🗊Презентация Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5)

Категория: Окружающий мир
Нажмите для полного просмотра!
Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №1Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №2Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №3Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №4Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №5Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №6Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №7Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №8Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №9Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №10Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №11Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №12Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №13Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №14Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №15Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №16Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №17Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №18Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №19Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №20Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №21Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №22Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №23Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №24Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №25Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №26Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №27Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №28Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №29Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №30Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №31Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №32Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №33Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №34Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №35Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №36Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №37Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №38Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №39Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №40Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №41Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №42Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №43Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №44Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №45Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №46Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №47Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №48Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №49Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №50Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №51Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №52Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №53Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №54Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №55Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №56Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №57Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №58Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №59Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №60Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №61Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №62Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №63Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №64Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №65Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №66Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №67Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №68Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №69Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №70

Содержание

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5). Доклад-сообщение содержит 70 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1


Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №1
Описание слайда:

Слайд 2





План лекции
Глобальная экология
Социоэкосистемы и антропоэкосистемы
Экология и социальные подсистемы 
Концепция устойчивого развития
Описание слайда:
План лекции Глобальная экология Социоэкосистемы и антропоэкосистемы Экология и социальные подсистемы Концепция устойчивого развития

Слайд 3





1. Глобальная экология
Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.
Экологи́ческая катастрофа — необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов
Описание слайда:
1. Глобальная экология Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание. Экологи́ческая катастрофа — необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов

Слайд 4





Проблемы современного мира
Человечество стоит на грани экологического кризиса:
Истощение невосполнимых минеральных ресурсов;
Катастрофическое истощение озонового слоя;
Уменьшение биологического разнообразия Земли;
Глобальное изменение климата;
Огромные арсеналы ядерного оружия, способного уничтожить всю биосферу.
Описание слайда:
Проблемы современного мира Человечество стоит на грани экологического кризиса: Истощение невосполнимых минеральных ресурсов; Катастрофическое истощение озонового слоя; Уменьшение биологического разнообразия Земли; Глобальное изменение климата; Огромные арсеналы ядерного оружия, способного уничтожить всю биосферу.

Слайд 5





•   Атмосфера (загрязнение, фотохимический смог, кислотные выпадения, деградация озонового слоя, глобальное изменение климата)
•   Атмосфера (загрязнение, фотохимический смог, кислотные выпадения, деградация озонового слоя, глобальное изменение климата)
•    Гидросфера (загрязнение, нехватка пресной воды)
•    Почва (загрязнение, снижение плодородия)
 •    Энергетика (энергетический кризис, ископаемое топливо, возобновляемые источники энергии)
•    Деградация биоразнообразия
•    Народонаселение ( контроль численности, проблема голода, здоровье и медицинская химия)
Описание слайда:
• Атмосфера (загрязнение, фотохимический смог, кислотные выпадения, деградация озонового слоя, глобальное изменение климата) • Атмосфера (загрязнение, фотохимический смог, кислотные выпадения, деградация озонового слоя, глобальное изменение климата) • Гидросфера (загрязнение, нехватка пресной воды) • Почва (загрязнение, снижение плодородия) • Энергетика (энергетический кризис, ископаемое топливо, возобновляемые источники энергии) • Деградация биоразнообразия • Народонаселение ( контроль численности, проблема голода, здоровье и медицинская химия)

Слайд 6





Пути преодоления кризиса
Выход на новые пути развития
Описание слайда:
Пути преодоления кризиса Выход на новые пути развития

Слайд 7





Разрушение озонового слоя – это разделение молекул озона, которое вызывают встречаемые в стратосфере вещества, разрушающие озоновый слой, возникающие в результате природных процессов (например, извержения вулканов) или эмитированные (высвобожденные) в результате деятельности человека, и содержащие хлор (Cl) или бром (Br); а также метан или оксид азота (I) – (N2O).
Разрушение озонового слоя – это разделение молекул озона, которое вызывают встречаемые в стратосфере вещества, разрушающие озоновый слой, возникающие в результате природных процессов (например, извержения вулканов) или эмитированные (высвобожденные) в результате деятельности человека, и содержащие хлор (Cl) или бром (Br); а также метан или оксид азота (I) – (N2O).
Главные идентифицированные вещества, разрушающие озоновый слой:
   - хлорофторуглероды (HFO или CFC);
   - частично галогенизированные хлорфторуглероды (HHFO или HCFC);
   - частично галогенизированные бромфторуглероды (HBFO);
   - 1,1,1 – трихлоретан (метилхлороформ);
   - бромхлорметан (BHM);
   - метилбромид (MB);
   - тетрахлоруглерод;
   - галоны.
Описание слайда:
Разрушение озонового слоя – это разделение молекул озона, которое вызывают встречаемые в стратосфере вещества, разрушающие озоновый слой, возникающие в результате природных процессов (например, извержения вулканов) или эмитированные (высвобожденные) в результате деятельности человека, и содержащие хлор (Cl) или бром (Br); а также метан или оксид азота (I) – (N2O). Разрушение озонового слоя – это разделение молекул озона, которое вызывают встречаемые в стратосфере вещества, разрушающие озоновый слой, возникающие в результате природных процессов (например, извержения вулканов) или эмитированные (высвобожденные) в результате деятельности человека, и содержащие хлор (Cl) или бром (Br); а также метан или оксид азота (I) – (N2O). Главные идентифицированные вещества, разрушающие озоновый слой: - хлорофторуглероды (HFO или CFC); - частично галогенизированные хлорфторуглероды (HHFO или HCFC); - частично галогенизированные бромфторуглероды (HBFO); - 1,1,1 – трихлоретан (метилхлороформ); - бромхлорметан (BHM); - метилбромид (MB); - тетрахлоруглерод; - галоны.

Слайд 8





Озоновая дыра — локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли.
Озоновая дыра — локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли.
Последствия разрушения:
	-уменьшается выносливость различных материалов (например, резины) и вместе с тем – длительность пользования этими материалами; 
	-погибают обитающие в верхних слоях воды водные организмы (бентос); 
	-уменьшаются сельскохозяйственные урожаи и рыбные уловы; 
	-уменьшается иммунитет населения против различных заболеваний; 
	-увеличивается возможность заболевания раком кожи и катарактой глаз (как у людей, так и у животных), заболеваниями легких и верхних дыхательных путей.
Описание слайда:
Озоновая дыра — локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли. Озоновая дыра — локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли. Последствия разрушения: -уменьшается выносливость различных материалов (например, резины) и вместе с тем – длительность пользования этими материалами; -погибают обитающие в верхних слоях воды водные организмы (бентос); -уменьшаются сельскохозяйственные урожаи и рыбные уловы; -уменьшается иммунитет населения против различных заболеваний; -увеличивается возможность заболевания раком кожи и катарактой глаз (как у людей, так и у животных), заболеваниями легких и верхних дыхательных путей.

Слайд 9





	Парниковый эффект - свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение и тем самым способствовать аккумуляции тепла Землёй.
	Парниковый эффект - свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение и тем самым способствовать аккумуляции тепла Землёй.
Описание слайда:
Парниковый эффект - свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение и тем самым способствовать аккумуляции тепла Землёй. Парниковый эффект - свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение и тем самым способствовать аккумуляции тепла Землёй.

Слайд 10


Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №10
Описание слайда:

Слайд 11





Кислотный дождь — все виды метеорологических осадков — дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при которых наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами (обычно — оксидами серы, оксидами азота)
Кислотный дождь — все виды метеорологических осадков — дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при которых наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами (обычно — оксидами серы, оксидами азота)
Описание слайда:
Кислотный дождь — все виды метеорологических осадков — дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при которых наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами (обычно — оксидами серы, оксидами азота) Кислотный дождь — все виды метеорологических осадков — дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при которых наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами (обычно — оксидами серы, оксидами азота)

Слайд 12





Перенаселение — вид демографического кризиса, который характеризуется ресурсным избытком населения, (нехватка ресурсов для поддержания гигиенических норм жизни), обусловленный неимением у части общества средств существования. 
Перенаселение — вид демографического кризиса, который характеризуется ресурсным избытком населения, (нехватка ресурсов для поддержания гигиенических норм жизни), обусловленный неимением у части общества средств существования. 
Перенаселение — относительная величина, зависящая от ресурсной базы территории проживания данного населения, а также включает в себя оценку развития получения и возобновления источников средств для существования.
Описание слайда:
Перенаселение — вид демографического кризиса, который характеризуется ресурсным избытком населения, (нехватка ресурсов для поддержания гигиенических норм жизни), обусловленный неимением у части общества средств существования. Перенаселение — вид демографического кризиса, который характеризуется ресурсным избытком населения, (нехватка ресурсов для поддержания гигиенических норм жизни), обусловленный неимением у части общества средств существования. Перенаселение — относительная величина, зависящая от ресурсной базы территории проживания данного населения, а также включает в себя оценку развития получения и возобновления источников средств для существования.

Слайд 13


Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №13
Описание слайда:

Слайд 14





Прогноз изменения численности населения мира
Описание слайда:
Прогноз изменения численности населения мира

Слайд 15


Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №15
Описание слайда:

Слайд 16





Изменение темпов прироста народонаселения Мира во второй половине XX века (по: World Population Prospects: The 2002 Revision и World Urbanization Prospects: The 2001 Revision, http://esa.un.org/unpp)
Описание слайда:
Изменение темпов прироста народонаселения Мира во второй половине XX века (по: World Population Prospects: The 2002 Revision и World Urbanization Prospects: The 2001 Revision, http://esa.un.org/unpp)

Слайд 17





Ускоряющийся рост народонаселения мира за последние 170 лет (по: The World at Six Billion // United Nations Population Division, 2002).
Описание слайда:
Ускоряющийся рост народонаселения мира за последние 170 лет (по: The World at Six Billion // United Nations Population Division, 2002).

Слайд 18





Основные причины снижения смертности народонаселения
Описание слайда:
Основные причины снижения смертности народонаселения

Слайд 19





Основные причины снижения рождаемости
Урбанизация (“Черная дыра”)
Удорожание воспитания и обучения
Положение и образование женщин (расширение социальной роли)
Результаты кампании планирования семьи в Китае:
Рождаемость: 1988 г - 2,24% 		1992 г - 1,82%
Более поздний возраст замужества (в частности из-за экономических соображений - пример с Англией в 18 веке в период роста благосостояния после Индустриальной революции)
Социальные гарантии в старости
Снижение роли детей как рабочей силы в семье.
Появление противозачаточных средств
Планирование семьи ----- Роль ПРЕДЕЛОВ РОСТА
Описание слайда:
Основные причины снижения рождаемости Урбанизация (“Черная дыра”) Удорожание воспитания и обучения Положение и образование женщин (расширение социальной роли) Результаты кампании планирования семьи в Китае: Рождаемость: 1988 г - 2,24% 1992 г - 1,82% Более поздний возраст замужества (в частности из-за экономических соображений - пример с Англией в 18 веке в период роста благосостояния после Индустриальной революции) Социальные гарантии в старости Снижение роли детей как рабочей силы в семье. Появление противозачаточных средств Планирование семьи ----- Роль ПРЕДЕЛОВ РОСТА

Слайд 20





Концепция «демографического перехода» 
Обычно демографический переход происходит в  три стадии:
Примитивному обществу с натуральным хозяйством свойственна высокая рождаемость при столь же высокой смертности.
Описание слайда:
Концепция «демографического перехода» Обычно демографический переход происходит в три стадии: Примитивному обществу с натуральным хозяйством свойственна высокая рождаемость при столь же высокой смертности.

Слайд 21





Демографический взрыв был вызван значительным снижением смертности во второй половине 19 и особенно в 20 веке.
Демографический взрыв был вызван значительным снижением смертности во второй половине 19 и особенно в 20 веке.
Это – результат широкого распространения достижений европейской культуры в Азии, Америке и Африке. По мере укрепления колониальной системы и затем по мере ее краха рос уровень медицинской помощи населению.
Описание слайда:
Демографический взрыв был вызван значительным снижением смертности во второй половине 19 и особенно в 20 веке. Демографический взрыв был вызван значительным снижением смертности во второй половине 19 и особенно в 20 веке. Это – результат широкого распространения достижений европейской культуры в Азии, Америке и Африке. По мере укрепления колониальной системы и затем по мере ее краха рос уровень медицинской помощи населению.

Слайд 22





Изменение численности населения по странам
Описание слайда:
Изменение численности населения по странам

Слайд 23





Может ли возрастающее человечество себя прокормить?
30 лет тому назад, когда на Земле было 3-4 миллиарда людей,
треть человечества голодала, а десятая часть умирала ежегодно от голода.
Описание слайда:
Может ли возрастающее человечество себя прокормить? 30 лет тому назад, когда на Земле было 3-4 миллиарда людей, треть человечества голодала, а десятая часть умирала ежегодно от голода.

Слайд 24





Сможет ли человечество через 30 лет прокормить 9 млрд человек ?
Можно ли расширить с/х угодья?
Можно ли достичь этой цели путем совершенствования агротехнологий?
Каковы побочные последствия совершенствования агротехнологий?
Описание слайда:
Сможет ли человечество через 30 лет прокормить 9 млрд человек ? Можно ли расширить с/х угодья? Можно ли достичь этой цели путем совершенствования агротехнологий? Каковы побочные последствия совершенствования агротехнологий?

Слайд 25





Сколько человек можно прокормить на 1480 млн га ныне используемых пахотных земель, если на всей площади будут применены современные агротехнологии?
по американским стандартам – 
1480 млн га : 0,84 га/чел = 1 761 млн чел
по европейским возможностям- 
1480 мл га : 0,24 га чел = 6 166 млн чел
по голландским возможностям – 
1480 млн га : 0,06 га чел = 24 666 млн чел
Описание слайда:
Сколько человек можно прокормить на 1480 млн га ныне используемых пахотных земель, если на всей площади будут применены современные агротехнологии? по американским стандартам – 1480 млн га : 0,84 га/чел = 1 761 млн чел по европейским возможностям- 1480 мл га : 0,24 га чел = 6 166 млн чел по голландским возможностям – 1480 млн га : 0,06 га чел = 24 666 млн чел

Слайд 26





Демографический кризис в Российской Федерации — глубокое нарушение воспроизводства населения России, угрожающее его существованию. Появление кризиса относят к началу 1990-х годов.
Демографический кризис в Российской Федерации — глубокое нарушение воспроизводства населения России, угрожающее его существованию. Появление кризиса относят к началу 1990-х годов.
Предпосылки:
	- Первая мировая война (1914—1918), Гражданская война (1917—1922)
	- Голод в СССР 1932—1933, период коллективизации и массовых репрессий (1930—1953)
	- Вторая мировая война, депортации народов, послевоенный голод
	- Экономический кризис 1990-х годов
Описание слайда:
Демографический кризис в Российской Федерации — глубокое нарушение воспроизводства населения России, угрожающее его существованию. Появление кризиса относят к началу 1990-х годов. Демографический кризис в Российской Федерации — глубокое нарушение воспроизводства населения России, угрожающее его существованию. Появление кризиса относят к началу 1990-х годов. Предпосылки: - Первая мировая война (1914—1918), Гражданская война (1917—1922) - Голод в СССР 1932—1933, период коллективизации и массовых репрессий (1930—1953) - Вторая мировая война, депортации народов, послевоенный голод - Экономический кризис 1990-х годов

Слайд 27





Алармизм (от англ. alarmism - паника, тревога) — течение в Западной науке, представители которой акцентируют внимание на катастрофических последствиях воздействия человека на природу, нехватке природных ресурсов для дальнейшего развития человечества. Особый акцент алармизм уделяет вопросам экологии и природных катастроф. Как правило, алармизм сообщает о возможных тяжких последствиях при экологической или природной катастрофе.
Алармизм (от англ. alarmism - паника, тревога) — течение в Западной науке, представители которой акцентируют внимание на катастрофических последствиях воздействия человека на природу, нехватке природных ресурсов для дальнейшего развития человечества. Особый акцент алармизм уделяет вопросам экологии и природных катастроф. Как правило, алармизм сообщает о возможных тяжких последствиях при экологической или природной катастрофе.
Ряд исследователей считают, что алармизм давно превратился в средство управлением обществом, поскольку рядовому гражданину неизвестно какая угроза реальна, а какая надуманна
Описание слайда:
Алармизм (от англ. alarmism - паника, тревога) — течение в Западной науке, представители которой акцентируют внимание на катастрофических последствиях воздействия человека на природу, нехватке природных ресурсов для дальнейшего развития человечества. Особый акцент алармизм уделяет вопросам экологии и природных катастроф. Как правило, алармизм сообщает о возможных тяжких последствиях при экологической или природной катастрофе. Алармизм (от англ. alarmism - паника, тревога) — течение в Западной науке, представители которой акцентируют внимание на катастрофических последствиях воздействия человека на природу, нехватке природных ресурсов для дальнейшего развития человечества. Особый акцент алармизм уделяет вопросам экологии и природных катастроф. Как правило, алармизм сообщает о возможных тяжких последствиях при экологической или природной катастрофе. Ряд исследователей считают, что алармизм давно превратился в средство управлением обществом, поскольку рядовому гражданину неизвестно какая угроза реальна, а какая надуманна

Слайд 28





2. Социоэкосистемы и антропоэкосистемы
Антропосоциогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление.
Описание слайда:
2. Социоэкосистемы и антропоэкосистемы Антропосоциогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление.

Слайд 29





Концепции антропосоциогенеза: 
Креационистская концепция (от лат. сreatio – творение) модель происхождения мира и человека - создание человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога и по его всесильной воле. Человек, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей.
Эволюционная концепция. В соответствии с эволюционной теорией Дарвина считается, что 5-8 млн. лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens.
Описание слайда:
Концепции антропосоциогенеза: Креационистская концепция (от лат. сreatio – творение) модель происхождения мира и человека - создание человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога и по его всесильной воле. Человек, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей. Эволюционная концепция. В соответствии с эволюционной теорией Дарвина считается, что 5-8 млн. лет назад возникли первые гуманоидные существа, ставшие промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens.

Слайд 30





Трудовая концепция. В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе трудовой деятельности рука начинает выполнять множество других функций, появляется прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появляется членораздельная речь.
Трудовая концепция. В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе трудовой деятельности рука начинает выполнять множество других функций, появляется прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появляется членораздельная речь.
Игровая концепция. («Человек играющий» по Хейзингу) Человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.
Описание слайда:
Трудовая концепция. В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе трудовой деятельности рука начинает выполнять множество других функций, появляется прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появляется членораздельная речь. Трудовая концепция. В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе трудовой деятельности рука начинает выполнять множество других функций, появляется прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появляется членораздельная речь. Игровая концепция. («Человек играющий» по Хейзингу) Человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.

Слайд 31





Согласно психосоматической концепции (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу.
Согласно психосоматической концепции (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу.
Семиотическая концепция рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Язык определяет границы, свойства действительности и самого человека. Язык – творец культуры и человека, а не только средство общения.
Космогенетичекая концепция - на землю были занесены люди инопланетными цивилизациями, возможно для определенного опыта или еще по какому-то поводу.
Описание слайда:
Согласно психосоматической концепции (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу. Согласно психосоматической концепции (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу. Семиотическая концепция рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Язык определяет границы, свойства действительности и самого человека. Язык – творец культуры и человека, а не только средство общения. Космогенетичекая концепция - на землю были занесены люди инопланетными цивилизациями, возможно для определенного опыта или еще по какому-то поводу.

Слайд 32





Человек — существо БИОСОЦИАЛЬНОЕ
В отличие от животных, человек имеет высокоорганизованный мозг, мышление и членораздельную речь. С этим связаны умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования, способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности, заниматься самопознанием и саморазвитием, вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни. 
Биологические стороны жизни человека испытывают на себе регулирующее воздействие правил и норм культуры, выработанной в процессе исторического развития общества.
Своей деятельностью человек создаёт «вторую природу», надстроенную над естественной средой обитания. Люди, человеческое общество являются как преобразователями природы так и творцами, создателями культуры.
Описание слайда:
Человек — существо БИОСОЦИАЛЬНОЕ В отличие от животных, человек имеет высокоорганизованный мозг, мышление и членораздельную речь. С этим связаны умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования, способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности, заниматься самопознанием и саморазвитием, вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни. Биологические стороны жизни человека испытывают на себе регулирующее воздействие правил и норм культуры, выработанной в процессе исторического развития общества. Своей деятельностью человек создаёт «вторую природу», надстроенную над естественной средой обитания. Люди, человеческое общество являются как преобразователями природы так и творцами, создателями культуры.

Слайд 33





Антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих частях обладающее сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и пр. Каждая такая система характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними антропоэкосистемами (город, сельская местность).
Антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих частях обладающее сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и пр. Каждая такая система характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними антропоэкосистемами (город, сельская местность).
Описание слайда:
Антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих частях обладающее сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и пр. Каждая такая система характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними антропоэкосистемами (город, сельская местность). Антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих частях обладающее сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и пр. Каждая такая система характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними антропоэкосистемами (город, сельская местность).

Слайд 34





Основные этапы взаимодействия общества и природы (Алексеев В.П. советский антрополог, академик АН СССР, Директор Института археологии АН СССР)
Первый этап может быть назван эпохой первого экологического кризиса, т. е. начального разрушения экологического равновесия между обществом и природой. Этот кризис начался, похоже, с самых ранних этапов истории человечества и продолжался на всем протяжении развития охотничьего хозяйства.
После него человечество перешло к земледелию и скотоводству, т. е. сделало следующий шаг в освоении природной среды. Если реакция среды на первый экологический кризис имела своим последствием исчезновение крупных млекопитающих, то освоение новых земель в связи со скотоводством и земледелием привело к обезвоживанию больших массивов земель и эрозии почвы, замене степных травостоев на полупустынные и пустынные, наступлению степи на лес.
Дальше следует новый этап — создание городских поселений и сопровождающей их среды, т. е. концентрация производства в определенных районах в такой степени, что эта искусственная среда преобразовывала ландшафт, в корне меняла его, а концентрация населения и определенных видов его деятельности создавала новые ландшафтные зоны, никак не напоминавшие предшествующие.
Постепенно производство развивается до глобальных масштабов, и наступает эра грандиозных миграций вещества и энергии, охватившая весь или почти весь земной шар. 
Наконец, в современную эпоху мы имеем громадный рост численности человечества и массированную разработку новых технологий, преобразующих лицо нашей планеты в самых разнообразных аспектах.
Описание слайда:
Основные этапы взаимодействия общества и природы (Алексеев В.П. советский антрополог, академик АН СССР, Директор Института археологии АН СССР) Первый этап может быть назван эпохой первого экологического кризиса, т. е. начального разрушения экологического равновесия между обществом и природой. Этот кризис начался, похоже, с самых ранних этапов истории человечества и продолжался на всем протяжении развития охотничьего хозяйства. После него человечество перешло к земледелию и скотоводству, т. е. сделало следующий шаг в освоении природной среды. Если реакция среды на первый экологический кризис имела своим последствием исчезновение крупных млекопитающих, то освоение новых земель в связи со скотоводством и земледелием привело к обезвоживанию больших массивов земель и эрозии почвы, замене степных травостоев на полупустынные и пустынные, наступлению степи на лес. Дальше следует новый этап — создание городских поселений и сопровождающей их среды, т. е. концентрация производства в определенных районах в такой степени, что эта искусственная среда преобразовывала ландшафт, в корне меняла его, а концентрация населения и определенных видов его деятельности создавала новые ландшафтные зоны, никак не напоминавшие предшествующие. Постепенно производство развивается до глобальных масштабов, и наступает эра грандиозных миграций вещества и энергии, охватившая весь или почти весь земной шар. Наконец, в современную эпоху мы имеем громадный рост численности человечества и массированную разработку новых технологий, преобразующих лицо нашей планеты в самых разнообразных аспектах.

Слайд 35





Агроэкосистема (агробиогеоценоз) - сознательно спланированные человеком территории, на которых сбалансировано получение сельскохозяйственной продукции и возврат её составляющих на поля. В правильно спланированные агроэкосистемы, кроме пашен, входят пастбища или луга и животноводческие комплексы. Элементы питания растений, изъятые с полей вместе с урожаем возвращаются в систему биологического круговорота вместе с органическими и минеральными удобрениями.
Агроэкосистема (агробиогеоценоз) - сознательно спланированные человеком территории, на которых сбалансировано получение сельскохозяйственной продукции и возврат её составляющих на поля. В правильно спланированные агроэкосистемы, кроме пашен, входят пастбища или луга и животноводческие комплексы. Элементы питания растений, изъятые с полей вместе с урожаем возвращаются в систему биологического круговорота вместе с органическими и минеральными удобрениями.
Урбоэкосистема - искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда. Сюда относятся города, посёлки и урбанизированные людьми участки земли.
Техноэкосистема – природная система, существенно преобразованная влиянием хозяйственной деятельности человека; преобразование природной системы - результат научно-технической революции, вызванной бурным прогрессом науки и технологии.
Описание слайда:
Агроэкосистема (агробиогеоценоз) - сознательно спланированные человеком территории, на которых сбалансировано получение сельскохозяйственной продукции и возврат её составляющих на поля. В правильно спланированные агроэкосистемы, кроме пашен, входят пастбища или луга и животноводческие комплексы. Элементы питания растений, изъятые с полей вместе с урожаем возвращаются в систему биологического круговорота вместе с органическими и минеральными удобрениями. Агроэкосистема (агробиогеоценоз) - сознательно спланированные человеком территории, на которых сбалансировано получение сельскохозяйственной продукции и возврат её составляющих на поля. В правильно спланированные агроэкосистемы, кроме пашен, входят пастбища или луга и животноводческие комплексы. Элементы питания растений, изъятые с полей вместе с урожаем возвращаются в систему биологического круговорота вместе с органическими и минеральными удобрениями. Урбоэкосистема - искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда. Сюда относятся города, посёлки и урбанизированные людьми участки земли. Техноэкосистема – природная система, существенно преобразованная влиянием хозяйственной деятельности человека; преобразование природной системы - результат научно-технической революции, вызванной бурным прогрессом науки и технологии.

Слайд 36





3. Экология и социальные подсистемы 
Политическая экология (POLITICAL ECOLOGY) - исследование отношений политической системы к окружающей среде. 
Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Описание слайда:
3. Экология и социальные подсистемы Политическая экология (POLITICAL ECOLOGY) - исследование отношений политической системы к окружающей среде. Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Слайд 37






Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Промышленная экология — прикладная наука о взаимодействии промышленности (как отдельных предприятий, так и техносферы) и окружающей среды, и наоборот — влияние условий природной среды на функционирование предприятий их комплексов.
Описание слайда:
Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Промышленная экология — прикладная наука о взаимодействии промышленности (как отдельных предприятий, так и техносферы) и окружающей среды, и наоборот — влияние условий природной среды на функционирование предприятий их комплексов.

Слайд 38





Экологическое нормирование качества окружающей среды. 
В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. При этом подвоздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду.
Описание слайда:
Экологическое нормирование качества окружающей среды. В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. При этом подвоздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду.

Слайд 39





Порог вредного действия - это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. 
Порог вредного действия - это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. 
Предельно допустимые концентрации (ПДК) - нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.
Временно допустимые концентрации (ВДК) - полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года.
Описание слайда:
Порог вредного действия - это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Порог вредного действия - это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Предельно допустимые концентрации (ПДК) - нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства. Временно допустимые концентрации (ВДК) - полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года.

Слайд 40






Биотехнология — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.
Описание слайда:
Биотехнология — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.

Слайд 41





5. Концепция устойчивого развития 
Устойчивое развитие мирового сообщества (УР) — развитие цивилизации, отвечающее потребностям ныне живущих людей, не лишающее будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности; предполагает  стабилизацию народонаселения и определённые ограничения в области эксплуатации ресурсов, связанные с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности; понятие, появившееся в 1980 г. в докладе «Всемирная стратегия охраны природы», представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов»; вошло в обиход после публикации доклада «Наше общее будущее» (1987), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию. Основные положения устойчивого развития цивилизации — согласованное развитие общества и природы, преодоление конфликта между экологическими, социальными и экономическими составляющими общества, ориентация на черты постматериальной цивилизации (духовность, нравственность, гуманизм, здоровье, качество жизни, профессионализм), ориентация на диалог и сотрудничество, творчество, понимание своей роли в природе и ответственности, приходящей на смену обществу потребления за её восстановление, сохранение для будущих поколений.
Описание слайда:
5. Концепция устойчивого развития Устойчивое развитие мирового сообщества (УР) — развитие цивилизации, отвечающее потребностям ныне живущих людей, не лишающее будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности; предполагает стабилизацию народонаселения и определённые ограничения в области эксплуатации ресурсов, связанные с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности; понятие, появившееся в 1980 г. в докладе «Всемирная стратегия охраны природы», представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов»; вошло в обиход после публикации доклада «Наше общее будущее» (1987), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию. Основные положения устойчивого развития цивилизации — согласованное развитие общества и природы, преодоление конфликта между экологическими, социальными и экономическими составляющими общества, ориентация на черты постматериальной цивилизации (духовность, нравственность, гуманизм, здоровье, качество жизни, профессионализм), ориентация на диалог и сотрудничество, творчество, понимание своей роли в природе и ответственности, приходящей на смену обществу потребления за её восстановление, сохранение для будущих поколений.

Слайд 42





Понятие устойчивого развития (sustainable development) (1992)
УР - это «такое развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» 
Источник: Наше общее будущее, С.50.
Описание слайда:
Понятие устойчивого развития (sustainable development) (1992) УР - это «такое развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» Источник: Наше общее будущее, С.50.

Слайд 43





По существу в настоящее время устойчивое развитие человечества  понимается как:
сбалансированное развитие общества, которое старается предвидеть новые противоречия и решить существующие, на основе согласования своих потребностей со способностью биосферы оставаться в устойчивом состоянии и сохранять жизненно важные ресурсы для будущих поколений.
Описание слайда:
По существу в настоящее время устойчивое развитие человечества понимается как: сбалансированное развитие общества, которое старается предвидеть новые противоречия и решить существующие, на основе согласования своих потребностей со способностью биосферы оставаться в устойчивом состоянии и сохранять жизненно важные ресурсы для будущих поколений.

Слайд 44





В таком понимании УР предстает
не в качестве заманчивой цели в будущем, а в виде способа существования в настоящем, вне зависимости от уровня благосостояния и образованности народа и его экономического потенциала.
Описание слайда:
В таком понимании УР предстает не в качестве заманчивой цели в будущем, а в виде способа существования в настоящем, вне зависимости от уровня благосостояния и образованности народа и его экономического потенциала.

Слайд 45





Концепция УР направлена на такое решение сегодняшних проблем, в результате которого можно избежать новых осложнений в будущем. 
Концепция УР направлена на такое решение сегодняшних проблем, в результате которого можно избежать новых осложнений в будущем.
Описание слайда:
Концепция УР направлена на такое решение сегодняшних проблем, в результате которого можно избежать новых осложнений в будущем. Концепция УР направлена на такое решение сегодняшних проблем, в результате которого можно избежать новых осложнений в будущем.

Слайд 46





Три основных области реализации устойчивого развития:
Экологическая – область природопользования
Экономическая – финансово-хозяйственный баланс
Социальная – сбалансированное удовлетворение потребностей и ожиданий населения
Описание слайда:
Три основных области реализации устойчивого развития: Экологическая – область природопользования Экономическая – финансово-хозяйственный баланс Социальная – сбалансированное удовлетворение потребностей и ожиданий населения

Слайд 47





Концепция устойчивого развития принята в форме:
Декларации Рио – «Декларации по окружающей среде и развитию»:
   свод 27 принципов
Описание слайда:
Концепция устойчивого развития принята в форме: Декларации Рио – «Декларации по окружающей среде и развитию»: свод 27 принципов

Слайд 48





Содержание Повестки дня на XXI век
Раздел I. Социальные и экономические аспекты 
Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах и соответствующая национальная политика 
Борьба с нищетой 
Изменение структур потребления 
Динамика населения и устойчивое развитие 
Охрана и укрепление здоровья человека 
Содействие устойчивому развитию населенных пунктов 
Учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений
Описание слайда:
Содержание Повестки дня на XXI век Раздел I. Социальные и экономические аспекты Международное сотрудничество в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах и соответствующая национальная политика Борьба с нищетой Изменение структур потребления Динамика населения и устойчивое развитие Охрана и укрепление здоровья человека Содействие устойчивому развитию населенных пунктов Учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия решений

Слайд 49





Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития 
Защита атмосферы 
Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов 
Борьба с обезлесением 
Рациональное использование уязвимых экосистем: борьба с опустыниванием и засухой 
Рациональное использование уязвимых экосистем: устойчивое развитие горных районов 
Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов 
Сохранение биологического разнообразия 
Экологически безопасное использование биотехнологии
Описание слайда:
Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития Защита атмосферы Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов Борьба с обезлесением Рациональное использование уязвимых экосистем: борьба с опустыниванием и засухой Рациональное использование уязвимых экосистем: устойчивое развитие горных районов Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов Сохранение биологического разнообразия Экологически безопасное использование биотехнологии

Слайд 50





Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов 
Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов 
Сохранение качества ресурсов пресной воды и снабжение ею: применение комплексных подходов к освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и водопользованию 
Экологически безопасное управление использованием токсичных химических веществ, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов 
Экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных отходов 
Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные с очисткой сточных вод 
Безопасное и экологически обоснованное удаление радиоактивных отходов
Описание слайда:
Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов Сохранение качества ресурсов пресной воды и снабжение ею: применение комплексных подходов к освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и водопользованию Экологически безопасное управление использованием токсичных химических веществ, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов Экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных отходов Экологически безопасное удаление твердых отходов и вопросы, связанные с очисткой сточных вод Безопасное и экологически обоснованное удаление радиоактивных отходов

Слайд 51





Раздел III. Укрепление роли основных групп населения. 
Глобальные действия в интересах женщин в целях обеспечения устойчивого и справедливого развития 
Учет интересов детей и молодежи в процессе обеспечения устойчивого развития 
Признание и укрепление роли коренных народов и местных общин 
Укрепление роли неправительственных организаций: партнеры в процессе обеспечения устойчивого развития 
Инициативы местных властей в поддержку Повестки дня на 21 век 
Укрепление роли трудящихся и их профсоюзов 
Укрепление роли деловой деятельности и промышленности 
Научные и технические круги 
Усиление роли фермеров
Описание слайда:
Раздел III. Укрепление роли основных групп населения. Глобальные действия в интересах женщин в целях обеспечения устойчивого и справедливого развития Учет интересов детей и молодежи в процессе обеспечения устойчивого развития Признание и укрепление роли коренных народов и местных общин Укрепление роли неправительственных организаций: партнеры в процессе обеспечения устойчивого развития Инициативы местных властей в поддержку Повестки дня на 21 век Укрепление роли трудящихся и их профсоюзов Укрепление роли деловой деятельности и промышленности Научные и технические круги Усиление роли фермеров

Слайд 52





Раздел IV. Средства осуществления 
Финансовые ресурсы и механизмы 
Передача экологически чистой технологии, сотрудничество и создание потенциала 
Наука в целях устойчивого развития 
Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров 
Национальные механизмы и международное сотрудничество в целях создания потенциала в развивающихся странах 
Международные организационные механизмы 
Международные правовые документы и механизмы
Информация для принятия решений
Описание слайда:
Раздел IV. Средства осуществления Финансовые ресурсы и механизмы Передача экологически чистой технологии, сотрудничество и создание потенциала Наука в целях устойчивого развития Содействие просвещению, информированию населения и подготовке кадров Национальные механизмы и международное сотрудничество в целях создания потенциала в развивающихся странах Международные организационные механизмы Международные правовые документы и механизмы Информация для принятия решений

Слайд 53





Концепция УР в России была воспринята  неодобрительно. Почему?
Исторически совпало с периодом развала Советского Союза
Напоминало идеалистические обещания «Программы построения коммунизма»
Не соответствовало представлениям об огромной сложности разработки «теории устойчивости систем»
Неправильный перевод термина Sustainable – это скорее «Сбалансированное развитие»
Описание слайда:
Концепция УР в России была воспринята неодобрительно. Почему? Исторически совпало с периодом развала Советского Союза Напоминало идеалистические обещания «Программы построения коммунизма» Не соответствовало представлениям об огромной сложности разработки «теории устойчивости систем» Неправильный перевод термина Sustainable – это скорее «Сбалансированное развитие»

Слайд 54





Откуда взялся принцип «устойчивого развития»?
Насколько он серьезен?
1945 – Создание Организации Объединенных Наций 
Основная цель ООН – не допустить следующей Мировой войны:
Предвидеть опасные противоречия 
Не допускать конфронтации
Разрабатывать механизмы мирного решения межгосударственных проблем
т.е. способствовать сбалансированному развитию человечества
Описание слайда:
Откуда взялся принцип «устойчивого развития»? Насколько он серьезен? 1945 – Создание Организации Объединенных Наций Основная цель ООН – не допустить следующей Мировой войны: Предвидеть опасные противоречия Не допускать конфронтации Разрабатывать механизмы мирного решения межгосударственных проблем т.е. способствовать сбалансированному развитию человечества

Слайд 55





В 1967 году вице-президент итальянской фирмы "Оливетти" 
В 1967 году вице-президент итальянской фирмы "Оливетти" 
Аурелио Печчеи (1908-1984) стал инициатором  создания
 “Римского клуба”
Описание слайда:
В 1967 году вице-президент итальянской фирмы "Оливетти" В 1967 году вице-президент итальянской фирмы "Оливетти" Аурелио Печчеи (1908-1984) стал инициатором создания “Римского клуба”

Слайд 56





«Римский клуб» заказал ведущему специалисту по моделированию сложных систем Джею Форрестеру прогноз развития человечества с учетом известных ресурсов
«Римский клуб» заказал ведущему специалисту по моделированию сложных систем Джею Форрестеру прогноз развития человечества с учетом известных ресурсов
Отчет Римскому клубу получил название «Пределы роста»
Описание слайда:
«Римский клуб» заказал ведущему специалисту по моделированию сложных систем Джею Форрестеру прогноз развития человечества с учетом известных ресурсов «Римский клуб» заказал ведущему специалисту по моделированию сложных систем Джею Форрестеру прогноз развития человечества с учетом известных ресурсов Отчет Римскому клубу получил название «Пределы роста»

Слайд 57





В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о созыве в 1972 году в Стокгольме первой «Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды».
В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о созыве в 1972 году в Стокгольме первой «Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды».
В 1971 г. – представлен Доклад Римского Клуба и его популярное изложение в книжке «Пределы роста» (автор Д. Медоуз)
Описание слайда:
В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о созыве в 1972 году в Стокгольме первой «Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды». В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о созыве в 1972 году в Стокгольме первой «Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды». В 1971 г. – представлен Доклад Римского Клуба и его популярное изложение в книжке «Пределы роста» (автор Д. Медоуз)

Слайд 58





	Возникновению и разработке концепции устойчивого развития во многом способствовала деятельность, проводившаяся в рамках Римского клуба. Большой толчок в этом направлении дала нашумевшая работа "Пределы роста", привлекшая самое обширное внимание к глобальным экологическим проблемам.
	Возникновению и разработке концепции устойчивого развития во многом способствовала деятельность, проводившаяся в рамках Римского клуба. Большой толчок в этом направлении дала нашумевшая работа "Пределы роста", привлекшая самое обширное внимание к глобальным экологическим проблемам.
Описание слайда:
Возникновению и разработке концепции устойчивого развития во многом способствовала деятельность, проводившаяся в рамках Римского клуба. Большой толчок в этом направлении дала нашумевшая работа "Пределы роста", привлекшая самое обширное внимание к глобальным экологическим проблемам. Возникновению и разработке концепции устойчивого развития во многом способствовала деятельность, проводившаяся в рамках Римского клуба. Большой толчок в этом направлении дала нашумевшая работа "Пределы роста", привлекшая самое обширное внимание к глобальным экологическим проблемам.

Слайд 59





Прогноз динамики развития человечества с учетом ряда ключевых характеристик: численности, производства продуктов питания, минеральных ресурсов, загрязнения окружающей среды
Описание слайда:
Прогноз динамики развития человечества с учетом ряда ключевых характеристик: численности, производства продуктов питания, минеральных ресурсов, загрязнения окружающей среды

Слайд 60





Стокгольмская декларация 1972 г.
Принцип 1.   Человек   имеет   основное  право  на  свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. …….
Принцип 2.  Природные ресурсы Земли,  включая воздух, землю, флору и фауну, ..., должны быть сохранены на благо нынешнего и будущего поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.
Принцип 3.  Способность Земли  производить жизненно важные восполняемые ресурсы должна поддерживаться, а там, где это практически желательно и осуществимо, восстанавливаться и улучшаться.
Принцип 5. Невосполняемые ресурсы Земли должны разрабатываться  таким  образом,  чтобы  обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество.
Описание слайда:
Стокгольмская декларация 1972 г. Принцип 1. Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. ……. Принцип 2. Природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, ..., должны быть сохранены на благо нынешнего и будущего поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости. Принцип 3. Способность Земли производить жизненно важные восполняемые ресурсы должна поддерживаться, а там, где это практически желательно и осуществимо, восстанавливаться и улучшаться. Принцип 5. Невосполняемые ресурсы Земли должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество.

Слайд 61





Продолжение
Принцип 6. Введение в окружающую среду токсических веществ или других веществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их, должны быть прекращены.
Принцип 14. Рациональное планирование является важным средством урегулирования любого несоответствия между потребностями развития и потребностями охраны и улучшения окружающей среды.
Принцип 16. В тех районах, где быстрые темпы роста или слишком большая плотность населения могут отрицательно сказаться на окружающей человека среде или темпах развития, а также в тех районах, где низкая плотность населения может создавать препятствия в деле улучшения окружающей человека среды или в деле развития, необходимо проводить демографическую политику, не ущемляющую основных прав человека, политику, которую заинтересованные правительства сочтут целесообразной
Описание слайда:
Продолжение Принцип 6. Введение в окружающую среду токсических веществ или других веществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их, должны быть прекращены. Принцип 14. Рациональное планирование является важным средством урегулирования любого несоответствия между потребностями развития и потребностями охраны и улучшения окружающей среды. Принцип 16. В тех районах, где быстрые темпы роста или слишком большая плотность населения могут отрицательно сказаться на окружающей человека среде или темпах развития, а также в тех районах, где низкая плотность населения может создавать препятствия в деле улучшения окружающей человека среды или в деле развития, необходимо проводить демографическую политику, не ущемляющую основных прав человека, политику, которую заинтересованные правительства сочтут целесообразной

Слайд 62





Результаты Стокгольмской конференции ООН
Принятие Декларации принципов
Создание специальной Программы по окружающей среды  ООН (ЮНЭП) для регулирования рационального природопользования
Признание необходимости планирования экономического развития
Осуждение военного противостояния
Признание принципа равенства людей
Признание права людей на социальные свободы, образование, работу
Описание слайда:
Результаты Стокгольмской конференции ООН Принятие Декларации принципов Создание специальной Программы по окружающей среды ООН (ЮНЭП) для регулирования рационального природопользования Признание необходимости планирования экономического развития Осуждение военного противостояния Признание принципа равенства людей Признание права людей на социальные свободы, образование, работу

Слайд 63





Международная комиссия по окружающей среде и развитию» (комиссия Гру Харлем Брундтланд) 1984-1987
Доклад «Наше общее будущее» 1987

"устойчивое развитие" (sustainable development), под которым стали понимать в формулировке Комиссии Брундтланд, такую модель движении вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.
Описание слайда:
Международная комиссия по окружающей среде и развитию» (комиссия Гру Харлем Брундтланд) 1984-1987 Доклад «Наше общее будущее» 1987 "устойчивое развитие" (sustainable development), под которым стали понимать в формулировке Комиссии Брундтланд, такую модель движении вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.

Слайд 64





В России парадигма УР 
представлена в:
«Концепции перехода РФ к устойчивому развитию» (1996); 

«Экологической доктрине РФ» (2002) и 

в обновленной редакции «Закона РФ об охране окружающей среды» (2002).
Описание слайда:
В России парадигма УР представлена в: «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию» (1996); «Экологической доктрине РФ» (2002) и в обновленной редакции «Закона РФ об охране окружающей среды» (2002).

Слайд 65





Реализация «Концепции устойчивого развития» в мире
Разработка Национальных стратегий Устойчивого развития (УР) до 1996 г.
Помощь Глобального экологического фонда, созданного в 1991 году
Разработка более жестких стандартов, контролирующих антропогенное воздействие
Принятие международных конвенций по главным вопросам выходящим за рамки национальной компетенции
Разработка Индикаторов устойчивого развития
Внедрение процедуры добровольной проверки - экологического аудита
Описание слайда:
Реализация «Концепции устойчивого развития» в мире Разработка Национальных стратегий Устойчивого развития (УР) до 1996 г. Помощь Глобального экологического фонда, созданного в 1991 году Разработка более жестких стандартов, контролирующих антропогенное воздействие Принятие международных конвенций по главным вопросам выходящим за рамки национальной компетенции Разработка Индикаторов устойчивого развития Внедрение процедуры добровольной проверки - экологического аудита

Слайд 66





В 1972 году Конференция ООН в Стокгольме.(Создание программы ООН по окружающей среде)
В 1972 году Конференция ООН в Стокгольме.(Создание программы ООН по окружающей среде)
Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. 
В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах.
Описание слайда:
В 1972 году Конференция ООН в Стокгольме.(Создание программы ООН по окружающей среде) В 1972 году Конференция ООН в Стокгольме.(Создание программы ООН по окружающей среде) Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах.

Слайд 67





В октябре 1991 вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля — Стратегия устойчивой жизни». В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. 
В октябре 1991 вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля — Стратегия устойчивой жизни». В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. 
В 1992 г. – в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) с участием 17 тыс. чел. из 178 государств, на которой выступили более 100 глав государств и правительств. Была принята Декларация, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения цивилизацией устойчивого развития 
В 2002 году Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию  подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля.
Описание слайда:
В октябре 1991 вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля — Стратегия устойчивой жизни». В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. В октябре 1991 вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля — Стратегия устойчивой жизни». В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. В 1992 г. – в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) с участием 17 тыс. чел. из 178 государств, на которой выступили более 100 глав государств и правительств. Была принята Декларация, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения цивилизацией устойчивого развития В 2002 году Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля.

Слайд 68





Образование для устойчивого развития. 
Цель образования для устойчивого развития - помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.
Содержание образования. В рамках любого учебного предмета и в организации воспитательной работы возможно опираться на основные содержательные линии образования для устойчивого развития, например:
	- Взаимосвязи - в обществе, экономике и природе.
	- Гражданственность, права и ответственность человека.
	- Потребности и права будущих поколений.
	- Разнообразие - культурное, социальное и биологическое.
	- Качество жизни, равноправие и социальная справедливость.
	- "Устойчивые" изменения - развитие в рамках способности экосистем.
	- Будущее - прогнозируемое и непредсказуемое.
Описание слайда:
Образование для устойчивого развития. Цель образования для устойчивого развития - помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Содержание образования. В рамках любого учебного предмета и в организации воспитательной работы возможно опираться на основные содержательные линии образования для устойчивого развития, например: - Взаимосвязи - в обществе, экономике и природе. - Гражданственность, права и ответственность человека. - Потребности и права будущих поколений. - Разнообразие - культурное, социальное и биологическое. - Качество жизни, равноправие и социальная справедливость. - "Устойчивые" изменения - развитие в рамках способности экосистем. - Будущее - прогнозируемое и непредсказуемое.

Слайд 69






Ключевые понятия концепции – экологическая культура, экологическая грамотность, экологическое мышление, экологическая этика, устойчивое развитие, императивы (экологические, правовые, этические), принцип предосторожности, экологическая безопасность. 
Экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР) рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции  естественнонаучных, гуманитарных, технических предметов.
 
ЭОУР выполняет межпредметную функцию, способствуя формированию системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, которые рассматриваются в качестве результативно-целевой основы современного образования.
Описание слайда:
Ключевые понятия концепции – экологическая культура, экологическая грамотность, экологическое мышление, экологическая этика, устойчивое развитие, императивы (экологические, правовые, этические), принцип предосторожности, экологическая безопасность. Экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР) рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических предметов. ЭОУР выполняет межпредметную функцию, способствуя формированию системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, которые рассматриваются в качестве результативно-целевой основы современного образования.

Слайд 70


Социальная экология и концепция устойчивого развития. (Лекция 5), слайд №70
Описание слайда:



Похожие презентации
Mypresentation.ru
Загрузить презентацию