🗊Презентация Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста

Категория: Русский язык
Нажмите для полного просмотра!
Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №1Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №2Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №3Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №4Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №5Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №6Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №7Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №8Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №9Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №10Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №11Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №12Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №13Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №14Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №15Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №16Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №17Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №18Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №19Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №20Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №21Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №22Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №23Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №24Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №25Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №26Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №27Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №28Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №29Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №30Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №31Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №32Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №33Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №34Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №35Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №36Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №37Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №38Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №39Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №40Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №41Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №42Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №43Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №44Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №45Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №46Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №47Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №48Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №49Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №50Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №51Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №52Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №53Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №54Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №55Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №56Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №57Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста, слайд №58

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста. Доклад-сообщение содержит 58 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1






 Русский язык и культура речи

Тема 3. Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста. 
Ведущий преподаватель: доктор филологических наук, 
доцент Осипова Ольга Ивановна
Описание слайда:
Русский язык и культура речи Тема 3. Система функциональных стилей. Научный стиль речи. Способы обработки научного текста. Ведущий преподаватель: доктор филологических наук, доцент Осипова Ольга Ивановна

Слайд 2





         На этой лекции мы:
узнаем, как происходит «специализация» литературного языка в зависимости от сферы человеческой деятельности, научимся  распознавать тексты, относящиеся к разным функциональным стилям
узнаем, как специфика научной сферы деятельности влияет на язык научных текстов 
определим, в чем состоит языковое своеобразие научных текстов 
познакомимся с такими способами обработки научных текстов, как конспектирование, аннотирование и реферирование
Описание слайда:
На этой лекции мы: узнаем, как происходит «специализация» литературного языка в зависимости от сферы человеческой деятельности, научимся распознавать тексты, относящиеся к разным функциональным стилям узнаем, как специфика научной сферы деятельности влияет на язык научных текстов определим, в чем состоит языковое своеобразие научных текстов познакомимся с такими способами обработки научных текстов, как конспектирование, аннотирование и реферирование

Слайд 3





       Литературный язык обслуживает разнообразные сферы нашей жизни
Описание слайда:
Литературный язык обслуживает разнообразные сферы нашей жизни

Слайд 4





Современный русский литературный язык
Описание слайда:
Современный русский литературный язык

Слайд 5





Функциональные стили речи
      Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, используемая в определенной сфере человеческого общения и частично отличающаяся от других разновидностей по основным параметрам – лексическим, грамматическим, фонетическим.
Описание слайда:
Функциональные стили речи Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, используемая в определенной сфере человеческого общения и частично отличающаяся от других разновидностей по основным параметрам – лексическим, грамматическим, фонетическим.

Слайд 6






Особенности каждого стиля проявляются в:
функции стиля, его предназначении
признаках стиля
используемых языковых средствах
Описание слайда:
Особенности каждого стиля проявляются в: функции стиля, его предназначении признаках стиля используемых языковых средствах

Слайд 7





Что такое любовь?
Описание слайда:
Что такое любовь?

Слайд 8






Разговорный стиль
Описание слайда:
Разговорный стиль

Слайд 9





Что такое любовь?
Статья 1. Основные начала семейного законодательства
Семейное законодательство исходит из необходимости укреп-
ления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной 
любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей 
всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-
либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления 
членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответ-
ствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и 
женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутри-
семейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного 
воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. 
4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступ-
лении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, 
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании 
федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в 
целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов 
других членов семьи и иных граждан. 
                                                                 (Кодекс о семье и браке)
Описание слайда:
Что такое любовь? Статья 1. Основные начала семейного законодательства Семейное законодательство исходит из необходимости укреп- ления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого- либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответ- ствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутри- семейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступ- лении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. (Кодекс о семье и браке)

Слайд 10





Официально-деловой стиль
Описание слайда:
Официально-деловой стиль

Слайд 11





Официально-деловой стиль
Стандарты и клише: за отчетный период, принимая во внимание, выдана для предоставления, прослушав и обсудив, отсрочка наказания, квалифицировать действия, вредные последствия, злоупотреблять спиртными напитками, по предварительному сговору ит.д. 
Название лиц по профессии и социальному положению (граждане, служащие, потерпевший, свидетель). 
Специальная терминология, не имеющая синонимов в общеупотребительной лексике (приказ, протокол, согласовано, в приказ, сторона, реализация...). 
Преобладание имен существительных. 
Использование отглагольных существительных (проезд, выполнение, осуществление, разграничение). 
Ограничение возможности лексической сочетаемости слов. Например, служебное письмо -- составляется (не пишется, не направляется, не посылается). 
Большинство форм глагола выступают в значении долженствования (считать, обязать).
Описание слайда:
Официально-деловой стиль Стандарты и клише: за отчетный период, принимая во внимание, выдана для предоставления, прослушав и обсудив, отсрочка наказания, квалифицировать действия, вредные последствия, злоупотреблять спиртными напитками, по предварительному сговору ит.д. Название лиц по профессии и социальному положению (граждане, служащие, потерпевший, свидетель). Специальная терминология, не имеющая синонимов в общеупотребительной лексике (приказ, протокол, согласовано, в приказ, сторона, реализация...). Преобладание имен существительных. Использование отглагольных существительных (проезд, выполнение, осуществление, разграничение). Ограничение возможности лексической сочетаемости слов. Например, служебное письмо -- составляется (не пишется, не направляется, не посылается). Большинство форм глагола выступают в значении долженствования (считать, обязать).

Слайд 12





Официально-деловой стиль
                       Жанры:
Законы, кодексы, постановления, указы, инструкции и т.д.
Договоры, приказы, распоряжения, протоколы и т.д.
Деловые письма, отчеты, заявления, жалобы, анкеты и т.д.
Описание слайда:
Официально-деловой стиль Жанры: Законы, кодексы, постановления, указы, инструкции и т.д. Договоры, приказы, распоряжения, протоколы и т.д. Деловые письма, отчеты, заявления, жалобы, анкеты и т.д.

Слайд 13





Что такое любовь?
                                                 Российский турист погиб в Турции 
Житель Брянска Виталий Буковский был обнаружен в гостинице на  турец-
ком побережье. Нашим корреспондентам удалось встретиться с родст-
венниками Виталия Буковского. По их словам, в последнее время 24-летний 
Виталий очень тяжело переживал личную драму: без объяснений и не по-
прощавшись, от него ушла любимая девушка. «Виталий так переживал, на 
него смотреть было страшно, - говорит его дедушка. - Он очень страдал от 
неизвестности: почему она так поступила?» Но тут из Москвы прилетела его 
тетя. Она и предложила любимому племяннику испытанное средство против 
несчастной любви – путешествие, купила ему путевку в Турцию. Однако из 
Турции он позвонил только один раз, а потом пропал. Вскоре родителям 
позвонила тетя и сказала, что не встретила его в аэропорту. А потом по 
телевизору пошли сообщения, что тело российского туриста нашли в шахте 
лифта. – Мы все просто в шоке:кому и чем помешал наш мальчик? – 
Рассказывает бабушка Любовь Буковская. - Денег у него с собой было 
немного – только на сувениры и на экскурсии. Никаких неприятностей с 
законом у него не было. Как заявил нашему корреспонденту начальник 
полиции города, куда поехал Виталий, речь скорей всего идет о 
самоубийстве, хотя будут проверяться и другие версии.
                                                                       («Комсомольская правда»)
Описание слайда:
Что такое любовь? Российский турист погиб в Турции Житель Брянска Виталий Буковский был обнаружен в гостинице на турец- ком побережье. Нашим корреспондентам удалось встретиться с родст- венниками Виталия Буковского. По их словам, в последнее время 24-летний Виталий очень тяжело переживал личную драму: без объяснений и не по- прощавшись, от него ушла любимая девушка. «Виталий так переживал, на него смотреть было страшно, - говорит его дедушка. - Он очень страдал от неизвестности: почему она так поступила?» Но тут из Москвы прилетела его тетя. Она и предложила любимому племяннику испытанное средство против несчастной любви – путешествие, купила ему путевку в Турцию. Однако из Турции он позвонил только один раз, а потом пропал. Вскоре родителям позвонила тетя и сказала, что не встретила его в аэропорту. А потом по телевизору пошли сообщения, что тело российского туриста нашли в шахте лифта. – Мы все просто в шоке:кому и чем помешал наш мальчик? – Рассказывает бабушка Любовь Буковская. - Денег у него с собой было немного – только на сувениры и на экскурсии. Никаких неприятностей с законом у него не было. Как заявил нашему корреспонденту начальник полиции города, куда поехал Виталий, речь скорей всего идет о самоубийстве, хотя будут проверяться и другие версии. («Комсомольская правда»)

Слайд 14






Стиль средств массовой информации
Описание слайда:
Стиль средств массовой информации

Слайд 15





Стиль средств массовой информации
Стандарты и клише: по словам источника в правительстве, иностранные инвестиции, принимать деятельное участие, стратегические активы, разработка недр, естественные монополии, контрольный пакет, громкое заявление, политическая воля, политическая стабильность, административный ресурс, правила игры и т.д.
Экспрессивные элементы: нефтяное проклятье, бастион финансовой политики, раздел нефтяного пирога, удобренная коррупционная почва, пузырь фондового рынка, «басманное» правосудие, досадные опечатки  и т.д.
Описание слайда:
Стиль средств массовой информации Стандарты и клише: по словам источника в правительстве, иностранные инвестиции, принимать деятельное участие, стратегические активы, разработка недр, естественные монополии, контрольный пакет, громкое заявление, политическая воля, политическая стабильность, административный ресурс, правила игры и т.д. Экспрессивные элементы: нефтяное проклятье, бастион финансовой политики, раздел нефтяного пирога, удобренная коррупционная почва, пузырь фондового рынка, «басманное» правосудие, досадные опечатки и т.д.

Слайд 16





Стиль средств массовой информации
                    Жанры 
   (газета,радио и телевидение):
Заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, фельетон, «круглый стол» (дискуссия)
Описание слайда:
Стиль средств массовой информации Жанры (газета,радио и телевидение): Заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, фельетон, «круглый стол» (дискуссия)

Слайд 17





Что такое любовь?
   Я стоял и смотрел на нее. Она сказала только три слова. Но 
никогда я еще не слыхал, чтобы их так произносили. Я знал 
женщин, но встречи с ними всегда были мимолетными -  
какие-то приключения, иногда яркие часы, одинокий вечер, 
бегство от самого себя от отчаяния, от пустоты. Да я и не ис- 
кал ничего другого; ведь я знал, что нельзя полагаться ни 
на что,  только на самого себя и в лучшем случае на товарища. 
И вдруг я увидел, что значу что-то для другого человека и что 
он счастлив только от того, что я рядом с ним. Такие слова 
сами по себе звучат очень просто, но когда  вдумаешься в них,
начинаешь понимать, как все это бесконечно важно. Это 
может поднять бурю в душе человека и совершенно преобра-
зить его. Это любовь и все-таки нечто другое. Что-то такое , 
ради чего стоит жить. Мужчина не может жить для любви. Но 
жить для другого человека может. 
                                                     Э.М.Ремарк «Три товарища»
Описание слайда:
Что такое любовь? Я стоял и смотрел на нее. Она сказала только три слова. Но никогда я еще не слыхал, чтобы их так произносили. Я знал женщин, но встречи с ними всегда были мимолетными - какие-то приключения, иногда яркие часы, одинокий вечер, бегство от самого себя от отчаяния, от пустоты. Да я и не ис- кал ничего другого; ведь я знал, что нельзя полагаться ни на что, только на самого себя и в лучшем случае на товарища. И вдруг я увидел, что значу что-то для другого человека и что он счастлив только от того, что я рядом с ним. Такие слова сами по себе звучат очень просто, но когда вдумаешься в них, начинаешь понимать, как все это бесконечно важно. Это может поднять бурю в душе человека и совершенно преобра- зить его. Это любовь и все-таки нечто другое. Что-то такое , ради чего стоит жить. Мужчина не может жить для любви. Но жить для другого человека может. Э.М.Ремарк «Три товарища»

Слайд 18






Стиль художественной литературы
Описание слайда:
Стиль художественной литературы

Слайд 19





Стиль художественной литературы
                  Жанры:
Рассказ, повесть, роман, пьеса, стихотворение, поэма и т.д.
Описание слайда:
Стиль художественной литературы Жанры: Рассказ, повесть, роман, пьеса, стихотворение, поэма и т.д.

Слайд 20





Что такое любовь?
Теперь мы  подошли к основным психологическим предпосылкам, 
на  которых построены выводы  нашего рассуждения. В плане 
обсуждаемой проблемы  это означает:  любовь  к  другим и  лю-
бовь к  себе  не составляют  альтернативы. Напротив, установка 
на любовь к себе будет  обнаружена у всех,  кто способен любить 
других. Любовь, в принципе, неделима в смысле связи между 
"объектами"и чьими-то собственными  "я". Любовь  к людям   яв-
ляется   не  следствием,  как  часто  полагают,  а предпосылкой 
любви к какому-то  определенному человеку, хотя генетически 
она выражается в любви к отдельному индивиду. Из этого сле-
дует, что мое собственное "я" должно быть таким же объектом 
моей любви,  как  и  другой  человек.  Утверждение моей  собст-
венной  жизни, счастья, развития, свободы коренится в моей 
собственной способности любить, т. е. в заботе, уважении, ответ-
ственности и знании. Если индивид в состоянии любить созида-
тельно,  он любит также и себя; если он любит только других, 
он не может любить вообще. 
                                              Эрих Фромм «Искусство любить»
Описание слайда:
Что такое любовь? Теперь мы подошли к основным психологическим предпосылкам, на которых построены выводы нашего рассуждения. В плане обсуждаемой проблемы это означает: любовь к другим и лю- бовь к себе не составляют альтернативы. Напротив, установка на любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других. Любовь, в принципе, неделима в смысле связи между "объектами"и чьими-то собственными "я". Любовь к людям яв- ляется не следствием, как часто полагают, а предпосылкой любви к какому-то определенному человеку, хотя генетически она выражается в любви к отдельному индивиду. Из этого сле- дует, что мое собственное "я" должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение моей собст- венной жизни, счастья, развития, свободы коренится в моей собственной способности любить, т. е. в заботе, уважении, ответ- ственности и знании. Если индивид в состоянии любить созида- тельно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще. Эрих Фромм «Искусство любить»

Слайд 21





Научный стиль
Описание слайда:
Научный стиль

Слайд 22





Специфика науки как сферы деятельности человека
сообщаемая информация носит интеллектуаль-
ный характер, поскольку является результатом 
научного мышления
научное мышление в языке осуществляется в 
виде понятий, суждений, умозаключений, следу-
ющих одно за другим, а значит требует точности, 
логичности, доказательности
основное назначение научных произведений –
передача научной информации, обобщение 
результатов научных исследований, что 
предопределяет монологический характер языка 
науки.
Описание слайда:
Специфика науки как сферы деятельности человека сообщаемая информация носит интеллектуаль- ный характер, поскольку является результатом научного мышления научное мышление в языке осуществляется в виде понятий, суждений, умозаключений, следу- ющих одно за другим, а значит требует точности, логичности, доказательности основное назначение научных произведений – передача научной информации, обобщение результатов научных исследований, что предопределяет монологический характер языка науки.

Слайд 23





Лексика научного стиля
Общенаучная лексика: число, система, функция, точ- 
ка, управление, значение, элемент, процесс, 
множество, величина, плоскость и др. 
Заслуга М.В.Ломоносова, который ввел в русскую 
речь значительное количество научных терминов 
(электричество, термометр, градус, атмосфера и  др.)
Доля терминов – 15-25 процентов в общей лексике 
научных текстов.
Лексика однородна - нейтральные и книжные (но 
не высокие) слова, нет разговорной и просторечной
лексики. 
Синонимы используются редко – нормой является 
многократное повторение одних и тех же слов.
Описание слайда:
Лексика научного стиля Общенаучная лексика: число, система, функция, точ- ка, управление, значение, элемент, процесс, множество, величина, плоскость и др. Заслуга М.В.Ломоносова, который ввел в русскую речь значительное количество научных терминов (электричество, термометр, градус, атмосфера и др.) Доля терминов – 15-25 процентов в общей лексике научных текстов. Лексика однородна - нейтральные и книжные (но не высокие) слова, нет разговорной и просторечной лексики. Синонимы используются редко – нормой является многократное повторение одних и тех же слов.

Слайд 24





Лексика научного стиля
Употребление слов в их точных значениях, однознач-
ность словоупотребления, отказ от образных выра-
жений. Появление экспрессивных и оценочных
элементов может быть вызвано стремлением выра-
зить точку зрения автора, сделать ее более понят- 
ной, доступной, пояснить мысль.
Описание слайда:
Лексика научного стиля Употребление слов в их точных значениях, однознач- ность словоупотребления, отказ от образных выра- жений. Появление экспрессивных и оценочных элементов может быть вызвано стремлением выра- зить точку зрения автора, сделать ее более понят- ной, доступной, пояснить мысль.

Слайд 25





Например: 

Мощность отраженного сигнала при радиолокации ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый кипяток «немного» нагрел Мировой океан. Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отраженного от Венеры.
Описание слайда:
Например: Мощность отраженного сигнала при радиолокации ничтожно мала. Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды. По идее вылитый кипяток «немного» нагрел Мировой океан. Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сигнала, отраженного от Венеры.

Слайд 26





Лексика научного стиля
Высока доля абстрактных слов (как правило, слова 
оканчиваются на –ние, -ость, -ство, -ие, -ка): 
время, движение, явление, отношение, свойство, 
изменение, распределение, состояние, влияние, 
фактор и др. 
Даже слова, обозначающие вполне конкретные 
предметы, могут приобретать абстрактное значе-
ние. Использование формы единственного числа 
существительных в значении множественного. 
Например: Дуб растет в разнообразных почвенных 
Условиях. Ср у Л.Толстого: На краю дороги стоял 
дуб…
Художественная речь подчеркивает конкретное и 
образное, а научная – общее, абстрактное.
Описание слайда:
Лексика научного стиля Высока доля абстрактных слов (как правило, слова оканчиваются на –ние, -ость, -ство, -ие, -ка): время, движение, явление, отношение, свойство, изменение, распределение, состояние, влияние, фактор и др. Даже слова, обозначающие вполне конкретные предметы, могут приобретать абстрактное значе- ние. Использование формы единственного числа существительных в значении множественного. Например: Дуб растет в разнообразных почвенных Условиях. Ср у Л.Толстого: На краю дороги стоял дуб… Художественная речь подчеркивает конкретное и образное, а научная – общее, абстрактное.

Слайд 27





Лексика научного стиля
Вещественные и отвлеченные существительные 
нередко употребляются в форме множественного 
числа: смазочные масла, красные и белые глины,
большие глубины, низкие температуры и др. 
Большое количество устойчивых сочетаний 
(стандартов, клише), представляющих составные 
термины (солнечное сплетение, прямой угол, точка 
зрения, точка кипения, звонкие согласные и т.п.), а 
также типичные словосочетания (состоит из..., 
заключается в ..., представляет собой..., применя-
ется для... , можно признать, следует отметить, как 
было сказано, опыты показали, необходимо сделать 
вывод и т.д.).
Описание слайда:
Лексика научного стиля Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, красные и белые глины, большие глубины, низкие температуры и др. Большое количество устойчивых сочетаний (стандартов, клише), представляющих составные термины (солнечное сплетение, прямой угол, точка зрения, точка кипения, звонкие согласные и т.п.), а также типичные словосочетания (состоит из..., заключается в ..., представляет собой..., применя- ется для... , можно признать, следует отметить, как было сказано, опыты показали, необходимо сделать вывод и т.д.).

Слайд 28





Морфологические особенности
Используются глаголы в настоящем времени, 
имеющем характер «вневременного». 
Например: Углерод составляет самую важную часть 
растения.
Редко используются формы глаголов 1-го лица 
ед. числа. 
Не используются формы 2-го лица и местои-
мения «ты», «вы».
Форма «мы» используется часто. Например: Как
мы показали… Мы можем заключить, что … Мы 
приходим к следующему результату.
Описание слайда:
Морфологические особенности Используются глаголы в настоящем времени, имеющем характер «вневременного». Например: Углерод составляет самую важную часть растения. Редко используются формы глаголов 1-го лица ед. числа. Не используются формы 2-го лица и местои- мения «ты», «вы». Форма «мы» используется часто. Например: Как мы показали… Мы можем заключить, что … Мы приходим к следующему результату.

Слайд 29





Синтаксис научного стиля 
Синтаксис носит логический характер
Сложные и осложненные конструкции, 
особенно с причастными и деепричастными 
оборотами, сочинительными и подчинитель-
ными союзами, обеспечивающими логичность
 текста (благодаря тому что, вследствие того 
что; в то время как; в связи с тем что; поэтому;
в заключение; таким образом; следовательно)
Грамматическая и смысловая полнота фраз
Часто используются предложения с одно-
родными членами и обобщающим словом.
Описание слайда:
Синтаксис научного стиля Синтаксис носит логический характер Сложные и осложненные конструкции, особенно с причастными и деепричастными оборотами, сочинительными и подчинитель- ными союзами, обеспечивающими логичность текста (благодаря тому что, вследствие того что; в то время как; в связи с тем что; поэтому; в заключение; таким образом; следовательно) Грамматическая и смысловая полнота фраз Часто используются предложения с одно- родными членами и обобщающим словом.

Слайд 30





Синтаксис научного стиля
Для связи частей текста используются 
специальные средства, указывающие на после-
довательность развития мыслей (вначале, потом, 
затем, прежде всего, предварительно, во-первых, 
во-вторых и др.), на связь предыдущей и последу-
ющей информации (как указывалось, как уже го- 
ворилось, как отмечалось, рассмотренный  и др.), 
на причинно-следственные отношения (поэтому, 
следовательно, в связи с тем, что и др.), на переход 
к новой теме (рассмотрим теперь…, перейдем к 
рассмотрению … и др.), на близость, тождест-
венность предметов, обстоятельств, признаков (он,
тот же, такой, так, тут, здесь и др.).
Описание слайда:
Синтаксис научного стиля Для связи частей текста используются специальные средства, указывающие на после- довательность развития мыслей (вначале, потом, затем, прежде всего, предварительно, во-первых, во-вторых и др.), на связь предыдущей и последу- ющей информации (как указывалось, как уже го- ворилось, как отмечалось, рассмотренный  и др.), на причинно-следственные отношения (поэтому, следовательно, в связи с тем, что и др.), на переход к новой теме (рассмотрим теперь…, перейдем к рассмотрению … и др.), на близость, тождест- венность предметов, обстоятельств, признаков (он, тот же, такой, так, тут, здесь и др.).

Слайд 31





Синтаксис научного стиля
Безличные обороты: есть основания полагать, 
считается, следует подчеркнуть и т.д.  Ср. Мы 
знаем, что не существует метода… - Известно, что 
не существует метода.
Неопределенно-личные предложения. На-
пример: Порошок помещают в пробирку.
Пассивные конструкции. Например: Данное 
утверждение легко доказывается. Две точки 
расположены на определенном расстоянии друг от 
друга.
Наличие ссылочных оборотов (как полагает; 
по Дарвину, как утверждает и т.д.)
Описание слайда:
Синтаксис научного стиля Безличные обороты: есть основания полагать, считается, следует подчеркнуть и т.д. Ср. Мы знаем, что не существует метода… - Известно, что не существует метода. Неопределенно-личные предложения. На- пример: Порошок помещают в пробирку. Пассивные конструкции. Например: Данное утверждение легко доказывается. Две точки расположены на определенном расстоянии друг от друга. Наличие ссылочных оборотов (как полагает; по Дарвину, как утверждает и т.д.)

Слайд 32





Синтаксис научного стиля
В роли сказуемого вместо одного глагола 
чаще выступает глагольно-именная 
конструкция. Сравните: температура 
повышается – происходит повышение 
температуры; увеличивается – наблюдается 
увеличение; вычислить – произвести 
вычисления и т.д.
Описание слайда:
Синтаксис научного стиля В роли сказуемого вместо одного глагола чаще выступает глагольно-именная конструкция. Сравните: температура повышается – происходит повышение температуры; увеличивается – наблюдается увеличение; вычислить – произвести вычисления и т.д.

Слайд 33





Жанры научного стиля
В научном стиле выделяются подстили: собственно науч-
ный, научно-учебный, научно-технический, научно-
информативный, научно-популярный                  
Жанры собственно научного подстиля: монография, 
статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, 
диссертационная работа 
Жанры научно-технического подстиля: научно-
технический отчет, техническое описание, проектная 
документация 
Жанры научно-информативного подстиля: реферат, 
аннотация, конспект, тезисы, патентное описание, отзыв 
Жанры учебно-научного подстиля: учебник, методи-
ческое пособие, лекция, конспект 
Жанры научно-популярного подстиля: очерк, книга, 
лекция, статья
Описание слайда:
Жанры научного стиля В научном стиле выделяются подстили: собственно науч- ный, научно-учебный, научно-технический, научно- информативный, научно-популярный Жанры собственно научного подстиля: монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа Жанры научно-технического подстиля: научно- технический отчет, техническое описание, проектная документация Жанры научно-информативного подстиля: реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание, отзыв Жанры учебно-научного подстиля: учебник, методи- ческое пособие, лекция, конспект Жанры научно-популярного подстиля: очерк, книга, лекция, статья

Слайд 34





Структура научной работы
Научные тексты различных жанров строятся по единой 
логической схеме. В основании этой схемы находится глав-
ный тезис - утверждение, требующее обоснования.
Тезис включает: предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и 
главный анализируемый признак (то, что говорится об этом 
предмете). 
Доказательствами главного тезиса являются аргументы (до-
воды, основания, приводимые в доказательство), количество 
которых зависит от жанра и объема научного текста. Для бо-
лее полной аргументации тезиса необходимы также иллю-
страции - примеры, подтверждающие выдвинутые теорети-
ческие положения. Текст научного стиля завершается выво-
дом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка 
проведенного исследования, намечаются перспективы 
дальнейших изысканий.
Описание слайда:
Структура научной работы Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится глав- ный тезис - утверждение, требующее обоснования. Тезис включает: предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (до- воды, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для бо- лее полной аргументации тезиса необходимы также иллю- страции - примеры, подтверждающие выдвинутые теорети- ческие положения. Текст научного стиля завершается выво- дом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

Слайд 35





     Структура научной работы
                     Введение: 
-    обоснование актуальности темы  
характеристика имеющихся на эту тему работ
определение  целей, задач и методов исследования 
              Основная часть:
рассмотрение общетеоретического аспекта проб-
лемы, обзор  существующих подходов к ее исследова-
нию 
рассмотрение практической стороны изучаемого 
вопроса 
формулировка рекомендаций по решению иссле-
дуемой проблемы
                Заключение: 
Подведение и обобщение итогов исследования
Описание слайда:
Структура научной работы Введение: - обоснование актуальности темы характеристика имеющихся на эту тему работ определение целей, задач и методов исследования Основная часть: рассмотрение общетеоретического аспекта проб- лемы, обзор существующих подходов к ее исследова- нию рассмотрение практической стороны изучаемого вопроса формулировка рекомендаций по решению иссле- дуемой проблемы Заключение: Подведение и обобщение итогов исследования

Слайд 36





Способы обработки научного текста
Конспектирование - это способ переработки инфор-
мации с целью последующего ее использования самим
конспектирующим лицом. В основе процесса лежит 
систематизация прочитанного или услышанного, 
приведение к некоему порядку сведений, почерпнутых
из оригинала.
Описание слайда:
Способы обработки научного текста Конспектирование - это способ переработки инфор- мации с целью последующего ее использования самим конспектирующим лицом. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного, приведение к некоему порядку сведений, почерпнутых из оригинала.

Слайд 37






Конспект - текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. 
Манера конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а также предоставить для применения кому-то еще.
Описание слайда:
Конспект - текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Манера конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а также предоставить для применения кому-то еще.

Слайд 38





Правила конспектирования лекций
Не начинайте записывать материал с первых слов 
преподавателя, сначала выслушайте его мысль до 
конца и постарайтесь понять ее. Приступайте к записи 
в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложе-
ние одной мысли, начинает ее комментировать. 
Выделяйте отдельные части. Необходимо разграни-
чивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять 
одну тему от другой. Выделение можно делать подчер-
киванием, другим цветом. Рекомендуется делать отсту-
пы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробель-
ные строки для отделения одной мысли от другой, 
нумерацию. Если определения, формулы, правила, за-
коны в тексте можно сделать более заметными, их 
заключают в рамку.
Описание слайда:
Правила конспектирования лекций Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее. Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложе- ние одной мысли, начинает ее комментировать. Выделяйте отдельные части. Необходимо разграни- чивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчер- киванием, другим цветом. Рекомендуется делать отсту- пы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробель- ные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, за- коны в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.

Слайд 39





Правила конспектирования лекций
Используйте сокращения (PS,NB), аббревиатуры, 
условные обозначения, знаки (указатели, стрелки). 
Не старайтесь зафиксировать материал дословно, 
при этом часто теряется главная мысль, к тому же 
такую запись трудно вести. Отбрасывайте второ-
степенные слова, без которых главная мысль не 
теряется. 
Пользуйтесь повествовательными предложениями. Вопросы уместны на полях конспекта. 
Если в лекции встречаются непонятные вам 
термины, оставьте место, после занятий уточните их
значение у преподавателя.
Описание слайда:
Правила конспектирования лекций Используйте сокращения (PS,NB), аббревиатуры, условные обозначения, знаки (указатели, стрелки). Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второ- степенные слова, без которых главная мысль не теряется. Пользуйтесь повествовательными предложениями. Вопросы уместны на полях конспекта. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значение у преподавателя.

Слайд 40





Способы обработки научного текста
Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, 
рукописи с точки зрения содержания, назначения, 
формы и других особенностей. Аннотация носит по-
яснительный или рекомендательный характер. В 
аннотации основное содержание передается своими 
словами, которые представляют высокую степень 
абстрагирования и обобщения.
Описание слайда:
Способы обработки научного текста Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, рукописи с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит по- яснительный или рекомендательный характер. В аннотации основное содержание передается своими словами, которые представляют высокую степень абстрагирования и обобщения.

Слайд 41






В аннотации указывается следующая информация: 
название и автор; тема и проблематика документа; 
содержание и структура документа; основные выводы 
автора; дополнительные характеристики и информация; предназначение и предполагаемая читательская аудитория документа.
Описание слайда:
В аннотации указывается следующая информация: название и автор; тема и проблематика документа; содержание и структура документа; основные выводы автора; дополнительные характеристики и информация; предназначение и предполагаемая читательская аудитория документа.

Слайд 42





Процесс подготовки аннотации
Прочтите заголовок текста. Определите, дает ли он представление о содержании текста.
Просмотрите, делится ли статья на разделы (есть ли подзаголовки).
Если «да», прочтите подзаголовки.
Обратите внимание, есть ли рисунки, схемы, таблицы.
Если «да», прочтите подписи под ними.
Прочтите первый и последний абзацы текста и по ключевым словам определите, о чем текст.
Описание слайда:
Процесс подготовки аннотации Прочтите заголовок текста. Определите, дает ли он представление о содержании текста. Просмотрите, делится ли статья на разделы (есть ли подзаголовки). Если «да», прочтите подзаголовки. Обратите внимание, есть ли рисунки, схемы, таблицы. Если «да», прочтите подписи под ними. Прочтите первый и последний абзацы текста и по ключевым словам определите, о чем текст.

Слайд 43





   Используемые речевые клише
для общей характеристики содержания текста: 
В статье (книге) рассматривается (исследуется, 
анализируется, раскрывается, описывается, 
освещается) (что?)... … В книге изложены (нашли 
отражение)  (что?)… 
Статья посвящена (чему?)…   В основу работы 
положено (что?)… 
Автор останавливается на следующих вопросах… 
Автор затрагивает проблемы (чего?)… В монографии 
дается характеристика (чего?)...
Описание слайда:
Используемые речевые клише для общей характеристики содержания текста: В статье (книге) рассматривается (исследуется, анализируется, раскрывается, описывается, освещается) (что?)... … В книге изложены (нашли отражение) (что?)… Статья посвящена (чему?)… В основу работы положено (что?)… Автор останавливается на следующих вопросах… Автор затрагивает проблемы (чего?)… В монографии дается характеристика (чего?)...

Слайд 44





Используемые речевые клише
для формулировки цели создания текста: 
Цель статьи – показать (что?) … Цель автора – 
объяснить (раскрыть) (что?) … Целью статьи 
является изучение (чего?) … 
Автор ставит своей целью проанализировать 
(что?)… 
для описания композиции работы: Книга состоит
из… глав (…частей)… Статья делится на … части 
В книге выделяются … главы 
для описания назначения текста: 
Статья предназначена для (кого?) …. Рекомендуется
(кому?)…  Сборник рассчитан на (кого?) …
Описание слайда:
Используемые речевые клише для формулировки цели создания текста: Цель статьи – показать (что?) … Цель автора – объяснить (раскрыть) (что?) … Целью статьи является изучение (чего?) … Автор ставит своей целью проанализировать (что?)… для описания композиции работы: Книга состоит из… глав (…частей)… Статья делится на … части В книге выделяются … главы для описания назначения текста: Статья предназначена для (кого?) …. Рекомендуется (кому?)… Сборник рассчитан на (кого?) …

Слайд 45





Пример аннотации
Супрун-Белевич Л.Р., Чечет Р.Г. Тренажер по русскому 
языку для подготовки к централизованному тестиро-
ванию и экзамену.
Тренажер предназначен для отработки материала и 
закрепления знаний по русскому языку при подготовке к 
централизованному тестированию. Содержит справочные 
сведения по орфографии и пунктуации, а также тестовые 
задания по этим разделам, направленные на усвоение, трени-
ровку и закрепление норм правописания. Выполнение тестов 
позволит проверить свои знания, обнаружить слабые места в 
подготовке и вовремя устранить их. В книгу также включены 
тесты-диктанты и комплексные тесты, в которых отражены 
нововведения в проведении вступительных испытаний. Ко 
всем заданиям даны ключи.
Описание слайда:
Пример аннотации Супрун-Белевич Л.Р., Чечет Р.Г. Тренажер по русскому языку для подготовки к централизованному тестиро- ванию и экзамену. Тренажер предназначен для отработки материала и закрепления знаний по русскому языку при подготовке к централизованному тестированию. Содержит справочные сведения по орфографии и пунктуации, а также тестовые задания по этим разделам, направленные на усвоение, трени- ровку и закрепление норм правописания. Выполнение тестов позволит проверить свои знания, обнаружить слабые места в подготовке и вовремя устранить их. В книгу также включены тесты-диктанты и комплексные тесты, в которых отражены нововведения в проведении вступительных испытаний. Ко всем заданиям даны ключи.

Слайд 46





Способы обработки научного текста
Реферирование – процесс мысленной переработки 
и письменного или устного изложения читаемого 
текста, результатом которого является составление 
вторичного документа – реферата. 
Цель реферата – в наиболее краткой форме пере-
Дать содержание подлинника и выделить особо 
важное или новое, что содержится в реферируемом 
материале. 
Виды рефератов по охвату источников: 
монографический (по одному источнику), сводный 
(по нескольким источникам), обзорный (по какой-
то теме или направлению в виде обозрений), 
выборочный (по отдельным главам, разделам или 
материалам)
Описание слайда:
Способы обработки научного текста Реферирование – процесс мысленной переработки и письменного или устного изложения читаемого текста, результатом которого является составление вторичного документа – реферата. Цель реферата – в наиболее краткой форме пере- Дать содержание подлинника и выделить особо важное или новое, что содержится в реферируемом материале. Виды рефератов по охвату источников: монографический (по одному источнику), сводный (по нескольким источникам), обзорный (по какой- то теме или направлению в виде обозрений), выборочный (по отдельным главам, разделам или материалам)

Слайд 47





Этапы работы над рефератом
Просмотровое чтение с целью получения общего 
представления о тексте в целом.
Знакомство с графиками, схемами, таблицами для 
уточнения сведений, полученных при первом чтении.
Составление логического плана статьи.
Выделение и нумерация абзацев, содержащих 
конкретную информацию по теме статьи, с 
подчеркиванием в них ключевых фрагментов.
Перегруппировка ключевых фрагментов в соответ-
ствии с их тематикой и планом написания реферата.
Вторичное изучающее чтение выделенных абзацев 
с сокращением малосущественной информации и 
обобщением оставшейся основной информации.
Редактирование полученной информации и 
изложение ее в форме реферата.
Описание слайда:
Этапы работы над рефератом Просмотровое чтение с целью получения общего представления о тексте в целом. Знакомство с графиками, схемами, таблицами для уточнения сведений, полученных при первом чтении. Составление логического плана статьи. Выделение и нумерация абзацев, содержащих конкретную информацию по теме статьи, с подчеркиванием в них ключевых фрагментов. Перегруппировка ключевых фрагментов в соответ- ствии с их тематикой и планом написания реферата. Вторичное изучающее чтение выделенных абзацев с сокращением малосущественной информации и обобщением оставшейся основной информации. Редактирование полученной информации и изложение ее в форме реферата.

Слайд 48





Подготовка реферата
Реферат обычно состоит из трех частей: общая 
характеристика текста документа, описание 
основного содержания, выводы референта.
В реферате должны быть даны ответы на сле-
дующие вопросы: 
Какова тема статьи? Каковы цель и задачи автора? 
Каковы основные проблемы, затрагиваемые в статье? 
Какова композиция статьи? 
Каковы доказательства, приводимые автором в поддержку своих идей. 
К каким выводам приходит автор?
Описание слайда:
Подготовка реферата Реферат обычно состоит из трех частей: общая характеристика текста документа, описание основного содержания, выводы референта. В реферате должны быть даны ответы на сле- дующие вопросы: Какова тема статьи? Каковы цель и задачи автора? Каковы основные проблемы, затрагиваемые в статье? Какова композиция статьи? Каковы доказательства, приводимые автором в поддержку своих идей. К каким выводам приходит автор?

Слайд 49





Подготовка реферата
 Текст реферата должен отличаться лаконичностью, 
четкостью, убедительностью формулировок, 
отсутствием второстепенной информации. 
Внимание: копирование текста не допускается, 
возможно только использование отдельных цитат из 
него.  
При составлении реферата полезно привести 10 
ключевых слов, описывающих основное 
содержание статьи. 
Критерии оценки реферата: грамотность, последо-
вательность, отражение мнения автора текста (а не 
собственного). 
Объем реферата - 1-1,5 страницы текста на компью-
тере через 1 интервал, шрифт 12.
Описание слайда:
Подготовка реферата Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации. Внимание: копирование текста не допускается, возможно только использование отдельных цитат из него. При составлении реферата полезно привести 10 ключевых слов, описывающих основное содержание статьи. Критерии оценки реферата: грамотность, последо- вательность, отражение мнения автора текста (а не собственного). Объем реферата - 1-1,5 страницы текста на компью- тере через 1 интервал, шрифт 12.

Слайд 50





            Язык и композиция реферата

Вводная часть: указывается название рефериру-
емой работы (работ), дается общая характеристика 
описываемого текста, характеризуется композиция 
работы.
Используемые обороты речи: В книге (статье) 
«….» рассматриваются вопросы (проблемы, методы 
и т.д.) В статье "...", помещенной в журнале "..." 
№... За ... год, рассматриваются вопросы (проб-
лемы, пути, методы) (чего?) …;
Автор статьи - известный ученый... ;
Статья называется (носит название..., под 
названием..., озаглавлена..., под заголовком.., опу-
бликована в...). Предлагаемая вниманию читателей 
статья (книга, монография) представляет собой 
детальное (общее) изложение вопросов...; В статье
 (книге) можно выделить …части
Описание слайда:
Язык и композиция реферата Вводная часть: указывается название рефериру- емой работы (работ), дается общая характеристика описываемого текста, характеризуется композиция работы. Используемые обороты речи: В книге (статье) «….» рассматриваются вопросы (проблемы, методы и т.д.) В статье "...", помещенной в журнале "..." №... За ... год, рассматриваются вопросы (проб- лемы, пути, методы) (чего?) …; Автор статьи - известный ученый... ; Статья называется (носит название..., под названием..., озаглавлена..., под заголовком.., опу- бликована в...). Предлагаемая вниманию читателей статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов...; В статье (книге) можно выделить …части

Слайд 51





   Язык и композиция реферата
Основная часть: изложение и аргументация основных
положений работы, приведение цитат из работы, 
оценка положений, высказываемых автором
 Используемые обороты речи: Статья (книга) пред-
ставляет собой анализ (обзор, описание)… Автор 
ставит следующие вопросы … В статье рассматривается
(анализируется, раскрывается, обобщается) (что?). Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)...);
Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор).... В статье речь идет... (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?); 
В статье автор затрагивает (освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?)...)
Описание слайда:
Язык и композиция реферата Основная часть: изложение и аргументация основных положений работы, приведение цитат из работы, оценка положений, высказываемых автором Используемые обороты речи: Статья (книга) пред- ставляет собой анализ (обзор, описание)… Автор ставит следующие вопросы … В статье рассматривается (анализируется, раскрывается, обобщается) (что?). Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)...); Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор).... В статье речь идет... (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?); В статье автор затрагивает (освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?)...)

Слайд 52





Язык и композиция реферата
Сущность проблемы сводится... (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?). 
В книге уделено большое внимание (чему?) … Уточнено (что?) …  Автор приводит примеры 
(факты, цифры, данные), иллюстрирующие (что?)… В 
подтверждение своей точки зрения автор приводит 
(что?) … Для доказательства своих положений автор 
описывает … Автор справедливо указывает … , 
убедительно доказывает...
Описание слайда:
Язык и композиция реферата Сущность проблемы сводится... (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?). В книге уделено большое внимание (чему?) … Уточнено (что?) … Автор приводит примеры (факты, цифры, данные), иллюстрирующие (что?)… В подтверждение своей точки зрения автор приводит (что?) … Для доказательства своих положений автор описывает … Автор справедливо указывает … , убедительно доказывает...

Слайд 53





  Язык и композиция реферата
Заключение: выводы автора реферируемой 
работы, выводы и оценки референта.
Используемые обороты речи: Таким образом, в 
статье (книге) нашло отражение…С теоретической 
(практической) точки зрения важно (существенно), 
что… Автор приходит к выводу (заключению), что... 
(подводит нас к..., делает вывод, подводит итог); 
В конце статьи подводятся итоги (чего?); 
В заключение говорится, что... (о чем?); 
Выводы и оценки референта: В итоге можно 
(необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, 
отметить)...;
Оценивая работу в целом, можно утверждать...;
Наиболее важными из выводов автора представляются следующие...
Описание слайда:
Язык и композиция реферата Заключение: выводы автора реферируемой работы, выводы и оценки референта. Используемые обороты речи: Таким образом, в статье (книге) нашло отражение…С теоретической (практической) точки зрения важно (существенно), что… Автор приходит к выводу (заключению), что... (подводит нас к..., делает вывод, подводит итог); В конце статьи подводятся итоги (чего?); В заключение говорится, что... (о чем?); Выводы и оценки референта: В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить)...; Оценивая работу в целом, можно утверждать...; Наиболее важными из выводов автора представляются следующие...

Слайд 54





Проверочный тест
1. В научном стиле недопустимо употребление 
1) метафор 
2) просторечий
3) речевых клише
4) существительных с вещественным значением
2. В каком ряду все слова относятся к группе  абстрактной лексики?
1) дорога, счастье, понимание
2) отношение, высота, случай 
3) скорость, знание, человек
4) благотворительность, уподобление, фактор
Описание слайда:
Проверочный тест 1. В научном стиле недопустимо употребление 1) метафор 2) просторечий 3) речевых клише 4) существительных с вещественным значением 2. В каком ряду все слова относятся к группе абстрактной лексики? 1) дорога, счастье, понимание 2) отношение, высота, случай 3) скорость, знание, человек 4) благотворительность, уподобление, фактор

Слайд 55





Проверочный тест
3. В научном тексте допустимо использование 
всех слов и словосочетаний из ряда:
1) видеть, структура, беспрепятственный обмен, незабвенный друг, мелкая рыбешка
2) ясный, колониальные замашки, алгоритм, мне кажется
3) значение, макроскопическая система, невротическое состояние, вследствие 
4) оптический эффект, качать ресурсы, невзначай проболтаться, дело-то в том, что …
Описание слайда:
Проверочный тест 3. В научном тексте допустимо использование всех слов и словосочетаний из ряда: 1) видеть, структура, беспрепятственный обмен, незабвенный друг, мелкая рыбешка 2) ясный, колониальные замашки, алгоритм, мне кажется 3) значение, макроскопическая система, невротическое состояние, вследствие 4) оптический эффект, качать ресурсы, невзначай проболтаться, дело-то в том, что …

Слайд 56





Проверочный тест
4. В каком предложении (предложениях) 
время глагола имеет значение «настоящего 
вневременного» для обозначения 
длительности, постоянства и многократности 
действия?
1) Со мною что-то происходит
2) Уравнение решается тремя способами
3) Во время распада клеточного ядра  происходит выделение некоторого количества энергии 
4)  Судьба моя решается в эти дни
Описание слайда:
Проверочный тест 4. В каком предложении (предложениях) время глагола имеет значение «настоящего вневременного» для обозначения длительности, постоянства и многократности действия? 1) Со мною что-то происходит 2) Уравнение решается тремя способами 3) Во время распада клеточного ядра происходит выделение некоторого количества энергии 4) Судьба моя решается в эти дни

Слайд 57





Проверочный тест
5. В каком ряду все слова могут исполь-
зоваться в научном тексте как речевые клише 
для оформления выводов, подведения итогов?  

1) вот почему; значит; в заключение 
2) в общем; итак; например  
3) подводя итог; короче; потому что
4) в заключение; резюмируя; таким образом
Описание слайда:
Проверочный тест 5. В каком ряду все слова могут исполь- зоваться в научном тексте как речевые клише для оформления выводов, подведения итогов? 1) вот почему; значит; в заключение 2) в общем; итак; например 3) подводя итог; короче; потому что 4) в заключение; резюмируя; таким образом

Слайд 58





Проверочный тест
6. Назовите верное утверждение 
1) Главное при подготовке реферата – сформулировать собственную точку зрения по поводу излагаемой проблемы
2) Научно-популярный подстиль научного стиля призван простым и доступным языком излагать некоторые научные факты
3) Ключевые слова являются планом реферата
4) Аннотацию к учебнику полезно использовать при 
подготовке к экзамену
Описание слайда:
Проверочный тест 6. Назовите верное утверждение 1) Главное при подготовке реферата – сформулировать собственную точку зрения по поводу излагаемой проблемы 2) Научно-популярный подстиль научного стиля призван простым и доступным языком излагать некоторые научные факты 3) Ключевые слова являются планом реферата 4) Аннотацию к учебнику полезно использовать при подготовке к экзамену



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию