🗊Презентация Синонимы, антонимы, многозначные слова

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №1Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №2Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №3Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №4Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №5Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №6Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №7Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №8Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №9Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №10Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №11Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №12Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №13Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №14Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №15Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №16Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №17Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №18Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №19Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №20Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №21Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №22Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №23Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №24Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №25Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №26Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №27Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №28Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №29Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №30Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №31Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №32Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №33Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №34Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №35Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №36Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №37Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №38Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №39Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №40Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №41Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №42Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №43Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №44Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №45Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №46Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №47Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №48Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №49Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №50

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Синонимы, антонимы, многозначные слова. Доклад-сообщение содержит 50 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





   Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка, в том числе и средствами лексической выразительности
   Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка, в том числе и средствами лексической выразительности
 (Г.Л. Абрамович).
Описание слайда:
Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка, в том числе и средствами лексической выразительности Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка, в том числе и средствами лексической выразительности (Г.Л. Абрамович).

Слайд 2





Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию.
Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию.
 ! Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными.
Описание слайда:
Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. ! Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными.

Слайд 3





Многозначные слова - это слова, имеющие много значений:  Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева.
Многозначные слова - это слова, имеющие много значений:  Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева.
Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению.
Планировать — составлять план
Планировать — постепенно, плавно снижаться в
Засыпать — погружаться в сон. Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего
Описание слайда:
Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. Планировать — составлять план Планировать — постепенно, плавно снижаться в Засыпать — погружаться в сон. Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего

Слайд 4





Просторечная лексика  -  сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. 
Просторечная лексика  -  сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. 
 Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать 
(в значении смеяться).
Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. 
«входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.
Описание слайда:
Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.

Слайд 5





Устаревшие слова
Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Арбалет, граммофон, кулак, барщина.
Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии.
     Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.
Описание слайда:
Устаревшие слова Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.

Слайд 6





Неологизмы– новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка.
Неологизмы– новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка.
      Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж.  
Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных  людей.
    Например, у В.В. Маяковского: мандолинить,  молоткастый ; у В. Хлебникова: резьмо, 
    лебедиво 
Такие неологизмы называют окказионализмами.
Описание слайда:
Неологизмы– новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Неологизмы– новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей. Например, у В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый ; у В. Хлебникова: резьмо, лебедиво Такие неологизмы называют окказионализмами.

Слайд 7





Диалектизмы - это слова,
Диалектизмы - это слова,
употребляемые сравнительно
ограниченным числом людей, связанных территориальной
общностью.
Например, бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото…
Описание слайда:
Диалектизмы - это слова, Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Например, бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото…

Слайд 8





Заимствованная
Заимствованная
лексика -  это слова,
 заимствованные и других языков в
результате языковых
контактов.
Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.
Описание слайда:
Заимствованная Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.

Слайд 9





Термин -  от лат. Terminus предел, граница пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве
Термин -  от лат. Terminus предел, граница пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве
Профессионализм - полуофициальные и неофициальные слова,
     используемые в речи людьми,  объединёнными общей  профессией.
Описание слайда:
Термин - от лат. Terminus предел, граница пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве Термин - от лат. Terminus предел, граница пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве Профессионализм - полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией.

Слайд 10





Жаргонизмы – слова
Жаргонизмы – слова
Ограниченного употребления,
созданные с целью языкового
обособления людьми,
объединенными
определёнными интересами,
родом занятий, привычками.

Общага – общежитие, халява – всё, что  бесплатно, сервить – пользоваться средой  “Интернет”, облом – неудача
Описание слайда:
Жаргонизмы – слова Жаргонизмы – слова Ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача

Слайд 11





Фразеологизмы –
Фразеологизмы –
устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое
(лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии –
относительно
самостоятельного раздела лексикологии. 
Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…
Описание слайда:
Фразеологизмы – Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…

Слайд 12





   Следует отметить, что в задании в8 встречаются и другие термины лексических средств  выразительности:
   Следует отметить, что в задании в8 встречаются и другие термины лексических средств  выразительности:
лексический повтор;
разговорная лексика;
сниженная разговорная лексика;
книжная  (в т. ч. экспрессивная) лексика;
Общественно-политическая лексика;
 оценочная лексика;
экспрессивный лексический повтор;
Описание слайда:
Следует отметить, что в задании в8 встречаются и другие термины лексических средств выразительности: Следует отметить, что в задании в8 встречаются и другие термины лексических средств выразительности: лексический повтор; разговорная лексика; сниженная разговорная лексика; книжная (в т. ч. экспрессивная) лексика; Общественно-политическая лексика; оценочная лексика; экспрессивный лексический повтор;

Слайд 13





СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
(звукопись)
Описание слайда:
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ (звукопись)

Слайд 14





     Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:
     Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин).

АССОНАНС (франц. assonance — созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных),  которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./Думаю думу свою.
 ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ  - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).
Описание слайда:
Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся: Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся: АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин). АССОНАНС (франц. assonance — созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./Думаю думу свою. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).

Слайд 15


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №16
Описание слайда:

Слайд 17


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №17
Описание слайда:

Слайд 18


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №18
Описание слайда:

Слайд 19


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №19
Описание слайда:

Слайд 20


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №20
Описание слайда:

Слайд 21


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №21
Описание слайда:

Слайд 22


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №22
Описание слайда:

Слайд 23


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №23
Описание слайда:

Слайд 24


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №24
Описание слайда:

Слайд 25


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №25
Описание слайда:

Слайд 26


Синонимы, антонимы, многозначные слова, слайд №26
Описание слайда:

Слайд 27





Синекдоха (греч. соотнесение) — разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами.
Синекдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали:

Синекдоха (греч. соотнесение) — разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами.
Синекдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали:
Описание слайда:
Синекдоха (греч. соотнесение) — разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами. Синекдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали: Синекдоха (греч. соотнесение) — разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами. Синекдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали:

Слайд 28





Гипербола (греч. преувеличение) — это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление.
Гипербола может представлять собой чисто количественное преувеличение, придавая речи экспрессию:
Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).
В большинстве же случаев гипербола не только усиливает, но и обогащает мысль новым содержанием, сближаясь с метафорой. Это образная гипербола:

Гипербола (греч. преувеличение) — это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление.
Гипербола может представлять собой чисто количественное преувеличение, придавая речи экспрессию:
Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).
В большинстве же случаев гипербола не только усиливает, но и обогащает мысль новым содержанием, сближаясь с метафорой. Это образная гипербола:
Описание слайда:
Гипербола (греч. преувеличение) — это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление. Гипербола может представлять собой чисто количественное преувеличение, придавая речи экспрессию: Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь). В большинстве же случаев гипербола не только усиливает, но и обогащает мысль новым содержанием, сближаясь с метафорой. Это образная гипербола: Гипербола (греч. преувеличение) — это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление. Гипербола может представлять собой чисто количественное преувеличение, придавая речи экспрессию: Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь). В большинстве же случаев гипербола не только усиливает, но и обогащает мысль новым содержанием, сближаясь с метафорой. Это образная гипербола:

Слайд 29





Литота (греч. простота, малость, умеренность) — образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя: 
    И  шествуя важно, в спокойствии чинном,
    Лошадку ведет под уздцы мужичок
    В больших сапогах, в полушубке овчинном,
    В больших рукавицах... а сам с ноготок!
                                                         (Н.А. Некрасов)
Литота (греч. простота, малость, умеренность) — образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя: 
    И  шествуя важно, в спокойствии чинном,
    Лошадку ведет под уздцы мужичок
    В больших сапогах, в полушубке овчинном,
    В больших рукавицах... а сам с ноготок!
                                                         (Н.А. Некрасов)
Описание слайда:
Литота (греч. простота, малость, умеренность) — образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя: И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов) Литота (греч. простота, малость, умеренность) — образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя: И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

Слайд 30





     Ирония (греч. притворство, насмешка) — насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение.
     Ирония (греч. притворство, насмешка) — насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение.
     «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
      — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (И.А. Крылов)
    Высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях социального характера, — называется сарказмом. Полон едкого сарказма обличительный монолог Чацкого из второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
                        Где, укажите нам, отечества отцы,
                        Которых мы должны принять за образцы?
                        Не эти ли, грабительством богаты
Описание слайда:
Ирония (греч. притворство, насмешка) — насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение. Ирония (греч. притворство, насмешка) — насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (И.А. Крылов) Высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях социального характера, — называется сарказмом. Полон едкого сарказма обличительный монолог Чацкого из второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты

Слайд 31





    Сравнение — это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с дру­гим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др.
    Сравнение — это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с дру­гим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др.
                                           Уж близок полдень. Жар пылает.
                                           Как пахарь, битва отдыхает.
                                                                               (А.С. Пушкин)
    Меткое и образное сравнение! Передышка в сражении — это короткий отдых в самой тяжелой работе — труде пахаря.
     Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра до ночи копошились люди. (М.Е, Салтыков-Щедрин) Сравнение может быть развернутым, разветвленным. Это — сравнение-образ. «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели», — читаем мы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
    Сравнения могут присоединяться и бессоюзно. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежа:
     - Пошла ты, баба! — закричали ей тут же бороды заступом, лопатой, клином. — Ишь, куда полезла, корявая! (Н,В. Гоголь)
Описание слайда:
Сравнение — это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с дру­гим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др. Сравнение — это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с дру­гим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А.С. Пушкин) Меткое и образное сравнение! Передышка в сражении — это короткий отдых в самой тяжелой работе — труде пахаря. Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра до ночи копошились люди. (М.Е, Салтыков-Щедрин) Сравнение может быть развернутым, разветвленным. Это — сравнение-образ. «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели», — читаем мы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Сравнения могут присоединяться и бессоюзно. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежа: - Пошла ты, баба! — закричали ей тут же бороды заступом, лопатой, клином. — Ишь, куда полезла, корявая! (Н,В. Гоголь)

Слайд 32





   Перифраз  - от греч. pariphrasis - букв. вокруг говорю, пересказ) - замена прямого 
   Перифраз  - от греч. pariphrasis - букв. вокруг говорю, пересказ) - замена прямого 
   названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков 
   или указанием на их существенные черты. 
Синоним: п а р а ф р а з,  п а р а ф р а з а, п е р и ф р а з а 
Пример: "царь зверей" вместо "лев" 
"туманный Альбион" вместо "Англия" 
"певец Гяура и Жуана" вместо "Байрон" (А. Пушкин). 

   "Перифраз применяется для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено. Например, вместо "легкая атлетика" - "королева спорта" 
(А.Ф. Головенченко).
Описание слайда:
Перифраз - от греч. pariphrasis - букв. вокруг говорю, пересказ) - замена прямого Перифраз - от греч. pariphrasis - букв. вокруг говорю, пересказ) - замена прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты. Синоним: п а р а ф р а з, п а р а ф р а з а, п е р и ф р а з а Пример: "царь зверей" вместо "лев" "туманный Альбион" вместо "Англия" "певец Гяура и Жуана" вместо "Байрон" (А. Пушкин). "Перифраз применяется для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено. Например, вместо "легкая атлетика" - "королева спорта" (А.Ф. Головенченко).

Слайд 33






Стилистические фигуры – фигуры речи - 
обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. 
Син: риторические фигуры
Описание слайда:
Стилистические фигуры – фигуры речи - обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. Син: риторические фигуры

Слайд 34





"Реальное значение фигур речи состоит в том, что они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи" (В.А. Никонов). 
"Реальное значение фигур речи состоит в том, что они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи" (В.А. Никонов). 
"Лишь благодаря фигурам художник достигает своей цели - художественной мысли, выраженной в художественной речи" (Ю.Б. Борев).
Описание слайда:
"Реальное значение фигур речи состоит в том, что они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи" (В.А. Никонов). "Реальное значение фигур речи состоит в том, что они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи" (В.А. Никонов). "Лишь благодаря фигурам художник достигает своей цели - художественной мысли, выраженной в художественной речи" (Ю.Б. Борев).

Слайд 35





   Если тропы — формы поэтического мышления, благодаря которым мысль обогащается новым образным содержанием, то фигуры — формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие такого нового содержания. Фигуры можно условно поделить на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.).

   Если тропы — формы поэтического мышления, благодаря которым мысль обогащается новым образным содержанием, то фигуры — формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие такого нового содержания. Фигуры можно условно поделить на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.).
Описание слайда:
Если тропы — формы поэтического мышления, благодаря которым мысль обогащается новым образным содержанием, то фигуры — формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие такого нового содержания. Фигуры можно условно поделить на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.). Если тропы — формы поэтического мышления, благодаря которым мысль обогащается новым образным содержанием, то фигуры — формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие такого нового содержания. Фигуры можно условно поделить на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.).

Слайд 36





 (от греч. противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами. 
 (от греч. противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами. 
   Ты богат, я очень беден; /Ты прозаик, я поэт...
                                                              (А.С. Пушкин)
Описание слайда:
(от греч. противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами. (от греч. противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами. Ты богат, я очень беден; /Ты прозаик, я поэт... (А.С. Пушкин)

Слайд 37





Оксюморон или оксиморон
- (греч. остроумно-глупое)— соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой.(А.С. Пушкин).
    Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью..(Н. С. Лесков) 
          Такие слова, обладающие несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» («жизнь» и «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.), соединяются в поэтическом тексте как взаимопроницаемые противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (живой труп — по существу неживой живой человек, скучающая веселость — показная веселость и т.п.).
Описание слайда:
Оксюморон или оксиморон - (греч. остроумно-глупое)— соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой.(А.С. Пушкин). Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью..(Н. С. Лесков) Такие слова, обладающие несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» («жизнь» и «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.), соединяются в поэтическом тексте как взаимопроницаемые противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (живой труп — по существу неживой живой человек, скучающая веселость — показная веселость и т.п.).

Слайд 38





Градация (лат. постепенное возвышение, усиление) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад).При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. 
Градация (лат. постепенное возвышение, усиление) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад).При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. 
    (Ф.М. Достоевский).
Особым видом сравнения является отрицательное сравнение. Противопоставление одного предмета другому выступает здесь одновременно и как их образное сопоставление. Такое сравнение — распространенный прием в народной поэзии, откуда он перешел и в художественную литературу.
Описание слайда:
Градация (лат. постепенное возвышение, усиление) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад).При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. Градация (лат. постепенное возвышение, усиление) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад).При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. (Ф.М. Достоевский). Особым видом сравнения является отрицательное сравнение. Противопоставление одного предмета другому выступает здесь одновременно и как их образное сопоставление. Такое сравнение — распространенный прием в народной поэзии, откуда он перешел и в художественную литературу.

Слайд 39





    Выше были представлены семантические  фигуры .
    Выше были представлены семантические  фигуры .
Ниже мы рассмотрим средства выразительности синтаксиса.
    Кстати, в рецензиях задания В8 часто указывается, что, допустим, автор использует троп, риторическую фигуру или синтаксический приём, так что чёткое знание того, какие средства выразительности относятся к  тропам, какие – к семантическим фигурам или синтаксическим средствам выразительности, поможет в решении задания В8.
Описание слайда:
Выше были представлены семантические фигуры . Выше были представлены семантические фигуры . Ниже мы рассмотрим средства выразительности синтаксиса. Кстати, в рецензиях задания В8 часто указывается, что, допустим, автор использует троп, риторическую фигуру или синтаксический приём, так что чёткое знание того, какие средства выразительности относятся к тропам, какие – к семантическим фигурам или синтаксическим средствам выразительности, поможет в решении задания В8.

Слайд 40





Параллелизм
(греч. идущий рядом) — фигура, представляющая собой  однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным.
Описание слайда:
Параллелизм (греч. идущий рядом) — фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным.

Слайд 41





Анафора
греч. anaphora - вынесение вверх) - повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз)



Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством...
(М.Ю. Лермонтов)
    Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысли текста
Описание слайда:
Анафора греч. anaphora - вынесение вверх) - повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М.Ю. Лермонтов) Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысли текста

Слайд 42





Эпифора
    (греч. epiphora от epi - после и phoros - несущий) - фигура речи, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).
 
Пример: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н. Гоголь) 

Милый друг, и в этом тихом доме 

Лихорадка бьет меня. 

Не найти мне места в тихом доме 

Возле мирного огня! 

                  А. Блок
Описание слайда:
Эпифора (греч. epiphora от epi - после и phoros - несущий) - фигура речи, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Пример: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н. Гоголь) Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! А. Блок

Слайд 43





Риторический вопрос (греч. оратор) — фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя.
Риторический вопрос (греч. оратор) — фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя.
Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н.Толстой)
Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения - усиление выразительности речи. 

                     Мечты, мечты! Где ваша сладость? 

                                                             А. Пушкин 

                  А вы, надменные потомки 

                  Известной подлостью прославленных отцов... 

                                                                      М. Лермонтов 
    Есть также риторическое восклицание. Оно подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.
Описание слайда:
Риторический вопрос (греч. оратор) — фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. Риторический вопрос (греч. оратор) — фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н.Толстой) Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения - усиление выразительности речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость? А. Пушкин А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов... М. Лермонтов Есть также риторическое восклицание. Оно подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.

Слайд 44





Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:
Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:
                   Швед, русский — колет, рубит, режет.
                   Бой барабанный, клики, скрежет.
                  Гром пушек, топот, ржанье, стон,
                  И смерть и ад со всех сторон.
                                                           (А.С. Пушкин)
В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:
                      Зато и внук, и правнук, и праправнук
                      Растут во мне, пока я сам расту... 
                                                       (П.Г. Антокольский)
Описание слайда:
Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга: Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга: Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин) В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость: Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)

Слайд 45





   Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое  простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:
   Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое  простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:
   Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
     
   Парцелляция — художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь. 
  Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый
  еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах 
(М. Зощенко).
Описание слайда:
Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин) Парцелляция — художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах (М. Зощенко).

Слайд 46





Инверсия  - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. 
Инверсия  - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. 
    Пример: "Сметливость его и тонкость чутья меня поразили".
(А. Пушкин). 
    "Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов). 
   "Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев). 
"Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов). 

"Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства" (Ю.Б. Борев).
Описание слайда:
Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Пример: "Сметливость его и тонкость чутья меня поразили". (А. Пушкин). "Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов). "Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев). "Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов). "Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства" (Ю.Б. Борев).

Слайд 47








Подхват — фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха: 
Придет оно, большое, как глоток,
 — Глоток воды во время зноя летнего.
(Р.И. Рождественский)
Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.
Эллипсис (греч. опущение, выпадение) — пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразуме­ваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое:
— Франц, в мою спальню вещи князя! — обратился он к слу­ге, провожавшему Болконского.
(Л.Н. Толстой) Имеется в виду: принесите.
Эллипсис хорошо передает в художественном произведении одну
из особенностей устной речи — недосказанность, незаконченность
мысли, вызванные состоянием героя или рассказчика.
Описание слайда:
Подхват — фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха: Придет оно, большое, как глоток, — Глоток воды во время зноя летнего. (Р.И. Рождественский) Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры. Эллипсис (греч. опущение, выпадение) — пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразуме­ваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое: — Франц, в мою спальню вещи князя! — обратился он к слу­ге, провожавшему Болконского. (Л.Н. Толстой) Имеется в виду: принесите. Эллипсис хорошо передает в художественном произведении одну из особенностей устной речи — недосказанность, незаконченность мысли, вызванные состоянием героя или рассказчика.

Слайд 48





  
  
 Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:
восклицательные предложения;
диалог, скрытый диалог;
вопросно-ответная форма изложения;
ряды однородных членов;
цитирование;
вводные слова и конструкции
Описание слайда:
Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие: восклицательные предложения; диалог, скрытый диалог; вопросно-ответная форма изложения; ряды однородных членов; цитирование; вводные слова и конструкции

Слайд 49






Ряды однородных членов предложения - конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину.
Вводные и вставные конструкции - вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.
Описание слайда:
Ряды однородных членов предложения - конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину. Вводные и вставные конструкции - вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.

Слайд 50





   Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) — соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я умываю руки — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...»
   Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) — соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я умываю руки — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...»
В художественной речи используются афоризмы — краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: Человек — это звучит гордо (М. Горький
Описание слайда:
Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) — соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я умываю руки — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...» Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) — соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я умываю руки — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...» В художественной речи используются афоризмы — краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: Человек — это звучит гордо (М. Горький



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию