возможность упорядоченной ориентации молекул воды, необходимой для образования кристаллической структуры. В то же время для проявления льдообразующих свойств вещество должно обладать гидрофильностью. Требования нерастворимости и гидрофильности плохо совместимы. На практике они удовлетворяются добавлением к реагенту гидрофильных присадок.

Слайд 17





2. Размер. Важной характеристикой является степень дисперсности реагента. 
2. Размер. Важной характеристикой является степень дисперсности реагента. 
Чем меньше размеры частиц реагента, тем большее число их может быть получено из единичной массы. 
Однако независимо от механизма нуклеации при заданных условиях жизнеспособными могут быть только ледяные зародыши с размерами больше критического. 
критический радиус жизнеспособных зародышей зависит от температуры (при механизмах конденсационного, иммерсионного и контактного замерзания) и от пересыщения при замерзании осаждения, которое, в конечном счете, также является функцией температуры. 
Очевидно, что формирование жизнеспособного ледяного зародыша на ЛОЯ или частичке ЛОР энергетически выгодно только в том случае, когда размер ядра оказывается больше размера зародыша. Поэтому очень мелкие частички становятся неэффективными в качестве ЛОЯ.
Описание слайда:
2. Размер. Важной характеристикой является степень дисперсности реагента. 2. Размер. Важной характеристикой является степень дисперсности реагента. Чем меньше размеры частиц реагента, тем большее число их может быть получено из единичной массы. Однако независимо от механизма нуклеации при заданных условиях жизнеспособными могут быть только ледяные зародыши с размерами больше критического. критический радиус жизнеспособных зародышей зависит от температуры (при механизмах конденсационного, иммерсионного и контактного замерзания) и от пересыщения при замерзании осаждения, которое, в конечном счете, также является функцией температуры. Очевидно, что формирование жизнеспособного ледяного зародыша на ЛОЯ или частичке ЛОР энергетически выгодно только в том случае, когда размер ядра оказывается больше размера зародыша. Поэтому очень мелкие частички становятся неэффективными в качестве ЛОЯ.

Слайд 18





Исследования показали, что образцы реагента с очень однородной поверхностью (хорошо отполированной) проявляют меньшую льдообразующую способность, чем те, на поверхности которых содержатся многочисленные микроскопические трещины, сколы, выступы, каверны и т. д. 
Исследования показали, что образцы реагента с очень однородной поверхностью (хорошо отполированной) проявляют меньшую льдообразующую способность, чем те, на поверхности которых содержатся многочисленные микроскопические трещины, сколы, выступы, каверны и т. д. 
Более того, на поверхности реагентов отмечаются, так называемые активные места, на которых происходит образование ледяных зародышей при повторных опытах. 
Окруженные участками гидрофобной поверхности активные места адсорбируют молекулы воды, которые с понижением температуры встраиваются в ледяную решетку. 
Размеры активных мест соизмеримы с размерами жизнеспособных зародышей, а значит размеры ЛОЯ должны быть существенно больше их.
Описание слайда:
Исследования показали, что образцы реагента с очень однородной поверхностью (хорошо отполированной) проявляют меньшую льдообразующую способность, чем те, на поверхности которых содержатся многочисленные микроскопические трещины, сколы, выступы, каверны и т. д. Исследования показали, что образцы реагента с очень однородной поверхностью (хорошо отполированной) проявляют меньшую льдообразующую способность, чем те, на поверхности которых содержатся многочисленные микроскопические трещины, сколы, выступы, каверны и т. д. Более того, на поверхности реагентов отмечаются, так называемые активные места, на которых происходит образование ледяных зародышей при повторных опытах. Окруженные участками гидрофобной поверхности активные места адсорбируют молекулы воды, которые с понижением температуры встраиваются в ледяную решетку. Размеры активных мест соизмеримы с размерами жизнеспособных зародышей, а значит размеры ЛОЯ должны быть существенно больше их.

Слайд 19





3. Подобие. Важным условием эффективности реагента является подобие его кристаллической решетки или поверхностных свойств соответствующим характеристикам льда. Это способствует уменьшению энергии, необходимой для образования жизнеспособных ледяных зародышей. Различают три вида подобия.
3. Подобие. Важным условием эффективности реагента является подобие его кристаллической решетки или поверхностных свойств соответствующим характеристикам льда. Это способствует уменьшению энергии, необходимой для образования жизнеспособных ледяных зародышей. Различают три вида подобия.
– Изоморфность (Тождество кристаллических структур). В табл. 1.9.1 приведены сведения о параметрах кристаллических решеток для некоторых веществ.
Видно, что кристаллические решетки йодистого серебра и льда являются практически одинаковыми. Этим и объясняют высокий температурный порог . Кристаллические решетки других веществ в большей или меньшей мере отличаются от решетки льда Ih. Образование ледяных зародышей связано с необходимостью подстройки (преодоления деформации) кристаллической решетки льда (или подложки). Такая подстройка возможна лишь при сравнительно небольших отличиях строения кристаллов.
Описание слайда:
3. Подобие. Важным условием эффективности реагента является подобие его кристаллической решетки или поверхностных свойств соответствующим характеристикам льда. Это способствует уменьшению энергии, необходимой для образования жизнеспособных ледяных зародышей. Различают три вида подобия. 3. Подобие. Важным условием эффективности реагента является подобие его кристаллической решетки или поверхностных свойств соответствующим характеристикам льда. Это способствует уменьшению энергии, необходимой для образования жизнеспособных ледяных зародышей. Различают три вида подобия. – Изоморфность (Тождество кристаллических структур). В табл. 1.9.1 приведены сведения о параметрах кристаллических решеток для некоторых веществ. Видно, что кристаллические решетки йодистого серебра и льда являются практически одинаковыми. Этим и объясняют высокий температурный порог . Кристаллические решетки других веществ в большей или меньшей мере отличаются от решетки льда Ih. Образование ледяных зародышей связано с необходимостью подстройки (преодоления деформации) кристаллической решетки льда (или подложки). Такая подстройка возможна лишь при сравнительно небольших отличиях строения кристаллов.

Слайд 20





Параметры кристаллической решетки некоторых веществ
Описание слайда:
Параметры кристаллической решетки некоторых веществ

Слайд 21





Если отличаются не только параметры решетки, но и вид сингонии, рост кристаллов не может быть эпитаксийным. 
Если отличаются не только параметры решетки, но и вид сингонии, рост кристаллов не может быть эпитаксийным. 
Для подстройки кристаллов в этом случае требуется дополнительная энергия. 
Например, Cu2O отличается от льда Ih и сингонией, и размерами осей. Эпитаксийный рост льда на подложке Cu2O представляется маловероятным. Однако пороговая температура почти не отличается от  для  и PbI2.  
Еще большее отличие проявляется между решетками льда и органических веществ. Тем не менее, пороговые температуры для них оказываются даже выше, чем для . Это означает, что эффективность льдообразования определяется не только изоморфностью.
Описание слайда:
Если отличаются не только параметры решетки, но и вид сингонии, рост кристаллов не может быть эпитаксийным. Если отличаются не только параметры решетки, но и вид сингонии, рост кристаллов не может быть эпитаксийным. Для подстройки кристаллов в этом случае требуется дополнительная энергия. Например, Cu2O отличается от льда Ih и сингонией, и размерами осей. Эпитаксийный рост льда на подложке Cu2O представляется маловероятным. Однако пороговая температура почти не отличается от для и PbI2. Еще большее отличие проявляется между решетками льда и органических веществ. Тем не менее, пороговые температуры для них оказываются даже выше, чем для . Это означает, что эффективность льдообразования определяется не только изоморфностью.

Слайд 22





– Подобие водородных связей. Взаимодействие между молекулами Н2О во льду осуществляется с помощью водородных связей О…Н. Наличие атомов кислорода или гидроксильных групп на поверхности вещества способствует формированию водородных связей с молекулами пара или воды. Аналогичную природу льдообразования проявляют и биогенные ЛОЯ.
– Подобие водородных связей. Взаимодействие между молекулами Н2О во льду осуществляется с помощью водородных связей О…Н. Наличие атомов кислорода или гидроксильных групп на поверхности вещества способствует формированию водородных связей с молекулами пара или воды. Аналогичную природу льдообразования проявляют и биогенные ЛОЯ.
– Подобие электростатической структуры поверхности, расположение зарядов полярных молекул на поверхности вещества подобно их расположению на поверхности льда.
Описание слайда:
– Подобие водородных связей. Взаимодействие между молекулами Н2О во льду осуществляется с помощью водородных связей О…Н. Наличие атомов кислорода или гидроксильных групп на поверхности вещества способствует формированию водородных связей с молекулами пара или воды. Аналогичную природу льдообразования проявляют и биогенные ЛОЯ. – Подобие водородных связей. Взаимодействие между молекулами Н2О во льду осуществляется с помощью водородных связей О…Н. Наличие атомов кислорода или гидроксильных групп на поверхности вещества способствует формированию водородных связей с молекулами пара или воды. Аналогичную природу льдообразования проявляют и биогенные ЛОЯ. – Подобие электростатической структуры поверхности, расположение зарядов полярных молекул на поверхности вещества подобно их расположению на поверхности льда.

Слайд 23





Цепочка превращений.
Описание слайда:
Цепочка превращений.

Слайд 24





С физической точки зрения мы имеем дело с фазовыми превращениями собственно реагента и гетерогенной нуклеацией льда на его поверхности. 
С физической точки зрения мы имеем дело с фазовыми превращениями собственно реагента и гетерогенной нуклеацией льда на его поверхности. 
Сильный нагрев реагента приводит к его быстрому испарению, то есть к переходу в газообразное состояние (возгонка). 
По мере удаления от источника нагрева газ реагента, перемешиваясь с окружающим воздухом, охлаждается и становится пересыщенным. 
Создаются условия для гомогенной 
               (газ →капли → кристаллы реагента) 
или гетерогенной  (газ → кристаллы)  нуклеации реагента. 
Образование жизнеспособных ледяных зародышей на частицах реагента осуществляется одной из четырех мод нуклеации льда, описанных выше. Состояния 1…4 и процессы 1…3 отражают механизм диспергирования реагента.
Описание слайда:
С физической точки зрения мы имеем дело с фазовыми превращениями собственно реагента и гетерогенной нуклеацией льда на его поверхности. С физической точки зрения мы имеем дело с фазовыми превращениями собственно реагента и гетерогенной нуклеацией льда на его поверхности. Сильный нагрев реагента приводит к его быстрому испарению, то есть к переходу в газообразное состояние (возгонка). По мере удаления от источника нагрева газ реагента, перемешиваясь с окружающим воздухом, охлаждается и становится пересыщенным. Создаются условия для гомогенной (газ →капли → кристаллы реагента) или гетерогенной (газ → кристаллы) нуклеации реагента. Образование жизнеспособных ледяных зародышей на частицах реагента осуществляется одной из четырех мод нуклеации льда, описанных выше. Состояния 1…4 и процессы 1…3 отражают механизм диспергирования реагента.

Слайд 25





диспергирование реагента
Описание слайда:
диспергирование реагента

Слайд 26






На практике способы диспрергирования тесно связаны со средствами доставки реагента в облака. 
В лабораторных условиях диспергирование реагента можно осуществить путем внешнего нагрева.
В практике воздействий реализация такого приема затруднительна.
Описание слайда:
На практике способы диспрергирования тесно связаны со средствами доставки реагента в облака. В лабораторных условиях диспергирование реагента можно осуществить путем внешнего нагрева. В практике воздействий реализация такого приема затруднительна.

Слайд 27





Широкое распространение получили методы диспергирования, связанные с сжиганием реагента в пиротехнических составах. 
Широкое распространение получили методы диспергирования, связанные с сжиганием реагента в пиротехнических составах. 
Эти методы используются при доставке реагента в облако с помощью специальных ракет, которые несут так называемые шашки активного дыма (ШАД). 
Шашка представляет собой пиротехническую смесь с примесью реагента. 
На заданном участке траектории ШАД воспламеняется. 
В облаке образуется «след» аэрозоля реагента. 
Аналогичный процесс происходит при обстреле облаков пиропатронами с летательных аппаратов.
Описание слайда:
Широкое распространение получили методы диспергирования, связанные с сжиганием реагента в пиротехнических составах. Широкое распространение получили методы диспергирования, связанные с сжиганием реагента в пиротехнических составах. Эти методы используются при доставке реагента в облако с помощью специальных ракет, которые несут так называемые шашки активного дыма (ШАД). Шашка представляет собой пиротехническую смесь с примесью реагента. На заданном участке траектории ШАД воспламеняется. В облаке образуется «след» аэрозоля реагента. Аналогичный процесс происходит при обстреле облаков пиропатронами с летательных аппаратов.

Слайд 28





При обстреле облаков с поверхности земли с помощью артиллерийских  орудий реагент закладывается в снаряд, начиненный взрывчатым веществом (ВВ). 
При обстреле облаков с поверхности земли с помощью артиллерийских  орудий реагент закладывается в снаряд, начиненный взрывчатым веществом (ВВ). 
При взрыве снаряда температура ВВ резко повышается, что приводит к испарению реагента. 
Эффективным способом получения мелкодисперсных частиц йодистого серебра является растворение его в ацетоне. 
Сжигание ацетона в специальной камере приводит к образованию газа. Перемешиваясь с воздухом этот газ становится пересыщенным, что способствует образованию аэрозольных частиц реагента. 
Этот способ имеет ряд технологических недостатков, в частности связанных с пожароопасностью.
Описание слайда:
При обстреле облаков с поверхности земли с помощью артиллерийских орудий реагент закладывается в снаряд, начиненный взрывчатым веществом (ВВ). При обстреле облаков с поверхности земли с помощью артиллерийских орудий реагент закладывается в снаряд, начиненный взрывчатым веществом (ВВ). При взрыве снаряда температура ВВ резко повышается, что приводит к испарению реагента. Эффективным способом получения мелкодисперсных частиц йодистого серебра является растворение его в ацетоне. Сжигание ацетона в специальной камере приводит к образованию газа. Перемешиваясь с воздухом этот газ становится пересыщенным, что способствует образованию аэрозольных частиц реагента. Этот способ имеет ряд технологических недостатков, в частности связанных с пожароопасностью.

Слайд 29





Тема 7
Тема 7
Способы воздействия
Описание слайда:
Тема 7 Тема 7 Способы воздействия

Слайд 30






Воздействия на облако: 
вызывание – предотвращение осадков
Воздействия на туман: 
вызывание – предотвращение
Воздействия на лавины: 
вызывание – предотвращение
Описание слайда:
Воздействия на облако: вызывание – предотвращение осадков Воздействия на туман: вызывание – предотвращение Воздействия на лавины: вызывание – предотвращение

Слайд 31


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №31
Описание слайда:

Слайд 32


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №32
Описание слайда:

Слайд 33


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №33
Описание слайда:

Слайд 34


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №34
Описание слайда:

Слайд 35


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №35
Описание слайда:

Слайд 36





Воздействия на туман
Воздействия на туман
Описание слайда:
Воздействия на туман Воздействия на туман

Слайд 37


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №37
Описание слайда:

Слайд 38


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №38
Описание слайда:

Слайд 39







    Различают следующие виды туманов:
 Радиационный - возникают за счет радиационного выхолаживания после захода солнца 
 Адвективный - образуются при переходе более теплого влажного воздуха на более холодную подстилающую поверхность при скорости ветра 5-7 м/с
 Адвективно-радиационные - формируются за счет адвекции и радиационного выхолаживания
 Морозные - возникают при температуре ниже -30ºС при антициклоническом типе погоды
 Туманы испарения -  образуются при переходе более холодного воздуха на более теплую поверхность открытой воды зимой
 Фронтальные туманы - образуются при прохождении атмосферных фронтов, чаще теплых.
Описание слайда:
Различают следующие виды туманов: Радиационный - возникают за счет радиационного выхолаживания после захода солнца Адвективный - образуются при переходе более теплого влажного воздуха на более холодную подстилающую поверхность при скорости ветра 5-7 м/с Адвективно-радиационные - формируются за счет адвекции и радиационного выхолаживания Морозные - возникают при температуре ниже -30ºС при антициклоническом типе погоды Туманы испарения - образуются при переходе более холодного воздуха на более теплую поверхность открытой воды зимой Фронтальные туманы - образуются при прохождении атмосферных фронтов, чаще теплых.

Слайд 40





1. тепловой 
2. динамический 
3. изменение поглощательных свойств тумана;
4. увеличение интенсивности конденсационных процессов;
5. акустический; 
6. электрический;
7. оптических квантовых генераторов (ОКГ);
8. регулирования испарения;
9. пассивации ядер конденсации.
Описание слайда:
1. тепловой 2. динамический 3. изменение поглощательных свойств тумана; 4. увеличение интенсивности конденсационных процессов; 5. акустический; 6. электрический; 7. оптических квантовых генераторов (ОКГ); 8. регулирования испарения; 9. пассивации ядер конденсации.

Слайд 41


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №41
Описание слайда:

Слайд 42





Рис - Распределение капель по размерам при
Рис - Распределение капель по размерам при
нагревании в различные моменты времени
Описание слайда:
Рис - Распределение капель по размерам при Рис - Распределение капель по размерам при нагревании в различные моменты времени

Слайд 43





Динамический метод рассеяния тумана 
Динамический метод рассеяния тумана
Описание слайда:
Динамический метод рассеяния тумана Динамический метод рассеяния тумана

Слайд 44


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №44
Описание слайда:

Слайд 45





Наиболее успешно этот метод используется при рассеянии переохлажденных туманов с помощью кристаллизующих реагентов. В результате засева тумана искусственно созданными ледяными кристаллами коллоидальная устойчивость тумана нарушается.
Если концентрация искусственно созданных кристалликов подобрана удачно, это приводит к тому, что туман становиться оптически более прозрачным – видимость в нем улучшается.
Описание слайда:
Наиболее успешно этот метод используется при рассеянии переохлажденных туманов с помощью кристаллизующих реагентов. В результате засева тумана искусственно созданными ледяными кристаллами коллоидальная устойчивость тумана нарушается. Если концентрация искусственно созданных кристалликов подобрана удачно, это приводит к тому, что туман становиться оптически более прозрачным – видимость в нем улучшается.

Слайд 46


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №46
Описание слайда:

Слайд 47


Самолеты, используемые в работах по активным воздействиям на атмосферные процессы. Тема 6, слайд №47
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию