🗊Синонимы Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки к ЕГЭ по русскому языку (предполагает работу учащихся

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №1Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №2Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №3Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №4Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №5Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №6Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №7Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №8Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №9Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №10Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №11Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №12Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №13Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №14Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №15Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №16Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №17Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №18Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №19Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №20Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №21Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №22Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №23Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №24Синонимы  Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки   к ЕГЭ по русскому языку   (предполагает работу учащихся , слайд №25

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать Синонимы Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки к ЕГЭ по русскому языку (предполагает работу учащихся . Презентация содержит 25 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1





Синонимы
Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки 
к ЕГЭ по русскому языку 
(предполагает работу учащихся 
с толковым словарем и словарем синонимов)
Описание слайда:
Синонимы Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки к ЕГЭ по русскому языку (предполагает работу учащихся с толковым словарем и словарем синонимов)

Слайд 2





Сино́нимы в лингвистике — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы)
Сино́нимы в лингвистике — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы)
Примеры: кавалерия — конница, смелый — храбрый
Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать однообразия речи.
Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов, например: красный — алый — багряный — багровый.
Описание слайда:
Сино́нимы в лингвистике — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы) Сино́нимы в лингвистике — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы) Примеры: кавалерия — конница, смелый — храбрый Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать однообразия речи. Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов, например: красный — алый — багряный — багровый.

Слайд 3





       Классификация синонимов
       Классификация синонимов
Синонимы, указывая на одно и то же понятие и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, степенью употребительности.
Многие синонимы отличаются друг от друга одновременно лексическим значением и экспрессивной окрашенностью.
Описание слайда:
Классификация синонимов Классификация синонимов Синонимы, указывая на одно и то же понятие и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, степенью употребительности. Многие синонимы отличаются друг от друга одновременно лексическим значением и экспрессивной окрашенностью.

Слайд 4





Так, синонимы могут дифференцироваться:
Так, синонимы могут дифференцироваться:
по обозначаемым ими предметам [С. «скоморох — лицедей — комедиант — актёр — артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актёра (ср. следующий пункт)]; 
по социальной оценке обозначаемого предмета (С. «жалованье — зарплата» отражают разное отношение к получаемому за труд вознаграждению); 
по применимости в том или ином стиле речи (С. «конь — лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихе «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка С. «лошадь» произведёт комический эффект — «куда ты скачешь, гордая лошадь?»);
Описание слайда:
Так, синонимы могут дифференцироваться: Так, синонимы могут дифференцироваться: по обозначаемым ими предметам [С. «скоморох — лицедей — комедиант — актёр — артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актёра (ср. следующий пункт)]; по социальной оценке обозначаемого предмета (С. «жалованье — зарплата» отражают разное отношение к получаемому за труд вознаграждению); по применимости в том или ином стиле речи (С. «конь — лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихе «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка С. «лошадь» произведёт комический эффект — «куда ты скачешь, гордая лошадь?»);

Слайд 5





по этимологическому значению, которое может придавать одному из С. особую окраску (С. «смелый — бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором — с «отсутствием страха»; поэтому эти С. в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы); 
по этимологическому значению, которое может придавать одному из С. особую окраску (С. «смелый — бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором — с «отсутствием страха»; поэтому эти С. в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы); 
по наличию или отсутствию переносных значений: так, в известной эпиграмме Батюшков К. Н. Совет эпическому стихотворцу:
«Какое хочешь имя дай
Твоей поэме полудикой
„Пётр Длинный“, „Пётр Большой“, но только „Пётр Великий“
Её не называй».
использовано отсутствие у первого из С. «большой — великий» переносного значения.
Описание слайда:
по этимологическому значению, которое может придавать одному из С. особую окраску (С. «смелый — бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором — с «отсутствием страха»; поэтому эти С. в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы); по этимологическому значению, которое может придавать одному из С. особую окраску (С. «смелый — бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором — с «отсутствием страха»; поэтому эти С. в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы); по наличию или отсутствию переносных значений: так, в известной эпиграмме Батюшков К. Н. Совет эпическому стихотворцу: «Какое хочешь имя дай Твоей поэме полудикой „Пётр Длинный“, „Пётр Большой“, но только „Пётр Великий“ Её не называй». использовано отсутствие у первого из С. «большой — великий» переносного значения.

Слайд 6





Синонимический ряд
Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом. Могут быть синонимические ряды существительных (работа – труд – дело – занятие); прилагательных (влажный – мокрый – сырой); глаголов (бежать – спешить – торопиться); наречий (тут – здесь); фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом).
В синонимическом ряду обычно выделяется ведущее слово (доминанта), являющееся носителем главного значения: одежда – платье – костюм – наряд.
Описание слайда:
Синонимический ряд Группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом. Могут быть синонимические ряды существительных (работа – труд – дело – занятие); прилагательных (влажный – мокрый – сырой); глаголов (бежать – спешить – торопиться); наречий (тут – здесь); фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее – носить воду решетом). В синонимическом ряду обычно выделяется ведущее слово (доминанта), являющееся носителем главного значения: одежда – платье – костюм – наряд.

Слайд 7





Функции синонимов
Функция замещения – одна из основных функций синонимов. Писатели уделяют большое внимание тому, чтобы избежать надоедливого повторения слов. Вот, например, как Н.Гоголь использует группу синонимических выражений со значением «разговаривать, беседовать»: «Приезжий [Чичиков] во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания, трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, – он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине он знал прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто был чиновником и надсмотрщиком».
Описание слайда:
Функции синонимов Функция замещения – одна из основных функций синонимов. Писатели уделяют большое внимание тому, чтобы избежать надоедливого повторения слов. Вот, например, как Н.Гоголь использует группу синонимических выражений со значением «разговаривать, беседовать»: «Приезжий [Чичиков] во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания, трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, – он показал, что ему небезызвестны и судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели, и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина, и в горячем вине он знал прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках, и о них он судил так, как будто был чиновником и надсмотрщиком».

Слайд 8





М.Горький осуждал переводчиков, не умеющих пользоваться синонимами. Писатель К.Чуковский вспоминает: «Взяв у меня чьи-то переводы рассказов 
английского писателя Джекобса, он [Горький] тщательно выправил эти переводы и прислал мне такую записку: «Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени, что дает читателю право упрекнуть переводчика в небрежности или безграмотности. Кроме говорить, можно употреблять формы сказал, заметил, отозвался, откликнулся, повторил, воскликнул, заявил, дополнил» (К.Чуковский. Из воспоминаний. М.: Сов. писатель, 1959. С. 220).
М.Горький осуждал переводчиков, не умеющих пользоваться синонимами. Писатель К.Чуковский вспоминает: «Взяв у меня чьи-то переводы рассказов 
английского писателя Джекобса, он [Горький] тщательно выправил эти переводы и прислал мне такую записку: «Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени, что дает читателю право упрекнуть переводчика в небрежности или безграмотности. Кроме говорить, можно употреблять формы сказал, заметил, отозвался, откликнулся, повторил, воскликнул, заявил, дополнил» (К.Чуковский. Из воспоминаний. М.: Сов. писатель, 1959. С. 220).
Описание слайда:
М.Горький осуждал переводчиков, не умеющих пользоваться синонимами. Писатель К.Чуковский вспоминает: «Взяв у меня чьи-то переводы рассказов английского писателя Джекобса, он [Горький] тщательно выправил эти переводы и прислал мне такую записку: «Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени, что дает читателю право упрекнуть переводчика в небрежности или безграмотности. Кроме говорить, можно употреблять формы сказал, заметил, отозвался, откликнулся, повторил, воскликнул, заявил, дополнил» (К.Чуковский. Из воспоминаний. М.: Сов. писатель, 1959. С. 220). М.Горький осуждал переводчиков, не умеющих пользоваться синонимами. Писатель К.Чуковский вспоминает: «Взяв у меня чьи-то переводы рассказов английского писателя Джекобса, он [Горький] тщательно выправил эти переводы и прислал мне такую записку: «Все рассказы испещрены глаголом говорить в настоящем времени, что дает читателю право упрекнуть переводчика в небрежности или безграмотности. Кроме говорить, можно употреблять формы сказал, заметил, отозвался, откликнулся, повторил, воскликнул, заявил, дополнил» (К.Чуковский. Из воспоминаний. М.: Сов. писатель, 1959. С. 220).

Слайд 9





Синонимы не только разнообразят речь. Они помогают также уточнить, более четко и ярко передать мысль. Например, в рассказе И.Тургенева «Живые мощи» читаем: «– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? – А что делать будешь? Лгать не хочу – сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась...». Лукерья сначала употребляет слово привыкла, но оно не выражает полностью ее состояния. К таким страшным страданиям, которые она терпит, привыкнуть нельзя – можно именно обтерпеться, и она добавляет это выразительное народное слово.
Синонимы не только разнообразят речь. Они помогают также уточнить, более четко и ярко передать мысль. Например, в рассказе И.Тургенева «Живые мощи» читаем: «– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? – А что делать будешь? Лгать не хочу – сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась...». Лукерья сначала употребляет слово привыкла, но оно не выражает полностью ее состояния. К таким страшным страданиям, которые она терпит, привыкнуть нельзя – можно именно обтерпеться, и она добавляет это выразительное народное слово.
Описание слайда:
Синонимы не только разнообразят речь. Они помогают также уточнить, более четко и ярко передать мысль. Например, в рассказе И.Тургенева «Живые мощи» читаем: «– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? – А что делать будешь? Лгать не хочу – сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась...». Лукерья сначала употребляет слово привыкла, но оно не выражает полностью ее состояния. К таким страшным страданиям, которые она терпит, привыкнуть нельзя – можно именно обтерпеться, и она добавляет это выразительное народное слово. Синонимы не только разнообразят речь. Они помогают также уточнить, более четко и ярко передать мысль. Например, в рассказе И.Тургенева «Живые мощи» читаем: «– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья? – А что делать будешь? Лгать не хочу – сперва тошно было, а потом привыкла, обтерпелась...». Лукерья сначала употребляет слово привыкла, но оно не выражает полностью ее состояния. К таким страшным страданиям, которые она терпит, привыкнуть нельзя – можно именно обтерпеться, и она добавляет это выразительное народное слово.

Слайд 10





Градация
В речевой практике широкое применение находит прием нагнетания синонимов с нарастанием экспрессивности. Этот прием придает речи напряженный, в известной мере патетический тон: «Николка припал к холодному дереву кобуры, трогал пальцами хищный маузеров нос и чуть не заплакал от волнения. Захотелось драться сейчас же, сию минуту, там, за Постом, на степных полях» (М.Булгаков).
Вот как с помощью синонимов передается драматизм первых лет Великой Отечественной войны:
     Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
                                (Д.Самойлов)
Описание слайда:
Градация В речевой практике широкое применение находит прием нагнетания синонимов с нарастанием экспрессивности. Этот прием придает речи напряженный, в известной мере патетический тон: «Николка припал к холодному дереву кобуры, трогал пальцами хищный маузеров нос и чуть не заплакал от волнения. Захотелось драться сейчас же, сию минуту, там, за Постом, на степных полях» (М.Булгаков). Вот как с помощью синонимов передается драматизм первых лет Великой Отечественной войны: Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые! (Д.Самойлов)

Слайд 11





Из существительных, как ни странно, лидером по количеству частичных синонимов является слово "ДУРАК" (свыше 50).

БАЛБЕС, БАЛДА, БАРАН, БЕСТОЛОЧЬ, БОЛВАН, БРЕВНО, ГЛУПЕЦ, ГЛУПЫШ, ДЕБИЛ, ДЕГЕНЕРАТ, ДУБ, ДУБИНА, ДУНДУК, ДУРАЛЕЙ, ДУРАЧИНА, ДУРАЧИЩЕ, ДУРАЧОК, ДУРАШКА, ДУРЕНЬ, ДУРЫНДА, ИДИОТ, ИДИОТИНА, ИДОЛ,
ИСТУКАН, КРЕТИН, ЛОПУХ, МЕЖЕУМОК, НЕДОУМОК, НЕДОУЧКА, ОБАЛДУЙ,ОБОЛТУС, ОЛУХ, ОСЁЛ, ОСТОЛОП,
ОХЛАМОН, ПЕНТЮХ, ПЕНЬ, ПОЛУДУРОК, ПРИДУРОК, ПРОСТОФИЛЯ, ПУСТОГОЛОВ, ТЕЛЕПЕНЬ, ТУПЕЦ, ТУПИЦА,
ТУПОДУМ, ТУПОУМЕЦ, ТУПОУМОК, ТЮФЯК,ФАЛАЛЕЙ, ФОФАН, ЧУРБАН
Описание слайда:
Из существительных, как ни странно, лидером по количеству частичных синонимов является слово "ДУРАК" (свыше 50). БАЛБЕС, БАЛДА, БАРАН, БЕСТОЛОЧЬ, БОЛВАН, БРЕВНО, ГЛУПЕЦ, ГЛУПЫШ, ДЕБИЛ, ДЕГЕНЕРАТ, ДУБ, ДУБИНА, ДУНДУК, ДУРАЛЕЙ, ДУРАЧИНА, ДУРАЧИЩЕ, ДУРАЧОК, ДУРАШКА, ДУРЕНЬ, ДУРЫНДА, ИДИОТ, ИДИОТИНА, ИДОЛ, ИСТУКАН, КРЕТИН, ЛОПУХ, МЕЖЕУМОК, НЕДОУМОК, НЕДОУЧКА, ОБАЛДУЙ,ОБОЛТУС, ОЛУХ, ОСЁЛ, ОСТОЛОП, ОХЛАМОН, ПЕНТЮХ, ПЕНЬ, ПОЛУДУРОК, ПРИДУРОК, ПРОСТОФИЛЯ, ПУСТОГОЛОВ, ТЕЛЕПЕНЬ, ТУПЕЦ, ТУПИЦА, ТУПОДУМ, ТУПОУМЕЦ, ТУПОУМОК, ТЮФЯК,ФАЛАЛЕЙ, ФОФАН, ЧУРБАН

Слайд 12





1. Назовите синонимы к данным словам:

Близко, вдруг, всюду, здесь, между, настойчиво, неужели, после, раньше.

Ключи: недалеко, внезапно, везде, тут, среди, упорно, разве, потом, прежде.

Составьте словосочетания с этими синонимами
Описание слайда:
1. Назовите синонимы к данным словам: Близко, вдруг, всюду, здесь, между, настойчиво, неужели, после, раньше. Ключи: недалеко, внезапно, везде, тут, среди, упорно, разве, потом, прежде. Составьте словосочетания с этими синонимами

Слайд 13





2. Подберите синонимы к выделенным существительным:

    Роман известного автора, стремительное наступление, большая беда, встреча друзей, жестокая битва, смелый боец, секретная бумага, вредное влияние, отнестись со вниманием к работе, опытный водитель, сложный вопрос, разбить врага, прийти к выводу.

Ключи: писатель, атака, несчастье, товарищ, бой, воин, документ, действие, интерес, шофер, проблема, неприятель, заключение.
Описание слайда:
2. Подберите синонимы к выделенным существительным: Роман известного автора, стремительное наступление, большая беда, встреча друзей, жестокая битва, смелый боец, секретная бумага, вредное влияние, отнестись со вниманием к работе, опытный водитель, сложный вопрос, разбить врага, прийти к выводу. Ключи: писатель, атака, несчастье, товарищ, бой, воин, документ, действие, интерес, шофер, проблема, неприятель, заключение.

Слайд 14





3. Подберите синонимы к прилагательным-определениям в разных значениях:

 а) большие дети, большой успех, большой вопрос; б) влажный лоб, влажная земля; в) всякий раз, всякие книги; г) крепкая рука, крепкий лед; д) легкая задача, легкий ветер; е) молодая женщина, молодой сад; ж) мягкий хлеб, мягкий климат.

Ключи: а) взрослый, крупный, важный; б) мокрый, сырой; в) каждый, разный; г) сильный, прочный; д) простой, слабый; е) юный, новый; ж) свежий, умеренный.
Описание слайда:
3. Подберите синонимы к прилагательным-определениям в разных значениях: а) большие дети, большой успех, большой вопрос; б) влажный лоб, влажная земля; в) всякий раз, всякие книги; г) крепкая рука, крепкий лед; д) легкая задача, легкий ветер; е) молодая женщина, молодой сад; ж) мягкий хлеб, мягкий климат. Ключи: а) взрослый, крупный, важный; б) мокрый, сырой; в) каждый, разный; г) сильный, прочный; д) простой, слабый; е) юный, новый; ж) свежий, умеренный.

Слайд 15





4. К каждому из синонимических рядов добавьте слово со значением, общим для всего ряда.
Спешить – торопиться – лететь; находиться – присутствовать; гасить – тушить; разговаривать – беседовать; совершать – допускать; оканчивать – переставать; следить – наблюдать; создавать – устраивать; подбирать – поднимать; подходить – подъезжать; приезжать – приходить; справляться – спрашивать.

Ключи: бежать, быть, выключать, говорить, делать, кончать, смотреть, организовывать, собирать, приближаться, прибывать, узнавать.
Описание слайда:
4. К каждому из синонимических рядов добавьте слово со значением, общим для всего ряда. Спешить – торопиться – лететь; находиться – присутствовать; гасить – тушить; разговаривать – беседовать; совершать – допускать; оканчивать – переставать; следить – наблюдать; создавать – устраивать; подбирать – поднимать; подходить – подъезжать; приезжать – приходить; справляться – спрашивать. Ключи: бежать, быть, выключать, говорить, делать, кончать, смотреть, организовывать, собирать, приближаться, прибывать, узнавать.

Слайд 16





5. К следующим словам подберите синонимы, в которых признак выражен сильнее.

Влажный, большой, известный, нехороший, темный, небольшой, полный, пожилой, неинтересный.

Ключи: сырой, огромный, знаменитый, плохой, черный, маленький, толстый, старый, скучный.
Описание слайда:
5. К следующим словам подберите синонимы, в которых признак выражен сильнее. Влажный, большой, известный, нехороший, темный, небольшой, полный, пожилой, неинтересный. Ключи: сырой, огромный, знаменитый, плохой, черный, маленький, толстый, старый, скучный.

Слайд 17





6. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый?

Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок.

Ключи: решение, проект, план, предложение.
Описание слайда:
6. Согласуйте с данными существительными прилагательное смелый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное храбрый? Боец, партизан, девочка, решение, проект, план, предложение, поступок. Ключи: решение, проект, план, предложение.

Слайд 18





8. Согласуйте с данными существительными прилагательное толстый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное полный?

Мужчина, женщина, мальчик, книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, веревка, нитка, стекло, стена, ребенок, школьница.

Ключи: книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, веревка, нитка, стекло, стена.
Описание слайда:
8. Согласуйте с данными существительными прилагательное толстый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное полный? Мужчина, женщина, мальчик, книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, веревка, нитка, стекло, стена, ребенок, школьница. Ключи: книга, тетрадь, дерево, бревно, доска, палка, веревка, нитка, стекло, стена.

Слайд 19





9. Согласуйте с данными существительными прилагательное старый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное пожилой?

Человек, собака, лошадь, дерево, дом, друг, мебель, книга, квартира, женщина, учитель.
Описание слайда:
9. Согласуйте с данными существительными прилагательное старый. С какими из этих существительных не сочетается прилагательное пожилой? Человек, собака, лошадь, дерево, дом, друг, мебель, книга, квартира, женщина, учитель.

Слайд 20





К цветовым прилагательным подберите синонимы из правой колонки
А) Красный
Б) Белый
В) Коричневый
Описание слайда:
К цветовым прилагательным подберите синонимы из правой колонки А) Красный Б) Белый В) Коричневый

Слайд 21





Проверь себя!
А- 4,6,8,9
Б – 1,7,10
В – 2,3,5
Описание слайда:
Проверь себя! А- 4,6,8,9 Б – 1,7,10 В – 2,3,5

Слайд 22





Дополните синонимические ряды прилагательных, определив основной цвет каждого ряда
Травяной, изумрудный, малахитовый.
Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный.
Золотой, янтарный, шафранный, лимонный, канареечный, соломенный, яичный, горчичный.
Стальной, мышиный, пепельный, дымчатый, шаровый.
Кубовый, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый.
Описание слайда:
Дополните синонимические ряды прилагательных, определив основной цвет каждого ряда Травяной, изумрудный, малахитовый. Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный. Золотой, янтарный, шафранный, лимонный, канареечный, соломенный, яичный, горчичный. Стальной, мышиный, пепельный, дымчатый, шаровый. Кубовый, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый.

Слайд 23





Проверь себя!
Зеленый
Голубой
Желтый
Серый
Синий
Описание слайда:
Проверь себя! Зеленый Голубой Желтый Серый Синий

Слайд 24





Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Звание ... обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив ... (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, ... отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос ... дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).
Описание слайда:
Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Звание ... обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив ... (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь, ... отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос ... дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

Слайд 25





 Определите функции синонимов.
    1. Лузгин! ... по-прежнему ли одолевает тебя твоя молодость, которую тщетно усиливался ты растратить и вкривь и вкось: до того обильна, до того неистощима была животворная струя ее (М.Салтыков-Щедрин). 2. Стало быть, того поспрошаю, у другого наведаюсь – ну и дойду как-нибудь до настоящего (М.Салтыков-Щедрин). 3. Наш полк побывал всюду и везде ремонтировался хорошенькими женщинами (М.Салтыков-Щедрин). 4. Конечно, я был бы не прав, если б утверждал, что в моих глазах происходило прямое воровство, или кража, или грабеж (М.Салтыков-Щедрин). 5. А жилец прямо горой за Лешку. Он, говорит, не дурак, Лешка-то. Он, говорит, форменный идиот (Тэффи).

Ключи: 1. Усиливает экспрессивность высказывания. 2 и 3. Функция уточнения. 4. Градация с целью повышения экспрессии. 5. Противопоставление.
Описание слайда:
Определите функции синонимов. 1. Лузгин! ... по-прежнему ли одолевает тебя твоя молодость, которую тщетно усиливался ты растратить и вкривь и вкось: до того обильна, до того неистощима была животворная струя ее (М.Салтыков-Щедрин). 2. Стало быть, того поспрошаю, у другого наведаюсь – ну и дойду как-нибудь до настоящего (М.Салтыков-Щедрин). 3. Наш полк побывал всюду и везде ремонтировался хорошенькими женщинами (М.Салтыков-Щедрин). 4. Конечно, я был бы не прав, если б утверждал, что в моих глазах происходило прямое воровство, или кража, или грабеж (М.Салтыков-Щедрин). 5. А жилец прямо горой за Лешку. Он, говорит, не дурак, Лешка-то. Он, говорит, форменный идиот (Тэффи). Ключи: 1. Усиливает экспрессивность высказывания. 2 и 3. Функция уточнения. 4. Градация с целью повышения экспрессии. 5. Противопоставление.



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию